«Отцы и дети» – роман великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Произведение довольно-таки сложное для восприятия его учащимися 10 класса. Чем вы взрослее, тем вам понятнее это произведение. Вы его читали после школы?
В данном тесте 29 вопросов. Пройдите тест, чтобы узнать как выглядит ваш уровень знаний. Удачи!
Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
Н.Г.Чернышевскому
Н.А.Некрасову
Н.А.Добролюбову
В.Г.Белинскому
Правильно Ошибка
Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:
в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова
в любовном конфликте с Одинцовой
в диалогах с Аркадием Кирсановым
в отношениях с Ситниковым и Кукшиной
Правильно Ошибка
К какому сословию принадлежал Базаров?
дворянство
разночинцы
крестьянство
Правильно Ошибка
Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?
смертью Базарова
смертью Кирсанова
Кирсанов был ранен
герои отказались от подобного способа решения споров
Как делают лапти. Как носят лапти
Правильно Ошибка
И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?
романтический
социальный
психологический
философский
Правильно Ошибка
Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».
кольцевая или циклическая
последовательная
параллельная
Правильно Ошибка
Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?
полное отрицание знаний, накопленных человечеством
революционно-демократическое мировоззрение
отрицание политической системы, государственного строя
естественнонаучные теории
Правильно Ошибка
Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?
Павел Петрович Кирсанов
Евгений Базаров
Николай Петрович Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
Правильно Ошибка
Определите героя по портрету.
Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.
Евдоксия Кукшина
Катя Лаптева
Анна Сергеевна Одинцова
Правильно Ошибка
Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?
она не испытывала к Базарову чувства любви
она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения
она испугалась любви Базарова и решила, что
Базаров был всего лишь ей любопытен
Правильно Ошибка
Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?
«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг»
В. Г. Белинскому
Н. Г. Чернышевскому
М. А. Антоновичу
Д. И. Писареву
Правильно Ошибка
Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?
продолжает по-прежнему жить в имении с братом
уезжает за границу
вернулся в Петербург я ведет светский образ жизни
занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином
Берестяной промысел ,как сплести лапти
Правильно Ошибка
В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.
a) серебряная пепельница в форме лаптя
б) томик стихов А. С. Пушкина
в) клетчатый балахон с кистями
г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом
А) Василий Иванович Базаров
Б) Павел Петрович Кирсанов
В) Николай Петрович Кирсанов
Г) Евгений Базаров
а-б, б-в, в-г, г-а
а-а, б-б, в-в, г-г
а-в, б-а, в-в, б-г
а-г, б-а, в-б, б-в
Правильно Ошибка
К какому литературному направлению относится творчество И. С. Тургенева?
классицизм
сентиментализм
Правильно Ошибка
Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?
Ясная поляна
Спасское-Лутовиново
Правильно Ошибка
По происхождению И. С. Тургенев был:
дворянином
разночинцем
Правильно Ошибка
В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:
отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)
помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)
разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)
Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)
Правильно Ошибка
В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?
январь 1840 г.
март 1849 г.
май 1859 г.
сентябрь 1861 г.
Правильно Ошибка
В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?
Аркадий Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
Николай Петрович Кирсанов
Правильно Ошибка
Кого из героев романа «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?
Е. В. Базарова
П. П. Кирсанова
Аркадия Кирсанова
Н. П. Кирсанова
Правильно Ошибка
Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:
удовлетворить любопытство Базарова
занять скучающего друга
расположить Базарова в пользу дяди
оправдать сибаризм П. П. Кирсанова
Правильно Ошибка
Какое слово в лексиконе Е. Базарова относится к ругательным?
либерализм
Правильно Ошибка
Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?
введены для развития сюжета
с их помощью проверяются личностные качества героя
они вдохновляют героев-мужчин на поступки
они противопоставлены главному герою
Правильно Ошибка
Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Укажите черту сходства этих героев.
«сатанинская гордость»
низкое происхождение
прагматизм
Правильно Ошибка
Для чего И. С. Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства, Павлом Петровичем Кирсановым?
