Как не дать себя обмануть, правильно читая бирки на ювелирных изделиях
Довольно часто нам приходится отвечать на вопрос: «Как разобраться с тем что написано на бирке ювелирного изделия с натуральными камнями? Что означают все эти буквенно-цифровые сокращения?» Вопрос этот интересует многих и звучит довольно часто.
Небольшая бирка, которая прикреплена к изделию с драгоценным камнем, содержит в себе интересную и полезную информацию.
Вот только разобраться в этой «абракадабре» из цифр и букв простому обывателю порой не под силу. О чем нам расскажет ярлычок, мы и попробуем разобраться ниже.
Во многих зарубежных странах представленные на прилавках магазинов ювелирные изделия имеют только ценники. Всю же интересующую информацию покупатель получает от продавца, как представителя магазина, гарантирующего подлинность изделия.
При покупке, продавец от имени предприятия-изготовителя и магазина выдает покупателю соответствующий документ, которым, как правило, является Сертификат на изделие.
Сапфиры — что следует знать при покупке этих камней? Ответы на вопросы про сапфиры
По нашему российскому законодательству, Сертификаты на ювелирные изделия выдаются лишь на украшения с бриллиантами весом свыше 1 карата. Для всех остальных изделий Сертификаты соответствия качества заменяют бирки или этикетки.
Бирка — это паспорт изделия, содержащий всю необходимую для потребителя информацию. Её оформление и заполнение должно соответствовать отраслевому стандарту ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов».
Рекомендованный стандартом размер бирок — 25х35мм, допускаются лишь небольшие отклонения ± 2мм. Но довольно часто можно видеть бирки-книжечки размером 35х50мм или 25х70мм, которые в сложенном виде как раз укладываются в утвержденные размеры.
Такие «ухищрения» связаны с тем, что производители часто жалуются на мизерные размеры бирок, указанные в стандарте. А ведь на этих бирках необходимо поместить всю нужную информацию о предприятии-изготовителе, а также исчерпывающую информацию об самом изделии и драгоценных камнях, входящих в состав украшения.
Сам дизайн ювелирных бирок очень разнообразен – от простеньких прямоугольных этикеток до художественно-оформленных красочных книжечек. Это происходит оттого, что заводы–изготовители заказывают разработку дизайна и печать бирок с индивидуальным макетом исходя из собственных предпочтений, бюджета и маркетинговой политики.
Для многих заводов–изготовителей ювелирная бирка стала своеобразным «рекламным буклетом», их «визитной карточкой». Единым здесь является лишь соблюдение всех нужных размеров и стандартов заполнения.
Бирки должны быть прикреплены к изделиям нитками и опломбированы. Это требование обязательно для всех изделий с драгоценными камнями.
А теперь давайте подробно рассмотрим, что за информацию мы видим на бирке, и как нам понять, что же это означает.
Начнем с того, что на бирке обязательно должна указываться следующая информация:
— фирма-производитель и ее юридический адрес — 1;
СИНИЙ САПФИР – КАМЕНЬ КОРОЛЕЙ. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ. В ПОИСКАХ СОВЕРШЕНСТВА
— наименование изделия (кольцо, серьги, колье и т. д.) — 2;
— вид драгоценного металла и его проба — 3;
— артикул изделия;
— вес изделия — 4;
— дата изготовления изделия – 7;
— характеристика вставки (основные характеристики драгоценных камней: их количество, размер, форма и др.) — 6;
— отметка отдела технического контроля производителя (ОТК) – 5;
— стоимость украшения.
И если основная информация в принципе вопросов не вызывает, то вот с полем «характеристика вставки» вопросы возникают регулярно, так как выглядит эта «характеристика» как буквенно-цифровая аббревиатура. Давайте вместе попробуем разобраться, что же там «зашифровано».
Стандарт ОСТ 117-3-002-95 дает только пример последовательности записи в бирке ювелирного изделия характеристик драгоценных камней, от которых зависит их коммерческая стоимость. Такими характеристиками являются: форма, вид, тип и качество огранки, цвет, группа дефектности и масса в каратах.
