Мэри Элизабет Мэйпс Додж (англ. Mary Elizabeth Mapes Dodge; 1838 — 1905) — американская писательница и издатель книг для детей.
«Святой Николай» – образец журнала для детского чтения
Мэри Мейпс Додж (1831–1905) – американская детская писательница и издатель, известна русскому читателю главным образом по повести «Серебряные коньки». А вот ее общественная и профессиональная деятельность у нас в стране почти неизвестна, и это большое упущение. Более тридцати лет эта маленькая энергичная женщина занималась мужским делом – с 1873 по 1905 год она издавала один из самых успешных детских журналов по обе стороны океана – знаменитый журнал «Святой Николай» ( « St. Nicholas» ).
У Мэри Додж была способность видеть потенциал и вдохновлять людей на творчество. Ей удавалось сохранять в своих стихах и прозе дух праздника в сочетании с мягким юмором, радостью познания. Она умела видеть в других таланты и умела восхищаться ими, была отзывчивой и доверчивой, как будто и не занималась всю жизнь издательским делом, которое требует от человека чрезвычайного упорства и честолюбия.
Серебряные коньки (фильм 2021)
Чтобы понять масштабы ее деятельности, скажем, что тираж «Святого Николая» доходил до 70 000 экземпляров. Для сравнения, один из самых известных российских журналов «Отечественные записки», который в 1870-е годы издавал Николай Некрасов, выходил тиражом от 2000 до 8000 экземпляров.
Журнал «St. Nicholas», 1888 г. На обложке указано имя Мэри Мейпс Додж
Ей удалось привлечь к своему изданию выдающихся писателей своего времени и, мало того, убедить их творить для детей. Среди авторов «Святого Николая» были такие писатели, как Роберт Стивенсон, Марк Твен, Луиза Олкотт, Теннисон, Брет Гарт и многие другие. Однажды Киплинг, беседуя с Мэри Додж, разоткровенничался и принялся рассказывать ей об индийских джунглях.
Она попросила его записать эти истории для «Святого Николая». До этого Киплинг для детей не писал, но он очень постарался. И в результате на свет появилась «Книга джунглей», удостоенная Нобелевской премии 1907 года.
Книга, обязанная своим появлением знакомству Р. Киплинга с Мэри Додж.
Успех «Святого Николая» вдохновил многих русских издателей выпускать журналы для детей на русском языке – «Задушевное слово», «Родник», «Юный читатель» и другие. У каждого из них была своя изюминка, и все же многие приемы и целые разделы были заимствованы из «Святого Николая». Уровень этого издания был настолько высоким, что практически все публиковавшиеся в нем произведения неоднократно переводились на русский язык и превратились в классические произведения детской литературы. Лучшие из них вы найдете в собраниях издательства «ЭНАС-КНИГА».
Не было бы счастья.
Мэри Додж родилась в 1831 году в Нью-Йорке в семье ученого, профессора химии, получила домашнее образование: изучала английский, французский и латынь, музыку, рисование. В 1851 году вышла замуж за успешного адвоката Уильяма Доджа и родила двух сыновей. О писательстве она тогда даже не помышляла. Однако ее семейное счастье продлилось недолго.
В 1857 году ее муж оказался замешанным в какие-то темные махинации и бежал, оставив семью. Через месяц его тело было найдено со следами насильственной смерти, и вдова с детьми была вынуждена вернуться под кров своего отца.
Она не могла позволить себе сидеть сложа руки и поставила цель – дать детям достойное образование, поэтому и начала писать. Самой крупной ее работой стала повесть «Серебряные коньки». Кроме того, она написала ряд неплохих рассказов и стихов. Плодотворной писательницей ее назвать нельзя, потому что очень скоро отец привлек ее к издательской деятельности. Она помогала ему выпускать два специализированных журнала и постепенно становилась профессионалом.
К 1870 году она приняла на себя обязанности помощника редактора в еженедельной газете «Семейный очаг и дом». Мэри Додж хорошо соответствовала должности, так что скоро тираж этого издания значительно увеличился. Владельцы компании предложили бизнес-проект «специально под нее».
К этому времени оба ее сына уже учились в колледже, причем настолько усердно, что у старшего даже пошатнулось здоровье. Воспользовавшись моментом, Мэри Додж взяла продолжительный отпуск и вместе с сыном уехала в Европу. Целый год она методично продумывала рубрики и разделы будущего журнала, любовно собирала материал для первого выпуска. И когда журнал вышел в свет, он моментально приобрел широкую известность. Через год главный ее конкурент, журнал «Наша молодежь», попросился к ней под крыло и предложил слияние.
