Серебряный герб, этот отличительный знак учащихся дореволюционной мужской гимназии, мальчики носили на своих форменных фуражках. Героя повести несправедливо исключают из гимназии и лишают драгоценного знака отличия. На смену беззаботным, полным шалостей ученическим будням приходит совсем другая жизнь: бродяжничество, поиски работы, новые друзья и недруги — всё, чем представлена улица в колоритном многонациональном южном городе конца XIX века. Автобиографическая повесть «Серебряный герб» написана К. И. Чуковским в 1938 году.
Примечание:
Серебряный герб. — Впервые под названием «Гимназия: Воспоминания детства» (М.; Л.: Детиздат, 1938). Третье издание вышло под названием «Серебряный герб» (М.: Детгиз, 1961).
Похожие произведения:
Издания: ВСЕ (15)
/языки: русский (15) /тип: книги (15)
Доступность в электронном виде:
Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
strannik102, 6 марта 2020 г.
Ох, нелёгкая это работа — из болота тащить бегемота!
Серебрянный герб Корней Чуковский Глава третья Зюзя читает Павел Беседин
Кто ж не знает Корнея Чуковского! Только имя прозвучит, как сразу же выскакивают сами по себе всякие мухи-цокотухи, тараканища, айболиты и мойдодыры, и прочие детско-лепетные строки, навсегда въевшиеся в память с молоком… нет, наверное всё-таки уже не матери, но от бурёнки.
Гораздо менее нам знаком Чуковский серьёзный и взрослый — Чуковский-критик и Чуковский-литературовед и филолог. А где-то между этими двумя Чуковскими — совсем ребёнковским автором стишат для ребят детсадовского возраста и Чуковским взрослым — притаился Чуковский-подросток. Притаился, но не спрятался. А просто скрылся за обложкой совсем небольшой автобиографической повести «Серебряный герб». Вот этой, только что прочитанной.
Вот, казалось бы, конец XIX столетия, гимназические воспоминания пятиклассника — закон божий, латынь, ещё какие-то для современного читателя незнакомые и почти что дикие предметы. И нравы соответствующие — полудикие, и не только от поведения и быта соучеников будущего писателя, но и от учительского произвола и самодурства.
Т.е. всё настолько замшелое уже, что и читать должно бы быть неинтересно. Но в том-то и величие настоящей русской литературной прозы из-под пера маститого литературоведа и практика слова, что казалось написанные совсем простым невычурным языком слова и предложения читаются просто как поэма в прозе. И такова литературная мощь чуковского слова, что 240-страничная повесть читалась почти 3 дня, хотя обычно на такие объёмы тратились буквально часы. Потому что когда родниковая вода вкусна, то даже в самую сильную жару всё равно пьёшь её мелкими глотками. Так и проза Чуковского — неспешно и мелкими порциями, чтобы пропитаться насквозь этой литературной живительной силой.
Я не великий знаток литературы. Много читающий — да, но совсем не знаток. Однако спроси меня, кто из русских писателей для вас (для меня, т. е.) является примером великолепного русского литературного языка, и я без промедления назову две фамилия — Константин Паустовский и Корней Чуковский. А вы?
Серебрянный герб Корней Чуковский глава вторая читает Павел Беседин
Оценка: 10
StasKr, 15 августа 2016 г.
Сочное и колоритное описание Одессы конца XIX века. Быт и нравы портового города, смешение народов и религий, резкое социальное расслоение и подспудно растущее напряжение в массах – любопытный мирок уничтоженный великими потрясениями XX века.
В повести масса интересных деталей, о которых может рассказать только современных тех событий. Тем не менее, как и со всей другой мемуарной литературой, к «Серебряному гербу» необходимо подходить с известной осторожностью, уж слишком очевидны симпатии и антипатии автора к своим героям.
Особенно это заметно на примере отрицательных персонажей, которые у Чуковского не имеют ни малейших достоинств. На произведении также сказались реалии той эпохи, когда оно было написано. Хрущёвская оттепель было последним периодом, когда советская власть предприняла гонения на церковь.
Так что именно в этом я вижу причину, что образ попа Мелетия, обучавшего гимназистов закону божию, вышел откровенно карикатурным. И, разумеется, в шестидесятые годы вряд ли могло выйти произведение для детей, где хоть какой-нибудь царский чиновник оказался бы хоть немного положительным персонажем. В результате полицейские Одессы в повести являются отъявленными подонками, судьи – отправляют на каторгу невиновных людей и т.д. В общем, при чтении «Серебряного герба» целиком и полностью доверять Чуковскому не стоит.
