Рождество христово кто изображен на иконе

Иконография Рождества Христова

Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.

Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век

Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.

Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-. 0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).

Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).

ЧТО ТАИТ В СЕБЕ ИКОНА РОЖДЕСТВА? Игумен Лука (Степанов). Иконография Рождества Христова. Толкование

В общих чертах иконография Рождества Христова такова.

Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу — на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.

Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) — месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь.

Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары — золото, ладан и смирну.

Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы — здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды.

В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа.

Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере.

В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно — праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче — фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы.

В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель.

Рождество Христово. Икона Андрея Рублева. 1405

Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.

Икона Рождества Христова.

Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.

Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия

В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

Читайте также:
Как носить оберег звезда лады
Источник

Описание иконы «Рождество Христово»

Рождение Иисуса Христа – один из самых значимых христианских праздников. Он широко отмечается представителями всех христианских конфессий, хоть и в разные дни. На тему Рождества Христова написано множество религиозных трактатов и светских произведений искусства.

Икона «Рождество Христово» – это визуальное воплощение великого дня, когда в наш грешный мир пришел великий Мессия. И сейчас, спустя две тысячи лет, праздник Рождества считается одним из самых светлых и дающих надежду на возрождение. Не зря его с нетерпением ждут даже люди, далекие от религии!

Рождение Иисуса Христа

Рождение Иисуса Христа состоялось более двух тысяч лет назад: именно с него началось современное летоисчисление. Описание этого эпохального события сохранилось в Евангелии, а пересечение с реальными историческими фактами не дает повода усомниться в его правдивости.

Пророчества о приходе на землю великого Мессии, призванного спасти человечество, содержатся в Ветхом Завете, написанном задолго до рождения Иисуса. А собственно о его земном пути рассказывает уже Новый Завет, а точнее, Евангелия от Матфея и Луки.

Напомним вкратце события, о которых пишут евангелисты. Итак, носящая под сердцем Иисуса Мария отправилась вместе с Иосифом из Назарета в Вифлеем. Что побудило святое семейство отправиться в столь дальнее путешествие? Всего лишь законопослушание: Октавиан Август, бывший в то время властителем Римской империи, повелел сделать перепись населения на всех подвластных ему землях. В том числе, и в Палестине.

Каждый подданный Рима должен был отправиться в свой город и записаться там, а родным городом для рода Давидова, из которого происходил Иосиф (нареченный супруг Марии) был Вифлеем. Поэтому чета отправилась именно в этот город, который впоследствии стал легендарным.

Труден и долог был путь до Вифлеема. Вот, кажется, и цель достигнута, но супруги нигде не смогли найти пристанища: город был переполнен приезжими. Делать нечего, пришлось искать пристанище в окрестностях Вифлеема. За неимением лучшего им стала пещера-хлев, где и появился на свет Спаситель человечества.

Оставив беременную жену в импровизированном «доме», Иосиф отправился в город, чтобы привести в помощь Марии свою родственницу, старицу Саломею. Однако по возвращении он увидел, что Непорочная Дева уже благополучно разрешилась от бремени, и новорожденный Иисус, укутанный в белоснежные пелена, спит в яслях.

По преданию, Богомладенца согревали своим дыханием двое животных: осел и вол. На осле ехала пребывающая в тягости Мария, а вола Иосиф планировал продать в городе, чтобы уплатить подати.

Это эпохальное событие не осталось незамеченным. Первыми поклониться Иисусу пришли пастухи, пасшие поблизости овец. Они узнали о пришествии Спасителя от ангела, поспешили поклониться новорожденному Христу и стали первыми последователями его учения. В данном случае образ пастухов очень символичен: он отсылает к простым людям с чистым сердцем, которые быстрее других придут в Царствие Небесное.

Позже к Иисусу пришли и волхвы. К трактовке слова «волхвы» в данном случае нужно относиться с некоторой долей свободы: скорее всего, речь идет не о магах и колдунах, а об ученых астрологах и алхимиках. В те времена большой разницы между магией и наукой не делалось, но речь не об этом.