Кресло главного редактора «Святого Николая» Мэри Додж занимала до самой смерти в 1905 году. Можно сказать, что она была «повитухой» мировой детской литературы, и это вполне закономерно. Современники и коллеги вспоминали о ней так: «Даже в пасмурный, сумрачный день, когда Мэри Додж входила в комнату, казалось, что выглянуло солнце».
Почему действие повести «Серебряные коньки» происходит в Голландии
В данном издании использованы иллюстрации Теофила Шулера к одному из первых изданий книги. Серия «Книги на все времена»
Повесть «Серебряные коньки» вышла в свет в 1865 году. Только что закончилась гражданская война в Соединенных Штатах. В американском обществе шли споры, как жить дальше. Мэри Додж была горячей республиканкой. На ее взгляды большое влияние оказал известный историк и дипломат Джон Мотли, который в 1856 году опубликовал труд «Расцвет Республики Соединенных провинций Нидерландов».
По понятным причинам, эта книга была адресована американским читателям, хотя и рассказывала об истории Голландии. Это был не столько исторический очерк, сколько политическая декларация. Автор подробно осветил причины небывалого экономического подъема Голландии с 1581 по 1795 годы, впоследствии названного «золотым веком». Он связывал их с республиканским устройством страны, со свободой вероисповедания, предпринимательства и торговли. Мэри Додж была очарована этой книгой.
Она вставляет в повесть известную легенду о голландском мальчике, который обнаружил небольшую течь в плотине, и, чтобы остановить ее, пожертвовал собой. Этот образ для Мэри Додж и есть символ истинной демократии, которую она воспринимала как личную ответственность каждого за всех. «В этом мальчугане воплотился дух всей страны. Где бы ни образовалась течь, миллионы пальцев будут готовы остановить ее любой ценой».
Еще одним источником для сведений о Голландии послужили для нее подробные географические справочники Бедекера и Муррея. В середине XIX века эти издания, рассказывающие о разных странах, были очень популярными. Конечно, Мэри Додж была с ними хорошо знакома. Ей удалось удачно интегрировать в сентиментальный сюжет страноведческую информацию.
Надо сказать, что повесть «Серебряные коньки» не была первым гибридом художественного и научно-популярного издания. Одной из первых таких книг был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», который называют путеводителем по столице Франции. Справочниками Бедекера и Муррея пользовались Жюль Верн, Роберт Баллантайн и другие писатели.
Одна из самых знаменитых книг такого типа – «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф. В русской традиции в таком жанре писал известный путешественник Николай Каразин («С Севера на Юг. Путевые воспоминания старого журавля»).
Мэри Додж считала, что гражданская война в США доказала верность республиканского устройства, и ей хотелось поделиться своими впечатлениями с маленькими читателями, ведь она рассматривала детство как важнейший подготовительный этап взрослой жизни. Так появилась идея повести «Серебряные коньки».
Ей хотелось познакомить детей с далекой и прекрасной страной, где живут трудолюбивые и добрые люди, рассказать о голландской истории, искусстве, географии и обычаях. Поведать о том, как работают голландские плотины и шлюзы; как местные крестьяне борются с песочными дюнами, которые без конца «наплывают» на плодородные земли; о чудесных тюльпанах и ветряных мельницах; о том, как возникло книгопечатание в Голландии; и даже о том, кто первый придумал солить селедку. Помимо занимательного сюжета повесть «Серебряные коньки», несомненно, выполняет просветительскую функцию. Информация подана в такой занимательной и обобщенной форме, что по прочтении кажется, будто лично там побывал.
«Серебряные коньки» – чудесная рождественская история
Радостное настроение солнечного морозного дня, детское ожидание волшебства живут в этой святочной истории, случившейся перед днем Святого Николая.
В первой главе, рисуя пасторальную картинку катания детей на замерзшем канале, Мэри Додж знакомит читателя с героями. На реке катается дочь бургомистра в дорогих мехах и широком бархатном пальто, рядом с ней – хорошенькая крестьянка, и еще не меньше десятка других детей. Несмотря на разное общественное положение, дети знакомы друг с другом и даже посещают одну школу. Беднее всех – Ханс и Гретель Бринкеры. Вместо коньков они привязывают к обуви палочки и так катаются.
