Серебряная скань что это

Зачастую ювелирные изделия в технике скани являются целостным произведением. Для нас же скань — это один из этапов рабочего процесса, некая основа будущего изделия. В посуде мы используем ажурную скань — в нее закладывается витражная эмаль. В окладах на иконы — напайная скань , которая затем покрывается горячей перегородчатой эмалью.

Благодаря скани, её ажурности, тонкости и легкости, мы можем очень аккуратно и художественно вывести рисунок или орнамент, передав все нюансы, которые задумал художник. При этом скань является тонкой, но прочной перегородкой в рисунке под эмаль.

Создание скани — это ручной труд, что для нашей мастерской является самым ценным и важным. Для полного понимания мы опишем процесс работы со сканью в мастерской.

Скань

В начале идет подготовительный процесс для создания самой скани. Ювелир расплавляет металл в специальной плавильной печи при температурах до 1 150°С, а затем заливает его словно огненную воду в изложницу, в которой несколько размеров форм. Металл практически моментально застывает, в итоге получаются брусочки, которые потом остужают холодной водой.

Серебряная Сюльгама или пуговица застежка 13 века Обзор Зернь скань и чернь 3 технологии прошлого.

Следующим шагом мастер прокатывает серебряный брусок через вальцы, постепенно достигая нужного диаметра проволоки. Затем, верными движениями рук, через алмазные фильерные глазки протягивается серебряная нить для драгоценного филигранного кружева. Из-за того, что отверстия фильерных досок постоянно сужаются, нить становится все тоньше и тоньше. Чтобы не порвать тонкую нить, мастер-ювелир периодически вынужден ее отжигать, снижая твердость металла.

Полученную проволоку ювелир свивает вдвое специальным инструментом — образуется рельефная структура. Свитую скань прокатывают в вальцах и вновь отжигают, отбеливают, промывают и сушат. Пройдя все эти этапы, мы подготовили скань для дальнейшей художественной работе.

Плавка металла

Далее наш процесс мы разделяем из-за разновидности скани – напайной и ажурной. В обоих случаях художником создается эскиз, прорабатывается форма, рисунок и общий замысел изделия. И здесь уже начинается работа художников-ювелиров.

Читайте также:
Концентрированная кислота реагирует с серебром

Ажурная скань

Для изделия с ажурной сканью выстукивается жестяная форма, по заданному эскизу, на которую наносится защитное покрытие. Измерительными инструментами очерчиваются контуры рисунка.

Заготовленную ранее скань ювелир нарезает ножницами по металлу и формирует, с помощью пинцета, бессчётное количество разнообразных завитков. Из завитков, выверенными движениями, пинцетом и клеем, выкладывается серебряное кружево, воплощая в жизнь задуманное художником. Когда рисунок полностью собран, ювелир подготавливает изделие к следующему этапу, скрепляя скань биндрой.

Завитки скани

На данном этапе сканной узор набран на жестяной форме и соединен клеем — если мы начнем паять изделие, то клей сгорит и вся скань рассыпется. Чтобы этого не произошло все места соединения узора посыпаем припоем. Затем мастер виртуозно огненным пламенем начинает соединять между собой серебряные завитки, внимательно присматривая за очень ответственным процессом и вовремя добавляя по необходимости припой. После завершения пайки изделие аккуратно высвобождается от формы. Части изделия также спаиваются между собой.

Серебряная Сюльгама или пуговица застежка 13 века Обзор Зернь скань и чернь 3 технологии прошлого

Ювелир отбеливает, промывает и высушивает полученную сканную основу, металл шлифуется. В итоге изделие передается художником-эмальерам для очень ответственного этапа. Одно неверное движение рук может привести к печальному результату – предыдущие труды мастеров могут оказаться напрасными.

Напайная скань

Напайная скань набирается на тонкой металлической основе, к которой она и будет припаиваться — в отличии от ажурной скани — там скань снимается с основы. По эскизу художник-ювелир начинает свивать сканной орнамент. Каждый завиток тщательно подбирается и формируется, чтобы сохранить линии и движения, заданные в эскизе. Мастер выверенными движениями рук с помощью пинцета и клея выкладывает филигранный рисунок.

Скань

Затем ювелир огненным пламенем соединяет воедино серебряные витиеватые переплетения с серебряной основой. Принцип пайки аналогичен с ажурной сканью. После изделие, а точнее части будущего изделия передаются в искусные руки эмальеров.

Таким образом в нашей мастерской создается сканное кружево. Как видно – это очень кропотливый, многодельный процесс. Благодаря тонкости и послушности скани мы можем очень изящно вывести рисунок или узор, сохранив все линии, заданные легкой рукой художника. Но здесь есть и другая сторона медали: ажурную филигрань также очень легко можно сжечь при пайки, и придется начать все сначала. Поэтому этот ювелирный труд нельзя осуществить на совесть без должного профессионализма и опыта.

Читайте также:
Что такое патинированное серебро

Основные инструменты ювелира в работе со сканью: ювелирный пинцет и ножницы по металлу.

