Петр сперва как бы отвечает на просьбу или на ожидание хромого нищего и говорит: серебра и золота нет у меня. Этого желал нищий или ожидал от Петра и Иоанна; но Петр объявляет, что этого у него нет. И затем дает убогому нищему такую милостыню, какой не ожидал он. А что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
Слова Петра показывают, как он несомненно был уверен в том, что именем Иисуса Христа совершится чудо; дар — сотворить чудо — он почитает как бы собственностию: что имею, то даю тебе. И тотчас дает обещанное: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. Иисуса Христа называет Назореем, как и прежде,—конечно потому, что Иисус Христос, как Назорей, известен был между Иудеями, когда Он ходил с Евангельскою проповедью по разным странам Иудеи и в Иерусалиме.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Блж. Феофилакт Болгарский
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
#319 Серебра и золота нет у меня — Алексей Осокин — Библия 365
Ст. 1-7 Вкупе же Петр и Иоанн восхождаста во святилище на молитву в час девятый. И некий муж хром от чрева матере своея сый носимь бываше: егоже полагаху по вся дни пред дверми церковными рекомыми красными, просити милостыни от входящих в церковь: Иже видев Петра и Иоанна хотящыя внити в церковь, прошаше милостыни. Воззрев же Петр нань со Иоанном, рече: воззри на ны. Он же прилежаше им, мня нечто от них прияти. Рече же Петр: сребра и злата несть у мене: но еже имам, сие ти даю: во имя Иисуса Христа Назореа, востани и ходи. И емь его за десную руку воздвиже
Эти два апостола всюду являются имеющими большое единодушие. Петр помавает Иоанну ( Ин. 13:24 ) ; оба вместе пришли ко гробу ( Ин. 20:3 ) ; об Иоанне Петр говорит Христу: сей же что ( Ин. 13:24 ) ; к слову сказать, писавший эту книгу опускает прочие знамения, а об этом знамении, как таком, которое подействовало на всех, говорит. А восходили в святилище зачем?
Ужели они жили еще по-иудейски? Этого быть не могло. Они поступали так, приспособляясь к народу и считая это делом полезным. Смотри, как постоянно пребывали они на молитве и в девятом часу молились вместе. Точное же упоминание и об месте и о времени (писатель книги) делает, чтобы дать отчет в том, что он описывает. Если так, то как же не называет он имени хромого?
Это потому, что апостолы и не знали его имени; так как человек этот вовсе был неизвестен им. А это, быть может, потому, чтобы не показалось, что они делают исцеления в знак признательности (благодарности) и по пристрастию, и чтобы никто даже из самых наглых людей не мог подозревать их в обмане, подозревать, будто из благодарности к апостолам некоторые из их знакомых придумывали исцеления, которые будто бы совершены были над ними самими.
Но как они не узнали имени хромого после его исцеления? Это потому, что у них не было времени заниматься тем, что не приносит никакой пользы.
А мне кажется, что и многие не знали имени этого человека, и называли его, по характеру его болезни, просто хромым; потому что болезнь его была так замечательна и так известна, что, когда кто слышал упоминание о хромом, то, несмотря на то, что, быть может, были и другие хромые, тотчас воображал этого хромого. Но откуда они знали, что он хром от чрева матери?
11 Мощных Цитат из Библии, Которые Изменят Твою Жизнь
Из всеобщей молвы, по общему всех свидетельству; так как его все знали вследствие постоянного пребывания его при храме. Но апостолы могли узнать об этом и от него самого, по исцелении его. Почему его не приводили для исцеления ко Христу? Быть может, некоторые из усердных посетителей храма не верили в исцеления Христовы.
Они не подвели его и к апостолам, несмотря на то, что видели, как они входили, и конечно знали, какие чудеса они совершали. Сребра и злата несть у мене. Не сказал: нет при себе, как обыкновенно мы говорим, но сказал: вовсе не имею. Смотри: Иоанн всюду молчит, а Петр говорит и за него. Итак что же? Не имея серебра, ты оставляешь без всякого внимания твоего просителя?
