Уроки, школа, гимназия – все это вызывает воспоминания о детстве. Корней Иванович Чуковский в пятом классе пережил резкое, грубое, несправедливое отторжение от учебы, поскольку был сыном прачки. Он еще надеялся, что останется гимназистом, но на глазах у всех одноклассников с его фуражки сорвали серебряный герб гимназии. Мальчика до предела унизили за то, что он беден. Книга «Серебряный герб» учит не сдаваться при любых обстоятельствах и всегда чувствовать себя человеком, а не рабом.
Вспоминая детство
Будучи уже умудренным жизнью человеком, писатель вернулся к дорогим его сердцу воспоминаниям. Ему захотелось, чтобы читатели узнали и полюбили его гордую мать, друга Тимошу, учителя истории Ивана Митрофановича по прозвищу Финти-Монти и возненавидели директора гимназии Бургмейстера и его подхалимов. Описание этих людей дает повесть «Серебряный герб». Чуковский написал о них 26 глав с эпилогом.
Гимназии существовали только для избранных
На уроке Закона Божьего наш юный герой и его сосед очень скучали. Они придумали невинную забаву – подсчитывать за батюшкой, сколько раз тот скажет за время урока свои слова-паразиты «да-да-да». На этом и попались. Причем сосед имел вид кающегося грешника, а Коля честно рассказал, что он делал. Это вызвало гнев отца Мелентия. Колю вызвали к директору гимназии Бургмейстеру.
Серебряный герб.mp4
Там уже был один страдалец, который закопал свой дневник с плохими оценками. Но дневник был найден, и теперь директор долго и нудно угрожал «преступнику». А потом Бургмейстер принялся за Колю. И припомнил ему проказу, произошедшую два года назад, и главное, обвинил его в том, что это именно он подучил закопать дневник.
Это была беспардонная ложь, но директор был неумолим. Он сказал, что Колю исключают из гимназии. Коля в ужасе понял, что у него отнимут и возможность стать образованным человеком, и серебряный герб. Чуковский рассказывает обо всех муках мальчика, который никак не мог понять, почему его обвинили в том, чего он не делал, и как он расскажет обо всем дома маме.
Мама и друзья
Вся драма состояла в том, что у красивой, смелой, гордой мамы Коли была мечта, что сын получит образование. Он никогда не будет заниматься грязной работой, которая отнимает у человека все силы и возможность думать. Только учеба в гимназии и потом в университете позволяла нищему мальчику войти в мир свободных обеспеченных людей.
Символом этого была фуражка гимназиста и ее серебряный герб. Чуковский рассказывает, как три дня мучился Коля и не мог решиться огорчить маму, которую он сильно и крепко любил. Друзья придумывали разные планы, чтобы помочь ему вернуться к учебе, но это все было неосуществимо. Вместе с Колей из гимназии уволили любимого учителя истории Ивана Митрофановича.
Именно он поздно ночью объяснил ребенку, что его вина состояла только в том, что у его мамы нет ни ресторана, ни бакалейной лавки, ни заводика, а только неутомимые, стертые до крови руки, которые по ночам стирают чужое грязное белье. Богатые люди твердо решили держать весь народ в темноте, чтобы он не мог задуматься, как несправедливо устроен мир, объединиться и уничтожить существующие порядки. Обо всем этом Коля, плача, и рассказал маме, но пообещал, что учиться он не бросит, а будет проходить гимназическую программу сам, одновременно работая и помогая маме.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕРБ» — видеообзор на книгу К.И.Чуковского.
Ломоносовых не затопчешь
И Коля начал трудиться. Сначала на крыше – он соскребал шпателем ржавчину и прошлогоднюю краску, а следом за ним работали маляры. Когда пришла зима, он вместе со старшей сестрой Марусей работал репетитором. Благодаря заработанным деньгам они позволили маме бросить стирку и начать вышивать. Мама была настоящей художницей-вышивальщицей.
Ее работы постепенно узнал весь город, и у нее появилось много интересных заказов. Коля выучил не только программу гимназии, но и по самоучителю английский язык. Теперь в подлиннике он мог читать Диккенса, Шекспира, Вальтера Скотта, Эдгара По. Вот какие и драматические, и лирические события происходили в повести «Серебряный герб».
Чуковский позже расскажет, как трудно сыну прачки было экстерном сдать экзамены в гимназии и получить аттестат. Но с третьего раза Николай его получил.
