Серебряный флот Испании это

Запретив своим судам в одиночку пересекать Атлантику (1526), испанские власти в 1537 году окончательно перешли на систему конвоев – так называемых «серебряных флотов», которые состояли из нескольких десятков торговых судов, охраняемых военными галеонами. Королевский декрет от 18 октября 1564 года обязывал ежегодно отправлять в Вест-Индию две флотилии.

Первая, именовавшаяся флотом Тьерра-Фирме (то есть флотом Материка) или, чаще, галеонами Тьерра-Фирме, в разные годы насчитывала от двадцати до девяноста торговых судов и восемь-десять многопушечных военных галеонов. Она выходила из севильского аванпорта Сан-Лукар-де-Баррамеда [1] в августе или сентябре, шла на юг, к Канарским островам и островам Зеленого Мыса, потом, поймав северо-восточный пассат, пересекала Атлантику в струе Североэкваториального течения и входила в Карибское море в районе Наветренных островов. Проследовав вдоль побережья Венесуэлы и цепочки Подветренных островов на запад, она становилась на якорь в Картахене – крупнейшем порту Новой Гранады (теперь Колумбия), где на берег сходила часть пассажиров и выгружалась часть европейских товаров. Затем, приняв на борт колониальные товары, в том числе золото, новогранадские изумруды и жемчуг с острова Маргарита, галеоны шли к Панамскому перешейку, где примерно в ноябре бросали якорь в гавани Номбре-де-Дьос (а с конца XVI века – в Пуэрто-Бельо [2] ). Там высаживалась оставшаяся часть пассажиров и выгружалась оставшаяся часть изделий европейских мануфактур, после чего на корабли грузили товары и королевские сокровища из Чили и Перу: их доставляли сюда транзитом через Панаму. В марте галеоны Тьерра-Фирме возвращались в Картахену, откуда брали курс на Гавану.

История Испании на карте. Инквизиция, конкистадоры, Новый Свет


Вторая флотилия, официально именовавшаяся флотом Новой Испании, насчитывала от пятнадцати до двадцати торговых судов и два-четыре военных галеона; она выходила в море в апреле, мае или начале июня, повторяла путь галеонов Тьерра-Фирме до входа в Карибское море, затем поворачивала к северу, шла вдоль цепочки Больших Антильских островов на запад (с заходом в Санто-Доминго), входила через Юкатанский пролив в Мексиканский залив и в конце лета бросала якорь в порту Веракруса, под защитой островного форта Сан-Хуан-де-Улуа. Здесь галеоны «зимовали». Закончив погрузку колониальных товаров, золота и серебра из Новой Испании (теперь Мексика) и Филиппин (доставленных через Тихий океан сначала в мексиканский порт Акапулько, а затем по суше – в Веракрус), флот Новой Испании летом отправлялся в обратный путь с обязательным заходом в Гавану. В столице Кубы он объединялся с галеонами Тьерра-Фирме, чтобы вместе идти через Атлантику домой. Впрочем, в иные годы обе флотилии возвращались в метрополию порознь [3] .

[1] Ныне – Санлукар-де-Баррамеда.
[2] Ныне – город Портобело.

[3] Обычно каждая такая армада доставлял на родину около одной тонны золота и от пятнадцати до двадцати тонн серебра.

Источник: victor-gubarev.livejournal.com

Как пала Испанская Империя?

Последний «Серебряный флот»

Серебряный флот… При этих словах сразу представляю себе испанские галеоны с полными трюмами золотых и серебряных слитков, сундуки, набитые пиастрами и эскудо, бриллианты, изумруды, жемчуг — и множество других грузов, не менее ценных. Сахар, табак, кошениль, индиго, шёлк, пряности — эта река богатства текла в Испанию из её заморских колоний на протяжении трёх веков. И почти три века существовал Серебряный флот, связывающий испанскую метрополию с колониями.

