Как не дать себя обмануть, правильно читая бирки на ювелирных изделиях
Довольно часто нам приходится отвечать на вопрос: «Как разобраться с тем что написано на бирке ювелирного изделия с натуральными камнями? Что означают все эти буквенно-цифровые сокращения?» Вопрос этот интересует многих и звучит довольно часто.
Небольшая бирка, которая прикреплена к изделию с драгоценным камнем, содержит в себе интересную и полезную информацию.
Вот только разобраться в этой «абракадабре» из цифр и букв простому обывателю порой не под силу. О чем нам расскажет ярлычок, мы и попробуем разобраться ниже.
Во многих зарубежных странах представленные на прилавках магазинов ювелирные изделия имеют только ценники. Всю же интересующую информацию покупатель получает от продавца, как представителя магазина, гарантирующего подлинность изделия.
При покупке, продавец от имени предприятия-изготовителя и магазина выдает покупателю соответствующий документ, которым, как правило, является Сертификат на изделие.
Сапфиры — что следует знать при покупке этих камней? Ответы на вопросы про сапфиры
По нашему российскому законодательству, Сертификаты на ювелирные изделия выдаются лишь на украшения с бриллиантами весом свыше 1 карата. Для всех остальных изделий Сертификаты соответствия качества заменяют бирки или этикетки.
Бирка — это паспорт изделия, содержащий всю необходимую для потребителя информацию. Её оформление и заполнение должно соответствовать отраслевому стандарту ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов».
Рекомендованный стандартом размер бирок — 25х35мм, допускаются лишь небольшие отклонения ± 2мм. Но довольно часто можно видеть бирки-книжечки размером 35х50мм или 25х70мм, которые в сложенном виде как раз укладываются в утвержденные размеры.
Такие «ухищрения» связаны с тем, что производители часто жалуются на мизерные размеры бирок, указанные в стандарте. А ведь на этих бирках необходимо поместить всю нужную информацию о предприятии-изготовителе, а также исчерпывающую информацию об самом изделии и драгоценных камнях, входящих в состав украшения.
Сам дизайн ювелирных бирок очень разнообразен – от простеньких прямоугольных этикеток до художественно-оформленных красочных книжечек. Это происходит оттого, что заводы–изготовители заказывают разработку дизайна и печать бирок с индивидуальным макетом исходя из собственных предпочтений, бюджета и маркетинговой политики.
Для многих заводов–изготовителей ювелирная бирка стала своеобразным «рекламным буклетом», их «визитной карточкой». Единым здесь является лишь соблюдение всех нужных размеров и стандартов заполнения.
Бирки должны быть прикреплены к изделиям нитками и опломбированы. Это требование обязательно для всех изделий с драгоценными камнями.
А теперь давайте подробно рассмотрим, что за информацию мы видим на бирке, и как нам понять, что же это означает.
Начнем с того, что на бирке обязательно должна указываться следующая информация:
— фирма-производитель и ее юридический адрес — 1;
— наименование изделия (кольцо, серьги, колье и т. д.) — 2;
— вид драгоценного металла и его проба — 3;
— артикул изделия;
— вес изделия — 4;
— дата изготовления изделия – 7;
— характеристика вставки (основные характеристики драгоценных камней: их количество, размер, форма и др.) — 6;
— отметка отдела технического контроля производителя (ОТК) – 5;
— стоимость украшения.
И если основная информация в принципе вопросов не вызывает, то вот с полем «характеристика вставки» вопросы возникают регулярно, так как выглядит эта «характеристика» как буквенно-цифровая аббревиатура. Давайте вместе попробуем разобраться, что же там «зашифровано».
Стандарт ОСТ 117-3-002-95 дает только пример последовательности записи в бирке ювелирного изделия характеристик драгоценных камней, от которых зависит их коммерческая стоимость. Такими характеристиками являются: форма, вид, тип и качество огранки, цвет, группа дефектности и масса в каратах.
Вот только из-за того, что бирка имеет небольшой размер, нанести большой объем информации на нее не получается. Поэтому в нормативных документах было разрешено вносить названия камней и некоторые другие характеристики, используя сокращения.
