Серебряные коньки на реальных событиях или нет

10 декабря в прокат выходит историческая мелодрама, среди создателей которой и сценарист «Эпидемии», и продюсеры «Легенды № 17». О том, почему этот фильм не ностальгия по идеальной России, а идеальное новогоднее кино, рассказывает редактор видео и подкастов КиноПоиска Даулет Жанайдаров.

О чем это

Санкт-Петербург, канун Нового года и нового, двадцатого века. Сын бедного фонарщика Матвей (Федор Федотов) работает курьером в модной пекарне и доставляет пироги, рассекая на коньках по замерзшим каналам. После досадного опоздания его увольняют, и парень прибивается к банде карманников, работающих в толпе новогодних ярмарок. Случай сводит его с Алисой (Соня Присс), дочерью крупного чиновника, которая грезит о Бестужевских курсах и научной карьере. Он беден, она богата, но классовые различия между нашими Ромео и Джульеттой поможет преодолеть, конечно же, любовь.

Как это снято

Главным референсом для создателей «Серебряных коньков» служили вовсе не старые фильмы Сидни Люмета и Disney, снятые по мотивам одноименного романа Мэри Мейпс Додж (с тем же названием, с похожим зимним антуражем, но совсем другим сюжетом). В уме продюсеры, очевидно, держали «Титаник». Морозный сеттинг, пронзительная история любви, напряженный экшен и по-голливудски схематичный классовый расклад (все бедные тут хорошие, а богатые как раз не очень) явно подсмотрены у Джеймса Кэмерона. Сюжетную схему блокбастера сценарист Роман Кантор («Эпидемия», «Хороший мальчик») пересаживает на отечественную почву почти бесшовно, а дореволюционный колорит с лихвой окупает узнаваемость фабулы.

Серебряные коньки — Трейлер №1

Барочную фактуру «Титаника» тут заменяет фэнтези-версия Санкт-Петербурга. Дворцовая роскошь «России, которую мы потеряли», соседствует с миром трущобного города прямиком из романов Достоевского. Приемы на открытом воздухе, кабаки, праздничные ярмарки на льду с циркачами, самоварами и кукольными представлениями — «Серебряные коньки» проводят экскурсию по имперской столице начала века, которая выглядит не хуже викторианского Лондона. Двор Инженерного замка превращается в нарядный каток, какого не видывали даже в сегодняшней Москве, а театральный зал, в котором проходит магическое представление, без проблем вписался бы в готическую обстановку «Видока».

В «Коньках» нет насупленной серьезности «Дуэлянта», другого известного примера викторианства в нашем кино. Петербург тут выглядит куда сказочнее и красочнее, чем в телевизионных мыльных операх на канале «Россия». Создателям даже удалось естественно подать идею превращения Невы в каток и построить на этом несколько эффектных экшен-сцен. Главным аттракционом становится момент со штурмом и поджогом корабля, в котором скрываются карманники: огонь в рапиде, трещит и тает лед, герои отстреливаются с носовой части — ассоциации с «Титаником» возникают сами собой.

Скрытая актуальность

История любви в дореволюционной России легко могла бы превратиться в историю о потерянном рае, но во время съемок «Серебряных коньков» ни одна французская булка не пострадала. Роман Кантор смотрит на начало XX века ироничным взглядом из настоящего и вставляет туда сценки-анекдоты, смеяться над которыми могут только зрители 2020 года. Сложно спокойно смотреть сцену, в которой полицейские обсуждают внедрение резиновых дубинок для разгона массовых демонстраций, или же не хмыкнуть, когда охранитель пытается понравиться героине-эмансипе и заявляет, что он за избирательное право для женщин, а та удивленно отвечает: «Так у нас же нет выборов».

А открывающая сцена, в которой главный герой-курьер загружает пироги в квадратную сумку, и вовсе кажется рекламной интеграцией Яндекс.Еды, хотя фильм снимался задолго до пандемии. Но послания в прошлое из настоящего не выглядят вставными зубами, а укоренены в контексте: линия борьбы главной героини за равноправие отлично вписывается и в современную повестку, и в историю первых суфражисток. Так что все параллели с днем сегодняшним оказываются слегка грустной констатацией неизменности русского универсума.