Источник: dzen.ru
Серебряные коньки
Действие повести «Серебряные коньки» происходит в Голландии XIX века накануне Рождества, когда в воздухе пахнет волшебством и зачастую происходят самые невероятные события. В маленьком городке Бруке намечаются состязания юных конькобежцев. Победитель получит серебряные коньки — вожделенный приз для всех участников доброй Хильды и благородного Питера, заносчивого Карла и легкомысленной красавицы Катринки. Но больше всех о новых коньках мечтают дети бедняков Бринкеров, Ханс и Гретель, чей отец 10 лет назад упал с плотины и стал калекой.
7,8 (59 оценок)
Купить книгу Серебряные коньки, Мери Мейпс Додж
Интересные факты
Цитаты из книги
•
Лед такой гладкий и так приятно скользить по нему, что решительно все равно, где лежит Голландия – на Северном полюсе или на экваторе. И к чему ломать себе голову над инерцией и силой тяготения, когда все дело в том, чтобы избежать толчков и перегнать товарищей!
•
Не будем говорить о деньгах. Плату я могу получить где угодно, а благодарность встречается редко.
•
Помни, дочка, когда у тебя самой будет муж — хотя до этого, может быть, ещё далеко,— помни, что тебе не удастся им верховодить, если ты станешь ему перечить.
•
Привыкнув к роскоши, мы с трудом переносим лишения, которые раньше терпели легко.
С этой книгой читают:
Упоминание книги:
- Интересные книги на декабрь 2014 Подборки
- Детские книги для уютных зимних вечеров Подборки
- Книги для уютных зимних вечеров Подборки
- Новый год и Рождество Подборки
написал(а) рецензию 23 мая 2023 10:38
Оценка книге:
Серебряные коньки Мери Мейпс Додж
Ну, собственно, это книга с простым, добрым сюжетом, правда минусом пошел нудноватый слог, который умерил интерес к чтению произведения. Да и само большее ожидание, когда берешь прозу, которая у всех на слуху, не оправдалось в должной мере. Не спорю, книга получилась позитивной, где показано великодушие и самопожертвование, но она была довольно предсказуема, практически без юмора, что в сравнении с той же «Поллианной», выглядит несколько серо.
В центре произведения, приключения брата и сестры из Голландии, Ганса и Гретель. Это подростки, из бедной семьи, которые вынуждены выживать из-за того, что глава семейства болен, уже не может как прежде работать, так как он получил травму, в результате несчастного случая, на барже, и стал, практически, безумным.
Мать детей вынуждена браться за любую работу, да и дети тоже работают, а ходят в школу только зимой. И вот, местный богач устраивает соревнования, где призом станут серебряные коньки. И ребята принимают в них участие, правда, в этом им помогает дочь бургомистра, Хильда, которая дает им деньги на обычные коньки, так как они катаются на деревянных обрубках.
Серебряные коньки дают детям возможность вылечить их отца, и даже доктор, который рискнул провести сложную операцию над больным, получает свое вознаграждение в книге, в моральном плане.
Собственно, в книге показаны, практически, только положительные персонажи, все друг другу помогают, и счастливый конец там естественен. Правда, на мой взгляд излишняя, некая «слащавость» в произведении, делает его просто скучным, но возможно во мне говорит взрослый и циничный человек, который отвык от детской прозы. В целом, книгу читать можно, ну, а детям наверное и нужно, чтобы надежда на лучшее всегда была при них.
Полезная рецензия?
написала рецензию 10 декабря 2021 0:51
Оценка книге:
Серебряные коньки Мери Мейпс Додж
Мелькающая во всех «мастрид» всеми любимая история, называемая сказкой, проняла и меня.
Ждала с самого начала сказочности. Но в сюжете нет ничего невероятного. Всё из чудес и судьбоносных случайностей, из которых сплетается жизнь.
Постепенно нас погружают в пейзажи зимней Голландии (поначалу даже напомнило выдержку из википедии). Но потом знакомят с героями и через них очаровываешься. А потом появляются сани-корабли! С парусами. Ох.
Есть ли такое где-то сейчас?
Самое слово, которое описывает сполна всю эту книгу: добрая. Добрая, очень! Читать так хорошо, и незаметно как будто сам внутренне растешь, понимаешь важное. Хорошо показана тема социального неравенства. Тема семьи.
