Чернение серебра: по-старому и по-новому
Чернь (не путать с очернительством:) — древний приём украшения самых разных золотых (но чаще серебряных) предметов путём придания им оттенков чёрного цвета. После применения этой техники фактура поверхности предмета становится контрастней и богаче, будь то рисунок орнамента или детали рельефа. Правда, иногда применяют ее и для сокрытия мелких дефектов, например соединительных швов.
И здесь очень важно сразу понять главное: под словом «чернение» могут подразумеваться абсолютно разные технологии, от традиционной основательной «черни» (niello), специального сплава, намертво вплавляемого к металлу-основе, до современного облегченного варианта («серная печень»), в быту именуемого «оксидированием» — наносимой химическим путем сульфатной пленке заданной толщины, от которой можно избавиться теми же химическими методами, и которая со временем также может сама истончиться. Практически 100% ассортимента украшений «с чернением» в современных ювелирных сетях — это второй вариант, «серная печень». А теперь обо всем чуть подробнее.
Галилео. Чернение серебра
Традиционное чернение (чернь)
Вкратце, суть традиционного чернения (англ. blackening, blackened silver, исторически — ниелло, итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) такова: «чёрный» сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл. Сплав для чернения вплавляют в углубления (примерно 0,3 мм), сформированные одним из приемов на выбор — гравировкой, чеканкой, травлением изделия или выдалбливанием. Под нагревом происходит химическая реакция между серебром и вплавляемой смесью. В результате кроме новых декоративных свойств, черненое изделие получает и практические: оно не тускнеет и не требует особого ухода. Палитра черни широка — от серебристо-серых до чёрно-бархатных тонов.
Чернь очень красива и на высокопробном золоте, и на серебре (вот, например, черненые работы в технике ниелло итальянского ювелира Гиги Мариани). На меди, низкопробном серебре, латуни чернь крошится и отпадает. Однако вывести качественный, «не слетающий» состав черни для золота крайне сложно, поэтому чернь на этом благородном металле редка.
В обычной практике с древних времен чаще всего используется чернение серебра – изысканно и долговечно. Ну а если всё-таки вам хочется золота? Защитив специальным лаком участки с уже готовой чернью, можно вызолотить серебро — чем не выход!
Техники традиционного чернения серебра
Пожалуй, приём чернения металлов схож с техникой выемчатой эмали. Но, в отличие от покупных эмалевых составов, черневой нужно готовить самостоятельно (и сразу же наносить и обжигать).
Фабричная гальванизация — будни современной технологии, но не так уж и давно способы чернения серебра были иные. Упомянем три:
- так называемый германский
- дореволюционно-российский и
- современный московский
В «германском» рецепте в медно-серебряный сплав медленно вливают свинец, хорошо перемешивая. Тройной сплав при постоянном помешивании выливают в нагретый серный порошок, размешивая для хорошего взаимодействия частей. Затем смесь выливают в воду. Застывшие куски черни тонко растирают в фарфоровой ступке в нужной дозе, — только свежую влажную черневую массу можно наносить на изделие.
Что такое, черненое серебро?
Согласно «русскому» рецепту, тройной сплав не выливают в серный порошок, а порциями добавляют серу в сплав, выливая после готовую чернь не в воду, а на чугунную сковороду. Этот твёрдый «блин» дробят на куски и вновь переплавляют с добавлением серы и флюса. И так до трех раз, если нужна чернь экстра-класса. Готовую чернь толкут в ступках и просеивают через мелкое сито.
Третий — авторский рецепт профессора А. Г. Спасского (Московский институт цветных металлов); готовят отдельно сернистое серебро, сернистую медь и сернистый свинец и сплавляют их вместе в нужных пропорциях. За тем строго определённым образом плавят и остужают.
Способы нанесения черни
Учебники для ювелиров (например, «Технология ювелирного производства, В.П.Луговой, 2013) повествуют , что есть два способа нанесения черни — сухой и мокрый. При сухом — поверхность смачивают необходимым раствором и наносят порошок черни тончайшего помола. Осторожно просушивают, обжигают в муфеле (300—400° С).
При мокром способе состав накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой. Смесь кисточкой или шпателем густо и плотно наносят в углубления. Ждут испарения воды. После, при накаливании в муфеле, чернь размягчается, расплавляется, затекает в рисунок и покрывает предмет. Это знак вынимать предмет из печки.
Небольшие украшения можно расплавлять паяльным пистолетом. Приток тепла концентрируют на основном металле, и нагревать его лучше с обратной стороны. Когда масса расплавляется, нагрев завершают.
Теперь изделие «подчищают» шабровкой или опиливанием напильником («выснимка») до появления рисунка. Главное — не захватить и не спилить сам орнамент. Затем изделие шлифуют и полируют, проявляя весь рисунок. Часто фон предмета дополнительно гравируют или канфарят (канфарение — нанесение точек, штрихов или насечек на поверхность металла).