Порядок записи даже в сокращенном виде всегда один. При нанесении аббревиатуры камня строго соблюдаются следующие правила:
Во-первых, если в составе изделия несколько камней, то информация о них располагается на бирке в определенной последовательности: сначала описываются камни бриллиантовой группы, затем драгоценной, потом полудрагоценной, далее органического происхождения, поделочные и искусственные камни.
Сама информация о камне также записывается в определенной последовательности: сначала количество камней, затем наименование, форма, огранка, вес в каратах, цвет и чистота.
Во-вторых, разрешено группировать камни по размерам внутри одного наименования. Так, например, если в украшении есть несколько сапфиров со схожими характеристиками формы и огранки, входящих в одну категорию размерности, их количество и веса суммируются.
В-третьих, в зависимости от типа камня установлен перечень информации, вносимый на бирку. Ниже приведен перечень информации для разных типов камней:
В-четвертых, при внесении информации о наименовании камня допускается его сокращенное название.
Давайте разберем на примерах форму записи характеристик различных драгоценных камней.
Начнем с самого дорого камня – бриллианта.
Как я уже писал ранее, вслед за указанием количества и наименования камней должна быть написана их форма огранки.
Чаще всего при огранке бриллианту придают форму «Круг». Именно эта фигура видна если смотреть на камень в проекции «сверху». Считается, что это оптимальная форма для максимального преломления лучей света и отражения их через верхнюю площадку.
Камень в этом случае «играет» во всю силу и раскрывает всю свою красоту. В настоящее время классическим бриллиантом считается алмаз, ограненный бриллиантовой огранкой на 57 граней и имеющий круглую форму.
Иные формы, виды и типы огранок в соответствии с ювелирным стандартом ТУ 25-07.1319-77 обозначаются как: Ов. — «Овал»; Тр. – «Треугольник» (Триллиант); Г. — «Груша»; М. — «Маркиз»; И. — «Изумруд» (Октагон); Б. — «Багет»; Пр. — «Принцесса»; Се. – «Сердце» и т.д.
После указания формы огранки записывают двухзначное число, которое означает количество граней у камня.
Следующая характеристика – вес бриллианта. Он указывается в каратах. 1 карат = 0,2 грамма.
Обычно записывается в виде дроби в десятичном виде с тремя знаками после запятой. Хотя иногда производители указывают и всего два знака после запятой.
Такая точность связана в первую очередь с очень высокой ценой бриллиантов. Разница даже в сотую долю карата имеет значение при ценообразовании.
Кроме того, цена бриллиантов в зависимости от их веса растет не в арифметической прогрессии, а в геометрической: цена за карат у бриллиантов весом 0,29 ct и 0,3 ct различна, так как бриллианты 0,29 ct относятся еще к мелким и ценятся меньше чем 0,3 ct, которые относятся уже к средним.
По той же аналогии цена за карат у бриллиантов 0,99 ct, которые относятся к средним, существенно ниже чем у бриллиантов весом от 1 ct, считающимся уже крупными. Бриллиант в 2 ct стоит в 3 раза дороже однокаратника, а в 3 ct — в 10 раз дороже. И чем больше вес, тем такая прогрессия растет быстрее.
Бриллиант в 10 ct оценивается уже в 100 раз дороже однокаратника.
Далее пишут две цифры через дробь.
Первая цифра обозначает цвет камня. Цвет бриллианта может варьироваться от 1 до 9 — от практически бесцветных бриллиантов до черных. За отсчет принимают цифру «1», что соответствует абсолютно бесцветному камню, который в природе практически не встречается.
Иногда цвет обозначается как «6-1», «8-4», «9-2» и т. д. Тогда цифра после дефиса обозначает степень интенсивности цвета в пределах одной цветовой группы.
Вторая цифра — это чистота камня. Она может варьироваться от 1 до 12. Чем меньше цифра, тем выше чистота и, соответственно, дороже камень. Стоит уяснить — только искусственные камни абсолютно прозрачны. Любой натуральный камень имеет трещинки, инородные включения, изъяны, которые видны только под лупой или в микроскоп.
Дефектами также могут быть сколы или отверстия на поверхности от лазерного выжигания угольных включений. Такие дефекты влияют на цену и качество камня.
Так, например, цифра «8» означает, что дефект будет виден невооруженным взглядом, «5» – видны в 10-кратную лупу, «3» – дефект сможет увидеть только профессионал при помощи «продвинутых» приборов, ну а «1» среди природных, а не искусственно выращенных, камней практически не встречается.