Вот только из-за того, что бирка имеет небольшой размер, нанести большой объем информации на нее не получается. Поэтому в нормативных документах было разрешено вносить названия камней и некоторые другие характеристики, используя сокращения.
Порядок записи даже в сокращенном виде всегда один. При нанесении аббревиатуры камня строго соблюдаются следующие правила:
Во-первых, если в составе изделия несколько камней, то информация о них располагается на бирке в определенной последовательности: сначала описываются камни бриллиантовой группы, затем драгоценной, потом полудрагоценной, далее органического происхождения, поделочные и искусственные камни.
Сама информация о камне также записывается в определенной последовательности: сначала количество камней, затем наименование, форма, огранка, вес в каратах, цвет и чистота.
Во-вторых, разрешено группировать камни по размерам внутри одного наименования. Так, например, если в украшении есть несколько сапфиров со схожими характеристиками формы и огранки, входящих в одну категорию размерности, их количество и веса суммируются.
В-третьих, в зависимости от типа камня установлен перечень информации, вносимый на бирку. Ниже приведен перечень информации для разных типов камней:
В-четвертых, при внесении информации о наименовании камня допускается его сокращенное название.
Давайте разберем на примерах форму записи характеристик различных драгоценных камней.
Начнем с самого дорого камня – бриллианта.
Как я уже писал ранее, вслед за указанием количества и наименования камней должна быть написана их форма огранки.
Чаще всего при огранке бриллианту придают форму «Круг». Именно эта фигура видна если смотреть на камень в проекции «сверху». Считается, что это оптимальная форма для максимального преломления лучей света и отражения их через верхнюю площадку.
Камень в этом случае «играет» во всю силу и раскрывает всю свою красоту. В настоящее время классическим бриллиантом считается алмаз, ограненный бриллиантовой огранкой на 57 граней и имеющий круглую форму.
Иные формы, виды и типы огранок в соответствии с ювелирным стандартом ТУ 25-07.1319-77 обозначаются как: Ов. — «Овал»; Тр. – «Треугольник» (Триллиант); Г. — «Груша»; М. — «Маркиз»; И. — «Изумруд» (Октагон); Б. — «Багет»; Пр. — «Принцесса»; Се. – «Сердце» и т.д.
После указания формы огранки записывают двухзначное число, которое означает количество граней у камня.
Следующая характеристика – вес бриллианта. Он указывается в каратах. 1 карат = 0,2 грамма. Обычно записывается в виде дроби в десятичном виде с тремя знаками после запятой. Хотя иногда производители указывают и всего два знака после запятой.
Такая точность связана в первую очередь с очень высокой ценой бриллиантов. Разница даже в сотую долю карата имеет значение при ценообразовании.
Кроме того, цена бриллиантов в зависимости от их веса растет не в арифметической прогрессии, а в геометрической: цена за карат у бриллиантов весом 0,29 ct и 0,3 ct различна, так как бриллианты 0,29 ct относятся еще к мелким и ценятся меньше чем 0,3 ct, которые относятся уже к средним.
По той же аналогии цена за карат у бриллиантов 0,99 ct, которые относятся к средним, существенно ниже чем у бриллиантов весом от 1 ct, считающимся уже крупными. Бриллиант в 2 ct стоит в 3 раза дороже однокаратника, а в 3 ct — в 10 раз дороже. И чем больше вес, тем такая прогрессия растет быстрее. Бриллиант в 10 ct оценивается уже в 100 раз дороже однокаратника.
Далее пишут две цифры через дробь.
Первая цифра обозначает цвет камня. Цвет бриллианта может варьироваться от 1 до 9 — от практически бесцветных бриллиантов до черных. За отсчет принимают цифру «1», что соответствует абсолютно бесцветному камню, который в природе практически не встречается. Иногда цвет обозначается как «6-1», «8-4», «9-2» и т. д. Тогда цифра после дефиса обозначает степень интенсивности цвета в пределах одной цветовой группы.