Нет: еже имам, сие ти даю, говорит Петр. Так поступал и Христос, исцеляя больных часто одним словом, а часто, когда Он окружаем был людьми очень немощными по вере, и прикосновением, чтобы не показалось, что совершившееся (исцеление) произошло само собою. И емь его, говорится, воздвиже. Этот способ исцеления указывал на воскресение, так как был образом воскресения.
Толкование на Деяния святых Апостолов.
Абие же утвердистеся его плесне и глезне
См. Толкование на Деян. 3:8
Евсевий Кесарийский
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Как можно не удивиться их презрению к богатству? И это доказал тем,что не избегает, но приветствует Учителя, запрещающего приобретать золото и серебро и предписывающего иметь только один хитон. Кто-то, услышав об этом, может пожаловаться на тяжесть такого приказания, а эти люди, как показано, исполнили это повеление на деле.
Доказательство в пользу Евангелия.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Дары Божии и святых Божиих человеков несравненно выше наших человеческих даров. Но и милостыня весьма много значит в очах Божиих.
Проф. А. П. Лопухин
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Что имею, даю тебе. Еще до совершения чуда апостол имеет полную уверенность в его совершении. Эта уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях Господа апостолам ( Мк. 16:18 ; Лк. 9:1 ; Ин.
14:12 и др. ) и чувствовалась в ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что апостол и выражает словами: что имею, даю.
Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. Не своею силою, но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает это чудо.
Прп. Беда Достопочтенный
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Древняя скиния имела постановление о богослужении и святилище земное ( Евр. 9:1 ) , украшенное золотом и серебром, но драгоценная Кровь Евангелия сияет ярче металлов закона, ибо тот народ, который с расслабленным умом лежал перед позолоченными столбами, будучи спасенным именем Распятого, входит в храм Царства Небесного. Впрочем, блаженный Петр, памятуя о заповеди Господней, гласящей: Не берите с собою ни золота, ни серебра ( Мф 10:9 ) , обычно не откладывал себе те деньги, которые клали к ногам апостолов, а сохранял их для нужд бедных, отказавшихся от своего имущества.
Изложение Деяний Апостолов.
Прп. Иоанн Кассиан
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
В конце-концов, те, кто получил от Бога власть, никогда не пользовался этой властью, как своей, но относил эту власть к Тому, от Кого ее получил, так как сама власть не может иметь никакой силы, кроме как в имени Того, Кто ее предоставил. Поэтому и апостолы, и все служители Бога никогда не делали ничего своим именем, но призывали имя Христа, так как сама власть принимала достоинство оттуда, откуда начиналась, и никоим образом не могла быть дана слугами, если только не исходит от Творца.
О воплощении Господа.
Свт. Иоанн Златоуст
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи
Потому никто не должен считаться низким за бедность; не бедность унижает, а богатство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее угождать многим. Видишь ли, какое дерзновение сообщает бедность?
Богатый есть раб; он подвергается убыткам и представляет возможность всякому желающему причинить ему вред; неимеющий же ничего не боится (лишения имущества) ни с публичного торга, ни по судебному приговору. Если бы бедность лишала дерзновения, то Христос не заповедал бы бедности ученикам своим, посылая их на дело, требовавшее великого дерзновения. Бедный есть человек весьма сильный, неоткуда ему получить обиду или потерпеть вред; а богатый открыт, для нападений со всех сторон, и с ним бывает то же, как если бы кто тащил за собою множество длинных веревок, его легко может поймать всякий, а человека нагого поймать не легко. Так бывает и с богатым: рабы, золото, поля, множество дел, тысячи забот, обстоятельств, нужд — делают его удобоуловимым для всех.
Гомилии на Послание к Евреям.
См. также Толкование на Деян. 3:5
Источник: azbyka.ru
Деяния святых апостолов, глава 3 Деяния, гл 3
Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас.
И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что‐нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и, вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.
И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами.
Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа». И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: «и в семени твоем благословятся все племена земные». Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Источник: bibleonline.ru
Помоги моему неверию
«Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» Деян. 3:3-8.
