К вещам, которыми мы пользуемся повседневно, мы привыкаем и редко задумываемся об истории их происхождения, а между тем это зачастую увлекательная история.
Карандаши из сувенирных серий «Алиса в Стране Чудес», «Мастер и Маргарита», «Факсимиле русских художников», «Императорские истории»
Сегодня расскажу вам всю подноготную о простых черногрифельных карандашах. Миссия проекта «Культурный слой» — популяризация культурного наследия через сувениры, а девиз: «Каждый сувенир — история», а поскольку в сувенирных коллекциях «Культурного слоя» много карандашей: и отдельными наборами, и в комплекте с блокнотами, — это повод рассказать интересную историю.
Чем писали древние
Древнеримские стилосы
Прообразом карандаша можно считать стилос , которым в древние времена писали на пергаменте, папирусе, восковых табличках. Стилос (от греческого stylos – заострённая палка) — это тонкий стержень из металла, кости или дерева, острый конец использовали для письма, а противоположный делали плоским, чтобы стирать написанное.
О СВИНЦОВОМ И СЕРЕБРЯНОМ КАРАНДАШЕ
Сапфо (?). Фреска из Помпей. Неаполь, Национальный археологический музей
Карандаши серебряные и итальянские
В XIII веке стали пользоваться свинцово-цинковыми и серебряными палочками, которые представляли собой кусок проволоки. Их хранили в футляре, иногда припаивали к ручке. Много рисунков и набросков, сделанных серебряными и свинцовыми карандашами, в хорошей сохранности дошли до нас от эпохи Возрождения.
Серебряными карандашами пользовались великие мастера графики Дюрер, Ботичелли. Работа серебряным карандашом требовала высокого мастерства и твёрдой руки, потому что исправить или стереть нарисованное уже невозможно. Со временем серебро окислялось, и серые штрихи приобретали тёмно-жёлтый или коричневый оттенок.
Старинный серебряный карандаш
В XIV столетии появился еще один вид карандаша — «итальянский» . Стержень такого карандаша был изготовлен из черного глинистого сланца . Позже его делали из жженой кости, растертой в порошок и смешанной с растительным клеем для скрепления. Кстати, художники и сегодня нередко используют итальянский карандаш. Правда, состав стержней усложнился.
«Итальянский» карандаш
Происхождение слова «карандаш» ученые связывают с турецким karatas , что означает «черный сланец» и с тюркским karadas, что переводится как «черный камень».
Как буря подарила человечеству карандаш
История графитового карандаша началась в XIV в . Началом использования графита мы обязаны (по одной из версий) британским пастухам из Камберленда . Однажды в этом местечке разыгравшаяся буря обнажила под поваленными деревьями залежи неизвестного минерала: чёрного с металлическим блеском. В начале посчитали, что это уголь, но он не горел. Тогда подумали, что это свинец, но порода не плавилась и была явно легче свинца.
Свое название графит получил в 1789 г . благодаря немцу Абрааму Вернеру , назвавшего его так от греческого слова «grapho», что означает пишу. До этого графит называли – «чёрный свинец» от английского «black lead», «карбидное железо» или «серебристый свинец».
Рисунок серебряной иглой | Серебряный карандаш | История искусств
Графитовые стержни
Ни отливать пули, ни топить печи находкой не получилось, но зато кусочки минерала оставляли яркие следы. Жители Камберленда по достоинству оценили свойства найденного после бури пишущего вещества. Сначала местные пастухи помечали им овец, коров, лошадей и прочую живность. Потом торговцы при помощи графита стали делать записи на ящиках, мешках и корзинах с товаром.
Детишки рисовали им каляки-маляки где ни попадя. Художники кусочками графита стали делать эскизы и рисунки. Новый материал оказался слишком мягким и хрупким, а также пачкал пальцы. Поэтому графитовые палочки стали оборачивать нитками или тесьмой. Кто именно из камберлендцев первым додумался вставить графит в деревянную оправу – неизвестно.
Имя изобретателя самого первого в мире карандаша сейчас уже не установить, шутка ли – четыре с половиной века с той поры прошло.