Читайте также:
Кольцо серебряное с большим фианитом

Взгляд из настоящего заодно позволяет не любоваться красотой ушедшей цивилизации, но нарисовать портрет России за секунду до революции. 1917 год становится в «Серебряных коньках» фигурой умолчания, неизбежно грядущим будущим, которое держат в голове и создатели, и зрители. Главарь воров-конькобежцев Алекс то и дело произносит слово «экспроприация», рассуждает об этике отъема средств у капиталистов-эксплуататоров и даже дарит героине «Капиталъ» Маркса. Магистральная для фильма тема классовой борьбы дополняется конфликтом между архаикой и модерном, девятнадцатым веком и веком двадцатым, газовыми фонарями и электричеством, конным транспортом и автомобилями. Молодые герои грезят о наступлении нового столетия и ждут от него удивительных и прекрасных событий; зритель, знающий о двух мировых войнах, революции, Гражданской и всех репрессиях и кризисах смотрит на эти мечты с грустью.

Вердикт

«Серебряные коньки» воспроизводят образ идеального прошлого, «русского викторианства», которое дошло до нас еще из эмигрантской литературы. Да, в жанровой ткани уже можно заметить прорехи будущих потрясений, но мелодраматическая условность побеждает желание поговорить о судьбе Отечества. И слава богу — к чему нам второй «Союз спасения»?

«Серебряные коньки» — потенциальный хит проката: внятный сценарий, завораживающая работа художников-постановщиков, напряженные и красивые экшен-сцены и достоверная актерская игра (как же здорово, что создатели не побоялись взять на главные роли молодых исполнителей, а не вездесущего Петрова). Как «Легенда № 17» стала для нашего кино эталоном спортивного байопика, так и «Серебряные коньки» претендуют на роль идеальной исторической мелодрамы. Именно сейчас нам нужно хотя бы на два часа окунуться в сказку, где нет локдауна, социального мониторинга и постоянного невроза. И лучше «Серебряных коньков» новогоднее настроение в этот сезон никто не создаст.

Источник: www.kinopoisk.ru

Серебряные коньки: ничего общего с фильмом

Как-то не ладится у меня с новогодними или рождественскими историями — не нравятся они мне. В прошлом году пытался прочитать «Петровы в гриппе и вокруг него» ради последующего написания отзыва, но поломался на моменте, где начинается повествование от лица ребенка. Вроде бы и понятно, что это стиль такой и т.д., но нет, не срослось.

В этом году я решил взять рождественскую историю «Серебряные коньки» и даже прочитал книжку, хотя далась она мне тяженько. И да, дело-таки не в книге, это понятно, дело в моих предпочтениях, но. В общем, это была последняя рождественская история в моей жизни! Хотя. Вроде бы у Агаты Кристи был детективчик про убийство в Рождество.

Короче, поживем-увидим, но скорее всего таки на «Серебряных коньках» я остановлюсь.

Ну и, собственно, теперь давайте поговорим о самой книге и потом сравним ее с фильмом. Фильм, кстати, неплох, особенно Юра Борисов, изображающий Каза Бреккера.

Эта история началась в предновогодние дни, когда во всех городках Голландии, даже в самых бедных, святой Николаас оставляет подарки в чулках для всех детей.

Удивительная Голландия, где каждый кусочек земли отвоёван у моря благодаря построенным дамбам… Там так много каналов, что по ним можно на коньках зимой или на лодках летом пересечь всю страну. И каждый школьник здесь мечтает о серебряных коньках, которые можно заслужить, победив в настоящих соревнованиях.

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Читайте также:
Эпидермальный фактор роста человеческий сульфадиазин серебра

Итак, добро пожаловать в сказочную Голландию середины девятнадцатого века — страну каналов, дамб и добрых людей. Ну, а каких еще людей вы ожидали встретить в доброй сказке? А в добрых сказках оно как? Герой или героиня, добрые и благородные донельзя, при больном родителе слышат/подслушивают историю про артефакт или какой-нибудь цветочек аленький, что непременно исцелит батюшку/матушку. Конечно, дальше следуют непременные поиски с приключениями, артефакт будет добыт, родитель исцелен, чтобы дальше они все вместе смогли жить-поживать да добра наживать.

Вот и в «Серебряных коньках» происходит оно самое, хотя порой внимание странным образом переключается на других персонажей, но вскоре автор одумывается и возвращается к центральной сюжетной линии. (Впрочем, другие линии, на которые идут переключения, сложно назвать сюжетными, скорее некоторые анклавы, нужные разве что для укрепления хороших характеристик главного героя, но зачем-то авторам развиваются, чтобы быть брошенными в никуда).

