Ювелирное дело зародилось в глубокой древности. С давних времён люди носили украшения, которые не только украшали своего владельца, но и защищали его в виде различных оберегов и талисманов.
Сегодня мои поиски красивых украшений завели меня на Восток, а если быть точнее, в Узбекистан. Это пришлось очень кстати, так как я обещала сделать публикацию по украшениям Бухары. Надеюсь, вы не будете против, если в подборке будут украшения и других городов Узбекистана.
Бола-обру — налобное женское украшение. Начало 20-го века. Бухара. Серебро, позолота, бирюза.
Ювелирное искусство передается мастерами Узбекистана из поколения в поколение уже не одну тысячу лет. Самые ранние украшение, найденные в Узбекистане, относятся к 12 веку. Подлинный расцвет ювелирного искусства этой страны пришёлся на 19-й век, а также на начало 20-го века. Украшения, мастерски изготовленные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины, интересовали людей на Востоке и Западе. Высоко ценились изделия мастеров Бухары и Ташкента за интересные формы, богатство отделки и проработанность мелких деталей.
Восточные сладости: Нават. Как готовят нават в Узбекистане.
Куштумор-парное-нагрудное украшение. Ташкент. конец XIX века. Серебро, позолота, кораллы, литье, штамп.
Мастера Узбекистана для создания ювелирных украшений предпочитали серебро, но бухарские мастера большую часть своих изделий традиционно выполняли из золота. Этому есть объяснение — Бухара располагается в долине золотоносной реки Зарафшан, где с древних времен добывался этот ценный металл.
Тиллякош — женское налобное украшение. Самарканд начало ХХ века. Серебро, стекло, эмаль.
Именно Бухара была одним из центров ювелирного искусства. Бухарские ювелирные украшения XIX века выделяются лаконичностью своих форм, а также округлыми или нарочито смягченными углами, крупными деталями, яркими и контрастными цветами.
Фрагмент нагрудного украшения нозигардон. Иванов В., Иванникова Н. Душанбе 1985год. Мельхиор, кораллы, бирюза.
Бухарские ювелиры работали в технике литья, ковки, зерни, ажурной и накладной филиграни, гравировки, черни, инкрустировали свои изделия драгоценными и полудрагоценными камнями. Техника золочения в то время являлась основной, так как в обществе 19-го века существовало негативное отношение к ношению золота.
Серьги. Бухара. 1900 год.
С начала XX века в Ташкенте ювелиры стали меньше работать с серебром, предпочитая ему низкопробное золото. С этого времени на ташкентских мастеров значительное влияние оказали русские и татарские формы украшений, которые в немало количестве привозили из России. Последствием этого стало ухудшение художественного качества местного ювелирного искусства.
Браслеты от современного ювелира Бухары.
В 1950-70 годах центрами ювелирного ремесла были такие города как: Ташкент,
Бухара, Самарканд, Коканд, Хива. Ассортимент ювелирных изделий остался практически неизменным, все так же изготавливали серьги, кольца, браслеты, ожерелья. Сохранились традиционные ювелирные техники: филигрань, чернь, чеканка, зернь, гравировка, штамповка. Сохранились многообразные формы украшений, которые изготавливались ранее.
Такой Узбекский🇺🇿 Язык все знают😂
Современные браслеты и серьги. Бухара.
Современные мастера Узбекистана не забыли искусство своих предков. Многие современные ювелиры продолжают дело своих отцов и дедов. В основном делают украшения из серебра, используя современную и традиционную техники, переданную из поколения в поколение.
Украшение от современного мастера.
От себя хочу добавить, что бухарские украшения — это самое настоящее искусство. Все эти переплетения серебряной проволоки просто завораживают. Можно часами стоять у стенда и любоваться.
На этом у меня всё, до новых встреч!