Пронесенная через все невзгоды самоотверженная любовь жены к мужу достойна поклонению. Такая сила.
Ганс и Гретель. Такие хорошие дети. И не они одни!
Состязание на коньках как символ праздника и перемен.
Всю книгу царит предпраздничное предвкушение чуда.
Что-то будет, что-то случится вот-вот.
Трогательная правдивая история. Поддерживаю всеобщий совет перечитывать в ожидании новогодних волшебств.
Полезная рецензия?
написал(а) рецензию 8 февраля 2019 10:29
Оценка книге:
Серебряные коньки Мери Мейпс Додж
Эта книга оставила какие-то неоднозначные чувства. Тут есть несколько сюжетных линий, но у меня создалось впечатление, что они как-то не связаны между собой. Может быть даже лучше было бы разделить эту историю на несколько рассказов, чем прерывать основную линию повествования каким-то посторонним и довольно длинным ответвлением. Тем более, что это потом никак не используется для развития основного сюжета.
Более того какие-то линии сюжета кажется незавершёнными или куцыми и невыразительными. Как будто была какая-то задумка, но то ли времени не хватило, то ли фантазия подвела.
К сожалению, меня эта книга разочаровала. Читая её зимними вечерами я ожидала открыть для себя интересный мир и погрузиться в сказочную атмосферу. А в результате узнала несколько фактов про Нидерланды и её историю.
Полезная рецензия?
Хоть у кого-то за последнее время увидела сомнения по поводу целостности и прекрастности книги)))))
0 Мне нравится
написала рецензию 2 февраля 2021 19:36
Оценка книге:
Серебряные коньки Мери Мейпс Додж
Серебряный блеск целлофановой обертки.
Мне кажется, я впервые читаю настолько муторную книгу. Казалось бы все составляющие успеха для меня: детская литература; рассказ о стране, где происходят события, зима красавица (ну как-то люблю я описания зим в книгах). И нет, не шла книга. Потому что самой истории в ней не было.
Было много завязок из разных историй, но не было одной главной, как ствола дерева от которой бы отходили все остальные истории. Или не было какой-то узорности, как в продуманном саде, чтобы истории переходили одна в другую. Все было накиданным, не структурным, каждая история тянула одеяло на себя и получилась каша, которую муторно читать, потому что не очень понятно про что же ты читаешь.
Автору хотелось и про Голландию рассказать, все-все, чтобы даже с мелкими деталями, мол в Утрехте прекрасная вода, такая прекрасная, что стоит отдельного упоминания. Зимой голландцы могут выпить анисовый напиток, догадаться что это конечно нельзя, если не прошерстить весь интернет и таки наконец-то не наткнуться, что это молоко с анисом. И конечно, про коньки, каналы, музеи, города и еду. И да, это было бы интересным, если бы это было основной линией, а не еще чем-то среди прочего.
Как например истории взаимоотношений некоторых героев. Это немного похоже на то, как сейчас советуют (как оказалось и во времена Агаты Кристи тоже) добавьте в детектив любовную линию, без нее читателю не интересно и он книгу покупать не будет.
А ты, когда читаешь детектив с любовной линией думаешь, да могут они просто расследовать убийство и не перевлюбляться все, словно они не на работе?! А оказывается кто-то решил, что не могут и теперь мы вынуждены читать вынужденные любовные линии. Так и тут, автору похоже сказали, что линия должна быть и я была вынуждена ее читать и маяться, потому что в этой линии нет ничего интересного, нет, не предсказуемо, а просто никак, вроде бы что-то и как-то, и можно подтянуть благородство, смущение, желание, но не хочется ничего никуда подтягивать, хочется честно сказать — я вижу, как эту линию натягивали на книгу, как туфельку Золушки на ноги ее сестер. И похоже, как в начальном варианте сказки, рубили пальцы чему-то еще, чтобы эта туфелька налезла.
Но эта история не одна такая, история с доктором и его сыном точно такая же. Для чего эта история написана? Чтобы мы получили вот эту фразу, которая очень многое рассказывает о жизни людей?
«Вы богаты, мейнхеер, посылайте меня куда хотите.»
Вся жизнь людей и страны в одной фразе. Ну, это фраза для меня на всю книгу одна разумная и самая честная, а так-то история рассказана для того чтобы показать доброго доктора, спасение отца, счастливую встречу и весь тот боди позитив, за который испытываешь испанский стыд. Написала автор, а стыдно тебе. И да, ты понимаешь и время когда это написано и что написано с ссылкой на детей (и почему детей считают идиотами?), но все равно прикрываешь глаза и думаешь, за что?