Главных героев у нас двое — Ганс и Гретель Бринкер (да-да, как в сказке!). С их отцом приключилась беда, когда дети были совсем маленькими, из-за чего семья не только лишилась постоянного дохода, но вынуждена заботиться о ставшим безумном Рафф Бринкер. Из-за этого Ганс, Гретель и их мама вынуждены много работать.

Бывало, что мальчики смеялись после уроков над его заплатанной одеждой и не по росту короткими кожаными штанами, но им приходилось уступать ему почётное место чуть ли не в каждом классе. Вскоре он оказался единственным во всей школе учеником, который ни разу не стоял в «страшном углу» – там, где висел некий грозный хлыст, а над ним была начертана надпись: «Учись! Учись, лентяй, не то тебя проучит линёк!» Ханс и Гретель могли ходить в школу только зимой, так как всё остальное время они работали; но в эту зиму они весь последний месяц пропускали занятия, потому что им приходилось помогать матери.

В общем, трудное детство, деревянные коньки и мечты победить в конкурсе, чтобы получить те самые — серебряные! Но чтобы не мечталось и жизнь медом не казалась, судьба посылает новую напасть в виде очередного припадка у отца, после чего он становится совсем плох.

В каждой сказке помимо благородных героев и их больных родителей есть добрые друзья. Здесь тоже из местных ребятишек такие находятся: то теплую курточку Гретель подарят, то успокоят ее, то проспонсируют ребят на покупку нормальных коньков. Конечно, не все дети в городке такие, но тех, кто хулиганит или пытаются повеселиться за чужой счет, непременно остановят старшие товарищи. В общем, прям сахарно-сиропно.

Но самой большой наивностью для меня стала сцена «исцеления» отца. В то, что доктор Букман согласился навестить Бринкеров, поверить можно легко, особенно при объяснении, что Ганс похож на пропавшего сына доктора. Но вот когда Рафф приходит в разум после операции — это прям то самое рождественское чудо, которому место только в сказках. Ну да ладно.

В общем, «Серебряные коньки» определенно детская книжка. Ну или для людей, любящих наивный и чересчур добрые истории. А вот мне читать было весьма и весьма тяженько. Правда, говорят, что есть еще пострашнее истории — «Поллианна», например.

Книга vs фильм

Когда я думал написать рождественский пост про эту книгу, узнал, что по ее мотивам снят русский фильм. Еще тогда подумал: «Может, как с «Петровыми в гриппе» по итогу фильмом и ограничиться?» Но если «Петровы в гриппе и вокруг него» фильм и книга идентичны по содержанию, то «Серебряные коньки», чего бы там Википедия не обещала, книга и фильм ничего общего не имеют, кроме названия.

«Серебряные коньки» — российская историческая драма режиссёра Михаила Локшина, частично основанная на одноимённой книге Мэри Мэйпс Додж (хотя описанные в книге события происходят в Нидерландах).

Но чего бы тут не обещали, история в фильме далека от истории в книге. У Матвея есть больной отец, но умирает тот от чахотки (туберкулез). Мать даже не упоминается нигде.

Читайте также:
С какой скоростью растет толщина покрытия стенки серебром при напылении

Вместо добрых друзей банда юных развеселых щупачей, чей главарь визуально отчаянно косплеит Каза Беккера из «Шестерки Воронов» Ли Бардуго (или сериала «Тень и Кость», но он вроде вышел позднее фильма, так что ограничимся книгами): тот же стиль в одежде, трость в наличии, правда, набалдашник в виде головы орла. Только Каз мрачный и суровый, а тут веселый и улыбчивый. Ну и героиня вообще никак не напоминает ни одну из героинь книги, здесь это взрослая девушка, мечтающая учиться в университете, а не эти ваши балы с замужествами. (Кстати, в царской России реально была такая проблема, и девушки сбегали в Европу с фейковыми мужьями, чтобы заниматься химией, математикой или революцией).

Зато сюжет в фильме куда живее, чем в книге. Ну, с точки зрения привередливого взрослого, конечно же.

В общем, фильм мне понравился больше, чем книга, но все-таки не могу не отметить, что это никак не связанные друг с другом истории.

Но если вы выбираете чего почитать новогоднего/рождественского с ребенком, то «Серебряные коньки» неплохой выбор.

Вот так Робин окончательно разочаровался в книжках про праздники.

Или я просто не то выбираю? У вас есть свои любимые книги про зиму и новогодние праздники?