Источник: dzen.ru
Перевод «СЕРЕБРО» на узбекский
кумуш, kumush, Kumush — самые популярные переводы слова «СЕРЕБРО» на узбекский. Пример переведенного предложения: Они несут с собой много серебра, золота и драгоценностей. ↔ Ular o‘zlari bilan juda ko‘p kumush, oltin va boshqa qimmatbaho narsalardan olib jo‘nashdi.
noun существительное среднего рода neuter грамматика
русский — узбекский словарь
кумуш
en.wiktionary.org
kumush
Они несут с собой много серебра, золота и драгоценностей. Ular o‘zlari bilan juda ko‘p kumush, oltin va boshqa qimmatbaho narsalardan olib jo‘nashdi.
Dbnary: Wiktionary as Linguistic Linked Open Data
Kumush
химический элемент с порядковым номером 47
Они несут с собой много серебра, золота и драгоценностей. Ular o‘zlari bilan juda ko‘p kumush, oltin va boshqa qimmatbaho narsalardan olib jo‘nashdi.
Показать алгоритмически созданные переводы
Автоматический перевод » СЕРЕБРО » в узбекский
Glosbe Translate
Google Translate
Изображения с «СЕРЕБРО»
Переводы «СЕРЕБРО» на узбекский в контексте, память переводов
Склонение Основа
Они могут отнять у них серебро и золото, а их самих убить.
Ular kumush va oltinlarni tortib olib, o‘zlarini esa o‘ldirishlari mumkin.
Тем, кто не идёт, Кир приказывает: «Дайте серебро и золото и другие подарки людям, которые возвращаются отстраивать Иерусалим и храм».
Qolayotganlarga esa Kir: «Quddus hamda undagi ma’badni yangitdan qurish uchun qaytib borayotganlarga kumush, oltin va boshqa hadyalardan beringlar»,— deb amr berdi.
Их нужно было уничтожить, а серебро и золото — отдать в сокровищницу шатра Иеговы.
Narsalarni yo‘q qilish kerak edi, kumush va oltinlarni esa Yahovaning Muqaddas chodiridagi xazinaga keltirish lozim edi.
Источник: ru.glosbe.com
Ювелирные украшения Узбекистана
Национальные ремесла, традиционное ювелирное искусство.
«Без украшений родную мать отцу не показывай…»
Узбекская пословица.
Женщины, жившие много лет назад на территории современного Узбекистана, верили, что колье или серьги могут изменить их жизнь. Причем, носили их тогда не только на привычных для нас частях тела. Украшения могли быть на спине красавицы и даже подмышками. Последние, кстати, называли «культик тумор».
Они чем-то похожи на маленькую дамскую сумочку, «ручку» которой делали такого размера, чтобы украшение плотно прилегало к телу. Все это, само собой, надевали не просто так.
История ювелирных украшений началась задолго до того, как их стали делать из драгоценных металлов. Затем стали изготавливать изящные украшения из серебра, золота и драгоценных камней. В те времена по традиционным узбекским ювелирным изделиям можно было прочесть основные вехи жизни женщины.
Украшения рассказывали о достатке, роде, к которому она принадлежит, о семейном положении. Причем, чем моложе девушка, тем ярче и наряднее был ее ювелирный «наряд». Амулеты и талисманы, кольца и подвески, колье и браслеты самых разных форм и размеров были еще и наделены способностью отгонять злых духов, которых так опасались молодые женщины.
Во всей своей красе блистали подобные украшения на невесте, и каждое из них что-то символизировало. Максимальный вес, который носили на себе девушки тех времен, достигал 10 кг. Молодая жена должна была надевать обереги в день свадьбы и ходить в них до тех пор, пока в семье не появится ребенок.
Заргары (ювелирные мастера) создавали шедевры ювелирного искусства в основном из серебра. Старинное народное поверье гласит: серебро лишит силы любой яд, отгонит злых духов и сохранит при этом чистоту духа и тела. Сочетания были самые разные: металл с рубинами, изумрудами, сапфирами.
Присутствовали и полудрагоценные камни: жемчуг, бирюза, яшма и кораллы. К золоту обращались реже. Из золота или позолоты были сделаны некоторые головные уборы — «тилля-кош» («венец невесты»). Их форма очень похожа на большой кокошник. На них блистали камни разных цветов и множество фигурных подвесок.
