Доля РФ в их мировых поставках составляет примерно 40%. Они используются для изготовления экранов смартфонов, например, iPhone 13, телевизоров, оптики для распознавания по лицу и отпечатку пальца
Сможет ли российский производитель монокристаллов стать лидером мирового рынка
Российская компания «Монокристалл» из пакета «Роснано» стала лидером в производстве синтетических сапфиров и заняла 27% мирового рынка во многом благодаря контракту с Apple на поставку стекол для «умных» часов Apple Watch. «Газета.Ru» выяснила, что стало причиной успеха российского производителя.
В отчете аналитической компании Yole Developement компания «Монокристалл» признана в 2014 году крупнейшим производителем сапфиров с объемом годовой выручки $87 млн, сообщает ТАСС. Это один из немногих производителей в отрасли, кому удалось закончить прошлый год с операционной прибылью. Компания также занимает 11% мирового рынка алюминиевых паст для солнечной энергетики.
Сапфир — второй по твердости материал после алмаза, который обладает хорошими оптическими свойствами, поэтому используется в производстве светодиодов, применяемых в подсветке LED-телевизоров и в освещении, а также в часовой промышленности и в производстве мобильной электроники.
ЧТО ТАКОЕ И КАК ДЕЛАЮТ САПФИРОВОЕ СТЕКЛО!
«Монокристалл» обладает 30-летним опытом производства сапфира методом Киропулоса по собственной технологии, что позволяет ему выращивать монокристаллы сапфира весом более 100 кг.
В июле 2015 года ставропольский завод вырастил самый крупный кристалл сапфира в мире весом 300 кг (о технологии «выращивания» — читайте ниже). До конца года завод планирует увеличить мощность производства на 20% и занять 30% мирового рынка искусственных сапфиров.
Более того, в конце июня 2015 года появилась информация, что «Монокристалл» поставляет сапфировые стекла для Apple Watch, однако в самой компании данный факт не подтверждают. «Мы не комментируем слухи и домыслы», — заявил «Газете.Ru» представитель «Монокристалла».
В то же время источник, близкий к компании, рассказал «Газете.Ru», что у «Монокристалла» и Apple существует соглашение о конфиденциальности, не позволяющее разглашать подробности производства компонентов для смарт-часов.
О том, в чем сложность производства искусственных сапфиров, какие преимущества есть у российской компании и что стало залогом роста производства ставропольского предприятия, «Газете.Ru» рассказал руководитель направления по технологии производства новых материалов «Роснано» Владимир Кудряшов.
— Каковы основные этапы производства сапфирового стекла?
— Это стандартная технология, освоенная несколькими компаниями в мире. В качестве сырья используется мелкодисперсный порошок чистого оксида алюминия, который загружается в специальные ростовые реакторы, и дальше различными методами (в частности Киропулоса и Чохральского) из этого порошка выращивается монокристалл сапфира. Порошок разогревается выше точки плавления, и дальше из расплава вытягивается буля — большой, в 30–60 кг, кристалл. Сейчас умеют выращивать кристаллы и больше 100 кг.
Затем буля распиливается алмазными пилами. Из нее вырезаются цилиндры, или керны. Эти длинные большие цилиндры дальше режутся на пластины. После этого пластины полируются, шлифуются, и получается то, что называется сапфировым стеклом.
— Насколько дорогостоящая эта технология?
Эта технология довольно энергозатратна, поскольку, чтобы расплавить порошок, нужно большое количество электроэнергии. Это делается в специальных электрических печах. Амортизация оборудования и труд рабочих в сравнении с затратами на сырье и энергию уже не так существенны.
По времени процесс также очень затратный — кристалл может расти от нескольких дней до недели.
— Если сравнивать два решения, которые есть на рынке (закаленное стекло Gorilla Glass и сапфировое стекло), что из этого для производителей гаджетов предпочтительнее с точки зрения затрат?
— С точки зрения затрат сапфир, безусловно, дороже в силу высокой себестоимости. Алюмосиликатное стекло получается значительно дешевле, поскольку по сути представляет собой обычное закаленное стекло.
— Какие конкурентные преимущества сапфирового стекла перед закаленным можно отметить в первую очередь?
