Серебряный цвет значение в литературе

Димитрева Наталия Александровна

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Цветовая символика является частью коммуникативного пространства культуры человека. Автор поставил перед собой цель изучить основные цветовые символы в творчестве А.Белого, А.Блока, К.Бальмонта, значение цветов с точки зрения науки.

По мнению автора, эта тема является для него полезной: полученные Марией знания помогут, определяя значение цветовой символики, уместно пользоваться ими в коммуникативном пространстве. Мария изучила, что есть символ, своеобразие цветовой символики. Для получения ответов на некоторые вопросы ей пришлось обратиться к литературным источникам и к текстам поэтов Серебряного века.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ Большекуликовская СОШ

Цветовая символика в поэзии ХХ века

Автор : М. Худайбергенова, ученица 11 класса МБОУ

Акмеизм — поэты Серебряного века | Цех поэтов | Главное отличие символизма от акмеизма

Большекуликовской СОШ, Моршанский район

Руководитель : Н. А.Димитрева, учитель русского языка и

литературы МБОУ Большекуликовской СОШ, Моршанский район

Глава I. Символизм как литературное течение. 4

1.1. Понятие символа.

1.2. Русский символизм.

1.3. Своеобразие цветовой символики в поэзии ХХ века.

Глава II. Цветовая психология. 5

2.1. Значение цветов с точки зрения науки. 8

2.2. Влияние цветового описания на психику читающего.

Глава III. Цветовые оттенки в творчестве отдельных поэтов-символистов. 7

3.1. Андрей Белый

3.2. Александр Блок

3.3. Константин Бальмонт

Список литературы 10

Актуальность теоретического анализа и исследования феномена цветового символа заключается в следующем: цветовая символика является существенной частью коммуникативного пространства культуры человека, способом представления для сознания носителя культуры ее ценностей и смыслов.

Цель работы – проанализировать творчество поэтов Серебряного века, узнать значение цветовой символики с целью раскрытия важности использования автором тех или иных цветов и способствовать духовному развитию граждан, формированию чувства социальной и культурной ответственности.

Проблема – значение символики цветов в творчестве поэтов ХХ века.

Задачами данного исследования являются:

1. Развитие духовной личности, способной находить в цветовых художественных деталях важные аспекты произведения.

  1. Определение роли цветового символа в раскрытии идейного содержания литературного произведения.
  2. Повышение интереса к литературе, в частности к поэзии.

Объект исследования – творчество поэтов-символистов.

Предмет исследования – использование цветовой символики в художественной литературе.

1. Анализ изучаемого материала.

2. Синтез результатов исследования.

3. Обобщение изученного опыта..

Гипотеза: Если мы, учащиеся, будем изучать и знать цветовую символику поэзии ХХ века, передавать свои знания, это будет способствовать повышению уровня культурного и духовного развития, а также росту интереса к русской поэзии символистов.

Открытый урок с Дмитрием Быковым. Урок 1. Серебряный век 1894 — 1929

В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа,
действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами.

Литература в жизни человека играет значительную роль. Общество черпает из книг ценные знания, которые впоследствии помогают справиться с многими жизненными ситуациями. Но именно поэзия формирует эстетические взгляды человека, заставляет его вчитываться в каждое слово, ведь оно так же важно, как и мазок на картине художника. Неправильно понятое, оно способно разрушить все, ради чего создавалось.

Читайте также:
Одна марка серебра вес

Человечество не стоит на месте. Развиваясь день ото дня, совершенствуются и множество научных дисциплин. В том числе и литература, образующая различные течения и направления. Одним из таких литературных течений является символизм. Что же из себя, собственно говоря, представляет символизм?

Глава I. Символизм как литературное течение.

1.1 Символ (от греч. symbolon — условный опознавательный знак для членов тайной организации у древних греков) — один из тропов , состоящий в замещении наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением, чем-либо напоминающим это жизненное явление»

Например: заря, утро — символы молодости, начала жизни; ночь — символ смерти, конца жизни; снег — символ холода, холодного чувства, отчуждения и

В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть цветовую символику.

