Как не дать себя обмануть, правильно читая бирки на ювелирных изделиях
Достаточно нередко нам приходится отвечать на вопрос: «Как разобраться с тем что написано на бирке ювелирного изделия с натуральными камнями? Что означают все эти буквенно-цифровые сокращения?» Вопрос этот интересует многих и звучит достаточно нередко.
Маленькая бирка, которая прикреплена к изделию с драгоценным камнем, содержит внутри себя увлекательную и полезную информацию.
Вот только разобраться в этой «абракадабре» из цифр и букв обычному мещанину иногда не под силу. О чем нам скажет ярлычок, мы и попробуем разобраться ниже.
В почти всех забугорных странах выставленные на прилавках магазинов ювелирные изделия имеют только ценники. Всю же интересующую информацию клиент получает от торговца, как представителя магазина, гарантирующего подлинность изделия.
При покупке, торговец от имени предприятия-изготовителя и магазина выдает покупателю соответственный документ, которым, обычно, является Сертификат на изделие.
Сапфиры — что следует знать при покупке этих камней? Ответы на вопросы про сапфиры
По нашему российскому законодательству, Сертификаты на ювелирные изделия выдаются только на декорации с бриллиантами весом выше 1 карата. Для всех других изделий Сертификаты соответствия свойства подменяют бирки либо этикетки.
Бирка — это паспорт изделия, содержащий всю нужную для потребителя информацию. Её оформление и наполнение должно соответствовать отраслевому эталону ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов».
Рекомендованный эталоном размер бирок — 25х35мм, допускаются только маленькие отличия ± 2мм. Но достаточно нередко можно созидать бирки-книжечки размером 35х50мм либо 25х70мм, которые в сложенном виде как раз укладываются в утвержденные размеры.
Такие «ухищрения» связаны с тем, что производители нередко сетуют на маленькие размеры бирок, обозначенные в эталоне. А ведь на этих бирках нужно поместить всю подходящую информацию о предприятии-изготовителе, также исчерпающую информацию об самом изделии и драгоценных камнях, входящих в состав декорации.
Сам дизайн ювелирных бирок очень разнообразен – от простых прямоугольных этикеток до художественно-оформленных ярких книжечек. Это происходит оттого, что заводы–изготовители заказывают разработку дизайна и печать бирок с личным макетом исходя из собственных предпочтений, бюджета и рекламной политики.
Для многих заводов–изготовителей ювелирная бирка стала типичным «рекламным буклетом», их «визитной карточкой». Единым тут является только соблюдение всех подходящих размеров и эталонов наполнения.
Бирки должны быть прикреплены к изделиям нитками и опломбированы. Это требование непременно для всех изделий с драгоценными камнями.
А сейчас давайте тщательно разглядим, что за информацию мы лицезреем на бирке, и как нам осознать, что все-таки это значит.
Начнем с того, что на бирке непременно должна указываться последующая информация:
— фирма и ее юридический адресок — 1;
— наименование изделия (кольцо, серьги, колье и т. д.) — 2;
— вид драгоценного металла и его проба — 3;
— артикул изделия;
— вес изделия — 4;
— дата производства изделия – 7;
— черта вставки (главные свойства драгоценных камешков: их количество, размер, форма и др.) — 6;
— отметка отдела технического контроля производителя (ОТК) – 5;
— цена декорации.
И если основная информация в принципе вопросов не вызывает, то вот с полем «характеристика вставки» вопросы появляются часто, потому что смотрится эта «характеристика» как буквенно-цифровая аббревиатура. Давайте совместно попробуем разобраться, что все-таки там «зашифровано».
Эталон ОСТ 117-3-002-95 дает только пример последовательности записи в бирке ювелирного изделия черт драгоценных камешков, от которых зависит их коммерческая цена. Такими чертами являются: форма, вид, тип и качество огранки, цвет, группа дефектности и масса в каратах.
Вот только из-за того, что бирка имеет маленькой размер, нанести большой объем инфы на нее не выходит. Потому в нормативных документах было разрешено заносить наименования камешков и некие другие свойства, используя сокращения.
Порядок записи даже в сокращенном виде всегда один. При нанесении аббревиатуры камня строго соблюдаются последующие правила:
Во-1-х, если в составе изделия несколько камешков, то информация о их размещается на бирке в определенной последовательности: поначалу описываются камешки бриллиантовой группы, потом драгоценной, позже полудрагоценной, дальше органического происхождения, поделочные и искусственные камешки.