В данном отрывке Священного Писания мы прочли о том, как произошло чудо Божье. В Евангелии от Марка можно найти историю о том, как один отец привел к ученикам Иисуса своего сына, с детства одержимого немым духом, чтобы те помогли ему. Но ученики ничего не смогли сделать.
Тогда отец пришел ко Христу, и Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» Мар. 9:23. Отец отрока тотчас воскликнул со слезами: «верую, Господи!», и далее последовала еще одна его фраза: «…помоги моему неверию» Мар. 9:24. Несмотря на то, что отец отрока ответил Господу весьма странно: с одной стороны – «верую», а с другой стороны – «…помоги моему неверию», тем не менее чудо Божье совершилось и в этом случае.
Эти два места из Библии имеют между собой некую связь. И суть вот в чем: и в одной, и в другой ситуации люди получили ответ, получили переживание действия любви Иисуса Христа. Произошло Божье чудо, и нужда разрешилась.
А какое представление о вере имеем мы? В евангельском мире, в евангельских церквах учат о том, что вера должна быть серьезная, основательная, очень твердая, так как: «без веры угодить Богу невозможно» Евр. 11:6. Мы часто слышали такое понятие, как: «мужи веры», и представляли, как крепкие седовласые мужи, закаленные в вере, передвигают горы.
Ведь Слово Божье говорит: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» Мф. 21:22.
Человек имеет образное мышление и когда слышит подобные вещи, то в его сознании возникают различные образы. Например, многие считают, что библейский герой Самсон имел атлетическое телосложение, хотя Библия ничего об этом не говорит. Его сила заключалась вовсе не в мышцах. Но когда речь идет о силе, в нашем сознании неизбежно рисуется картина крепкого атлета с большими мышцами. А если человеку подвластно изменение ландшафта, где горы передвигаются, деревья засыхают, море раздвигается, то это вообще – «суперлюди».
Поэтому, когда мы читаем о вере нечто подобное, то мы и представляем себе таких мудрых, сильных верующих, которые прямо «горят». Они приходят, повелевают стихиям, запрещают и так далее. Наше воображение рисует, что хороший верующий – это такой человек, который никогда ни в чем не сомневаются, не грешит и всегда поступает правильно. Может быть именно так и выглядит вера Божья? Бог же всемогущий, а значит и слуги Божьи всемогущие и какие-то особенные.
Если это действительно так, то каждый человек, хорошо зная себя, зная все свои недостатки, немощи, может сделать вывод, что ему очень и очень далеко до хорошего и сильного верующего. Но это не так. Бог принимает нас такими, какими мы являемся. В Слове Божьем Господь открывает нам жизни многих Своих верных слуг. Все они были разными и каждый из них имел свои недостатки.
Да, они совершали чудеса, сила Божья являлась через них, но на самом деле, в жизни они были обычными людьми, как и мы с вами.
В Священном Писании говорится: «Илия был человек, подобный нам» Иак. 5:17. Пророк Илия, через которого Бог совершал великие чудеса, был подобен нам. То есть, он был подобен каждому, который читает Библию. Любой человек, который откроет Писание, поймет, что это говорится о нем лично.
Ведь, посмотрев внимательно на жизнь Илии, мы видим, что он, действительно такой, как и мы. Он полон страха, бежит, прячется, и сомневается, и смерти у Бога просит. Но, при всех его недостатках и несовершенстве, он повелевает небу закрыться и три с половиной года на земле нет дождя. Затем повелевает пойти дождю и начинается дождь.
Чудеса, однозначно, происходят через его жизнь, но, при этом, он не похож на такого, наполненного силой и уверенного героя веры. Он, действительно: «…человек, подобный нам» и Бог действует в его жизни.
Писание говорит о людях, что все мы обложены немощами и несовершенны. Кто же тогда такие эти – «мужи веры»? И что представляет собой призыв, повелевающий иметь веру Божью? Ранее, мы обратили внимание на одну историю из Евангелия от Марка, в которой отец имел проблемы с сыном. Когда он пришел ко Христу, то Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать…».
