Серебряное кружево как называется

«Филигранная работа» — так принято говорить о чём-то, что выполнено с большим мастерством, тщательно и с вниманием к деталям. А отсылает это прилагательное к названию промысла, который до сих пор сохранился на территории Нижегородской области, — казаковской филиграни.

Рассказываем об особенностях этого вида художественной обработки металла.

Фото: АО «Казаковское предприятие художественных изделий»

Что значит филигрань

Слово филигрань восходит к латинскому filum «нить» и granum «зерно». В России распространено и ещё одно название — скань, уже от древнерусского глагола съкати — «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей». Так называют особую технику обработки металла — скручивание тончайшей проволоки.

Филигранные изделия представлены в том числе в магазинах «Нижний 800». Фото: store.nizhny800.ru

Центр филиграни — село Казаково

Считается, что тонкую работу придумали в Египте, но уже в IX веке техника скани попала на русскую землю. Сегодня производство в селе Казаково Вачского района Нижегородской области — один из центров российской филиграни наряду с Павловым и Костромой. Казаковская артель появилась в 1939 году. Приемником её традиций стало АО «Казаковское предприятие художественных изделий».

Салфетка арт кружево крючком

В селе в 2014 году даже установили памятник подстаканнику в филигранной технике.

Символом Новогодней столицы России в 2022 году стала снежинка, отсылающая к казаковской филиграни

От подстаканников до короны для мисс

Нижегородские специалисты наладили изготовление востребованных изделий: подстаканники, шкатулки, игольницы, корзиночки-конфетницы. Все эти изделия выполняются только вручную. Работа мастера может сравниться с неповторимыми морозными узорами на окнах.

Нижегородская филигрань обрела свои стилистические особенности. Изделия отличаются чистотой линий и изящной тонкостью исполнения даже мельчайших элементов. Здесь нет металлической основы, а среди узоров — вытянутые лепестки и отходящие от них «побеги» в виде спиралей. Промежутки между конструктивными деталями заполняются мелкими завитками. Казаковские филигранные изделия выпускаются ажурными, сквозными.

Дарья Луконькина — победительница конкурса «Мисс Нижний Новгород — 2022» в короне, выполненной в технике казаковской филиграни

Изготовление изделия начинается с выполнения рисунка художником на бумаге. После узор набирается пинцетом из гладкой или скрученной в жгутик проволоки.

В 2022 году Нижний Новгород был Новогодней столицей России. Символом праздника тогда стала снежинка, выполненная в технике казаковской филиграни. В такой же технике сделали корону Мисс Нижний Новгород — 2022, обладательницей которой стала Дарья Луконькина.

Читайте также:
Серебряный кошелек для монет

Фото: Администрация Вачского муниципального округа

Прямо сейчас казаковская филигрань участвует в конкурсе Russian Traveler Awards. Она представлена в номинации «Народный промысел». Поддержать серебряное кружево Нижегородской области можно до 31 октября 2023 года. Голосовать на сайте можно ежедневно.

С чем и как носить кружево

Пишите в комментариях, знали ли вы об этом промысле? А может быть, у вас дома есть изделие в технике казаковской филиграни?

Подписывайтесь на наш дзен-канал, чтобы не пропустить новые материалы! И не забудьте поддержать статью.

Источник: dzen.ru

Сканое серебряное кружево

Кострому часто считают ювелирной столицей России. Свою славу город получил за неординарные серебряные ювелирные украшения – кружевную скань. Техника скань – это создание ажурных узоров из металлических нитей. В XVIII-IX веке село Красное стало центром ювелирного производства Костромских земель. Сплетенные из тончайшего кружева железных нитей ювелирные украшения из серебра мастера предлагают и сегодня.

История

Первое письменное упоминание о мастерах-серебряниках, работающих в Костроме, найдено в Казанской переписной книге за 1565–1568 годы. Поэтому зарождение промысла можно отнести к XVI веку. Ценителем скани был боярский род Годуновых, в их вотчине, селе Красное-на-Волге Костромской губернии, сложился промысел серебряных изделий в технике скани.

В конце XIX века село Красное становится крупным центром ювелирно-металлического промысла. В XX веке красносельские кустари стали объединяться в артели. Примерно с 30-х годов XX века главное место в искусстве красносельцев заняла скань. В поисках собственного стиля мастера разрабатывали оригинальные сканные элементы — «колечки», «скобки», «огурчики» и др.

Сейчас мастера ювелирного искусства работают в ОАО «Красосельский ювелирпром».

