Муассанит — самый блестящий камень на земле.
Самым качественным аналогом алмаза считается муассанит. У него такие же физические свойства, как у натурального камня, а по оптическим показателям он даже лучше. Единственный его недостаток – он уступает в твердости. Исключительная красота муассанита диктуется физическими, химическими и оптическими свойствами его кристаллов.
Этот камень обладает исключительным блеском и сиянием благодаря высокому показателю преломления от 2.65 до 2.69 и дисперсии – 0.104, и блеску за счет очень гладкой поверхности – 20.4%. В современном мире синтетические камни заняли отдельный сегмент рынка ювелирных украшений. Получение искусственных алмазов постоянно усовершенствуется.
Ученые изобретают новые камни, которые мгновенно получают массовую популярность, а более старые утрачивают спрос и постепенно исчезают с рынка. Например, в середине XX века для имитации алмазов в украшения вставляли искусственный рутил. Затем его заменили на фианит. А в 90-х гг. все предыдущие имитации бриллианта вытеснил муассанит.
САМЫЕ ДОРОГИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ В МИРЕ
Цены на искусственный алмаз (муассанит) зависят от размера, огранки и технологии производства. Многие люди ошибочно считают, что синтетические камни – это обычное стекло, и не видят в них никакой ценности. Но на самом деле такие алмазы часто стоят немалых денег, а некоторые из них являются довольно редкими.
Так, иные разновидности искусственного алмаза могут стоить больше, чем природные аналоги. Совсем недавно на рынке появились цветные муассаниты, воспроизводящие окраску редких природных бриллиантов. Зеленые и голубые муассаниты пока, что очень дороги, но желтые, коньячные и темно-зеленые вполне доступны по цене. Даймонд тестер камней определяет муассанит как бриллиант.
ИсточникОптические эффекты: цвет и свет, или почему бриллиант не самый-самый
Наверное, можно сказать, что бриллиант является самым известным драгоценным камнем. Бриллиант вознесен до небес людской молвой, и считается самым-самым во всем. Но в реальности «самость-самость» бриллианта не вызывает сомнений лишь в двух категориях. И только одна из этих категорий однозначно научная, то есть может быть понята, описана и объяснена с точки зрения физики.
Речь о твердости. Классический алмаз уже не является самым твердым веществом, известным человечеству, но среди драгоценных камней бриллиант вне конкуренции, и остается самым твердым драгоценным камнем. Другая категория, в которой бриллиант лидер по «самости-самости» — популярность. Но к этой категории подход с точки зрения физики, к счастью, невозможен.
Твердость драгоценного камня, конечно же, очень важный параметр для определения его ценности, в особенности – для определения его практичности в качестве детали украшения. Но все же твердость – параметр не самый важный. Мы уже говорили, что важнейшим параметром является цвет. Также важны такие характеристики, как яркость и блеск ограненного полированного камня, его «игра».
Это Самые Дорогие Камни в Мире!
И яркость с блеском, и игра зависят от качества огранки и полировки. Но при идеальном качестве механической обработки камня эти параметры зависят только от оптических свойств каждого конкретного минерала. И вот в этих категориях бриллиант хоть и располагается в числе «лидеров», но среди них – далеко не первый!
Прежде чем познакомиться с конкурентами бриллианта в категориях «яркость, блеск» и «игра», следует все же немного разобраться в сущностях света и цвета.
Известно, что в природе не существует только двух цветов – черного и белого. Идеальный черный цвет означает полное отсутствие, какого бы то ни было, цвета. Идеальный белый цвет означает наложение (сложение) всех возможных оттенков в один момент времени в одной точке пространства. Ничего идеального в природе не существует, и идеальные черный и белый цвета невозможны!
Любой предмет, который наш глаз видит черным, на самом деле обладает каким-то конкретным оттенком, просто тон этого оттенка исключительно, экстремально темный.
Также каким-то конкретным оттенком, но исключительно, экстремально светлого тона, обладает любой объект, визуально воспринимаемый нашим глазом как белый или бесцветный. Причем, если быть уж совсем корректным, то «бесцветный» — это тоже цвет! Не будь «бесцветный» цветом, мы бы его просто не видели бы!
От любой поверхности луч света может отражаться, при этом разлагаясь на составляющие его спектра. Причем лишь часть спектра света при контакте с поверхностью отражается, другая часть поглощается. Полного отражения в природе не существует. Наш глаз наблюдает отраженные от поверхности лучи. Их «суммарный» спектр, или цвет, мы как раз и видим.
Примерно так образуется для нашего глаза цвет непрозрачных объектов, в том числе и камней.
Цвет прозрачных для света камней формируется из суммы спектров отраженного и прошедшего через камни света, за «вычетом» поглощенной части.
Большинство драгоценных камней прозрачны, то есть лучи света проходят сквозь них, сквозь толщу камня. При путешествии луча света через камень с ним случаются всякие разные «приключения». Основным результатом этих «приключения» является то, что никогда, ни при каких обстоятельствах, луч не покидает камень в неизменном виде.