Читайте также:
Сколько серебра фармит т26е5

Три века Золотого пути

Первое «золото из Индий» в Европу доставил Христофор Колумб. Тогда же Испания попыталась объявить свою монополию на богатства Нового Света, но пришлось «поделиться» с Португалией. В 1495 году, нарушив договор с Колумбом, испанское правительство разрешило всем желающим переселяться в колонии, потребовав взамен сущий пустяк, всего лишь треть приобретённых там богатств, и неважно, каким путём эти богатства были получены. Очень скоро мир узнал имена Кортеса, Писарро и Орельяны, а испанские власти всерьёз озаботились тем, чтобы, не дай Бог, «золотая река» не потекла мимо казны, наполняя лишь карманы многочисленных авантюристов. В конечном счёте, попытки Испании поставить поток богатств из колоний под контроль, привели к системе конвоев, которая продержалась почти триста лет.

Функции контроля возложили на Севильскую Торговую палату (Casa de la Contratación de Indias), и всё товары из колоний первоначально должны были прибывать в Севилью. Главным портом отправки с другой стороны Атлантики стала Гавана на Кубе. На материке же грузы сначала собирались в Порто-Белло и Веракрусе. С западного побережья Южной Америки всё, что требовалось отправить в Испанию, сначала собиралось в Лиме, затем морем доставлялось в Панаму, а оттуда, по суше — в Веракрус или Порто-Белло. В Панаму же прибывал и манильский галеон с Филиппинских островов. Действовала эта система следующим образом:

Весной из Испании отплывал объединённый Золотой и Серебряный флот с грузом для колоний. У Антильских островов флот разделялся, Золотой шёл в Картахену, Порто-Белло и Маракайбо, Серебряный — в Гавану и Веракрус. При приближении флотов, как только первые галеоны появлялись у порта Риоача у горы Маракайбо, немедленно отправлялись гонцы, известить губернаторов, что товары следует готовить к погрузке. И, собственно, после выгрузки привезённых товаров и погрузки того, что требовалось перевезти через океан, флоты собирались в Гаване, и уже оттуда отплывали в Испанию.

Пусть и не лишённая недостатков, эта громоздкая и не всегда эффективная система, тем не менее, оказалась достаточно живучей, чтобы продержаться почти триста лет. За всё это время лишь дважды Испания полностью потеряла свой Серебряный флот в результате действий враждебных держав, понеся гораздо большие потери из-за штормов и кораблекрушений.

И, пусть проблему контрабанды, которая в Испании была поистине чудовищна, данная система не решила, но аппетиты контрабандистов несколько уменьшила. Что же касается пиратов и одиночных капитанов-каперов, флоту из нескольких десятков галеонов их нападения не были страшны, единственная добыча, на которую могли рассчитывать приватиры — корабль, отбившийся от «общего стада.» И «поймать» такой отбившийся галеон было не так просто, в открытом море при попутном ветре галеон того времени был самым быстроходным кораблём, несмотря на устоявшееся мнение о «медленности» галеонов. Вот манёвренностью особой корабли такого типа не отличались, равно как и остойчивостью, а об удобстве экипажа вообще никто особо не задумывался. Поэтому и шныряли пиратские барки, шлюпы и бригантины в Карибском море у берегов Америки, и около Антильских островов со стороны Европы, даже не помышляя о том, чтобы гоняться за испанцами в Атлантическом океане.

Читайте также:
Серебряная фибула что это

Систему трансатлантических конвоев королю Филиппу II предложил адмирал Педро Менендес де Авилес в 1520 году, и существовала она вплоть до конца восемнадцатого века. Последняя же точка была поставлена в 1804 году, когда из Монтевидео в Испанию был отправлен последний Серебряный флот.

Сражение у мыса Санта-Мария

В середине восемнадцатого века Испания отказалась от перевозки грузов при помощи огромных флотов, начав использовать для этого небольшие эскадры. Ближе к концу столетия испанские колонии были открыты для свободной торговли, а в 1790 году Севильская Торговая палата прекратила своё существование.

Также увеличилось количество портов, задействованных в системе транспортировки грузов из колоний в Испанию, её экономика плотно «сидела» на вливаниях из колоний, и потеря даже одного «золотого» корабля причинила бы непоправимый ущерб. И не было уже огромного испанского флота, зато такой флот был у Англии. Но гораздо больше опасения вызывала Франция и имперские замашки Наполеона, ведь если с англичанами пришлось бы сражаться на море, то французская армия, самая сильная в Европе, вполне могла оказаться в самой Испании. Пока, правда, Испании удавалось соблюдать нейтралитет, с Англией был заключён мир, а с Францией удалось договориться, выплачивая по шесть миллионов ливров ежемесячно, чтобы не вступать в войну. Но это шаткое равновесие не могло продлиться долго — оно и не продлилось.