Вторая цифра — это чистота камня. Она может варьироваться от 1 до 12. Чем меньше цифра, тем выше чистота и, соответственно, дороже камень. Стоит уяснить — только искусственные камни абсолютно прозрачны. Любой натуральный камень имеет трещинки, инородные включения, изъяны, которые видны только под лупой или в микроскоп.
Дефектами также могут быть сколы или отверстия на поверхности от лазерного выжигания угольных включений. Такие дефекты влияют на цену и качество камня.
Так, например, цифра «8» означает, что дефект будет виден невооруженным взглядом, «5» – видны в 10-кратную лупу, «3» – дефект сможет увидеть только профессионал при помощи «продвинутых» приборов, ну а «1» среди природных, а не искусственно выращенных, камней практически не встречается.
Камни с характеристиками по цвету и чистоте «3/3 и лучше» часто называют бриллиантами «чистой воды». Это название пошло из древности, когда в качестве способа отличить дорогой камень высокой чистоты и прозрачности от подделки использовали погружение его в воду. Показатели преломления света бриллианта таковы, что если сам камень не замутненный, то в воде он не виден, как будто растворяется. Любой другой камень имеет другой коэффициент преломления света, и даже если он бесцветный и прозрачный — в воде он будет виден.
Ну и в самом конце буквой указывается качество огранки. Буквами от А до Г обозначается 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Таким образом, характеристики бриллиантовых вставок на бирке, записанной как 2 Кр-57 — 0,270 — 2/3 А можно прочесть так: «На изделие установлены два бриллианта круглой огранки 57 граней, общей массой 0,27 карата, с характеристикой по цвету — 2, по чистоте – 3 каждый, с качеством огранки А (отличное)».
Что касается рубинов и сапфиров, то для оценки их характеристик существуют несколько иные технические условия. Согласно им, при описании камней указываются: количество камней; форма и размер камня; вес камня в каратах; группа цвета; группа чистоты; качество огранки.
При указании формы и размера камня производители часто указывают только диаметр камня в миллиметрах, если камень круглой формы. А если его форма фантазийная, то просто указывается размер в миллиметрах в виде Длина * Ширина.
Для оценки цвета для рубинов и сапфиров установлены группы и подгруппы. Каждый камень имеет по 5 групп цвета (от I до V). При этом рубины имеют в каждом цвете 2 подгруппы, характеризующие оттенки (А и Б), а сапфиры — 3 (А, Б и В).
Стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами, более привычными нам.
Группа чистоты камня может варьироваться от 1 до 4. Чем меньше цифра, тем выше чистота и, соответственно, дороже камень.
Для оценки производственных дефектов предусмотрены 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Таким образом, характеристики вставок на бирке изделия с рубинами, записанной как 2 Рубин Круг 3,2 — 0,894 — 2/2 Б можно прочесть так: «На изделие установлены два рубина круглой огранки диаметром 3,2 мм, общей массой 0,894 карата, с характеристикой по цвету — 2, по чистоте – 2 каждый, с качеством огранки Б (хорошее)».
А запись 2 Сапф 8*6 – 2,39 — 2А/3 А будет означать: «На изделие установлены два сапфира прямоугольной огранки размером 8х6 мм, общей массой 2,390 карата, с характеристикой по цвету – 2а, по чистоте – 3 каждый, с качеством огранки А (отличное)».
Менее определенной является запись характеристик для вставок из обработанных изумрудов. Отраслевой стандарт ОСТ 117-3-002-95 не требует указания в реквизитах формы и типа огранки, а только ее вида, т.е. огранки вида «кабошон» или «фацетная».
В нормативной документации ТУ 95.335-88 виды огранки различаются в обозначении групп чистоты на обработанные изумруды: от Г1 до ГЗ — для изумрудов «фацетной» огранки, и от К1 до К2 — для «кабошонов».
Для оценки цвета для изумрудов установлены 5 групп. Они, также, как и у рубинов с сапфирами, обозначаются римскими цифрами от I до V. И здесь опять стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами.