Евангелие повествует о том, что о рождении Мессии волхвы узнали по взошедшей Вифлеемской звезде, сопоставили это явление с ветхозаветными пророчествами и немедля отправились к новому Царю Иудеи. Однако по пути они заглянули к царю Ироду в Иерусалим и попросили его помочь в поисках Мессии.

Читайте также:
Что подарить жене на выписку из роддома от мужа

Царь Ирод обеспокоился: он вообще был весьма мстительным и подозрительным человеком, а к концу жизни и вовсе стал завзятым параноиком. Он захотел хитростью выведать у волхвов место, где находится новорожденный претендент на трон Иудеи, но они получили знамение о злом умысле Ирода и не открыли ему, где пребывает Мессия.

Царь Ирод – абсолютно реальная историческая личность. Несмотря на прижизненную славу великого созидателя и политика, он остался в истории как убийца невинных младенцев. Он действительно приказал истребить в Вифлееме всех новорожденных мальчиков, полагаясь на то, что среди них будет и Иисус.

Согласно Евангелию, волхвы принесли Спасителю богатые дары, причем каждый из них имел некое символическое значение. Например, золото знаменовало царскую власть, ладан – Божественное происхождение, а мирра – будущее погребение Мессии.

После этого произошло еще множество событий, положивших начало нашей эре и новой религии под названием христианство. Вот так случай, произошедший в пещере под Вифлеемом, определил ход истории на много тысячелетий вперед.

История обретения иконы

Как уже было сказано выше, Рождественская икона – это каноническое отображение событий, связанных с появлением в земном мире Иисуса Христа. Вполне возможно, что первые изображения этого вечного религиозного сюжета появились сразу после начала распространения христианства.

Первыми дошедшими до нас визуальными отображениями эпизода рождения Христа являются древние фрески, обнаруженные в катакомбах Рима. Исследователи относят их к III-IV столетию нашей эры. В то время христиане подвергались гонениям и вынуждены были скрывать собственную религиозную принадлежность. Отсюда – и большое количество скальных и подземных церквей, использовавшихся для тайных служб.

Первые Рождественские иконы были максимально лаконичными: Богородица с младенцем, одна или несколько второстепенных фигур. Однако со временем количество сцен и действующих лиц, изображенных на иконах, существенно возросло. На многих образах изображают эпизоды, относящиеся к разным временным периодам, например:

  • искушение Иосифа и его сомнения в девстве Марии;
  • путь волхвов и их беседа с царем Иродом;
  • Вифлеемская звезда;
  • омовение Богомладенца;
  • песнь ангелов небесных и многое другое.

По сути, Рождественские иконы стали визуальными отображениями множества эпизодов из Священного Писания. И это вполне объяснимо: в те времена мало кто из простого люда владел грамотой, а вести религиозное просвещение нужно было среди всех слоев населения.

Большинство дошедших до нас Рождественских икон написано яркими контрастными красками. Это еще более усиливает ощущение великого праздника, нисходящее на молящихся.

Кто изображен на иконе «Рождество Христово»

Сложно сказать, когда был написана первая икона, изображающая рождение Иисуса Христа, на Руси. Скорее всего, это произошло практически сразу с приходом христианства. Но ясно одно: рождественский сюжет очень полюбился иконописцам, ведь он повествовал о хоть и чудесных, но простых для понимания обычного человека событиях.

Приведем описание православной иконы, которая была написана великим русским иконописцем Андреем Рублевым. Считается, что этот шедевр был создан примерно в 1410 году в полном соответствии с канонами византийской иконописной школы. Впрочем, существуют и другие мнения, приписывающие авторство образа многочисленным последователям преподобного Андрея.

Образ сильно пострадал за долгие столетия, однако сейчас он отреставрирован и является одной из жемчужин иконостаса Благовещенского Собора московского Кремля. Практически полный список с этой святыни, написанный в том же столетии и сохранившийся куда лучше, был найден в Звенигороде и сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Богородицы. Пречистая Дева, облаченная в алый мафорий, полулежит возле яслей. Кажется, что она парит над всей композицией.

