Рундист бриллианта это что

Подделка XXI века: синтетические и облагороженные бриллианты с сертификатами и лазерной гравировкой

Известно, что на рынке бриллиантов распространена практика, когда на рундист бриллианта лазером наносится надпись, обычно номер сертификата. Участники рынка привыкли считать эту надпись дополнительным способом проверки подлинности: если номер на рундисте совпадает с номером сертификата, то можно считать, что сертификат соответствует данному бриллианту. На сайтах лабораторий хранятся электронные копии сертификатов, и, зная номер, можно найти такую копию, что удобно, если оригинал сертификата недоступен. Наконец, для бриллианта, закрепленного в ювелирное изделие, такая надпись позволяет идентифицировать камень и опять-таки воспользоваться электронной копией сертификата.

В последние годы в геммологические лаборатории поступает все больше синтетических бриллиантов*, а также природных бриллиантов, облагороженных методом HPHT. Ликвидность таких камней на рынке невелика, т.к. потребители предпочитают им природные необлагороженные бриллианты. Начиная с 2015 года в лабораторию Геммологического Центра МГУ периодически поступают бриллианты с лазерной надписью, которая по шрифту или по глубине нанесения отличается от оригинальной. Исследования таких камней показали, что все эти бриллианты – малоазотные, часть из них оказались облагороженными методом HPHT, часть – синтетическими. В каждом случае некоторые параметры огранки камней не совпадали с параметрами, указанными в исходных экспертных заключениях, из чего можно сделать вывод, что камни были “подобраны” с максимальной точностью под те природные, а затем на них нанесли номера оригинальных сертификатов.

Как определить настоящий БРИЛЛИАНТ. Рундист.

Прим.: Здесь и далее, а также в названии статьи под термином “синтетические бриллианты” подразумеваются бриллианты, изготовленные из синтетических алмазов.

В группе риска – камни, имеющие высокие характеристики по цвету и чистоте. Так, в случае бриллианта массой 3.02 ct, c характеристиками D / IF, имеющего надпись на рундисте с номером сертификата GIA (рис. 2) было установлено, что этот камень – малоазотный алмаз типа IIa, прошедший HPHT облагораживание.

В данном случае надпись на рундисте не является подлинной. Это видно и по самой надписи, но подтверждается также и тем, что некоторые геометрические размеры камня не совпадают с описанными в репорте GIA.

Анализ электронных баз сертификатов на бриллианты позволяет сделать вывод, что простой подбор камня к бумаге становится тем более вероятным, чем меньше камень. Так, к бриллианту 3,02 ct D / IF из нашего примера, можно подобрать в 10 раз меньше сертификатов, чем к камню, весом в 1 карат, и в 20 раз меньше, чем к камням, весом 0,5 карат с теми же характеристиками.

Грани бриллианта. Круглая бриллиантовая огранка. GIA

Другой пример из практики Лаборатории ГемЦентра МГУ – бриллиант массой 1,12 ct с лазерной надписью и номером известной геммологической лаборатории (рис. 3). В результате использования стандартных процессов скрининга и тестирования данный камень был идентифицирован как синтетический алмаз , выращенный методом HPHT . И следовательно, был сделан вывод, что надпись номера и фирменного знака на рундисте поддельная .

Характеристики этого синтетического ограненного алмаза определены как D / IF. С аналогичным номером в базе GIA есть очень похожий камень с характеристиками D / VVS1. При тщательном анализе надписи на рундисте можно отметить отличия от оригинального обозначения GIA, но разница может быть не замечена обычным потребителем. При сравнении параметров огранки эксперты Лаборатории ГЦ МГУ обнаружили существенные отличия по размеру площадки, углу наклона главных граней короны, глубине павильона. Стоит отметить, что по диаметру и общей высоте оба камня имеют практически одинаковые параметры.

Читайте также:
Как должно сидеть кольцо на безымянном пальце

В следующем случае на экспертизу в Геммологический Центр МГУ принесли камень массой 1,66 ct с лазерной надписью, которую можно увидеть на рис. 4. Согласно экспертному заключению, найденному на сайте лаборатории GIA (рис. 5), камень должен быть природным, но исследования показали, что он – синтетический.