Сама информация о камне также записывается в определенной последовательности: поначалу количество камешков, потом наименование, форма, огранка, вес в каратах, цвет и чистота.
Во-2-х, разрешено группировать камешки по размерам снутри 1-го наименования. Так, к примеру, если в украшении есть несколько сапфиров со похожими чертами формы и огранки, входящих в одну категорию размерности, их количество и веса суммируются.
В-3-х, зависимо от типа камня установлен список инфы, вносимый на бирку. Ниже приведен список инфы для различных типов камешков:
В-4-х, при внесении инфы о наименовании камня допускается его сокращенное заглавие.
Давайте разберем на примерах форму записи черт разных драгоценных камешков.
Начнем с самого недешево камня – бриллианта.
Как я уже писал ранее, прямо за указанием количества и наименования камешков должна быть написана их форма огранки.
В большинстве случаев при огранке бриллианту присваивают форму «Круг». Эта самая фигура видна если глядеть на камень в проекции «сверху». Считается, что это лучшая форма для наибольшего преломления лучей света и отражения их через верхнюю площадку.
Камень в данном случае «играет» во всю силу и открывает всю свою красоту. В текущее время традиционным бриллиантом считается алмаз, ограненный бриллиантовой огранкой на 57 граней и имеющий круглую форму.
Другие формы, виды и типы огранок в согласовании с ювелирным эталоном ТУ 25-07.1319-77 обозначаются как: Ов. — «Овал»; Тр. – «Треугольник» (Триллиант); Г. — «Груша»; М. — «Маркиз»; И. — «Изумруд» (Октагон); Б. — «Багет»; Пр. — «Принцесса»; Се. – «Сердце» и т.д.
После указания формы огранки записывают двухзначное число, которое значит количество граней у камня.
Последующая черта – вес бриллианта. Он указывается в каратах. 1 карат = 0,2 грамма. Обычно записывается в виде дроби в десятичном виде с 3-мя знаками после запятой. Хотя время от времени производители указывают и всего два знака после запятой.
Такая точность связана сначала с очень высочайшей ценой бриллиантов. Разница даже в сотую долю карата имеет значение при ценообразовании.
Не считая того, стоимость бриллиантов зависимо от их веса вырастает не в арифметической прогрессии, а в геометрической: стоимость за карат у бриллиантов весом 0,29 ct и 0,3 ct различна, потому что бриллианты 0,29 ct относятся еще к маленьким и ценятся меньше чем 0,3 ct, которые относятся уже к средним.
По той же аналогии стоимость за карат у бриллиантов 0,99 ct, которые относятся к средним, значительно ниже чем у бриллиантов весом от 1 ct, считающимся уже большими. Бриллиант в 2 ct стоит в 3 раза дороже однокаратника, а в 3 ct — в 10 раз дороже. И чем больше вес, тем такая прогрессия вырастает резвее. Бриллиант в 10 ct оценивается уже в 100 раз дороже однокаратника.
Дальше пишут две числа через дробь.
1-ая цифра обозначает цвет камня. Цвет бриллианта может варьироваться от 1 до 9 — от фактически тусклых бриллиантов до темных. За отсчет принимают цифру «1», что соответствует полностью тусклому камню, который в природе фактически не встречается. Время от времени цвет обозначается как «6-1», «8-4», «9-2» и т. д. Тогда цифра после дефиса обозначает степень интенсивности цвета в границах одной цветовой группы.
2-ая цифра — это чистота камня. Она может варьироваться от 1 до 12. Чем меньше цифра, тем выше чистота и, соответственно, дороже камень. Стоит уяснить — только искусственные камешки полностью прозрачны. Хоть какой натуральный камень имеет трещинки, посторонние включения, недостатки, которые видны только под лупой либо в микроскоп. Недостатками также могут быть сколы либо отверстия на поверхности от лазерного выжигания угольных включений. Такие недостатки оказывают влияние на стоимость и качество камня.
Так, к примеру, цифра «8» значит, что недостаток будет виден невооруженным взором, «5» – видны в 10-кратную лупу, «3» – недостаток сумеет узреть только специалист с помощью «продвинутых» устройств, ну а «1» посреди природных, а не искусственно выращенных, камешков фактически не встречается.