Символизм — это литературное течение, которое сложилось изначально во Франции на рубеже 19 — 20 веков, сосредоточенное, как правило, на художественном выражении посредством символа, находящегося за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», «нетленной» красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением символистов являлся пессимиз м, который доходил до отчаянья.

Русский символизм поначалу был схож с европейским, но имел существенное отличие: символизм состоял из двух потоков — «старшие символисты» и «младосимволисты». К первой группе, не принимающей действительности и обращающейся к запредельному миру в мистических переживаниях, относились Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб, Константин Бальмонт. Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов составляли группу «младших символистов», принимающие реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным миром.

1.3Своеобразие цветовой символики в поэзии ХХ века. В творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета, через которую передавались эмоции, сокровенные мечты и мысли. Многие исследователи отмечали, что для отдельных авторов, некоторых художественных направлений и целых эпох характерно тяготение к определенным цветам и устойчивым цветовым сочетаниям.

При анализе стихотворений поэтов-символистов А. Белого, А. Блока и К. Бальмонта я обратила внимание на то, что чаще всего встречаются красный, белый, желтый, золотой и лазурный цвета, затем зеленый, серебристый, черный и синий, а реже всего встречается фиолетовый. Также мое внимание привлекло сами названия цветов и их оттенков. В основном, поэты использовали красивые и звучные названия, например, не зеленый, а изумрудный, не голубой, а лазурный, не желтый, а золотистый, не красный, а багровый или пунцовый и так далее. Еще одной особенностью является чрезмерное употребление одного и того же слова, обозначающего оттенок цвета. Например, в стихотворении Андрея Белого «Зима» это ярко прослеживается:

В багровом западе дымок;

Багровый холод небосклона;

Читайте также:
Как связаны ртуть и серебро

Багровый отблеск на реке.

На мой взгляд, автор прибегает к такому приему для того, чтобы сосредоточить внимание читателя именно на этой детали для более точного понятия и представления образов, созданных поэтом.

Глава II. Цветовая психология.

2.1. Значение цветов с точки зрения науки.
Рассмотрим психологическое и символическое значения наиболее часто встречающихся цветов в творчестве поэтов-символистов. Во-первых, это красный. Как правило, красный цвет — это наиболее активный, насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует страстную любовь, власть, огонь, войну. Также красный цвет, как указывается в некоторых источниках, — это символ удачи, счастья, благородства, олицетворяющий жизнь и действие.

Во-вторых, это белый. Белый цвет — это божественный цвет, символ света, чистоты и истины, радости и праздника. Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть.

В-третьих, это желтый. Желтый цвет — теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Но в сочетании с другими цветами он может вызывать противоположные эмоции. Такие оттенки будут олицетворять зависть, фальшь и действовать отталкивающе (например, в сочетании с тем же фиолетовым, это символ болезни).

Голубой (лазурный) легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность, правдивость. Если голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию. Голубой цвет у некоторых этносов — это один из траурных цветов.

Золотой — цвет победы и славы, цвет солнца. Золотой цвет символизирует воплощение мудрости и опыта, олицетворяет радость и счастье, завершение трудов, а также излучает приветливость.

Я думаю, что будет не лишним рассказать о значении менее употребляемых цветов в творчестве поэтов-символистов. Это фиолетовый. Фиолетовый — опасный, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.

2.2. Влияние цветового описания на психику читающего.

Я решила узнать, каким же образом рассмотренные выше цвета могут повлиять на психику читающего, какие чувства они могут вызвать. Красный цвет чаще всего положительно влияет на человека, легко может привлечь внимание, но зачастую ассоциируется с опасностью и агрессией.

Золотой цвет согревает и возбуждает умственную деятельность человека, ободряет. В негативном аспекте может вызвать недоверие.

Голубой цвет пробуждает доверие, спокойствие и уважение, но чрезмерное присутствие указывает на лень и апатию к происходящему.