Камни с характеристиками по цвету и чистоте «3/3 и лучше» часто называют бриллиантами «чистой воды». Это название пошло из древности, когда в качестве способа отличить дорогой камень высокой чистоты и прозрачности от подделки использовали погружение его в воду.
Показатели преломления света бриллианта таковы, что если сам камень не замутненный, то в воде он не виден, как будто растворяется. Любой другой камень имеет другой коэффициент преломления света, и даже если он бесцветный и прозрачный — в воде он будет виден.
Ну и в самом конце буквой указывается качество огранки. Буквами от А до Г обозначается 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Таким образом, характеристики бриллиантовых вставок на бирке, записанной как 2 Кр-57 — 0,270 — 2/3 А можно прочесть так: «На изделие установлены два бриллианта круглой огранки 57 граней, общей массой 0,27 карата, с характеристикой по цвету — 2, по чистоте – 3 каждый, с качеством огранки А (отличное)».
Что касается рубинов и сапфиров, то для оценки их характеристик существуют несколько иные технические условия. Согласно им, при описании камней указываются: количество камней; форма и размер камня; вес камня в каратах; группа цвета; группа чистоты; качество огранки.
При указании формы и размера камня производители часто указывают только диаметр камня в миллиметрах, если камень круглой формы. А если его форма фантазийная, то просто указывается размер в миллиметрах в виде Длина * Ширина.
Для оценки цвета для рубинов и сапфиров установлены группы и подгруппы. Каждый камень имеет по 5 групп цвета (от I до V). При этом рубины имеют в каждом цвете 2 подгруппы, характеризующие оттенки (А и Б), а сапфиры — 3 (А, Б и В).
Стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами, более привычными нам.
Группа чистоты камня может варьироваться от 1 до 4. Чем меньше цифра, тем выше чистота и, соответственно, дороже камень.
Для оценки производственных дефектов предусмотрены 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Таким образом, характеристики вставок на бирке изделия с рубинами, записанной как 2 Рубин Круг 3,2 — 0,894 — 2/2 Б можно прочесть так: «На изделие установлены два рубина круглой огранки диаметром 3,2 мм, общей массой 0,894 карата, с характеристикой по цвету — 2, по чистоте – 2 каждый, с качеством огранки Б (хорошее)».
А запись 2 Сапф 8*6 – 2,39 — 2А/3 А будет означать: «На изделие установлены два сапфира прямоугольной огранки размером 8х6 мм, общей массой 2,390 карата, с характеристикой по цвету – 2а, по чистоте – 3 каждый, с качеством огранки А (отличное)».
Менее определенной является запись характеристик для вставок из обработанных изумрудов. Отраслевой стандарт ОСТ 117-3-002-95 не требует указания в реквизитах формы и типа огранки, а только ее вида, т.е. огранки вида «кабошон» или «фацетная».
В нормативной документации ТУ 95.335-88 виды огранки различаются в обозначении групп чистоты на обработанные изумруды: от Г1 до ГЗ — для изумрудов «фацетной» огранки, и от К1 до К2 — для «кабошонов».
Для оценки цвета для изумрудов установлены 5 групп. Они, также, как и у рубинов с сапфирами, обозначаются римскими цифрами от I до V. И здесь опять стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами.
Для искусственно выращенных, например, гидротермальных изумрудов, существует обозначение «В» — т.е. «изумруд выращенный». Но производители не всегда пишут это обозначение после слова «Изумруд», а иногда дописывают в конце формулы, чтобы оно воспринималось покупателем по аналогии с качеством огранки бриллиантов.
Таким образом, характеристики вставок на бирке изделия с изумрудами, записанной как 2И — 1/К1 — 1,54 можно прочесть так: «На изделие установлены два изумруда общей массой 1,54 карата, ограненных в виде «кабошон», с характеристикой чистоты – 1, с характеристикой по цвету — 1».
В заключение отмечу, что в настоящее время в различных нормативных документах нередко встречаются противоречия и неоднозначность в названиях и определениях одних и тех же понятий и величин. Поэтому каждое предприятие-изготовитель по-своему трактует нечетко прописанные правила. Не редки случаи, когда бирки заполняются с некоторыми отклонениями от описанных мной правил, что тоже следует учитывать.