Камешки с чертами по цвету и чистоте «3/3 и лучше» нередко именуют бриллиантами «чистой воды». Это заглавие пошло из древности, когда в качестве метода отличить дорогой камень высочайшей чистоты и прозрачности от подделки использовали погружение его в воду. Характеристики преломления света бриллианта таковы, что если сам камень не замутненный, то в воде он не виден, будто бы растворяется. Хоть какой другой камень имеет другой коэффициент преломления света, и даже если он тусклый и прозрачный — в воде он будет виден.
Ну и в самом конце буковкой указывается качество огранки. Знаками от А до Г обозначается 4 группы свойства огранки: А (хорошая), Б (отменная), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Таким макаром, свойства бриллиантовых вставок на бирке, записанной как 2 Кр-57 — 0,270 — 2/3 А можно прочитать так: «На изделие установлены два бриллианта круглой огранки 57 граней, общей массой 0,27 карата, с чертой по цвету — 2, по чистоте – 3 каждый, с качеством огранки А (хорошее)».
Что касается рубинов и сапфиров, то для оценки их черт есть несколько другие технические условия. Согласно им, при описании камешков указываются: количество камешков; форма и размер камня; вес камня в каратах; группа цвета; группа чистоты; качество огранки.
При указании формы и размера камня производители нередко указывают только поперечник камня в миллиметрах, если камень круглой формы. А если его форма фантазийная, то просто указывается размер в миллиметрах в виде Длина * Ширина.
Для оценки цвета для рубинов и сапфиров установлены группы и подгруппы. Каждый камень имеет по 5 групп цвета (от I до V). При всем этом рубины имеют в каждом цвете 2 подгруппы, характеризующие цвета (А и Б), а сапфиры — 3 (А, Б и В).
Необходимо отметить, что производители не всегда употребляют при заполнении бирок римские числа, а часто указывают группу цвета арабскими цифрами, более обычными нам.
Группа чистоты камня может варьироваться от 1 до 4. Чем меньше цифра, тем выше чистота и, соответственно, дороже камень.
Для оценки производственных изъянов предусмотрены 4 группы свойства огранки: А (хорошая), Б (отменная), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Таким макаром, свойства вставок на бирке изделия с рубинами, записанной как 2 Рубин Круг 3,2 — 0,894 — 2/2 Б можно прочитать так: «На изделие установлены два рубина круглой огранки поперечником 3,2 мм, общей массой 0,894 карата, с чертой по цвету — 2, по чистоте – 2 каждый, с качеством огранки Б (не плохое)».
А запись 2 Сапф 8*6 – 2,39 — 2А/3 А будет означать: «На изделие установлены два сапфира прямоугольной огранки размером 8х6 мм, общей массой 2,390 карата, с чертой по цвету – 2а, по чистоте – 3 каждый, с качеством огранки А (хорошее)».
Наименее определенной является запись черт для вставок из обработанных изумрудов. Отраслевой эталон ОСТ 117-3-002-95 не просит указания в реквизитах формы и типа огранки, а только ее вида, т.е. огранки вида «кабошон» либо «фацетная».
В нормативной документации ТУ 95.335-88 виды огранки различаются в обозначении групп чистоты на обработанные изумруды: от Г1 до ГЗ — для изумрудов «фацетной» огранки, и от К1 до К2 — для «кабошонов».
Для оценки цвета для изумрудов установлены 5 групп. Они, также, как и у рубинов с сапфирами, обозначаются римскими цифрами от I до V. И тут снова необходимо отметить, что производители не всегда употребляют при заполнении бирок римские числа, а часто указывают группу цвета арабскими цифрами.
Для искусственно выращенных, к примеру, гидротермальных изумрудов, существует обозначение «В» — т.е. «изумруд выращенный». Но производители не всегда пишут это обозначение после слова «Изумруд», а время от времени дописывают в конце формулы, чтоб оно воспринималось покупателем по аналогии с качеством огранки бриллиантов.
Таким макаром, свойства вставок на бирке изделия с изумрудами, записанной как 2И — 1/К1 — 1,54 можно прочитать так: «На изделие установлены два изумруда общей массой 1,54 карата, ограненных в виде «кабошон», с чертой чистоты – 1, с чертой по цвету — 1».