Для искусственно выращенных, например, гидротермальных изумрудов, существует обозначение «В» — т.е. «изумруд выращенный». Но производители не всегда пишут это обозначение после слова «Изумруд», а иногда дописывают в конце формулы, чтобы оно воспринималось покупателем по аналогии с качеством огранки бриллиантов.
Таким образом, характеристики вставок на бирке изделия с изумрудами, записанной как 2И — 1/К1 — 1,54 можно прочесть так: «На изделие установлены два изумруда общей массой 1,54 карата, ограненных в виде «кабошон», с характеристикой чистоты – 1, с характеристикой по цвету — 1».
В заключение отмечу, что в настоящее время в различных нормативных документах нередко встречаются противоречия и неоднозначность в названиях и определениях одних и тех же понятий и величин. Поэтому каждое предприятие-изготовитель по-своему трактует нечетко прописанные правила. Не редки случаи, когда бирки заполняются с некоторыми отклонениями от описанных мной правил, что тоже следует учитывать.
Теперь для вас не составит труда прочесть зашифрованную производителем украшений информацию о камнях. Проверьте себя:
ИсточникДиффузионное облагораживание корундов: сапфиров и рубинов
Рубины и сапфиры — на протяжении многих веков, пожалуй, одни из самых излюбленных камней на любом ювелирном рынке. И Россия — не исключение. Рубин и сапфир являются разновидностями минерала корунда. Наряду с природными камнями используются синтетические рубины и сапфиры, а также подвергнутые различным видам облагораживания (термообработка, термообработка с применением химических добавок (флюсов), различные виды диффузионной обработки, заполнение трещин и полостей стеклом, прокрашивание и промасливание, нанесение покрытий). Именно облагороженные камни часто доставляют геммологам больше всего хлопот при диагностике.
Рассмотрим диффузионно-облагороженные корунды. Диффузионная обработка подразумевает привнесение атомов, вызывающих окрашивание, которые проникают в камень, из внешнего источника. Если движение происходит в объем камня, насколько бы мелко оно ни приникало, то это явление правильнее называть объемной диффузией, или диффузией в кристаллическую решетку. Элементы диффундируют в решетку ювелирных камней из внешних источников для того, чтобы создать цвет или получить эффект астеризма. Это могут быть титан и хром или более легкие элементы, такие как бериллий.
Необходимо помнить, что данные камни по российскому законодательству относятся к драгоценным. Для облагороженных методом диффузии рубинов и сапфиров существует Стандарт организации «Сапфиры, рубины, облагороженные, методом диффузии и/или заполненные стеклом (ограненные вставки). Технические условия. СТО 45866412-15-2013», который относится к нормативно-технической документации Федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней» (Гохран России).
Данный стандарт распространяется на облагороженные методом диффузии и/или заполненные стеклом природные сапфиры, природные рубины (ограненные вставки) (обозначаются как рубины/сапфиры Д/С). Стандартом устанавливаются основные показатели качества, применяемые для классификации, аттестации и сортировки сапфиров/рубинов Д/С в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с вышеуказанным стандартом облагораживание — это искусственная обработка драгоценных камней и органических веществ с целью изменения их свойств и внешнего вида путем нанесения покрытий, заполнения трещин, нагревания, облучения и использования других видов физического и/или химического воздействия.
Для описания облагороженных методом диффузии рубинов и сапфиров в стандарте применяются следующие обозначения:
Сапфир/рубин, облагороженный методом диффузии (сапфир Д, рубин Д), — природный сапфир/рубин, подвергшийся комбинированному облагораживанию с применением высоких температур и химических веществ, вызывающему проникновение химических элементов в поверхностные слои с целью изменения цвета и/или оптического эффекта.
Диффузионно-облагороженные корунды впервые появились на мировом рынке в конце 1970-х годов. Этот процесс радикально отличался от всех более ранних способов термической обработки корундов тем, что благодаря диффузии создавался внешний тонкий слой насыщенного синего цвета на бесцветном или бледно окрашенном сапфире.