— В первую очередь оно, конечно, гораздо прочнее, ради этого все и затевается. Прочность сапфира 145 гигапаскалей, у алюмосиликатного стекла — 20, я тестировал Gorilla Glass — было где-то 30 ГПа.
То есть сапфир прочнее где-то в пять раз. Но при этом цена за квадратный метр сапфирового стекла где-то в десять раз выше.
— Насколько серьезные требования к качеству сапфировых стекол предъявляют ведущие производители гаджетов, в частности Apple? Есть какой-то стандартный набор тестов, чтобы определить, насколько стекло им подходит?
— Да, конечно. Стекла проверяются по модулю жесткости, по трещиностойкости. Характеристики определяются методом вдавливания. В ходе теста проверяется, при каком усилии появляются трещины. Но на самом деле материалы настолько разные, что у них часто разные показатели механической прочности и трещиностойкости. Сапфировые кристаллы используются уже давно. Например, в часовой промышленности они применяются для защиты часов.
Насколько я знаю, Apple сейчас используют сапфировые стекла только для своих «умных» часов и защиты фотокамер смартфонов.
— Были слухи, что сапфировое стекло будет использоваться в ограниченной партии iPhone 6s…
— Ну, вы знаете, эти слухи идут со времен iPhone 5s, и пока они не реализовались. Мое мнение, что сапфировые стекла в смартфонах не применяют из-за цены, их банально дороже делать.
— Какие основные игроки на рынке сапфирового стекла сегодня присутствуют в мире? «Монокристалл» завоевал почти 30% рынка. Кто их основные конкуренты?
— Исторически на этом рынке существует всего три крупных игрока. Помимо «Монокристалла» есть еще американская компания Rubicon и корейская Sapphire Technology Co Ltd. Есть и более мелкие производители, но эти три компании всегда конкурировали между собой на мировом рынке за три первые позиции. Как я понимаю, сейчас «Монокристалл» вырвался на первое место.
— Что позволило «Монокристаллу» так серьезно продвинуться на рынке?
— Компании Rubicon и Kyocera потеряли позиции, поскольку в 2011 году был максимум цен на сапфир. Мы сейчас говорим про сапфировое стекло, но в мире большая часть производимого сапфира идет на производство подложек для светодиодов. С развитием рынка LED-телевизоров для производства их подсветки использовалось все больше светодиодов. Это был огромный рынок для производителей сапфира и светодиодов. Когда пик в 2011 году прошел, случилось перепроизводство сапфиров, и цена на них упала. У производителей сапфира произошел кризис. При этом «Монокристалл» за счет совершенствования технологии и увеличения объемов производства смог существенно снизить себестоимость продукции, и это в конечном счете позволило стать ему компанией номер один на этом рынке.
В то же время источник в отрасли рассказал «Газете.Ru», что не верит в массовое применение сапфировых стекол при производстве смартфонов и других мобильных гаджетов. Технологии алюмосиликатного стекла развиваются не только у компании Corning (производителя Gorilla Glass), при этом перспектива сильно снизить стоимость производства сапфирового стекла сомнительна.
«Возможно, на сапфировые стекла перейдет только ограниченный сегмент премиальных аппаратов. Кроме того, хоть сапфир и прочнее, он одновременно и более хрупкий. Если алюмосиликатное стекло можно немного изгибать, то сапфир при любом изгибе дает трещину», — подытожил он.
Крест – это символ веры. Свидетельство миру о том, что человек принимает Иисуса Христа и принадлежит Ему. Сам по себе этот аксессуар не является оберегом и никакой силы в себе не несет. Хранит малыша Господь, а не кусочек железа. Если же вам хочется, чтобы крестик был на ребенке с первых дней жизни, подойдите к своему решению со всей ответственностью. Чтобы обезопасить малыша, лучше выбрать небольшой деревянный аксессуар (желательно, из твердой древесины, например, дуба или ясеня). При этом его нужно регулярно обрабатывать влажными детскими салфетками и постоянно следить за тем, чтобы кроха не засовывал крестик в рот, глаза и уши.