Повесть состоит из двух частей:
— отчисление автора из гимназии и его жизнь после этого события;
— история друга семьи Чуковского – вора Циндилиндера, порвавшего со своим преступным ремеслом.
Если говорить о первой части сюжета, то дело обстоит следующим образом. На дворе 1896 год, указ «о кухаркиных детях», закрывающий для большинства детей из малоимущих семей возможность получения среднего образования действует уже девять лет. Под конец учебного года директор гимназии по прозвищу Шестиглазый по надуманным основаниям отчисляет Чуковского и ещё шестерых учащихся. После этого подростку не остаётся ничего иного, как заниматься случайными заработками, чтобы помочь своей семье.
В данной истории (если автор нам рассказал правду) отразился весь драматизм тех порядков, который в итоге и привёл Российскую Империю к её краху. Ребёнка выгоняют из гимназии только по той причине, что его мать вынужденная работать прачкой.
Здесь прекрасны решительно все представители власти: директор гимназии, министерство народного просвещения, да и сами императоры – уже покойный Александр III и пока ещё живой Николай II. В это время перед Россией остро стоит вопрос нехватки специалистов во всех сферах жизни. И с каждым годом эта проблема становится только острее.
Необходимость развития собственной промышленности требует миллионов, а то и десятков миллионов образованных людей. И что в такой ситуации делают государи-императоры? Они ОГРАНИЧИВАЮТ доступ к получению нормального образования представителям беднейших слоёв населения, издавая указ «О кухаркиных детях». Царские министры проводят эту идиотскую политику, требуя от директоров гимназий исполнения документа имевшего в общем-то рекомендательный характер (даже сам указ не требовал обязательного отчисления детей из числа малоимущих семей). В итоге от всего этого выигрывают только нечистые на руку чиновники вроде Шестиглазого, которые получают взятки от родителей и отчисляют тех детей, чьи отцы и матери не способны занести несколько сотен рублей для того, чтобы их чадо продолжило обучение.
Ну а после этого сторонники монархии удивлённо задаются вопросом: «А чего это народ своего царя-батюшку терпеть не мог?» И они никак не могут понять, что когда тебе или твоим детям закрывают один из главных социальных лифтов, то ты вряд ли будешь любить такую власть. «Указ о кухаркиных детях» за двадцать лет своего существования изломал множество судеб и большая часть пострадавших от него людей в итоге сочувствовала революционерам, обещавшим скинуть самодержавие. Но, конечно, во всём виноваты злодеи-коммунисты, которые обманом заставили народ-богоносец отвернуться от «Хозяина земли Русской».
Что касается истории завязавшего вора Циндилиндера, то я к ней отношусь довольно скептично. Нет, я не говорю, что Чуковский целиком и полностью её выдумал (хотя это, в принципе, тоже вполне возможно), однако очевидно, что при написании заключительных глав в повести автор опустил довольно много деталей, которые посчитал излишними для подрастающего поколения.
Вкратце история такова.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Циндилиндер – это молодой вор, который был спасён матерью Чуковского от полиции. Через пару лет Циндилиндер (в миру – Иосиф Шток) влюбился в рыжую Цилю, ушёл из банды и стал учиться на токаря.
Главарь шайки и по совместительству – скупщик краденного, испугался, что Иосиф сдаст бывших коллег по профессии и через два года после того как Шток стал честным человеком подкинул ему украденные вещи, а потом написал донос в полицию. Дело Циндилиндера и его жены вёл купленный с потрохами пристав Карабаш и развалилось оно в суде по весьма туманным обстоятельствам.
Как поясняет Чуковский сосед Штока заметил как тому в дом подбрасывают ценные вещи и с помощью влиятельных родных добился восстановления справедливости. При этом решительно не понятно почему богачи снизошли к бедному родственнику и помогли тому спасти Иосифа и Цилю от тюрьмы. Скорее тут поверишь в то, что Карабаш просто попался под компанию «чистые руки» или что еврейская община Одессы увидела в этом деле возможность поквитаться с надоевшим судебным приставом. Однако ни та, ни другая версия не годилась для советских подростков, поэтому автор обошёлся умолчаниями и довольно натянутыми объяснениями.