Измерение геометрических параметров данного камня позволило установить, что ряд параметров отличается от таковых в сертификате GIA:

  • Размеры – 7,58 — 7,65 х 4,75 мм (Геммологический Центр МГУ) и 7,55 — 7,61 х 4,74 мм (GIA);
  • Размер площадки – 55,2% (Геммологический Центр МГУ) и 57% (GIA);
  • Угол верха – 35,2о (Геммологический Центр МГУ) и 34о (GIA).
  • Также отличается флюоресценция – none (Геммологический Центр МГУ) и faint (GIA).

Для сравнения приводим экспертное заключение на данный камень, выданное Геммологическим Центром МГУ (рис. 6).

Изучение данного вопроса в сети Интернет показало, что проблема подделки лазерных надписей не нова. Некоторые источники описывали эту ситуацию еще в 2007 году, как например, канадский сайт .

Неоднократно было установлено, что камни, прошедшие облагораживание методом HPHT, не только имели поддельную лазерную надпись, но и сопровождались поддельными репортами. Об одном таком случае, произошедшем в Европе в 2013 году, пишет GGTL .

Сложность заключается еще и в том, что лаборатории в разных странах и в разное время могут менять написание и шрифты у лазерных надписей, а также сами устройства для нанесения надписей на рундист. Поэтому вид самой надписи может служить только косвенным признаком несоответствия камня. Однозначно установить соответствие камня экспертному заключению можно путем тщательного изучения всех параметров камня, а также исследования его дополнительными инструментальными методами.

Задача выявления синтетических и облагороженных бриллиантов решается Геммологическим Центром МГУ на протяжении всего времени его существования. Мы можем видеть, как в последние годы меняются технологии синтеза и облагораживания алмазов, но при накоплении знаний и совершенствовании диагностических методик выявление синтетики и облагороженных камней происходит так же успешно, как и раньше.

Какие выводы можно сделать из обзора и изучения этих случаев?

Источник

ВНЕШНИЕ ДЕФЕКТЫ ОГРАНКИ БРИЛЛИАНТА

Кроме пропорций и симметрии при оценке огранки учитываются внешние дефекты ограненного алмаза. При оценке внешних дефектов решающим фактором является 10-кратное увеличение.

  • — Погрешности пропорций
  • — Нарушение симметрии
  • — Внешние дефекты

Внешние дефекты могут присутствовать в больших количествах и множестве разнообразных форм. Для классификации их разделили на три группы:

  • Дефекты естественного происхождения:
    • природные кристаллические грани;
    • линии двойникования;
    • линии роста.
    • «борода на рундисте»;
    • пористый рундист;
    • пористая калетта;
    • следы подгара;
    • видимые следы полировки;
    • видимые следы шлифовки;
    • дополнительные грани;
    • выколы;
    • сколы;
    • ямки;
    • царапины;
    • повреждение ребер;
    • повреждение калетты (шипа);

    Рундист

    Рундист бриллианта – это визитная карточка огранщика. Рундисты могут быть самого разного качества – шероховатые, полированные, фацетированные, тонкозернистые и «тяжелые», или грубые, грубозернистые и пористые.
    Шероховатый рундист имеет шелковистый или восковой блеск на очень тонкозернистой поверхности. Однако, если рундист гранится слишком быстро и со слишком большим нажимом, на поверхности развиваются мелкие углубления и открытые поры; в этом случае его описывают как «грубый» или «пористый». Его внешний вид напоминает кусочек сахара.

    Частицы пыли и покрытия пинцета легко попадают в поры и придают рундисту сероватый вид. Грубый или зернистый рундист часто сопровождают мелкие царапинки и трещинки, которые придают рундисту вид «бороды» или «бахромы». Эти трещинки и царапинки бывают не только на поверхности, но могут также проникать вглубь камня в качестве мелких трещинок спайности, что отрицательно влияет на чистоту.
    Рундисты часто бывают фацетированными, т.е. имеют на поверхности неопределенное количество очень маленьких граней. У полированных рундистов нет граней, их поверхность гладкая и хорошо отполирована.

    Природные грани

    Маленькие необработанные поверхности сырого алмаза называются природными гранями. Они встречаются в ограненных алмазах преимущественно под рундистом, иногда — на калетте. Огранщики оставляют такие природные грани, чтобы сохранить вес.
    Поверхность природных граней имеет характерные структурные особенности в виде тонких параллельных линий или треугольных рисунков («тригонов»), в более редких случаях – крошечных прямоугольников или квадратов, которые говорят о том, что это кристаллическая грань природного алмаза.
    Эти природные кристаллические грани обычно очень малы и незаметны при осмотре короны. При оценке бриллианта их игнорируют. И только если они нарушают круглую конфигурацию рундиста или занимают более четверти грани павильона, считается, что они снижают качество огранки.