Источник: www.chrysolit.ru

Серебряная чернь и серебряная скань

Во второй половине XVIII — XIX веке изделия из серебра выпускались в исторически сложившихся центрах обработки металла, таких как город Великий Устюг, село Красное на Волге, село Павлово на Оке, уральские мануфактуры Демидовых и Осокиных. В советское время традиции народных промыслов поддерживались работами известных художников ювелирных заводов „Северная чернь» и „Красносельский ювелир».

Великоустюжская чернь

В качестве востребованных серебряных предметов преобладали серебряные табакерки, браслеты, кубки и шкатулки, узор на которых выполнялся способом чернения по серебру. Им издавна владели мастера Великого Устюга. Они разработали свой секрет состава черни и создали оригинальный стиль местного ювелирного искусства.

Табакерки. Конец XVIII-начало XIX века. Великий Устюг

Табакерка. Серебро. 1794. Великий Устюг
Табакерка. Серебро. 1847. Великий Устюг
Государственный Русский музей

Среди черневых изделий устюгских ювелиров выделяется круглая табакерка с изображением на крышке карты Вологодского наместничества. На дне ее размещен текст с подробными статистическими данными об этом крае, на боковых стенках в четырех фигурных картушах — гербы городов. Табакерка датирована 1794 г. и принадлежит к числу самых ранних изделий подобного характера.

Изображение географической карты, четкие контуры извилистых рек, миниатюрных строений, гербы городов и надписи придают произведению особую значительность. Мастерство владения различными техническими приемами сказалось в сочетании углубленного „оброном» края с золоченым фоном, на котором выделяются плоскостный черневой узор и четкая штриховка. Декоративный узор подчеркивает устойчивость и вместе с тем легкость и строгость формы предмета, что соответствует стилю времени — классицизму. Имя мастера, выполнившего табакерку, нам не известно. Возможно, это был Иван Жилин, неоднократно создававший такие изделия.

На крышке другой табакерки — памятник Петру I в Петербурге. Трактовка изображения Медного всадника очень индивидуальна. В ней мастер по-своему интерпретирует печатную гравюру.

Читайте также:
Кто главный редактор серебряного дождя

В.А.Якушева-Угловская. Шкатулка. Е.П.Шильниковский. Пудреница. XX век

В.А.Якушева-Угловская. Шкатулка «Цветы». 1960. Великий Устюг
Е.П.Шильниковский. Пудреница «Великий Устюг». 1957. Великий Устюг
Государственный Русский музей

Одним из самых любимых изображений у местных мастеров не только прошлого, но и современных была панорама родного города. Пудреница „Великий Устюг», выполненная заслуженным деятелем искусств РСФСР Е. П. Шильниковским, относится к числу наиболее совершенных его произведений. На ней традиционное изображение панорамы Великого Устюга со стороны реки Сухоны.

Е.Ф. Тропина. Чарочки. Великий Устюг. XX век

Е.Ф.Тропина. Чарочка «Великий Устюг». 1967. Великий Устюг
Е.Ф.Тропина. Чарочка. 1971. Великий Устюг
Государственный Русский музей

Иное решение получил этот мотив в творчестве заслуженной художницы РСФСР Е. Ф. Тропиной. На чарочке „Великий Устюг» она использует позолоту, покрывает ее рельефной штриховкой, что придает черневому узору большую выразительность.

Обращаясь к традициям многих устюгских мастеров-ювелиров XVIII в., художники фабрики „Северная чернь» разработали новые приемы орнаментации. Серебристый узор из цветов и листьев мерцает на бархатистом черневом фоне шкатулки В.А.Якушевой-Угловской „Цветы».

Красносельская скань

Образ весны, обновления природы воплотил в декоративной вазе „Весна» заслуженный художник РСФСР П.И. Чулков. Он потомственный мастер другого известного центра ювелирного искусства — села Красное на Волге. Ваза выполнена из сложно перевитых металлических нитей.

П.И.Чулков. Ваза Весна. XX век. Красное на Волге

П.И.Чулков. Ваза «Весна». 1974. Красное Костромской обл.
Государственный Русский музей

П.И.Чулков. Ваза Весна. Деталь. XX век. Красное на Волге

П.И.Чулков. Ваза «Весна». Деталь. 1974. Красное Костромской обл.
Государственный Русский музей

Такая техника называется филигранью или ювелирной сканью (от слова „скать» свивать). Узор вазы Чулкова создан из густосплетенных цветов, трав и листьев. Они образуют своеобразную округлую форму вазы, напоминающую луковицу. Непрерывный узор вьется снизу вверх и переходит в узкое горло. В четком ажурном плетении легко читается рисунок, в котором традиционная техника скани дополнена вкраплением металлических шариков зерни.

В уникальных произведениях художников традиционных народных промыслов обработки металла сохраняются и развиваются давние приемы мастерства, художественные принципы местного искусства, создаются изделия, созвучные новому времени.