Теперь для вас не составит труда прочесть зашифрованную производителем украшений информацию о камнях. Проверьте себя:
ИсточникВиды диффузионного сапфира и технология его производства
Сапфиры редко в природе встречаются высокого качества и любимого всеми, насыщенного синего цвета. Наиболее распространены прозрачные камни со множественными включениями и дефектами. Поскольку они редко находят применение, годами разрабатывались разные методики их облагораживания.
Одна из таких методик — диффузионная обработка. В зависимости от того, с помощью какого вещества получают диффузионный сапфир, может кардинально меняться его качество и стоимость.
Диффузия как метод облагораживания
С физической точки зрения, процесс диффузии представляет собой проникновение молекул одного вещества в другое. Что касается облагораживания, то это сомнительный способ. Происходит он таким образом: камень нагревают в присутствии каких-либо активных добавок. В зависимости от размера молекул этих добавок, цвет поменять может либо поверхность камня, либо он весь.
Для того чтобы проникнуть в вещество глубоко, молекулы должны быть маленького размера. Если они крупные, то при попытке переогранить камень это будет заметно.
Тем не менее такой метод считается приемлемым для некоторых видов сапфиров, например, звездчатых. В данном случае диффузия проявляет эффект астеризма и, кроме этого свойства, процесс нагревания не затрагивает другие, что сохраняет естественный вид. Переогранка или переполировка в этом случае также невозможны.
Если процесс диффузии проходит с солями бериллия, то такой метод считается вполне приемлемым. Во время этого процесса камень в печи нагревают до высоких температур и создают высокое давление, предварительно поместив около него соли бериллия. Метод хорош тем, что молекулы этого вещества пропитывают камень насквозь, поэтому его можно переогранять, повторно полировать и даже разрезать.
Ионы бериллия проникают на всю глубину поверхности, через практически любую ее точку, но неравномерно. В мелких камнях и в центре кристалла бериллия находится огромное количество, что делает затруднительным его увидеть даже с помощью оптических приспособлений.
Глазами увидеть бериллий в желтых и красных камнях практически невозможно, но можно обнаружить следы термической обработки. А это уже дает основание заподозрить и другие виды облагораживания и отдать на анализ в химическую лабораторию.
Когда этот метод появился, то геммологи восприняли его с огромным сопротивлением. Но, спустя годы, его приняли как данность. Единственное условие: при продаже такого камня покупатель должен быть осведомлен о том, что он подвергался обработке. Большинство сапфиров фантазийных цветов проходят облагораживание именно этим методом.
Для справки: фантазийными считаются все цвета, кроме синего.
Усиление цвета камня
Помимо диффузионного метода, корунд для изменения цвета может быть заполнен сырьем. Дело в том, что многие камни от природы имеют трещины. В процессе обработки их заполняют металлическим стеклом или другими веществами, чтобы повысить прозрачность камня.
Если это делается красящим веществом, то камень усиливает свой цвет. Такого эффекта можно добиться и пропиткой камня красителем на масляной основе, которая чаще всего применяется для сапфиров, или водной, спиртовой и так далее.
Такой метод тоже далеко не совершенен, цвет корунда становится нестабильным, а краситель может вытечь по мере эксплуатации. Проверить камень на наличие в нем красителя довольно просто, необходимо взять вату, смоченную в ацетоне и приложить к сапфиру. Окрашенный красителями самоцвет оставит на ней следы.
Более того, такая пропитка не только долго не продержится, она еще значительно ухудшает блеск сапфира.
Диффузионная обработка дает, конечно, намного более устойчивый результат. Этот процесс проходит при очень высокой температуре, порядка 1800 градусов, и для окраски камней с помощью этого метода применяют чаще всего такие вещества, как титан, хром и бериллий.
Если в корунде достаточно имеется трехвалентного железа, диффузия титаном может повысить интенсивность синего оттенка. Этот процесс начали использовать еще в середине восьмидесятых годов. С помощью диффузии хрома получают дополнительные оттенки начиная от розового и до красного.
Но из-за того, что атомы титана и хрома имеют большую атомную массу и размер, они глубоко в слой кристалла не проникают, и поэтому создается только поверхностное покрытие.
