Серебряная чернь что это такое

Foto-travel.net

Честно признаюсь – ювелирка меня не волнует. Совершенно равнодушно прохожу мимо витрин с кольцами, серьгами, браслетами. Не цепляет. Но только не в случае с «северной чернью» — серебряными изделиями, украшенными чернеными рисунками. Этот художественный промысел появился в Великом Устюге более трехсот лет назад.

Кувшины, чарки, чашки выглядят настолько «вкусно», что глаз не оторвать. Купил бы всё! О таких вещах говорят, что они сделаны с душой.

Ювелирная фабрика «Северная чернь» в Великом Устюге

Мастера по чернению серебра появились в Великом Устюге вместе с основанием города. Правда, в документах этот вид ремесла упомянули лишь в 1683 году. Серебро на Руси чернили с незапамятных времен, но так богато, изящно и красиво — только на Русском Севере! Работы мастеров отличались разнообразием сюжетов и насыщенностью рисунков деталями. Фактически это были гравюры по металлу.

Пряничный домик. Чернь по серебру / Телеканал Культура

Чайная чашка с позолотой

На новый уровень ремесло поднял мастер-ювелир Чирков Михаил Павлович. Именно он в 1933 году организовал артель «Северная чернь». Спустя четыре года на Всемирной выставке в Париже она получила Большую Золотую медаль. Так высоко оценили комплект посуды, украшенной рисунками по мотивам сказок Пушкина. Это действительно был настоящий шедевр!

Когда берешь в руки серебряную вещь, невольно испытываешь чувство уважения. Оно возникает из-за внушительного веса при кажущейся внешней легкости и невесомости изделия. Вес обеспечивает 925-я проба драгоценного металла. Затем внимание притягивает рисунок – его исследуешь буквально по миллиметру, открывая все новые и новые детали.

Невозможно представить, как мастера создают такое металлическое кружево. Ну, а заключительным аккордом звучит жгучее желание владеть подобным чудом. Такие вот шедевры ваяют нынче на ювелирной фабрике «Северная чернь».

«Наше предприятие является одним из старейших в городе, — рассказывает Юферицин Сергей Владимирович, генеральный директор ЗАО «Северная чернь». – Раньше в Великом Устюге промыслов было много. Кроме северной черни была финифть, резьба по бересте, просечное железо и «мороз по жести». На сегодняшний день осталась только «северная чернь».

Серебряная Сюльгама или пуговица застежка 13 века Обзор Зернь скань и чернь 3 технологии прошлого.

Генеральный директор Юферицин Сергей Владимирович

В настоящее время предприятие выпускает около двух тысяч наименований изделий из серебра! Есть столовое серебро – от солонок до чайных наборов. От вида кофейных чашек с золочением просто дух захватывает! Одних только разновидностей ложек насчитывается не менее десятка – кофейная, детская, десертная, для сахара, торта, соли, мороженого.

А еще имеются вазы, розетки, фляжки, стаканы. Особым шиком считается фарфоровая посуда с серебряным рисунком.

Фабрика «Северная чернь»

Каталог продукции ЗАО «Северная чернь»

Глядя на все эти кубки и кувшины, невольно задаешься вопросом — как можно сделать из прочного металла столь изящные вещи? Ответ прост – руками! Доля ручного труда в каждом изделии составляет более 90%. Именно поэтому создается впечатление, что вещи сделаны с душой. В каждой из них заложена индивидуальность автора.

Читайте также:
Изделие из серебра весит 18 4 грамма сколько тонн весит миллион таких изделий из серебра

Никакая машина не в состоянии сделать нечто подобное. Ее продукция может быть идеальной, но мертвой.

Технологический процесс начинается с легирования серебра. Для ювелира «аргентум» – материал чересчур твердый. Для придания пластичности в него добавляют медь. Таким образом серебро 999-й пробы превращается 925-ю. Легирующая машина не только сплавляет два металла, но и производит из них гранулы различной массы.

