Серебряный герб чуковский о чем

Диктовка наводила страх на всех учеников. Чтобы помочь своему однокласснику Тимоше, Коля придумал уловку: привязать один конец веревки к ноге Тимоши, а другой – к своей. Если дернуть раз – бедет запятая, два – восклицательный знак и т.д.

На уроках Коля часто считал, сколько раз поп Мелетий скажет слово “да”. Проказа мальчишки раскрылась, и поп выгнал Колю из класса.

Вообще Коля не отличался хорошим поведением, за что и получал множество неприятностей. Однажды один из учеников закопал свой дневник с плохими оценками. В преступлении беспричинно обвинили Колю. За такую проказу его исключили из гимназии.

Происшествие сильно разбередило душу мальчика. Он опасался гнева своей матери. Мать рассчитывала, что сын получит образование и не будет выполнять черновую работу.

Иван Митрофанович, бывший учитель Коли, ведет с мальчиком задушевную беседу и напоминает, что он “плебей, а не раб”.

Мать узнала, что Колю исключили из гимназии. Это известие подкосило бедную женщину.

Корней Иванович Чуковский повесть «Серебряный герб» глава девятая » Ни в парадный, ни в черный»

Коля устраивается помощником к маляру Анаховичу. Он начал зарабатывать деньги. Попутно Коля начинает изучать английский язык. Учил он и школьную программу, хоть давалась она и непросто.

Время шло, и товарищи Коли по гимназии сильно менялись, как внешне, так и внутренне. Коля же сумел сдать экзамены и получить аттестат с неплохими отметками.

Источник: obrazovaka.ru

Читательский дневник «Серебряный герб» К.И. Чуковский.

Коля Корнейчуков — сообразительный и упорный мальчик. Знает, чего хочет от жизни. Умеет трудиться и учиться. Никогда не бросает начатое.

Катерина Осиповна — мама. Терпеливая, выносливая, добрая и сильная. Делает все для детей.

Маруся — старшая сестра Коли. Умная, честная и образованная.

Главная мысль

Чтобы добиться желаемого, нужно уметь трудиться. Некоторые вещи нельзя купить за деньги.

Чему учит

Нельзя сдаваться при первых трудностях. Нужно проявлять упорство и находчивость. Всегда найдется место, где можно продолжить обучение.

Дополнительная информация:

Отзыв

Мне понравилось это произведение. Коля очень настойчивый, даже упрямый. Эта черта помогла ему воплотить в жизнь то, чего он так хотел. Думаю, что упорство — семейная особенность Корнейчуковых. Именно благодаря стойкости, они справляются с жизненными невзгодами.

Жанр: сказочная повесть.

  • Алиса встречает говорящего кролика, бежит за ним и попадает в волшебный сад.
  • Алиса знакомится с Мышью и курящей Синей Гусеницей.
  • Девочка пьёт чай в весёлой компании.
  • Она играет с королевой и попадает на судебное заседание.
  • Алиса просыпается и понимает, что это ей приснилось.
Читайте также:
Сколько серебра в монете 1924 года

План пересказ

  1. Кролик с часами.
  2. Долгое падение.
  3. Ключик, пузырёк, пирожок.
  4. В саду.
  5. Церемония.
  6. В доме Кролика.
  7. Гриб.
  8. Чаепитие.
  9. Королева и суд.
  10. Сон.

Главные герои

Алиса – справедливая, любит приключения, находит выход из разных ситуаций.

Серебрянный герб Корней Чуковский глава восьмая За спиною у Муни читает Павел Беседин

Белый кролик –часто спешит, с красными глазами, рассеянный.

Чеширский кот – мудрый, любит улыбаться, исчезать.

Мартовский заяц, шляпник – часто устраивают чаепитие.

Королева – жестокая, вспыльчивая и обидчивая.

Дополнительная информация:

Главная мысль

Если верить в чудеса, то они случаются.

Чему учит

Верить в невозможное, не останавливаться перед трудностями.

Учит смелости, решительности и находчивости.

Быть справедливым, идти до конца.

Отзыв

Мне понравились приключения маленькой девочки. Она не отчаивается, если попадает в сложную ситуацию, всегда находит верное решение. Очень важно верить в себя.

  • Мальчик Витя ленится учиться, но любит целыми днями играть в футбол.
  • Костя – одноклассник, делает много ошибок в диктантах.
  • Шишкин боится получить двойку и прогуливает школу.
  • Ребята выступают с дрессированным щенком.
  • Мальчики становятся библиотекарями в классе.
  • Учебный год заканчивают на пятёрки.

План пересказ

  1. Обещание Вити.
  2. Малеев списывает задачи.
  3. Опровержение.
  4. Самодельная лошадь.
  5. Лобзик.
  6. Шишкин прогуливает школу.
  7. Разговор с директором.
  8. Выступление учёной собаки.
  9. Классная библиотека.
  10. Отличники.