Вот и закончилось детство
Коля купил себе на толкучке подержанную студенческую фуражку. Мама, чернобровая и статная, раньше не выходила из двора, а теперь стала везде гулять с сыном и с гордостью всем говорила: «Мой сын — студент». Вскоре в ее разговорах появилась фраза, которая ей нравилась еще больше: «Мой сын теперь писатель».
Источник: fb.ru
Серебряный герб чуковский история создания
31 марта – день рождения великого Корнея Чуковского, автора, не выходящего из моды, чьи произведения очень любимы и неизменно пользуются популярностью у взрослых и детей. «Путаница», «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» с самого детства связаны у нас с именем Чуковского. Среди его произведений есть повесть «Серебряный герб», которая не так популярна, но эта та книга, которую обязательно нужно прочитать хотя бы раз в жизни.
История, о том, как «do it yourself», в которую погружаешься буквально с первых строк.
«Серебряный герб» – повесть для среднего школьного возраста, в основу которой легли реальные события из детства писателя, написанная очень легким, душевным, чуковским слогом. Про то время, когда между гимназистом Николаем Корнейчуковым и известным писателем, переводчиком, лингвистом Корнеем Чуковским стоял огромный знак вопроса.
В книге вы не встретите подробных описаний природы, интерьеров, заумных и долгих диалогов. Даже герои книги описаны такими точными и простыми эпитетами, что предстают перед глазами, пожалуй, в точности такими, какими они были на самом деле, а иллюстрации художника А.Слепкова помогают в этом. Например, «братья Бубенчиковы – краснощеки и счастливы, потому, что сосут по дороге какую-то шоколадную сласть, утирая коричневую слюну руками. Почему их, губошлепов и лодырей, не интересующихся ничем… скудоумцев, несмотря ни на что, награждают четверками и переводят из класса в класс…»
или М-сье Лян, учитель французского «…кажется человеком, упавшим с луны: не знает в лицо ни одного гимназиста, никогда не соображает в каком классе находится, и в течении нескольких лет не научил нас ни единому французскому слову… Но все же в нем есть что то милое… В сущности чем плох его шарф? М-сье Лян не только обматывает им свою тощую, зябкую шею, но и чистит им туфли, и стирает им мел с доски. В него же он часто и гулко сморкается».
Вот так – коротко и емко, и характер личности, и внешний вид.
История повествует о детских годах писателя, когда он учился в гимназии и впервые в жизни пережил несправедливость. Его выгнали из 5 класса гимназии под предлогом провинности, которой он даже не совершал, придав ей краски чуть ли не преступления. Выгнали, позорно выломав серебряный герб гимназиста с его фуражки.
Главный герой Коля пытается восстановить справедливость и себя в гимназии, понимая, что известие об отчислении очень расстроит маму, мечтавшую видеть сына образованным. Но сталкивается с подлостью взрослых и своих товарищей, с их лицемерием и трусостью. Ему пытаются помочь друзья, но тоже безуспешно. В этот период жизни приходит осознание того, что его выгнали не за проступки, а за то, что он неподходящего социального происхождения, сын прачки, растущий без отца.
Вот представьте себе – мальчишку выгоняют из гимназии, и он, чтобы не сидеть у матери на шее, идет работать. Он становится шпательщиком, очищает крыши от старой краски за рубль в неделю. Видя, как мама, которая изо всех сил старалась им с сестрой дать образование, переживает, Коля принимает твердое решение – он будет учиться, несмотря ни на что! И он начинает учиться самостоятельно!
Заметьте, у него нет возможности ходить в школу, нет возможности заниматься с учителем, он должен работать и при этом хочет ради мамы доказать, что может учиться не хуже тех, кто остался сидеть за партами. Теперь с утра, перед началом работы, он начинает самостоятельно изучать английский, купив для этого на толкучке «Самоучитель английского языка профессора Мейндорфа». Коля выучил как пишутся слова, он знает их перевод, но произнося их, он страшно коверкал, конечно, ведь не научит его профессор Мейндорф их произносить. Зато когда ему попала в руки книга на английском языке, он обнаружил что понимает в ней чуть ли не каждое слово.
Занимался Коля не только английским, раздобыв на рынке кое-какие учебники, он стал по вечерам после работы заниматься алгеброй, латынью, историей, физикой и ему казалось, что так даже легче усваивать гимназический курс. Вот что значит, когда САМ хочешь учиться, вот она мотивация! Позже его даже пригласили преподавать программу четвертого класса гимназии для пожилого военного писаря и читать по вечерам престарелой даме романы.