Мастер выбирает гранулу в зависимости от размера будущего изделия – для кувшина требуется большее количество металла, для стопки – меньшее. Гранула расплющивается в диск, из которого вырубается заготовка. А потом начинается магия!

Мастер Вячеслав Минюхин

Никогда бы не подумал, что для создания серебряной рюмки потребуется токарный станок и… ломик. Ну, не совсем ломик, а инструмент очень на него похожий. Серебряный диск и соответствующую форму закрепляют в токарном станке по дереву. Затем мастер аккуратно, миллиметр за миллиметром, «ломиком» загибает края вращающегося диска, прижимая его к форме. Он делает так до тех пор, пока серебро плотно не натянется на форму, как носок на ногу.

Заготовку и форму зажимают на токарном станке

Легкое движение руки…

Остается припаять основание

Десять минут и рюмка готова! На самом деле все не так просто. Процесс занимает значительно больше времени, ведь мастеру нужно подготовить заготовку, отшлифовать и отполировать готовое изделие. Если оно состоит из нескольких частей – рюмке, например, потребуется ножка – этим займется уже другой специалист, который при помощи газовой горелки «склеит» фрагменты.

У каждого мастера имеется свое клеймо. Так каждая вещь обретает «родителя».

Так рюмке припаивают ножку

У каждого мастера имеется свое клеймо

Потом за дело берутся дизайнеры, художники и граверы. Они придумывают и наносят на поверхность изделия рисунок. Он вырезается резцом, который называется штихель. Особенно сложно вырезать изображение под чернение. Эта филигранная работа требует особого терпения, предельного внимания и усидчивости.

Далее за дело берутся художники и граверы

Далее идет самый ответственный момент, который называется чернение. Чернь – сплав серебра, свинца, меди и серы, который представляет собой черную пастообразную массу. Пастой равномерно обмазывают поверхность изделия так, чтобы заполнились все углубления, которые образуют рисунок. После этого кувшин, тарелку или ложку прокаливают над пламенем горелки. Именно тут требуется то, что называют «шестым чувством» или интуицией.

Перед чернением изделие полируют

Самый ответственный момент — сушка

Мастер должен почувствовать, когда чернь высохнет. Других инструментов, кроме чувства, нет! На формирование данного навыка уходит до пяти лет. Если мастер прервет процесс раньше или чуть запоздает, изделие придется отправить на переплавку. На эту стадию приходится до 30% брака.

Однако если момент определен верно, красота получится неописуемая! Так талантливый живописец чутьем угадывает, какие краски потребуются для создания определенного настроения.

Изделие прокаливают в пламени газовой горелки

Потом изделие следует охладить

Читайте также:
Полотно с наноструктурным покрытием серебра нано асептика отзывы

Лишнюю чернь снимают шкуркой

Некондиционное изделие иногда могут «спасти» в специальном экспериментальном отделе, где работают специалисты высочайшего уровня. Они подправят недостатки и снова отправят его на чернение. Помимо ремонтных работ мастера занимаются изготовлением сложных или индивидуальных заказов. Это могут быть памятные монеты и медали, необычные подарки и, конечно же, ювелирные украшения – кольца, серьги, броши, подвески…

Здесь работают ювелиры

Изготовление памятных медалей

Памятные медали Череповецкого высшего военного инженерного училища радиоэлектроники

На заключительном этапе остается удалить лишнюю чернь. Делают это при помощи обычной наждачной шкурки. Сначала используют грубую фракцию, потом все мельче и мельче. Шкурка снимает черный нагар с поверхности, но оставляет его в углублениях. В результате на серебре проявляется четкий черный рисунок.

Остается отполировать поверхность до зеркального блеска, протереть изделие, повесить на него ценник и выставить новый шедевр в витрину.

При заводе действует фирменный магазин

Фарфор с серебром

При заводе действует фирменный магазин, по которому можно ходить часами. Это настоящий музей «северной черни». Отличие от музея в том, что понравившиеся экспонаты можно купить. Стоят изделия недешево, но они того стоят! Для желающих освоить навыки ювелирного дела организуют мастер-классы. Занятие длится полчаса и стоит 300 руб.

