Гробницу одного из главных русских святых Русской Православной Церкви вернут в Александро-Невскую Лавру. В советские годы музейные работники буквально спасли духовную реликвию от уничтожения.
1. Александр Невский – средневековый русский князь и почитаемый святой
Святой Александр Невский. Фреска Архангельского собора Московского Кремля shakko (CC BY-SA 3.0)
Александр Невский (1220-1263) наиболее известен был своими успехами в борьбе с иноземными захватчиками, которые атаковали Русь с востока и запада. Он не проиграл ни одной битвы, и особенно памятна его победа князя над Ливонским орденом в Ледовом побоище в 1242 году. Вокруг Невского сложился героический ореол защитника Руси от врагов, который поддерживали даже в советское время – по заказу властей Сергей Эйзенштейн снял героическое полотно «Александр Невский».
Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев/Мосфильм,1938
Угрожали Невскому и татаро-монголы, бравшие с Руси дань и совершавшие набеги. По некоторым источникам, Александр вел переписку с Папой Римским и тот предлагал помощь в борьбе с татаро-монголами в обмен на подчинение Руси папскому престолу. Александр отказался и продолжил борьбу в одиночку – так он прослыл еще и защитником православия от Ватикана. Невский был причислен к лику святых в 1547 году.
Метастазирование раковых опухолей — как это происходит
2. Рака невского – одна из важнейших святынь в Русской Православной Церкви
Рака переводится как ковчег или гроб, и в христианской традиции принято хранить в подобных реликвариях мощи святых. (Слово произошло от латинского arca ). К ним верующие приходят поклониться и помолиться. Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии, наряду с мощами святого Сергия Радонежского .
«Малая» рака 1695 года, работы московского мастера Н. М. Пшеничного Testus (CC BY-SA 4.0)
Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. Согласно некоторым летописям, его останки чудесным образом уцелели во время пожара 1491 года, что и стало одной из предпосылок к канонизации. Стали ходить легенды о чудотворных качествах мощей Александра. В 1695 году в Москве для мощей создали новую позолоченную раку с обивкой из вишневого бархата, сохранившуюся до сих пор.
3. Петр I построил в Петербурге специальный монастырь для хранения мощей Александра
Рака в Александро-Невской лавре, литография 1890 года Общественное достояние
В 1703 году Петр I основал новую столицу для России – Санкт-Петербург и наряду со святым Петром «назначил» и святого Александра Невского святым покровителем города. Это объяснялось тем, что совсем неподалеку князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. В 1723 году Петр I повелел доставить раку из Владимира в Петербург, и специально для нее построил Александро-Невский монастырь (вскорости получивший статус Лавры).
4. Это не просто гроб, а целый монументальный комплекс
Гробница Александра Невского, 1910-е Общественное достояние
Что такое рак? | Бессмертные клетки HeLa | Просто об онкологии
В середине XVIII века при императрице Елизавете Петровне (дочери Петра I) была изготовлена новая рака для мощей святого князя. Ее выполнили в стиле монументальных католических реликвариев в помпезном стиле барокко. К работе привлекли лучших придворных художников и серебряных дел мастеров и на саркофаг ушло около 1500 кг серебра.
Непосредственно рака с мощами Эрмитаж
Работа представляет из себя пятиярусную пирамиду, на которой изображен сам Александр Невский и барельефы со сценами из его жизни. Также в ансамбль входят два пьедестала с военными трофеями и два подсвечника. Старую, малую, раку поместили внутрь новой.
Батальные барельефы на раке Эрмитаж
Рака была не только святыней для верующих, но и важной достопримечательностью города, на которую обращали внимание иностранные путешественники.
5. Раку вскрыли и передали в Эрмитаж в советское время
Демонтаж изголовья раки в 1922 году Общественное достояние
После революции, в 1922 году, в рамках антирелигиозной кампании и изъятия церковных ценностей гробницу Александра Невского публично вскрыли. Чиновники рассчитывали не только изъять драгоценности, но и развеять чудотворный ореол вокруг раки. Саму же серебряную конструкцию и вовсе хотели отправить на переплавку.
Вывоз из Александро-Невской лавры церковных ценностей (на фото малую раку достали из большой) Общественное достояние
Однако музейные работники убедили большевиков сохранить раку как памятник мирового художественного значения, и ее передали в Эрмитаж, где она и находилась в постоянной экспозиции с перерывом лишь на эвакуацию во время второй мировой войны. Сами мощи после революции были переданы в музей религии и атеизма, который располагался в Казанском соборе Петербурга, но в 1989 году возвращены в Александро-Невскую Лавру.