Н. С. Григорьева

Литература:
• Н.С. Григорьева. Художественная обработка металлов — В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
• М.М. Постникова-Лосева. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI — Х1Хвв. М., 1974.
• Т.Г. Гольдберг. Черневое серебро Великого Устюга. М., 1952.

Читайте также:
Самая редкая проба серебра

Источник: oldchest.ru

Скань, филигрань, финифть.

Звание «Ювелирная столица России» обязывает. В центре Костромы буквально в 100 метрах друг от друга расположились сразу два музея ювелирного искусства: частный музей «Аметист» на Советской, 7 и музей от Алмаз-Холдинга (Красносельский Ювелирпром) на Чайковского, 11. Наш главный редактор Ольга Кулейкина, будучи в Костроме, заглянула в оба и сравнила впечатления.

«Аметист»: история, студенты и много выставок

Адрес: Советская, 7

Музей ювелирного искусства «Аметист», по информации на сайте, был основан несколько лет назад предпринимателем Андреем Смирновым, а руководит им Денис Иванцов — благодаря которому это место можно найти во всех соцсетях. Музей явно находится в родственных отношениях с расположенный правее одноименным ювелирным магазином (на входе мне предложили там скидку), но живет при этом своей отдельной и немного таинственной жизнью. Все увидите на снимках!

Чтобы попасть в музей, нужно спуститься по узкой лестнице в подвал основательного здания 18 века. Оправившись от легкого испуга)) (в конце лестницы гостей встречает фигура «ювелира из прошлого» в полный рост), я оценила обстановку — и увиденное впечатлило: низкие сводчатые кирпичные потолки, как в пещере, и при этом — современное освещение, красивые витрины и даже экран с трансляцией передачи о костромских ювелирах.

Экспозиция музея наполнена произведения из истории ювелирного искусства Костромы и окрестностей, работами в традиционных техниках (любимая Костромскими ювелирами скань, конечно, вне конкуренции), и работами студентов и преподавателей знаменитого училища КУХОМ. Еще одна особенность «Аметиста» — насыщенная выставочная программа. Практически постоянно в нем демонстрируются тематические экспозиции. Например, на момент написания обзора в нем можно посмотреть персональную выставку ярославских ювелиров Колесниковых «Идеальная брошь» (наш анонс).

Исторические экспонаты своего региона — настоящая изюминка музея. Чего только стоит «песня ювелиров-кустарей», или украшения, найденные на раскопках. И конечно, на почетном месте расположился сам аметист — друза минерала, которую надо обязательно погладить, иначе из подвала не выпустят (шутка).

Читайте также:
В каких городах России добывают серебро

Ну а сейчас — просто посмотрите фото представленных работ. Я не могла оторваться от филигранных узоров — особенно у реальных, «носибельных» украшений с цветными камнями.

Красное-на-Волге

Почем золото — бриллианты?

Из Костромы мы выехали в поселок Красное-на-Волге с целью посетить один любопытный небольшой музей.

Всего ничего ехать — 35 км. Торопились, успели! Музей еще работал.

Координаты центра поселка: 57°30’32.0″N 41°14’20.1″E

Музей ювелирного и народно-прикладного искусства

Адрес музея: пос. Красное-на-Волге, ул. Советская, 49а

Естественно, музей, в который мы так стремились — Музей ювелирного и народно-прикладного искусства. С какой любовью работники музея рассказывали нам о истории этого промысла!

Лестница в музее — хороша!

Эта работа — гордость музея:

Основную известность Красное-на-Волге получило как центр ювелирного промысла. Уже в конце XIX века продукция Красносельских ювелирных мастеров встречалась на всех крупных ярмарках России. Основной ассортимент ювелиров был ориентирован на представителей небогатых слоев населения. Делали в основном недорогие серебряные и золотые украшения, крестики, образа.

Ювелирный промысел был развит и в близлежащих деревнях, причём каждая ориентировалась на определённый вид изделий. Не гнушались делать украшения из меди для совсем небогатых потребителей.

Красносельская скань

В 1904 году была основана Художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела, положившая начало выработке техники «красносельской скани». Дальнейшее развитие промысел получил в промышленных масштабах с образованием Красносельского ювелирного завода.

Сканно-филигранная техника — это тонкая работа, украшения и предметы декоративно-прикладного искусства создаются из медной, мельхиоровой, золотой или серебряной проволоки. Филигранные изделия (изделия, выполненные в технике филиграни) изготовлены вручную из тонкой проволоки — скани — образующей сложные кружевные узоры, плоские и объемные формы.

Еще в музее часто проводят выставки художников — выпускников ремесленного училища:

С самом музее ювелирных украшений немного, основной акцент сделан на художественно-технологическую часть промысла.

А вот эта миниатюра — просто супер! Все предметы на столе: чашки, ложечки, всё выполнено раздельными предметами. В детстве бы увидела такой микро кукольный комплект — года три бы только о нём и думала

Источник: jewel-spb.ru

Рейтинг
Загрузка ...