Серебряный торговый путь это

Содержание

С того момента, как люди перестали приобретать товары путём их обмена, торговля постепенно обрела цивилизованное «обличие». Торговля как общенациональное явление и как относительно обособленная форма экономической деятельности общества находится в процессе эволюции с тех пор, как произошло ее отделение от земледелия и ремесла.

Причиной же возникновения торговли исторически считается, что мелкие общины, начавшие заниматься сельским хозяйством, нуждались во многих товарах (дереве, камне, украшениях). Добыть это можно было только за сотни и тысячи километров от места проживания. Самим этим мелким общинам было не под силу направлять так далеко экспедиции за нужным товаром. И вот тогда они стали объединяться вокруг храмов и снаряжать общие отряды для похода и за камнем и за золотом, и за деревом. Эти совместные заботы привели к укрупнению общин, в которые стали входить не только близкие родственники, а потом они стали строить большие укрепленные города.

Исследование эволюции торговли в нашей стране в разные исторические периоды в различных социально-экономических условиях дает богатейший материал для теоретических обобщений различных форм единства торговли с экономикой страны. Летописи и другие исторические памятники свидетельствуют, что на Руси уже с давних времен существовали купцы и промышленники.

История торговых путей — на карте

Само собой разумеется, что на первых порах исторической жизни Древней Руси, торговля и промышленность были развиты в ней очень мало и притом почти не выходили из предметов обихода, тесно связанного с несложным сельским хозяйством, преимущественно земледельческим занятиями, или с домашними ремеслами.

Основные торговые пути Древней Руси

Древние славяне обычно строили свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения хозяйства. Водные пути играли выдающуюся роль и были главными или единственными торговыми путями сообщения. Важнейшими торговыми путями Древней Руси были следующие.

1) Самым замечательным из них был тот, который носил название Великого водного пути, — путь «из варяг в греки», начинавшийся из Варяжского моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию).

Читайте также:
В ходе реакции серебряного зеркала этаналь окисляется по какой связи

Параллельно ему существовал также и Восточный водный путь — через Волгу и Каспий. Великий Волжский путь («путь из варяг в арабы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье.

2) Из других Водных путей отметим следующие:

— Киево-новгородский водный путь, совпадавший, начиная с оз. Ильменя, с путем варяжским.

— Водный путь из Новгорода на север и северо-восток:

а) заволочский: pp. Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина,

б) к реке Каме, пройдя весь заволочский путь, шел по pp. Вычегде, Сев. Кельтме и Южн. Кельтме.

в) к р. Печоре — по тому же заволочскому пути, затем по pp. Вычегде, Сев. Мылье и Южной Мылье.

г) С р. Камы на Печору ходили по pp. Вишере и Колье.

д) Водный путь новгородцев за Урал шел по pp. Печоре, Щугору, Иличу, Сосве, Оби; по pp. Печоре, Усе, Ельцу, Соби и Оби.

— Водный путь, соединяющий Озерную область с Белым морем — от города Онеги вверх по р. Онеге до устья р. Кены, по р. Кено, Кенозером, р. Почей через Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро; оттуда 6-тиверстным волоком на р. Череву, по pp. Череве и Водле, оз. Онежским, р. Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до Финского залива.

Этот путь стал известен новгородцам, как видно из Уставной грамоты 1137 г., не позже начала XII в. Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала нынешнего столетия.

— Водный путь из Новгорода по pp. Волге и Оке: pp. Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и Ока. Этот путь был одним из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволожье; но были еще и другие, как-то:

а) из оз. Ильменя через речки Полу и Явонь с переволоком к оз. Селигеру; из него в р. Селижаровку и ею в р. Волгу;

б) р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера в Волгу Шексною.

— Водный путь между Псковом и Новгородом: pp. Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.

— Моложский водный путь из Озерной области к Волге шел, как полагает Ходаковский, или от озера Нево посредством pp. Сяси и Боложи до Волока Хотьславля (в нынешнем Тихвинском уезде), или же от Волока Держковского на Мсте к озеру Печенову по pp. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой.

