Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На
Период, вошедший в историю под названием «Серебряный век русской культуры» кратко можно описать одним словом — расцвет. Его временные рамки — с конца XIX до начала XX вв. Особенно перемены затронули музыку, искусство и литературу. Известный философ Николай Александрович Бердяев назвал стремительный взлёт во всех сферах «Русский культурный ренессанс», то есть это была эпоха Возрождения.
Состояние общества
На границе между окончанием девятнадцатого столетия и началом двадцатого развитие общества проходило неравномерно. Высоких показателей удалось добиться в технической и научной сфере, а вот с образованием были большие проблемы. Основная масса населения оставалась неграмотной. Ситуация стала ещё хуже, когда Россия вступила в Первую мировую войну.
Серебряный век за 22 минуты
Культурно историческая эпоха
Ведущим направлением Русской литературы в начале XX века был критический реализм. Практически все авторы в произведениях старались описать происходящее вокруг них. В это же время благодаря поискам начинали возникать и новые течения.
Многие творческие люди связали события, происходящие в Первой мировой войне, с приближением конца света.
В их произведениях стали прослеживаться ноты бедствий, грусти и рассуждения о смысле жизни. Рассказы некоторых были очень правдоподобными. Ещё в то время была предсказана Гражданская война и одержанные победы большевиками.
Литература и театр
В период расцвета Русской культуры в литературе начали активно появляться новые жанры. Теперь писали не только в стиле критического реализма, но и в других. Новые направления:
- Символизм. В этом стиле писали многие авторы, в том числе Бальмонт и Блок. Основной смысл произведений заключался в противопоставлении пошлого реализму.
- Акмеизм. Особенности творчества — красивое изложение слов. Яркий представитель — Анна Ахматова.
- Революционные направления — критика государственного устройства. Чаще всего встречается в произведениях Максима Горького.
- Футуризм — отрицание окружающей действительности (Хлебников, Маяковский).
- Имажинизм — авторы всячески старались передать, насколько красиво всё вокруг. Представитель направления — Сергей Есенин.
Немалых успехов достигло театральное творчество и русский балет. В конце XIX века основали Художественный театр в Москве, во главе которого встал Станиславский и Немирович-Данченко. Особенных успехов удалось достичь в русском балете.
Живопись и музыка
В серебряный век существовало много жанров живописи. Самыми популярными были: реализм, модернизм, абстракционизм.
- Реализм. Во время создания пейзажей авторы пытались передать всё, что происходит вокруг них. Особое внимание они обращали на мельчайшие детали. В этом жанре работали Левитан, Васнецов, Репин и многие другие.
- Модернизм. Яркие деятели искусства — Врубель и Бенуа. Они стремились сделать что-то новое и постоянно экспериментировали.
- Абстракционизм. Произведения создавались в противоположности с реальностью. В таком стиле картины писали Малевич и Кандинский.
В музыке смешались сразу несколько разных стилей. К привычной народной певучести и мелодизму стали добавляться новые мотивы. Яркими представителями композиторов серебряного века были Рахманинов, Римский-Корсаков и Скрябин.
Мировое значение
Если сказать кратко, самое главное, что серебряный век русской поэзии, искусства и музыки, внёс большой вклад в развитие мировой культуры. После пережитого Россия смогла доказать другим государствам, что до сих пор может быть великой культурной державой.
Эпоха Возрождения стала последним, чего смогла добиться Российская империя. Спустя несколько лет, во время Октябрьской революции настал конец и Серебряному веку.
Серебряный век пришёл сразу после золотого и завершился в октябре 1917 года. Задумываясь, с чей смертью сопоставить окончание эпохи, следует мыслить более глобально. Люди связывают это с падением империи.
В памяти людей эпоха останется, как время подъёма русской культуры.
Появилось много талантливых авторов, которые и по сей день пользуются уважением. Их работы до сих пор перечитывают и пересматривают разные поколения. Многие из них включили в рамки образовательной программы и изучают на уроках в школах. Чтобы лучше понять информацию, можно составить таблицу и дать характеристику основных перемен.
Источник: na5.club
Серебряный век русской поэзии
20 век – переломное время в истории России. Это время резких перемен в общественной жизни: модернизация, революционные потрясения, научно-технические открытия – все это сильно повлияло на жизнь людей и требовало новых форм отражения в искусстве.
«Серебряный век» дал целую плеяду талантливых поэтов, художников, музыкантов. Общественные перемены повлияли и на массовое сознание. Происходит резкое падение религиозности, пробуждается интерес к мистике.