Вещь, изготовленную собственными руками, можно забрать с собой. Это будет лучшая память о посещении фабрики «Северная чернь».

ГОСТИНИЦЫ В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ

Написано: Евгений Голомолзин

Источник: foto-travel.net

Завод «Северная чернь»
в Великом Устюге

Экскурсии стоят 200 руб. для взрослых, 100 руб. для детей (с 6 до 14 лет). Мастер-класс — 400 руб. с человека.

Телефон (Запись на экскурсии)
+7-921-125-03-70
Телефон (Отдел продаж)
+7 (81738) 259-12
Официальный сайт завода «Северная чернь» в Великом Устюге
Где находится Великоустюгский завод «Северная чернь»
ул. А. Угловского, 1, Великий Устюг, Вологодская обл., 162390 смотреть на карте

Рейтинг TripAdvisor
Отлично 100%
Очень хорошо 0%

Завод «Северная чернь» расположен на родине Деда Мороза, в Великом Устюге.

Завод специализируется на изготовлении изделий из серебра по самобытной технологии. Предприятие выпускает более двух тысяч наименований серебряных изделий 925 пробы. В основном это посуда, сувениры и специальные подарки, развивается религиозная линейка товаров.

«Северная чернь» — это современный бренд. Предметы завода поставляются не только на российский рынок, но и в США, Италию, Англию, Германию и другие страны мира. За свои изделия предприятие награждено многочисленными званиями и наградами.

Изделия завода

Развитие ремесла

История этого исконно народного художественного промысла северных народов Руси уходит своими корнями в глубину веков. Первые упоминания о подобной ремесленной деятельности встречаются уже в X веке, однако, как настоящий промысел чернение по серебру получает известность в XVII веке.

Чернение в Великом Устюге значительно отличается от ремесленных работ творцов из Москвы и Санкт-Петербурга своей гравировкой, густым цветом, композицией и деталями.

Расцвет деятельности устюжских умельцев по серебру приходит на XVIII век. Известно, что умельца Михаила Клишмина из северного города даже вызывают в столицу для обучения московских жителей. Между тем, промышленная революция постепенно задвигает ремесленников на второй план, конкурировать с заводами и фабриками становится проблематично. Все это приводит к тому, что на долгий период искусство Великого Устюга теряется для страны.

Читайте также:
Кандурин блестящий серебряный что это

Лишь в далёком 1933 году Михаил Чирков основывает рабочую артель «Северная чернь». Но сначала дело не сильно задается, техника была потеряна и получается лишь простой орнамент. Через два года в артель приходит работать Естафий Шильниковский, который воссоздает забытую технику устюжцев.

В артели начинают создавать предметы, на которых наносят образы из известных литературных произведений Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих писателей. Еще через год в Париже на всемирной выставке предметы артели награждаются Большой серебряной медалью и получают мировую известность.

В 60-е годы заказов становятся так много, что артель преобразуют в фабрику, увеличивая количество и линейку производимых изделий. Большим покупательским спросом пользуются предметы с растительными и мифологическими рисунками. Власти используют возможности завода для производства сувениров как внутри страны, так и для иностранцев, приурочивая серию коллекций к разным юбилейным датам.

Изделия завода

Музей при заводе

Ранее все изготовление на заводе было закрытым для чужих глаз. Однако в 2014 году на заводе открыли демонстрационный зал. Он стал своего рода музеем предприятия, где всех гостей стали учить технике великоустюжского чернения по серебру. Кроме того, в зале стали выставлять эксклюзивные и авторские работы, победившие на различных международных площадках и выставках.

В демонстрационном заде специалисты завода проводят экскурсии с использованием интерактивных программ. Кроме рассказа об истории промысла все желающие могут и воочию увидеть работу мастера. Здесь также проводят специальные мастер-классы, в рамках которых можно самостоятельно выгравировать свой рисунок на медной или серебряной монете и забрать памятный сувенир с собой. На все мастер-классы ведется предварительная запись по телефону.