На такой процесс затрачивается сравнительно небольшое время, и стоит он, конечно, дешевле. Но такая окраска не проникает на достаточную глубину и ничего гарантировать нельзя. Она может сохраняться недолго, если камень подвергается постоянному механическому воздействию.
Кроме того, любое серьезное повреждение может стереть поверхностный слой.
Такой слой имеет толщину всего лишь несколько тысячных долей миллиметра, поэтому его можно сравнить с покраской сапфира кисточкой в синий цвет. Конечно, поцарапав камень, можно будет легко определить, облагорожен ли он таким образом. Но сапфир имеет высокую твердость, поэтому сделать это можно только с помощью алмаза.
Естественно, не рекомендуется устраивать такие проверки из-за возможности повредить камень, если он настоящий.
Цена камня при таком методе покраски составляет приблизительно таковую для искусственных корундов. В принципе этот метод можно использовать для того, чтобы изменить цвет на синий любому камню, так как под поверхностным слоем титана не будет видно оригинального оттенка самоцвета. В лаборатории идентифицируют такие окрашенные титаном или хромом сапфиры при осмотре в диффузном свете или погружении в инерционную жидкость.
Небольшая атомная масса бериллия и малый размер дает более глубокое окрашивание. Например, экспертами были обследованы камни диаметром в 3 мм, и у них не видно было границ окраски. Бериллий обеспечивает корунду желтый компонент.
Более того, новый цвет может перекрыть ранее существовавший. Например, розовые сапфиры могут быть полностью окрашены в оранжевый цвет.
Сейчас идентификация облагораживания с помощью диффузии бериллия не является проблемой. Всем известно, что ее могли использовать, поэтому существуют приборы и технологии. Такие методы чувствительны, они могут идентифицировать даже невысокий уровень концентрации вещества.
Некоторые сапфиры, добытые в Шри-Ланке, в которых наблюдается эффект обесцвечивания на краях, на деле не содержали бериллия, хотя это считалось косвенным признаком обработки. Но позже пришли к заключению о том, что причинами такого результата являются особенности термического облагораживания.
Может также быть, что какое-то количество бериллия при облагораживании могло попасть вследствие остаточного загрязнения печки. Это может быть в том случае, если эта печь была также использована для диффузии бериллием. Ранее было замечено, что у камней, которые прошли обработку, остаются небольшие беловатые кольца.
Однако было доказано, что это не является следствием обработки и такие же кольца могут присутствовать и у необработанных камней.
Обычно сапфиры делятся на натуральные и имитацию. Некоторые виды обработки оставляют камень натуральным, другие же причисляют его к другому виду. Если камень не подвергался обработке, был облагорожен с помощью термического воздействия или диффузионного, но с микродозами бериллия, то он считается натуральным.
К имитации относятся: заполненные свинцовым или силикатным стеклом, поверхностная диффузия с помощью титана или хрома, иногда также используется для этой цели кобальт.
Облагораживание методом термообработки
Если синий сапфир слишком светлый или даже от природы имеет белый оттенок, то придать ему насыщенность может нагревание. Происходит это так: когда камень нагревают до высокой температуры, растворяются включения, которые обычны для кристалла. Эти включения содержат в себе хром и титан, в некоторых случаях также присутствует железо.
При растворении они диффундируют в соседние области, таким образом, окрашивая камень.
Данный процесс фактически также относится к диффузии, но к так называемой внутренней диффузии. Такой процесс позволяет получить куда более качественные образцы, которые будут окрашены полностью по всему объему, и могут быть подвергнуты повторной полировке или огранке. Однако такие камни по своей природе имеют включения и различный их состав, таким образом, к ним должны быть применены разные способы обработки.
В отличие от диффузно обработанных сапфиров, к нагретым, то есть при применении внутренней диффузии, мировой рынок относится вполне благосклонно. Это допустимо, и камни будут отличаться в цене от полностью необработанных, но не сильно. Конечно, в таком случае уведомлять покупателя об обработке камня нужно обязательно.
Этот же процесс может создавать включение в виде звезды. Оно представляет собой оптический эффект, который создают рутиловые иглы. Рутиловые иглы, которые представляют собой оксид титана, формируются при температуре 1300–1400 градусов. Улучшают таким образом цвет и розовых сапфиров, а также рубинов.