Процесс был первой успешной попыткой добавить цвет из внешнего источника. Технология была разработана корпорацией Union Carbide. Возможно, что обработчики в Таиланде также использовали этот процесс. Практически все сапфиры, обработанные этим методом, имели синий цвет (за счет диффузии титана). При диффузионной обработке с внедрением титана в кристаллическую решетку происходит окрашивание неглубокого приповерхностного слоя на глубину около 0,4–0,6 мм.
Подвергнутые данному виду облагораживания синие сапфиры могут иметь необычный «водянистый» вид, в них отсутствует характерная для сапфиров выраженная зональность окраски при внешне насыщенном цвете. Обработанные сапфиры можно легко диагностировать по неоднородной окраске, которая может выглядеть пятнистой за счет того, что наведенный окрашенный слой может частично или даже полностью удаляться при переполировке. Кроме того, наблюдается концентрация окраски вдоль ребер и по рундисту, а также концентрация цвета вокруг ямок и достигающих поверхности трещин (так называемые «ссадины»).
Диффузионная обработка с внедрением титана также может обнаруживаться в синтетических сапфирах. В таких камнях иногда выявляются криволинейная цветовая зональность и мелкие газовые пузыри, типичные для синтетических камней, выращенных методом Вернейля, а также неоднородность цвета на разных гранях, что характерно для диффузионной обработки. Но стоит помнить, что диффузионный слой может создаваться и на бесцветных синтетических корундах. В этом случае криволинейной зональности не обнаружится.
Облагораживание методом диффузии труднее идентифицировать в кабошонах по сравнению с ограненными камнями, так как в них отсутствуют грани, на которых можно видеть неоднородность окраски. В кабошонах эту обработку лучше всего диагностировать по концентрации цвета вдоль рундиста.
Диффузионная обработка может также использоваться для наведения астеризма за счет добавления оксида титана в поверхностный слой камня. Такая обработка идентифицируется по ненатурально четкой «звезде», неоднородному цвету и «цветовым ссадинам» у ямок, полостей и трещин. В некоторых камнях наведение эффекта астеризма может также сопровождаться усилением цвета.
Редко на рынке встречаются синие природные или синтетические сапфиры, обработанные методом диффузии кобальта. Они имеют несколько неестественную окраску и очень высокие значения показателей преломления.
В 1993 году исследователи GIA сообщили об экспериментальном получении «диффузионно-обработанных» корундов красного цвета. Эксперимент можно считать неудачным, так как глубина окрашенного слоя была очень мала, и окрашенный слой часто практически полностью удалялся при переполировке. Цвет камней получался неярким, и окраска выглядела неоднородной.
Рис. 1. Пятнистость окраски и неодинаковая окраска разных фасет в облагороженных методом диффузии корундах [5]
В начале 2000-х гг. в Чантабури (Таиланд) был разработан новый метод облагораживания, позволяющий преобразовывать цвета синевато-красных камней из месторождения Сонгеа (Танзания) в привлекательные оранжевые или красно-оранжевые. Этим методом можно изменять цвет в светло-желтых, желтовато-оранжевых, розовых, коричневатых, пурпурновато-красных, синих, пурпурных, зеленых, коричневых, серых камнях. В результате данной обработки создается окрашенный в желтый цвет приповерхностный слой, и, в зависимости от изначального цвета камня, получают корунды ярко желтого, оранжевого, оранжевато-розового или оранжевато-красного цвета. Этот процесс можно использовать также для осветления темно-синих сапфиров. Возможно получение бесцветных, зеленых, пурпурных камней.
Рис. 2. Процесс бериллиевой диффузии может оказывать влияние на многие цвета в корунде, включая рубины и сапфиры. Размеры показанных ограненных камней, обработанных методом бериллиевой диффузии, от 0,40 до 5,05 карат [1]
Диагностика обработанных бериллием корундов с помощью стандартных геммологических приборов затруднена. Единственным визуальным признаком является наличие цветовой зоны по контуру камня: желтая, оранжевая при обработке красных камней или бесцветная при обработке синих сапфиров. Глубина окрашенной зоны меняется в зависимости от времени обработки и может доходить до окрашивания камня на всю глубину.