Вот книжка называется «Серебряные коньки». И, казалось бы, история с ними должна быть главной, все что происходит должно как-то отсылать к этим конькам, говорить об их важности, нужности, о том, что они всему голова, но нет. То есть ты понимаешь, как коньки важны, как важны ХОРОШИЕ коньки, но они не обязательно должны быть расскрасивыми.
Они просто должны быть для нормального существования семьи и перемещения из одного места в другое. Но черт, точно также важны дрова, деньги, еда, лекарства, одеяла, знакомство и все в одной книге. Знания, учеба, возможность учиться — все это тоже важно. И опять все это в одной и той же книге. И дружить важно, как вышло, что баба растеряла всех друзей мужа, да и своих подруг тоже?
Очень много накидано в книге кучей неразобранной и где-то среди всего этого поблескивают приманкой коньки, которые никуда не всунуть, чтобы все заиграло как это и положено в хороших книгах.
У меня стоит тройка для всей этой «красоты». Все же за историю Голландии, за интересные сравнения и упоминания книг и историй. Книга очень средняя и теперь я просто в недоумении за что ей такая честь, так часто мелькать в списках, где советуют, что прочитать. Она никакая. В ней на самом деле ничего нет, все что в ней есть, можно найти в других более интересных источниках.
Хотя, только если для детей. Но! как пример с описанием страны для детей лучше всего взять Сельма Лагерлёф — Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (как пример описания не Голландии, а именно страны). Вот где и страну узнаешь и история одна, важная, без непонятных и отвлекающих ответвлений.
Я очень часто советую читать детскую литературу и тут удивительно, но эту книгу я не посоветую для чтения. Только ваше собственное желание может вас на это сподвигнуть, но если что, я предупреждала))))
Источник: readly.ru
5 причин посмотреть сказку для всей семьи «Серебряные коньки»
Масштабное отечественное фэнтези «Серебряные коньки» выходит на экраны 10 декабря. Если вы все еще не решили, смотреть ли его в кино, мы вам поможем – в нашем материале подробно рассказываем о фильме, исполнителях главных ролей и сюжете. «Серебряные коньки» – новогодняя сказка, которая подарит вам приятные впечатления в ожидании праздника.
Фэнтези «Серебряные коньки» – это универсальная история, которая могла произойти где угодно и когда угодно. Однако авторы фильма выбрали декорациями фильма Санкт-Петербург на рубеже XIX – XX веков – и не прогадали.
Петербург, каким вы его еще не видели
Продюсер Петр Ануров, который и придумал «Серебряные коньки», решил свой фильм снимать в Санкт-Петербурге – в городе, где реки и каналы являются частью жизни на протяжении многих десятков лет. В процессе написания сценария, изучая архивные материалы, авторы подтвердили имевшиеся у них предположения: в XIX веке в зимнее время жители Петербурга, действительно, использовали замерзшие городские реки и каналы. Но не только для того, чтобы кататься, а для того, чтобы перемещаться по городу, доставлять грузы и торговать. По словам Анурова, было интригующе вдохнуть жизнь в зимние локации Санкт-Петербурга, одного из красивейших городов планеты.
Михаил Локшин, режиссер:
«В XIX веке часть жизни в столице империи действительно проходила «внизу», и водные артерии зимнего Санкт-Петербурга – это уникальное место действия, которого, как нам кажется, мы раньше не видели в кино. Сейчас, по нашим современным меркам, этот мир ярмарок, ипподромов, грузо- и пассажирских перевозок на льду выглядит сказочным, но мы старались выстроить его достаточно реалистично, следуя историческим изображениям и описаниям, передающим дух той эпохи».
Трейлер фильма «Серебряные коньки»
Съемки проходили с января по май 2019 года. Помимо Петербурга, внимательные зрители в кадре смогут рассмотреть Кронштадт и Гатчину. Интерьерные эпизоды «Серебряных коньков» снимались в самых красивых питерских дворцах: Юсуповском, Мраморном, Шереметевском (Фонтанный дом), а также во дворце Великого князя Владимира Александровича (Дом ученых). Серебряные коньки – это ода Санкт-Петербургу, его зданиям и людям. Знаменитые локации города – Петропавловская крепость, Михайловский (Инженерный) замок, Витебский вокзал, Музей прикладного искусства, Большой Гатчинский дворец и многие другие известные локации – стали для фильма ярким украшением.