Минпромторг: Россия остановит экспорт искусственных сапфиров только в крайнем случае
Монокристаллическое сырье для производства сапфиров. Фото: Егор Алеев/ТАСС —>
Минпромторг допускает остановку экспорта искусственных сапфиров только в крайнем случае. На мировом рынке искусственных сапфиров на долю России приходится порядка 40%, а по некоторым узким направлениям до 70%. Крупнейшим производителем в России и мире является отечественный завод «Монокристалл».
«Монокристалл» является дочерней компанией концерна «Энергомера» Владимира Полякова, у него более 85% акций. Другой крупный акционер компании Роснано. Компания была создана в 1999 году и занимается изготовлением искусственных сапфиров и паст для солнечной энергетики. Производство продукции ведется на трех заводах, расположенных в России и Китае. Российские производства находятся в Ставрополе и в Белгороде. Торговые представительства есть в США, Китае, Южной Корее, Тайване и Европе.
Французское аналитическое агентство Yole Developpement неоднократно признавало «Монокристалл» крупнейшим в мире производителем сапфира. В компании по всему миру работает более 1500 человек. В 2015 году компания установила рекорд, вырастив самый большой в мире искусственный сапфир весом 300 килограммов. Штаб-квартира компании расположена в Ставрополе.
Искусственные сапфиры используются для изготовления экранов смартфонов, например, IPhone 13, телевизоров, оптики для распознавания по лицу и отпечатку пальца. Их применяют в космической отрасли, производстве микроэлементов и ювелирной промышленности. Также с их помощью изготавливают гражданскую и военную оптику, к примеру фотоаппараты и оптические прицелы.
Вот что о производстве сапфиров в России рассказывает председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский:
— Весь цикл производства искусственных сапфиров сосредоточен в России и полностью находится на отечественном обеспечении всех комплектующих. Мало того, секрет технологии производства наших искусственных сапфиров пытались несколько раз выкрасть, присылали на производство разведчиков, в том числе китайцы, которые были вычислены и выдворены с территории России. На предприятии после этого существенно была повышена безопасность, и технология стала более сурово охраняться. Россия удерживает по качеству и по цене лидерство в мировом производстве сапфиров. И в принципе, как элемент экономического оружия, воздействия, это может быть использовано. Наши сапфиры покупают и американцы, и европейцы, и корейцы. Корейцам можно оставить продажу, а американцам продажу сапфиров можно запретить, пусть перекупают у кого-то втридорога или пытаются научиться сами, или снимают санкции и взамен получат.
— Мы заявили, что мы в крайнем случае будем использовать запрет на экспорт сапфиров, а если будем, то на нас это никак не отразится?
— Отразится, потому что у предприятий, которые производят, экспортная выручка упадет, и они недополучат денег.
По словам экспертов, искусственные сапфиры, произведенные иностранными компаниями, обычно дороже и худшего качества. Кроме отечественного «Монокристалла» сапфиры производят одна китайская компания — Aurora, две японских — Namiki Precision Jewel Co. и Kyocera, и американская — Rubicon.
Не опасно ли носить крестик малышу? А если задушится? А если проглотит? Позвольте, дорогие, я сразу внесу ясность: цель этого поста не поделить мам на "хороших" и "плохих", на "маловерных" и "настоящих" христианок, а проанализировать страхи, связанные с ношением малышом креста и рассказать о своем родительском опыте, который, возможно, будет полезен. Иногда бывает, что мама ребёнка очень переживает из-за наличия или отсутствия крестика на шейке своего малыша. Стоит ли надевать? Конечно, вопрос наличия креста на младенце лучше всего задать батюшке после крещения и получить исчерпывающий ответ. Особенно, когда одолевают размышления вроде: "Ну, Богу-то все равно "
Сапфировое стекло – новый технологический прорыв в стекольной индустрии
Искусственный сапфир представляет собой отличный оптический материал для изготовления стекла. Сапфировые стекла стали одним из прорывов в стекольной промышленности и постепенно начинают завоевывать свою долю на рынке. О свойствах и области применения сапфиров рассказывает портал ОКНА МЕДИА.
Фото: Сапфировое стекло
Сапфировое стекло – технология будущего
Сапфировые стекла, изготовленные из синтетического сапфира, являются одними из наиболее устойчивых материалов к механическим повреждениям, высоким температурам и химическому воздействию, в отличие от обычного стекла.