В заключение отмечу, что в текущее время в разных нормативных документах часто встречаются противоречия и неоднозначность в заглавиях и определениях одних и тех же понятий и величин. Потому каждое предприятие-изготовитель по-своему трактует нечетко прописанные правила. Не редки случаи, когда бирки заполняются с некими отклонениями от обрисованных мной правил, что тоже следует учесть.
Сейчас вам не составит труда прочитать зашифрованную производителем украшений информацию о камнях. Проверьте себя:
ИсточникВиды диффузионного сапфира и технология его производства
Сапфиры изредка в природе встречаются высочайшего свойства и возлюбленного всеми, насыщенного голубого цвета. Более всераспространены прозрачные камешки со множественными включениями и недостатками. Так как они изредка находят применение, годами разрабатывались различные методики их облагораживания. Одна из таких методик — диффузионная обработка. Зависимо от того, при помощи какого вещества получают диффузионный сапфир, может кардинально изменяться его качество и цена.
Диффузия как метод облагораживания
С физической точки зрения, процесс диффузии представляет собой проникновение молекул одного вещества в другое. Что касается облагораживания, то это сомнительный способ. Происходит он таким образом: камень нагревают в присутствии каких-либо активных добавок. В зависимости от размера молекул этих добавок, цвет поменять может либо поверхность камня, либо он весь. Для того чтобы проникнуть в вещество глубоко, молекулы должны быть маленького размера. Если они крупные, то при попытке переогранить камень это будет заметно.
Тем не менее такой метод считается приемлемым для некоторых видов сапфиров, например, звездчатых. В данном случае диффузия проявляет эффект астеризма и, кроме этого свойства, процесс нагревания не затрагивает другие, что сохраняет естественный вид. Переогранка или переполировка в этом случае также невозможны.
Если процесс диффузии проходит с солями бериллия, то такой метод считается вполне приемлемым. Во время этого процесса камень в печи нагревают до высоких температур и создают высокое давление, предварительно поместив около него соли бериллия. Метод хорош тем, что молекулы этого вещества пропитывают камень насквозь, поэтому его можно переогранять, повторно полировать и даже разрезать.
Ионы бериллия проникают на всю глубину поверхности, через практически любую ее точку, но неравномерно. В мелких камнях и в центре кристалла бериллия находится огромное количество, что делает затруднительным его увидеть даже с помощью оптических приспособлений. Глазами увидеть бериллий в желтых и красных камнях практически невозможно, но можно обнаружить следы термической обработки. А это уже дает основание заподозрить и другие виды облагораживания и отдать на анализ в химическую лабораторию.
Когда этот метод появился, то геммологи восприняли его с огромным сопротивлением. Но, спустя годы, его приняли как данность. Единственное условие: при продаже такого камня покупатель должен быть осведомлен о том, что он подвергался обработке. Большинство сапфиров фантазийных цветов проходят облагораживание именно этим методом. Для справки: фантазийными считаются все цвета, кроме синего.
Усиление цвета камня
Помимо диффузионного метода, корунд для изменения цвета может быть заполнен сырьем. Дело в том, что многие камни от природы имеют трещины. В процессе обработки их заполняют металлическим стеклом или другими веществами, чтобы повысить прозрачность камня. Если это делается красящим веществом, то камень усиливает свой цвет. Такого эффекта можно добиться и пропиткой камня красителем на масляной основе, которая чаще всего применяется для сапфиров, или водной, спиртовой и так далее.
Такой метод тоже далеко не совершенен, цвет корунда становится нестабильным, а краситель может вытечь по мере эксплуатации. Проверить камень на наличие в нем красителя довольно просто, необходимо взять вату, смоченную в ацетоне и приложить к сапфиру. Окрашенный красителями самоцвет оставит на ней следы. Более того, такая пропитка не только долго не продержится, она еще значительно ухудшает блеск сапфира.
Диффузионная обработка дает, конечно, намного более устойчивый результат. Этот процесс проходит при очень высокой температуре, порядка 1800 градусов, и для окраски камней с помощью этого метода применяют чаще всего такие вещества, как титан, хром и бериллий.