Интересный момент: в какой-то момент Чуковский из-за своей многолетней дружбы с Циндилиндером оказался в числе подозреваемых. Автор не пишет, почему его самого не таскали на допросы и не выбивали признание в соучастии в краже. И мне кажется тут дело в том, что за него поручился местный околоточный (или, говоря современным языком, участковый) по фамилии Симоненко, который с малых лет знал Чуковского. Если это так, то околоточному надо было обладать изрядной отвагой, чтобы поручиться за:
В) Из семьи испытывающей серьёзные материальные трудности;
Г) Отчисленного из гимназии;
Д) Убегавшего из дому, то есть склонного к бродяжничеству;
Е) Зарабатывающего на жизнь случайными заработками;
Ё) На протяжении нескольких лет дружащего с вором;
Ж) И при всём этом – отказавшегося от предложения стать помощником полицейского писаря, то есть продемонстрировавшего своё нежелание сотрудничать с властями.
Скажите честно, вы бы рискнули своим сытым и доходным местом, которое гарантирует благополучие членам вашей семьи, ради соседского асоциального подростка? Если да, то вы – однозначно Человек с Большой Буквы. В сложившейся к концу повести ситуации одним своим словом Симоненко мог загубить судьбу автора, но не стал этого делать. И как отблагодарил его за это Чуковский?
Вывел в повести в качестве законченного взяточника не сказав про него ни единого хорошего слова. Воистину, не делай другим добра, не получишь и зла. Я понимаю, что на примере этого полицейского Чуковский показал детям и подросткам всю отвратительность такого явления как бытовая коррупция, когда дача и получение взятки является чем-то совершенно обыденным и само собой разумеющимся, но этот момент довольно сильно испортил впечатление от повести.
Итог: яркое и красочное произведение о «России, которую мы потеряли». Детям и подросткам можно давать смело, ибо тема «что такое хорошо и что такое плохо» раскрыта в повести достаточно удачно. Ну а то, что у взрослого читателя могут возникнуть вопросы по поводу написанного, так ведь «Серебряный герб» адресован совсем другой возрастной аудитории.
Источник: fantlab.ru
Серебряный герб когда написано
ISBN: | 978-5-00198-141-1 |
Год издания: | 2023 |
Издательство: | Энас-книга |
Серебряный герб, этот отличительный знак учащихся дореволюционной мужской гимназии, мальчики носили на своих форменных фуражках. Героя повести несправедливо исключают из гимназии и лишают драгоценного знака отличия. На смену беззаботным, полным шалостей ученическим будням приходит совсем другая жизнь: бродяжничество, поиски работы, новые друзья и недруги — всё, чем представлена улица в колоритном многонациональном южном городе конца XIX века. Автобиографическая повесть «Серебряный герб» написана К. И. Чуковским в 1938 году. Для детей среднего школьного возраста.
ISBN: | 978-5-907302-08-2 |
Год издания: | 2021 |
Издательство: | Качели |
Язык: | Русский |
«Герб был сделан из белого металла «фраже» и потому назывался серебряным. Цена гербу — тридцать копеек, но мама готова отдать за него несколько лет своей жизни, лишь бы он блестел у меня на фуражке. » Именно этот герб и отняли у героя автобиографической повести Корнея Чуковского, исключив его из гимназии. С этого момента начинается другая жизнь: с ежедневным трудом, новыми друзьями и недругами, ошибками и неустанной работой над собой. Для детей среднего школьного возраста.
ISBN: | 978-5-9287-3012-3 |
Год издания: | 2019 |
Издательство: | Лабиринт |
Язык: | Русский |
Автобиографическая повесть Корнея Чуковского и одна из лучших книг о школе и о взрослении! Колю Корнейчукова по надуманному несправедливому обвинению исключают из гимназии, и для него начинается новая взрослая жизнь с ежедневным трудом, самообразованием, ошибками и неустанной работой над собой. Оптимистичная, глубокая и правдивая повесть понравится и школьникам, и их родителям. Колоритные персонажи книги — жители дореволюционной Одессы — предстают в замечательных иллюстрациях Анатолия Иткина. Для детей 7-10 лет.
ISBN: | 978-5-17-108090-7 |
Год издания: | 2018 |
Издательство: | АСТ |
Язык: | Русский |
Героя повести «Серебряный герб» выгнали из пятого класса гимназии. Вовсе не за то, что он подсказывал на уроке своим товарищам. И не за то, что в пятницу съел пирожок с мясом. Долгое время мальчик не понимает, за что же его лишили строгой, но и весёлой гимназической жизни. А когда начинает понимать — становится взрослым. Эту повесть К.И.
Чуковский написал о себе. О том, как, преодолев препятствия, он всё-таки стал студентом, а потом писателем. «Серебряный герб» – одно из лучших отечественных произведений о школе, о становлении личности. Для среднего школьного возраста.