Главные герои

Ольга Николаевна – учительница, справедливая, добрая, строгая.

Витя Малеев – безвольный, отзывчивый, не любит арифметику, часто играет в футбол.

Костя Шишкин – слабохарактерный, постоянно списывает, любит животных.

Дополнительная информация:

Главная мысль

Настоящая дружба состоит не в том, чтобы прощать слабости своих товарищей, а в том, чтобы быть требовательным к своим друзьям.

Друзья познаются в беде.

Чему учит

Учёба – труд для детей.

Дружба помогла классу добиться успехов.

Отзыв

Произведение учит нас ответственно относиться к учебе, помогать отстающим одноклассникам. Ольга Николаевна прекрасная учительница. Она смогла повлиять на двух нерадивых учеников, научила их помогать друг другу. Конец года Витя и Коля заканчивают на одни пятёрки.

Жанр: волшебная сказка.

  • В лесу старшие братья отказали в угощении седому старичку.
  • Дурень угости старичка кислым пивом и пирогом, испеченным на золе.
  • За доброе сердце лесной волшебник подарил ему дивного гуся.
  • Дурень пожаловал в королевский дворец с 7 спутниками, прилипшими к золотому гусю.
  • Молодой человек захотел себе в невесты принцессу, а король придумывал для него задания.
  • Когда Дурень приплыл на корабле, король отдал замуж свою дочь за него.
Читайте также:
Если женщина предпочитает серебро

План пересказ

  1. Умный сын.
  2. Травма среднего брата.
  3. Угощение для старичка.
  4. Волшебный гусь.
  5. Веселая принцесса.
  6. Подвал вина.
  7. Хлебная гора.
  8. Необычный корабль.
  9. Женитьба на принцессе.

Главные герои

Дурень – добродушный, отважный, находчивый, отзывчивый.

Принцесса – строгая, мрачная, а затем стала веселой.

Король – лукавый, справедливый.

Старичок – умный, щедрый.

Старший брат – равнодушный, жадный.

Средний брат — безразличный, жадный.

Дополнительная информация:

Главная мысль

Приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.

Чему учит

Данное произведение учит щедрости, вежливости, находчивости. Учит оказывать помощь и совершать добрые дела.

Отзыв

Мне очень понравилась эта поучительная сказка. Дурень был добрым и отзывчивым, он угостил старичка и за это был вознагражден. Он женился на принцессе и обрел большое счастье.

  • После смерти Степана, семье достаётся шкатулка с украшениями.
  • Младшая дочь была сильно привязана к отцу, а драгоценности, сделанные его руками, были для неё утешением.
  • Неизвестная странница учит девочку рукоделию.
  • После пожара Настасья продаёт шкатулку.
  • Турчанинов делает предложение зеленоглазой красавице.
  • Девушка попадает во дворец и растворяется.

План пересказ

  1. Наследство отца.
  2. Настасья прячет драгоценности.
  3. Странница учит Танюшку.
  4. Юная мастерица.
  5. Пожар.
  6. Барыня покупает шкатулку.
  7. Паротя заказывает портрет.
  8. Барин.
  9. Во дворце.
  10. Девушка растаяла.

Главные герои

Настасья Степанова – вдова, умная.

Танюша – её дочь, зеленоглазая красавица, умница, рукодельница, любит украшения, чужая для своей матери.

Странница – небольшого роста, чернявая, учит девочку рукоделию, оставляет ей волшебную пуговицу.

Турчанинов – барин, трусливый, наглый, некрасивый, невежественный.

Паротя – приказчик, пьяница, жестокий.

Дополнительная информация:

Главная мысль

Внутренняя красота важнее внешней.

Талантлив тот, кто учится.

Чему учит

Обращать внимание на дела, а не на слова.

Заниматься любимым делом, которое будет приносить доход.

Отзыв

Мне понравился эпизод, как странница разглядела талант в маленькой девочке. Танюшка быстро все переняла. Девочка благодаря своему мастерству стала обеспечивать всю семью. Чтобы чему-то научиться нужно прикладывать усилия и быть терпеливым.

Жанр: юмористическая повесть.

  • Капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель рассказывает, как он с матросом Ломом ходил в кругосветное путешествие на яхте “Победа”.
  • Сразу же начались неприятности: в названии судна отвалились первые две буквы, яхта стала называться “Беда”.
  • Чтобы продолжить путешествие, моряки прибегали к множеству различных уловок, например, воспользовались помощью спасенных белок.
  • Участвуя в парусной регате, одержали победу при помощи шампанского.
  • По пути они оказывают помощь попавшим в беду, борются с пиратами и другими преступниками.
  • Благодаря своей находчивости друзья успешно завершают кругосветное путешествие.