Но не все было так просто – когда пришла пора осваивать программу седьмого класса, у Коли появился коварный враг – он сам. На него напала непреодолимая лень, праздность, он стал отъявленным лодырем. Своим сердцем чувствовал, что быть шалопаем, бездельником – позор и даже боль, но ничего не мог с собой поделать – он как будто катился в пропасть.
Наваждение длилось недолго, заболел его друг Тимошка, и чтоб помочь ему освоить школьную программу, главный герой снова садится за учебники. Причем за все это время Колина мама не обронила даже слова упрека в его сторону, хотя очень переживала.
Со временем все наладилось, Коля подготовился и смог сдать экзамены, получив аттестат с хорошими оценками. Хотя здесь тоже было не все гладко. Потом вместе с сестрой они стали зарабатывать на жизнь, давая частные уроки, чем позволили маме заниматься любимой вышивкой, а не изнуряющей стиркой чужого белья. Мама была очень рада и горда, что сын смог стать образованным человеком.
В книге еще много интересных персонажей – Циндилиндер, который из «неисправимого мазурика», превращается в совершенно порядочного человека, Финти-Монти, учитель, который помогает гимназистам, Циля – честная и принципиальная, добрая Лека Курындина, Муня Блохин, Иглицкий и многие другие.
Чтоб узнать какое место они заняли в жизни гимназиста Коли, нужно обязательно прочитать эту книгу. Она полезна и для детей, и для взрослых, как жизненный пример становления личности. Когда хочешь учиться в школе, а тебе нельзя. Так что сегодняшние дистанты – не повод впадать в уныние, а повод взять пример с великого Корнея Чуковского, который сам, вопреки системе, смог стать образованным человеком. И начать можно, прочитав «Серебряный герб».
Елена Дьячкова, библиотека №20 «Новосинеглазовская»
Источник: vokrugknig.blogspot.com
Презентация, доклад к уроку по литературному чтению по теме К.И.Чуковский Серебряный герб
Слайд 1«Если хочешь быть любимым – люби!«-закон жизни К. И Чуковского
Слайд 2Разработка урока для 4 класса К.И.Чуковский «Серебряный герб» Учитель ЧОУ «Школа «Ор Авнер»-(Свет-Авнера)»
Кустова М.В. 2017 год
Слайд 3
Слайд 4Тема урока: К. И. Чуковский»Серебряный герб» (Выполним подготовительную работу, чтобы вы потом
сами сформулировали цели урока.)
Слайд 5
Слайд 6Тема и цели урока: К. И.Чуковский «Серебряный герб»
Слайд 7Сам формулирую тему и цели урока!
1.Расширить знания о творчестве ….
2.Обучиться выразительному
…
3.Раскрыть смысл содержания повести …
4.Учить характеризовать …
4.Развивать речь, мышление, …
Слайд 8Предварительная подготовка:
1.Рассмотрение выставки книг Чуковского.
2.Описание по портрету его внешности.
3.Знакомство с биографией
Слайд 9Выставка книг Чуковского:
Слайд 10Описание внешности писателя:
Слайд 11Биография Чуковского:
Слайд 12У пяти углов:
Слайд 13Фото мамы, Николая и его сестры:
Слайд 14Николай корнейчуков — гимназист.
Слайд 15Места работы К. И. Чуковского:
Слайд 16Награды чуковского:
Слайд 17Опрос по биографии:
1.Назови настоящее имя Чуковского.
2. Назови место рождения.
3.О чем мечтала
его мама?
4.Жертвой чего он стал?
5.В чем проявилась его настойчивость?
6.Что написал Чуковский для детей?
7.Каких наград он был удостоен?
Слайд 18История создания повести:
Автобиографическую повесть «Серебряный герб» К.И. Чуковский написал в 1967
г., будучи знаменитым писателем и литературоведом. Печальная история, описанная в этом произведении, на самом деле случилась с ним, когда он учился в гимназии. Исключенный из 5-ого класса, герой остро переживает несправедливость учителей и предательство одноклассников. Однако мальчишка находит в себе силы работать и учиться самостоятельно и, благодаря собственному упорству и поддержке близких, становится студентом, а потом журналистом и писателем.
Слайд 19Работа над повестью:
1. Работа с текстом до чтения:
2.Словарная работа.
3.Чтение
текста по частям, анализ.
4.Рефлексия.
5. Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
7.Оценки за урок.
Слайд 20Работа с текстом до чтения:
Работа с текстом до чтения:
а) беседа с
учащимися по иллюстрации к главе
-Кого вы видите на рисунке к тексту? (мальчиков- гимназистов)
— Обратите внимание на одежду учащихся.
