В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» Фета
А. Фет по праву считается одним из лучших представителей романтической школы. Его произведения представляют собой «искусство ради искусства». Отличительной особенностью творчества Фета стало удивительное сочетание пейзажной и любовной лирики. Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» (1850 г.) – одно из лучших творений лирического поэта. Оно посвящено трагически погибшей первой возлюбленной поэта – М. Лазич.
Публикация стихотворения вызвала массу критических отзывов. Многие упрекали поэта в полном отрыве от действительности и беспредметности. В вину Фета ставилась легкость и воздушность образов. Некоторые критики утверждали, что за неясными образами скрывается излишний эротизм.
Самыми несправедливыми были заявления о том, что стихотворение – просто технически слабая безделка, достойная лишь бездарного рифмоплета. Время показало, что за видимой простотой скрывался огромный поэтический талант.
Шепот, робкое дыханье, Афанасий Фет, читает Павел Беседин
Оригинальная особенность произведения заключается в том, что автор не использует ни одного глагола. Даже эпитеты не играют большой роли, они лишь подчеркивают характерные свойства предметов и явлений: «робкое», «ночные», «дымных». Главный эффект достигается особым сочетанием существительных.
Их разнообразие и делает стихотворение динамичным и образным. «Человеческие» понятия («дыханье», «слезы»), переплетаются с природными, создавая ощущение неразрывной связи. Между ними невозможно провести границу. Любовные отношения вплетены в мир. Чувство страсти растворяется в окружающих красках и звуках. Утренние перемены в природе сразу отражаются на человеке в виде «изменений милого лица».
Стихотворение состоит из одного непрерывного предложения. Это компенсирует отсутствие глаголов и повышает динамику. В целом произведение является сочетанием звуков, визуальных образов и чувственных переживаний. Автор дает читателю лишь общий контур картины, недостающие детали должно дорисовать воображение. Это открывает безграничные возможности для полета фантазии.
Кульминацией произведения становится наступающая заря, символизирующая высшую точку любовной страсти.
- Следующий стих → Афанасий Фет — Это утро, радость эта
- Предыдущий стих → Иван Тургенев — Русский язык (Стихотворение в прозе)
Источник: rustih.ru
Шепот, робкое дыханье
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
А вы хорошо знаете это стихотворение?
Вопрос 1 из 8
В каком году было написано стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье»?
Доска почёта
Афанасий Фет «Шепот, робкое дыханье…» Читает Павел Морозов
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Татьяна Самохина
Наталья Ивановская
Светлана Савюк
Яна Миханова
Максим Рубцов
Илья Рахманкулов
Ксения Горло
Тёма Андреев
Надежда Осинцева
Фарзона Абдуллоева
Для тех, кто хочет учить полностью или читать стих “Шепот. Робкое дыханье…” Фета Афанасия Афанасьевича есть возможность скачать произведение и описание одним файлом или получить онлайн доступ. Материал может быть использован на уроках литературы в старших классах.
Текст стихотворения Фета “Шепот. Робкое дыханье…” был написан в 1850 году. Композиционно стихи состоят из трёх строф. Главная идея и сюжет – предрассветное время. Произведение поражает своей необычностью – поэт написал его без единого глагола, но это никак не мешает читателю понять эмоции лирического героя, которые он хочет передать через эти строки, благодаря ярким эпитетами: робкое, сонного, волшебных, дымных.
Источник: obrazovaka.ru
Фет: “Шепот, робкое дыханье…”
Трудно найти в русской поэзии поэта более светлого, чем Фет. В творчестве Фета отсутствуют гражданские и социальные мотивы. Поэт считал, что поэзия должна помогать человеку выйти из мира страданий и скорби. Основная тема его лирики – тема природы, но природа у Фета не связана напрямую с человеком: не являясь отражением внутреннего мира людей, природа – объект художественного восторга, наслаждения и поклонения:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
Стихи Фета создают настроение так же, как и картины художников-импрессионистов. Они написаны легкими мазками-точками, создающими ощущение только тогда, когда синтезируются в восприятии читателя или слушателя.
Посмотрим, как построено стихотворение Фета.
У этого произведения есть одна особенность – во всем стихотворении нет ни одного глагола. Вместе с тем стихотворение вовсе не статично. Более того, оно передает беспрестанное движение и изменение в природе и в отношениях между влюбленными. За счет чего это достигается? Почему эти стихи заставляют работать воображение и как бы дорисовывать недостающие детали?
Перед нами три короткие строфы, рассказывающие о любовном свидании. Поэт подобрал существительные так, чтобы они содержали в себе действие, являлись своеобразными подлежащими-сказуемыми: шепот, дыханье, трели, колыханье – в первом четверостишии мы видим совокупность звуковых образов, которые в соединении с эпитетами передают настроение от встречи влюбленных.
Вторая строфа – зрительная, поэт использует оксюморон свет ночной и усиливает магию ночи повтором слова тени, в движении которых меняются черты лица возлюбленной.
Третье четверостишие описывает утро, слезы счастья, расставание влюбленных. Мотива колебания, переменчивости здесь нет, цвет становится менее зыбок и более насыщен: от дымчатого цвета к розовому и затем к янтарному. Повторение слова “заря” также подчеркивает твердость и уверенность.
Так, при помощи емких существительных передано ощущение движения: от робкого и неуверенного звука через мерцающий, неустойчивый свет к уверенному мажорному цвету.
Проследим теперь пространственную перспективу стихотворения. Оно построено на чередовании сужений и расширений.
Первая строфа – перед нами расширение: сперва близкий шепот и дыханье (что-то, что слышно совсем рядом), затем – трели соловья и колыханье ручья (то, что слышно несколько в отдалении).
Вторая строфа – перед нами сужение пространства: сперва свет и тени ночи, а затем милое лицо возлюбленной.
И в третьей строфе – неожиданный и яркий синтез: рассветающее небо (“в дымных тучках пурпур розы“), отраженное в ручье (“отблеск янтаря“), а на фоне этого расцветшего мира – парным аккордом “заря, заря!” – лобзания и слезы влюбленных.