для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова
для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом
для того, чтобы унизить демократа Базарова
для того, чтобы подчеркнуть аристократизм П. П. Кирсанова
Правильно Ошибка
Как автор объяснял неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова?
И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны
И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время
И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда
И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России
Правильно Ошибка
К какому сословию принадлежал Базаров?
дворянство
разночинцы
крестьянство
Правильно Ошибка
Какова авторская позиция по отношению к Павлу Петровичу Кирсанову?
герой вызывает презрение
герой вызывает сочувствие
герой обрисован иронически
герой антипатичен автору
Правильно Ошибка
Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?
Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами… Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…
Источник: ustaliy.ru
Художественная деталь в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)
Роман “Отцы и дети” И. С. Тургенева наполнен художественными деталями, которые играют большую роль как в сюжетном содержании, так и в авторских комментариях. Детали можно разделить на четыре основные группы: портретные детали, бытовые, пейзажные и эпизодические. Так как в первой главе действие начинается со знакомства с описанием Николая Петровича, следует разобрать его портрет в первую очередь: “барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах”. Такой предмет одежды, как клетчатые панталоны, с середины XIX века перестаёт быть необычным для барина лет сорока с небольшим, также как и слуги Петру более не возбраняется носить серёжку в ухе и разноцветные волосы. Молодые люди живут в этом времени, в своей среде, поэтому им не требуется “не отставать”.
Предыдущему поколению со сложившимися и укоренившимися порядками поспеть за молодёжью представляется непростой задачей. Николай Петрович не может отказаться от прошедшего века; игра на виолончели и фортепьяно, чтение поэм Пушкина и сентиментальная любовь к природе составляют уклад его жизни, который остаётся неизменным до приезда сына.
Стремиться ли Павел Петрович к прогрессу? Его портрет являет собой соединение аристократического благородства, изысканной аккуратности и педантичного следования “принсипам” — всех признаков твёрдой позиции дворянства в первой половине XIX века. Его идеальный внешний вид не воспринимается средой разночинства.
Базаров с иронией замечает следующую бытовую деталь: “В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо — английские рукомойники, то есть прогресс!”. Распространение по дому английских рукомойников — явный след хозяйствования Павла Петровича.
Сам предмет этот действительно представляет собой достижение в области гигиены, но факт незапирающейся двери перечёркивает всю пользу таких нововведений. В эпилоге, когда Павел Петрович уезжает за границу, автор отмечает на его письменном столе серебряную пепельницу “в виде мужицкого лаптя”.
Эта деталь служит напоминанием о родине, но лучше всего она исполняет роль насмешки над разницей между образом жизни Павла Петровича и его славянофильскими взглядами. Газета Galignani, которую ежедневно читает Павел Петрович, ещё обладает в это время высокой репутацией за широкий обзор новостей и прогрессивность излагаемых идей, но для Базарова это уже отголосок прошедшего.
Получается, что и Николай Петрович, который пытается устроить “ферму”, и его брат, который почти не участвует в хозяйстве, стремятся к прогрессу, но оба едва ли преуспевают в его осуществлении. Не менее рукомойника важна следующая деталь — предметы обстановки замкнутого пространства.
Ни род Базаровых, ни род Кирсановых службы не чуждается, что свидетельствует о непоколебимости принятых обычаев и о внедрившейся в образ жизни дисциплине, но с приходом нового времени приходит и новый вид деятельности — естественно-научные исследования, изучение материального мира. Базаров здесь представляет собой довольно редкий характер: он называет себя “самоломанным”; он избирает путь нигилизма, нашедшего распространение при изучении человеческого естества; он находит возможность самореализации.
Всё это, возможно, есть следствие семейной дисциплины и пришедшего из детства желания подражать великому полководцу Суворову. Портретная характеристика Базарова при первом описании его внешности заключается в его обнажённой красной руке — эта деталь сразу же выдаёт настойчивость, властность, грубоватую простоту в обращении и независимость от окружающего мира.
