Серебряный бубенец во рту что значит

Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Фото автора

Имя есть у каждого человека, и многие из нас интересуются происхождением и значением своих имён. Некоторые считают, что в наши дни имена людей – это просто сочетания звуков, используемые, чтобы кого-то позвать или о ком-то поговорить. На самом деле, это не так.

Первые имена появились более семи тысяч лет назад. На заре человечества во всех народах новорожденных называли словами-прозвищами, которые как-то характеризовали самих младенцев или выражали те качества, которые родители хотели развить в своих чадах. Впрочем, не всегда имена, данные при рождении, обозначали что-то хорошее. Славяне зачастую давали своим детям «негативные» имена (Некрас, Грязнуша), которые должны были «обмануть» злых духов и отвести беду от ребёнка.

Славяне верили, что, произнося имя человека, ты либо призываешь его помощь, либо выбиваешь из него силу. А зачем же лишний раз выбивать силу из своего родственника? Ведь от этого слабеет весь твой род. Членов своего рода называли иносказательно. До сих пор подавляющее большинство мужчин и женщин предпочитают, чтобы их дети называли их папа-мама, а не по именам.

Марина Цветаева — Имя твоё — птица в руке (Читает П.Шибеева)

Кстати, слова «отец», «мать», «брат», «сестра» и пр. являются одними из самых первых возникших в языке.

Думаю, та же причина объясняет и возникновение личных местоимений в языке. Как ни странно, в языке красных индейцев – коренных жителей Америки, насколько я знаю, такой части речи не было. Говоря о себе, например, индеец сказал бы не: «Я пошёл на охоту», а «Орлиный Глаз пошёл на охоту». Но почти во всех современных языках личные местоимения существуют.

На заре времён имя собственное имело сакральное значение очень у многих племён. Лишний раз его старались не произносить.

Этим же объясняется и тот факт, что во многих культурах детям давали двойные имена. В западных странах и сегодня детям зачастую дают двойные имена, но это уже не имеет сакрального значения. А вот после крещения Руси, когда у людей, по сути, было две религии, у новорожденных было и языческое, и христианское имя. Яркий пример этому – герой многих русских сказок Иван-Дурак.

Иван-Дурак – не что иное, как двойное имя: Иван – христианское, Дурак – языческое. Дурак, Волк, Оладья – всё это были исконные славянские имена, сейчас существующие в языке как имена нарицательные. Но и до крещения Руси у людей обычно было два имени: одно – для всех, другое, сакральное, знали только самые близкие. До сих пор, когда ребёнка крестят в православной церкви не под тем именем, которое указано в свидетельстве о рождении и является официальным, это имя обычно держат в тайне от всех кроме самых близких родственников. Ведь считается, что, зная христианское имя человека, его легче сглазить или навести на него порчу.

Принятие Русью христианства обогатило наш язык большим количеством красивых, но иностранных, а потому малопонятных имён. Как в Древней Греции было принято называть детей именами богов (Аполлон, Майя) или эпитетами, которые обозначали качества богов (Виктор, Максим), так и в России долгое время давали новорожденным «календарные» имена Святых, чтобы у ребёнка был небесный покровитель, который защищал бы его на протяжение всей жизни.

После революции семнадцатого года в нашей стране родители получили право использовать любые слова и сокращения слов в качестве имён. Так появились такие труднопроизносимые имена, как Индустриализация, Трактор, Родварк (родившийся в Арктике), Даздраперма (да здравствует первое мая), Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике), Пятьвчет (пятилетку в четыре года). Такие «обозначения» были призваны не подчеркнуть уникальность каждого ребёнка, а лишь посвятить его некой идее, тем самым обезличив. Присваивались эти имена во время выдуманного вместо крестин обряда, который называли октябрины, звездины или красные крестины, во время которого новорожденного как бы посвящали в коммунисты. Впрочем, этот искусственно созданный обряд долго не просуществовал.

Читайте также:
Кто такой раскол снимавшийся у серебра

В последующие годы в РСФСР вернулись к простым русским именам. Но выбор их совсем не отличался разнообразием. В девяностые годы появилась мода на иностранные имена (Анжела, Анжелика, Снежана, Вероника, Диана). Сейчас в России многие называют детей старинными русскими именами (Степанида, Василиса, Елисей, Евдокия).

