Боковая рама тележки (боковина) — стальная отливка. В средней части расположен проём для надрессорной балки и рессорного комплекта, по бокам проема заклёпками закреплены фрикционные планки (толщина 10мм, износ не более 8мм). По концам рамы расположены проёмы для букс (334-341мм). На верхнем поясе с внутренней стороны кронштейны для крепления подвески тормозного башмака.
База боковины по наружным челюстям буксового проема 2100 — 2200мм. Разность баз боковин, в одной тележке не более 2мм. Суммарный зазор между буртом буксы и боковиной 5-13мм, между буксой и челюстями 6-15мм,
Надрессорная балка — стальная отливка, в средней части расположен подпятник воспринимающий нагрузку от кузова вагона, сверху ближе к концам боковые опоры. На опору укладывается коробка скользуна с отверстием для болта крепления, под колпак ставят регулировочные пластины.
Детали тормозной рычажной передачи — два триангеля с башмаками и колодками, триангели соединены с вертикальными рычагами, внизу вертикальные рычаги соединены распорной (подосной) тягой. Верхний конец одного вертикального рычага соединён при помощи серьги с мёртвой точкой надрессорной балки. Расстояние между башмаками 1517+-3мм (было 1527мм).
Завал мертвой точки
Комплект рессорного подвешивания — состоит из семи двухрядных (внутренняя и наружная) пружин и двух фрикционных клиньев. Высота пружин 249+7-2мм, разница по высоте при постановке в один комплект не более 3мм.
Технические требования предъявляемые к тележкам
Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, в тележках которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
Трещина в литой боковой раме;
Трещина в надрессорной балке;
Трещина в балансире, соединительной или шкворневой балке трёхосной тележки;
Трещины в консолях соединительной балки четырёхосных тележек;
Трещина в подпятнике, пятнике в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне;
Трещина в верхнем скользуне, отсутствие или излом колпака скользуна Отсутствие болта крепления колпака скользуна;
Обрыв заклёпки фрикционной планки, излом упорного бурта клина амортизатора;
Трещина вышедшая на наружную поверхность клина амортизатора в видимой для осмотрщика при осмотре зоне;
Свободные (ненагруженные) подклиновые пружины и клинья в порожних грузовых вагонах или завышение хотя бы одного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 8мм
Смыкание витков пружин у гружёного вагона;
Излом трещина или отсутствие хотя бы одной пружины, сдвиг или перекос фрикционных планок и пружин рессорного подвешивания;
Суммарный минимальный зазор между скользунами с обеих сторон тележки четырёхосных цистерн, хопперов для перевозки зерна, цемента, минеральных удобрений, окатышей и хоппер-дозаторов типа ЦНИИ-ДВЗ более 14 и менее 4мм . У всех остальных типов грузовых вагонов более 20 и менее 4мм , кроме хопперов для перевозки угля, горячего агломерата, апатитов и хоппер-дозаторов ЦНИИ-2. ЦНИИ-3, думпкаров ВС-50 у которых зазор должен быть не более 12мм и не менее 6мм, а у думпкаров ВС-80(82,85) не более 20мм и не менее 12мм
Допускается отсутствие зазоров между скользунами с одной стороны вагона. Отсутствие зазоров между скользунами по диагонали вагона не допускается.
Зазоры между скользунами соединительной и шкворневой балок с обеих строи одного конца восьмиосной цистерны в сумме должны быть от 4 до 15мм. Между соединительной и надрессорной балками с обоих концов одной 2х-осной тележки в сумме должны быть не менее 4мм и не более 20 мм. Не допускается отсутствие зазоров; в двух любых скользунах одной четырехосной тележки с одной стороны цистерны; по диагонали цистерны между скользунами соединительной и шкворневой балок; по диагонали четырехосной тележки между скользунами надрессорной и соединительной балок.
Источник: vunivere.ru
Вагонник.РФ
Места наибольшей вероятности возникновения трещин в надрессорных балках показаны на рисунке: Излом (трещина) (1) кронштейна, обрыв (2) заклепок крепления серьги мертвой точки.
- трещина в балансире, соединительной или шкворневой балке трехосной тележки;
- трещины в консолях соединительной балки четырехосных тележек;
- обрыв (отсутствие) хотя бы одного болта, соединяющего шкворневую с поперечными или надрессорными балками трехосных тележек;
- отсутствие хотя бы одного из валиков, соединяющих балансиры с хоботами боковин трехосных тележек или подкладок боковин;
- обрыв хотя бы одной заклепки или болта крепления пятника или подпятника, трещина в верхнем или нижнем поясах и в зоне крайних пятников соединительной балки тележки восьмиосного вагона; в кронштейнах тормозного оборудования.