В предсмертном прощании он признаёт, что его деятельность в качестве врача нужна обществу, но не в качестве нигилиста: “Я нужен России. Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник. ”. И доктор, и учёный-естественник тоже нужны.
Познания Базарова в мире природы поражают своим разнообразием — ходя по саду, со знанием дела и нескрываемой теплотой он говорит Аркадию, что “надо серебристых тополей побольше здесь сажать, да елок, да, пожалуй, липок, подбавивши чернозему”, что “акация да сирень — ребята добрые, ухода не требуют”. Каждое дерево и куст, упомянутые в романе, становятся пейзажной деталью: осина с ямой, которые напоминают Базарову его детство, обладают особенным талисманом; “ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями” обозначают плохое состояние и расстроенность имения Кирсановых, а о силе Базарова Василий Иванович говорит, что “дуб и тот бы вылетел вон. ” Автор упоминает множество видов птиц — от взогнанных возле осиновой рощи бекасов до молодого ястребка, звеневшего немолчным писком в верхушке деревьев, — и каждая птица знаменует собой события романа или заключает в себе образ какого-нибудь героя.
Например, когда Базаров сравнивает Аркадия с галкой, намекая как на пример создания семьи, он невольно предсказывает его судьбу. «Перепелкой» назван Ситников, ассоциирующийся с жалкой пародией на авторитетного первопроходца-нигилиста. — эта эпизодическая деталь предвещает не только конфликт идей Базарова и Павла Петровичем, но и конфликт поколений между Базаровым и его родителями.
В первом случае роль цыплёнка будет играть Базаров, роль кошки — Павел Петрович; во втором же — на месте цыплёнка будет Василий Иванович и похожая на “куропатицу” Арина Власьевна, а на месте кошки — Базаров, который по верному замечанию Кати “хищный”, поэтому чужой всем. “Сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли?
Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым” — во внезапном замечании Аркадия проскальзывает философская мысль о жизни и смерти, что Аркадию несвойственно, а особенно в разговоре с Базаровым. Автором используется несобственно-прямая речь для отсылки читателя к роману “Рудин”, что подтверждается ответной репликой Базарова:”— О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров,— об одном прошу тебя: не говори красиво”. Одной из самых важных деталей, проходящей сквозь роман, является “лес”. В четвёртой главе Аркадий, расспрашивая отца о произошедших изменениях, отмечает, что ему “жаль леса”, который продал отец, в то время, как в двадцать седьмой главе умирающий Базаров произносит в полубреде: “Тут есть лес. ”. Обреченность леса подчеркивает мотив смерти в пейзаже и как бы предсказывает трагичную смерть Базарова. Художественная деталь широко представлена в романе “Отцы и дети”, с её помощью автор создаёт образы героев, поддерживает развитие сюжета и обращает внимание читателя на поднятые проблемы.
Источник: www.kritika24.ru
“Старое барство” в романе Льва Толстого «Война и мир», или Как Хлёстова и Ноздрёв стали положительными героями
| Категория реферата: Сочинения по литературе и русскому языку
| Теги реферата: диплом формирование, конспект урока 6 класс
| Добавил(а) на сайт: Jawin.
“Николай был хозяин простой, не любил нововведений, в особенности английских, которые входили тогда в моду, смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве, не любил заводов, дорогих производств, посевов дорогих хлебов и вообще не занимался отдельно ни одной частью хозяйства. У него перед глазами всегда было только одно именье, а не какая-нибудь отдельная часть его. В именье же главным предметом был не азот и не кислород, находящиеся в почве и воздухе, не особенный плуг и назем, а то главное орудие, посредством которого действует и азот, и кислород, и назем, и плуг — то есть работник-мужик.
И только тогда, когда он понял вкусы и стремления мужика, научился говорить его речью и понимать тайный смысл его речи, когда почувствовал себя сроднившимся с ним, только тогда стал он смело управлять им, то есть исполнять по отношению к мужикам ту самую должность, исполнение которой от него требовалось. И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты” (Эпилог, ч. 1, гл. VII).