    Дополнительные грани

    Дополнительные грани возникают как дополнение к нормальному количеству граней бриллианта. Они могут находиться в любом месте на камне, но как правило, обнаруживаются в районе рундиста. Они возникают в результате стачивания или более позднего устранения мелких внешних дефектов. В отличие от природных граней, поверхность дополнительных граней такая же плоская и так же хорошо отполирована, как и все остальные грани. Они ограничены прямыми ребрами, в то время как ребра естественных граней остаются такими же неровными, какими их создала природа.

    Линии двойникования

    Характерной особенностью алмазов является то, что они иногда срастаются в кристаллы-двойники. В этом случае сырой камень состоит из двух или более частей, кристаллическая структура которых организована по-разному, т.е. имеет противоположное кристаллографическое направление. В результате при огранке и полировке соответствующих граней на поверхности появляется тонкая видимая линия («наат»), представляющая собой плоскость срастания двойниковых кристаллов. Поскольку эти плоскости двойникования, как правило, бесцветны, то они воспринимаются всего лишь как линии.
    Крайне редко плоскости срастания имеют желтоватую или коричневатую окраску или видны по отражению своей плоскости. Тогда они оказывают влияние на чистоту камня. В зависимости от степени различимости и влияния на блеск, они могут понизить качество огранки.

    Линии роста

    Границы между неоднородными участками в камне, которые возникли из-за менявшихся условий в процессе кристаллизации алмаза, называются линиями роста или грейнингом. Они искажают направления роста и твердости, и в этих местах поверхность камня плохо поддается обработке. Их типичным проявлением являются тонкие зигзагообразные линии. Они могут быть короткими или тянуться через несколько граней. Они оказывают влияние на оценку огранки, только если ухудшают блеск.

    Повреждения

    Алмаз считается самым твердым из всех драгоценных камней, уже сотни лет назад он был известен как «непобедимый».
    Однако в кристалле алмаза его твердость зависит от направления. В некоторых направлениях камень тверже, а в некоторых — мягче. Алмазы имеют также хорошую спайность, параллельную восьми граням октаэдра, которая ограничивает долговечность «короля драгоценных камней», так как в этих направлениях они чувствительны к нажиму и ударам. Появление ямок и повреждений ребер у закрепленных камней может быть вызвано далеко расставленными крапанами, особенно в районе рундиста, где могут образовываться даже выколы и трещины разного размера.

    Выколы и сколы

    Превосходные свойства спайности алмазов подвергают опасности ограненный алмаз из-за риска внешнего повреждения. В закрепленных камнях повреждения могут быть вызваны ударами по твердым предметам, во время закрепки камня или его извлечения из оправы.
    Выколы – это маленькие или достаточно большие (обычно клиновидные) углубления на рундисте. Они появляются в процессе установки камня в результате нажима или другого механического воздействия
    Сколы также возникают в результате механического воздействия. Они появляются на рундисте и, в редких случаях, на шипе камня, если так нет калетты. Сколы типичны для алмазов и имеют характерную ступенчатую поверхность.

    Ямки, повреждения ребер и царапины

    Ямки и повреждения ребер возникают также в результате удара или нажима. Они встречаются в виде крошечных белых точек или звездчатых углублений на гранях или их ребрах, а также на ребре калетты.
    Повреждения ребер возникают в частности на мелких бриллиантах, которые хранятся с другими камнями в бумажных пакетах. В этом случае повреждения камней вызваны трением друг об друга в разных направлениях их твердости. Часто следы носки в виде многочисленных отметин на ребрах встречаются даже на камнях старой огранки.
    Царапины — это тонкие белые прямые или изогнутые линии на поверхности алмаза, которые вызваны соприкосновением с другими алмазами. Они легко устраняются дополнительной полировкой.

    Следы полировки

    Почти каждый ограненный алмаз имеет видимые следы полировки, но в большинстве случаев они такие тонкие, что различимы с большим трудом. Они имеют вид следов шлифовки или линий полировки и являются следствием того, что твердость алмаза зависит от направления. Следы шлифовки различимы на неправильно полированных гранях. Линии полировки проявляются в виде слегка заметных или хорошо заметных тонких линий или ясно различимых штрихов.
    В отличие от линий роста и двойникования, которые тянутся через несколько граней, следы шлифовки и полировки идут в одном направлении и в пределах только одной грани. Таким образом, на разных гранях следы полировки имеют разное направление и заканчиваются у границы грани.

