Существует несколько рецептов серебрения зеркала. Серебрение зеркала по сути процесса при любом рецепте состоит в том, что из раствора соли серебра посредством введения восстанавливающих веществ извлекается металлическое серебро, которое и отлагается в виде тонкой зеркальной пленки на оптической поверхности зеркала. Излагаемый здесь метод серебрения зеркала рекомендуется во многих руководствах и неоднократно применялся нами на практике.
Для серебрения зеркала нужны следующие материалы:
Вместо дистиллированной воды можно употреблять чистую дождевую воду или воду, полученную при таяшш чистого снега. Наиболее дефицитным материалом является азотнокислое серебро. Его надо хранить в плотно закупоренной склянке в полной темноте. Едкое кали или едкий натр хранят в стеклянной посуде с пробкой, залитой парафином во избежание проникания влаги и углекислого газа из воздуха.
Для серебрения нужно иметь три раствора:
Восстанавливающий раствор приготовляют следующим образом. В 250 см 3 дистиллированной воды растворяют 70 г сахара-рафинада. Затем к раствору добавляют 3,5 см 3 крепкой азотной кислоты и полученную смесь кипятят на легком огне до появления лимонно-желтой окраски; по остывании в нее доливают 50 см 3 спирта-ректификата и дистиллированной воды до объема в 1000 см 3 .
как очистить амальгаму зеркала
Восстанавливающий раствор перед употреблением должен постоять несколько дней; хранить его можно неограниченное время. Остальные растворы надо приготовлять лишь перед употреблением, так как при хранении они портятся. Вся посуда перед употреблением должна быть тщательно вымыта крепкой азотной кислотой, раствором едкой щелочи, тщательно промыта водой из-под крана и ополоснута дистиллированной водой. Вытирать ее не следует, а надо высушить, оберегая от пыли.
Затем зеркало (особенно с лицевой стороны) тщательно чистят ватным тампоном, смоченным сначала азотной кислотой, а затем раствором щелочи и, наконец, прополаскивают в дистиллированной воде. Безупречная чистота зеркала и всей посуды является совершенно необходимым условием для успешного серебрения. Ни в коем случае нельзя руками касаться лицевой поверхности подготовленного к серебрению зеркала: на зеркале останутся следы жира, и в этих местах серебряная пленка будет очень непрочной.
Серебрить зеркало лучше всего «лицом вниз» в неглубокой круглой стеклянной или эмалированной посуде (но только не в металлической). Для небольшого зеркала вполне подойдет обыкновенная глубокая тарелка. К тыльной поверхности зеркала смолой приклеивают небольшую деревянную рейку, длина которой несколько превышает размеры посуды для серебрения.
Рис. 10
Серебрение зеркала
Источник: energygap.ru
вытравить серебряную амальгаму с зеркала
По трафарету не красиво будет — хим реагент под трафарет затечёт обязательно — края размазанные будут.
говорят там не серебро а люминь
Извлекаю золото и серебро из часов и радиодеталей.
щелочью
Если действительно алюминь напыленная, то однажды все это снял Мистером Мускулом. С нашатырем.
Единственно, мне это не надо было решил поумничать покрытия протереть.
Насчет затека согласен.
леон написал :
кто нибудь помогите удалить серебрянную амальгаму с зеркала по трафарету химическим способом
Алексей Б написал :
По трафарету не красиво будет — хим реагент под трафарет затечёт обязательно — края размазанные будут.
Смотря из чего трафарет делать — под воско-канифольный ( типа замазки Менделеева ) не затекает.
леон написал :
кто нибудь помогите удалить серебрянную амальгаму с зеркала по трафарету химическим способом
Серебряную — разбавленной азотной кислотой травить.
Но автоматом встанет проблема создания точного и кислотостойкого трафарета + поиск кислоты.
С трафаретом все просто. есть такая технология — заливают все парафином, потом по рисунку парафин скорябывают, и травят. А вот чем.. это точно серебро?
solo написал :
потом по рисунку парафин скорябывают
А чем предполагается парафин соскребать, чтобы , например, точную волнистую линию в домашних условиях получить — без задиров и шероховатостей ?
iale написал :
А чем предполагается парафин соскребать, чтобы , например, точную волнистую линию в домашних условиях получить
Я не знаю ни ваших целей, ни вашего рисунка, ни степени твердости вашей руки — я не могу ничего предполагать. Я говорю, что есть такая технология нанесения рисунков. Возможно она накладывает определенные ограничения на вид рисунков, которые можно таким образом получить. Возможно, конкретно для амальгамы она не подойдет. Надо пробовать.
То, что вы собираетесь делать — это творчество. Технология это всего лишь инструмент — он может подойти или не подойти, нравиться или не нравиться..
2solo Лично мне пока травить рисунок с амальгамы не требуется, требуется автору темы.
Технология безусловно есть, но соскрести застывший воск/парафин точно по рисунку, чтобы красиво получилось, и не наделав огрехов весьма и весьма нелегко.