Николай Ростов — ярый “антиреформатор” в ведении хозяйства. Его взгляды на сей счёт (справедливость которых доказана на практике) — разительный контраст к нововведениям Онегина, заменившего “ярём барщины старинной” “оброком лёгким”, и бесплодным реформам Николая Петровича Кирсанова из тургеневских «Отцов и детей».
На словах Ростов не любит русского мужика: “Он часто говаривал с досадой о какой-нибудь неудаче или беспорядке: «С нашим русским народом», — и воображал себе, что он терпеть не может мужика.
Но он всеми силами души любил этот наш русский народ и его быт, потому только понял и усвоил себе тот единственный путь и приём хозяйства, которые приносили хорошие результаты”.
Эта внешняя нелюбовь при настоящей, глубинной, — как она непохожа на показное “мужиколюбие” Павла Петровича Кирсанова из «Отцов и детей», который даже держит на столике серебряную пепельницу в форме лаптя.
Ни Пушкин, приветствовавший нововведения Онегина (“И раб судьбу благословил”), ни Тургенев не писали о любви мужиков к господам. Толстой решился и на это: “И, должно быть, потому, что Николай не позволял себе мысли о том, что он делает что-нибудь для других, для добродетели, — всё, что он делал, было плодотворно: состояние его быстро увеличивалось; соседние мужики приходили просить его, чтобы он купил их, и долго после его смерти в народе хранилась набожная память об его управлении. «Хозяин был… Наперёд мужицкое, а потом своё. Ну, и потачки не давал. Одно слово — хозяин!»” (Эпилог, ч. 1, гл. VII).
Он “простил” Николаю Ростову даже то, что либеральная мысль и словесность почитали неискупимым, неизбывным грехом, тягчайшим преступлением, — рукоприкладство по отношению к мужикам (точнее,
к управляющим из мужиков).
“Одно, что мучило Николая по отношению к его хозяйничанию, это была его вспыльчивость в соединении с старой гусарской привычкой давать волю рукам. В первое время он не видел в этом ничего предосудительного, но на второй год своей женитьбы его взгляд на такого рода расправы вдруг изменился.
Однажды летом из Богучарова был вызван староста обвиняемый в разных мошенничествах и неисправностях. Николай вышел к нему на крыльцо, и с первых ответов старосты в сенях послышались крики и удары.
—Эдакой наглый мерзавец, — говорил он, горячась при одном воспоминании. — Ну, сказал бы он мне, что был пьян, не видал… Да что с тобой, Мари? — вдруг спросил он” (Эпилог, ч. 1, гл. VIII).
Жена упрекает мужа в таких поступках. Не одобряет, конечно, и Толстой. Но Николай не всегда может сдержать себя, и автор не судит строго за это своего героя: “С тех пор, как только при объяснениях со старостами и приказчиками кровь бросалась ему в лицо и руки начинали сжиматься в кулаками, Николай вертел разбитый перстень на пальце и опускал глаза перед человеком, рассердившим его. Однако же раза два в год он забывался и тогда, придя к жене, признавался и опять давал обещание, что уже теперь это было в последний раз.
—Мари, ты, верно, меня презираешь? — говорил он ей. — Я стoю этого.
—Ты уйди, уйди поскорее, ежели чувствуешь себя не в силах удержаться, — с грустью говорила графиня Марья, стараясь утешить мужа” (Эпилог, ч. 1, гл. VIII).
Конечно, «Война и мир» — это отнюдь не просто запоздалая апология “старого барства”. Но понять роман Толстого без учёта противостояния автора влиятельной “либеральной” традиции в отечественной словесности невозможно. Иначе происходит неизменное упрощение смысла этого произведения и позиции его создателя.
Скачали данный реферат: Андрона, Sultanov, Вергун, Ягода, Tizengauzen, Lota, Irinej, Gusarov.
Последние просмотренные рефераты на тему: бесплатные решебники скачать, реферат по русскому языку, ценные бумаги реферат, сочинение язык.
Категории :
Источник: claw.ru