— Владимирский водный путь из Поволжья шел или через Переяславское оз., или по р. Солме к верховьям р. Нерли, впадающей в Клязьму несколько ниже г. Владимира.

— Ростовский водный путь вел по прав. притоку Нерли, Солме, к верховьям р. Сарры, вливающейся с юго-зап. в Ростовское озеро.

— Водные пути, соединяющие pp. Днепр и Дон с Волгою:

а) путь из Азовского моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой вежи) и волок;

б) с Днепра на Дон: р. Самара, Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус — или Орель, Берестовая, Сев. Донец;

в) pp. Днепр, Вязьма, волок, Вазуза, Волга;

Читайте также:
Как сделать серебряную краску в домашних условиях

г) pp. Дон, Шать, Упа, Ока;

д) pp. Дон, Сосна, Зуша, Ока;

е) pp. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока.

— Водные пути из Варяжского моря к Пскову и Изборску: а) по системе р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая; б) р. Нарова, оз. Чудское.

Плавание по рекам тогда было трудным и опасным. Древнерусским судам — ладьям — приходилось преодолевать и каменистые участки — пороги, и по сухопутным путям волоком добираться от одной реки до другой. Но русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю. Вот почему уже к концу Х века новгородские гости — так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, — освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.

Русские купцы вывозили в Западную Европу меха и кожи, «рыбьи зубы», так тогда назывались моржовые клыки, а также лен, сало и мед. Обратно везли серебро и медь, стекло, различные изделия из золота, ткани и оружие.

Особенно активно торговали с Русью купцы из северных немецких городов, их называли варяжскими гостями, поскольку варягами русские люди называли каждого человека, который приплыл к ним из-за моря.

Только с конца XVII века это название прочно связалось с теми, кто приезжал на Русь из Германии. Таким образом, удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Руси с другими государствами Европы и Азии, ведь по рекам можно было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней Азии.

3) Кроме того, существовал и сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев, выходивший на Волгу и далее в Азию.

А также Западный путь — вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

4) Одним из замечательных достижений древних цивилизаций по праву считается Великий Шелковый Путь. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Тем самым были соединены в одно целое две великие дороги — одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию и другая, ведущая с Востока, из Ханьской Империи в Среднюю Азию.

Великий Шелковый путь начинался в Риме и через Средиземное море выходил к сирийскому городу Гирополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вел в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок начинался в Арее (Герат). Отсюда дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую (Мерв), отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях — на север и восток.

Третья трасса Великого Шелкового Пути — Степной Путь, проходил к северу от Средней Азии. Он начинался в городах Северного Причерноморья, далее — через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекал южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через южный Казахстан выходил на Алтай и Восточный Туркестан, где соединялся с основной трассой Великого Шелкового Пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.

Источник: studfile.net

«Путь из варяг в греки» и его значение для древнерусской торговли и истории

Как вы знаете, в Европе рек много. От самых крохотных, длиною в два-три километра, до гигантских и полноводных рек, длина которых достигает нескольких сот и даже тысяч километров! Как только на материке начали развиваться торговые отношения, эти реки превратились в богатые торговые пути, по которым купцы разных национальностей плыли на своих ладьях в соседние страны сбывать товар. Постепенно эти пути все больше осваивались человеком, начали образовываться определенные торговые маршруты, а поселения по берегам таких рек все больше богатели и возвышались, превращаясь в крупные города, становились торговыми узлами. Такие торговые маршруты образовывали связь между развитым Западом и богатым Востоком, способствовали развитию международных отношений и обогащению мировой культуры.

Читайте также:
Куда потратить серебро в йорвике

Одним из самых старых и протяженных являлся так называемый «Путь из варяг в греки». Его часть, что проходила по Руси, проложенная не только по рекам и озёрам, но и по суше, была в длину около 2800 километров. Он связывал между собой Варяжское море (раньше так называли Балтийское море), Русь, а позже многочисленные русские удельные княжества, Причерноморские степные просторы, занятые кочевыми народами, Византию, восточную часть распавшейся Римской империи, и Средиземноморье.