Состояние

Ювелирная техника скань — это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Другое название этой ювелирной техники — «филигрань».

Читайте также:
Как заработать много серебра в аватарии на телефоне

Эскиз будущего изделия делают на бумаге в натуральную величину. По орнаменту выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки. Затем по рисунку выкладывается и приклеивается мозаика — так называемые сканные узоры — из ряда мелких деталей. Формы деталей могут быть самыми разными: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки.

Каждый из элементов выгибается согласно эскизу пальцами или пинцетом. После того как элемент полностью совпадет с нарисованным, его отрезают ювелирными ножницами, смазывают клеем и приклеивают на рисунок, замещая изготовленным элементом нарисованный на бумаге узор.

Детали посыпают припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаивают. Изделия с многослойным сканным рисунком проходит несколько процессов пайки. При этом каждый слой сканного рисунка создается при различных температурных и временных режимах, чтобы не прожечь предыдущий слой. Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют вручную. После серебрения с помощью и закрепки вставок из поделочных камней или стекла изделие наконец готово.

Изделия Красносельской ювелирной фабрики были отмечены дипломами и медалями российских и зарубежных выставко. Коллекции изделий фабрики хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Костромском областном краеведческом музее.

«Фантастика!» – так оценил Владимир Путин работу мастеров-ювелиров ОАО «Красносельский Ювелирпром» в 2005 году.

Впечатления

Коллекции старинной скани можно посмотреть в Красносельском музее ювелирного и народно-прикладного искусства. Проводятся экскурсии и мастер-классы. Сканные изделия можно приобрести в специализированных магазинах, а также в сувенирных и ювелирных магазинах и через Интернет-магазин.

Источник: livingheritage.ru

Золото-серебряное кружево XVII-начала XX в.

На протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа. Коллекция золото-серебряного кружева Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывает около 150 единиц хранения. В нее входят образцы мерного кружева и предметы церковного культа, в декоративном убранстве которых наряду с золотным и жемчужным шитьем немалую роль играло кружево, плетенное из золотных и серебряных нитей. Часть коллекции составляют вклады в Троице-Сергиев монастырь.

Читайте также:
Узоры из мелких золотых или серебряных зерен

Золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы. На всем протяжении XVII и в первой половине XVIII века кружево ввозилось в Россию в больших количествах, причем не только готовые изделия, но и высококачественные золотные и серебряные нити, которые использовались мастерицами в шитье и кружевоплетении. Любовь к золото-серебряному кружеву и его широкое распространение на Руси, особенно в XVII веке, объясняется прежде всего тем, что оно по своим декоративным качествам прекрасно гармонировало с крупноузорными тяжелыми тканями, бытовавшими в то время, со свободным покроем одежд и с великолепным жемчужным и золотным шитьем, достигшим расцвета в XVII столетии. Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье, облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт.

О том, насколько широко золото-серебряное кружево применялось в церковном обиходе, свидетельствуют Описи Троице-Сергиева монастыря XVII— начала XX века. Так, в самой ранней из сохранившихся монастырской Описи 1641 года значится 15 произведений с кружевом, в том числе находившиеся в ризнице «четыре покрова бархат червчат гладкой, а на них кресты низаны жемчугом кафимским в одну прядь, а около жемчугу веревочка делана канителью. По краям нашиты кружева золотные плетены. Дача царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси». В Описи 1735 года упомянуто около 30 произведений с кружевом, в Описи 1756 года — более 50 и т.д.

Центрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились талантливые мастерицы. Самые ранние из произведений золото-серебряного кружева в собрании музея относятся ко второй половине — концу XVII века. Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана — типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия. Наиболее характерны эти мотивы для кружева фламандского типа. Кружево с изображениями гвоздики и тюльпана составляет одну из основных групп узоров в собрании музея.

Наиболее полно в собрании музея представлены образцы кружева XVIII века. Конкретными данными о центрах золото-серебряного кружевоплетения того времени мы, к сожалению, не располагаем. Можно лишь предполагать, что этим промыслом продолжали заниматься в царских мастерских, женских монастырях и купеческих семьях.

Читайте также:
Серебряная вода духи отзывы

В XVIII веке в связи с распространением европейского костюма золото-серебряное кружево начинает постепенно исчезать из дворянского быта, а во второй половине столетия полностью вытесняется очень модным в Европе тонким нитяным кружевом. Однако в это же время золото-серебряное кружево широко используется в украшении предметов церковного обихода.