Господь не потребовал от него много, лишь самую малость. И этот человек воскликнул со слезами: «верую, Господи!», и сразу же: «помоги моему неверию» Мар. 9:24. После чего происходит удивительное чудо, сын этого человека получает полное освобождение.
Там, где в Писании говорится о вере, при помощи которой можно горы переставлять, какое требование предъявляется к этой самой вере? Написано: «…если вы будете иметь веру с горчичное зерно…» Мф. 17:20. А что представляет из себя горчичное зерно? Это самое маленькое по величине зерно из всех остальных.
Иными словами, имея лишь самую малую частицу веры, можно горы переставлять. Оказывается, что Божья вера – это вовсе не то, что мы рисуем себе в голове. Вовсе не обязательно быть таким «героем» и примером для всех. Илия был подобен нам с вами, и Бог действовал через него.
Вера – это, когда ты имеешь в себе нечто совсем маленькое, и ты это маленькое высвобождаешь. Но есть и то, что мешает нам высвободить это, мешает водительству Божьему, которое имеет каждый из нас, так как Бог коснулся каждого и объединил нас в одно Тело Христово. Нам мешает высвободить это малое, нечто очень огромное, а именно: наше «я», наша плоть.
Плоть рождает сомнения в разуме человека: стоит ли свидетельствовать, стоит ли молиться, что скажут люди, как отреагируют знакомые…?! Мысли обрушиваются на нас, рождая сомнения в наших сердцах. Именно плоть сдерживает человека Божьего, являясь мощным и сильным оружием против духа. Но ведь спасение, от начала и до конца – это дело только Самого Бога, и человек к нему вообще не имеет никакого отношения. Сомневаемся мы или нет – Бог спасает!
То же касается и исцеления. Какое отношение любой из нас может иметь к исцелению? Вообще никакого, потому что исцеляет Бог! И Он Своей славы людям не дает: «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному…» Ис. 42:8.
И вот, этот несчастный отец, имеющий нужду, придя к Иисусу за помощью для своего сына, исповедует свою немощь, но при этом, в этой немощи он обращается к Самому Христу. Потому, что Тот, Кто производит чудо – это не человек, это – Господь Иисус! Через малое Бог силен сделать великое.
Теперь обратите внимание на тот отрывок Священного Писания, который мы сегодня взяли за основу. Это место в Библии, где Петр и Иоанн в час молитвы идут в храм, обычно, в церквах приводится, как показатель «великой» веры у Апостолов: «…что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». Нам неоднократно доводилось слышать о том, что Петр и Иоанн имели «огромную» веру, поэтому взяли хромого за руку, поставили на ноги и тот пошел.
А теперь посмотрите на это место Священного Писания с другой стороны. Братья просто идут в храм, и они ничего не планируют такого. Перед входом в храм сидит хромой человек и смотрит на них, как на обычных прохожих, прося помощи. Этот человек был хромым: «от чрева матери». Он сидел у входа в храм не впервые, его: «сажали каждый день при дверях храма».
Да и Апостолы не первый раз проходили мимо него. Но сегодня их глаза встретились, они всмотрелись друг в друга и хромой произнес: «Дайте мне хоть что-нибудь!» Петр же ответил: «серебра и золота нет у меня…». Иными словами: «Мы тебе ничем помочь не можем. У нас ничего нет. Мы бессильны что-либо сделать для тебя!» Вот, что они говорят.
Но они чувствовали побуждение в своем сердце поделиться с этим хромым любовью Христа. И Петр далее говорит: «…а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа…». Все, что имели эти Апостолы – это была любовь Христа, которую они и передали хромому человеку. И все увидели чудо.
Бог использует то малое, что мы имеем и производит великое. А это малое имеем все мы. Мы часто слышим побуждение в сердце от Духа Святого: «Скажи, сделай, помолись!» И все это простое. Но, в это же время приходит и нечто гигантское, плотское: «А что скажут? А вдруг нет?