Сапфир обладает особыми прочностными характеристиками, являясь очень твердым минералом, по своим свойствам уступая лишь алмазу. Синтетический монокристалл стал (сапфир) прорывной технологией, благодаря своим свойствам.
Свойства сапфира и метод производства
Открытый в 1902 году французским химиком Огюстом Вернейлем, искусственный сапфир начал завоевывать рынок. Это анизотропный кристаллический материал, который способен сохранять свою целостность даже в сложной физической среде.
Он имеет температуру плавления свыше 2000˚С, что делает его идеальным для применения при высоких температурах. Также синтетический монокристалл является химически инертным и легко выдерживает агрессивное химические вещества (например, промышленные газы). Кроме того, он способен передавать лучи видимого, ультрафиолетового и инфракрасного излучения, диапазон светопропускания которых составляет от 150 нм до 6,0 мкм, что намного шире, чем у большинства материалов. Это делает его идеальным материалом для окон, мобильных устройств (лучше передает сигнал), и особенно востребованным в военной и авиационной промышленности.
Фото: Прозрачное сапфировое стекло
Рост кристалла происходит из расплава оксида алюминия и осуществляется в печах в вакуумной среде при температуре плавления выше 2000˚С. Тщательный контроль и регулирование температурного режима позволяет выращивать монокристаллические сапфиры различной формы (стекло, пластины, цилиндры и т.д.). Полученные монокристаллические куски затем выкраиваются по форме, обрезаются и полируются до совершенства.
Высокая устойчивость к истиранию и царапинам (9 по шкале Мооса), широкий спектр передачи оптического света делает искусственный сапфир почти идеальным материалом для применения.
Практическое применение сапфировых стекол
Искусственный сапфир является отличным материалом для применения в различных сферах промышленности. Сапфировые стекла используются в гражданском и военном секторах авиации для того, чтобы облегчить посадку и взлет в ночное время и при плохой видимости (туман, дождь и т.д.). Сапфировое стекло используется в инфракрасных камерах на носу самолетов, которые анализируют расстояние от и до земли и обеспечивают маневренность авиалайнера. Также сапфировые стекла применяются и в наземных транспортных средствах в сочетании с несколькими слоями ламинированных стекол.
Высокие оптические, электрические, химические и механические свойства сапфировых стекол делают их идеальными для различного применения, зачастую благодаря своим характеристикам сапфировые стекла становятся единственным материалом для решения сложных задач инженерного проектирования.
Единственный в России завод «Монокристалл» — стартап, который появился благодаря поддержке РОСНАНО, активно занимается выращиванием искусственных сапфиров и поставкой сапфирового стекла на мировой рынок. Льготный кредит на разработку высокотехнологичного оборудования для производства искусственных монокристаллов больших размеров, позволит компании в будущем занять до 30% мирового рынка.
Доля сапфирового стекла интенсивно растет в последние годы, оно не заменит традиционное флоат-стекло, так как его размеры ограничены, но станет все больше применяться в различных отраслях промышленности, где необходимы повышенные требования к прочности и устойчивости стекла.
ОКНА МЕДИА рекомендует: "Монокристалл" создаст самое высокотехнологичное оборудование для сапфирового стекла Полностью стеклянный iPhone 8 перестанет биться
Крест -защита от бесов,каждый христианин должен его носить.Чтобы верёвочка не цеплялась,не путалась,нужно просто сделать ее поменьше. 0. 0. У самой трое малышей одевала и буду одевать. Знаю,что их всегда хранит сам Господь. Если человек надееться только на самого себя,то именно тогда и происходят страшные вещи с летальным исходом. защита, это не крестики и амулетики какие-нибудь на ребёнка нацепить. защиту обеспечивает адекватная мамаша. 2. 1.
Сапфировый король из аграрного Ставрополья
Поздний октябрьский вечер 2009 года. В Ставрополе уже темно. На улицу Севрюкова на окраине города сворачивает небольшой кортеж —BMW и джип охраны. Вдруг на обочине раздается взрыв, лобовое стекло машины засыпает песком, летят гвозди… Пассажир BMW Владимир Поляков, президент ставропольского концерна «Энергомера», в интервью Forbes вспоминает: «В сложные 1990-е мне удавалось уклоняться от общения с бандитами. А тут вдруг. Думаю, кто-то хотел, устранив меня, прибрать к рукам бизнес».