План пересказ

  1. Болезнь Христофора Бонифатьевича.
  2. “Победа” превращается в “Беду”.
  3. Спасение белок.
  4. Победа в регате.
  5. Караван селедок.
  6. Новый матрос Фукс.
  7. Праздник Нептуна.
  8. Крокодильи яйца.
  9. Аспирин для кашалота.
  10. Борьба с пиратами.
  11. Завершение кругосветки.

Главные герои

Капитан Врунгель – опытный, смелый, находчивый, веселый.

Читайте также:
К чему рвется серебряная цепочка с крестиком на шее

Помощник Лом – верный и бесстрашный, но очень наивный.

Матрос Фукс – хитрый воришка.

Дополнительная информация:

Главная мысль

Тот, кто не унывает, всегда добивается своего.

Чему учит

Не пасовать перед трудностями, находить выход в любой ситуации.

Отзыв

Очень веселая повесть! Не верилось, что у моряков все получится. Но они справились с трудностями.

Источник: www.sdnjom.ru

Что читать на каникулах ? «Серебряный герб» Чуковского!

Любимая книжка детства — «Серебряный герб» Корнея Чуковского. Очень талантливо Чуковский рассказал о своем детстве. Вот где бездна юмора! И начинается она с самого смешного эпизода «Телефон». В третьем классе случилась диктовка с «телефоном», которая вошла и в автобиографическую повесть, и в «Нынешнего Евгения Онегина»:

Ты помнишь, привязал бечевку

К его ноге, пиша диктовку,

Дабы при каждой запятой

Он дергал связанной ногой.

Вы это звали телефоном…

Но сей полезный телефон

Начальством не был оценен…

Коля считался чемпионом диктовок, так как писал их практически без ошибок. «В нашем классе я считался чемпионом диктовки. Не знаю отчего, но чуть не с семилетнего возраста я писал без единой ошибки самые дремучие фразы. В запятых не ошибался никогда».

Желая помочь своему лучшему другу Тимоше Макарову, он придумал телефон — к ноге была привязана веревка, с помощью которой подавался сигнал, означающий знак препинания. Но сеть пришлось расширить, так как другие тоже пожелали присоединиться. «В тот день когда: доблестный Игорь ведущий? войска из лесов и болот увидел что в поле где? стояли, враги поднялось!? зловещее облако пыли?» — именно так была написана диктовка у Козельского Иосифа. Из-за разницы в скорости письма одноклассники понаставили запятых и восклицательных знаков даже посреди слов. Получили свои «нули» (худший балл) и намяли чемпиону диктовок бока так, что он три дня отлеживался дома.

Читается взахлеб, хочется перечитывать. Подкупает не только юмором и веселыми историями, эта автобиографическая история запоминается темой дружбы, детских лишений и социальной несправедливости. И что самое интересное, после прочтения этой книжки хочется больше узнать о ее герое, об авторе. Очень проникновенно, откровенно написано, честно, без кокетства.

Коля Корнейчуков учился во второй одесской гимназии с десятилетнего возраста. Мальчик был далеко не паинька. В воспоминаниях о Житкове Чуковский пишет: «Я принадлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась „Камчаткой“».

В русской литературе гимназические порядки описывались не раз; очевидно, что почти непременная скука, обязательная зубрежка и жесткая дисциплина не могли не угнетать непоседливого умного мальчишку. Он то и дело выдумывал новые развлечения и игры, которые гимназическому начальству казались злонамеренным бунтом. Обострилась ситуация уже к третьему классу: мальчики вступили в трудный возраст.

Читайте также:
Какой карась вкуснее золотой или серебряный

Первый бунт был совершенно анекдотическим – он описан в тех же воспоминаниях о Житкове. Директор гимназии Юнгмейстер, словесник, говоря об устаревших словах, объявил, что слово «отнюдь» скоро умрет. «Я от всей души пожалел умиравшее слово и решил принять самые энергичные меры, чтобы предотвратить его смерть и влить в него, так сказать, новую жизнь: упросил всю „Камчатку“, около десяти человек, возможно чаще употреблять его в своих разговорах, тетрадках и на уроках, у классной доски», – рассказывает Корней Иванович в воспоминаниях. Полкласса всякий раз вместо «нет» хором вопило «отнюдь», и подстрекатель этого «бессмысленного бунта» был на два часа оставлен без обеда. Зато с этого случая началось сближение с одноклассником Борисом Житковым, умным и замкнутым мальчиком, до тех пор не обращавшим на «вертлявого и болтливого» (это самохарактеристика) Корнейчукова ни малейшего внимания.

