На экраны вышел фильм «Серебряные коньки» — новогодний блокбастер, чутко следующий законам святочных рассказов и конъюнктуры. Российское кино продолжает искать секрет «декабрьского блицкрига» — на замену канувшим «Елкам». Получается с переменным успехом.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
В России 1890-х мы видим отражение дней сегодняшних (кадр из фильма «Серебряные коньки», в главных ролях — Софья Присс и Федор Федотов)
Фото: Централ Партнершип
Время и место действия — Петербург 1899 года, который уже лихорадит от народного гнева, но который еще принадлежит нарядной аристократии. Главный герой — юноша Матвей (то есть человек божий; в главной роли — актер Федор Федотов), сын фонарщика (Тимофей Трибунцев), который каждую ночь оберегает город от тьмы, но сам вот-вот умрет от чахотки.
СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ — обзор фильма
В первой же сцене Матвей становится жертвой конфликта, который предупреждает нас: фильм будет не только эскапистской сказкой и фантазией о России, которую мы потеряли, но и мягкой сатирой на день текущий да размышлением про хлеб насущный. Потому что конькобежец Матвей доставляет богатым петербуржцам выпечку — совсем как современные курьеры с квадратными сумками за плечами.
И совсем как они, оказывается бесправным: из-за перекрытой ради правительственного кортежа дороги он опоздает с заказом и лишится работы. В карете окажется государственный муж Николай Николаевич (Алексей Гуськов) — сторонник очень медленных реформ и мастер снисходительных шуток про «западных партнеров». Безработный Матвей тут же попадет под влияние обаятельного революционера и ловкого щипача Алекса (Юрий Борисов), который предложит ограбить аристократа. Но Матвею захочется похитить у сановника не драгоценности, а дочь — непонятно как оказавшуюся посреди этого бесчувствия девушку Алису (Софья Присс), которая не хочет замуж, чает добиться равноправия для женщин и уважает науку. Так и начинается современная сказка о любви, в которой «Русский ковчег» превращается в русский «Титаник».
Фильм этот создан по канонам «святочных рассказов», которые, в свою очередь, восходят к литературным традициям Диккенса, Ганса Христиана Андерсена, Гоголя и Лескова. В связи с этим легко понять, почему он отключает критическую жилку даже у критиков. Первый закон святочного рассказа — магическое, как по щелчку, переключение между правдой жизни и истиной сказки.
В «Серебряных коньках» есть и карнавал, и свидание на границе дня и ночи, и гадание при свечах, но главным пространственным чудом здесь становятся замерзшие каналы Санкт-Петербурга. На них кипит народная жизнь, где нет правил движения и где беспомощны околоточные надзиратели. Эта ледовая ярмарка — альтернативная «дорожная карта», которой могут воспользоваться и разбойники вроде Алекса, и мечтатели вроде Матвея. Властям от этой вольницы некомфортно, но молодых уже не остановить.
Второй закон рождественских историй — нравственное перерождение тех, кого можно исправить, и поражение тех, кто неисправим. Матвея искушают и гордыня, и гнев, и алчность, но исцеляет любовь. Его соперника в борьбе за сердце Алисы — молодого и честолюбивого офицера Аркадия (Кирилл Зайцев) — сценарий сразу же выставляет человеком, недостойным высоких чувств.
В «Сонной лощине» Вашингтона Ирвинга сельский учитель Икабод Крейн, отправляясь на прием к потенциальному тестю, грезил о том, сколько земли и скота он выиграет в браке. Аркадий цитирует его, перечисляя все дворцы и имения отца Алисы. Поэтому переживать за него, как за Ипполита из «Иронии судьбы», никто не станет. Гораздо драматичнее в «Серебряных коньках» судьба революционера Алекса, имя и банда которого отсылают к нигилисту Алексу и его «droogs» из «Заводного апельсина».
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Кадр из фильма «Серебряные коньки», 2020 год
Фото: Централ Партнершип
А третья традиция святочных рассказов — торжество аутсайдеров, гимн справедливости, хотя бы в новогоднюю ночь. В «Серебряных коньках» юноша и девушка из разных сословий, словно Джек и Роуз из «Титаника» или дворняга и спаниель из «Леди и Бродяги», силой любви разрушают социальные барьеры. Фонарщик, который каждую ночь дарит городу свое сердце Данко, оказывается лучшим отцом, нежели окруживший свою дочь английскими репетиторами чиновник. А разбойники, напоминающие шайку гиен из «Короля Льва» (у каждой сцены ледовая хореография и словесный ритм, как у мюзикла), становятся бандой братьев — но только тогда, когда герой находит в себе милосердие их простить и мужество их защитить. Бородатым волшебником вроде Деда Мороза, Гэндальфа, Хоттабыча в кадр врывается самый настоящий Дмитрий Иванович Менделеев и окончательно превращает «Серебряные коньки» в альтернативную историю России.