Мастер-класс

Цены в 2023 году и режим работы

  • Посещение вставочного зала завода с экскурсией обойдется в 200 рублей для взрослых.
  • 100 рублей — для детей от 6 до 14 лет.
  • Дети до 5 лет посещают «заводской музей» бесплатно.
  • Мастер-класс по изготовлению монеты из меди стоит 400 рублей.
  • Мастер-класс по изготовлению монеты из серебра стоит 1200 рублей.
  • Интерактивная программа обойдется в 6000 рублей с группы (не более 10 человек).

Выставочный зал работает с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00, в выходные по предварительной записи.

Фирменный ювелирный магазин открыт с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00. В субботу и воскресенье совершить покупки можно до 16:00.

Как добраться

О том, как доехать до Великого Устюга, читайте в отдельном материале.

В самом Великом Устюге найти завод не составит труда. Автобусная остановка находится в пешей доступности от «Северной черни». Прогулка от автовокзала Великого Устюга займет 35 минут.

Пешеходный маршрут от автовокзала Великого Устюга до завода «Северная чернь»

Можно заказать автомобиль через службу такси: «Вояж», «Джага», «Алан», «Алина», «Друг».

Панорама завода «Северная чернь» на «Яндекс. Карты»

Видео о Великоустюгском заводе «Северная чернь»

Источник: www.tourister.ru

Кружево, финифть и чернь – промыслы Вологодского края

Вологодские сувениры

Начнем с черни. О кружеве, полагаем, многие наслышаны, а Великоустюгская (северная) чернь не так популярна. И совершенно напрасно.

Читайте также:
Почему металлические деньги были вытеснены бумажными золотые и серебряные

Северная чернь

В Великом Устюге есть не только резиденция Деда Мороза, о которой мы уже рассказывали, и музей Новогодней елки, но и предприятие народного художественного промысла, специализацией которого является производство украшенных черневым рисунком изделий из серебра 925 пробы – «Северная чернь».

Похоже, далеко не случайно, расцвело здесь искусство чернения по серебру – больно уж город ажурный и узорчатый.

Что же такое эта самая чернь? Это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора и при обжиге прочно сплавляется с серебряной поверхностью. Это, так сказать, химия процесса.

Устюжане имели свой собственный секрет состава, который позволял максимально прочно «сцепить» рисунок с серебром и придать ему особый оттенок черного цвета. До сих пор этот секрет строго охраняется от посторонних глаз: в настоящий момент мастерством варки черни на заводе владеют только два человека. Придет время – они обучат кого-то себе на смену. Производство «Северная чернь» полностью ручное, очень кропотливое и многоступенчатое. Сколько ни пробовали механизировать и автоматизировать – не получается достичь нужного качества, которое может дать только рука мастера.

При мастерской есть ювелирный магазин и небольшой музей, где расскажут и покажут основы изготовления северной черни. Можно попробовать самому нанести рисунок, познакомиться со штихелем, давилкой, флюсиком, пуансоном и прикусником.

Возникшая как ремесло для украшения церковной утвари, северная чернь давно стала прикладной: наборы для кофе и чая, бокалы, столовые приборы, браслеты, кольца, серьги, выполненные мастерами Великого Устюга, станут любимым и памятным подарком для ваших родных и близких.

Устюжская финифть.

Сначала разберемся с понятием.

Финифтью называется стекловидная непрозрачная эмаль. Она на Руси изначально носила название: «химипет», «хинипт», позже – «финифть», от греческого слова» «chineuton». Эмалью, или финифтью, украшались главным образом золотые предметы, так как золото отличается легкоплавкостью и ковкостью, но годилась также и красная медь, она была значительно дешевле.

В Великом Устюге возникает местная разновидность – «устюжская финифть».