Мотивы гвоздики и тюльпана встречаться в кружевах с XVIII века, как например, на фелони малиновой парчи с крупным серебристым цветочным узором. В начале XVIII века возникают и развиваются различные композиции русского аграманта. Наиболее характерными для аграманта первой половины XVIII века были растительно-геометрические орнаменты. Такие орнаментальные элементы, как «вилюшка», зубцы-фестоны, «сетка», веерообразные мотивы получили дальнейшее развитие в нитяном кружевоплетении XVIII—XIX веков.

Растительно-геометрические орнаменты второй половины — конца XVIII века отличаются предельной композиционной насыщенностью, но в то же время строгой ритмичностью и ясностью построения. С середины ХVIII века в золото-серебряное кружево стала добавляться цветная бить (синяя, красная, зеленая), что значительно повысило декоративный эффект.

Этот прием характерен только для русского металлического кружевоплетения с его стремлением к красочности. Появляется так называемое кружево-сетка. Как например сулок среброзолочёной сетки с монограммой митрополита Платона. По краям сулка идёт серебристая бахрома.

Особую группу в собрании музея составляет кружево XVIII века западно-европейского происхождения, получившее в России название «подышпаны» (или «подишпаны») от французского «point d’Espagne». Стоившее очень дорого, это кружево было доступно только представителям привилегированных сословий, в среде которых пользовалось большой популярностью. «Подышпаны» представляют собой кружево-гипюр, выполненное из очень тонкого золотного, серебряного шнурка либо пряденой нити в сцепной технике. Предназначались они, как правило, для украшения женских платьев и шляпок, мужских камзолов.

В собрании музея с отделкой «подышпанами» представлены исключительно предметы церковного обихода. Оно украшает пелену красного атласа с жемчужным Голгофским крестом и орнаментальной каймой, вложенную в Троице-Сергиев монастырь в 1638 году по думном дьяке И.Т.Грамотине. Кружево, пришитое, вероятно, в первой половине XVIII века, не нарушило композиционной целостности произведения. Кружевом-гипюром обшит также представленный покровец европейского шитья из розового атласа.

Ризы и стихари с французскими «подышпанами» в середине XVIII века хранились в архимандричьей ризнице Троице-Сергиева монастыря. Там же находилась и сохранившаяся до наших дней парчовая палица, украшенная кружевом аналогичного типа с узором, состоящим из тонкого волокнистого стебля с отходящими от него четырехлепестковыми цветами.

Читайте также:
Неделя длинная серебряный кот ест когда синее встретится с желтым на западе

В XVIII веке золото-серебряное кружево активно проникает в народный быт. В коллекции музея имеется два произведения народного искусства конца XVIII— начала XIX века с золотным кружевом. В 1842 году генеральшей Глазовой были вложены в Троице-Сергиев монастырь воздух и два покровца золотной сетки, положенной на подкладку лилового шелка. Большинство произведений из сетки в собрании музея датируется XIX веком, среди них нередки целые комплекты предметов церковного культа.

В XIX веке очень популярной становится вышивка крестом, гладью, разноцветной синелью. Нередко сочетание этих техник с золото-серебряными сетками. Так, игуменьей Спасобородинского монастыря Марией Тучковой были вложены в Троице-Сергиев монастырь воздух и два покровца, у которых по золотной сетке из крупных ячеек четырехугольной формы яркой красной, зеленой и синей синелью вышит цветочный узор.

В XVIII—XIX веках в Западной Европе и России большой популярностью пользовались выплетавшиеся из шелковых нитей блонды. Их главная особенность заключалась в контрасте очень тонкого тюлевого фона и массивного узора. Нередко в него вплетались золотные или серебряные нити, придававшие кружеву неповторимое изящество. В коллекции музея хранится только два образца «золотных» блондов, которые можно предположительно датировать серединой XIX века. Один из них — кружевной край, служащий отделкой бархатной фелони начала XX века, происходящей из Оптиной Пустыни.

Следует особо остановиться на золото-серебряном кружевоплетении XIX— начала XX века — последнего периода в истории этого вида искусства. Едва ли не единственной сферой его применения в то время оставался церковный и крестьянский быт. Искусством металлического кружевоплетения в XIX — начале XX века по традиции занимались в женских монастырях.

Концом XIX — началом XX века датируются пелена и покровец серого шелка с живописным узором роз и серебряным кружевом, вложенные хотьковской игуменьей Сергией. В 1903 году в Троице-Сергиев монастырь поступили пелена и покровец серебристого глазета с вышивкой разноцветным шелком и узким золотным краем с узором в виде фестончиков.

Источник: museum-sp.ru

Рейтинг
Загрузка ...