Возможно, некоторой проблемой фильма становится наличие сразу нескольких финалов: их каскад в итоге вносит путаницу. Одни из них — бал-маскарад в духе лесковского «Чертогона». Нарядившись в боярские костюмы «а-ля рус» и заставив прислугу изображать стрельцов и крестьянок, старики словно бы призывают будущее стать прошлым. Молодые же, напротив, стремятся успеть на поезд, идущий в ХХ век.
Стоит отметить, однако, что в «Серебряных коньках» присутствует не формальное, а подлинное равенство интересов героя и героини. Причем героиней движет не любовь к мужчине, а жажда равенства и свободы, просвещения и карьеры.
Одно забавное репертуарное совпадение подчеркивает разрыв между российской и голливудской драматургией при всем очевидном стремлении первой ко второй. Если бы не коронавирус, то главной рождественской кинотеатральной премьерой в Америке в этом году должен был бы стать фильм «Самый счастливый сезон». В итоге он вышел на онлайн-сервисе Hulu и побил там все рекорды по просмотрам.
Это абсолютно классическая по структуре святочная история о возлюбленных, которые едут на праздники к родителям — знакомиться, просить руки и сердца и притираться друг к другу. Но возлюбленные в этой истории — две девушки, и даже для Голливуда это кино — первое в своем роде. В российский прокат «Самый счастливый сезон», кстати, выйдет, но уже в старый Новый год. А у нас экранное счастье все так же верно традициям, но зато хоть одна радость: на экране — первая со времен Кити Щербацкой (возлюбленная Левина из романа «Анна Каренина») героиня, которая твердо стоит на льду.
- Журнал «Огонёк» №49 от 14.12.2020, стр. 36
- Все о кино подписаться отписаться
- Новинки кино подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Рецензия на фильм «Серебряные коньки»: русский Брейгель с «Титаником», который в огне горит, а в воде не тонет
Обозреватель «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова оценила масштабный проект студии Никиты Михалкова и канала «Россия 1».
Вы смотрели «Титаник» 10 раз и мечтали, чтобы герой Ди Каприо спасся и его любовь с Роуз увенчалась свадьбой, детьми и совместным ведением хозяйства? Радуйтесь, он спасся. Воскрес в Санкт-Петербурге, встал на коньки и помчался в даль светлую с любимой.
НОВОСТЬ
19:36, 18.07.2023
Телеведущая поделилась новым видео.
Параллели вышедшего в прокат российского фильма «Серебряные коньки» с выдающимся детищем Джеймса Кэмерона столь очевидны, что их не отрицают даже создатели отечественной картины. Но это не подражание, нет, это попытка объясниться в чувствах перепахавшему всех нас фильму — поколенческому, сформировавшему (к счастью или несчастью) у сегодняшних 40-летних представление об идеальной любви.
Идеальная — это когда вы оба любите, но обстоятельства непреодолимой силы разлучают вас, рушат жизнь, оставляя всегдашнее горько-сладкое послевкусие. Потому что… ну представьте, Джек выжил бы, они с Роуз поженились, возможно, он даже стал бы великим художником, прославился… Разве это интересно?
Пронес бы он свое чувство через годы и выдержала бы испытания бедностью, неопределенностью и социальным неравенством девушка-аристократка, сойдя на сушу? Нет, куда уж лучше шептать синими губами «люблю» и камнем погружаться под воду… «Серебряные коньки», хоть тщательно впихиваются в сценарные лекала «Титаника», все же деловито расправляются сразу с двумя «проблемными местами» творения Кэмерона.
Во-первых, наш фильм дарит новому поколению свежую версию идеальной любви, в которой не всем обязательно умирать. Во-вторых, русская героиня, не просто строптива, она феминистка, а это вам не по палубе наперегонки с мальчишкой бегать — «Титанику» не повезло родиться в эпоху meetoo. А «Конькам» «повезло». Однако к сюжету.
Кадр из фильма «Серебряные коньки» Матвей, сын фонарщика, прекрасно владеющий навыком катания на коньках, работает курьером. Он «достависта» из 1900 года. Однажды не по своей вине юноша не выполнит вовремя заказ и лишится работы. Случай сведет его с шайкой воров, орудующих на модных катках и зимних ярмарках.