В последнем случае идентификация обработанных камней является проблематичной, так как проходит при низкой температуре и не оставляет следов.
Происходит это благодаря тому, что часто камни красного цвета содержат в себе и синие компоненты, то есть от природы имеется синий оттенок. Чтобы сделать их цвет более насыщенным, их необходимо разрушить. Для этого камень помещают в кислую среду и нагревают.
Похожий процесс используется и для осветления камней.
Иногда для предотвращения повреждения камня при нагреве на него наносится бура. Во время того, как происходит сам процесс нагрева, образуются трещины и расплавленная бура попадает в них. Нагрев используется очень часто, так как он может сделать цвет камня намного привлекательней и улучшить его чистоту.
Таким образом, диффузионные сапфиры — это не всегда плохо. Не слишком хорошо, когда это делают поверхностным методом, но и у таких камней найдутся свои покупатели. А вот если пытаются выдать покрытый тонким диффундированным слоем камень за натуральный, — это уже обман.
ИсточникКлассификация сапфиров по цвету и чистоте
Приходя в ювелирный магазин, мы попадаем под волнующую магию камней, но иногда не понимаем, как складывается их цена. Это касается и одного из самых дорогих минералов – сапфира.
Прозрачность и твердость этих минералов ставит их на один уровень с алмазами и бриллиантами. По своим свойствам они ничуть не уступают им. Различают несколько параметров, которые служат для определения качества.
Давайте разберемся, как осуществляется классификация сапфиров по цвету и чистоте.
Параметры качества сапфиров
Перед тем как сапфир (корунд) украсит собой украшение ювелиров, он проходит проверку на качество. Чтобы определить качество корунда, следует знать несколько общепринятых параметров: цвет камня, насколько качественно произведена огранка, его чистота (иными словами, прозрачность) и вес (каратность). Данные характеристики указываются на бирках продаваемого изделия.
Под термином «сапфир» подразумеваются все цветовые оттенки корунда.
Интересно! Корунд красного цвета называют рубином.
Цветовую гамму камня определяют специалисты-геммологи. Они визуально сравнивают оцениваемый минерал с эталонным экземпляром. Классический оттенок сапфира – васильковый, иными словами, это камень синего цвета.
Но природа богата на выдумки. В ней можно встретить вот такие оттенки этого минерала:
-
; ; ;
- зеленый;
- камни цвета лотоса (розово-оранжевого оттенка);
- корунды, способные изменять свой цвет в зависимости от падающего потока света.
Различают несколько групп цвета у рубинов и сапфиров.
Группа | Цвет рубина | Цвет сапфира |
1 | Насыщенный красный | Насыщенный синий |
2 | Умеренно красный | Умеренно синий |
3 | Цвет 3 характерен для светло-красных минералов | Цвет 3 характерен для светло-синих корундов |
В мировой торговле принято подразделять корунды на 2 оттенка:
- Королевский.
- Васильково-синий.
В России, где зимой мало солнечного цвета, больше ценится васильковый цвет украшения, так как королевские камни при слабом освещении кажутся черного цвета.
Чистота
После огранки различают прозрачные и мутные (непрозрачные) камни. Оценка кристаллов осуществляется невооруженным взглядом или с использованием лупы. Минерал, не пропускающий лучи света, оценивается ниже.
Интересно! При определении чистоты ювелирного изделия применяют 4 категории оценки изделия.
Таблица по чистоте камня сапфир
Группа чистоты | Описание |
1 | Камни идеально прозрачные и не имеют серьезных дефектов. Допустимы незначительные вкрапления, которые можно заметить лишь при помощи лупы. Как правило, это не влияет сильно на стоимость корунда. |
2 | Это прозрачные минералы с насыщенным цветом. В них имеются дефекты и включения, которые невооруженным взглядом незаметны. Качество сапфиров второй категории хорошее, но стоят они намного меньше кристаллов 1 категории. |
3 | Эти драгоценные камни довольно мутные, непрозрачные, присутствуют внутренние дефекты и вкрапления, которые можно увидеть невооруженным взглядом. Чистота 3 у сапфира встречается часто, в этом случае для увеличения стоимости камня большое значение имеет огранка кристалла. |
4 | Четвертая группа означает, что это непрозрачный сапфир. В них сразу видны дефекты. Цвет определить сложно. Обычно эти камни не обладают ювелирной ценностью. |
Если дефекты заметны несильно, а минерал имеет ярко-синий цвет, то это несильно сказывается на его расчетной и торговой стоимости. А вот корунды 1 категории в природе встретить можно очень редко. Как правило, это относится к минералам, полученным в результате искусственного синтеза.