Монументальный комплекс гробницы Александра Невского в Эрмитаже Эрмитаж
О возвращении раки в лоно церкви впервые заговорили в 2000 году. Верующие считали публичное выставление святыни в музее глумлением.
Троицкий собор Александро-Невской Лавры Lion10 (CC BY-SA 4.0)
10 мая 2023 года Эрмитаж и Александро-Невская Лавра заключили договор о передаче мемориального комплекса гробницы Александра Невского в безвозмездное временное пользование на 49 лет с возможностью продления этого срока.
Источник: dzen.ru
Государственная гробница
10 мая 2023 года Государственный Эрмитаж и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра заключили договор о передаче мемориального комплекса гробницы Александра Невского в безвозмездное временное пользование. Государственный Эрмитаж передает памятник на 49 лет с возможностью продления этого срока. Документ утвержден и согласован Министерством культуры РФ и патриархом Московским и всея Руси. Гробница при этом остается государственной собственностью и частью Музейного фонда РФ. Комментирует Кира Долинина.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Монументальная серебряная гробница для мощей Александра Невского простояла в зале Эрмитажа сто лет
Фото: Государственный Эрмитаж
Гробница Александра Невского — ансамбль памятников, созданных по указу императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII века. В него входит саркофаг-рака (внутрь которого была помещена более старая рака с останками святого князя), многоярусная пирамида, украшенная рельефами, скульптурами и надписями (составленными Михаилом Ломоносовым), два постамента с декоративными трофеями и два подсвечника. На изготовление этого комплекса ушло около 1440 кг серебра. Гробница хранилась в Эрмитаже с 1922 года. Мощи Александра Невского были переданы РПЦ в 1989 году.
Надо признать, тех, кто следит за вот уже лет двадцать как обсуждаемой Церковью и Эрмитажем судьбой гробницы Александра Невского, новость не очень удивила. Еще в начале 2000-х вернуть раку в лавру требовали отдельные группы православных общественников. Они писали письма, им толком не отвечали.
Но в октябре 2012 года бывший тогда министром культуры Владимир Мединский вдруг изрек, что «для Эрмитажа будет изготовлена копия раки, а оригинал вернется в лавру, где ему и положено быть». В ноябре того же года ему пришлось свои слова забрать: «Ни о какой передаче раки церкви речь вообще не стоит», «мы говорим только о том, что надо изготовить копию раки А что будет с этой ракой потом — мы пока не знаем, и кому достанется копия, а кому — оригинал, мы пока даже не обсуждали. Пусть сначала копия станет реальностью».
Таким образом, вопрос был переведен в финансовую плоскость и был проговорен основной принцип уравновешивания интересов обеих сторон — изготовление копии. Эрмитаж между тем приступил к реставрации памятника.
Еще через год, в 2013-м, Михаил Пиотровский подтвердил, что по окончании реставрации музей будет готов приступить к изготовлению копии, только денег пока нет: «Нет пока православного мецената, который бы выделил деньги, а государство спрашивает нас, нельзя ли подешевле. Но настоятель Александро-Невской лавры прав: подешевле нельзя, нужно изготовить точную копию из серебра, которого, кстати, там не так много». Кому достанется оригинал, а кому копия, до нынешнего договора считалось более или менее очевидным: музей со своим имуществом, еле спасенным от переплавки большевиками в 1920-е годы, расставаться не собирался. И то правда — религиозный смысл этой барочной громадины исключительно в том, что она «соприкасалась» с мощами святого, а соприкоснувшееся со святыми мощами для верующего становится святыней. Умелый дипломат, Пиотровский в ответ на такое рассуждение отвечал, что ведь и копия, соприкоснувшись в лавре с теми же мощами, станет святыней.
В музее со временем стали поговаривать, что деньги на копию нашлись и работы начались. Официального сообщения об этом не было. Теперешний же договор означает одно: ситуация перевернулась ровно на 180 градусов. Михаилу Пиотровскому пришлось сдать этот бастион и сделать это с милой миной на лице: «Эрмитаж исходит из того, что в данный геополитический момент для судеб страны и социального мира в ней соединение мощей с гробницей на территории лавры приобретает особый смысл. Сегодня сакральное значение памятника важнее его художественной ценности».