Белый цвет, как правило, вызывает у людей чувство невинности, чистоты и верности.

Фиолетовый цвет давит на психику, вызывает апатию, повышает низкую самооценку. Помогает принять все происходящее со спокойным сердцем, способствует вдохновению и состраданию.

Желтый очень часто воспринимается человеком, как знак разлуки и измены. Но в тоже время он увеличивает концентрацию, способствует справедливому и быстрому принятию решений.

Глава III. Цветовые оттенки в творчестве отдельных поэтов-символистов.

3.1. Андрей Белый.

Андрей Белый — представитель «младшего» поколения поэтов-символистов. Стоит отметить, что А.Белый — был одним из создателей теории символизма в России. Для анализа я выбрала 12 стихотворений Белого и выявила следующую закономерность: наиболее часто встречаемые цвета — красный(8), белый(7), желтый(4). Красный цвет в большинстве случаев у А.Белого связан с образами огня ада, раскаленных печей, а также с состраданием и кровью.

Читайте также:
Дарю серебро что бы в доме было добро

С белым цветом (стихотворение «Отчаянье») автор связывает снег, холод, лед, пургу, заметающую и дома, и душу лирического героя. Образ белого снега несет одновременно смерть и уход всего прошедшего с возможностью обновления.

А вот желтый цвет служит вспомогательным при красном. Он олицетворяет гибель и разрушения, но в некоторых случаях выступает как символ чего-то доброго (лучи света). Оттенок желтого в стихотворениях Белого, содержащих описание города, показывает его непригодным для жизни, удушающим и угнетающим.

3.2. Александр Блок. Александр Блок принадлежал к поколению «младосимволистов». Наиболее часто используемые цвета — белый, красный и лазурный (голубой). Красный цвет у Блока означает какую-либо опасность, тревогу, трагедию, но в то же время, надежду и пылкую любовь.

Белый цвет символизирует смерть, пустоту, безвыходность, что является противоположным значением в сравнении с А. Белым. Голубой цвет у Блока говорит о чем-то недостижимом, показывает непорочность и первозданность.
Фиолетовый и лиловый сигнализируют у Блока обычно о демоническом, дьявольском начале, жёлтый цвет символизирует роскошь, праздность и пошлость повседневности, зеленый цвет в творчестве Блока имеет – помимо некоторых положительных и нейтральных значений – большей частью отрицательный характер; он может сопровождать тему смерти.

  1. Константин Бальмонт.

Константин Бальмонт -поэт старшей плеяды символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме. особенность поэзии Бальмонта — цвет. Он любил цветовые эпитеты: «Красный парус в синем море, в море голубом. » В поэзии Бальмонта наиболее часто встречаются такие цвета, как белый, красный, золотой и лазурный (голубой).

Белый цвет у Бальмонта – это образ Христа, а также многочисленные женские образы символистской поэзии.

Красный цвет – амбивалентный символ, воплощающий в себе несколько значений: это символ страстной любви, крови Христа, жертвенной смерти, в целом, это диаволический и разрушительный цвет. С ним связан черный, цвет предзнаменования смерти, соблазна, носитель апокалиптической функции.

Золотой и лазурный – цвета Софии, при этом если лазурный – космический, возвышенный и внеземной, то голубой или синий являются его природной земной параллелью. Золотой, красный (пурпурный) и голубой образуют «триколор солярной доминанты»2.

Именно это цветовое сочетание в 1905 г. отчетливо преобладает в поэтике Бальмонта.

Источник: nsportal.ru

Серебряный цвет значение в литературе

LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Символика цвета в литературе

  • Jun. 11th, 2014 at 6:24 PM

Вы обращаете внимание на цвета в литературном произведении? Оказывается, всякий цвет также может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. Символика цвета используется в литургии, иконографии, геральдике, алхимии, литературе и изобразительном искусстве.