Если в корунде достаточно имеется трехвалентного железа, диффузия титаном может повысить интенсивность синего оттенка. Этот процесс начали использовать еще в середине восьмидесятых годов. С помощью диффузии хрома получают дополнительные оттенки начиная от розового и до красного. Но из-за того, что атомы титана и хрома имеют большую атомную массу и размер, они глубоко в слой кристалла не проникают, и поэтому создается только поверхностное покрытие.
На такой процесс затрачивается сравнительно небольшое время, и стоит он, конечно, дешевле. Но такая окраска не проникает на достаточную глубину и ничего гарантировать нельзя. Она может сохраняться недолго, если камень подвергается постоянному механическому воздействию. Кроме того, любое серьезное повреждение может стереть поверхностный слой.
Такой слой имеет толщину всего лишь несколько тысячных долей миллиметра, поэтому его можно сравнить с покраской сапфира кисточкой в синий цвет. Конечно, поцарапав камень, можно будет легко определить, облагорожен ли он таким образом. Но сапфир имеет высокую твердость, поэтому сделать это можно только с помощью алмаза. Естественно, не рекомендуется устраивать такие проверки из-за возможности повредить камень, если он настоящий.
Цена камня при таком методе покраски составляет приблизительно таковую для искусственных корундов. В принципе этот метод можно использовать для того, чтобы изменить цвет на синий любому камню, так как под поверхностным слоем титана не будет видно оригинального оттенка самоцвета. В лаборатории идентифицируют такие окрашенные титаном или хромом сапфиры при осмотре в диффузном свете или погружении в инерционную жидкость.
Небольшая атомная масса бериллия и малый размер дает более глубокое окрашивание. Например, экспертами были обследованы камни диаметром в 3 мм, и у них не видно было границ окраски. Бериллий обеспечивает корунду желтый компонент. Более того, новый цвет может перекрыть ранее существовавший. Например, розовые сапфиры могут быть полностью окрашены в оранжевый цвет.
Сейчас идентификация облагораживания с помощью диффузии бериллия не является проблемой. Всем известно, что ее могли использовать, поэтому существуют приборы и технологии. Такие методы чувствительны, они могут идентифицировать даже невысокий уровень концентрации вещества.
Некоторые сапфиры, добытые в Шри-Ланке, в которых наблюдается эффект обесцвечивания на краях, на деле не содержали бериллия, хотя это считалось косвенным признаком обработки. Но позже пришли к заключению о том, что причинами такого результата являются особенности термического облагораживания.
Может также быть, что какое-то количество бериллия при облагораживании могло попасть вследствие остаточного загрязнения печки. Это может быть в том случае, если эта печь была также использована для диффузии бериллием. Ранее было замечено, что у камней, которые прошли обработку, остаются небольшие беловатые кольца. Однако было доказано, что это не является следствием обработки и такие же кольца могут присутствовать и у необработанных камней.
Обычно сапфиры делятся на натуральные и имитацию. Некоторые виды обработки оставляют камень натуральным, другие же причисляют его к другому виду. Если камень не подвергался обработке, был облагорожен с помощью термического воздействия или диффузионного, но с микродозами бериллия, то он считается натуральным. К имитации относятся: заполненные свинцовым или силикатным стеклом, поверхностная диффузия с помощью титана или хрома, иногда также используется для этой цели кобальт.
Облагораживание методом термообработки
Если синий сапфир слишком светлый или даже от природы имеет белый оттенок, то придать ему насыщенность может нагревание. Происходит это так: когда камень нагревают до высокой температуры, растворяются включения, которые обычны для кристалла. Эти включения содержат в себе хром и титан, в некоторых случаях также присутствует железо. При растворении они диффундируют в соседние области, таким образом, окрашивая камень.
Данный процесс фактически также относится к диффузии, но к так называемой внутренней диффузии. Такой процесс позволяет получить куда более качественные образцы, которые будут окрашены полностью по всему объему, и могут быть подвергнуты повторной полировке или огранке. Однако такие камни по своей природе имеют включения и различный их состав, таким образом, к ним должны быть применены разные способы обработки.
В отличие от диффузно обработанных сапфиров, к нагретым, то есть при применении внутренней диффузии, мировой рынок относится вполне благосклонно. Это допустимо, и камни будут отличаться в цене от полностью необработанных, но не сильно. Конечно, в таком случае уведомлять покупателя об обработке камня нужно обязательно.