Но произвести классификацию этого минерала по цвету и чистоте некорректно. Большое значение имеет огранка камня.
Огранка
При обработке корунда большое значение имеет:
- Симметрия корунда.
- Пропорции.
- Отсутствие дефектов.
Интересно! Опытные ювелиры придают значение первым 2 параметрам, так как различные дефекты, сколы, трещины можно спрятать в нижней части драгоценности или оправой.
Огранка сапфира бывает фасеточной:
- Круглой.
- «Изумруд».
- В форме груши.
- Овальной формы.
- «Сердце».
- «Маркиз».
Крупные корунды, а также мало прозрачные камни, имеющие большое количество дефектов, подвергают огранке «кабошон». В результате чего камень приобретает округлую или овальную форму. После чего драгоценность тщательно полируют, чтобы придать изделию глянец.
Непрозрачные корунды, которые имеют игольчатые вкрапления рутила, после такой огранки приобретают интересный вид. На поверхности драгоценного изделия появляется звезда с несколькими лучами.
Каратность
Вес ценных минералов измеряется в каратах. Приобретая драгоценное изделие, довольно трудно на глаз установить вес минерала. Ведь мы не сможем изъять камень из оправы, чтобы можно было его взвесить.
Для этого была разработана расчетная таблица для корундов разной огранки, в которой указан размер и масса сапфира. Для определения каратности изделия подойдет обычная линейка, которой измеряется камень.
Если в магазине два совершенно одинаковых по величине ювелирных изделия отличаются только ценой, то стоит поинтересоваться происхождением минерала. Место добычи — важный признак качества.
Маркировка изделия
Каждое драгоценное украшение должно иметь на бирке:
- наименование ювелирного изделия и его размер;
- уникальный номер украшения или артикул;
- точный вес драгоценного изделия;
- информацию о металле, из которого сделано кольцо, и его проба;
- количество и вид вставок, их вес и другие характеристики;
- штрих-код, по которому можно проверить, является ли изделие подлинным;
- стоимость украшения.
Обычному покупателю, который пришел в ювелирный магазин, трудно определить, что за ювелирное изделие он увидел на витрине. Поэтому у любого ювелирного изделия, украшенного сапфиром, есть сертификат. В нем указываются все характеристики драгоценного изделия.
Как правило, это этикетка, прикрепленная к украшению, на которой указаны буквы и цифры. Это выглядит обычно так: 1С Кр. 3×4 0,34 2/2, где:
- 1С – количество камней в ювелирном изделии. Обозначение «С» или «Сапф.» свидетельствует о названии минерала – сапфир;
- Кр. – метод огранки. В данном случае это круглая форма. При огранке грушевидной формы сокращение будет «Гр.». Овальная – «Ов.». Иногда после буквы стоит цифра 53. Это означает, что изделие круглой формы, и у него 53 грани;
- 3×4 – размер корунда;
- 0,22 – вес сапфира в каратах;
- 2/2 – так указывают цвет и чистоту минерала.
Обозначения цвета и чистоты
Если на этикетке мы видим обозначения цвета и частоты минерала 3/3, то что это значит? Сапфир 3/3 означает, что этот кристалл по цвету светло-синий и недостаточно чистый, то есть недостатки видны при визуальном осмотре корунда.
Зарубежные знаки
Если минерал прошел обработку за границей, то обозначение его чистоты отражается следующим образом:
- VVS или первая группа Российской классификации;
- VS – вторая группа;
- SI – третья группа;
- I – 4 группа.
Сапфиры искусственного происхождения, которые так восхищают любителей прекрасного своей прозрачностью, маркируются буквами «IF2». Всегда следует помнить, что приобретать драгоценные украшения лучше в проверенных ювелирных магазинах, чтобы приобретение радовало вас, и вложения были оправданы.
Источник