Началом этого пути принято называть озеро Мэларен (территория современной Швеции). Главной торговой точкой всей Скандинавии, куда стекались купцы со всего полуострова, по мнению историков, было поселение Бирка, в Швеции, судя по археологическим находкам, там велась бурная торговля, до сих пор на той местности, где находилась Бирка, находят монеты различных королевств.

Следующим пунктом, к которому шел путь, был остров Готланд, также крупный торговый центр на Балтике, жители острова с удовольствием торговали с иноземцами и не препятствовали торговле. Далее купеческие суда плыли вдоль берегов Варяжского моря и часто останавливались в прибрежных городках. Доплыв до устья Невы, торговцы по реке преодолевали путь до ладожского озера. Из озера они попадали в Великий Новгород по реке Волхов, первый крупный русский город. Тут часть купцов останавливалась на долгое время и, распродав весь товар, возвращалась обратно.

Далее корабли преодолевали озеро Ильмень и шли по реке Ловать. Миновав Ловать, ладьи волокли по суше до Западной Двины. На берегах этой реки торговля продолжалась, здесь часто к скандинавам присоединялись уже славянские суда. Бассейны Западной Двины и Днепра соединялись опять же сухопутным путем.

На Днепре стояли Смоленск, Любеч, Чернигов и Киев, столица древнерусского государства. В каждом из этих городов шла активная торговля, здесь же сплавлялись по Днепру ладьи славян. Преодолев днепровские пороги, где кочевниками часто устраивались засады, славяне и скандинавы попадали в Черное море.

Пересекая море, суда попадали в богатую столицу Византии – «Царьград» (так славяне называли Константинополь). По сохранившимся источникам можно делать вывод, что Константинополь был не последним городом, куда вел древний путь. Дальше можно было попасть, в Рим и другие богатые города Италии. Далее через Средиземное море, купеческие караваны выходили в Атлантику и, огибая всю западную Европу, следовали до самой Скандинавии, по пути останавливаясь в крупных торговых узлах и пунктах. Таким образом, начав путь в Балтийском море, купцы возвращались сюда, уже огибая всю Европу по морю.

Чем же торговали купцы? Что привозили из далеких стран и продавали уже у себя на родине? Русские летописи часто упоминают различные пряности, вина, книги, ювелирные изделия, иконы, дорогую ткань (все это тогда было роскошью и большой редкостью, поэтому заслуживало особого внимания летописцев), ввозимые из Византийской империи.

Киев и Волынь торговали через своих людей ремесленными изделиями, оружием, серебром и хлебом. Новгородцы торговали мёдом, воском, мехом пушных зверей, а также лесом, которого на родине было в избытке и так не хватало на юге. Балтийские страны предлагали свое оружие, лес и янтарь. Страны Западной Европы служили источником предметов искусства.

Читайте также:
Токсичным металлом при обычных условиях является ртуть серебро

«Путь из варяг в греки» для славян имел огромное значение. Благодаря торговле на этом пути, славяне имели доступ к рынкам сбыта достаточно распространенного товара в своих местах. Торговый путь также связывал два важнейших политических и экономических центра древнерусского государства – Новгород и Киев, позволял быстро перемещаться по Руси. Также торговый путь способствовал развитию городов на его пути внутри государства, Постепенно Русь наладила связь с Византией (откуда на славянские земли пришла православная вера и вместе с ней технические новшества) и другими иноземными государствами.

«Путь из варяг в греки» часто служил дорогой для древнерусских полководцев, по которой они шли со своей ратью на врагов. В 880 году Олег, прозванный народом Вещим, совершил свой поход на города южной Руси, в том числе и на Киев. Со своей дружиной он шел вдоль, уже известного нам торгового маршрута.