В этой статье мы опустим и не будем рассматривать подробности таких явлений, как рассеивание света, поглощение света и отражение света. Нас интересует, да и то — частично, только то, что происходит с тем лучом света, которому довелось через толщу камня пройти и все же выйти «наружу».
В перечне основных оптических характеристик драгоценных камней, которые всегда приводятся в описаниях, являются коэффициент преломления и дисперсия. Вот о них и поговорим подробнее.
Что такое «коэффициент преломления» и «дисперсия», и как их понимать?
В ответ на вопрос, что такое «коэффициент преломления света», практически любой человек почти сразу ответит что-то типа «насколько луч света в камне отклоняется от прямой линии»… Логика понятна, мы все знаем, что луч света распространяется всегда прямо! Об особых условиях, типа наличия рядышком черной дыры, способной за счет сверхмощной гравитации искривить луч света, мы говорить не будет в виду отсутствия поблизости таких черных дыр.
На самом деле все так, да не совсем так. Коэффициент преломления действительно описывает, насколько луч света при стандартных условиях (температура 20оC, влажность 25%) отклонится от своей условно прямой (в воздухе) траектории в точке контакта воздуха и поверхности, например — того же драгоценного камня. Но зависит значение коэффициента преломления от другого.
Представьте себе такой пример: Вы идете по дороге со скоростью 5 км/час. При прочих идеальных условиях на каждый шаг Вам требуется определенное и неизменное усилие. А теперь попробуем двигаться со скоростью 5 км/час, будучи по шею в воде! Чтобы сохранить скорость, Вам потребуется значительное увеличение усилий! Если усилия не менять, скорость значительно упадет, то есть вода затормозит Ваше движение.
Когда луч света движется в идеальном вакууме, его скорость составляет 300000 км/сек. Но когда луч света движется не в вакууме, он «натыкается» на атомы и молекулы вещества. И эти атомы и молекулы тормозят луч света. Коэффициент преломления, или «индекс преломления», как принято говорить в англоязычном мире, является значением, обозначающим снижение скорости продвижения луча света в конкретном веществе/предмете. Коэффициент преломления дистиллированной воды равен 1.333, что означает – луч света движется в воде в 1.333 раза медленнее, чем в вакууме.
Понятное, что способность вещества замедлить свет зависит от его химического состава. Но не только! От структуры вещества тоже зависит очень много! И вода, и лед имеют одинаковый состав, но коэффициент преломления у льда составляет уже 1.313, а коэффициент 100%-но насыщенного водяного пара составляет 1.0002. А ведь и вода, и лед, и пар имеют совершенно одинаковый химический состав.
Можно привести и другой пример, очень близкий и понятный любителям камней и минералов. У самого обычного чистого кварца усредненный коэффициент преломления – 1.548. однако если тот же кристалл кварца расплавить, а затем охладить до комнатной температуры, то у перекристаллизовавшегося кварца коэффициент преломления составит уже примерно 1.456. У разновидностей кварца – опалов, содержащих от 1 до 20% воды, коэффициент преломления колеблется от 1.40 до 1.46. Чем больше воды в составе, тем ниже коэффициент преломления.
Кроме того, что происходит замедление движения луча, действительно меняется и его направление. Понять это несложно – если у Вас на пути окажется столб, Вам его придется обойти. Атом для луча света также является препятствием, и луч, «наткнувшись» на атом, отклоняется и меняет траекторию своего движения.
Выше мы уже упоминали, что любое непрозрачное вещество частично отражает свет, частично его поглощает. Поглощенная атомом часть луча света просто «исчезла», а отраженная часть луча, изменив свою траекторию, ушла дальше. Но сам по себе луч уже изменился, изменился его спектр.
«Гуляя» внутри камня, бесчисленное множество раз отражаясь от атомов, составляющих структуру камня, свет расщепляется на составляющие. Основных спектральных составляющих белого света, напомню, 7 (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан). Насколько сильно условно «белый» свет расщепляется на составляющие, описывает параметр «дисперсия».
Если значение дисперсии высокое, это значит, свет расщепляется сильно, если значение дисперсии низкое, значит, свет расщепляется слабо.
Значения коэффициента преломления и дисперсии описывают очень важные параметры внешнего вида драгоценного камня.
Чем выше коэффициент преломления, тем ярче блеск камня. Чем больше луч света замедлился в камне, тем сильнее заметна разница между ним и другим, незамедлившимся лучем, и эта разница как раз и проявляется в наблюдаемом нами блеске.
Чем выше дисперсия, тем сильнее «игра» у камня. Чем сильнее разложился на составляющие луч света, тем больше «вспышек огня», «игры» мы наблюдаем на его гранях. Именно по этой причине камни с высокой дисперсией стараются огранивать в сложные формы, наподобие «бриллиантовой» огранки, с целью добиться проявления максимального «огня», максимальной «игры». Камни с низкой дисперсией предпочитают огранивать в простые формы, наподобие «изумрудной» или «пошаговой» огранки — сильной игры от таких камней добиться невозможно, зато можно подчеркнуть «глубину и мягкость» цвета.