Этот же процесс может создавать включение в виде звезды. Оно представляет собой оптический эффект, который создают рутиловые иглы. Рутиловые иглы, которые представляют собой оксид титана, формируются при температуре 1300–1400 градусов. Улучшают таким образом цвет и розовых сапфиров, а также рубинов. В последнем случае идентификация обработанных камней является проблематичной, так как проходит при низкой температуре и не оставляет следов.
Происходит это благодаря тому, что часто камни красного цвета содержат в себе и синие компоненты, то есть от природы имеется синий оттенок. Чтобы сделать их цвет более насыщенным, их необходимо разрушить. Для этого камень помещают в кислую среду и нагревают. Похожий процесс используется и для осветления камней.
Иногда для предотвращения повреждения камня при нагреве на него наносится бура. Во время того, как происходит сам процесс нагрева, образуются трещины и расплавленная бура попадает в них. Нагрев используется очень часто, так как он может сделать цвет камня намного привлекательней и улучшить его чистоту.
Таким образом, диффузионные сапфиры — это не всегда плохо. Не слишком хорошо, когда это делают поверхностным методом, но и у таких камней найдутся свои покупатели. А вот если пытаются выдать покрытый тонким диффундированным слоем камень за натуральный, — это уже обман.
ИсточникКлассификация сапфиров по цвету и чистоте
Приходя в ювелирный магазин, мы попадаем под волнующую магию камней, но иногда не понимаем, как складывается их цена. Это касается и одного из самых дорогих минералов – сапфира.
Прозрачность и твердость этих минералов ставит их на один уровень с алмазами и бриллиантами. По своим свойствам они ничуть не уступают им. Различают несколько параметров, которые служат для определения качества. Давайте разберемся, как осуществляется классификация сапфиров по цвету и чистоте.
Параметры качества сапфиров
Перед тем как сапфир (корунд) украсит собой украшение ювелиров, он проходит проверку на качество. Чтобы определить качество корунда, следует знать несколько общепринятых параметров: цвет камня, насколько качественно произведена огранка, его чистота (иными словами, прозрачность) и вес (каратность). Данные характеристики указываются на бирках продаваемого изделия.
Под термином «сапфир» подразумеваются все цветовые оттенки корунда.
Интересно! Корунд красного цвета называют рубином.
Цветовую гамму камня определяют специалисты-геммологи. Они визуально сравнивают оцениваемый минерал с эталонным экземпляром. Классический оттенок сапфира – васильковый, иными словами, это камень синего цвета. Но природа богата на выдумки. В ней можно встретить вот такие оттенки этого минерала:
-
; ; ;
- зеленый;
- камни цвета лотоса (розово-оранжевого оттенка);
- корунды, способные изменять свой цвет в зависимости от падающего потока света.
Различают несколько групп цвета у рубинов и сапфиров.
Группа | Цвет рубина | Цвет сапфира |
1 | Насыщенный красный | Насыщенный синий |
2 | Умеренно красный | Умеренно синий |
3 | Цвет 3 характерен для светло-красных минералов | Цвет 3 характерен для светло-синих корундов |
В мировой торговле принято подразделять корунды на 2 оттенка:
- Королевский.
- Васильково-синий.
В России, где зимой мало солнечного цвета, больше ценится васильковый цвет украшения, так как королевские камни при слабом освещении кажутся черного цвета.
Чистота
После огранки различают прозрачные и мутные (непрозрачные) камни. Оценка кристаллов осуществляется невооруженным взглядом или с использованием лупы. Минерал, не пропускающий лучи света, оценивается ниже.
Интересно! При определении чистоты ювелирного изделия применяют 4 категории оценки изделия.
Таблица по чистоте камня сапфир
Группа чистоты | Описание |
1 | Камни идеально прозрачные и не имеют серьезных дефектов. Допустимы незначительные вкрапления, которые можно заметить лишь при помощи лупы. Как правило, это не влияет сильно на стоимость корунда. |
2 | Это прозрачные минералы с насыщенным цветом. В них имеются дефекты и включения, которые невооруженным взглядом незаметны. Качество сапфиров второй категории хорошее, но стоят они намного меньше кристаллов 1 категории. |
3 | Эти драгоценные камни довольно мутные, непрозрачные, присутствуют внутренние дефекты и вкрапления, которые можно увидеть невооруженным взглядом. Чистота 3 у сапфира встречается часто, в этом случае для увеличения стоимости камня большое значение имеет огранка кристалла. |
4 | Четвертая группа означает, что это непрозрачный сапфир. В них сразу видны дефекты. Цвет определить сложно. Обычно эти камни не обладают ювелирной ценностью. |
Если дефекты заметны несильно, а минерал имеет ярко-синий цвет, то это несильно сказывается на его расчетной и торговой стоимости. А вот корунды 1 категории в природе встретить можно очень редко. Как правило, это относится к минералам, полученным в результате искусственного синтеза.