    Сучки

    Крошечные, похожие на сучки неоднородности на поверхности называют сучками. Они обычно возникают, когда включения достигают поверхности, и с трудом поддаются полировке.

    Следы подгара

    Следы подгара возникают в результате многократного нагревания до высоких температур в процессе огранки и полировки. Они имеют вид светлых молочно-белых пятен, или «льдинок». Реже можно увидеть поверхность, испещренную мелкими кавернами. Подгары могут возникать и на более позднем этапе на закрепленном бриллианте, который подвергся чрезмерному нагреванию в процессе пайки. Следы подгара можно устранить повторной полировкой с небольшой потерей веса.

    Источник

    АНАТОМИЯ КРУГЛОГО БРИЛЛИАНТА

    На этом рисунке показаны измеренные и визуально оцененные пропорции, влияющие на круглый бриллиант.

    Для описания частей бриллианта используется определенный набор терминов. Каждая часть бриллианта вносит свой вклад в его внешний вид.

    В стандартном круглом бриллианте 57 или 58 граней. Грань площадки (стола, таблицы) обычно самая большая грань в бриллианте. Она помогает собирать свет и либо отражает его обратно в глаз наблюдателя, либо направляет его вглубь бриллианта.

    Грани коронки, состоящие из 8 скошенных фасетов, 8 звезд и 16 верхних половинок, собирают и рассеивают свет, создавая яркость, огонь и сверкающий узор света и тени. Клинья павильона, состоящие из 16 нижних половинок, 8-ми основных и вспомогательной калетты, отражают свет назад через коронку в глаз зрителя. Все эти грани работают вместе, создавая уникальный внешний вид бриллианта.

    Средний диаметр рундиста

    Диаметр круглого алмаза — это расстояние от края ребра рундиста до противоположного края ребра рундиста, прямо через центр.

    Так как даже очень хорошо ограненные круглые алмазы никогда не идеально круглые, диаметр измеряется в нескольких местах, отмечая минимальные (самые маленькие) и максимальные (самые большие) измерения. Средний диаметр рундиста рассчитывают по формуле с точностью до сотых долей миллиметра (0,01 мм):

    Средний диаметр рундиста = (минимальный диаметр + максимальный диаметр) ÷ 2

    Эта величина используется при расчете определенных пропорций, таких как размер площадки, общая глубина, высота коронки и глубина павильона.

    Общая глубина в процентах

    Общая глубина в процентах круглого бриллианта — это отношение расстояния от площадки до калетты к среднему диаметру рундиста, выраженное в процентах с точностью до ближайшей десятой доли процента (0,1%).

    Общая глубина в процентах — это расчетное значение, полученное по следующей формуле:

    Общая глубина % = (глубина ÷ средний диаметр рундиста) x 100

    Процент площадки

    Процент площадки круглого бриллианта представляет собой среднее значение четырех измерений (от ребра грани коронки до противоположного ребра через центр), выраженное в процентах по отношению к среднему диаметру рундиста. Записывается с точноcтью до ближайшего целого процента (1%).

    Процент площадки представляет собой расчетное значение, полученное по следующей формуле:

    Площадка% = (средний размер площадки ÷ средний диаметр рундиста) x 100

    Размер площадки может оказать значительное влияние на внешний вид бриллианта, особенно когда он связан с определенными комбинациями углов коронки и павильона.

    Звездчатый фасет в процентах

    Процент звездчатого фасета — это отношение его длины к расстоянию между площадкой и рундистом, выраженное в процентах. Записывается среднее значение восьми звездчатых фасетов с точностью до ближайших пяти процентов (5%).

    Слишком короткие или слишком длинные звездчатые фасеты могут отрицательно повлиять на внешний вид алмаза.

    Угол коронки

    Угол коронки — это измеренный угол между плоскостью основного фасета коронки и плоскостью площадки. Записывается как среднее из восьми измерений угла коронки с точностью до половины градуса (0,5°).

    Угол коронки может существенно повлиять на внешний вид бриллианта. Как правило, углы коронки от 32 до 36 градусов создают привлекательные, яркие и огненные бриллианты, если они сочетаются с правильными процентом площадки и углом павильона.