А что подумают? Замолчи! Не делай!» И вот в этом мы имеем поразительное сходство с человеком, который сказал: «…верую, Господи! помоги моему неверию», соверши Господи! Если хоть сколько-нибудь можете верить – верьте. Бог будет использовать это горчичное зерно.
И через эту Работу будет прославлено не твое, но Божье имя. Когда хромой вскочил на ноги, народ увидел это, и все сбежались к Петру и Иоанну в изумлении, но: «Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его» Деян. 3:12-13. Петр стал объяснять людям, что не человек это сделал, а имя Христа поставило хромого перед всеми здоровым.
Какая слава Богу будет от того, что какой-то «муж веры» изменил ландшафт местности, передвинув пару гор? Человек не способен даже на локоть рост себе прибавить не то, что слепому открыть глаза, или хромому восстановить ноги. Мы сами не в состоянии спасти своего ближнего, чтобы его жизнь полностью изменилась в лучшую сторону. Для этого необходимо Божье чудо.
Сердце человеческое в руках Бога. Можешь сколько-нибудь, имеешь побуждение – верь!
С этой стороны все Писание смотрится по-другому. Все герои веры, жизнь которых описана в Библии – это были люди, подобные нам, со всех сторон обложенные немощами, как и все мы. Но при этом сила Божья являлась через них. Очень важно понять, что мы не говорим здесь о том, что: «Живи, как хочешь и Бог будет через тебя прославляться». Нет! Мы говорим о смиренности сердца: «Господи!
Мы – ничто, но Ты – все!» Если ты имеешь откровение или побуждение делать – делай. Твое малое горчичное зерно Бог будет использовать, чтобы растопить большие айсберги непонимания и разрушить громадные горы человеческих твердынь.
Это и есть вера Божья, которая исходит не от нас, не от нашего разума. Каждый из нас – это лишь драгоценный сосуд в руках Божьих. Доверяйте наполнению: Божьему водительству, Его Слову, которое живет в нас. Чтобы исполнить волю Божью необходимо быть послушным Господу и исполнять не то, что тебе хочется, а то, чего от тебя ожидает Господь.
Бог не создал нас способными летать или ходить по воде. Поэтому, когда Петр пошел по воде, то начал тонуть. Хождение человека по воде не является проектом Бога. А как часто это место из Библии преподносится в том плане, что Петр – это герой веры, который идет по воде. Это не так. На самом деле мы очень часто просим Бога о каких-либо глупых, не имеющих смысла вещах.
И, даже, видя нашу глупость, Он, как любящий Бог, желая научить нас, позволяет нам делать многие вещи. Разве не так? Сколько глупостей мы делаем ежедневно?! И Бог позволяет. Так и Петр изъявил желание ходить по воде. Пару шагов сделал и начал тонуть.
Иисус больше ни о чем не спрашивал Петра, а просто взял и поставил его в лодку, где тот ранее находился и где должен был находиться. Воду Петр должен был преодолевать в лодке. Лодка является образом Ноева ковчега, образом Церкви, где мы все вместе находимся в одном Теле. Только в этом «ковчеге» мы сможем добраться до точки нашего назначения.
Иисус отнюдь не ободрял Петра, а упрекнул его, что он усомнился в том, что его место в лодке, решив, что сможет сам ходить по воде. Господь вернул его в лодку: «Здесь твое место, человек».
Тот, Кто может ходить по воде, Кто может исцелить калеку, изменить жизнь человека – это Господь Иисус. Не я, не ты, не все мы вместе взятые. Действует Иисус, Который и бури останавливает, и ветрам повелевает, и спасение осуществляет, и славы Своей людям не дает. «Илия был человек, подобный нам», но помолился и затворилось небо, снова помолился и отворилось небо.
По его молитве и огонь сходил с неба. Он не был всесильным, но, как и любой из нас, он был немощным, поэтому Господь действовал в его жизни.
Апостол Павел делится своим свидетельством: «Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» 2 Кор. 12:9.
Источник: maran-afa.org