Два предприимчивых купца – братья Афанасий и Степан Поповы – в середине XVIII века решились просить устюжский провинциальный магистрат разрешить им открыть специальную фабрику изделий из меди, крытых цветной эмалью-финифтью. К тому времени в городе было уже достаточное количество мастеров по финифти и чернению серебра (о котором мы писали выше), чтобы можно было создать здесь довольно крупное фабричное производство. К тому же спрос на эти изделия со стороны императорского двора и знати был очень высоким.

Вот такой ответ братья получили от мануфактур- коллегии: «велено… оным Поповым в том городе, в домах их, финифтяную фабрику завесть и производить позволить. И на оной финифтеный на меди с наводкою серебром и золотом травами, да черневой на серебре обронной всякий курьёзный вещи, какии из-за моря вывозятся, делать самым искусным мастерством, чтоб от умножения того дела мастеровые люди совершенному в том искусству обучиться могли, а объявленная в челобитье их государственная и народная польза последовать могла…

Читайте также:
Золотой или серебряный заяц

Мастеровые люди обучаться искусству делать «курьезные вещи» согласились охотно. Фабрика просуществовала 15 лет, но во время одного из больших пожаров сгорела дотла. Поповы «от этого пожара понесли большой урон», разорились, и восстановить производство финифти, увы, уже не смогли. Вскоре после пожара ее бывшие владельцы умерли.

Однако, фабрика Поповых содействовала развитию ремесла в Устюге, воспитав за 15 лет своего существования ряд хороших мастеров, которые потом работали самостоятельно.

Кроме Великого Устюга финифть была развита в Вологде и Сольвычегодске (город в Архангельской области, который с восьмидесятых годов XVIII века по двадцатые годы XX века относился к Вологодской губернии). Вы часто сможете услышать на Вологодчине такой термин как «усольская эмаль», так вот, речь как раз о технике сольвычегодских мастеров.

Сейчас в Вологде работает творческая мастерская «Вологодская финифть». А изделия из эмали можно купить, например, в магазине «Вологодские сувениры».

Но в первую очередь в Вологду едут, конечно, за кружевом. И полюбоваться, и приобрести.

Вологодское кружево

Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, мерные ритмы орнаментов, чистота линий и высокое мастерство – таково его художественное своеобразие.

Когда-то плетение кружева в Вологде было уделом дочерей бедных, преимущественно отставных чиновников, нуждающихся дьячков, пономарей, голодающих мещан и так далее.

Вот что пишет в своей книге «Вологодские кружевницы» ее автор – писатель Шелгунов: «В старину плетением кружев занимались в купеческих домах, в виде домашнего рукоделья и только на потребности семьи. Но когда вкус к кружевам распространился в среде избранного общества и стал усиливаться на них запрос, плетение кружев приняло промышленный характер. Бедные люди нашли, что дело это для них выгодно, и число кружевниц, увеличиваясь каждый год, дошло до того, что в настоящее время кружева плетет почти вся Вологда, или точнее, все население вологодских чердаков и подвалов или первых этажей. Как в других местах каждую девочку учат шить по канве, вышивать гладью или тамбуром, так в Вологде обязательным рукодельем является плетение кружев.

Девочку пяти лет сажают уже за коклюшки и начинают приготовлять из нее будущую кружевницу».

Труд кружевниц был кропотливым, долгим, утомительным, а оценивался крайне дешево.

«Средним числом лучшая кружевница зарабатывает в день 20 к. (копеек). Первая кружевница в городе, которую я знаю, зарабатывает со своею матерью только 10 р. в месяц или 120 р. в год.

Горничная, получающая жалованья только 5 р. в месяц, обеспечена лучше, ибо имеет готовую квартиру и стол», – сетует Шелгунов.

Сегодня в Вологде работает «Вологодская кружевная фирма «Снежинка», которая сохранила традиции вологодского кружевного искусства.

Цены на изделия «Снежинки» весьма впечатляют: ажурный воротничок может стоить и пятнадцать и тридцать тысяч – ручная работа в наше технологичное время ценится буквально на вес золота.

Вологодское кружево становится из ремесла эксклюзивным модным трендом, которое ценят во всем мире.

Источник: xn—-ctbbjbn3cnfs8n.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...