Графитовый стержень, обмотанный ниткой
Криминальные страсти
Вокруг месторождения графита в Камберленде кипели нешуточные криминальные страсти. На тот момент больше нигде в мире графит не добывали. Спрос на него был велик и стоил он очень дорого. Цена одного килограмма доходила до 16 фунтов стерлингов – по тем временам это были сумасшедшие деньги. Как известно, «капитал при 100 процентах прибыли готов попирать все человеческие законы, а при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».
Камберленд
Вот потому тогдашние лихие люди и не боялись пойти на любое преступление ради тогдашнего «чёрного золота» . Разбойники нападали на обозы, перевозившие графит, и сбывали его контрабандистам. Возник чёрный рынок скупки краденного минерала и готовых карандашей. В этот, так сказать, «нелегальный бизнес» было вовлечено едва ли не всё население округи. А однажды большая шайка преступников захватила графитовые копи и добывала его до тех пор, пока из Лондона не прибыл военный отряд, взявший рудник штурмом.
Для Вeликoбритaнии грaфит стaл стрaтeгичeским рeсyрсoм, при пoмoщи кoтoрoгo oнa дaжe oсyщeствлялa экoнoмичeскyю блoкaдy рeвoлюциoннoй Фрaнции в 1792 гoдy, зaпрeтив экспoрт сырья в этy стрaнy. Пeрвoй фрaнцyзскoй рeспyбликe, нaвeрнoe, былo тяжкo бeз кaрaндaшeй. Кстaти, eщё в 1752 гoдy пaрлaмeнт Вeликoбритaнии принял зaкoн, пo кoтoрoмy любoгo, ктo пoсмeл yкрaсть или прoдaть нa чёрнoм рынкe кaрaндaш, oжидaлa ссылкa или тюрьмa.
Альтернативные решения
Конрад Геснер в трактате о минералах 1565 г. первым описал карандаш из графита, вставленный в дерево. В документах от 1683 года встречается упоминание о первых деревянных карандашах.
В этот же период появился и «парижский карандаш» («соус») из черной сажи, смешанной с белой глиной. Он оказался хорош тем, дает черный след на бумаге и меньше ее царапает. Им до сих пор рисуют художники-графики. Во Франции же в XV веке была изобретена пастель путем добавления к мелу пигментов и жиров. Использовали при этом гуммиарабик или сок смоковницы, например.
Леонардо да Винчи принадлежит заслуга открытия сангины — «красного мела». Это природный каолин, окрашенный окислами железа.
Английская монополия на добычу графита и производство из него карандашей продержалась до тех пор, пока не были найдены залежи минерала на континенте. Начиная с XVII века его стали добывать в Богемии, Моравии, Штирии и Испании. Европейские конкуренты попробовали усовершенствовать технологию производства карандашей и снизить их стоимость.
Для этого истолчённый в порошок графит пытались сплавлять с серой, смешивать с клеем, смолами и сурьмой. Однако успехи были весьма посредственными. Карандаши с «композитными» грифелями стоили дешевле, но их качество было низким.
Источник: dzen.ru
Серебряный карандаш что это такое
Гравюра «Адам и Ева». Альбрехт Дюрер
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Подписаться на: Комментарии к сообщению (Atom)
Какая тема вам наиболее интересна?
Мы в социальных сетях
- Официальный сайт журнала «Зеркало Мира»
- Одноклассники
- ВКонтакте
Популярные сообщения
СИБИРЯКИ С ТОМАГАВКАМИ. Гипотеза, согласно которой предки современных индейцев Северной и Южной Америки пришли в Новый Свет из Азии, получ.
УКАЗ: Подчененный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство. (Петр, .
Архив блога
- ▼2012 (45)
- ►июля (9)
- ►мая (2)
- ►апреля (8)
- ►марта (7)
- ▼февраля (18)
- ЭНЕРГОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ УДАВЫ
- Человечество. Народы Земли. Пирамиды строили м.
- Техника. Авто. Устремленные в небо. Самолет из.
- Рекламный ролик журнала Зеркало Мира
- pr pressa na 17 02 12
- Тайны веков. Древние цивилизации. Хрустальные чер.
- «Зеркало МИРА» на телеканале ТВ Центр, рубрика «Пе.
- История вещей. Удобнее, чем есть руками. Нож и л.
- Человек. Медицина. Джинсами по целлюлиту. Амер.
- Человечество. Традиции и обычаи. Один из древней.