Ловкие, физически подготовленные, классно катающиеся на коньках, парни крадут жилетные часы, бумажники и дамские украшения буквально налету. Главарь банды — харизматичный и артистичный Алекс (Юра Борисов) облекает свою преступную деятельность в идеологию — он считает, что борется с классовой несправедливостью, экспроприирует.
Герой почитывает «Капитал» Маркса и пророчит России скорые народные протесты. Матвею ничего не остается как примкнуть к ребятам, ведь надо кормить и лечить болеющего чахоткой отца (Тимофей Трибунцев). Встреча с дочерью министра внутренних дел Алисой перевернетжизнь главного героя. Это окажется пресловутая любовь с первого взгляда.
Но где Матвей, а где Алиса — аристократка, воспитанная английской гувернанткой, живущая во дворце с фамильным гербом, получающая на Рождество от папеньки очередное бриллиантовое колье. И все же любовь зла — полюбишь и сына фонарщика, тем более такого кудрявого и румяного.
Юра Борисов в фильме «Серебряные коньки» Алиса не типичная девушка: она читает книги и газеты, спорит с отцом (Алексей Гуськов) о женском равноправии, хочет вершить свою судьбу сама, не подчиняясь сценариям, уготованным ей папенькой, мачехой и происхождением. Главная героиня мечтает не о замужестве, а об учебе в университете, на досуге препарирует лягушек и поклоняется Дмитрию Менделееву (последняя роль Сергея Колтакова).
Конечно, найдется знатный красавец Аркадий, который захочет породниться с министром и обуздать его строптивую дочь, и, конечно, он сделает все возможное, чтобы разлучить Алису с Матвеем. Возможностей у князя Аркадия будет много — еще бы! — он тоже творит чудеса на льду и возглавляет четвертое летуче-конькобежное (!) управление быстрого реагирования по наведению общественного порядка… В «Серебряных коньках» много прямых цитат из «Титаника»: Алиса роняет драгоценность, связывающую ее с нелюбимым, почти так же, как Роуз бросала в океан великолепный бриллиант жениха; Матвей уходит под воду почти так же, как это делал Леонардо Ди Каприо; влюбленные весело пляшут в непотребном месте.
Они займутся любовью и даже постоят на носу корабля! Этот самый корабль — мертвый, запаенный в Неву у самого берега, — место обитания банды Алекса, и станет постоянным напоминанием о фильме-референсе. Но сколько же еще другого намешано в этой истории!
Все сказки о злых мачехах — Северия Янушаускайте в своих лиловых и бордовых нарядах, ослепляющая холодной красотой, — вылитая злая королева из «Белоснежки». Северия Янушаускайте в фильме «Серебряные коньки» Легенды о Робине Гуде и «Бесы» Достоевского — Юра Борисов, даже манерничая и фиглярствуя, старательно воссоздает на экране образ то ли благородного разбойника, то ли революционера, что часто одно и то же. «Ромео и Джульетта» — есть целая жирная цитата из шекспировской пьесы, когда Алиса в ночи выходит на балкон, чтобы услышать признания юного воздыхателя.
Есть здесь и Грибоедов, и Андерсен, и Брейгель с его поэтизацией заснеженных пространств. Есть и «Алиса в Стране чудес» — во-первых, героиню «Серебряных коньков» зовут так же, как и персонажа Льюиса Кэррола, во-вторых, она в начале фильма все время ходит с белым кроликом.
А еще музыка, отдающая «Шерлоком» Гая Ричи и колоритные эпизоды с ярмарками и кулинарными шедеврами, напоминающие «Сибирского цирюльника». «Серебряные коньки» — очень эклектичное кино, вместившее в себя и разные жанры — фэнтези, мелодраму, приключения, — и разные мысли. В историю трогательной любви вплетаются обращения к сегодняшнему зрителю с актуальной социальной повесткой.
Нам показывают эпизод, в котором из-за проезда чиновничьей кареты, перекрываются улицы. Нам демонстрируют тяжелую жизнь курьеров. Мы становимся свидетелями министерского совещания, на котором обсуждаются способы подавления акций протестов и выбираются орудия борьбы с народом.
Один из чиновников, лоббирующий закупку дубинок, явно надеется на откат, ведь эти деревянные палки производятся во владениях его тестя. Аристократы, живущие сытой и праздной жизнью, страшно далеки от народа, но любят устраивать балы «а-ля рюс», поскольку «патриотизм снова вошел в моду».