Но произвести классификацию этого минерала по цвету и чистоте некорректно. Большое значение имеет огранка камня.
Огранка
При обработке корунда большое значение имеет:
- Симметрия корунда.
- Пропорции.
- Отсутствие дефектов.
Интересно! Опытные ювелиры придают значение первым 2 параметрам, так как различные дефекты, сколы, трещины можно спрятать в нижней части драгоценности или оправой.
Огранка сапфира бывает фасеточной:
- Круглой.
- «Изумруд».
- В форме груши.
- Овальной формы.
- «Сердце».
- «Маркиз».
Крупные корунды, а также мало прозрачные камни, имеющие большое количество дефектов, подвергают огранке «кабошон». В результате чего камень приобретает округлую или овальную форму. После чего драгоценность тщательно полируют, чтобы придать изделию глянец.
Непрозрачные корунды, которые имеют игольчатые вкрапления рутила, после такой огранки приобретают интересный вид. На поверхности драгоценного изделия появляется звезда с несколькими лучами.
Каратность
Вес ценных минералов измеряется в каратах. Приобретая драгоценное изделие, довольно трудно на глаз установить вес минерала. Ведь мы не сможем изъять камень из оправы, чтобы можно было его взвесить.
Для этого была разработана расчетная таблица для корундов разной огранки, в которой указан размер и масса сапфира. Для определения каратности изделия подойдет обычная линейка, которой измеряется камень.
Если в магазине два совершенно одинаковых по величине ювелирных изделия отличаются только ценой, то стоит поинтересоваться происхождением минерала. Место добычи — важный признак качества.
Маркировка изделия
Каждое драгоценное украшение должно иметь на бирке:
- наименование ювелирного изделия и его размер;
- уникальный номер украшения или артикул;
- точный вес драгоценного изделия;
- информацию о металле, из которого сделано кольцо, и его проба;
- количество и вид вставок, их вес и другие характеристики;
- штрих-код, по которому можно проверить, является ли изделие подлинным;
- стоимость украшения.
Обычному покупателю, который пришел в ювелирный магазин, трудно определить, что за ювелирное изделие он увидел на витрине. Поэтому у любого ювелирного изделия, украшенного сапфиром, есть сертификат. В нем указываются все характеристики драгоценного изделия.
Как правило, это этикетка, прикрепленная к украшению, на которой указаны буквы и цифры. Это выглядит обычно так: 1С Кр. 3×4 0,34 2/2, где:
- 1С – количество камней в ювелирном изделии. Обозначение «С» или «Сапф.» свидетельствует о названии минерала – сапфир;
- Кр. – метод огранки. В данном случае это круглая форма. При огранке грушевидной формы сокращение будет «Гр.». Овальная – «Ов.». Иногда после буквы стоит цифра 53. Это означает, что изделие круглой формы, и у него 53 грани;
- 3×4 – размер корунда;
- 0,22 – вес сапфира в каратах;
- 2/2 – так указывают цвет и чистоту минерала.
Обозначения цвета и чистоты
Если на этикетке мы видим обозначения цвета и частоты минерала 3/3, то что это значит? Сапфир 3/3 означает, что этот кристалл по цвету светло-синий и недостаточно чистый, то есть недостатки видны при визуальном осмотре корунда.
Зарубежные знаки
Если минерал прошел обработку за границей, то обозначение его чистоты отражается следующим образом:
- VVS или первая группа Российской классификации;
- VS – вторая группа;
- SI – третья группа;
- I – 4 группа.
Сапфиры искусственного происхождения, которые так восхищают любителей прекрасного своей прозрачностью, маркируются буквами «IF2». Всегда следует помнить, что приобретать драгоценные украшения лучше в проверенных ювелирных магазинах, чтобы приобретение радовало вас, и вложения были оправданы.
Источник