В Америке в наши дни считается нормой использовать в качестве имён практически любые слова. Ребёнка могут назвать в честь торговой марки (Летуаль, Армани), а могут – в честь жевательной резинки (Ригли).

В Европе сейчас стали модными имена из популярного сериала «Игра престолов» (Арья), а также из серии книг и фильмов про Гарри Поттера (Гарри и Гермиона).

А вот протестанты зачастую называли и называют своих детей именами ветхозаветных пророков.

Давно известно, что имя влияет на судьбу человека, который его носит. Здесь имеет значение и мелодика имени, и личности известных людей, которые его носили, и (но чаще в последнюю очередь) его непосредственное значение.

Если вы не специалист в этой области, происхождение, значение и звучание того или иного имени может заинтересовать вас по четырём причинам:

Ø чтобы разобраться в своём характере и выяснить, подходит вам ваше имя или нет;

Ø чтобы подобрать себе подходящий псевдоним или сменить имя;

Ø чтобы найти правильные пути подхода к вашим родным, друзьям, знакомым и бесконфликтно общаться с ними;

Ø чтобы выбрать имя ребёнку.

Выбирая имя из имеющегося в языке арсенала, следует помнить, что совсем «плохих» имён не бывает, у каждого есть свои светлые и тёмные стороны. Если характер имени соответствует характеру вашего малыша и если вы при воспитании будете развивать положительный потенциал имени, а негатив сглаживать и нивелировать, ваш ребёнок вырастет гармонично развитой личностью и сможет найти себе место в жизни. Назвать новорожденного можно по святцам, можно – в честь кого-то из родственников, можно – высчитав подходящее имя по нумерологии и астрологии, проанализировав его с позиций психолингвистики (сейчас очень много рекомендаций, как это сделать, имеется в литературе и в интернете), а можно – дать ребёнку возможность самому выбрать себе имя. В последнем случае выберите несколько имён, которыми вы хотели назвать новорожденного и называйте их ему по очереди. На какое имя он позитивно прореагирует, тем и можно его назвать.

Кстати, считается, чтобы «активировать» своё имя, необходимо как можно чаще повторять его самому себе.

Психологами было отмечено, что те дети, чьи имена заметно выбиваются из ряда характерных для региона проживания, чаще всего имеют более сложный жизненный путь, чем те, чьи имена соответствуют местным традициям. Однако, всё чаще и чаще встречаешь детей с очень необычными именами. Нет ничего плохого в выборе необычного имени, если родители планируют жить в той стране, где имя ребенка будет соответствовать традициям того региона.

Считается, что именами мамы и бабушки по материнской линии девочку лучше не называть – малышка будет часто болеть. Есть поверье, что старшего сына хорошо назвать именем отца – он будет здоров и счастлив.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос покладистым, мог приспособиться к любой ситуации, дайте ему имя, от которого можно образовать много уменьшительно-ласкательных вариантов (Таня, Танечка, Танюша). А если вы хотите вырастить стойкого, верного своим принципам человека, подберите имя, которое нелегко изменить (например, Платон).

Выбирая редкое или, наоборот, распространённое имя, подумайте, чего вы хотите: чтобы ваш ребёнок легко вливался в коллектив или чтобы он был ярким, заметным. Имя – это первый и главный подарок, который родители дарят своему чаду. В древности верили, что давая кому-то имя, мы обретаем власть над ним.

Не стоит давать вашему сыну или дочери слишком громоздкое, странное имя или имя, порождённое сиюминутной модой. Мода пройдёт, а непривычное для слуха имя останется. Это может в детстве вызывать насмешки со стороны сверстников. С возрастом человек может сменить неприятное ему имя, но психологическая травма останется на всю жизнь.

Сейчас закон в нашей стране разрешает давать детям двойные имена, но дефис в имени можно использовать только один раз (например, Алла-Виктория). Нельзя использовать в имени цифры. (Ещё чего не хватало!) Нельзя использовать другие знаки препинания, кроме дефиса. Нельзя называть ребёнка именем, противоречащим моральным принципам граждан РФ (например, Тузик, Мурзик).

