В многовековой истории художественной обработки металла в России искусство черни по серебру занимает одно из ведущих мест. Уже со времен Киевской Руси черневое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства. Технология чернения состоит в том, что черный сплав, состоящий из традиционных компонентов на основе серебра, вплавляют в углубления основного металла (в частности серебра), чтобы украсить изделие путем достижения в рисунке цветового контраста.
Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.
Благодаря их таланту «северная чернь» обрела свое уникальное место в черневом искусстве, оказав влияние на многие центры русского ювелирного производства черневых изделий. В течение XIX века в силу исторических и экономических условий промысел пришел в упадок. Возрождение «северной черни» в XX веке связано с именем потомственного мастера М.П. Чиркова.
Галилео. Чернение серебра
Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. Объединившись в 1933 году в артель «Северная чернь», они наладили выпуск ювелирных изделий.
С привлечением на работу в артель Е.П. Шильниковского – выпускника Петербургской Академии Художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже, за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина, артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали.
С ростом объемов производства артель в 1960 году была преобразована в фабрику, получившую в 1973 году статус завода. Сегодня это Закрытое акционерное общество Великоустюгский завод «Северная чернь». В настоящее время ЗАО «Северная чернь» выпускает около 2000 наименований изделий из серебра.
Основа ассортимента — столовое серебро, также в ассортименте большая коллекция ювелирных украшений, предметы интерьера, религиозного культа и сувениры. Изделия «Северной черни» создаются на высоком художественном уровне с отличным качеством. Главное достоинство великоустюгских изделий – прочность соединения черни с серебром и красивый глубокий тон черневого сплава. Сохраняя традиции древнего промысла, творческий коллектив завода развивает уникальное направление современного ювелирного искусства.
Источник: nkhp.ru
О заводе
Закрытое акционерное общество «Великоустюгский завод «Северная чернь» – уникальное предприятие народного художественного промысла, сложившегося в городе Великий Устюг в ХVII веке, сохраняющее и развивающее трехсотлетние традиции древнерусского искусства чернения по серебру, не имеющего аналогов в современном ювелирном искусстве.
Все изделия производятся традиционным для народного художественного промысла ручным способом, с соблюдением в технологии основных приемов старинных мастеров.
Стиль великоустюгского черневого искусства ярко выделяется уникальным черневым декором, строгой лаконичностью форм и филигранностью отделки серебряных изделий, а торговая марка «Северная чернь» является гарантией высочайшего качества исполнения.
ЗАО «Северная чернь» выпускает около 2000 наименований изделий из серебра 925 пробы: предметы сервировки стола, предметы интерьера, предметы религиозного назначения, украшения, сувениры и подарки.
Качество продукции подтверждается Экспертными заключениями.
Продукция ЗАО «Северная чернь» имеет официально подтвержденный статус изделий «народного художественного промысла признанного художественного достоинства».
Завод имеет богатый практический опыт выполнения индивидуальных и специальных заказов, а также корпоративных подарков и фамильного столового серебра.
Условия приобретения и указанная стоимость товара действительны по состоянию на текущую дату. Следите за спецпредложениями и акциями, получайте призы и подарки.
Источник: severchern.ru
Спецпроект «Северная чернь»: как из кыштымского серебра делают шедевры на родине Деда Мороза
Городок Великий Устюг в Вологодской области многие знают, как место, где находится резиденция Деда Мороза и совсем немногие — в качестве центра старинного промысла чернения по серебру. Ремесло такое же сказочное, как и всё на родине главного волшебника страны. Это практически алхимия, которой в Устюге занимаются уже без малого триста лет. С 1930-х годов производство сосредоточено на заводе «Северная чернь».
Примечательно, что и ювелирные украшения, и удивительная посуда с изысканными орнаментами, и строгие иконы святых, которые создают на предприятии, сделаны из южноуральского серебра 999 пробы. Его добывают на Кыштымском медиэлеткролитном заводе (входит в корпорацию РМК) из шлама, образовавшегося в результата производства медных катодов. В Устюг драгоценный металл отправляют в виде гранул и уже на месте переплавляют в слитки. Что с ними происходит дальше, своими глазами увидел корреспондент «Хороших новостей», который принял участие в уникальном пресс-туре «Путь кыштымского серебра».
Прежде чем приобрести эстетическую ценность, пластина серебра попадает в специальный цех. Если речь идет о ложках и вилках, то их изготавливают традиционным методом штамповки, если говорить о бокалах и других объемных предметах, тут помогает методика ротационной вытяжки. То есть, при помощи станка драгоценный металл как бы натягивают на оправку, и получается полая заготовка необходимой формы. Позже все три части бокала: чашу, ножку и подставку ошкуривают, обезжиривают и соединяют серебряным припоем.
Поразительно, но все граверы — женщины. В их цеху обычно царит молчание: мастерицы редко переговариваются и параллельно работе слушают в наушниках «ролики» на «Ютубе» или аудиокниги. Интересная деталь — несмотря на многочасовую ручную работу, у большинства граверов отличный маникюр. Барышни смущаются, говорят, что лак защищает ногти от воздействия разных химикатов, с которыми им приходится взаимодействовать, и дело, мол, не в красоте. Однако, по их лицам видно, что дамы лукавят — дело в красоте, ведь когда твое изделие восхищает и становится подлинным произведением искусства, хочется, чтобы и руки соответствовали высокому уровню.
Всего у них шесть разрядов. Вначале человеку дают гравировать ложки, вилки ножи — не объемные изделия, — а когда он поднатореет, то будет иметь все шансы получить разряд выше и колдовать уже над более сложными заготовками. Самый высокий, почти недосягаемый, разряд — шестой. На заводе есть всего несколько специалистов, имеющих такой уровень, все они трудятся в особом экспериментальном цеху и обычно корпят над эксклюзивными вещами, вот, над той же путинской матрешкой, к примеру.
Из хрупких женских рук будущие «объекты, обладающие эстетической ценностью» отправляются в царство огня — в место, где готовится и наносится та самая «северная чернь» — смесь из серебра, меди, серы и цинка.
Ее состав не является тайной, а вот в какой пропорции смешиваются компоненты знает лишь пара человек на заводе. Конечно, рецепт запатентован, но даже если патент попадет в руки кому-то кроме носителей традиции, получивших ее из уст старых ремесленников, не факт, что у них получится совершить магию «чернения по серебру».
Ведь кроме пропорций следует знать еще множество самых разных параметров: от цвета пламени, когда нужно начинать обжиг, до ряда других немаловажных деталей. Принципиальное значение имеет все, в том числе и настроение мастера. В былые времена, прежде чем приступить к изготовлению черни, люди держали строгий пост. Иначе могло выйти худо.
Надо отметить, что в Великом Устюге кыштымское серебро, преображенное на заводе «Северная чернь», продается в двух фирменных магазинах. Один находится при заводе, один — понятное дело — в вотчине Деда Мороза и, пожалуй, это не просто маркетинговый ход, ведь если подобное тянется к подобному, то неудивительно, что волшебное будет тянуться к волшебному.
Источник: hornews.com