В мировой культуре возникает кризисное мироощущение, предчувствие конца эпохи. Так, в 1918 году был опубликован труд О. Шпенглера «Закат Европы». Возникает понятие декаданса (от франц. «упадок»), которое охватывает кризисные явления духовной и общественной жизни, отмеченной настроениями неприятия окружающей реальности, индивидуализмом, чувством безнадежности, тоской по идеалу, обостренной чувствительностью к приходящим мгновениям бытия, эмоциональной напряженностью переживаний, необратимостью смерти.
Литературу конца 19 – начала 20 века назвали «серебряным веком» по аналогии с «золотым веком» — временем от Карамзина до Гоголя. Определение «серебряный век» витало в воздухе: о нем говорили многие известные литераторы.
Хронологические рамки «серебряного века» сложно определить четко. Это время приблизительно с 1890-х годов от момента выхода работы Д. Мережковского до начала 1920-х годов. Традиционно его окончание связывают со смертью в 1921 году А. Блока и Н. Гумилева.
Модернизм – новое направление в искусстве и литературе конца 19- начала 20 века. Он приходит на смену реализму и полемизирует с ним. Модернисты ставят своей целью реализацию нового искусства. Прежние моральные ценности утратили для них свое значение, поэтому и искусство строится по-новому.
Модернизм в России представлен направлениями:
- символизм
- акмеизм
- футуризм
- имажинизм.
Символизм
Символизм – течение в русской литературе начала 20 века. Он возник с чтением Д. Мережковским вышеупомянутой лекции и публикации сборника «Символы». В 1894-1895 годах выходят три сборника «Русские символисты», большая часть произведений в которых принадлежит В. Брюсову.
Основной принцип символистов – двоемирие. По подробностям окружающего мира художник-символист должен был почувствовать и изобразить иной мир, о котором он грезит, который предчувствует и угадывает.
Символ – многозначное иносказание, образ, допускающий несколько толкований.
Символисты делились на старших: Д. Мережковский, К. Бальмонт, В. Кузьмин, В. Брюсов, Ф. Сологуб.
Младосимволисты: А. Белый, А. Блок, В. Иванов.
Акмеизм
На смену символизму приходит акмеизм. В 1913 году журнал «Аполлон» публикует статью Н. Гумилева «Наследие акмеизма и символизм», а также С. М. Городецкого «Некоторые течения в современной русской литературе», О. Мандельштама «Утро акмеизма».
Акмеизм – высшая степень чего-либо. Это направление еще называли «адамизмом» — «мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь».
Хищный предметный мир – главная тема акмеизма. К этому направлению принадлежало творчество Н. Гумилева, раннее творчество Ахматовой, Мандельштама.
Футуризм
Футуризм (с лат. «будущее») – художественное авангардистское течение в искусстве. Футуристов воспринимали и как бытовых хулиганов, и как литературных революционеров.
В первом футуристическом манифесте, который подписали Маяковский, Крученых, Бурлюк, Хлебников, написано: «Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования».
Футуризм противопоставлял себя традиционным направлениям, сознательно провоцировал, дразнил и раздражал публику. Футуристы были авторами манифеста «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали сбросить с «парохода современности» всех предшествующих классиков и дать место новой поэзии.
Они дерзко преобразовывали язык, выдумывали новые слова и даже способы печатания их на бумаге. Самым известным футуристом был В. Маяковский.
Имажинизм
В статье В. Шершеневича «Пунктир футуризма», написанной в 1911 году, были впервые высказаны тезисы, определившие эстетику и поэтику будущего имажинизма. В 1918 году происходит ключевое событие в становлении русского имажинизма – знакомство Шершеневича с Есениным и Мариенгофом.
Вместе с ними Есенин стал во главе «Ордена имажинистов». В 1919 году в московском отделении Всероссийского союза поэтов состоялся первый поэтический вечер имажинистов.
Принципы имажинистов:
В 1918-1925 годы имажинизм оказался самым организованным в столице литературным направлением. Участниками устраивались творческие вечера в артистических кафе, издавали разнообразные авторские и коллективные сборники, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном».
Имажинисты часто эпатировали публику, из-за чего получили скандальную славу. Они переименовывали московские улицы, устраивали суды над литературой, расписывали стены Страстного монастыря антирелигиозными надписями.
Рекомендованное домашнее задание : Проанализировать одно из стихотворений символистов или имажинистов.
Источник: og1.ru