Позже узбекские мастера стали создавать диадемы — «усма-тилла». Они повторяли форму бровей и также были инкрустированы полудрагоценными и драгоценными камнями. А еще позднее обе формы этих головных уборов объединили в одну. Так получился довольно объемный кокошник, нижняя часть которого повторяла черты лица девушки.
Фантазия ювелиров была безгранична. Например, к старинному бухарскому украшению «шашпо», которое надевали поверх основного головного убора, добавлялись еще и длинные нити с серебряными, позолоченными коралловыми и жемчужными бусами. В тандеме с таким разнообразием блистали еще и шелковые кисточки с металлическими колпачками на концах. Всю эту красоту наматывали на головной убор. Концы нитей обрамляли лицо и свисали вдоль щек.
Было и то, что объединяло девушек всех регионов. Неотъемлемой частью любого женского костюма было украшение, которое называли «чочпопук». Это подвески к косам в форме кистей, которые сделаны из черного шелка со вставками из серебра или позолоты. Обожали узбекские женщины и ожерелья из связок кораллов — «марджон».
Нити с бусами переплетались с цепочками, причем, изначально создавались отдельные фрагменты, и затем только детали собирали в единую композицию. Особо изящным было сочетание кораллов с монетами (коралловое монисто). А верхом утонченности и изыска считался массивный медальон «зебигардон» с узорами и драгоценными камнями. Его вставляли в центр ожерелья.
«Хайкал», что в переводе означает «фигура», — тоже одно из нагрудных украшений, — хранит в себе тайну древнего обычая: люди в старину носили на груди изображения разных животных — покровителей своего рода. Он создан из серебряных пластин с камнями, которые соединялись серебряными цепями в несколько рядов. А его центральная часть, на которой и было изображено то или иное животное, отличалось не только формой и размером, но еще и изяществом самой чеканки.
Еще одно удивительное произведение ювелирного искусства Узбекистана — «тумор» — старинные футляры для амулетов. Они бывают самых разных геометрических форм: треугольные, с обращенной вверх вершиной, прямоугольные, многоугольные и цилиндрические. И непременно с оберегающей молитвой.
Поэтому «туморы» изготавливали с особенной любовью, применяя древнейший вид художественной обработки металла — филигрань. Они были подвешены к ожерельям. Некоторые предпочитали носить туморы, прикрепив их к цепочке на груди. Узбекские женщины прятали в них амулеты, магические заклинания и даже могли хранить в туморах записочку от любимого.
А вот серьги любительницы высокой моды могли носить аж по две пары одновременно. Серьги были самых разных форм. От тонкого серебряного кольца с бусинами — «зирак», до золотых сережек в форме лепестка — «шибирмак», с большими рубинами в центре, окруженными жемчугом.
Изготовление женских колец и серег считалось настолько высокохудожественным мастерством, что учились этому отдельно. Ювелиров называли «зираксоз» — мастер по созданию серег, и «узуксоз» — специалист по кольцам. Кстати, кольца на Востоке некоторыеженщины и по сей день носят на всех пальцах, кроме третьего. Считается, что перстень на среднем пальце — символ одиночества.
К слову, магическую символику нес и каждый камень, которыми были усыпаны ювелирные украшения. В особом почете был сердолик — хакик. Люди верили, что он принесет счастье, здоровье, убережет от опасности и поможет разгадать обман. Именно поэтому практически все старинные браслеты и кольца украшены вставками именно из сердолика. А вот жемчуг обладает исцеляющей силой.
Все эти легенды, поверья и приметы, вместе с секретами и тонкостями уникальной техники и отделки камней и драгоценных металлов передавались из поколения в поколение. Настоящие мастера высоко ценились, их было довольно много. И потому ажурные или массивные браслеты, всевозможные кольца и сережки, подвески и ожерелья во все времена являлись неизменной частью даже самого скромного комплекта женского узбекского наряда.
Фотографии:
Амулет. Ташкент. XX в. Серебро, кораллы, бирюза, позолота
Футляр для амулета. Ташкент. Начало XX в. серебро, позолота, штамп
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Ювелирные украшения Узбекистана
Источник: www.centralasia-travel.com