Современное чернение: серная печень и сульфатная пленка
Чернёное серебро вовсе не бедный родственник в ювелирном семействе. В цене за грамм оно ощутимо дороже серебра обычного. Но разыскать ту самую, «классическую», как в учебниках, чернь среди оксидированного серебра (многочисленного, но куда менее «стойкого» родича черни) можно, разве пригрозив продавцу серебряной пулей. Именно так называемое «оксидирование» вы скорее всего встретите в ювелирных магазинах — там, где на бирках будет указано «чернение».
Довольно подробно техника современного «облегченного» чернения описана здесь. Сплавы серебра сами собой и так покрываются сульфидной и оксидной пленками от взаимодействия с окружающей средой и вашим телом — в результате чего темнеют или иначе теряют свой первоначальный белый блеск. Именно поэтому продавцы в магазинах обычно советуют покупателям брать «серебро с покрытием», в роли которого часто выступает тонкий слой благородных (то есть, стойких к воздействиям среды) металлов — родий или рутений. Еще одним популярным (и довольно недорогим) способом защитить блеск ваших изделий стало покрытие тонкой сульфидной пленкой — то самое «оксидирование». По сути, имитация естественных характерных для серебра процессов, но под строгим технологическим контролем.
Для такого вида чернения серебра технологи на производстве готовят специальный раствор — чаще всего «серную печень» из карбоната калия (поташа), серы и воды (вот здесь — еще подробнее про состав этого вещества). Состав серной печени можно немного изменять, чтобы добиться различных оттенков пленки. Готовый состав просто наносят кисточкой на подготовленную и очищенную поверхность металла, обязательно подогретого, как вариант — опускают в него изделие, и немного ждут, пока произойдет нужная химическая реакция. Возможно также чернение гальваническим способом — с пропусканием в ванне через жидкость (электролит) заряда тока, именно этот способ характерен для массового производства.
В результате на изделии образуется стойкая защитная пленка нужного оттенка. Изделие моют, шлифуют участки, где чернение не требуется (стирают пленку), высушивают — и получают готовое черненое украшение.
Сульфатная пленка — достаточно стойкая, защищает и украшает изделие, но всему есть предел. «С моего кольца сошло чернение» — это именно про данный облегченный вид, в отличие от традиционной черни. Чтобы украшение сохраняло вид дольше, о нем нужно хотя бы минимально заботиться. Один из щадящих способов очистки ювелирного изделия — залить его в рюмке шампунем и на пару суток забыть о нём (перфекционисты могут использовать «фейри»). И хорошая новость — ваши украшения легко могут заново «оксидировать» в ювелирной мастерской.
Чернение серебра в домашних условиях
Есть множество упрощённых, даже домашних способов (на случай, когда зачернить нужно не вазу или блюдо, а цепочку и кольцо). Интернет радует пестротой рецептов, от варёных яиц (этот способ не вредит вставкам в изделии) до серной аптечной мази (тщательно промазать, высушить горячим феном до текучего состояния, по достижении чёрно-фиолетового цвета промыть и просушить), или фиксажа для закрепления фотографий.
Советуют применять и йод (тогда и фен не нужен: промажь йодом, оставь на йодовой пропитке и после высыхания полируй). Есть и видеосюжеты. Отдельной ветвью змеится форум ювелиров, тексты которых похожи на инструкции отравителей. К слову сказать, приготовление «серной печени» — дело крайне зловонное и вредное.
«Северная чернь» из Великого Устюга и дагестанские «Кубачи» — флагманы чернения серебра
Производство классического чернёного серебра представлено у нас двумя «магнатами»:
- брендом Кубачи (kubachi.su и kubachi-kknp.ru)
- ЗАО Великоустюгский завод Северная чернь (sevchern.ru)
Устюжан, как правило, отличает мягкость рисунка, он будто кистевой, весьма натуралистичный; характерен растительный мотив. Браслеты «На удачу», «Вера, Надежда, Любовь» — исключения; несут геометрические и символические орнаменты.
Примеры украшений из чернёного серебра завода «Северная чернь»:
Кубачинцы, напротив, склонны к геометрии, энергично работают резцом; их гравировка чёткая и глубокая. Чернение с канфарением — частый фоновый приём.
Примеры работ с чернением ювелирного предприятия «Кубачи»:
И северяне, и кавказцы представляют как цельные (в виде широких и узких обручей), так и сборные (в виде нескольких фигурных узорчатых пластин) браслеты, серьги, кольца и броши. И там и тут предлагают чернёные украшения в позолоте. Оба бренда отдают дань как традиционному, так и свободному арт-стилю. Ценовая политика так же в целом сходна.
Современные черненые украшения из серебра: разные стили и техники
Украшения с чернением можно приобрести и в обычных ювелирных сетях, но напомним, скорее всего это будет «современное», химическое чернение. Например, чернят серебро, получая довольно оригинальные модели, Белгородская «Юмила» и Петербургский «Яспис»:
Отдельной темы заслуживают израильские украшения в этническом стиле — мастера Израиля часто используют чернение, тиснение и другие техники «с историей», делая свои изделия похожими на найденные на раскопках.
ИсточникЧто такое чёрное серебро: технология, особенности и свойства
Черный и белый цвета – классика в любой из сфер нашей жизни, в том числе, и ювелирной.