Ставка на визуальный ряд
Современный Петербург, хоть и сохранил былое величие, обзавелся признаками технической революции – проводами, магазинными вывесками и прочими атрибутами современной жизни. Чтобы вернуть город в XIX век, специалистам по визуальным эффектам пришлось постараться.
По словам продюсера Петра Анурова, до начала производственного процесса необходимые городские локации были просканированы и отсняты специальной камерой, чтобы затем была возможность добавлять реальные архитектурные объекты в сцены, снятые в павильоне. Однако значительная часть эпизодов «Серебряных коньков» снималась все-таки на натуре. Только с зимой на этот раз не повезло. В период работы в городе было около нуля, поэтому и лед на реках никак не мог схватиться.
Петр Ануров, продюсер:
«Совместно с МЧС Петербурга была разработана специальная система, согласно которой первый после морозов лед должен был быть покрыт настилом из досок. А затем этот настил снова требовалось залить водой, чтобы сверху образовалась дополнительная корка льда. Так должен был создаваться такой вот «слоеный пирог», который бы выдерживал массу декораций и людей.
Но, к сожалению, погода нас подвела. Тем не менее, нам все же удалось снять часть сцен на естественном льду. А для съемок массовых сцен, чтобы обезопасить группу от чрезвычайных ситуаций, мы построили копию Мойки и Зимней канавки в павильонном комплексе».
Причем, выстроенная декорация получилась довольно большой – 40 тысяч квадратных метров. Специалистами были возведены элементы набережных, каналов и даже мосты. При помощи специальных холодильных установок, обычно использующихся для уличных катков в зимний период, создали покрытые льдом каналы суммарной протяженностью почти 130 метров.
Петр Ануров, продюсер:
«Насколько я знаю, этот комплекс не имеет аналогов в мире: никто еще не использовал такое количество искусственного льда для съемок в закрытых помещениях».
Как объяснил Александр Горохов, продюсер CGF фильма «Серебряные коньки», изначально перед группой специалистов по визуальным эффектам ставилась задача «расчистить» Петербург от примет времени – то есть требовалось убрать провода, пластиковые окна, кондиционеры, автомобили, дорожные знаки и все остальное, что выдавало бы XXI век. Также требовалось добавить массовку и нарисовать дым из труб, так как в то время отопление в домах было печным. Когда выяснилось, что зима не сможет обеспечить нужной толщины лед, а съемки перенесли в павильоны, потребовалось несколько видоизменить искусственное ледяное покрытие, ведь синтетический лед выглядит совсем не так, как натуральный.
Александр Горохов, продюсер CGF:
«С помощью дрона мы отсканировали реальные дома в тех местах, которые нам предстояло воссоздать: Фонтанку, пересечение каналов Грибоедова и Крюкова, Мойку и Зимнюю канавку. Благодаря полученным изображениям и изменению фонов мы из одной декорации создали около 6 локаций, показали Петербург обычный, Петербург романтический, Петербург индустриальный… Питер – это не почтовые адреса и последовательность домов. Это дух, атмосфера, настроение, романтика, чувственность этого города. И, я надеюсь, нам удалось это передать».
Коньки, как символ фильма
Так как события «Серебряных коньков» разворачиваются в XIX веке, то и коньки требовалось использовать совершенно иные. Как признается продюсер Петр Ануров, прототип коньков, которые снимали в фильме, был куплен на интернет-аукционе. Это был настоящий раритет 1885 года. Историческую реликвию, ставшую символом, выдавать актерам не стали.
На их основе художники по костюмам и специалисты-оружейники создали реплики лезвий, а также пошили ботинки. Так как ботинки ретро-коньков не фиксируют лодыжку, всем участникам ледовых сцен во избежание травм делался скрытый фиксирующий бандаж. Кататься на этих коньках оказалось сложно – они сильно отличаются от современных. Поэтому, чтобы уверенно держаться в кадре, актеры прошли специальный курс тренировок, занявший 3,5 месяца. К слову, многие трюки в картине они исполнили сами!
Соня Присс, исполнительница роли Алисы:
«Я с детства стою на коньках. Но одно дело фигурные коньки на катке, и другое – исторические лезвия, которые совсем иначе себя ведут. Но ко всему быстро привыкаешь. И как было здорово в костюме выходить кататься на каналах! Непередаваемые ощущения!