Выручка «Энергомеры» в прошлом году составила почти 9 млрд рублей, из них более половины — 4,7 млрд рублей — Полякову принесли искусственные сапфиры. Точнее, изготовленные из этих сапфиров специальные подложки, которые делает входящий в концерн завод «Монокристалл». Эти подложки — необходимый компонент для производства светодиодов и микросхем. «Назовите любую компанию, которая производит электронику, — LG, Samsung или другую. Все они наши клиенты», — говорит Поляков. Его компания контролирует 20% мировых поставок сапфировых подложек, являясь крупнейшим игроком рынка. До прошлого года производство сапфировых подложек Поляков дотировал за счет других видов бизнеса. Прибыли пришлось ждать 10 лет.
Мистика в Ставрополье
Ставропольский край больше славится сельским хозяйством, чем высокими технологиями, — даже офис Полякова находится в здании «Межколхозстроя». Глава «Роснано» Анатолий Чубайс, кажется, был немало удивлен, обнаружив в областном центре высокотехнологичное производство мирового уровня: «Существует в Ставрополе завод «Монокристалл», который по каким-то совершенно загадочным, мистическим причинам начиная с 2004–2005 года стал заниматься сапфировыми подложками. Зачем — неизвестно. Вокруг него сегодня ходят все, от J.P. Morgan до не знаю кого, с предложением вывести его на IPO NASDAQ. Ожидаемая капитализация — примерно $1 млрд», — рассказывал Чубайс весной этого года на встрече с региональными журналистами. Что за «мистические причины» привели Полякова, которому сейчас 57 лет, в высокотехнологичный бизнес?
Он родился в Хабаровске, окончил Институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники в Томске — умение отстраивать бизнес-процессы считает своим главным талантом и секретом успеха. По распределению поехал работать на Гомельский радиозавод, строивший антенные решетки самых крупных радаров страны. «Мы создавали противоракетную оборону, решали важную государственную задачу. Это помогало работать и вдохновляло», — вспоминает Поляков. Своих сотрудников он мотивирует иначе — поддерживает управляемую текучку на уровне 10%, отсеивая слабейших.
За 15 лет он прошел путь от наладчика радиоаппаратуры до заместителя главного инженера. Когда во время перестройки в моду вошли выборы директоров трудовым коллективом, Поляков выдвинул свою кандидатуру. Руководство тут же решило перевести амбициознного сотрудника подальше — главным инженером на ставропольский радиозавод «Сигнал». Поляков ушел, но забрал с собой часть команды — 10 начальников цехов и отделов приняли его предложение о переезде.
Электросчетчики по бартеру
Когда главному инженеру «Сигнала» было сорок, он круто изменил жизнь — подался в кооператоры. «Рухнула система государственного планирования, и стало ясно, что пора строить капитализм», — говорит Поляков. Он уже твердо знал, чем будет заниматься — поставками предприятиям электросчетчиков. На «Сигнале» еще до его ухода думали наладить их производство и изучали рынок. Выяснилось, что в соседнем городе Невинномысске есть завод «Квант», конструкторское бюро при котором занимается опытным производством современных электронных счетчиков (в начале 1990-х годов вся страна еще пользовалась механическими с крутящимся диском). Занявшись сбытом опытной продукции и прощупав рынок, Поляков через шесть месяцев выкупил акции КБ у администрации края, оставшиеся скупил у сотрудников. А вскоре частями выкупил и сам завод.
Спрос на счетчики был, но в то время для экономики главной проблемой было отсутствие наличных денег. Поляков нашел их эквивалент, в котором заинтересованы любые предприятия, — электроэнергию. Он поставлял счетчики энергопредприятиям, те расплачивались киловаттами, которые «Квант» обменивал на другие нужные товары. Зарплату платил денежными сертификатами — в магазине при заводе на них продавали полученные по бартеру продукты и бытовые товары, местные налоги платил рубероидом и стройматериалами. «Бартерные расчеты — очень сложная задача. Но именно эта работа заложила многоотраслевой характер нашей компании, научила одновременно вести десятки проектов», — говорит предприниматель.