2. Неисправности рессорного комплекта
Неисправности рессорного комплекта:
- свободные (ненагруженные) под клиновые пружины и клинья в порожних грузовых вагонах;
- завышение хотя бы одного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 8 мм или занижение более 12мм;
- выбита пружина;
- смещение и излом опорных витков;
- изломы, отколы, трещины витков, отсутствие хотя бы одной пружины;
- протертости, коррозийные повреждения более 10 % площади сечения витков;
- смыкание витков пружин;
- свободное состояние пружины в рессорном комплекте (не нагружена);
- повреждения износостойких элементов: трещины, изломы, отколы чугунного фрикционного клина;
- излом или трещина в клине амортизатора, излом упорного бурта клина амортизатора;
- обрыв заклепки фрикционной планки, допускается ослабление не более одной заклепки крепления фрикционной планки;
- повреждения износостойких элементов: трещины, изломы, отколы составных планок фрикционных в узле гасителя колебаний;
- у грузовых вагонов с тележками модели 18-578, с тележками модели 18-100, модернизированных по техническим условиям «Тележки двухосные модели 18- 100. Комплексная модернизация с установкой износостойких элементов и колесных пар с нелинейным профилем колес ИТМ-73″ТУУ 35.2-01124454-028:
1. трещины износостойкой фрикционной планки;
2. обрыв (отсутствие) одной и более заклепок фрикционной планки;
3. видимая часть клина имеет трещины;
4. необычный износ клина или его вертикальная поверхность не прилегает к фрикционной планке;
5. трещины, излом или отсутствие полиуретановой накладки наклонной поверхности фрикционного клина.
- при визуальном осмотре обращать внимание на видимый износ и другие повреждения полиуретановой накладки:
► износ верхней кромки эластичной накладки;
► расслоения на кромке является признаком излишнего поглощения энергии и возникновения высоких внутренних температур.
В этом случае необходим тщательный осмотр вагона в условиях депо;
- местные деформации верхней кромки не являются причиной для замены накладки.
При толщине видимой части верхней кромки накладки менее 2 мм, вагон должен быть отправлен в текущий ремонт;
- если между накладкой и ее ответной частью появился зазор, вагон должен быть отправлен в текущий ремонт;
- наличие зазора между вертикальной лицевой частью и износостойкой планкой не допускается;
- задиры на рабочей поверхности полиуретановой накладки;
- выдавливание полиуретановой накладки с наклонной поверхности.
3. Неисправности скользунов
Неисправности скользунов:
- трещина в скользуне;
- излом скользуна;
- трещина в верхнем скользуне;
- отсутствие или излом колпака скользуна тележки типа 18-100 или планки скользуна трехосных тележек;
- отсутствие болта крепления колпака скользуна тележки типа 18-100;
Суммарные зазоры скользунов для различных типов вагонов:
Суммарные зазоры скользунов для восьмиосных и газовых цистерн:
Контроль зазоров между скользунами производится с помощью приспособления Т 914.21.000. Замеры необходимо производить на каждом скользуне на нивелированном прямом участке пути.
- у грузовых вагонов с тележками модели 18-578, с тележками модели 18-100, модернизированных по техническим условиям «Тележки двухосные модели 18-100. Комплексная модернизация с установкой износостойких элементов и колесных пар с нелинейным профилем колес ИТМ-73″ТУУ 35.2-01124454-028:
- отсутствие элементов скользуна на тележке вагона;
- зазор между колпаком скользуна и износостойкой планкой верхнего скользуна, расположенной на раме вагона;
- трещина или деформация корпуса скользуна;
- трещина, деформация или отсутствие колпака скользуна;
- ослабление крепления корпуса скользуна на надрессорной балке;
- ослабление износостойкой планки верхнего скользуна;
- трещины или излом верхнего скользуна;
- пластическая деформация ролика упруго-каткового скользуна.
4. Неисправности шкворня
Неисправности шкворня:
- шкворень сломан, обломок выбит из гнезда и лежит в кармане хребтовой балки;
- шкворень находится внутри надрессорной балки при повреждении «стакана» и опускании шкворня вниз;
- шкворень изогнут.
5. Неисправности износостойких элементов буксового проема
Повреждения износостойких элементов — скоб сменных в буксовом проеме
Возможен разгиб износостойкой скобы буксового проема.
Возможен прогиб скобы с последующим изломом по краям буксы.
6. Неисправности узла крепления валика подвески башмака
При осмотре вагонов отдельное внимание нужно обращать на наличие и состояние узла крепления валика подвески башмака.
Возможны следующие неисправности этого узла:
- обрыв шплинта валика подвески башмака;
- отсутствие втулок;
- изгиб валика.
Источник: www.xn--80adeukqag.xn--p1ai
Устройство надрессорной балки
Надрессорная балка (рисунок 13) литая коробчатого сечения из стали марок 20ГФЛ имеющая полую конструкцию замкнутого поперечного сечения и форму, близкую к брусу равного сопротивления изгибу, служит для восприятия нагрузок, передаваемых от кузова вагона, передачи их на рессорное подвешивание, а также для упруго-фрикционной связи боковых рам тележки.
Нагрузки на фрикционные клинья гасителей колебаний рессорного подвешивания передаются через наклонные площадки клиновых проемов, выполненных в концевых частях надрессорной балки.
Рисунок 12 — Надрессорная балка тележки 18-100
На верхнем поясе надрессорной балки расположены: подпятниковое место для опоры пятника вагона, опорные площадки с резьбовыми отверстиями для установки скользунов.
На нижних опорных поверхностях надрессорной балки выполнены ребра, которыми фиксируются наружные пружины рессорного комплекта.
На боковой стенке надрессорной балки в средней части расположены приливы для установки державки мертвой точки, закрепленной заклепками.
Для зашиты от износа подпятник оборудован износостойким диском толщиной 6 мм из термоупрочненной стали 30ХГСА с твердостью 255-341 НВ.
Источник: studwood.net