ISBN: | 978-5-91921-680-3 |
Год издания: | 2018 |
Издательство: | Энас-книга |
Серебряный герб, этот отличительный знак учащихся дореволюционной мужской гимназии, мальчики носили на своих форменных фуражках. Героя повести несправедливо исключают из гимназии и лишают драгоценного знака отличия. На смену беззаботным, полным шалостей ученическим будням приходит совсем другая жизнь: бродяжничество, поиски работы, новые друзья и недруги – всё, чем представлена улица в колоритном многонациональном южном городе конца XIX века. Автобиографическая повесть «Серебряный герб» написана К.И.Чуковским в 1938 году. Читайте всей семьёй!
ISBN: | 978-5-17-091247-6 |
Год издания: | 2016 |
Издательство: | АСТ |
Язык: | Русский |
Как весело и интересно озорничать на уроках, смеяться над учителями и хитрить на экзаменах! Так было и так будет во веки веков, пока существует школа. Гимназист пятого класса Одесской гимназии, хоть и был послушным мальчиком, тоже любил хихикать над попом Мелетием, подсказывал на контрольных и злостно поедал на переменах скоромные пирожки. Нов от однажды из гимназии его исключили.
Кончилась беззаботная школьная жизнь. Началась другая — трудная и жесткая. И вот тут не сплоховал бывший гимназист — стал человеком!
ISBN: | 978-5-91921-159-4 |
Год издания: | 2013 |
Издательство: | Энас-книга |
Язык: | Русский |
Это повесть о детстве самого Корнея Чуковского. И рассказывается в ней о тех испытаниях, которые выдались на его юные годы и которые ему удалось преодолеть, о становлении его характера, о выборе и чести. В соответствии с пресловутым законом «о кухаркиных детях», мальчика выгоняют из гимназии. Конечно, герой повести не хочет стать для матери обузой и пытается найти работу.
У мальчика начинается другая жизнь: бродяжничество, новые друзья и недруги — все, чем представлена улица в колоритном многонациональном южном городе конца XIX века. Для среднего школьного возраста.
Год издания: | 1966 |
Издательство: | Детгиз |
Язык: | Русский |
В автобиографической повести Чуковского с юмором описывается его учеба в гимназии и события, приведшие к исключению из оной.
Год издания: | 1963 |
Издательство: | Издательство Детской литературы |
Язык: | Русский |
Предлагаем вашему вниманию повесть Корнея Чуковского «Серебряный герб».
Год издания: | 1961 |
Издательство: | Издательство Детской литературы |
Язык: | Русский |
«Серебрянный герб» — автобиографическая повесть, рассказывающая о детстве и отрочестве Коли Корнейчукова (настоящее имя К. Чуковского). Книга читается на одном дыхании. В ней присутствует и свойственная Чуковскому ирония и особый стиль изложения, который по настоящему трогает за душу, заставляя возвращаться в своё детство.
Форма: | повесть |
Оригинальное название: | Гимназия: Воспоминания детства |
Язык: | Русский |
Серебряный герб, этот отличительный знак учащихся дореволюционной мужской гимназии, мальчики носили на своих форменных фуражках. Героя повести несправедливо исключают из гимназии и лишают драгоценного знака отличия. На смену беззаботным, полным шалостей ученическим будням приходит совсем другая жизнь: бродяжничество, поиски работы, новые друзья и недруги — всё, чем представлена улица в колоритном многонациональном южном городе конца XIX века. Автобиографическая повесть «Серебряный герб» написана К. И. Чуковским в 1938 году.
Год издания: | 1967 |
Издательство: | Нигде не купишь |
«Серебрянный герб» — автобиографическая повесть, рассказывающая о детстве и отрочестве Коли Корнейчукова (настоящее имя К. Чуковского). Книга читается на одном дыхании. В ней присутствует и свойственная Чуковскому ирония, и особый стиль изложения, который по настоящему трогает за душу, заставляя возвращаться в своё детство.
Ежемесячные дайджесты и самое важное из мира книг — в вашей почте
Источник: www.livelib.ru
Корней Чуковский: Серебряный герб
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Серебряный герб
Издательство:
Издательство Детской литературы
Рейтинг книги:
Добавить книгу в избранное
Ваша оценка:
«Серебряный герб» — автобиографическая повесть, рассказывающая о детстве и отрочестве Коли Корнейчукова (настоящее имя К. Чуковского). Книга читается на одном дыхании. В ней присутствует и свойственная Чуковскому ирония и особый стиль изложения, который по настоящему трогает за душу, заставляя возвращаться в своё детство.