Нужно помнить, что имя, как, впрочем, и любое слово, – это символ. Проанализировав, какую роль играют или могут сыграть в наших судьбах наши имена, мы возвращаем

мёртвому знаку его живое символическое значение.

Цит. по:
Семира и Виталий Веташ «Астрология имени, цвета и звука» 2005

Читайте также:
Можно ли мусульманам носить серебряный браслет

Использованные источники:

Веташ, С. и В. «Астрология имени, цвета и звука» 2005

Зима, Д. и Н. «Тайна имени. Как назвать вашего ребёнка. 365 тайн имени» 2007

Цымбалова, Л. Н. «100 имён – 100 судеб: как назвать Вашего ребёнка» 2008

Источник: dzen.ru

Имя твое — птица в руке

Стихотворение Цветаевой о Блоке

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.

Анализ произведения

Стихотворение «Имя твое — птица в руке» Марина Цветаева, вопреки мнению дилетантов от пера, посвятила не мужу, Сергею Эфрону, а своему поэтическому кумиру, Александру Блоку. Он был единственным поэтом, перед которым Цветаева боготворила, ему он посвятила несколько стихов и «Имя твоё» одно из самых ярких.

Чем так привлекал Блок поэтессу – это ария из другой оперы, возможно, её влекло к великому символисту то, чего не хватало в ней самой – загадочности строк и игры с символами. Надо сказать, что в этом стихотворении символизм используется в полной мере, об этом в анализе ниже.

Символизм Цветаевой

☝ В строках активно используется символизм (простите за повтор). Птица в руке – это умение держать свою свободу под контролем, чего Марине не хватало. Льдинка на языке – это глубина блоковских строк, при чтении которых хочется молчать, а серебряный бубенец – это кисло-сладкое послевкусие после прочтения произведений Блока.

Цветаева находит символы, с которыми сравнится имя поэта, вокруг себя. Это и щёлканье ночных копыт, и звук камня, брошенного в пруд, и даже щелчок курка возле виска.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Хорошо не зная Блока близко, Цветаева пытается приблизиться к поэту хотя бы в стихах:

Загадка стихотворения

✨ Есть в стихотворении загадка, которая вызывает вопросы у тех, кто не знает грамматики тех лет. Почему:

☝ Блок – это 4 буквы, откуда пять? Всё просто, в языке того времени на окончании фамилии Блока стояла буква «ять», по простому, твёрдый знак «Блокъ». Вот вам и пять букв.

Заканчивается стихотворение сравнением имени героя с поцелуем в снег, но финальную точку Цветаева ставит тем, что с этим именем сон глубок. Сон же у нас всегда ассоциируется со спокойствием и доверием. Завершая стихотворение, Цветаева удовлетворена своей работой, довольна тем, что ещё раз воздала по заслугам любимому поэту.

Из стихов делаем вывод, что Блок вызывал у Цветаевой бурю эмоций, его творчество и загадка всегда привлекали поэтессу, и во многом она брала пример в творчестве с него. Строила ли Марина из Блока кумира, сейчас сказать нельзя, но то,что она ставила его во главе русской поэзии – это факт.

От жанра до средств выразительности

Произведение написано в жанре любовной лирики, но это не про чувства двух тел, а за любовь двух душ.

Стихотворный размер – дактиль с пятистопным ямбом, а композиция состоит из трех строф по шесть строк, связанных единой темой послания (или признания, как удобнее).

☝ Рифмовка парная (смежная) – (руке – языке – губ – букв – лету – рту), где в первом шестистишии все рифмы открытые, во втором закрытые, а в третьей строфе они смешаны.

  1. ✔ Эпитеты (тихий пруд, щелкающий курок, недвижные веки, тихий пруд).
  2. ✔ Метафоры («имя твоё – птица в руке», льдинка на языке, «мячик, пойманный на ветру», серебряный бубенец во рту, поцелуй в глаза, нежная стужа недвижных век, поцелуй в снег).
  3. ✔ Олицетворения (камень всхлипнет, назовет курок).
  4. ✔ Анафора (имя твоё…).

✨ Как видим, из троп доминируют метафоры, которые помогают Цветаевой слепить образ Блока и подать отношение к нему в оригинальном виде на поэтический стол читателя.

