Роспись золотом или серебром

В хохломском промысле для росписи посуды в VXII веке применялся порошок из этого метала? Какого?

комментировать
в избранное
11 ответов:
Masha­ nya [280K]
7 лет назад

Хохлома родилась в XVII веке недалеко от Нижнего Новгорода и является одним из старинных русских народных промыслов.

Хохломская роспись представляет собой роспись посуды и мебели (деревянной), которая выполняется чёрным или красным цветом (совсем редко — зелёным) по золотистому фону.

Но этот золотистый фон не имеет ничего общего с золотом. Он получается из серебристого оловянного порошка.

Именно поэтому мы и выбираем третий вариант ответа на этот конкурсный вопрос, а именно: С) олово.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Viole­ t a [217K]
7 лет назад

В хохломской роспись, для придания золотого эффекта используется далека не золото. Мастера втирают в грунт металлическую крошку, она просвечивается через обожжённый лак и даёт такой золотистый эффект. Сейчас используется крошка из алюминия, но в 17 веке алюминия не было и мастерам приходилось использовать олово.

Рыбки с цветной росписью, с золотом и серебром

Выбираем ответ С) — олово.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
lady v [640K]
7 лет назад

Хохломская роспись, которая кажется золотой, на самом деле не имеет к золоту никакого отношения, а эффект позолоты создает просвечивающий через обожженный лак слой металлической крошки, которую мастера втирают в грунт изделия. Современная технология изготовления этих изделий отличается от той, что использовали мастера 17 века использованием для втирания алюминия. Если сейчас этот металл достаточно дешев и распространен, то в 17 веке алюминия просто не могло быть — он был впервые получен в веке 19. Поэтому хохломские мастера использовали для своих изделий другой дешевый и распространенный в те времена металл — Олово.

Верный ответ С — Олово.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Техника и технология росписи Шекснинская золоченка

Я русский

По цветовой гамме и манере письма шекснинская золочёнка напоминает хохломскую роспись («Кудрина»). К числу общих источников этих росписей следует отнести древнерусскую иконопись, книжную миниатюру и технологию золочения деревянных изделий. В Древней Руси использовался приём «вызолачивания» изделий. Мастера в целях экономии золота покрывали поверхности изделия серебром, а за тем олифой, приготовленной специальным образом на основе льняного масла. Под такой защитой плёнкой серебро отливало золотом.

Читайте также:
Как накрасить глаза серебряным карандашом

В хохломской росписи на обработанную деревянную поверхность наносили вместо серебра олово, а впоследствии алюминиевый порошок. Роспись производилась масляными красками. После высыхания изделие покрывалось олифой и подвергалось термообработке. Под действием высокой температуры олифа приобретала жёлтый оттенок, придавая серебряному слою золотое свечение. При изготовлении Шекснинской золочёнки применялась технология, во многом схожая с хохломской.

Лайфхак от 585*Золотой! Что вам больше идёт? Золото или серебро?

На подготовленную, загрунтованную и покрытую красным фоном поверхность прялки наносился золотой узор. По мнению научного сотрудника ВГИАХМЗ С. Д. Оленева, нанесение золота могло производиться следующими способами:

  • «золочение» или нанесение на поверхности» произведения листового сусального золота или серебра. «Двойник», представляющий собой тончайшие листки золота, нанесённого по серебру, использовался в иконописи с XVI в.
  • роспись растворенным золотом, краской из порошка золота, затёртых на клеевом связующем. Возможно, что золотой узор наносился на прялки теми же способами, что и иконописное золочение.
  • роспись бронзовой пастой с помощью кисти или пера.

Правильно разведённая льняным маслом паста хорошо сходит с пера в виде тонкой рельефной линии. В целях экономии золота могли наносить узор творёным серебром, а возможно, и оловом. После высыхания делали разживку, прописывая чёрным цветом элементы росписи, изделие сушили и покрывали олифой. Высохшая олифа имела жёлтый цвет, и поэтому изделие, подсвеченное изнутри серебром, казалось золотым. На современном этапе с появлением новых материалов и необходимостью серийного производства изделий стала возможна вариантность разработки технологического процесса росписи.

