Серебряный способ образования слов примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Общее понятие о словообразовании

Более распространённым в международной лингвистике названием словообразования является морфологическая деривация.

Словообразование в самом общем виде представляет собой образование от однокоренных новых слов (дериватов).

Термин «деривация» произошёл от латинского слова «derivatio», которое переводится на русский язык как «отведение, отклонение».

Словообразование может быть осуществлено несколькими способами:

Все способы словообразования

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

  • кни­га → книжка;
  • кни­га → книжный;
  • кни­га → книжник.

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сивее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного);
  • бежать — бежал (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола);
  • вре­мя — времена (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла существительного).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

  • кра­сивый → кра­сивость;
  • бежать → бег ;
  • время → временной.

Суффиксальный способ образования слов

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глазастый (прил.);
  • синий (прил.) → синеть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весело (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → аукать (гла­гол).

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок животных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­систка;
  • сту­дент → сту­дентка;
  • вла­де­лец → вла­делица;
  • учи­тель → учи­тельница;
  • тигр → тигрица;
  • лев → львица.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом деятельности:

  • лес → лесник;
  • лыжа → лыжник;
  • дача → дачник;
  • пере­пле­тать → пере­плётчик;
  • раз­ве­дать → раз­ведчик;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ровщик;
  • бара­бан → бара­банщик;
  • кор­мить → кор­милец.
Читайте также:
Серебряная медаль это как

Возможно Вас заинтересует статья: Приставочный способ образования слов. Примеры

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соусник;
  • багаж → багажник;
  • вопрос → вопросник;
  • тво­рог → тво­рожница;
  • цвет → цветник;
  • яго­да → ягодник;
  • оси­на → осинник;
  • чер­ни­ка → чер­ничник.

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков предметов:

  • доб­рый → доброта;
  • нищий → нищета;
  • жёл­тый → желтизна;
  • седой → седина;
  • сме­лый → смелость;
  • све­жий → свежесть.
  • похо­жий → похожесть.

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­таться → попытка;
  • про­по­лоть → про­полка;
  • пере­го­ро­дить → пере­го­родка;
  • покра­сить → покраска;
  • задви­гать → задвижка.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

  • дви­гать → задви­гать → задвижка;
  • кра­сить → покра­сить → покраска.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­вание;
  • полос­кать → полос­кание;
  • зажи­вить → заживление;
  • уди­вить → удивление;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новление.

Образование слов без перехода в другую часть речи

Существительное, образованное суффиксальным способом, может приобретать дополнительное значение, оттенок, уточнение, например, по размеру, или окрашиваться отношением говорящего. «Помощниками» в этом деле являются самые разные суффиксы. Рассмотрим некоторые из них, при образовании которых используется суффиксальный способ. Примеры наглядно показывают, что лексическое значение осталось прежним, однако появились у слова другие оттенки и указание на какие-либо отличительные признаки.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

  • река → речной;
  • окно → оконный;
  • салат → салатный;
  • осень → осенний.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

-ан-/ян-, -ин-, -онн-/енн-, -ск-, -ист-, -ат-, -аст-, -ив-/ев-, -лив-

  • бере­ста → берестяной;
  • рожь → ржаной;
  • лебедь → лебединый;
  • тор­же­ство → тор­жественный;
  • соло­ма → соломенный;
  • село → сельский;
  • золо­то → золотистый;
  • гор­ло → горластый;
  • нос → носатый;
  • игра → игривый;
  • плюш → плюшевый;
  • уда­ча → удачливый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рваный;
  • драть → драный:
  • жарить → жареный;
  • ква­сить → квашеный;
  • ода­рить → одарённый;
  • уди­вить → удивленный.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

Читайте также:
Серебряные коньки чем закончится

образованное суффиксальным способом

  • гнить → гнилой;
  • спеть → спелый;
  • зреть → зрелый;
  • уметь → умелый.

Суффикс, придающий словам увеличительный оттенок

Таковой является морфема -ищ-. Причём интересен такой факт, что она используется в сочетании с окончаниями -а в женском роде и -е в мужском и среднем. Слово, образованное с окончанием -е имеет форму среднего рода, но всегда таковым является. Например, домище так и останется существительным мужского рода, при употреблении его в контексте необходимо правильно сочетать прилагательное либо причастие, относящееся к нему, а также использовать глагол, если оно стоит в прошедшем времени.

  1. Мы были удивлены, когда вместо хибарки увидели огромный домище!
  2. Существо распахнуло свой фиолетовый глазище и уставилось прямо в нашу сторону.
  3. Интересно, какого роста был тот человечище, чьи останки обнаружили археологи?
  4. Вот это поленище! Можно не только ножку для стола соорудить, но и остатки использовать как пенёк для сидения.
  5. Огромная ручища мужика так нежно коснулась головёнки мальчика, что слеза навернулась сама собой.

Суффиксы, образующие названия лиц

Роль этой морфемы трудно переоценить. Некоторые образованные с её помощью слова настолько прочно вошли в речь, что зачастую люди даже не разделяют корень и словообразующую часть.