В свое время появление раки в Зимнем дворце было не случайностью, но программным антирелигиозным жестом молодого советского государства. Правда, сами мощи, вскрытые в 1922 году, тащить в Эрмитаж все-таки не решились. Костные останки, уцелевшие в пожарах XIV и XVIIII веков, отправили в специальное антицерковное заведение — Государственный музей истории религии и атеизма (Казанский собор), откуда они и были благополучно возвращены церкви в свое время.
В Эрмитаже же опустевшая гробница проходила не по ведомству церковного искусства, а как символ величия русского народа. Память о славных победах князя, чрезвычайно важного в особые моменты истории России, через эту композицию, чуть ли не самую большую такого типа в Европе XVIII века, вписали в экспозицию как продолжение залов, повествующих о победах русского оружия в 1812 году. Великим произведением искусства эта рака не слыла, вызывая интерес прежде всего количеством серебра, которое на нее пошло. Другое дело, что, не будь она музейным экспонатом, переплавили бы ее большевики, как тонны иного церковного имущества. В 1929 году Эрмитажу, чтобы спасти ее, пришлось в обмен выдать из своих фондов в особую часть при Госфонде 6736 серебряных монет, 389 предметов церковной утвари, 3 изделия из золота, и все они принимались комиссией по весу как простой лом.
Но в сегодняшних условиях этому экспонату придается особое идеологическое значение. Директору Пиотровскому с его провозглашенным недавно чувством «острой социальной и исторической ответственности» пришлось найти объяснение: «Имея в виду сегодняшнюю геополитическую ситуацию и символическую роль святого Александра Невского как небесного покровителя российского воинства и отечественной дипломатии, заботясь об укреплении национального единства, Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры». В этой риторике слова о том, что церковь обязана хранить раку в строгом музейном режиме (в противном случае музей может расторгнуть договор в одностороннем порядке), кажутся почти лишними. «Троицу» Рублева в 2022 году уже чуть не угробили, рака явно будет покрепче и свои 49 лет по этому договору спокойно простоит в соборе.
- Газета «Коммерсантъ» №83/П от 15.05.2023, стр. 11
- Кира Долинина подписаться отписаться
- Все о выставках подписаться отписаться
- Выставки и музеи подписаться отписаться
- Деятельность Русской православной церкви (РПЦ) подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
filaretuos
Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего сорок три года. Он стал новгородским князем в шестнадцать лет, в двадцать победил шведов в битве на реке Неве, в двадцать два года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Александр Невский был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу за сохранение независимости русского народа; он вел переговоры с Папой римским, с Золотой Ордой, германскими государствами.
Александр Невский, фигура не ординарная для русской Истории. Церковь много веков почитает князя святым, но современные историки склонны обвинять его даже в предательстве интересах России. Герой Невской Битвы и Ледового побоища с немцами, шведами и литовцами. Вместе с тем князь выражал покорность Золотой Орде и князю Батыю. Почему?
Князь считал, что с врагами Запада можно воевать и их можно побеждать, но у разорённой и опустошённой в войнах России, нет средств воевать с Татарами, которые могут придти целым народом и вконец опустошить Россию. Александр Невский выбрал политику ожидания когда татары разделятся и перебьют друг друга, а до этого надо было смириться и признать верховную власть ханов, ездить к ним на поклон и платить дань.
В то время как два родных брата бросили вызов Орде, Александр Невский той же Ордой был поставлен Великим Князем Всея Руси. Князь должен был унижаться чтобы спасти родную землю от гибели и уговаривать русский народ не сопротивляться, а снести терпеливо иго и платить дань. В то время князю был только 31 год. Великим князем России Александр Невский пробыл 11 лет.
Князь рано умер, в неполных 43 года. Уже тогда, его современники, политику князя по отношению к монголо-татарам считали малодушной. Но Русь была не способна оказать сопротивление ханам. В Орде любили князя Александра, доверяли ему и это были самые спокойные годы нашествия на Русь.
Князь 4 раза ездил на поклон хану в Орду и умер по дороге возвращаясь домой из четвёртой поездки. Князь заболел простудой. Перед смертью он принял монашество с именем Алексий и даже схиму (символ ангельского образа).
Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл.
Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг.
1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя.
Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.
Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:
Святой и храбрый князь здесь телом почивает: Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо ПЕТРУ способствовал. Являя дщерь Его усердие святое, Сему защитнику воздвигла раку в честь От первого сребра, что недро ей земное Открыло, как на трон благоволила сесть.