Учиться Коля Корнейчуков очень любил – даже латынь, он знал на «отлично», умея понять ее звучную красоту и логику. Талант будущего филолога в нем проявился сразу. Правда, писал он медленно и сажал неизбежные кляксы. Да и вряд ли он тогда вообще отличался опрятностью: в повести часто встречаем замечания о вихрах, грязных руках, всклокоченном виде. Скорей всего, в этом случае не стоит сомневаться в автобиографичности подробностей.

Сестра Маруся училась в Епархиальном училище, Колю мама отдала во Вторую одесскую прогимназию. С годами гимназической учебы Чуковского возникает много путаницы, не в последней степени благодаря усилиям самого Корнея Ивановича. Установить, когда Коля Корнейчуков пошел в первый класс, оказалось возможно только потому, что с ним в классе учился будущий писатель Борис Житков. В «Серебряном гербе» о персонаже, наделенном некоторыми чертами Житкова, сказано: «мы подружились еще в первом классе, на девятом году жизни, чуть только он поступил к нам в гимназию».

Ту же Вторую прогимназию посещал и Владимир Жаботинский – будущий писатель и политик, один из основателей государства Израиль. У исследователей часто возникает вопрос, был ли Жаботинский одноклассником Чуковского, он ли стал прототипом Муни Блохина из «Серебряного герба» и соответствующего ему Думмэ в «Нынешнем Евгении Онегине» (на рукописи против «Думмэ» Чуковский карандашом написал «Муня»). Мирон Петровский считает Жаботинского одноклассником и «вероятным прототипом»; Жаботинский был старше Коли на два года и, видимо, учился в другом классе. А дальше будущий сионист и вовсе перешел в Ришельевскую гимназию.

Жаботинский тоже рос без отца – осиротел в шестилетнем возрасте. Точно так же его мать боролась с нескончаемой нуждой, воспитывая сына и дочь. И гимназию Чуковский и Жаботинский, судя по всему, покинули одновременно – в 1898 году, первый насильственно, второй добровольно, если верить его автобиографии. Оба потом пытались сдать гимназический курс экстерном, чтобы получить аттестат.

Читайте также:
Можно ли укоротить браслет серебряный

Затем оба работали в «Одесских новостях», потом жили в Петербурге и вместе публиковались в «Свободных мыслях». В 1917-м вышла книга генерала Паттерсона с предисловием и под редакцией Чуковского, с приложением статьи Жаботинского. Но уже к этому времени пути друзей навсегда разошлись: Жаботинский еще с дореволюционных времен жил за границей. Последняя их встреча состоялась в Лондоне в 1916 году – и прежней духовной близости между ними уже не было; Чуковский выбрал литературу, Жаботинский предпочел политику. Он посвятил себя делу сионизма и умер под Нью-Йорком в 1940 году.

Как принимали мальчиков в гимназию – в русской литературе описано много раз: читать «от сих до сих», считать, для православных еще вопрос по Закону Божию… И вот страшные вступительные испытания пройдены – о великое счастье! Приятные школьные хлопоты, так трогательно описанные Катаевым в «Парусе», – покупка ранца и пенала, школьной фуражки с гербом… Описан даже сам герб: у Катаева «05Г», Одесская пятая гимназия, у Чуковского – «два дубовых листочка, между ними две буквы и цифра – название нашей гимназии» (пятой гимназия стала позднее).

Были среди подвигов Коли Корнейчукова и прогулы, о чем он сам упоминает. В «Онегине» – вскользь: «… и скоро ль ты познал казну, как я когда-то в старину?» Среди одесских школьников чуть не до сих пор сохранилось слово «казенничать» – прогуливать. В дневниках – в 1926-м – прямым текстом: «Я казенничал.

То есть надевал ранец и вместо того, чтобы идти в гимназию, шел в Александровский парк. Помню один день – туман, должно быть, октябрь. В парке была большая яма, на дне которой туман был еще гуще. Я сижу в этой яме и читаю Овидия, и ритм Овидия волнует меня до слез». Казенничал он много: слишком уж несовместимы были любопытный подвижный подросток и убийственная гимназическая рутина.

Маму вызывали в школу – и легко догадаться, что она могла услышать от директора. Она приходила домой убитая горем, «с почерневшими веками», ложилась, страдая жестокой мигренью, и сестра Маруся бросала на Колю сердитые взгляды, и сам он мучился, чувствуя себя виноватым и жалея маму.

Чуковский в «Серебряном гербе», воспоминаниях о Житкове и некоторых других произведениях пишет: «Исключен из пятого класса по указу о кухаркиных детях» – это повторяется в любой его биографии, о пятом классе говорит даже неумолимо преданная фактам Лидия Корнеевна. Да и в «Серебряном гербе» героя выгоняют из школы года через два после смерти Александра III, то есть в 1896 году.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
Загрузка ...