На большую вероятность обработки камня методом диффузии бериллия указывают сильные изменения внутренних включений, которые не отмечались прежде в термически обработанных камнях. Так, например, включения циркона приобретают вид белесых бесформенных скоплений, часто содержащих газовые пузырьки, а в трещинах, образующихся вокруг них, наблюдаются характерные древовидные структуры кристаллизации расплава, вокруг включений рутила возникают синие ореолы внутренней диффузии, которые крайне редко наблюдались в желтых термически обработанных сапфирах из месторождения Рок Крик (Монтана).
Когда используются легкие элементы (бериллий), обработку обнаружить нелегко, так как проникновение диффузного слоя может быть на всю глубину камня и элементы, вызывающие окрашивание, могут не обнаруживать стандартными методиками химического анализа. Обнаружить более легкие элементы (Be или литий) можно только при помощи более чувствительных аналитических методов, таких как LA-IPC-MS (масс-спектрометрия индуктивно-связанной плазмы в режиме лазерной абляции), SIMS (масс-спектрометрия вторичных ионов) или LIBS (метод лазерно-индуцированного пробоя).
Авторы
Список использованной литературы
1. John L.Emmett, K.Scarratt и др. (2003) «Beryllium Diffusion of Ruby and Sapphire. Gems&Gemology,Vol.39, No.2, pp. 84-135.
2. Michael S. Krzemnicki, Henry A. Hanni, Roy A. Walters.(2004) «A New Method for Detecting Be Diffusion-Treated Sapphires: Laser-Induced Breakdown Spektroscopy (LIBS). Gems&Gemology,Vol.40,No.4, pp. 314-322.
3. Robert E. Kane, Robert C. Kammerling, John I. Koivula, James E. Shigley, and Emmanuel Fritsch «The identification of blue diffusion-treated sapphires» Gems & Gemology, Summer 1990, рр. 115-133.
4. Shane F. McClure, Robert C. Kammerling, and Emmanuel Fritsch «Update on diffusion-treated corundum: red and other colors», Gems &. Gemology, Spring 1993, рр 16-29.
5. Gübelin E. J. Koivula J.I Photoatlas of inclusions in Gemstones, vol. 2, Opinio Publishers, Basel, Swizerland, 2005.
6. Стандарт организации «Сапфиры, рубины, облагороженные, методом диффузии и/или заполненные стеклом (ограненные вставки). Технические условия. СТО 45866412-15-2013».
Виды диффузионного сапфира и технология его производства
Сапфиры редко в природе встречаются высокого качества и любимого всеми, насыщенного синего цвета. Наиболее распространены прозрачные камни со множественными включениями и дефектами. Поскольку они редко находят применение, годами разрабатывались разные методики их облагораживания. Одна из таких методик — диффузионная обработка. В зависимости от того, с помощью какого вещества получают диффузионный сапфир, может кардинально меняться его качество и стоимость.
Диффузия как метод облагораживания
С физической точки зрения, процесс диффузии представляет собой проникновение молекул одного вещества в другое. Что касается облагораживания, то это сомнительный способ. Происходит он таким образом: камень нагревают в присутствии каких-либо активных добавок. В зависимости от размера молекул этих добавок, цвет поменять может либо поверхность камня, либо он весь.
Для того чтобы проникнуть в вещество глубоко, молекулы должны быть маленького размера. Если они крупные, то при попытке переогранить камень это будет заметно.
Тем не менее такой метод считается приемлемым для некоторых видов сапфиров, например, звездчатых. В данном случае диффузия проявляет эффект астеризма и, кроме этого свойства, процесс нагревания не затрагивает другие, что сохраняет естественный вид. Переогранка или переполировка в этом случае также невозможны.