На Вологодском заводе опытных художественных изделий мастером росписи по дереву Е.О. Лукичёвой была разработана следующая технология изготовления изделий с Шекснинской золочёнкой.

  1. Деревянная форма шлифуется наждачной бумагой.
  2. Предварительно дефекты древесины заделываются шпаклёвкой.
  3. Поверхность фушуется клеем ПВА, разведённым водой 1/1.
  4. После сушки изделие ещё раз обрабатывается мелкозернистой шкуркой. = Затем подготовленное изделие покрывается красящим слоем.
  5. Возможно использование гуаши с добавлением клея ПВА в соотношении 3/1 или темперных красок.
  6. При необходимости поверхность покрывается краской дважды.
  7. После нанесения фона просушенная поверхность покрывается нитроцеллюлозным лаком.
  8. После высыхания поверхности производится роспись краской, приготовленной на основе бронзового порошка, разведённого нитролаком.
  9. Роспись производится либо с предварительной прорисовки, выполняемой мягким карандашом или восковым мелком, либо без неё.
  10. Затем производится разживка чёрным цветом.
  11. Предпочтительно использование чёрной темперной краски, которая не свёртывается при соприкосновении с бронзовым рисунком.
  12. После завершения росписи и просушки возможно дополнительное покрытие поверхности изделия масляным лаком.
Читайте также:
Серебряные коньки типы личности

Главным специалистом предприятия народных художественных промыслов фирмы «Надежда» г. Вологды М.Н. Юкиной был разработан вариант технологии росписи, дающий высокие художественно-технические результаты, учитывающий скоростные приёмы работы и высокое качество исполнения. Особенностью данного технологического процесса является использование краски финского производства «Миранол», обладающей хорошей кроющей и сохнущей способностью, устойчивостью к внешним условиям.

Краска «Миранол» концентрированная, и для удобства её можно развести уайт-спиритом № 1050 или разбавителем № 1032. Роспись наносится на хорошо подготовленную, зафугованную поверхность, покрытую темперной краской, а затем — нитроцеллюлозным лаком. Контурная разживка выполняется чёрной масляной или темперной краской. Сушка производится в сушильных шкафах. Изделие покрывается масляным лаком с помощью аэрографа в 2-3 приёма с промежуточной шлифовкой и последующей термосушкой, т.к. при лакировке изделий кистью нарушается красящий слой росписи.

Несколько иная технология используется в рамках учебного процесса в БОУ СПО ВО «Губернаторский колледж народных промыслов» г. Вологды, состоящая из современных материалов, которые в большей степени соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям к организации учебного процесса. В частности, данная технология исключает покрытие поверхности нитроцеллюлозным лаком. Рассмотрим более подробно технологический процесс росписи на примере оформления деревянной шкатулки.

Выявленные при осмотре изделия дефекты заделываются шпаклёвкой. Изделие шлифуется мелкозернистой наждачной бумагой для выравнивания поверхности, а затем грунтуется раствором клея ПВА, чтобы красящий слой не впитывался в древесину, а оставался па поверхности. После просушки поверхность изделия ещё раз зачищается наждачной бумагой. Нижняя форма и крышка шкатулки покрываются темперой несколько раз для вырывнивания фона. Роспись производится по заранее разработанной на бумаге композиции в виде схематичного контурного рисунка, который наносится на изделие мягким карандашом.

Композиционная гармония в росписи изделия зависит от единства размера элементов на крышке и самой шкатулке. В росписи основного узора используются гуашевые краски «золото инков», «золото ацтеков» (например, из серии «Металлик»), а иногда смесь акриловой краски и гуаши с теми же названиями для более хорошей укрывистости. Композиция боковой, объёмной части шкатулки выполняется в виде ленточного орнамента, симметричного относительно проведённой через центр боковой части шкатулки линии.