Корней Чуковский: другие книги автора
Кто написал Серебряный герб? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Борис Лапин
Серебряный герб — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Серебряный герб», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Корней Иванович Чуковский
Детская повесть рисунки Н. Цейтлина
Зуев высыпал из ранца полдюжины мелких иконок — медных, жестяных, деревянных, бумажных, — разложил их перед собою на парте и стал деловито целовать их подряд, боясь пропустить хоть одну: как бы она не обиделась и не сделала ему какой-нибудь гадости.
Зуев молился недаром: через три или четыре минуты в нашем классе начнётся диктовка, страшная диктовка, которую мы ждали одиннадцать дней.
Одиннадцать дней назад к нам, стуча высокими каблучками, вошёл наш директор Бургмейстер (Шестиглазый, как звали мы его) и, словно читая стихи, сообщил нам своим певучим, торжественным голосом, что
Господин попечитель учебного округа его сиятельство граф Николай Фердинандович фон Люстих на днях осчастливит наш класс посещением и, быть может, пожелает присутствовать на русском уроке во время диктовки.
Теперь этот день наступил.
Мне особенно жалко Тимошу Макарова, моего лучшего друга, сидящего сзади, наискосок от меня. У него недавно был тиф, и он сильно отстал от класса. Его лопоухое, рыжее от веснушек лицо выражает смертельный испуг.
— Тимоша… погоди… я придумал!
В одну секунду я вытаскиваю у себя из-за пазухи верёвочный хвост от бумажного змея, привязываю к своему башмаку, а другой конец сую Тимоше:
— Привяжи к ноге… да покрепче!
И, покуда он возится с узлами хвоста, говорю:
— Дёрну раз — запятая. Два — восклицательный. Три — вопросительный. Четыре — двоеточие. Понял?
Тимоша весело кивает головой и пыжится сказать мне какое-то слово. Но он заика, и изо рта у него вылетают только две-три буквы и брызги слюны.
Рядом с ним сидит Муня Блохин, маленький, кучерявый и быстрый. Он тотчас ныряет под парту: расширить телефонную сеть.
Не может же он допустить, чтобы таким замечательным изобретением пользовался всего один человек! Нет, за спиной у Тимоши сидит второгодник Бугай. Нужно провести телефон и к нему.
Блохин достает из кармана бечёвку и протягивает её от Тимоши к Бугаю. Тот быстро прикрепляет её к своей правой ноге.
Рядом с Бугаем — Козельский, последний ученик в нашем классе, Зюзя Козельский, плакса, попрошайка и трус.
Нужно провести телефон и к нему, не то он заскулит и захнычет и выдаст нас всех с головой.
За Зюзей Козельским, на «Камчатке», у самой стены сидят знаменитые на всю гимназию губошлепы и лодыри, пучеглазые братья Бабенчиковы. У них кулаки как гири, нужно протянуть телефонные нити и к ним.
— Не забудьте же, — повторяет Блохин. — Раз — запятая, два восклицательный, три — вопросительный, четыре — двоеточие. Поняли?
А Зуев хоть и крестится, хоть и бормочет молитвы, но краем глаза все время поглядывает на меня и на Муню. И вдруг сгребает, как лопатой, всех своих святителей в ранец, срывает у себя с шеи шнурок и, опустившись на колени под партой, хозяйственно привязывает его к моему башмаку.
В нашем классе я считался чемпионом диктовки. Не знаю отчего, но чуть не с семилетнего возраста я писал без единой ошибки самые дремучие фразы. В запятых не ошибался никогда.
По другим предметам я бывал зачастую слаб, но по русскому языку у меня была сплошная пятерка, хотя и случалось, что тут же, по соседству с пятёркой, мне ставили в тетрадку единицу — за кляксы. Писать без клякс я тогда не умел, и все мои пальцы после каждой диктовки обычно были измазаны чернилами так, словно я нарочно совал их в чернильницу.
Но вот распахнулась дверь. В класс вошел не Бургмейстер, не сиятельный Люстих, которым нас пугали одиннадцать дней, а какой-то дубоватый незнакомец с неподвижным, топорным лицом. И немедленно начал диктовать нам диктовку.
Пришлось поработать моей правой ноге! Всё время, пока длилась диктовка, я дёргал, и дёргал, и дёргал ногою так, что у меня даже в глазах потемнело.
Диктовка была такая (я запомнил её от слова до слова):
«В тот день (дёрг!), когда доблестный Игорь (дёрг!), ведущий войска из лесов и болот (дёрг!), увидел (дёрг!), что в поле (дёрг!), где стояли враги (дёрг!), поднялось зловещее облако пыли (дёрг!), он сказал (дёрг! дёрг! дёрг! дёрг!): „Как сладко умереть за отчизну!“ (дёрг! дёрг!)
Источник: libcat.ru