Сложными бартерными цепочками занимался специально созданный департамент взаимозачетов. А когда кризис неплатежей миновал, этот отдел занялся развитием сельскохозяйственного направления внутри холдинга. Сейчас «Энергомера» производит 150 000 т зерна в год. (Это не единственный проект концерна в сельском хозяйстве — по просьбе краевой администрации Поляков выкупил в 2006 году «Пятигорсксельмаш» — когда-то крупнейшее в СССР производство оборудования для промышленного птицеводства. Профиль пришлось сохранить, и сейчас «Энергомера» — один из ведущих поставщиков счетчиков яиц и инкубаторов на птицефабрики.)
Продажи электросчетчиков быстро росли — большинство российских заводов стояло, а с импортными счетчиками цены различались в разы. Поляков стал скупать подходящие по профилю заводы — все они, как и «Квант» до его прихода, были в предбанкротном состоянии и продавались по бросовым ценам. Сейчас в концерн входит девять предприятий, которые производят 10 000 электросчетчиков в день, обеспечивая ими почти треть рынка России и стран СНГ. В линейке есть продукция и для крупных промышленных предприятий, и для частников. В концерн Полякова входит институт электротехнического приборостроения, где разработкой новых моделей занимаются 150 человек. Счетчики Полякова (их теперь собирают на автоматизированных линиях) по-прежнему дешевле импортных — на 30–40%.
Сапфировая находка
В 1999 году, отступив от неизменной стратегии скупки электротехнических предприятий, Поляков приобрел банкротившийся ставропольский завод «Аналог», который в советское время производил кремниевые подложки для микросхем. «Я 20 лет проработал на производстве, для меня закрыть завод или даже его часть — совершенно недопустимая мысль», — объясняет он мотивы импульсивной покупки. В результате «Аналог» оказался самым перспективным его приобретением.
Начав санацию, Поляков погрузился в изучение продукции «Аналога». Из нескольких направлений деятельности наиболее жизнеспособными ему показались два: производство алюминиевых паст (их применяют в солнечных батареях) и подложек из монокристаллического сапфира, которые используются в электронике и служат основой для производства светодиодов. Это направление выросло в компанию «Монокристалл».
В цехе «Монокристалла» жарко. Это неудивительно — здесь работает сотня печей, установленных аккуратными рядами. При температуре около 2000 градусов они «выпекают» в год 18–20 т искусственного сапфира. Для этого надо расплавить оксид алюминия, а потом, постепенно снижая температуру, добиться начала кристаллизации. Процесс может идти несколько часов или даже дней. Его технология — главный научный и коммерческий секрет «Монокристалла», поэтому изготовление печей Поляков никому не доверяет.
Готовый кристалл — его называют «буля» — может весить до 90 кг. Теперь из него надо выпилить заготовку — сапфировый столбик диаметром от 76 мм до 300 мм, который потом режется, как колбаса, на тонкие, менее миллиметра, пластины. До состояния идеальной гладкости их шлифуют на специальном станке. По твердости искусственный сапфир уступает только алмазу.
Было очевидно, что рынок сбыта для этой высокотехнологичной продукции нужно искать за рубежом. А в компании по-английски говорил лишь один сотрудник. Пришлось идти нестандартным путем — Поляков объявил в Пятигорске, где есть Лингвистический университет, «призыв» студентов, знающих английский, а уж потом их обучили на заводе менеджменту и технологиям. Первый контракт на искусственный сапфир, добытый новой командой в 2005 году, был не очень технологичным — корейская фирма заказала сапфировые стекла для часов.
Поляков не сдавался, сам ездил на выставки и конференции, изучая потенциально заинтересованные в сапфировых подложках и алюминиевых пастах отрасли. В научные разработки по «Монокристаллу» он вкладывал то, что получал на электросчетчиках.
Третья волна светодиодов
В 2005 году крупная транснациональная компания, названия которой Поляков не раскрывает, предложила ему продать весь «Монокристалл» за $15 млн. «Я проявил малодушие, дрогнул и вступил с ними в переговоры. От сапфира в тот момент были одни убытки, хотя и ясно было, что тема очень перспективная», — вспоминает предприниматель.