Роспись выполняется движением кисти № 2, «к себе», вначале с левой стороны центральной линии, затем с правой стороны. Контурная разживка элементов выполняется чёрной темперной или гуашевой краской кистью № 1. Разживка начинается с внутренней стороны растительных форм относительно центральной линии орнамента. Затем выполняется роспись крышки шкатулки. Декоративный куст располагается на поверхности крышки таким образом, чтобы по краям оставалось свободное пространство.

Читайте также:
Серебряные часы платинор мужские отзывы

Написание декоративного куста начинается с исполнения его основания — элемента «завязь» — с семечка и двух сложных декоративных листочков. Из завязи выводятся переплетающиеся, тонкие ветви, которые «одеваются» в различного вида декоративные листья, соцветия, бутоны, ягоды и плоды. При выполнении композиции «кусте птицей», вначале размещается птица на ветвях, а только затем выполняется роспись листвы. Контурные работы начинаются с детальной проработки оперения птицы. Затем выполняется разживка завязи.

Для продолжения разживки расги-тельныхформ изделие поворачивается на 180°. Контурные работы осуществляются с левой, а затем с правой стороны от элемента «птица». Подобные приёмы используются для качественного и удобного выполнения росписи. Для лучшей читаемости основного узора следует повторить покрытие краской.

Завершает выполнение росписи шкатулки декоративный орнамент или золотая полоска. После просушки изделие покрывается лаком. Большая выразительность росписи изделия достигается за счет использования глянцевого лака, который придаёт форме особую нарядность и праздничность.

Материал создан: 08.09.2015

Источник: iamruss.ru

Роспись по фарфору

Роспись по фарфору

Фарфоровая роспись – это всегда изящный рисунок, подчеркивающий тонкость изделий из этого хрупкого материала. Стоимость посуды и аксессуаров из особого рода керамики, родиной которой считается Китай, зависит от способа и техники декорирования. Самой ценной считается ручная роспись фарфоровой посуды, при этом и шелкография при помощи трафаретов не менее интересна для коллекционеров.

Фарфоровая посуда

Виды росписи фарфора

Независимо от страны производства керамических изделий для их оформления применяют несколько видов декорирования. Глобально по способу использования технических средств они делятся на:

  • ручные;
  • механические;
  • комбинированные.

При первом оформлении используют перо или кисть. Фарфор ручной росписи ценится выше всего, так как это не только всегда индивидуальный подход, но и наиболее тонкая передача оттенков и переходов красок, которых очень тяжело добиться при аэрографии. Этой технике до сих пор не изменяют мастера Дулевского фарфорового завода.

Чайный сервиз

Использование дополнительных средств, позволяющих автоматизировать производство, подразделяется на:

  • аэрографию;
  • деколькоманию;
  • печать;
  • штамповку;
  • шелкографию;
  • фотокерамику.

Комбинированный способ представляет собой сочетание ручной и автоматизированной росписи и нанесения рисунка по фарфору.

Читайте также:
Граждане серебряного возраста это

Чайная пара

По технике оформления различают:

  • подглазурную;
  • надглазурную;
  • внутриглазурную роспись.

Все они предполагают обязательный обжиг: при первых двух техниках под высокой температурой, а в последней – при низкой.

Подглазурная роспись фарфора

Эта техника сегодня считается достаточно редкой, так как не позволяет использовать полный набор красок. Рисунок наносится на чистую керамическую поверхность еще до глазурования и обжига. Краски для росписи фарфора при таком способе распределяют кистью, пером или используют специальные подглазурные карандаши, но последние стали применять сравнительно недавно.

Подглазурная роспись

Сложность работы по керамической поверхности без предварительного глазурования состоит в том, что краски обязательно должны быть термостойкие, чтобы во время последующего обжига при 1350°С они не растеклись, не растворились в глазури и не вплавились в нее. При этом краски при подглазурном декорировании должны вплавляться в сам фарфор. Для этого в их состав добавляют плавень, а чтобы обеспечить химическую устойчивость – каолин и окись алюминия.

Сложность этой техники состоит в подборе красок, так как после обжига пигмент может менять оттенок. Перед нанесением состава на изделие делают пробное окрашивание по черепку. При этом у подглазурной росписи есть одно большое преимущество – мягкие и плавные линии, поэтому именно такой способ выбирают при оформлении фарфора своими руками во время прорисовывания сложных элементов.