- Дорогого стоит. Ларец. Крупнейший в мировой истор.
- История вещей. Новое о старом. «Скромный родстве.
- История вещей. «Серебряный карандаш» Многие евро.
- География и путешествия. Подводная лодка “Садко”.
- Тайны веков. Древние цивилизации. Легендарный ук.
- Спорт. «Ревущие камни». Эта необычная игра на льд.
- Природа. Стихия и человек. Четверть века назад 2.
- Человек. Медицина. Мурка как лекарство. В обще.
- ►января (1)
Источник: thezerkalomira.blogspot.com
Кто придумал карандаш?
Карандаш — один из самых привычных для нас предметов. Устроен он предельно просто, однако свой теперешний вид обрёл далеко не сразу.
Нечто похожее на карандаш впервые появилось ещё в Средневековье. Это были стержни из сплава цинка и свинца. Свинец оставляет мягкую серебристую линию, которая хорошо стирается хлебным мякишем. Поэтому его чаще всего использовали для набросков и подготовительных рисунков. Свинцовые карандаши были хрупкими.
Чтобы они не ломались в процессе использования, их зажимали между тонкими деревянными палочками, и всё это обматывали бумагой.
А.Дюрер. Молодая и старая женщины из Бергена, 1520.
Свинцовый карандаш.
В качестве «пишущей основы» пробовали и другие материалы, например, серебро. Оно оставляет на бумаге тёмно-серый след. Со временем, окисляясь, серебряная надпись или рисунок становятся коричневыми и создают красивый эффект. Делали серебряные карандаши так. К концу металлической рукоятки припаивали кусок серебряной проволоки или острия.
Называли такие пишущие палочки «серебряными карандашами». Стереть след серебряного карандаша невозможно, поэтому рисование серебряным карандашом требовало высокой точности.
Серебряными карандашами пользовались такие всемирно известные мастера графики, как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Альбрехт Дюрер, Ян Вайн Эйк, Ганс Гольбейн Младший, Пьетро Перуджино.
Леонардо да Винчи. Голова ангела. 1483 г.
Серебряный карандаш.
Но самым подходящим материалом оказался графит. Этот минерал — одна из разновидностей углерода. Кстати, другая разновидность углерода — древесный уголь — тоже используется для рисования с древних времён.
В XVI веке грифели из графита появились в Англии. Пастухи из местности Камберленд обнаружили в земле какую-то темную массу. Выяснилось, что она отлично подходит для того, чтобы метить овец. Сначала англичане решили, что это свинцовая руда и даже пытались изливать из нее пули, но у них, конечно, ничего из этого не получилось. Тогда придумали делать из графита палочки для рисования (для письма они были слишком мягкими, легко ломались).
Эти графитовые палочки имели недостаток: они пачкали руки. Художники обматывали грифели бечёвкой или бумагой, чтобы не пачкаться в процессе работы. А заключать грифель в деревянную «рубашку», по-видимому, начали немцы. Первое письменное упоминание о деревянных карандашах обнаружено в документе, датированном 1683 годом (конец XVII века).
Именно в Германии впервые началось массовое производство деревянных карандашей. Причем это новшество появилось вовсе не из соображений удобства, а для того, чтобы скрыть плохое качество! Чтобы удешевить материал для грифеля, мастера из Нюрнберга стали смешивать графит с клеем и серой. Карандаши получались дешевле, но качество их сильно уступало чистому графиту. Чтобы покупатели не заметили подмены, грифель прятали в деревянный корпус.
Один из первых деревянных карандашей
В конце XVIII века английский парламент ввел строгий запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Графит всё равно продолжал поступать в Европу контрабандным путём, но цена его взлетела до небес. Такие условия стимулировали поиски обходных путей в производстве пишущих средств. Результатом стал революционный прорыв в технологии изготовления карандашей. Произошло это так.
Французская республика, как и другие страны Европы, остро нуждалась в собственных пишущих средствах, не зависящих от английского сырья. Французский Конвент поручил изобретателю Николя Конте придумать новый тип графитового стержня.
Конте придумал смешивать пыль графита с глиной, сажей, крахмалом и водой. Далее эта смесь подвергалась обжигу, благодаря чему достигалась высокая прочность. Изменяя соотношение компонентов, можно было производить карандаши разной твёрдости. Если увеличить долю графита, стержень становится темнее и мягче, а если увеличить количество глины — светлее и твёрже.