— Иногда суффикс -ик- может выступать не в роли уменьшительного или уменьшительно-ласкательного, а для образования абсолютно нового слова. Это также суффиксальный способ, примеры слов, образованных таким образом, демонстрируют сказанное выше: старик, умник, скромник.

— Интересны суффиксы, участвующие в образовании названий профессий или людей определённых занятий -тель/-итель, -чик, -щик-/-льщик, -арь, -л-, -ист-, -их-. Например:

1. Бажов — сказитель народных легенд – собрал множество удивительных историй и записал их.

2. Этот сварщик – мастер своего дела!

3. Барабанщик лихо выбивает ритмы нового хита!

4. Ученик должен превзойти своего учителя.

5. Пахарь стёр с лица пот и задумчиво устремил взор свой вдаль.

6. Запевалой в отряде была общительная весёлая девочка с огромной рыжей копной волос.

7. Нагаев Александр Петрович – один из самых талантливых композиторов и баянистов России.

8. Врачиха устало вздохнула, грустно погладила малыша по головке: «Сколько же ещё боли и страданий придётся тебе вытерпеть, кроха?» — прошептала.

— Суффикс -ец- может характеризовать место жительства, свойство человека, действие: кавказец, упрямец, глупец, рубец.

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Источник: russkii-po-tablicam.ru

Способы словообразования

Для определения способа словообразования сравниваем основы только двух слов: Данного и того, от которого оно образовано. Для того чтобы узнать где приставка, суффикс, постфикс просто наведите курсор мыши выделенные части слова. Например: Под вод н ый.

Все способы словообразования

  • Приставочный — образование нового слова при помощи приставки. Примеры : Город — при город.
    Бежать — до бежать.
  • Суффиксальный — образование нового слова при помощи суффикса. Примеры : Обуть — обув а ть.
    Слом а ть — слом и ть. (замена суффикса)
  • Постфиксальный — Образование нового слова при помощи постфикса. Примеры : Бить — бить ся .
    Мыть — мыть ся .
  • Приставочно-суффиксальный — образование нового слова одновременным присоединением и приставки, и суффикса. Примеры : Вода — под вод н ый
    Снег — под снеж н ик.
  • Приставочно-постфиксальный — Одновременное присоединение и приставки, и постфикса. Примеры : Спать — вы спать ся .
    Шутить — от шутить ся .
Читайте также:
Браслеты серебряные для девочек

Пошаговое изучение

Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать

Тесты по русскому языку

В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти

Онлайн-диктанты

Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку «Проверить» ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти

Источник: best-language.ru

Основные способы образования слов

Литературный блог

Словообразование — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, при помощи каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

Основные способы образования слов

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Морфологический способ словообразования

Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова.

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка, поэтому его чаще всего указывают при морфемном анализе или словообразовательном разборе слова. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или приставки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
  • флек­сии, или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Основные способы образования слов

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писать → выписать
  • вид →подвид
  • забавный → презабавный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­дить → находка
  • цвет (цве­ток) → цветник
  • улы­баться → улыбка
Читайте также:
Натуральный гранат камень в серебре

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → подлокотник
  • беседа → собеседник
  • свежий → освежить
  • море → заморский
  • мох → замшеть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суффикса:

  • взво­дить → взвод
  • при­пе­вать → припев
  • свинья → свиной
  • золото → золотой
  • восемь → восьмой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кто → кто-то
  • что → что-нибудь
  • где → где-либо
  • когда → когда-то
  • бро­сать → бросаться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­шать →вслу­шаться
  • нюхать →принюхаться
  • думать →вдуматься
  • тос­ко­вать →истос­ко­ваться
  • ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толпа → толпиться
  • скупой → скупиться
  • пере­го­во­рить → переговариваться

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → северо-восток;
  • сухие фрукты → сухофрукты;
  • свод неба → небосвод;
  • птица, фаб­рика → птицефабрика;
  • хра­ни­лище для овощей → овощехранилище;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • ветери­нар­ный врач→ ветврач;
  • туристи­че­ский поход→ турпоход;
  • медицин­ский пункт→ медпункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • замести­тель председа­те­ля → зампред;
  • мотоцикл педаль­ный → мопед;
  • профсоюз­ный комитет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

Сложение двух целых слов – способ образования словоформ путём сложения двух слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинная шерсть + ‑н- → длинношерстный;
  • хлеб, резать + ‑к– → хлеборезка;
  • сам, варить + → самовар;
  • черные брови + → чернобровый;
  • каша, варить + → кашевар.

Таблица с примерами

текст → подтекст
гнать → догнать

белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение

люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник

отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, пла­вать → мореплаватель
специаль­ный корреспон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Читайте также:
Можно ли отправлять серебро почтой за границу

Лексико-синтаксический способ

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или -е (быст­ро, высо­ко, выше‑, низ­ко, ниже‑, близ­ко, ближе‑, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высоковита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → малоизу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слабовидя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низкоопла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глубокоуважаемый;
  • выше ука­зан­ный → вышеуказанный.

Морфолого-синтаксический способ

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Основные способы образования слов

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. sub­stan­tivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омонимы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Таким образом, неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль.

Тест по теме «Словообразование»

  1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
  1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

Источник: litfest.ru

Рейтинг
Загрузка ...