Расслабленная и умиротворенная поза Богородицы, а также тот факт, что она самостоятельно родоразрешилась и смогла укутать Богомладенца в пелена, косвенно свидетельствует о непорочности зачатия. Роды были легкими и практически безболезненными, без мук, предначертанных грешным дочерям Евы.

Рядом с непорочной Матерью стоят ясли, в которых спит Иисус, завернутый в белоснежные пелена. Их цвет контрастирует с черным зевом пещеры, подчеркивая извечную борьбу светлого начала с темным, добра со злом, Господа с диаволом. Ну и заодно суровый поединок, который ведут в нашей душе греховные страсти и стремление к спасению.

Читайте также:
Как по английски обсидиан

Обратите внимание, что пелена Иисуса подобны на погребальный саван. Это напоминание о том, что Христу суждено стать величайшим из мучеников и принять лютую смерть на Голгофе. Кстати говоря, воскрес и вознесся Спаситель тоже в пещере.

Пресвятую Богородицу и Христа окружают второстепенные фигуры. Это сонм ангелов, радующихся эпохальному событию, волхвы, спешащие принести новорожденному Царю богатые дары, пастухи, почтительно взирающие на чудо.

Внизу композиции расположены две жанровые сценки. Первая показывает эпизод омовения новорожденного Иисуса в купели, вторая отсылает к визуализации сомнений Иосифа в непорочности Марии. Его искушает человек, одетый в козлиную шкуру – воплощение диавола и греха.

Престарелый плотник Иосиф, названный муж Марии, долго не мог уверовать в Божественную природу зачатия Иисуса Христа. Он даже хотел развестись супругой, но остановился, зная, что ее обвинят в прелюбодеянии и забьют камнями.

Какие животные изображены на иконе

Помимо людей, на Рождественских иконах обычно изображают двух животных. Это, как мы помним, осел, на которым ехала Пречистая Дева в Вифлеем, и вол, предназначенный для продажи.

Эти животные согревали Богомладенца в холодной сырой пещере, не давая ему замерзнуть. Это символ того, что рождению спасителя радовались не только люди всех сословий и небесные сущности, но и бессловесные твари.

Некоторые богословы полагают, что образы животных – это символы народов, которым суждено прийти к вере в Иисуса. Так вол отождествляется с иудеями, а осел – с язычниками.

На некоторых изводах можно увидеть изображение белоснежного агнца. Это символ непорочности Марии и великой жертвы, которую суждено принести ее сыну во имя человечества.

Дни празднования

День празднования иконы совпадает с праздником великого Рождества Христова. У православных он приходится на 7 января по современному календарю.

Рождество – один из самых значимых христианских праздников. Его предваряет 40-дневный (малый) пост. А празднование начинается еще 6 января, как только на небе взойдет первая звезда – по ассоциации с Вифлеемской.

Католики и протестанты празднуют Рождество 25 декабря. Во многих странах оно отмечается куда более пышно и торжественно, чем Новый год. Но везде Рождество считается особым днем, который принято проводить в кругу семьи.

О чем молятся перед образом

Перед иконой Рождества Христова обычно не молятся, а воздают хвалу Господу и Пресвятой Богородице. Но если есть желание, можно вознести молитву и этой иконе. Вполне уместно будет попросить Господа о:

  • прощении грехов,
  • исцелении и укреплении здоровья,
  • укреплении веры,
  • помощи в тяжелом положении,
  • избавлении от страха и уныния.

Искренняя молитва всегда ко времени: для Господа не существует выходных и праздничных дней, когда он, так сказать, «отключает канал связи». Даже когда мы веселимся и отмечаем Рождество (или Колядки, как кому нравится), Бог слышит наши молитвы.

Где и как расположить икону дома

Идеальное место для Рождественской иконы – это домашний иконостас, который принято располагать в углу или на свободной стене квартиры. Икону можно расположить на полочке под центральными образами Иисуса и Божией Матери.