Именно Конте мы обязаны современной классификацией карандашей по твёрдости: Т, М, ТМ (в английском языке: Н — твердый, В — мягкий, НВ — средней твердости). В январе 1795 года Конте получил патент на свое изобретение.
Николя Конте
Одновременно с Конте разработки в том же направлении проводил австрийский изобретатель Йозеф Хардмут. Он изобрел свой вариант искусственного графита (как и Конте, он смешал графит с глиной) и запечатал его в деревянный футляр. Затем наладил производство карандашей, ныне известное на весь мир — знаменитый «KOH-I-NOOR».
Кстати, карандашная фирма, основанная Николя Конте, тоже просуществовала до нашего времени, а в 1979 году ее купила компания — производитель шариковых ручек BiC.
Таким образом, можно сказать, что «родителями» современного карандаша являются оба изобретателя — Конте и Хардмут.
Привычную нам шестигранную форму корпуса карандаша предложил граф Иоганн Лотар Фабер в конце XIX века. Он обратил внимание, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма, и предложил элегантное решение этой проблемы, которым мы пользуемся по сей день. Он же установил стандарты длины, толщины и твердости, которые были приняты большинством других производителей. Карандашная фабрика Faber-Castell по сей день является одной из крупнейших торговых марок карандашей.
Иоганн Лотар Фарбер
В России производство деревянных карандашей организовал М. В. Ломоносов. Он развернул производство в Архангельской губернии. Ломоносов ввёл понятие «гросс» — дневной нормы выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. Гросс равен дюжине дюжин, то есть 144 штуки. Эта мера выработки используется во всем мире до сих пор.
В 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс изобрел механический карандаш. Он обнаружил, что при затачивании карандаша в отходы попадает примерно две трети грифеля. Непростительное расточительство! Кросс поместил графитовый стержень в металлический корпус и придумал устройство, которое выдвигало грифель на нужную длину.
Устройство Кросса представляло собой два металлических зажима — цанга. При нажатии на кнопку на конце карандаша цанги раздвигались, и грифель можно было выдвинуть на нужную длину. Затем путем поднятия кнопки цанги зажимали стержень в новом положении. Грифель цангового карандаша был довольно толстым — 2 мм. Это изобретение помогло заметно снизить количество отходов при затачивании карандашей.
Механический цанговый карандаш
Современный механический карандаш с тонким (0,2-0,5 мм) «вечно острым» стержнем и более продвинутым механизмом его выдвижения придумал японский изобретатель Токудзи Хаякава. Грифель в его карандаше выдвигался наружу благодаря вращению футляра. Он не требовал заточки, так как был очень тонким. С этого изобретения началась история компании Sharp — ведущего производителя электроники. Своим названием она обязана именно первому изобретению Хаякавы — Ever-Ready-Sharp Pencil («вечно острый карандаш», sharp в переводе с английского означает «острый»).
Современный механический карандаш
Позже карандаши стали снабжать ластиком на конце.
Первые карандаши стоили недёшево, ведь это была тонкая, «ручная» работа. Сейчас всё делают автоматы — и грифели, и деревянные заготовки, которые разрезаются по длине пополам. Грифели укладывают в специально вырезанные в заготовках бороздки, затем половинки склеивают и покрывают тонким слоем лака. Для производства корпуса используют тополь, ольху (низкое качество), липу (среднее качество), кедр, сосну (высокое качество).
Производство карандашей
Итак, нашему привычному карандашу уже больше двух веков.
Кстати
- Слово «карандаш» пришло к нам из тюркских языков. Древние арабы переняли от греков способ письма заточенными тростниковыми палочками (греки называли их kalamos, а римляне – kalamus). По мере совершенствования древних каламов в тростниковые трубочки стали вставлять свинцовые палочки, а затем и графитовые стержни. И тогда в тюркских языках появилось новое слово kalamdas, которое происходит от слов «kalam» (тростник) и «das» (камень)
- В отличие от простых карандашей, цветные не содержат графит. Их стержни делают из масляной или восковой основы с добавлением пигментов.
Источник: allforchildren.ru