В классификации, разработанной в психологии, выделяются две группы цветов: первая из них включает теплые, «стимулирующие» цвета (красный, оранжевый, желтый и белый), а вторая группа состоит из холодных цветов, соотносимых с процессами расслабления (синий, индиго, фиолетовый и черный); зеленый цвет может относится к обеим группам.

Читайте также:
Кто завоевал серебро на чемпионате мира по хоккею

Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности, цвет ассигнации указывает на ее достоинство и т.д.); описательная (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло) и эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства.

Интересно, что у каждого народа свое «видение» символики цвета. Книжный Клуб предлагает вспомнить основные цвета и их возможные значения в литературе.

1

У белорусов белый цвет символизирует чистоту и невинность. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Но, кроме того, белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.

«Ему приснилось, будто он входит в пустой дом с белыми стенами, испытывая тягостное чувство, что он первое переступающее этот порог человеческое существо»

Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества»

2

Черный цвет имеет «отрицательное» значение, это символ смерти, зла. Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.

«И вот тут-то прополз по проулкам и улицам черный слушок»

3.1

Красный цвет в белорусской и русской лингвокультуре является священным. Раньше в русском языке слово красный означало красивый, прекрасный: красно солнышко, красна девица, Красная площадь. Также означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьбу, войну, конфликты, трагедию, драму, гнев, жестокость, ярость, страсти.

«На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…»

4

Означает состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь. Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом; «Йеллоу Джек» — флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в желтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции.

«От любви твоей загадочной ,
Как от боли, я кричу,
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу…»

5

Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый свет колеблется в глазах.
Зеленый цвет – наряд любого сада,
И для жасмина стебель — как награда»

Читайте также:
Плетение бисмарк серебро браслет

Амир Хосров Дехлеви

Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав.

6.1

Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви

«Он как будто ждал гостей – по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, тоже синей и увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами в переднем углу и низкими книжными шкафами из ясени вдоль стен. И везде в комнаты празднично глядели приблизившиеся к дому разнообразно зеленые, то светлые, то темные, деревья с яркой синевой между ветвями»

Tags:

Источник: bookclubby.livejournal.com

Серебро: цвет предательства?

Серебряный цвет наиболее других связан с изменениями в человеческой жизни. Серебряные ложки дарят новорожденным, приветствуя их приход в этот мир, но серебро волос свидетельствует о приближении времени ухода из него. Серебряные краски могут нести заряд оптимизма и говорить о будущем – и все же неизгладимый налет мудрости и прошлых эпох навсегда наложил свой отпечаток на цвет и металл. Серебро – это никогда не говорит о сегодняшнем дне: только завтра или только вчера.

Культурные коды серебра

Призрачный, изменчивый, зыбкий – так он воспринимается в различных культурах на различных континентах на протяжении многих столетий. Серебряный цвет тесно связан с мистической реальностью, доступной только воображению человека. Ритуальное значение серебро имело еще в ведических учениях и в практиках каббалистов. Древний вавилонский зиккурат Этеменанки – предполагаемый прототип библейской вавилонской башни – был выстроен из серебра в честь богини Луны. Оккультисты в серебряном цвете видели голоса не могущих найти пристанища душ.

Со времен античности живописцы пытались постичь мистическую природу серебра. На многих картинах изображены серебряные кувшины, подносы, вазы с фруктами, символизирующие переход человека в иные качества и состояния. Голландские натюрморты XVII века с серебряными предметами повествуют о бренности бытия, и об этом же, преходящем и сакральном, говорит инсталляция 1998-1999 годов «Тридцать серебряных предметов» Корнелии Паркер.

В тени «цвета солнца»

Серебро всегда оставалось в своей стоимости в тени золотых слитков, однако именно оно приобрело сложные психологические смыслы и ассоциации. Золото вечно – серебро же преходяще. Серебряные клинки и доспехи с трехчастного полотна флорентийского живописца Паоло Учелло «Битва при Сан-Романо» за прошедшие века успели потускнеть из-за процессов окисления металла.

Источник: fb.ru

Рейтинг
Загрузка ...