Читайте также:
Драгоценный камень 7 букв сканворд первая с

Отдельные иконы можно вешать на стены и ставить на полочки по всему дому, за исключением санузла. Категорически не приветствуется соседство с книгами, статуэтками, фото, картинами светского содержания, а также бытовой техникой. А вот украсить иконы вышитыми полотенцами, возжечь лампаду и поставить рядом живые цветы вполне уместно.

Текст молитвы

Канонических молитв, как таковых, для праздничных икон нет. Им читают и поют гимны, прославляя на века Спасителя и приведшую его в наш мир Пресвятую Богородицу.

Тропарь

Глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе.

Перевод

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научены Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак

Глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Перевод

Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля приносит пещеру Тому, к Которому нельзя приступить. Ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют, потому что для нас родился Младенец, Который есть Вечный Бог.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

В праздник Рождества Христова негоже грустить, таить на сердце злобу и зависть. Нужно просто искренне радоваться тому, что благодаря великой жертве Иисуса путь в Царствие Небесное открыт для каждого из нас. Слава Богу, что Спаситель пришел на грешную землю!

Источник

Иконография праздника Рождества Христова

В центре композиции иконы – Богоматерь. Обычно Она представлена лежащей в задумчивой позе, что указывает на Ее сокровенные размышления о домостроительстве Божием, сохраняющей в сердце все слова, указывающие на Искупительный Подвиг Ее Сына.

Богородица возлежит на красной подушке, символизирующей царское ложе, как приличествующее Матери Спасителя, а также цвет мученичества, напоминая о багрянице, которую оденут воины на Ее возлюбленного Сына.

Богородица изображена отвернувшейся от Младенца Христа. Такое положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец, принадлежит всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать Заступницей и Утешительницей.

Гора, в которой изображены пещера с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера истолковывается святыми отцами как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце Правды — Христос.

«В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…»

Рядом с Девой Марией — Богомладенец, лежащий в яслях. Младенец Иисус спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб – Христос пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей.

Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с исполнением пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Кроме того, вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их от рабства греха.

Читайте также:
Кто такая святая нина

В русской традиции вол и осел часто заменяются в иконографии на обычных в сельском хозяйстве корову и лошадь.

«Ангели с пастырьми славословят…»

На иконе Рождества изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, искренние души. Во время Своей проповеди Господь возвысит образ пастуха, сказав о Себе «Аз есмь Пастырь добрый». Пастыри на иконах Рождества выражают также удивительный детский восторг и доверие Богу, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же изображается и благовестие Ангелов.

«…и звездою учахуся»

Вверху иконы изображена звезда, которая привела к месту рождения Спасителя волхвов. По толкованию святителя Иоанна Златоуста звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой, поэтому на некоторых поздних изображениях праздника Рождества звезда заменяется Ангелом.

«Тебе кланятися, Солнцу Правды»

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: молодой, средний и старый. Этим иконописец показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению. Но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

Многие святые отцы считали волхвов не просто мудрецами, но царями – согласно с древним пророчеством: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71. 10-11).

Волхвы приносят в дар Младенцу Христу золото, ладан и смирну. По толкованию Иоанна Златоуста они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком (приношение смирны).

«Слава в вышних Богу»

В верхней части композиции представляется Ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а с ними и всех людей, что напоминает Литургию, когда православные прославляют Бога ангельским пением: «Свят Господь Саваоф».

«И на земле мир»

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Изображение купания Младенца свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно также видеть прообраз Крещения Господня и последующее установление Крещения как Таинства Церкви.

Необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости праведного Иосифа Обручника. Над ним стоит старик в козлиных шкурах, под которым толкователи часто разумеют диавола. Кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом, желая оклеветать Пречистую Деву после Благовещения. Лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики, искушает Иосифа сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной. »

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Рублев показывает мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию и думает тайно отпустить Ее. Из Евангелия мы знаем, что ему является Ангел и разметает все сомнения словом Правды Божией.

Вся икона залита белым светом – светом Божественного Преображения. Боговоплощение озарило все уголки мира зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в празднике Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе

Источник
Рейтинг
Загрузка ...