Ну и колдобины на дорогах, которые являются «нашим стратегическим преимуществом перед западными партнерами»… Все это узнаваемо, да, но режиссер картины, дебютант Михаил Локшин, и сценарист Роман Кантор («Эпидемия», «Мертвое озеро») делают вбросы так прямолинейно, что это обескураживает. Впрочем, возможно, это такое специфическое понимание иронии.
Шайка воров из фильма «Серебряные коньки» В фильме нет выдающихся актерских работ, все очень ровненько даже у признанных мастеров. А уж главные герои Федор Федотов и Софья Присс вовсе не блещут, они не обладают харизмой Ди Каприо и Кейт Уинслет, их лица с трудом вспомнишь, выйдя из зала.
Меня еще очень не устраивает нереализованность Матвея: в отличие от Джека из «Титаника», он никто, даже читать не умеет. Согласитесь, хорошо кататься на коньках — это не все равно что писать картины. И почему тогда образованная и прогрессивная Алиса должна его любить? Самая яркая роль в фильме, пожалуй, у Кирилла Зайцева, сыгравшего Аркадия.
Высокий, статный красавец с мощной энергетикой произвел на меня впечатление еще в «Движении вверх». Вот и здесь он уверенно ваяет образ честолюбивого и жесткого карьериста. Убеждена, у актера большое будущее. В «Серебряных коньках» много нарочитого, чрезмерного. Аркадий носит фамилию Трубецкой, Алиса, конечно, Вяземская.
Каждый сантиметр кадра так густо декорирован, что глаза разбегаются — все эти канделябры-абажуры-статуэтки создают ощущение лубка, «хруста французской булки». Но. При всем этом «Серебряные коньки» — по-хорошему зрительский фильм.
Невероятно красивая картинка, стильные наряды, даже у воров — все эти каракулевые пирожки, свитера грубой вязки, шарфы; Петербург — с его фонарями, коваными решетками, особняками; потрясающие трюки на льду, погони; этот постоянный огонь в кадре — как предвестник грядущего грандиозного социального пожарища… Все это производит впечатление.
Трейлер фильма «Серебряные коньки» Эмоционально, даже приторно рассказанная история укладывается в рамки традиционных рождественских сказок.У нас их почти нет. Пусть будет эта — от студии Никиты Михалкова, от создателей «Движения вверх», «Экипажа» и «Легенды №17» — не самых худших фильмов. И, наверное, пусть будет продолжение. Ведь эта сказка обрывается накануне страшных исторических событий — 1905-го. Какой простор открывается для скольжения по тонкому льду!
Смотрите фильм «Серебряные коньки» с 10 декабря.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»
Виктория Райдос о том, что «Битва экстрасенсов» — это не шоу
Серебряные коньки
Приключенческий фильм об истории отношений бедного фонарщика и юной аристократки.
НОВОСТЬ
18:56, 18.07.2023
Сын актера раскрыл подробности самочувствия отца.
18:09, 16.07.2023
«Вокруг ТВ» представляет прогноз астролога Юноны Апрельской.
НОВОСТЬ
18:24, 18.07.2023
Валерия вышла на связь в соцсети.
18:56, 13.07.2023
Культовый проект скоро вернется на телеканал СТС — спустя 10 лет. «Вокруг ТВ» собрал факты о том, как за это время изменились исполнители главных ролей.
Источник: www.vokrug.tv
«Серебряные коньки» докатились до канонов Голливуда
Дебютное кино Михаила Локшина будто реинкарнация «Титаника». Кадр из фильма
Дебютное полнометражное кино режиссера Михаила Локшина – рождественско-новогодняя сказочная мелодрама «Серебряные коньки» – было впервые показано в рамках Московского кинофестиваля в октябре, а спустя два месяца наконец выходит в широкий прокат, вполне заслуженно претендуя на звание одного из главных фильмов грядущих зимних праздников. Тем более что все нужное для успеха у картины есть: зимний Петербург начала прошлого столетия, каток на замерзшей Неве, балы на коньках и красивая любовно-криминальная история с участием начинающих актеров Федора Федотова и Софьи Присс, а также звезд – Алексея Гуськова, Северии Янушаускайте, Юрия Колокольникова, Юры Борисова, Тимофея Трибунцева и даже Дени Лавана.
Морозный декабрь 1899 года в Петербурге: закованный в лед город готовится встречать новое столетие, на замерзшей Неве работает зимняя ярмарка, туда-сюда на коньках снуют продавцы, покупатели и проворные курьеры (еще и жулики, но о них позже). Матвей (Федотов) не успевает доставить пирог важному заказчику – все из-за перекрытой для проезда какого-то вельможи улицы – и вылетает с работы в пекарне.