Особенно тяжело «Энергомере» пришлось в 2008–2009 годах. Если до кризиса, говорит Поляков, он часто рассуждал о том, что скоро компания будет стоить $1 млрд, то в кризис гадал уже о другом: даст ли кто хотя бы $50 млн. «Энергомера» стояла перед реальной угрозой банкротства: спрос на все виды продукции упал на треть, цены — вдвое, а стоимость кредитов выросла. Его заводы по производству энергосчетчиков находились на грани остановки, на «Монокристалле» пришлось законсервировать половину печей. Но компания выстояла, хотя на некоторых предприятиях пришлось ввести сокращенную рабочую неделю, 2000 сотрудников из 7000 Поляков уволил (в это же время было совершено покушение). Сокращение издержек и повышение эффективности дало результат в 2010 году — выручка всего концерна выросла на 87%, а по «Монокристаллу» — почти в три раза, прибыль — в 8,5 раза.
Полякову повезло: удачное время для коммерциализации сапфировых подложек наконец наступило. «Им помогла конъюнктура. Рынок светодиодов начал расти, производители принялись искать сапфир и лучшее по цене и качеству нашли в России. «Монокристалл» на этом здорово поднялся», — говорит Алексей Мохнаткин, заместитель гендиректора компании «Светлана-Оптоэлектроника», производящей светодиоды и закупающей компоненты у Полякова.
Пластины из синтетического монокристаллического сапфира, которые выпускает «Монокристалл», — основа, на которую производители светодиодов при помощи специальной методики осаждают из газовой фазы тончайшие пленки полупроводников, формирующие полупроводниковый чип. Потом к нему присоединяют электрические контакты, заливают специальным составом-люминофором для придания нужного цвета (обычно диод излучает синий) и помещают в корпус.
Практическое использование светодиодов началось еще в 1970-е годы, но рынок резко вырос, когда светодиоды нашли применение в массовом производстве ЖК-мониторов и телевизоров. «Сейчас мы наблюдаем третью волну: светодиоды стали настолько эффективными и дешевыми, что могут заменить лампы накаливания и люминесцентные лампы в системах бытового и промышленного освещения. Мировой рынок этих устройств — около $100 млрд, перспективы колоссальные», — говорит Алексей Ковш, исполнительный вице-президент компании «Оптоган», которая прошлой осенью при поддержке «Роснано» и группы «Онэксим» запустила завод по производству светодиодов и осветительного оборудования в Санкт-Петербурге. Сапфировые подложки для своего производства «Оптоган» заказывает в том числе и на «Монокристалле», но их порой просто не хватает. «Мы для них мелкий заказчик, у них большой спрос в Азии» — признает Ковш.
Российский «Монокристалл» сейчас является крупнейшим в мире производителем сапфировых подложек. Активность Полякова на выставках не прошла даром — компанию на рынке хорошо знают. Недавно «Монокристалл» закупил пять алмазных пил у швейцарской компании Meyer Burger на $5 млн. «Мы рады продолжить сотрудничество с «Монокристаллом», ведущей мировой компанией в этой индустрии, и надеемся, что наши ноу-хау ей пригодятся», — заявляет глава компании Питер Паули в пресс-релизе, выпущенном Meyer Burger по поводу сделки.
Дело в подложках
Поляков крепко держит в руках бразды правления компанией (ему сейчас принадлежит 93%), а если и расстается с акциями, то понемногу и задорого. В прошлом году он продал 5% «Монокристалла» фонду UCP, созданному выходцами из Deutsche Bank.
«Мы вели с ним предварительные переговоры еще в 2008 году, потому что считаем эту сферу бизнеса очень перспективной. Потом случился финансовый кризис. Он все-таки продал нам акции в 2010-м, но уже заметно дороже. Это нам-то, профессиональным инвесторам», — восхищается деловой хваткой Полякова президент UCP Илья Щербович.
Ближайший конкурент «Монокристалла» — чикагская компания Rubicon Technology. Компания когда-то была партнером Полякова и занималась сбытом подложек на территории США. Потом, переманив из Ставрополя нескольких сотрудников, чикагцы открыли собственное производство. При вдвое меньшей выручке Rubicon Technology оценивается на технологической бирже NASDAQ в $580 млн.
