Дух экстаза. История знаменитой статуэтки
Откуда пришло веяние устанавливать на капот автомобиля фигурку в качестве эмблемы? Возможно это еще с тех времен, когда самую выступающую часть кораблей украшали рострами — носовые фигурами. Для корабля это был очень важный элемент. Даже в древнем Риме победители в качестве трофея снимали с поверженных кораблей ростры, символизирующие защиту или благосклонность богов.
Вот так и фигурки на радиаторах стали позиционировать, как некий оберег или самовыражения владельца. Как бы там ни было, но во все времена существовала мода украшать автомобили носовыми скульптурками, маскотами. Однако Генри Ройс, презирал это увлечение и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки с фигуркой на капоте.
Первая фигурка на капоте Rolls-Royce появилась в 1911 году.
По заказу барона Монтегю его товарищ, скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак».
Вот почему фигурку Rolls Royce невозможно украсть
Барон был известным, красивым и состоятельным. Он был энтузиастом автомобильной техники и близким другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса — основателей компании Rolls-Royce.
У барона Монтегю был любимый автомобиль и любимая женщина. Так он и придумал разместить на капоте своего Rolls-Royce женскую фигурку, моделью для которой выбрал красивейшую девушку, свою секретаршу и любовницу – Элеонору Веласко Торнтон.
И вот на улицах Лондона появился автомобиль с прекрасной статуэткой в виде полуобнаженной женщины с откинутыми назад руками вразвевающемся от ветра одеянии. Многие не оценили поступка и сочли его легкомысленной прихотью барона.
Жон Монтегю был представителем высшего света Англии. На своем Rolls-Royce он возил короля Эдуарда, и именно его автомобиль с двойным «R» первым в истории марки въехал в ворота английского парламента.
Позже скульптурка настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование маскота для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество разных имен. Среди них — «Дух экстаза», «Дух восторга», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и даже одно забавное прозвище «Элли в ночнушке».
Сначала «Дух экстаза» предлагалась как опция, а позднее — серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Позже сам согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкость линии и силуэт автомобиля.
ТОП-5 ФИШЕК Rolls-Royce! Проверяем популярные мифы про Роллс-Ройс!
Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой.
До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. Первые статуэтки были вылиты из баббита, позже — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливались фигурки из серебра, золота и даже из калённого стекла с подсветкой. Все фигурки полировались вручную молотыми черешневыми косточками.
Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что по мусульманским законам женщина не имела права идти впереди мужчины.
Возвращаясь к истории Элеонор и барона, скажем, что их роман был недолгим. В 1915 году влюбленные решили посетить Индию, выбрав для путешествия корабль «Персия».
30 ноября германская подводная лодка атаковала судно. Последствия оказались трагическими: судно стало стремительно тонуть. Экипажу не хватило времени даже спустить на воду шлюпки. На корабле находился 501 человек, и 330 не успели спастись. Барона Монтегю спасло чудо, а Элеонора Торнтон погибла.
Но Имя Элеонор, благодаря барону, останется в истории навсегда, а ее облик теперь неразрывно связан с легендарным автомобилем.
ИсточникДух экстаза — главный символ автомобилей Rolls-Royce
Все вы наверняка знаете, что капот автомобилей Rolls-Royce украшает статуэтка «Дух экстаза», выполненная в форме женщины, тело которой наклонено вперёд, а руки вытянуты за спину и покрыты развевающейся мантией, имитирующей крылья.
А знаете ли вы, кто создатель этой статуэтки и как она появилась на автомобилях Rolls-Royce? Не знаете? Тогда устраивайте по удобнее и читайте.
История статуэтки «Дух экстаза»
И так, история статуэтки «Дух экстаза» началась в 1909 году, когда барон Джон Дуглас-Скотт-Монтегю, основатель и главный редактор британского автомобильного журнала The Car Illustrated, обратился к скульптору Чарльзу Сайксу, чтобы тот сделал украшение для капота его автомобиля Rolls-Royce Silver Ghost.
Скульптор согласился, а в качестве модели выбрал Элеонору Веласко Торнтон, которая являлась секретарём барона Джона Дугласа-Скотта-Монтегю и по совместительству его любовницей.