Источник: dzen.ru

Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года

Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года

Вышедшие в декабре «Серебряные коньки» — новогоднее кино, которое мы заслужили. В нем есть волшебный зимний Петербург, ледяные ярмарки, трюки на коньках и история любви.

Сюжет такой: накануне 1900 года сын фонарщика, который доставляет пироги по замерзшим каналам Невы, фактически работая дореволюционным курьером «Яндекса», уволен из лавки. Он знакомится с группой обаятельных социалистов-экспроприаторов, вместе с ними оказывается в доме дочери министра царского МВД и в нее влюбляется. Та гораздо больше, чем жениться, хочет учиться. Фильм, где можно найти массу отсылок к современности — от святочного феминизма до истории с часами из «Криминального чтива» Тарантино, — получился гибридом детской сказки и приключенческой картины для взрослых.

BURO. поговорило с режиссером Михаилом Локшиным и сценаристом Романом Кантором про съемки на льду, голую грудь, проклятие рождественского блокбастера и усы Михалкова как архетип.

Катя:

Хотела сказать, что и мне, и Филиппу понравился фильм. Поэтому, возможно, это интервью будет чем-то вроде разговора с фанатами.

Роман:

Самый лучший формат, я считаю.

Катя:

Первый вопрос к Михаилу. Вы долго работали в рекламе, но это ваш первый полнометражный фильм — и сразу крупнобюджетное кино, блокбастер. Как так получилось?

Михаил:

Я не уникален. Путь, который я прошел, в принципе стандартный. Я работаю в кино больше 15 лет, снимал ролики с большими бюджетами и селебрити (самая знаменитая — реклама пива «Сибирская корона» с Дэвидом Духовны. — Прим. BURO.). Конечно, рекламные ролики не могут стоить больше фильма, но, грубо говоря, те деньги, которые мы тратили на три-четыре дня для съемок рекламы, — это треть бюджета полнометражного фильма, который снимается 55 дней.

Читайте также:
Где взять серебро в аватарии

Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 1)

Катя:

Как возникла идея снять «Серебряные коньки»?

Михаил:

Мне последние несколько лет предлагали снять разные фильмы, но я ждал совпадения. И здесь как раз все сошлось: меня завлек материал, а сценарий написал мой хороший друг Рома Кантор. Но вообще все началось с креативного продюсера Петра Анурова: его вдохновили картины с катанием на коньках голландских живописцев — не Брейгеля, а менее известных мастеров.

Роман:

Кстати, в фильме есть кадр — с мостом и ярмаркой на льду — и это, по сути, ожившая гравюра. Кроме того, повлияло и то, что в 2017 году, когда Пете пришла эта мысль, впервые за много лет замерзли каналы в Амстердаме. И в фейсбуке везде были фотографии людей, которые вышли на коньках по ним кататься. Так из разных факторов начала складываться картинка.

Михаил:

Рома сел придумывать сценарий, потом эта история претерпевала разные жанровые изменения, но общий сет Петербурга и замерзших каналов конца XIX века оставался неизменен. Любопытно, что в XIX веке Нева и каналы замерзали намного чаще, чем сейчас, и на них выстраивались горки и проходили ледяные ярмарки. Лед бывал настолько толстым, что в 1838 году на Неве выстроили даже ипподром с трибунами и проводили на нем скачки.

Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 2)Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 3)

Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 4)

Филипп:

В кабаке, куда герои идут пьянствовать, у вас играют не романсы, а еврейский клезмер. Это насколько правдоподобно?

Роман:

И это тоже была целая история — выбрать музыку, которая могла звучать в кабаке. Мы не понимали, что там тогда играло, а уходить в балалайки, в цыганщину не хотелось.

Михаил:

И еще к вопросу про историческую правду: мы были ограничены историческими локейшенами, в которых было возможно проводить съемки. Бестужевские курсы, скажем, снимали в Мухе (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, которая в советские времена носила имя скульптура Веры Мухиной, отсюда и прозвище. — Прим. BURO.), хотя они базировались совсем не там. Но кто возмутится, помимо. петербурговедов? Или как их правильно называть?

Катя:

Назовите просто «петербуржец»: любой петербуржец — петербурговед, они любят свой город.

Михаил:

Так вот — кроме них, историческая достоверность мало кому будет интересна. Мы приняли определенную условность в кино, как Гай Ричи, который, когда снимает Лондон XIX века, тоже все мешает.

Филипп:

Самые зрелищные сцены в «Коньках» — на льду. Как вы их снимали?