Поляков тоже давно думает о выходе на биржу. Собственно ради этого он и согласился продать акции UCP — планировал IPO «Монокристалла» на осень 2010 года, нужны были заинтересованные финансовые советники. Однако потенциальные инвесторы не предложили Полякову желаемую цену, и он отложил IPO до лучших времен.
В UCP Полякова полностью поддерживают. «Нас поразила его открытость и желание учиться новым вещам. На совещаниях с консультантами, аудиторами и банкирами он всегда выслушает всех, получит 20 разных мнений, а потом выбирает правильное решение», — говорит Илья Щербович. Щербович уверен, что в ближайшие пять лет рынок светодиодов, а значит и сапфировых подложек, будет расти быстрыми темпами, нет смысла уступать акции задешево. Деньги на развитие пока есть — по данным Forbes, долю в «Монокристалле» покупает «Роснано», сделка закрывается в июне.
Дюйм для будущего
Предприниматель по-прежнему живет в Ставрополе (точнее, на ферме в 3 км от города) и не собирается менять образ жизни. С утра он обходит свои угодья — на участке хвойный лес, пруд с осетрами и форелью. В 10:00 он всегда в офисе. А дальше — сплошные совещания. Раз в день он откладывает все дела и хотя бы на час отправляется с обходом на одно из своих предприятий. «Обожаю запах машинного масла, — говорит предприниматель. — Для меня пройти по заводу и определить, например, как наиболее оптимальным образом расставить оборудование, — удовольствие».
Купленный по случаю «Монокристалл» превратился в ключевое предприятие «Энергомеры». Если по сельскому хозяйству Поляков ждал прибыли семь лет, тут процесс затянулся до десяти. Зато маржа — более 30%.
Главная задача сейчас — сохранить лидерство на рынке, где появляются все новые конкуренты (недавно о строительстве завода по производству подложек из искусственных сапфиров заявил Samsung). Поляков расширяет бизнес. Перед кризисом он купил зеленоградскую «Элму-Малахит», но из-за финансовых трудностей с заводом пришлось расстаться. Сейчас Поляков арендует там помещение, где производит счетчики для московского рынка. Зато удалось приобрести небольшое предприятие в Белгороде, где тоже производили искусственные сапфиры.
Но дело не только в мощностях. «Монокристалл» делает подложки диаметром до 10 дюймов, Rubicon же недавно выпустил подложку диаметром 12 дюймов. Два дюйма — конкурентное преимущество: производителям светодиодов выгоднее, чтобы диаметр сапфировой подложки был как можно больше.
Важность разработок для Полякова очевидна: помещение, где сидят научные сотрудники, в четыре раза больше, чем производственный цех. Вопрос с кадрами остро не стоит — «Монокристалл» наладил сотрудничество с местным университетом. «В бизнесе важно не только увидеть будущее, но и описать его, а потом повести к нему людей», — говорит Поляков.
Поэтому крестик ребенку нужно одевать не на ВЕРЕВОЧКЕ, а на ЦЕПОЧКЕ! Цепочка должна рваться от веса, в два раза меньшего, чем вес ребенка. У нас племянник уже давно бегает с крестиком, хоть ему только исполнилось два, веревочка обычная, а крестик золотой. В основном крестик одевают после крещения. Но если опасаетесь, что малыш может повредиться, то до 1 годика можно повесить крестик на кроватку у изголовья, а потом уже надевать. Да, крестик надо одевать сразу после крещения. Сейчас есть специальные веревочки для этого, они прочные и не уступают по внешнему виду цепочке. Но мне не представляется это безопасным, поэтому у младшего сына крестик весит на кроватке.
- https://www.gazeta.ru/tech/2015/08/21/7697483/russian-sapphire-for-apple-iphone-6s.shtml
- https://www.bfm.ru/news/494579
- https://www.oknamedia.ru/novosti/sapfirovoe-steklo-novyy-tehnologicheskiy-proryv-v-stekolnoy-industrii-45534
- https://www.forbes.ru/svoi-biznes/predprinimateli/69691-sapfirovyi-korol-iz-agrarnogo-stavropolya