К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.
Благоверному и Великому
Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ
Россов усердному, защитнику, презревшему прещение мучителя
Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.
В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».
«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».
Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты.
Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.
Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского — вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.
ОДНАКО ЕСТЬ И ДРУГАЯ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.
В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.
К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петербурге в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака — возможно, крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.
В 1919 году по инициативе одного из главных борцов с религией П.А.Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.
Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».
Красиков в ответ заявил что «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 году весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому — это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.
Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги. («Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10).
Эти бренные останки нескольких покойников были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.
Вот как об этом рассказывает документальное повествование:
Когда в Петрограде шли аресты членов Правления Общества православных приходов, когда забирали самых близких и надежных людей, самого митрополита Вениамина не трогали.
Стремительно разрасталась пустота вокруг владыки…
Ну, а 12 мая, в тот самый день, когда обновленцами был предпринят первый штурм патриаршей резиденции, в Петрограде, состоялось вскрытие мощей святого Александра Невского.
В полдень, в соборе Александро-Невской лавры собрались представители Петроисполкома, губкома, агитотдела, печати, общества археологических памятников старины и медицинской экспертизы.
«По данному распоряжению мастера подходят к раке и отвинчивают винты. Несколько человек снимают крышку и относят в сторону. Под крышкой стекло, его тоже снимают.
– Здесь темно, – говорит кто-то. – Надо выдвинуть к свету.
– Именно к свету, – повторяет другой с ударением на последнем слове…
Настоятель поднимает крышку гроба.
Там пусто. На дне лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посреди небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера.
Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все «мощи»…
Далее автор глумливого газетного отчета приводит смущенные объяснения пастырей, дескать, в 1491 году во Владимире был пожар, рака с мощами была в огне и удалось спасти только отдельные кости. Опять же и в 1723 году, когда Петр I приказал перенести мощи в Санкт-Петербург, их благополучно довезли до Шлиссельбурга и здесь оставили зимовать, но зимой павильон, где они хранились, сгорел, и мощи снова пострадали…
«Митрополит… – отмечает репортер, – как будто бы немного взволнован».
Собственно говоря, ради этой фразы мы и пересказывали издевательскую по своему тону статью.
Нет нужды доказывать здесь, что все произведенные в первые годы Советской власти вскрытия, ни в коей мере не опровергали святости мощей и их чудотворености. Церковь считает, что нетленность сохраняется в силу Господней воли ровно столько, сколько необходимо, чтобы засвидетельствовать святость Божьего угодника.
Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.
23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, после пожара вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.
Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей. Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку .
Самый грандиозный спектакль с псевдо-мощами разыгрался при Петре I, которому нужно было поднять статус новой столицы государства. Архимандрит Феодосий лично освидетельствует мощи. Больше года Петр раздумывает, как бы покрасивее обставить перенос раки, в которой вместо нетленных чудотворящих мощей — груда костей.
30 августа 1724 года раку с мощами перенесли на галеру, гребцами на которой были высшие государственные сановники. Петр занял место рулевого. На берегах Невы выстроились войска, столпился народ. Под артиллерийский салют и колокольный звон ковчег перенесли на берег.
Петр открыл раку с мощами ключом, посмотрел на них, потом закрыл и выбросил ключ в реку — чтобы никто другой больше не мог ее открыть. Это был финальный аккорд грандиозной мистификации. После такого убедительного аргумента в подлинности мощей мог сомневаться только самоубийца. А чтобы не провоцировать слухи, церковь перестала объявлять о происходящих от мощей Александра Ярославича чудесах.
Мощи святого благоверного князя Александра Невского возвращены в лаврский Троицкий собор в 1989 году. Вместо раки, экспонирующейся в Эрмитаже — скромный ящик, по виду из нержавейки. Народ подходит, преклоняется. Интересно, чему?
Сегодня части тела «Александра Невского» — одни из самых «популярных» реликвий РПЦ. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей и брендом «АН» поставлено РПЦ на поток. На сколько именно частей было расчленено прагматичными служителями культа тело покойного (или то, что выдают за его мощи), доподлинно неизвестно. Вполне возможно, что если бы удалось собрать все частицы мощей святого, то выяснилось, что они принадлежат даже не двум, а значительно большему количеству усопших. Впрочем, церковь такие условности никогда не смущали.
За кого же нас принимают господа из РПЦ и вступившие с ними в сговор представители власти?
Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский — один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.
Источник: filaretuos.livejournal.com