Следуя этому маршруту, он все дальше продвигался на юг, подчиняя своей власти все города на пути. Дойдя до Киева, он захватил его и объединил все славянские земли, создав мощную державу. Получается, торговый путь сыграл немаловажную роль в объединении Руси.

В 907 году Олег, пользуясь удобной водной дорогой, предпринял свой знаменитый поход на Царьград, взял его и заключил выгодное торговое соглашение с Византией.

В 941 году уже князь Игорь, повторив маршрут своего предшественника, напал на столицу Византии.

Пользуясь различными водными ответвлениями торгового пути, князь Святослав, его еще называют древнерусским Александром Македонским за его полководческий дар, неоднократно ходил в походы в целях завоевания новых земель.

В период удельных княжеств, когда Русь распалась на отдельные, независимые друг от друга княжества, этот путь верой и правдой служил различным князьям как транспортная сеть, и те часто пользовались этим, нападая друг на друга или кочевников.

На Реке Неве в 1240 году состоялась битва между шведским войском и русской ратью, а в 1242 году Александр, прозванный в народе Невским, одержал победу уже над немецкими рыцарями-крестоносцами на льду Чудского озера, тем самым защитив северо-западные земли Руси от завоевателей и чужой католической веры.

Из всего этого можно сделать вывод, что торговый «Путь из варяг в греки» имел не только большое экономическое, но и военное значение для Руси в разные моменты её истории.

Источник: www.istmira.com

Презентация на тему Волжский торговый путь

ТОРГОВЫЕ ПУТИ Поэтому в период ранее Х века уже стали закладываться маршруты, которые на протяжении веков оставались неизменными. Так, Волжский торговый путь стал первым из трех самых известных трактов. Двумя другими

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВЫПОЛНИЛА: ХОЛИНА А.Д.
ГРУППА АТТППБД-11

ВОЛЖСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ

ВЫПОЛНИЛА: ХОЛИНА А.Д. ГРУППА АТТППБД-11 ВОЛЖСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ

Слайд 2ТОРГОВЫЕ ПУТИ
Поэтому в период ранее Х века

уже стали закладываться маршруты, которые на протяжении

веков оставались неизменными. Так, Волжский торговый путь стал первым из трех самых известных трактов. Двумя другими были знаменитый «Из варяг в греки», связывавший Византию и север, а также Великий шелковый путь, ведший из Средиземья на восток.

В прежние времена торговые пути имели огромное значение. Они являлись связующим звеном для торговли и позволяли обогащаться городам и регионам, где проходили, а также служили нитями для культурных и религиозных связей. Именно благодаря этим путям люди в старину имели возможность обмениваться новостями и знаниями.

Читайте также:
Дарк соулс 2 кольцо с серебряным змеем 3 где найти

ТОРГОВЫЕ ПУТИ Поэтому в период ранее Х века уже стали закладываться маршруты,

Слайд 3ИСТОРИЯ ПУТИ
Волжский путь начал свою историю еще

в VIII веке до н. э. Археологи

находили подтверждения развития торговых связей еще в те времена, однако, говорить именно о самом пути рано, ведь в те времена связи были еще не очень прочны, так как в них не было особой необходимости. Настоящая торговля начинает разворачиваться лишь в конце VIII века. А уже в IX в. Волжский торговый путь становится самым развитым из всех.

ИСТОРИЯ ПУТИ Волжский путь начал свою историю еще в VIII веке до

Слайд 4ИСТОРИЯ ПУТИ
Такое положение дел продолжалось вплоть до

X века, когда основная торговля переместилась на

другие пути. Исторически сложилось так, что Волжский торговый путь не всегда служил проводником для торговли, часто на нем встречались и отряды воинов отдельных племен, которые грабили соседей.

В конце Х века Хазарский каганат, который занимал весь юг пути, был подавлен Киевской Русью. После этого племена печенегов окончательно перекрыли дорогу путешественникам. Поэтому основной поток торговли сместился на путь «Из варяг в греки».