К Блоку поэтесса обращается в стихах ни раз, самый очевидный пример – это стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель…», написанное в 1916 году. Рекомендуем перейти по ссылке и перечитать для полноты созданного образа.

Читайте также:
Как найти серебряную руду в террарии

Романс на слова

Глубже понять тему поможет романс со словами стихотворения.

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Владимир Набоков
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

Источник: stihirus24.ru

Имя твое птица в руке чтение. Тайна стихотворения М.Цветаевой «Имя твоё — птица в руке…

ФилоЛог

Александр Александрович Блок является одной из ключевых фигур в литературном процессе начала двадцатого века. Им восхищались чуть ли не все поэты и прозаики того времени. О нем отзывались как о человеке внеземном, одарённом свыше. Его регулярно упоминали в различных мемуарах и биографиях, ему посвящали не просто стихотворения, а целые поэтические циклы. Одним из таких циклов как раз и является сборник «Стихи к Блоку» Марины Ивановны Цветаевой, открывающийся стихотворением «Имя твоё – птица в руке…».

История создания

Цикл создавался в период с 1916 по 1921 год. Если посмотреть на даты написания каждого из стихотворений, становится ясно, что Цветаева не планировала издавать целый сборник; эта идея возникла уже после смерти Блока. Так, первые работы, вошедшие в цикл, поэтесса пишет весной 1916 года, к этой группе как раз и относится «Имя твоё – птица в руке».

Далее работа прерывается на четыре года, и Цветаева вновь обращается к Блоку только в 1920 году в стихотворении «Как слабый луч сквозь черный морок адов…». Это связано с выступлением поэта в Москве 9 мая 1920 года, на котором она присутствовала лично. В 1921 году Блок умирает. Откликом на эту трагедию становятся десять новых стихотворений, ставших итогом цикла.

«Имя твое — птица в руке…» М.Цветаева

«Имя твое — птица в руке…» Марина Цветаева

Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим — сон глубок.

Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое — птица в руке…»

Марина Цветаева весьма скептически относилась к творчеству знакомых ей поэтов Единственным человеком, которого она боготворила в прямом смысле этого слова, являлся Александр Блок. Цветаева признавалась, что его стихи не имеют ничего общего с земным и обыденным, они написаны не человеком, а неким возвышенным и мифическим существом.

Цветаева не была близко знакома с Блоком, хотя часто бывала на его литературных вечерах и каждый раз не переставала удивляться силе обаяния этого незаурядного человека. Неудивительно, что в него были влюблены многие женщины, среди которых оказались даже близкие подруги поэтессы. Тем не менее, о своих чувствах к Блоку Цветаева никогда не говорила, считая, что в данном случае и речи не может быть о любви. Ведь для нее поэт был недосягаем, и ничто не могло принизить этот образ, созданный в воображении женщины, так любящей мечтать.

Марина Цветаева посвятила этому поэту довольно много стихов, которые позже были оформлены в цикл «К Блоку». Часть из них поэтесса написала еще при жизни кумира, включая произведение под названием «Имя твое – птица в руке…», которое увидело свет в 1916 году. Это стихотворение в полной мере отражает то искреннее восхищение, которое Цветаева испытывает к Блоку, утверждая, что это чувство – одно из самых сильных, которое она испытывала когда-либо в своей жизни.

Имя Блока ассоциируется у поэтессы с птицей в руке и льдинкой на языке. «Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв», — утверждает автор. Здесь следует внести некоторую ясность, так как фамилия Блока действительно до революции писалась с ятью на конце, поэтому состояла из пяти букв. И произносилась на одном дыхании, что не преминула отметить поэтесса.

Читайте также:
Строение хлорид серебряного электрода

Считая себя недостойной того, чтобы даже развивать тему возможных взаимоотношений с этим удивительным человеком, Цветаева словно бы пробует на язык его имя и записывает те ассоциации, которые у нее рождаются. «Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту» — вот далеко не все эпитеты, которыми автор награждает своего героя. Его имя – это звук брошенного в воду камня, женский всхлип, цокот копыт и раскаты грома. «И назовет нам его в висок звонко щелкающий курок», — отмечает поэтесса.

