Серебро скань что это такое

Скань - это что такое? Русская техника скани

Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.

  • Скань или филигрань?
  • Происхождение скани
  • Русский промысел
  • Периоды расцвета и упадка
  • Виды ювелирной скани
  • Материалы для скани
  • Техника скани требует мастерства
  • Придание оригинальности

Скань или филигрань?

По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать», «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить» и «зерно».

Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

Серебряные и золотые украшения прошлого столетия. Филигрань (скань).

Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

Происхождение скани

Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э., принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники.

Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

Русский промысел

Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.

В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.

Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.

Читайте также:
Турка из серебра отзывы покупателей

Периоды расцвета и упадка

В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий.

Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции. Конечно же, было не до ювелирного искусства.

Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).

Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области).

Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

Виды ювелирной скани

В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

Материалы для скани

С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.

Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

Техника скани требует мастерства

Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.

Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.

Читайте также:
Сколько стоят монеты копейка серебром 1842 года

Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу.

Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.

Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.

Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

Придание оригинальности

Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

Первая – это использование зерни, мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.

Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом.

Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная. Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом.

В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.

Источник: expressa.top

Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение.

Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как он появились.

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

b2ap3_thumbnail_1_20160228-104443_1.jpg

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Читайте также:
Ион серебра это сложный ион

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

b2ap3_thumbnail_2_20160228-104526_1.jpg b2ap3_thumbnail_3_20160228-104536_1.jpg
Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар Флешка, оформленная в технике филиграни

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

b2ap3_thumbnail_4_20160228-104646_1.jpg b2ap3_thumbnail_5_20160228-104659_1.jpg
Пуговицы XVII–XVIII века. Серебро, филигрань, позолота, зернь. Фото: Российский этнографический музей Кольцо, украшенное в технике зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек.

Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

b2ap3_thumbnail_6_20160228-104840_1.jpg b2ap3_thumbnail_7_20160228-104844_1.jpg
Серебряное кольцо с чернением Браслет из черненого серебра
Читайте также:
Для чего нужно серебро в пабг

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной.

Редактировалось Дата: Воскресенье, 28 Февраль 2016

  • « Неповторимый жемчуг Таити
  • Обнаружен чрезвычайно редкий фиолетовый алмаз весо. »

Источник: tshdpi.ru

Что такое скань

фото Что такое скань

Так называют технику изготовления и украшения изделий из тонкой серебряной и золотой проволоки.

Искусно свитая проволока в руках мастеров превращается в кружевные вещи из драгоценных металлов, настоящие шедевры ювелирного дела. Скань очень часто применяется для создания предметов, украшающих дом.

Такие изделия встречаются в ювелирных салонах и на выставках. Легко их найти в музеях. Техника скани – очень древняя. В ней было создано много шедевров.

Хорошо известна прекрасная скань Древней Руси. Однако происхождение скани еще древнее – до нашей эры в Египте и Греции применялось изготовление предметов из драгоценной проволоки. Правда, тогда ее получали с помощью ковки.

Русские мастера в 10 веке делали скань методом волочения: протягивания заготовки через отверстие меньшего диаметра. Скань в ювелирных изделиях уже тогда объединяли с зернью.

Ни один учебник русской истории не обходится без упоминания высокого уровня ювелирного дела Древней Руси. Мастерские по изготовлению ажурной скани существовали не только при царском, княжеском дворе, но и при монастырях.

Украшали сканью и зернью не только предметы богатого обихода, утварь и одежду. Скань использовали для окладов церковных книг, икон. Ее можно найти на оружии, на шлемах и латах.

Еще одно название скани – «филигрань». Оба слова означают один и тот же прием обработки проволоки, только у слова «скань» происхождение русское, а у «филиграни» — латинское.

инфографика Скань

Новая эпоха старого промысла

Скань как ювелирное искусство прекрасно прижилось в Советской России. Во Владимирской области в поселке Мстера, в Ивановской – в Приволжске, в Нижегородской области – в Казачково, на фабриках в Москве и в Лининграде производились ювелирные изделия из скани высокого уровня.

Читайте также:
Кольцо серебряное на пальце сонник

Качество русской скани оценили и за рубежом, его демонстрировали в США и Франции. В Париже в 1937 году русское искусство скани завоевало золотую медаль. В настоящее время есть производства, объединяющих ювелирное дело и обучение.

Таковы, например, Павловский техникум народных художественных промыслов в Нижегородской области и Красносельское училище художественной обработки металлов в Костромской области. На родине Казаковской филиграни работает предприятие художественных изделий.

Технология

В соответствии с технологическими особенностями есть три способа изготовления изделий из скани. Напайная скань: проволочный узор напаян на металлические пластины. Ажурная скань: в ней нет основы из металла, кружевной прозрачный предмет создается за счет скрепления деталей из проволоки.

инфографика Наборная скань

Еще есть объемная скань – в этих ювелирных изделиях много составных частей из скани. В этой технике делают вазы, подстаканники, фигуры, шкатулки, различные аксессуары, изящные безделушки.

Скань – ручное искусство, существование фабрик нисколько не отменяет индивидуальный характер каждого изделия. Сделать новое творение в соответствии с замыслом, придумать новый узор, добиться высокого качества – удел ювелиров, работающих в технике скани.

Материал для скани не только серебро и золото, для нее используются различные сплавы. Первоначальный этап – это изготовление самих тонких нитей с определенной, равномерной толщиной.

Диаметр проволоки бывает различным – это необходимо для большей выразительности творений ювелиров. Часть проволоки скручивают, часть оставляют гладкой.

Подготовленный материал соответствует рисунку, проекту, эскизу нового ювелирного изделия. Выгибать проволоку в соответствии с задуманными линиями, переплетать ее ювелир может с помощью специальных инструментов.

Переплетение металлических нитей практикуется самое разнообразное. Ажурные детали, готовятся последовательно, по заранее продуманному плану. Затем их спаивают между собой. Металлическая основа необходима для скрепления некоторых изделий.

Сопутствующие техники и материалы

С ювелирных изделиях техника филиграни часто соединяется с другими техническими приемами. К ним относится – зернь, чернение, серебрение, полировка, эмаль.

Зернь – это ювелирное изготовление мелких шариков из драгоценных металлов. Их припаивают согласно эскизу с специально отведенные места. Сочетание скани и зерни – один из старейших видов ювелирного мастерства.

Серебрение и полировка – заключительный этап создания многих украшений и предметов обихода из скани и зерни.

Еще один метод – чернение. Узор из скани заполняется металлическим порошком, в состав которого входит сера. После обжига графика изделия становится очень четкой, все линии получают дополнительный акцент и глубину.

Нанесение эмали на скань – техника, которая тоже придает изделию оригинальность. Скань не только сочетается с драгоценными и полудрагоценными камнями. Она традиционно дополняется хрусталем, стеклом, перламутром, деревом.

Источник: adexprint.ru

Рейтинг
Загрузка ...