ИСТОРИЯ ПУТИ Такое положение дел продолжалось вплоть до X века, когда основная

Слайд 5МАРШРУТ
Великий волжский путь можно представить состоящим из нескольких

отрезков. Основу, естественно, составляла сама Волга.
Протяженность

Волги — 3 531 км. Она протекает по Русской равнине от Валдайской возвышенности до Прикаспийской низменности минуя зоны леса, лесостепи, степи.

МАРШРУТ Великий волжский путь можно представить состоящим из нескольких отрезков. Основу, естественно, составляла

Слайд 6МАРШРУТ
Северная часть пути располагалась за пределами Волги. Путь

шел через Северное и Балтийское моря, Финский залив,

Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, озеро Ильмень. Далее кратчайшим и удобным (даже с учетом волоков) переходом к истоку Волги был «Селигерский путь» по рекам Поле, Явони до озера Селигер и по реке Селижаровке с выходом на Волгу.

МАРШРУТ Северная часть пути располагалась за пределами Волги. Путь шел через Северное и Балтийское

Слайд 7МАРШРУТ
Дальнейшее передвижение, что можно отнести к основной части

пути, происходило по главной реке вплоть до ее устья. Южный

участок плавания включал Каспийское море до его южного побережья (например, до области Джурджан). Далее шла сухопутная дорога до города Рея или дальше до Багдада.

МАРШРУТ Дальнейшее передвижение, что можно отнести к основной части пути, происходило по главной реке

Слайд 8МАРШРУТ
Караванное движение кораблей из района Балтики (например, от Бирки)

до района Каспия (до Дербента) с учетом, что расстояние составляло

около 5 500 км, могло занять 2 месяца и несколько месяцев — на обратный путь. Иными словами, парусно-вёсельные суда одной флотилии могли осуществить полную поездку, в лучшем случае, раз в год.

МАРШРУТ Караванное движение кораблей из района Балтики (например, от Бирки) до района Каспия (до Дербента) с учетом,

Слайд 9КАКИЕ ТОВАРЫ ВЕЗЛИ ПО ВОЛЖСКОМУ ТОРГОВОМУ ПУТИ?
Из Византии

и стран Арабского халифата вывозились шелковые ткани под

общим названием «паволок» (парча, виссон, пурпур, багрец, «дорогие оксалиты» — ткань с рисунком в «шесть нитей»), украшения, фрукты, благовония, красящие вещества, драгоценные камни, стекло, благородные и цветные металлы.

КАКИЕ ТОВАРЫ ВЕЗЛИ ПО ВОЛЖСКОМУ ТОРГОВОМУ ПУТИ? Из Византии и стран Арабского халифата

Слайд 10РАБОТОРГОВЛЯ
Волжские булгары вывозили зерно, коней, скот, меха,

изделия из кожи, серебра, керамику. Русь экспортировала пушнину,

воск, мед, ремесленные изделия — мечи, кольчуги, замки, лен. В арабских странах высоко ценились славянские женщины, которых скупали в гаремы или ткацкие мастерские. В портовых городах рабов брали в гребной флот. Работорговля имела в средневековье особый размах, так как не прекращались военные действия и пленные составляли обязательный трофей.

РАБОТОРГОВЛЯ Волжские булгары вывозили зерно, коней, скот, меха, изделия из кожи, серебра, керамику.

Слайд 11ЭКСПОРТ ТОВАРА
Скандинавские страны вывозили моржовую кость и шкуры,

пушнину, железо, жировик. Южнобалтийские государства экспортировали янтарь,

украшения, керамику, зерно, меха.

ЭКСПОРТ ТОВАРА Скандинавские страны вывозили моржовую кость и шкуры, пушнину, железо, жировик. Южнобалтийские

Слайд 12ЕДИНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА
Рост торговли начиная с VIII века

сопровождался установлением единой денежно-весовой единицы — арабского серебряного

дирхема весом 2,97 г. Вплоть до начала XI века восточное монетное серебро выполняло функции международной валюты.

Источник: thepresentation.ru

Рейтинг
Загрузка ...