— Так в современной школе одеты мальчики? (нет, так одевались гимназисты в 30-е годы)
— Чем заняты ребята? (завязывают веревку)
— Как вы думаете, для чего они это делают? (догадки ребят)
Мы привыкли читать произведения Корнея Ивановича Чуковского, записанные в стихотворной форме, а, глядя на этот текст, ждете ли вы неожиданное открытие о поэте? (был поэт, а сегодня познакомимся с Чуковским писателем)
Слайд 21Словарная работа:
Словарная работа
В тексте нам встретятся трудные в произношении и незнакомые
слова, давайте познакомимся с ними.
На доске:
Директор Бургмейстер
Полдюжины – 6 (половина 12)
Господин попечитель учебного округа – человек, помогающий финансами содержать гимназию или другие учебные заведения.
Граф (титул) Николай Фердинандович фон (обязательная приставка к титулу у немцев) Люстих.
Чемпион – человек, занимающий первое место в какой-то области.
Доблестный – героический, способный на подвиг.
Чиновник из канцелярии – служащий в государственном аппарате, заведует документацией.
с вами узнаем, для чего ребята привязывали веревку к ногам. Текст будем читать по частям, при чтении будьте внимательны, так как к каждой части вы должны будете подобрать подходящую по смыслу пословицу, записанную на доске. (Приложение )
Чтение текста по частям.
I часть (чтение учащимися вслух до слов “Теперь этот день…”).
Анализ прочитанного по вопросам:
— К чему готовились ребята (к диктанту)
— Кого ждали на урок русского языка? (попечителя)
— Как вы думаете, что он должен был проверить у ребят? (Проверить знания учащихся)
— Как чувствовали себя ребята перед проверочной работой, какое чувство всегда испытываете вы перед контрольной работой или диктантом? (переживание, страх)
— Какую бы из предложенных пословиц вы подобрали бы к первой части?
(“У страха глаза велики”)
Слайд 23Чтение, анализ 2-й части:
Самостоятельное чтение II части (до слов “В нашем…”)
—
Что придумал автор, герой рассказа, от имени которого ведется повествование? (телефонную связь)
— Кому он решил помочь и почему? (Тимоше Макарову, так как он болел тифом и много пропустил)
— Кто еще решил воспользоваться телефонной связью? (другие ребята)
Почему нашему герою пришлось и им помочь? (так как кто-то расскажет об их затее, кто-то побьет, кто-то обидится)
Анализ прочитанного:
— Можно ли было ребятам сразу догадаться, получится это дело у них или нет? (да, потому что на телефонной связи их было очень много и у них могло ничего не получиться)
— Какую пословицу вы подберете?
(“Всякое дело о двух концах”)
Обобщение учителя: иногда, начиная какое-нибудь дело, думаешь, что получится, как задумано, а получается совсем по-другому.
Слайд 24Чтение, анализ 3-й части:
III часть (чтение вслух до слов “Но вот
распахнулась дверь…”)
Анализ текста:
— Кем считался герой текста? (чемпионом по диктовке)
— Почему же учителю приходилось ставить ему две оценки? (за кляксы и за грамотность)
— Как вы думаете, какая из пословиц подойдет к этой части?
(“Кто грамоте горазд, тому не пропасть”)
(“Не пером пишут, а умом”)
Слайд 25Рефлексия:
Слайд 26Подведение итогов урока
— Понравилась вам I глава из книги “Серебряный герб”?(да).
—
Какова главная мысль этого текста? (стараться самим хорошо учиться, а не надеяться на товарищей и если кто-то заболел, обязательно помочь ему в учебе, только не таким способом).
— Что вы можете сказать о Корнее Ивановиче Чуковском как о писателе? (замечательный писатель, написал очень интересную, веселую книгу)
— Кому бы вы хотели посоветовать прочитать эту книгу (товарищам и взрослым)
Произведения Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться успехам других. Ведь без этой способности человек – не человек. Вы можете еще познакомиться с Корнеем Ивановичем – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Барона Мюнгхаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Принц и Нищий”, “Рики — Тики – Тави”.
Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.
Ребята, если вам понравился отрывок из книги “Серебряный герб”, то вы можете взять ее в библиотеке.
Слайд 27. Домашнее задание (по выбору)
. Домашнее задание (по выбору)
Выбрать самый понравившийся отрывок, выразительно
его прочитать.
Пересказать по плану, состоящему из пословиц.
Мимикой или жестами показать какой-нибудь отрывок и нарисовать рисунок.
Доскажи словечко “Дружно в классе мы живем ….” или “Плохо в классе мы живем…”.
Источник: shareslide.ru