Несмотря на свое трепетное отношение к Блоку Цветаева все же позволяет себе небольшую вольность и заявляет: «Имя твое – поцелуй в глаза». Но от него веет холодом потустороннего мира, ведь поэтесса до сих пор не верит в то, что такой человек может существовать в природе. Уже после смерти Блока она напишет о том, что ее удивляет не его трагическая картина, а то, что он вообще жил среди обычных людей, создавая при этом неземные стихи, глубокие и наполненные сокровенным смыслом. Для Цветаевой Блок так и остался поэтом-загадкой, в творчестве которого было очень много мистического. И именно это возводило его в ранг некоего божества, с которым Цветаева просто не решала себя сравнивать, считая, что недостойна даже находится рядом с этим необыкновенным человеком.

Обращаясь к нему, поэтесса подчеркивает: «С именем твоим – сон глубок». И в этой фразе нет наигранности, так как Цветаева действительно засыпает с томиком стихов Блока в руках. Ей грезятся удивительные миры и страны, а образ поэта становится настолько навязчивым, что автор даже ловит себя на мысли о некой духовной связи с этим человеком.

Однако проверить, так ли это на самом деле, ей не удается. Цветаева живет в Москве, а Блок – в Санкт-Петербурге, их встречи носят редкий и случайный характер, в них нет романтики и высоких отношений. Но это не смущает Цветаеву, для которой стихи поэта являются лучшим доказательством бессмертия души.

Жанр и размер

Стихотворение «Имя твоё – птица в руке…» открывает цикл «Стихи к Блоку» и, вопреки распространённому мнению, не является откликом на смерть Блока (напомним: оно написано в 1916 году). Так что совершенно ошибочно считать его своего рода эпитафией.

«Имя твоё – птица в руке…» носит в себе черты послания: лирическое произведение адресовано конкретному человеку (о чём говорит и название стихотворного цикла). Стихотворение является непосредственным откликом на творчество Блока, напрямую выражает отношение Цветаевой к лирике поэта. Также поэтесса регулярно употребляет местоимение «твоё», что как раз характерно для жанра послания.

Однако важно помнить о том, что лирическая героиня выходит за рамки обычного разговора и обращения, стихотворение «Имя твоё – птица в руке…» не предполагает никакого отклика, поэтому относить его к жанру послания можно лишь с рядом оговорок.

Стихотворный размер: четырёхударный дольник.

Композиция

Композиционное деление стихотворения таково: 3 строфы, в каждой по шесть строчек. Первая и третья строфы объединены рефреном «имя твоё»:

Примечательно также и то, как от первой до третьей строфы меняется динамика стихотворения. Если начинается оно с достаточно нейтральных образов (мячик, бубенец и так далее), то завершается образами, содержащими похоронную семантику (стужа век, глубокий сон). Вторая строфа, пожалуй, самая драматичная из всех. Наполненная звуковыми образами (плеск воды, выстрел, гром, щёлканье курка), она резко выделяется на фоне других строф, более статичных, спокойных, почти беззвучных. Будто бы за драматичным выстрелом второй строфы следует печальная развязка, постепенное принятие от «ах, нельзя!» до «поцелуя в снег».

Идея

Стихотворение «Имя твоё – птица в руке» представляет собой своеобразный гимн Блоку. Лирическая героиня очень эмоционально (в цветаевском духе) и совершенно искренне восхищается поэтом, говорит о том, что он для неё значит. Играя с именем Блока, Цветаева заключает в эти «пять букв» («Блокъ» по дореволюционной орфографии) всю ту невероятную гамму образов и ощущений, связанную с творцом.

Так, творчество Блока для неё есть одновременно нечто лёгкое, едва уловимое, тонкое, хрупкое («птица в руке», «льдинка на языке») и резкий манифест, устрашающий вызов («громкое имя твое гремит», «назовет его нам в висок // звонко щелкающий курок»). В её глазах поэт – фигура сверхъестественная, практически ирреальная, недосягаемая.

Такое ощущение создаётся из-за весьма интересного и необычного подбора образов: почти все они невещественны. Это лишь моменты, вспышки, мгновения, кратковременные и мимолётные. Это отзвуки и едва ощутимые прикосновения. Трепет живой птицы в ладонях, касание губами холодной кожи, звук пронизывающего спокойную водную гладь камня. Всё зыбко, всё ускользает.