Можно попробовать налепить скотч по рисунку, подрезать его как надо, залить воск, после застывания отрвать скотч и подправить задиры.
Возможно, автору подошел бы метод фотолитографии, там результат более предсказуем, но требует наличия ряда материалов и оборудования ( принтер лазерный А12 или больше , термопленка, фоторезист, УФ лампа для экспозиции)
если аллюминий то просто содой
Посоветовался я тут с одним производителем зеркал (правда бывшим) — он говорит что рисунок на зеркало наноситься по другому — сначала парафиновая маска в том месте где не должно быть зеркальной поверхности, а напыление серебрянной амольгамы делают уже после. Если травить амальгаму — то ничего хорошего не получиться.
можно ли восстановить амальгаму старого зеркала, или кто это делает в Питере?
iale написал :
Технология безусловно есть, но соскрести застывший воск/парафин точно по рисунку, чтобы красиво получилось, и не наделав огрехов весьма и весьма нелегко.
так не сантиметровым же слоем парафин накладывается, обычно меньше милиметра, кстати подобный способ широко используется для ненесения узора на холодное оружие и др металлические предметы. ну а если твердость рук не позволяет вырезать парафин — для нанесения можно шелкографию применить.
Алексей Б написал :
Если травить амальгаму — то ничего хорошего не получиться.
лампы с «зеркальным» покрытием делают сначала напыляя алюминий на всю колбу а затем стравливают ту часть где будет проходить свет. так что можно применять оба способа.
Источник: mastergrad.com
astro-talks
Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам — придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Серебрение зеркал по Яворскому
Конструкция механики телескопа, технологические приемы и проч. ноу хау.
Модератор: Ernest
3 сообщения • Страница 1 из 1
Серебрение зеркал по Яворскому
Сообщение Ernest » 21 июн 2010, 14:55
На Астрофоруме Олег Яворский опубликовал следующий проверенный им на практике рецепт серебрения астрономических зеркал
Проведя несколько серебрений 300мм зеркала и получив положительный результат, уже можно сформулировать инструкцию по серебрению. Существующие описания процесса порой недостаточно подробны для новичка. В ходе опытов не раз возникали вопросы, на которые просто не было ответа. При описании старался подробно и понятно осветить основные этапы серебрения, думаю многим любителям она поможет.
Инструкция по серебрению астрономических зеркал.
1. Приготовление азотнокислого серебра
Азотнокислое серебро можно приготовить, растворив серебряное изделие в 30%-азотной кислоте.
Работу необходимо проводить на открытом воздухе. Устанавливаем электроплитку в огороде, накрываем спираль листом жести, на которую ставим фарфоровую чашку. Наливаем кислоту (из расчета на 1 часть серебра 1,5части кислоты) и опускаем серебро.
Осторожно нагревая наблюдаем как серебро чернеет, пузырится и появляется едкий белый дым ,при этом не допускаем сильного кипения, периодически отключая питание электроплиты. Через полчаса все серебро растворится и появится снегообразная масса синего цвета от азотнокислой меди. Продолжаем нагревать.
Синяя масса (по мере ее высыхания) начинает плавиться и появляется черный осадок CuO, при этом выделяется коричневый едкий дым окиси азота. Нагреваем до тех пор, пока не прекратится выделение коричневого дыма. При сильном кипении могут вылетать микроскопические капельки, которые при попадании на кожу вызывают химические ожоги, поэтому надо использовать резиновые перчатки и защитные очки/маску.
После остывания добавляем небольшое количество воды и растворяем белую соль азотнокислого серебра (воду надо брать дистиллированную, ее можно купить в аптеках и автомагазинах). Нерастворимый черный осадок отфильтровываем, пропуская через кулек из плотной бумаги с гигроскопической ватой . Чистый и прозрачный раствор азотнокислого серебра снова наливаем в фарфоровую чашку и выпариваем воду. Эта операция уже не выделяет запаха, хотя раствор очень едкий. По окончании выпаривания (это видно по вылетающим и сразу застывающим мельчайшим белым крупинкам) расплав остужаем, деревянной лопаткой счищаем сухую соль на бумажную лодочку и взвешиваем на весах полученное азотнокислое серебро.
Из 1 г серебра можно получить 1,1-1,3 г сухой соли, т.к. примеси могут составлять до 40% (кольца, монета «полтинник 1924г.с надписью «9г чистого серебра» содержит 30% примесь меди).
2. Подготовительные операции
Лицевую поверхность зеркала обезжириваем ацетоном и тщательно моем с мылом. Промыв в проточной воде можно определить чистоту, наклонив мокрое зеркало. Если водяная пленка равномерная и не рвется, то поверхность чистая.