9 августа 1804 года из Монтевидео вышла флотилия из четырёх фрегатов:

«Медея» (флагман), 40 пушек, 300 человек команды;

«Нуэстра сеньора де лас Мерседес», 36 пушек, 280 человек команды;

«Санта-Клара», 34 пушки, 300 человек команды;

«Фама», 34 пушки, 280 человек команды.

Основным грузом было золото и серебро в слитках и монете, медь, олово, тюленьи кожи и жир. Одной только «монеты» везли на сумму более четырёх миллионов песо. Командовал флотом контр-адмирал Хосе де Бустаманте-и-Герра.

Английская разведка сработала на совесть, и о выходе флота в Англии узнали заблаговременно, как и о предполагаемой дате прибытия. Ну а поскольку единственным портом, принимавшим Серебряный флот в Испании был Кадис, то и ждать следовало у Кадиса. 22 сентября коммодор Грэм Мур получил приказ перехватить испанские фрегаты у Кадиса, «по возможности — мирным путём», поскольку между Англией и Испанией был мир. 29 сентября фрегат Мура «Неутомимый» был уже у Кадиса, где к нему присоединились фрегаты «Амфион», «Медуза» и «Лайвли.» Теперь оставалось только ждать испанцев и ни в коем случае их не пропустить.

«Неутомимый», флагман, первоначально — линейный корабль третьего класса, с которого в 1794 году срезали верхнюю орудийную палубу, превратив устаревший ещё во время постройки линейный корабль в мощный фрегат. Вооружение — 44 пушки, команда — 310 человек;

«Лайвли», 38 пушек, 280 человек команды;

«Амфион», 32 пушки, 250 человек команды;

Читайте также:
Ария быть в серебре

«Медуза», 32 пушки, 250 человек команды (см. примечания).

Пятого октября, когда испанцы почти миновали Португалию и находились у мыса Санта-Мария, около семи утра Бустаманте доложили, что на горизонте показались чьи-то паруса, и испанский адмирал приказал кораблям строиться в боевую линию. Приближающиеся с наветренной стороны корабли сделали то же самое. Оба флота продолжали сближаться, пока не оказались на расстоянии пистолетного выстрела, и тогда Грэм Мур отправил на испанский флагман, «Медею», парламентёра с предложением сдаться. Испанский адмирал, естественно, отказался, напомнив о том, что сейчас, вообще-то, мирное время. Получив такой ответ, Мур перешёл к решительным действиям.

Выстрелив по ходу «Медеи», «Неутомимый» пошёл на сближение с испанским флагманом, наваливаясь на его подветренный борт. Тут же прозвучал залп «Мерседес», испанский корабль атаковал «Амфион». Спустя мгновение «Медея» открыла огонь по «Неутомимому», а на английском флагмане взвился сигнал «вступить в ближний бой.» Топить испанские корабли Мур не собирался, он помнил, какой груз они везли. Но пушки всё равно заговорили с обеих сторон, «Неутомимый» открыл огонь по «Медее», «Амфион» — по «Мерседес», «Лайвли» сближался с «Санта-Кларой» а «Медуза» — с «Фама». И всего через несколько минут после начала боя прогремел взрыв.

Один из снарядов «Амфиона» попал точно в пороховой погреб «Мерседес», и испанский фрегат взорвался, почти сразу уйдя на дно. Большая часть экипажа погибла при взрыве, спасти удалось только сорок человек. Всего через пару минут на «Фама» спустили флаг, но когда «Медуза» прекратила огонь, флаг взвился снова, а испанец, подняв паруса, попытался уйти. «Амфион» же, покончив с «Мерседес», пошёл на помощь своему флагману, подойдя к «Медее» с другого борта, и, понимая бессмысленность сопротивления, Бустаманте приказал сдаваться. Почти сразу флаг спустили и на «Санта-Кларе», и только «Фама» всё ещё пытался пусть не сопротивляться, но уйти. Однако «Лайвли», самый быстроходный из английских фрегатов, присоединился к погоне, и около часу пополудни выстрелы его погонных орудий стали достигать испанского корабля. «Фама» хватило десяти минут обстрела, чтобы прекратить сопротивление и спустить флаг.