Михаил:

Как приехавшие в Петербург наивные люди, мы думали, что зимой там холодно, забыв про глобальное потепление. Был 2019-й, мы готовились к съемкам весь январь, стояла прекрасная зима: –20, все замерзло, мы гуляли по каналам в сопровождении МЧС. А потом в феврале, когда пора было снимать, все растаяло. В результате нам удалось провести всего несколько съемочных дней на льду Невы и Фонтанки.

Это уникальная ситуация, потому что сначала потеплело, а потом резко наступили холода — и получился идеально гладкий лед. Но после этого мы были вынуждены прибегнуть к «плану Б»: 80% фильма снималось в павильоне, где мы выстроили имитацию канала с хромакейными стенами. И в итоге получилось меньше сцен на льду, чем мы планировали.

Читайте также:
Спасатель с серебром отзывы

Роман:

И чтобы понимать технологический процесс: нельзя просто прийти и начать снимать на льду. Нужно накладывать специальные настилы, потом заливать их водой, чтобы лед стал ровным и правильного цвета.

Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 5) Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 6)

Катя:

Главные роли в «Серебряных коньках» сыграли дебютанты Федор Федотов и Софья Присс. А на ролях второго плана много звезд — Юрий Колокольников, Юра Борисов, Тимофей Трибунцев и другие. Вы специально так конструировали каст?

Михаил:

Петрова надо было позвать! (Смеется.) Мы не ставили себе конкретную задачу — взять дебютантов. Ведь это история про первую любовь, в центре сюжета два молодых человека — понятно, что им не может быть сильно больше 18 лет. Мы пробовали на эти роли огромное количество молодых людей, учащихся театральных вузов и уже более известных артистов.

Но именно Федор и Софья подошли по разным причинам. Удивительно, что они оба из Петербурга, хотя мы смотрели сотни ребят по всей России.

Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 7)Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 8)Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 9) Конькобежная Россия, которую мы потеряли. Большое интервью с создателями «Серебряных коньков» — главного рождественского фильма года (фото 10)

Катя:

А еще нам показалось, что герой Колокольникова, великий князь с пышными усами, — немного Никита Сергеевич из «Статского советника».

Михаил:

Вы нас раскусили! Мы шутили, что на роль великого князя надо было позвать Никиту Сергеевича.

Катя:

Многие фильмы, которые снимали в России в последние годы с целью предложить зрителю большой новогодний блокбастер, в общем-то, получались чудовищными. Вы не боялись, что проклятие большого рождественского кино вас коснется?

Роман:

Так у нас одних рождественское кино — у остальных новогоднее!

Михаил:

Боялись ли мы проклятия рождественского кино? Нет, не боялись. Боялись ли мы вообще? Когда плотно над чем-то работаешь, нет смысла бояться.

Фрагмент из той самой эротической сцены

Филипп:

Не отпустим вас без вопроса про голую грудь. Здесь нет противоречия: с одной стороны, это сказка с рейтингом 6+, а с другой — в ней достаточно откровенная постельная сцена?

Роман:

Мне кажется, что с женской грудью у маленьких детей нет проблем — скорее с этим могут быть проблемы у подростков. У меня совесть здесь чиста: мне не кажется, что какой-то ребенок может быть травмирован после просмотра фильма. Это все равно что спрашивать, поведешь ты в Эрмитаж ребенка или нет — там гораздо больше обнаженных тел, чем у нас.

Михаил:

Референсы нашего фильма не совсем сказочные — это кино про первую любовь, а значит, оно предполагает воплощение этой любви. Можно по-разному этот вопрос решать, но, мне кажется, мы подошли к нему максимально деликатно. А то, какой у фильма рейтинг, решаем не мы.

Филипп:

Многие говорят о диснеевском духе фильма, но появление голой диснеевской принцессе в мультике может шокировать. Так «Серебряные коньки» — детское или взрослое кино?

Михаил:

Я не провожу такого разделения, но это точно не чисто детское кино. У меня была надежда, что фильм с удовольствием посмотрят люди разных возрастов — и дети, и взрослые.

Роман:

Я для себя сравнивал его со спилберговскими фильмами — например, с «Инопланетянином». И хотя я не думал про совсем маленьких детей, когда писал сценарий, сейчас мне кажется, что они могут не понять некоторые вещи, но в принципе историю воспримут. Кстати, я недавно узнал, у нас приблизительно одно количество утренних дневных и вечерних сеансов. А это значит, что на фильм как раз ходят разные люди.

Источник: www.buro247.ru

Рейтинг
Загрузка ...