Высокая дисперсия не всегда и не обязательно сопутствует высокому коэффициенту преломления. Ни по одному из описанных параметров бриллиант не является лучшим среди драгоценных камней.
Камни, которые «ярче блестят и играют сильнее» по сравнениею с бриллиантами или, как минимум, с бриллиантами конкурируют.
Камни, у которых коэффициент преломления выше, чем у бриллианта:
Гематит, Куприт, Прустит, Муассанит (синтетический), Рутил, Анатаз. Эти камни блестят ярче бриллианта.
Камни, у которых коэффициент преломления сравним с таковым у бриллианта, или же усреднённый коэффициент ниже, но верхнее его значение при двулучепреломлении превышает или сравнимо с коэффициентом преломления у бриллианта:
Очень близко к бриллиантам «подобрались», имея коэффициенты преломления хоть и ниже бриллиантового, но настолько высокие, что их невозможно определить с помощью стандартного рефрактометра с максимальным значением шкалы 1.89:
По показателю дисперсии бриллиант уступает следующим камням:
Анатаз, Вульфенит, Ванадинит, Сфалерит, Танталит, Брукит, Цинкит, Муассанит, Касситерит, Повеллит, Андрадит, Церуссит, Сфен, Бенитоит. Игра у этих камней, в случае идеальной огранки и полировки сильнее, чем у любого самого лучшего бриллианта.
Сравнимы с бриллиантом по игре или мало ему уступают:
Англезит (дисперсия как у бриллианта), Циркон, Шеелит, Смитсонит, Диоптаз. Не очень сильно уступают бриллиантам по игре гранаты спессартины, альмандины и гроссуляры. А вот, к примеру, корунды (сапфиры и рубины) по игре значительно уступают всем перечисленных выше камням, даже у гранатов альмандинов и гроссуляров дисперсия в полтора раза выше, чем у сапфиров и рубинов!
ИсточникБлеск драгоценных камней
Сияние и блеск – наиболее яркое описание природы драгоценного камня. Впрочем, далеко не все драгоценные камни сияют, да и природа самого блеска камней не так уже проста и очевидна, как это может показаться. Попробуем раскрыть ещё одну тайну драгоценностей?
Блеск драгоценных камней — это способность минерала отражать свет. Это может показаться странным, но блеск совершенно не зависит от цвета камня, но напрямую связан с показателями светового преломления – чем выше он, тем ярче сияет и сам камень.
Блестят камни совершенно по-разному, в типологии блеска есть жирный, металлический, перламутровый, шелковистый и восковой блеск, однако всего они встречаются очень редко. Наиболее часто встречается «стеклянный» блеск, а больше всего ценится «алмазный» – искрящийся и играющий.
Впрочем, встречаются драгоценные камни «тусклого» блеска и даже матовые.
Черный бриллиант, в отличие от прозрачного собрата, полностью поглощает
Разумеется, в вопросах блеска огранке отводится роль даже большая, чем природные свойства минерала драгоценного камня. Идеальной формой огранки, позволяющей максимально усилить сверкание камня и добиться идеального полного внутреннего отражения, является бриллиантовая огранка.
По-настоящему сверкать способны только бесцветные камни, максимально и без искажений пропускающие через себя свет. При прохождении белого света сквозь такой кристалл, за счет огранки, он преломляется (это называется дисперсия), разлагается на цветовой спектр и буквально брызжет радугой цветов. Конечно камней равных по этому показателю алмазу мы не знаем – у окрашенных драгоценных камней дисперсия хотя и присутствует, но в куда менее выраженной форме.
Астерия – звездчатый камень
Радужная цветовая игра некоторых ювелирных камней носит название иризация, а появление на поверхности камня световых фигур в виде светлых полос, пересекающихся в одной точке и напоминающих звездные лучи – астеризм. Сами «звездчатые камни» формирующие подобные фигуры называют астериями.
От прозрачности камня зависит не только игра света на его гранях, но и стоимость. Чрезвычайно ценятся драгоценные камни, у которых даже при десятикратном увеличении не просматриваются видимые дефекты. Правда и встречаются такие чрезвычайно редко, а в подавляющем большинстве случаев драгоценные камни имеют хоть и невидимые глазу, но все же изъяны.
Не все такие посторонние включения портят камень, иногда они делают его действительно уникальным, как, например, включения минералов одного вида (алмаз в алмазе), или даже чужеродными (циркон в сапфире). Третий вид включений – органические включения, характерны только для янтаря. Насекомые, листья и прочая органика, «запечатанная» в янтаре миллионы лет назад – все это сказывается на цене камня самым благотворным образом.
Кроме включений, изменяющих структуру драгоценного камня, встречаются и всевозможные деформации кристаллической структуры минерала. Они характеризуются цветными полосами, «вставками», а также пустотами и полостями, иногда заполненными жидкостями и газами.
Источник