Если процесс диффузии проходит с солями бериллия, то такой метод считается вполне приемлемым. Во время этого процесса камень в печи нагревают до высоких температур и создают высокое давление, предварительно поместив около него соли бериллия. Метод хорош тем, что молекулы этого вещества пропитывают камень насквозь, поэтому его можно переогранять, повторно полировать и даже разрезать.
Ионы бериллия проникают на всю глубину поверхности, через практически любую ее точку, но неравномерно. В мелких камнях и в центре кристалла бериллия находится огромное количество, что делает затруднительным его увидеть даже с помощью оптических приспособлений. Глазами увидеть бериллий в желтых и красных камнях практически невозможно, но можно обнаружить следы термической обработки. А это уже дает основание заподозрить и другие виды облагораживания и отдать на анализ в химическую лабораторию.
Когда этот метод появился, то геммологи восприняли его с огромным сопротивлением. Но, спустя годы, его приняли как данность. Единственное условие: при продаже такого камня покупатель должен быть осведомлен о том, что он подвергался обработке. Большинство сапфиров фантазийных цветов проходят облагораживание именно этим методом. Для справки: фантазийными считаются все цвета, кроме синего.
Усиление цвета камня
Помимо диффузионного метода, корунд для изменения цвета может быть заполнен сырьем. Дело в том, что многие камни от природы имеют трещины. В процессе обработки их заполняют металлическим стеклом или другими веществами, чтобы повысить прозрачность камня. Если это делается красящим веществом, то камень усиливает свой цвет. Такого эффекта можно добиться и пропиткой камня красителем на масляной основе, которая чаще всего применяется для сапфиров, или водной, спиртовой и так далее.
Такой метод тоже далеко не совершенен, цвет корунда становится нестабильным, а краситель может вытечь по мере эксплуатации. Проверить камень на наличие в нем красителя довольно просто, необходимо взять вату, смоченную в ацетоне и приложить к сапфиру. Окрашенный красителями самоцвет оставит на ней следы. Более того, такая пропитка не только долго не продержится, она еще значительно ухудшает блеск сапфира.
Диффузионная обработка дает, конечно, намного более устойчивый результат. Этот процесс проходит при очень высокой температуре, порядка 1800 градусов, и для окраски камней с помощью этого метода применяют чаще всего такие вещества, как титан, хром и бериллий.
Если в корунде достаточно имеется трехвалентного железа, диффузия титаном может повысить интенсивность синего оттенка. Этот процесс начали использовать еще в середине восьмидесятых годов. С помощью диффузии хрома получают дополнительные оттенки начиная от розового и до красного. Но из-за того, что атомы титана и хрома имеют большую атомную массу и размер, они глубоко в слой кристалла не проникают, и поэтому создается только поверхностное покрытие.
На такой процесс затрачивается сравнительно небольшое время, и стоит он, конечно, дешевле. Но такая окраска не проникает на достаточную глубину и ничего гарантировать нельзя. Она может сохраняться недолго, если камень подвергается постоянному механическому воздействию. Кроме того, любое серьезное повреждение может стереть поверхностный слой.
Такой слой имеет толщину всего лишь несколько тысячных долей миллиметра, поэтому его можно сравнить с покраской сапфира кисточкой в синий цвет. Конечно, поцарапав камень, можно будет легко определить, облагорожен ли он таким образом. Но сапфир имеет высокую твердость, поэтому сделать это можно только с помощью алмаза. Естественно, не рекомендуется устраивать такие проверки из-за возможности повредить камень, если он настоящий.
Цена камня при таком методе покраски составляет приблизительно таковую для искусственных корундов. В принципе этот метод можно использовать для того, чтобы изменить цвет на синий любому камню, так как под поверхностным слоем титана не будет видно оригинального оттенка самоцвета. В лаборатории идентифицируют такие окрашенные титаном или хромом сапфиры при осмотре в диффузном свете или погружении в инерционную жидкость.