Читайте также:
Серебро это инь или янь

Блока не поймать и не достичь, не постичь. В этой зыбкости и неуловимости можно разглядеть печальное предчувствие скорой кончины поэта. Это раскрывается в третьей строфе: «Поцелуй в глаза, // В нежную стужу закрытых век» – так целуют покойников, «сон глубок» можно рассматривать как метафору смерти.

Стихотворение, несмотря на свой небольшой объём, наполнено множеством эмоций совершенно разной степени силы и накала. Это несколько детская радость первой строфы с её игровыми образами (мячик, бубенец), драматизм, динамика и высокое напряжение второй, холодное спокойствие третьей. Пожалуй, только лирическая героиня Цветаевой способна гармонизировать в себе столь широкий спектр эмоций и чувств, плавно перетекающих друг в друга.

Загадка стихотворения

Есть в стихотворении загадка, которая вызывает вопросы у тех, кто не знает грамматики тех лет. Почему:

Блок — это 4 буквы, откуда пять? Всё просто, в языке того времени на окончании фамилии Блока стояла буква «ять», по простому, твёрдый знак «Блокъ». Вот вам и пять букв.

Заканчивается стихотворение сравнением имени героя с поцелуем в снег, но финальную точку Цветаева ставит тем, что с этим именем сон глубок. Сон же у нас всегда ассоциируется со спокойствием и доверием. Завершая стихотворение, Цветаева удовлетворена своей работой, довольна тем, что ещё раз воздала по заслугам любимому поэту.

Из стихов делаем вывод, что Блок вызывал у Цветаевой бурю эмоций, его творчество и загадка всегда привлекали поэтессу, и во многом она брала пример в творчестве с него. Строила ли Марина из Блока кумира, сейчас сказать нельзя, но то,что она ставила его во главе русской поэзии — это факт.

Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим — сон глубок.

Стихотворение Марины Цветаевой «Имя твое — птица в руке» написано в 1916 году и посвящено Александру Блоку. Это стихотворение открывает целый цикл поэзии Цветаевой, написанной с 1916 по 1921 годы.

Стих «Имя твое — птица в руке » посвящено Блоку, однако Цветаева ни разу в самом произведении не назвала его имя, но все понимают о ком оно. Блок и Цветаева были родственными душами, бунтарский дух, неиссякаемая энергия, мятежность и неординарность личность, — все это делало их похожими.

В стихотворении поэтесса пытается обыграть каждый звук имени Блока. Его имя — это что-то теплое как птица в руке, но неуловимое, откроешь ладонь — и улетит. Звук «л» в имени поэта натолкнули Цветаеву на ассоциацию с льдинкой на языке. Его образ для нее одновременно будоражуще холодный,- один звук, одно движение губ, произносимых: «Блок» щекочут холодком язык и касаются сокровенных уголков души.

Для Цветаевой Блок — это воплощение ее духовной любви, он как ангел, вроде человек, но возвышенный, неуловимый и невещественный.

Имя Блока — это лишь «пять букв», поэт всегда подписывался «А. Блок», но музыкальность стихотворения поражает, здесь и звон бубенца, и топот копыт, и щелканье курка. Слово «Блок» для Цветаевой — это такая палитра звуков,- и мячик, пойманный на ветру, и камень, кинутый в тихий пруд, и звук поцелуя.

Вообще, все стихотворение — это монолог поэтессы. В стихе нет сюжета, это просто набор эмоций. Когда читаешь строки Цветаевой, чувства диаметрально противоположные сменяют друг друга. Тепло от птицы в ладони, потом вдруг холодок, потом овладевает какая-то внезапность от строк про пойманный мяч, затем будто слышится тихий звук от брошенного в воду камня и дальше громкий топот копыт, и в финале сначала теплый любовный и незабываемый поцелуй в глаза и холодный и отрезвляющий — в снег.

От стихотворения возникает такая экспрессия чувств, наверное, такие чувства у Цветаевой вызывал сам Блок. Символично стих заканчивается словом «глубок», словом, которое содержит все звуки имени Блока и отражает его сущность, глубину и безмерность его поэзии.

Источник: cultshop.ru

Рейтинг
Загрузка ...