Как говорил Василий Кандинский, русский художник и теоретик искусства, «белый и черный — молчащие цвета: белый символизирует возможность рождения нового цвета, черный означает поглощение».
И действительно, черный цвет появляется в нашем восприятии, когда поверхность предмета поглощает все лучи, которые ее достигают.
Несмотря на то, что черный цвет многие, в противоположность белому, наделяют какими-то негативными свойствами, это далеко не про него. Черный — цвет таинства, плодородия и изобилия. И в большинстве культур он символизирует покой, красоту и аристократизм. В Японии этот цвет – символ благородства, а в Китае он является традиционным цветом для мальчиков.
Черный цвет – это стиль, это — загадка, не случайно костюмы большинства супергероев именно черные: Бонд, Бэтмен, Зорро…Он – и отождествление универсальности, в том числе, и в ювелирных украшениях, огромная часть которых изготовлена из серебра.
Серебро и чёрный цвет
Серебро и черный цвет – друзья по жизни. Без этого оттенка чистое серебро обойтись не может, так как от природы оно имеет свойство окисляться из-за присутствия в воздухе и бытовых вещах соединений серы. Но, опираясь на это свойство благородного металла, дизайнеры ювелирных украшений разрабатывают конструкцию и дизайн своих моделей таким образом, чтобы склонность к потемнению серебра выглядело преимуществом.
Черное серебро, что это?
Черным серебро может стать в четырех случаях:
- Если на него нанесли чернь,
- Если его прооксидировали химическим или электрохимическим способом;
- Если его зародировали;
- Если на его поверхность нанесли слой рутения.
- Есть и пятый случай – нанесение на поверхность серебра черной эмали, но эта технология немного «из другой оперы»…
Технология черни на серебре
Суть первой техники — черни — в наложении специального сплава сульфидов серебра, свинца, серы и меди на гравированную часть серебренного изделия. Украшение заполняют чернью, опираясь на существующий узор. Во время нагревания чернь прочно соединяется с серебром, в результате чего изделие получает дополнительный рельеф и контраст.
Чернь может наноситься сухим способом, когда поверхность изделия обрабатывается специальным раствором, после чего на нее наносится порошок черни. В данном процессе производства изделие просушивается, а затем обжигается в муфельной печи при температуре от 300° С.
В случае мокрого способа нанесения черни, ее предварительно разводят водой, а затем, при помощи кисточки или шпателя, накладывают на углубления в изделии. Когда вода испаряется, серебряное изделие помещается в муфельную печь, где чернь становится мягкой и плавно затекает в поры рисунка. В окончании накладывания черни изделие «зачищают», обрабатывая его напильником до появления дизайнерских узоров.
Оксидирование серебра
Оксидирование серебра — это химический процесс, в результате которого серебряный металл покрывается пленкой, изменяющей его цвет и защищающей от воздействия внешней среды. Серый, фиолетовый, коричневый, сине-черный – все эти оттенки на серебре получаются с помощью оксидирования.
Оксидирование серебра и серебряных покрытий производится электрохимическим и химическим способами. Полученная на поверхности изделия эластичная пленка не изменяет цвета се¬ребра и длительное время защищает от по¬тускнения его поверхность.
Технология оксидирования серебра химическим способом наиболее популярна и она одинакова для всех растворов оксидирования, раз¬ница заключается лишь в температуре нагре¬ва и времени выдержки изделия. После оксидирования украшение высушивают при комнатной темпе¬ратуре и, если это необходимо, очищают рельеф поверхности от ненужных слоев оксида.
Родирование серебра
Чтобы улучшить антикоррозийные свойства металла, его отражательную способность, а также усовершенствовать защитно-декоративные свойства, применяется родирование серебра, один из оттенков которого – черный. С родиевым покрытием ювелирные украшения могут долгое время сохранять свой цвет и блеск – от нескольких месяцев до нескольких лет. Толщина родиевых покрытий, в зависимости от их назначения, со-ставляет 0.1—25 мкм. Рекомендуемая толщина покрытий для декора¬тивных целей — 0,125 мкм.
Покрытие серебра рутением
Рутений – представитель семейства металлов платиновой группы. Этот драгоценный металл может иметь и сияющий серебристо-белый цвет, и приглушенный матово-серый, и угольно-черный. И его слоем также покрывают серебряные украшения в том случае, если слой родия на поверхности оказался сероват. Кстати, свое название рутений получил в честь нашей страны, где и был открыт.
Рутений обладает большой твердостью и отменной стойкостью к воздействию агрессивных химических сред. Показания его твердости по шкале Мооса — 6,5, что превышает твердость платины.
«Вы можете носить черное в любое время. Вы можете носить его в любом возрасте. Вы можете носить его практически для любого случая; а «маленькое черное платье» – это главная вещь женского гардероба», – Кристиан Диор.
Универсальность – тренд 21 века. Ты должен быть стильным в любой день недели, в любой обстановке. Черный цвет серебра выручит во всех, даже незапланированных ситуациях.
Источник