    Высота коронки в процентах

    Высота коронки в процентах — это расстояние, измеренное от площадки до точки пересечения основного фасета коронки с фаской рундиста по отношению к среднему диаметру рундиста, выраженное в процентах. Записывается с точностью до ближайшей половины процента (0,5%).

    Высота коронки в процентах — это расчетное значение, полученное по следующей формуле:

    Высота коронки% = (средняя высота коронки ÷ средний диаметр рундиста) x 100

    Угол павильона

    Угол павильона — это измеренный угол между основным фасетом павильона и плоскостью площадки. Среднее из восьми измерений угла павильона записывается с точностью до 0,2 градуса.

    Тонкие различия угла наклона павильона могут существенно повлиять на внешний вид бриллианта. Например, крутые павильонные углы могут создавать темные области под площадкой бриллианта.

    Глубина павильона в процентах

    Глубина павильона в процентах — это глубина павильона бриллианта, измеренная от калетты до точки пересечения основной грани павильона и рундиста, по отношению к среднему диаметру рундиста, выраженная в процентах. Записывается с точностью до ближайшей половины процента (0,5%).

    Средний процент глубины павильона представляет собой расчетное значение, полученное по следующей формуле:

    Глубина павильона% = (средняя глубина павильона ÷ средний диаметр рундиста) x 100

    Длина нижнего клина в процентах

    Длина нижнего клина в процентах — это отношение длины нижнего клина к расстоянию от рундиста до калетты, выраженное в процентах. Записывается как среднее из восьми измерений с точностью до пяти процентов (5%).

    Слишком короткие или очень длинные клинья может отрицательно повлиять на внешний вид бриллианта, особенно на его узор.

    Толщина рундиста в процентах представляет собой среднюю толщину рундиста бриллианта, измеренную в восьми положениях в самых широких местах («холмах») и выраженную в процентах от среднего диаметра рундиста. Положения «холмы; — это «толстые места», расположенные там, где встречаются основные грани. Записывается с точностью до ближайшей половины процента (0,5%).

    Описание толщины рундиста

    Толщина рундиста визуально оценивается, как диапазон между самыми тонкими (минимальными) и самыми толстыми (максимальными) областями (между «долинами» и холмами»).

    Описания толщины рундиста включают в себя самые тонкие, очень тонкие, тонкие, средние, слегка толстые, толстые, очень толстые и чрезвычайно толстые области.

    Более тонкие рундисты могут влиять на долговечность бриллианта, тогда как более толстые могут скрыть лишний вес. Оценка качества огранки может быть снижена в обоих случаях.

    Бриллиантовость или вариации толщины рундиста

    Когда углы и расстояния между фасетами коронки и павильона одинаковые, соединения фасетов четко выражены, а рундист — равномерно зубчатый. На рисунке ниже — нормальный рундист.

    Этот рисунок иллюстрирует нормальный рундист

    Живопись

    Термин «живопись» относится к наклону верхних или нижних полуфасетов по отношению к основным верхним и нижним фасетам, что приводит к более тонким «холмическим» позициям там, где встречаются основные грани коронки и павильона. Если этот угол наклона уменьшается, приближается к углу между основными гранями, то размывается визуальное различие между ними.

    На верхней иллюстрации показана картинка на коронке, на нижней — на павильоне.

    Заглубление

    Заглубление — противоположность живописи. Верхние и нижние полуфасеты или нижней половины, или и то, и другое, отклоняются от лицевых или павильонных граней и по отношению друг к другу, что приводит к более тонким положениям «холма», где встречаются грани верхней и нижней половин. Угол наклона верхней или нижней половины увеличивается, и соединение между полугранями становится визуально нечетким.

    На верхней иллюстрации показана корона с заглублением. Нижняя иллюстрация показывает павильон с заглублением.

    Живопись и Заглубление могут происходить на коронке бриллианта, в павильоне или в обоих случаях. Как живопись, так и Заглубление используются для сохранения веса и могут влиять на яркость и рисунок бриллианта а, следовательно, учитываются при оценке огранки бриллианта.

    Описание размера калетты

    Размер калетты определяется как ширина фаски калетты, если она присутствует, относительно среднего диаметра рундиста круглого алмаза. Описания выгладят как: нет, очень маленький, маленький, средний, немного большой, большой, очень большой и чрезвычайно большой.

    Источник
Рейтинг
Загрузка ...