Сама себе завидую. К тому же благодаря костюму приобретается дополнительная пластика, ведь в корсете не так просто нагнуться, сгорбиться. Это не в трениках на катке гонять (смеется)».
Универсальная сказка для взрослых и детей
Основой для фильма «Серебряные коньки» послужила одноименная книжка американской писательницы Мэри Мэйпс Додж, опубликованная в 1865 году. Правда, описанные в ней события происходят в Голландии… Продюсер проекта Петр Ануров, услышав об этой книге от мамы, решил перенести повествование в Санкт-Петербург. Герои оригинала были братом и сестрой, а в новых «Серебряных коньках» их сделали людьми из разных миров.
Петр Ануров, продюсер:
«Девушка из аристократического мира, Петербурга дворцового, Петербурга вельмож. И молодой человек из самых низов, из Петербурга Достоевского, если угодно, родившегося в каморке и занимающегося доставкой пирогов на коньках».
По словам автора сценария Романа Кантора, получилось не социальное кино, а полусказка, рассказывающая о вещах, которые знакомы и современному миру. Основное внимание в «Серебряных коньках» уделено истории любви, причем не подростковой, а довольно зрелой, требующей преодоления преград, навязанных обществом. То есть по сути все, о чем рассказывается в фильме, могло произойти где угодно и когда угодно – даже сегодня (настолько универсальным оказался сюжет).
Роман Кантор, автор сценария:
«Я изначально поставил перед собой такую задачу, чтобы в фильме абсолютно точно не было ощущения костюмного нафталина. Хотелось сделать эту историю так, будто она происходит сейчас, просто в другом историческом контексте. В том числе и на уровне языка – чтобы речь героев не отправляла в другую эпоху, а была живой, узнаваемой».
Актерский состав
Главные роли в фильме «Серебряные коньки» исполняют актеры, не знакомые широкой аудитории. Молодого человека по имени Матвей сыграл театральный актер Федор Федотов, а его возлюбленную – Алису – воплотила Соня Присс, до «Коньков» снимавшаяся в сериалах. Как объясняет продюсер Петр Ануров, часто претензии зрителей к новым отечественным фильмам связаны с тем, в них снимаются одни и те же лица, поэтому в том, что на основные роли взяли молодежь, нет ничего удивительного. При этом во второстепенных ролях снимаются актеры, уже себя зарекомендовавшие в других картинах, в том числе и настоящие звезды: Алексей Гуськов, Юрий Колокольников, Северия Янушаускайте, Кирилл Зайцев, Юра Борисов, Александра Ревенко, Тимофей Трибунцев и другие. Плюс две роли сыграли европейские гости – Дэни Лаван и Кэти Бэлтон.
Федор Федотов, исполнитель роли Матвея:
«С Соней Присс у нас сложились чудесные отношения. Я почему-то думал, что она не очень уверенно катается на коньках, и заранее этого опасался. Выяснилось, зря я себе это нафантазировал: Соня в полном порядке. А то, что я умею на льду чуть больше, было даже на пользу нашим с ней сценам. Я был рад ей в чем-то помочь, что-то подсказать, и, когда я в кадре со всей ответственностью держал Соню за руку, то делал это не только как Матвей, оберегающий свою возлюбленную, но и как артист, которому доверили прекрасную партнершу».
Соня Присс, исполнительница роли Алисы:
«С Матвеем мне очень повезло! Федя – лучший партнер из всех, кто мог у меня быть. Мы с ним очень подружились на съемках и до сих пор общаемся. Он молодец, настоящий мужчина, всегда меня поддерживал и находил правильные слова. Ни разу не видела, чтобы он вышел из себя на площадке.
Мне кажется, здорово, когда человек в таком возрасте уже имеет профессиональные навыки, которые обычно зарабатываются опытом».
Сюжет программы «Индустрия кино» о фильме «Серебряные коньки»
«Серебряные коньки» – тот самый фильм, который нужно посмотреть в канун волшебного Нового года: красивый, яркий, насыщенный событиями и экшеном, с историей любви и счастливым финалом, пронизанный романтикой. «Серебряные коньки» по своему качеству не уступают масштабным голливудским киносказкам, собирающим в прокате сотни миллионов долларов. Оценить этот фильм в кино вы сможете уже с 10 декабря.
Источник: www.vesti.ru