Далее приступаем к изготовлению бортика вокруг зеркала высотой 3-4см. Из картона вырезаем полоску и пропитываем ее в парафине, разогретом в железной чашке. Затем, с помощью герметика приклеиваем ее к торцу зеркала и склеиваем стыки. Можно усилить бортик с помощью бандажа из веревки или резинки.
Устанавливаем зеркало горизонтально,наливаем воду и проверяем герметичность, а так же замеряем необходимый объем серебрящих растворов. Достаточно будет, если уровень у края будет 3-5мм. Окончательную чистку проводим азотной кислотой. Промываем в проточной воде и заливаем дистиллированной водой, следя за тем, что бы поверхность не высыхала.
3. Приготовление серебрящего раствора
Полученное азотнокислое серебро растворяем в воде ( 5г на 100мл дистиллированной воды) и может храниться в темноте долго.
Непосредственно перед серебрением приготавливаем серебрящий раствор. Принимаем общий объем за единицу 1,0. Отмеряем 0,4 азотнокислого
серебра. Добавляем с помощью пипетки 10%-нашатырный спирт. Сразу раствор темнеет и видно как на дне оседают черные зерна окиси серебра. Постоянно помешивая, медленно, с перерывами продолжаем добавлять нашатырный спирт пока раствор не начнет просветляться и черный осадок начнет рассворяться . При этом цвет должен быть слегка коричневый, а после тщательного перемешивания еще должно оставаться немного осадка. Если раствор стал полностью прозрачный, значит нашатырного спирта прилито слишком много и надо его слегка замутить добавляя немного раствора азотнокислого серебра.
Затем, отмеряем 0,4 объема 5%-раствора едкого натра и добавляем в готовящуюся смесь. Снова наблюдается обильное выпадение коричневого осадка. И так же , добавляя нашатырный спирт растворяем осадок , но не полностью, оставляя небольшую муть. Полностью просветлившийся раствор следует так же слегка замутить раствором азотнокислого серебра.
Восстанавливающим раствором будет 5%-раствор глюкозы (продается в аптеке). Отмеряем его в количестве 0,2 объема.
4. Серебрение
Если смешать серебрящий и восстанавливающий растворы, то начнется выделение металлического серебра и сильного аммиачного запаха.
Приготовление растворов и серебрение проводим при температуре 15-20* град, причем, при 15* серебрение идет около 10 мин., а при 20* заметно меньше 2-3 мин. Перед серебрением держим термометр на рабочем столе. Зеркало должно быть немного теплее растворов, для этого доливаем на зеркало немного горячей (скорее, все-же теплой) воды.
Сливаем воду с зеркала и заливаем серебрящий раствор. Приливаем к нему восстанавливающий раствор и энергично покачиваем зеркало. Эту работу хорошо проводить на дневном свете. Сразу почерневшая смесь вскоре немного просветлится и станут видны светлые налеты, заполняющие все больше площади.
Вместе с этим на дне начнут появляться черные хлопья ,неприятно прилипающие к зеркальному слою. По мере усиления отражения черная сажа уже образует почти сплошной слой и все настойчивее прилипает к зеркалу. Попытка сгонять ее кусочком ваты приводит к появлению неравномерных разводов и только активное перемешивание не дает им прилипать и оставаться на месте.
Когда на поверхности начнут уже плавать серебряные чешуйки, то это значит, что серебрение завершено и скорее всего произошло избыточное серебрение. Сливаем смесь и омываем проточной водой, при этом под напором воды остатки сажи будут смыты.Хорошо промыв зеркало ставим его на ребро. Сначала зеркало может выглядеть матовым с желтоватым цветом. Но через 10-15 мин сушки теплым воздухом появятся зеркальные просветы. Если через зеркало сильно просвечивается Солнце, то надо не допуская высыхания ,залить его водой и готовить смесь для дополнительного серебрения.
5. Сухая полировка
Если зеркало совсем не просвечивает солнечный свет, отражает плохо и видны мутные разводы, это значит— произошло пересеребрение (началась кристаллизация серебра).
Дождавшись , когда зеркало полностью высохнет приступаем к сухой полировке зеркального слоя. На лист бумаги наносим разведенный в воде отмученный крокус. После его высыхания растираем крокус другим куском бумаги и втираем его ватным тампоном. Полировку ведем по зеркальному слою без какого-либо нажима, вращательными движениями.
Постепенно муть начинает уменьшаться и желтый цвет сменяется белым зеркальным блеском. В зависимости от степени пересеребрения время полировки может достигать 2ч.
Олег Яворский, 2010г.
Ernest: привожу скопированный с Астрофорума текст без изменений (только немного отформатированный), надеюсь автор не будет в претензии. По моему давнему опыту серебрения описанная методика выглядит вполне работоспособной. Дополнительно можно добавить, что серебряный слой в городских условиях довольно быстро (от полугода до пары лет) темнеет/желтеет и требует обновления, но в свежем виде дает значительно более качественное изображение, чем ставшее теперь традиционным алюминирование.
Источник: www.astro-talks.ru