Небольшая атомная масса бериллия и малый размер дает более глубокое окрашивание. Например, экспертами были обследованы камни диаметром в 3 мм, и у них не видно было границ окраски. Бериллий обеспечивает корунду желтый компонент. Более того, новый цвет может перекрыть ранее существовавший. Например, розовые сапфиры могут быть полностью окрашены в оранжевый цвет.
Сейчас идентификация облагораживания с помощью диффузии бериллия не является проблемой. Всем известно, что ее могли использовать, поэтому существуют приборы и технологии. Такие методы чувствительны, они могут идентифицировать даже невысокий уровень концентрации вещества.
Некоторые сапфиры, добытые в Шри-Ланке, в которых наблюдается эффект обесцвечивания на краях, на деле не содержали бериллия, хотя это считалось косвенным признаком обработки. Но позже пришли к заключению о том, что причинами такого результата являются особенности термического облагораживания.
Может также быть, что какое-то количество бериллия при облагораживании могло попасть вследствие остаточного загрязнения печки. Это может быть в том случае, если эта печь была также использована для диффузии бериллием. Ранее было замечено, что у камней, которые прошли обработку, остаются небольшие беловатые кольца. Однако было доказано, что это не является следствием обработки и такие же кольца могут присутствовать и у необработанных камней.
Обычно сапфиры делятся на натуральные и имитацию. Некоторые виды обработки оставляют камень натуральным, другие же причисляют его к другому виду. Если камень не подвергался обработке, был облагорожен с помощью термического воздействия или диффузионного, но с микродозами бериллия, то он считается натуральным. К имитации относятся: заполненные свинцовым или силикатным стеклом, поверхностная диффузия с помощью титана или хрома, иногда также используется для этой цели кобальт.
Облагораживание методом термообработки
Если синий сапфир слишком светлый или даже от природы имеет белый оттенок, то придать ему насыщенность может нагревание. Происходит это так: когда камень нагревают до высокой температуры, растворяются включения, которые обычны для кристалла. Эти включения содержат в себе хром и титан, в некоторых случаях также присутствует железо. При растворении они диффундируют в соседние области, таким образом, окрашивая камень.
Данный процесс фактически также относится к диффузии, но к так называемой внутренней диффузии. Такой процесс позволяет получить куда более качественные образцы, которые будут окрашены полностью по всему объему, и могут быть подвергнуты повторной полировке или огранке. Однако такие камни по своей природе имеют включения и различный их состав, таким образом, к ним должны быть применены разные способы обработки.
В отличие от диффузно обработанных сапфиров, к нагретым, то есть при применении внутренней диффузии, мировой рынок относится вполне благосклонно. Это допустимо, и камни будут отличаться в цене от полностью необработанных, но не сильно. Конечно, в таком случае уведомлять покупателя об обработке камня нужно обязательно.
Этот же процесс может создавать включение в виде звезды. Оно представляет собой оптический эффект, который создают рутиловые иглы. Рутиловые иглы, которые представляют собой оксид титана, формируются при температуре 1300–1400 градусов. Улучшают таким образом цвет и розовых сапфиров, а также рубинов. В последнем случае идентификация обработанных камней является проблематичной, так как проходит при низкой температуре и не оставляет следов.
Происходит это благодаря тому, что часто камни красного цвета содержат в себе и синие компоненты, то есть от природы имеется синий оттенок. Чтобы сделать их цвет более насыщенным, их необходимо разрушить. Для этого камень помещают в кислую среду и нагревают. Похожий процесс используется и для осветления камней.
Иногда для предотвращения повреждения камня при нагреве на него наносится бура. Во время того, как происходит сам процесс нагрева, образуются трещины и расплавленная бура попадает в них. Нагрев используется очень часто, так как он может сделать цвет камня намного привлекательней и улучшить его чистоту.
Таким образом, диффузионные сапфиры — это не всегда плохо. Не слишком хорошо, когда это делают поверхностным методом, но и у таких камней найдутся свои покупатели. А вот если пытаются выдать покрытый тонким диффундированным слоем камень за натуральный, — это уже обман.
Источник