Такова была участь последнего Серебряного флота, отправленного из Америки в Испанию, но самое интересное в этой истории не то, что произошло в начале девятнадцатого века, а то, что произошло в начале двадцать первого — когда, по крайней мере, часть золота и серебра всё же достигла Испании. Но это уже совсем другая история.

Примечания

Количество пушек на английских кораблях указано на момент постройки, впоследствии корабли не раз перевооружались, так что к моменту боя у мыса Санта-Мария цифры могут быть и другими.

Три захваченных испанских фрегата вошли в состав английского флота.

Бустаманте попал в плен, был освобождён и вернулся в Испанию, где предстал перед трибуналом, который его полностью оправдал.

14 декабря 1804 года Испания объявила войну Англии, одной из причин стало нарушение английским флотом мирного соглашения.

По приблизительной оценке, около трети драгоценного груза ушло на дно вместе с «Мерседес.»

Источник: author.today

Гибель испанского «Серебряного флота»

Началась эта история в 1714 году. Только-только завершилась многолетняя Война за испанское наследство. Согласно условиям Утрехтского мирного договора, королём Испании был признан Филипп V Бурбон — внук французского короля Людовика XIV. Однако наследство новому монарху досталось тяжелейшее: экономика страны лежала в руинах. В течение всего военного периода оказалось невозможным обеспечивать устойчивые поставки сокровищ из Нового Света, чтобы возместить долги Испании, и ситуация становилась всё более и более отчаянной.

Читайте также:
Что символизирует подвеска ключик из серебра

В том же 1714 году Филипп V задумал жениться. Его избранницей стала Елизавета Фарнезе, герцогиня Пармская. Однако для королевской свадьбы требовались немалые деньги, а их в опустевшей испанской казне не было совсем. В этих условиях прибытие драгоценного груза из Америки стало ожидаться подобно манне небесной…

В тот злосчастный 1715 год всё начиналось как всегда. Из Севильи и Кадиса к берегам Нового Света отправились два отдельных флота: Казначейский, он же «Золотой», и флот Новой Испании («Серебряный»). «Золотым» флотом командовал адмирал дон Антонио Эчеверрия-и-Субиса. Он направлялся в Картахену, где галеонам предстояло принять на борт золото из рудников Перу и Колумбии, изумруды со знаменитых колумбийских копей Мусо. Тем временем «Серебряный» флот под командой адмирала дона Хуана Эстебана Убильи взял курс на мексиканский порт Веракрус, где ему предстояло загрузиться серебряными и золотыми слитками из шахт Мексики и дорогими восточными товарами, доставленными с Филиппин в Акапулько, включая шелка, слоновую кость и китайский фарфор. Затем оба флота должны были встретиться в Гаване, а оттуда единым строем отправиться назад, к берегам Испании.

Армада «золотых галеонов» пришла в Гавану первой, в то время как «Серебряный флот» вынужден был задержаться в Веракрусе, ожидая прибытия каравана мулов с грузами из Акапулько. Наконец, в первую неделю мая корабли Убильи появились на рейде Гаваны. Частные торговцы буквально осаждали капитанов испанских кораблей. Используя все доступные им меры (включая взятки), они стремились во что бы то ни стало воспользоваться приходом долгожданной эскадры и погрузить свои товары на корабли. Не остался в стороне и губернатор Гаваны: доставить свой собственный груз в Испанию он поручил Антуану Дару, капитану французского военного корабля «Грифон», входившего в состав эскадры адмирала Убильи.

Выход объединённого флота в море был отсрочен в последнюю минуту приказом Филиппа V: в Гавану должны были доставить драгоценности, предназначавшиеся в качестве подарков для герцогини Пармской. Но вот, наконец, восемь сундуков с золотом, серебром и драгоценными камнями погружены на флагманский корабль адмирала Убильи. 24 июля флот оставил Гавану и при спокойном море и устойчивом ветре двинулся к берегам Испании.