Подглазурная роспись фарфора

Для подглазурного оформления подходят краски:

  • на основе окиси железа, марганца, цинка, которые дают черный и коричневый цвет;
  • на базе глинозема, окиси цинка и кобальта, от которых получают синий оттенок;
  • на основе шпинели, содержащего оксиды алюминия и магния, от которого не зависит цвет, но удается добиться устойчивости вплавления в глазурь при обжиге.

Надглазурная роспись фарфора

Эта техника состоит в нанесении рисунка по глазурованным поверхностям. Это более простой способ, поэтому большинство изделий оформляют именно так.

Надглазурная роспись фарфора

У него есть ряд преимуществ:

  • требует меньшей температуры окончательного обжига, из-за чего менее искажаются первоначальные оттенки красок;
  • возможно повторное нанесение рисунка: еще не обожженный слой можно снять скип@$&ром;
  • возможно применение золота и серебра.

Есть также и один существенный недостаток: за счет нанесения красок на уже обработанную поверхность рисунок получается менее стойким, так как красящий пигмент не растворяется в глазури. Из-за этого с течением времени узор может стираться с поверхности, особенно, если фарфоровую посуду часто моют в машине.

Читайте также:
Как пользоваться карандашом от тараканов машенька серебряная

Надглазурная роспись

Отличить надглазурное декорирование можно на ощупь: такой рисунок немного выпуклый. Это связано с тем, что глазурь ложится поверх краски не ровным слоем, а наносится на ее поверхность. В результате более толстые мазки выступают. Краски для этой техники состоят из окислов металлов и флюса. Первые определяют цвет, а второй компонент необходим для вплавления пигмента в глазурь.

Для надглазурной росписи фарфора используют кисти из беличьего ворса и перо.

Внутриглазурное нанесение рисунка

Внутриглазурное нанесение рисунка сходно по технологии с надглазурным способом. Отличие состоит лишь в температуре обжига: она на примерно на 400°С выше (1200-1300°С). Это позволяет вплавить краски в глазурь, из-за чего рисунок получается более устойчивым к механическим повреждениям.

История росписи фарфора

Декорирование изделий из тончайшей керамики – особый вид искусства. Зародился он в Китае, а с XVIII века активно начал развиваться и в Европе, что повлекло за собой формирование особого стиля росписи. На изделиях появилась христианская тематика, все чаще стали изображать семейные гербы и логотипы, хотя традиционными для фарфора считаются меандр и различные геометрические узоры.

Также для китайской посуды часто применяли растительные мотивы, особенно популярны были стилизованные лотосы и пионы. Классикой считаются изображения рыб, морских коней, драконов и фениксов. Образцы XVI века отличаются пейзажами.

Китайский фарфор

Характерным для фарфора минской эпохи было сочетание бирюзы, желтых, зеленых оттенков, лиловой и коричневой глазури. В XVIII веке в период правления императора Юн Чжэна стиль росписи фарфора изменился. Появилась розовая эмаль, которая полностью сместила все типы оформления керамических изделий эпохи Кан Си. Одновременно с ней начали использовать лимонно-желтую и белую эмаль. В таком стиле оформляли фарфор в течение века.

Вместе с появлением новых глазурей изменился и декор. Привычные скалы, цветы и рыбы стали более красочными. Изображения делали очень крупными и обрамляли их бледно-розовым геометрическим узором. Популярными в XVIII веке становятся жанровые и мифологические сюжеты. В это же время возобновляют нанесение черного линейного рисунка, характерного для эпохи Юн Чжэна, но уже с тенденциями современной гравюры.

Китайский фарфор

В коллекциях сегодня можно встретить и фарфоровые изделия, покрытые красным резным лаком с добавлением перламутра. Также есть образцы с мелким стилизованным рисунком с растительным орнаментом. Фарфор Сиама отличается изображениями буддистских божеств. Для российских фарфористов характерна техника гжель.

Источник: yacollectioner.ru

Рейтинг
Загрузка ...