А деньги нужны позарез, на попечении у юноши отец-фонарщик с туберкулезом (Трибунцев). Этим же вечером конькобежный талант героя приводит его в компанию воров-карманников во главе с леваком-пижоном Алексом (Борисов), который предлагает Матвею подзаработать, обворовывая богачей. В качестве тестового задания жулики предлагают устроить небольшой акт вандализма в одном из шикарных домов на набережной, тем более что герб на воротах совпадает с гербом на карете, которая утром перекрыла проезд и привела экс-курьера к роковому опозданию и потере работы. И вот Матвей уже на балконе и готовится разрисовать барельеф, но тут его замечает Алиса (Присс).
Дочка министра (Гуськов), наследница большого состояния, она, вопреки всем патриархальным убеждениям папеньки, мечтает получить высшее образование и посвятить жизнь науке, поэтому ночи напролет втайне штудирует учебники, препарирует лягушек и решает химические уравнения. И только в этот судьбоносный вечер поддается уговорам служанки и усаживается перед гадальным зеркалом, чтобы увидеть в нем суженого. Никакой мистики, в окне в тот самый момент и мелькает Матвей. Так эти двое и находят друг друга, только вот весь остальной мир уверен, что им нельзя быть вместе: Алисе уже подыскали жениха из рода Трубецких (Кирилл Зайцев), Матвей же, нацепив фамильные серебряные коньки, ступает на путь мелкого криминала – в прямом смысле скользкую дорожку.
«Серебряные коньки» – будто реинкарнация «Титаника». Не только формально, хотя тут есть и запретная любовь богачки и бедняка, и ее жених-злодей, и балы на «верхней палубе» (в данном случае во дворцах), и танцы в «третьем классе» – полутемном шумном кабаке, и украшения, и наряды, и даже корабль в качестве одной из локаций, но и потому, что создан российский фильм по пресловутым голливудским канонам. И это вовсе не ругательство, наоборот, комплимент, настолько стройной, визуально привлекательной, а главное – универсальной выходит история. Легкой, но с драматическими вкраплениями и грамотно расставленными ритмическими акцентами, с юмором, романтикой, катастрофой и трагедией в правильных пропорциях, с обязательным, но не приторным хеппи-эндом, к которому, впрочем, придется добираться не без потерь и разочарований. С богатыми декорациями и спецэффектами, главный из которых, конечно, катание на коньках, снятое тут не хуже, чем спортивные и батальные сцены в популярных русских блокбастерах последних лет. Не тот фильм назвали «Лед»…
Несмотря на то что история самая что ни на есть ретро, авторы перебрасывают весьма остроумные мостики в современность. Начиная с того, что главный герой начинает путь с весьма актуальной должности – курьера службы доставки – и становится жертвой чиновников с мигалками, и заканчивая горькими шутками про полицейские дубинки и демократию во все еще царской России: «Я за равноправие и право женщин голосовать. – Но у нас же нет выборов…» К слову, именно борьба за права женщин – в данном случае право на высшее образование, доступное на тот момент только с разрешения отца или мужа, – становится сюжетообразующей темой, а главным феминистом оказывается прогрессивный, несмотря на седины, химик Менделеев, которого мало заботит гендерный аспект и который противостоит консервативному научному сообществу так же, как главная героиня противостоит буржуазному, требующему от нее не более чем удачного замужества.
Кастинг «Серебряных коньков» еще один выигрышный ход их создателей, в первую очередь потому, что на главные роли взяли пока еще малоизвестных, а оттого не узнаваемых и не ставших заложниками никаких прошлых образов актеров. А подкрепили состав, как и полагается, звездами разной степени популярности.
Из поистине выдающихся образов – Алекс Юры Борисова, загадочный, зловещий, неоднозначный революционер-трикстер, предвестник XX века, проходящий путь от союзника до антагониста. Остальные, так сказать, на своих местах и комфортно чувствуют себя кто в царских бакенбардах (Колокольников), кто в стильных платьях и прическах (Янушаускайте), кто в чахотке (Трибунцев), а кто и в качестве приглашенного заморского аттракциона (Лаван). Как в прямом – француз играет иллюзиониста, – так и в переносном смысле. Ясно, что целительная сила искусства никогда и ни в коем случае не сводится исключительно к красивым сказкам и не измеряется счастливыми финалами, но и они имеют право на существование в качестве отдельного – и для России, к слову, до этого момента не особо и исследованного (если уж большое кино – то историческое, правдивое, а лучше еще и милитаристское) жанра. А в конце нынешнего года определенный терапевтический эффект от просмотра «Серебряных коньков» точно будет.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Источник: www.ng.ru