К полудню 29 июля испанские корабли оказались в полосе мёртвого штиля. Ветер стих, и даже морские птицы куда-то исчезли. Эта зловещая тишина не сулила морякам ничего хорошего. А на следующий день началось…

В этот день многим показалось, что солнце так и не взошло. На море царил мрак, густые чёрные тучи закрыли горизонт. К полудню всем судам был отдан приказ лечь в дрейф. Видимость стала настолько плохой, что пришлось зажечь кормовые огни. Поднялся сильный ветер, и к вечеру его скорость достигла 100 узлов.

Читайте также:
Черчение по серебру что это

Завывание ветра перекрывал лишь грохот волн, обрушивавшихся на рифы Флориды. На некоторых кораблях испуганные люди уже начали готовить к спуску спасательные шлюпки…

Тем временем капитан Антуан Дар, вполне уверенный в своём корабле и нимало не опасаясь пиратов и англичан, отделился от остальной части флота и взял курс на восток. У берегов Флориды между тем бушевал сильнейший шторм. К рассвету 31 июля «Грифон» оставался единственным кораблём, уцелевшим от всей эскадры адмирала Убильи…

Одиннадцать судов затонуло той ночью. Из 2500 моряков погибла почти половина. Обломки кораблей и мёртвые тела были рассеяны вдоль восточного побережья Флориды более чем на 30 миль.

Два уцелевших испанских моряка на спасательной шлюпке сумели пройти 120 миль, отделявших место катастрофы от ближайшего населённого пункта, Форта-Августин, и отсюда на поиски спасшихся членов команды было немедленно отправлено спасательное судно. Одновременно, как только море утихло, испанцы предприняли первые попытки отыскать хотя бы часть погибших сокровищ.

Эти поиски продолжались и в последующие месяцы. Испанцы согнали на берег местных индейцев и под угрозой смерти заставляли их, привязав к ногам тяжёлый камень, нырять к остовам лежавших на дне галеонов. Однако постоянные нападения акул и барракуд под водой, пиратов на воде и индейцев на суше в итоге вынудили спасателей отказаться от всех надежд на возвращение сокровищ. Спустя четыре года поиски были прекращены. Правда, они оказались не напрасными: согласно документам, хранящимся в Генеральном архиве Индии в Севилье, приблизительно 30 % драгоценного груза всё-таки удалось поднять наверх…

…В 1963 году Кип Вагнер, в прошлом строитель, а в будущем — друг и компаньон прославленного Мэла Фишера, нашёл на песчаном берегу Флориды испанскую серебряную монету. Не особенно надеясь на успех — едва ли можно что-то установить по единственной монете, — Вагнер послал запрос в «Генеральный архив».

Каково же было его удивление, когда из Севильи пришёл объёмистый пакет с копиями документов и старинных карт. Из них явствовало, что монета оказалась на берегу Флориды совсем не случайно. В 1715 году именно в этом районе во время страшного шторма затонули десять из одиннадцати судов «серебряного флота» адмирала Убильи. Причём после 1719 года больше никто не предпринимал попыток достать лежавшие на дне сокровища!

Кип Вагнер собрал группу охотников за сокровищами, раздобыл деньги для покупки необходимого снаряжения и отправился на побережье Флориды. На дне океана и в песке на берегу кладоискателям удалось обнаружить свыше шестидесяти тысяч серебряных и золотых монет, а также другие ценности, включая золотой свисток в виде дракона вместе с золотой цепью, принадлежавшие погибшему адмиралу Убилье, сорок два диска из сплава золота, серебра и платины весом от 40 до 105 фунтов; часть дорогого серебряного сервиза, нагрудные кресты из благородных металлов и многое другое. Общая стоимость драгоценностей, поднятых со дна морского, составила около миллиона долларов. Однако это была лишь маленькая толика сокровищ «флота 1715 года». Их поиски продолжаются по сей день, и практически ежегодно этот «подводный Клондайк» одаряет искателей новыми находками.

Источник: vitkvv2017.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...