Чарльз Сайкс изобразил Элеонору Веласко Торнтон стоящей с приподнятой ногой в развевающейся за её спиной мантии и держащей у губ указательный палец, что символизировало тайну любви между ней и бароном Джоном Дугласом-Скоттом-Монтегю. Эта статуэтка получила название «Шёпот» и выглядела она вот так:
Статуэтка на капоте автомобиля барона Джона Дугласа-Скотта-Монтегю очень понравилась другим владельцам автомобилей Rolls-Royce, после чего они тоже начали украшать их подобными аксессуарами, что в итоге очень обеспокоило Клода Джонсона, генерального директора Rolls-Royce, считающего подобного рода украшательства оскорблением Rolls-Royce.
Чтобы отвадить владельцев автомобилей Rolls-Royce украшать их чем попало, Клод Джонсон решил, что отныне Rolls-Royce будет сам украшать капоты своих автомобилей и обратился за помощью в создании такого украшательства к тому самому скульптору Чарльзу Сайксу, которого ему посоветовал тот самый барон Джон Дуглас-Скотт-Монтегю, являющийся другом Чарльза Роллса и Генри Ройса, основателей Rolls-Royce.
По замыслу Клода Джонсона капот автомобилей Rolls-Royce должна была украшать статуэтка крылатой древнегреческой богини победы Ники, но Чарльз Сайкс не стал с этим заморачиваться и просто модернизировал сделанную им ранее для барона Джона Дугласа-Скотта-Монтегю статуэтку «Шёпот».
Получившуюся статуэтку Чарльз Сайкс назвал «Дух скорости», однако это был не окончательный вариант. Окончательный вариант, получивший известное всем название «Дух экстаза», Чарльз Сайкс показал Клоду Джонсону 6 февраля 1911 года и с тех пор именно эта статуэтка украшает капоты автомобилей Rolls-Royce.
Интересные факты о статуэтке «Дух экстаза»
Первые статуэтки отливались из баббита, антифрикционного сплава на основе олова с добавлением свинца или сурьмы.
Высота первых статуэток составляла 7 дюймов (17,78 сантиметров) и со временем уменьшалась. С 2003 года стандартная высота всех статуэток составляет 3,94 дюйма (10,01 сантиметра).
До 1920 года статуэтка была дополнительной опцией и только после 1920 года её начали устанавливать на капоты всех автомобилей Rolls-Royce.
В 1934 году специально для автомобилей Rolls-Royce Silver Dawn, Rolls-Royce Phantom IV и Rolls-Royce Silver Wraith Чарльзом Сайксом была изготовлена статуэтка стоящая на коленях.
До 1939 года все статуэтки для автомобилей Rolls-Royce изготавливались вручную лично Чарльзом Сайксом.
Изготавливать самостоятельно статуэтки компания Rolls-Royce начала в 1948 году.
До 1951 года на постаменте каждой статуэтки делалась надпись «Charles Sykes, February 1911». Исключением являются упомянутые выше статуэтки стоящие на коленях, на постаменте которых делалась надпись «C. Sykes, 26.1.34».
По желанию клиента статуэтку могут покрыть серебром, золотом или драгоценными камнями.
Самая дорогая статуэтка была изготовлена в 2011 году, а её стоимость составила 250 000 американских долларов, что сопоставимо со стоимостью нового автомобиля Rolls-Royce Phantom.
Статуэтки оснащены антивандальной защитой и при малейшем касании специальная пружина втягивает их внутрь.
В 1970-х годах в некоторых европейских странах по соображениям безопасности запретили продажу автомобилей Rolls-Royce со статуэткой на капоте, а в Швейцарии каждому покупателю Rolls-Royce её вручают отдельно от автомобиля в качестве сувенира.
С 2013 года у владельцев автомобилей Rolls-Royce появилась возможность заменить статуэтку со стандартной металлической на полупрозрачную, которая оснащена подсветкой и светится в темноте. Стоимость этой дополнительной опции составляет 3 500 британских фунтов стерлингов или около 6 000 американских долларов.
В 2020 году правительство Европейского союза (ЕС) официально запретило на территории стран членов ЕС продажу и эксплуатацию автомобилей Rolls-Royce с полупрозрачными светящимися статуэтками на капоте, так как это нарушает установленные в 2016 году Европейской экономической комиссией правила оснащения транспортных средств устройствами освещения и световой сигнализации.
В 2022 году специально для будущих электромобилей Rolls-Royce была разработана новая статуэтка «Дух экстаза», которая по размеру немного меньше предыдущей и обладает улучшенной аэродинамической формой.
Источник