О том, что такое рессоры, знали ещё изготовители телег и карет, так как эта часть механического транспортного средства в инженерных конструкциях используется давно. Она используется для передачи силовых динамических и статических нагрузок от рамы либо кузова к ходовой части.
Рессорой в автомобилях называют упругий элемент подвески, применяемый для компенсации ударов, колебаний и толчков, возникающих на неровной дорожной поверхности.
Конструкция этой части подвески является простым набором из пластин разной длины. Они собраны в пачку от самой длинной (с проушинами на конце) до самой короткой и соединены металлическими хомутами. Крепление в легковушках или джипах осуществляется под мостом, а в грузовиках непосредственно над мостом.
Передача нагрузки на изгиб происходит как при нагрузке упругой балки. В последнее время всё чаще используется не набор листов, а монолистовая балка. В гашении колебаний помогают вмонтированные амортизаторы. Основная задача, закладываемая в такую подвеску автомобиля, состоит в том, чтобы гасить вертикальные колебания.
Листовая рессора (Как это работает)
Что такое рессора, назначение рессор, принцип работы
Рессорная подвеска — разновидность механической подвески, применяемая для грузовых машин и тяжеловозов. Основными элементами такой подвески являются рессоры — металлические листы с высоким показателем упругости. От качества рессор зависит работоспособность всей подвески грузовика, а их поломка приводит к дорогостоящему ремонту. Именно поэтому к выбору рессор для грузовых машин необходимо подходить ответственно.
Качество и состояние рессорной подвески влияет на проходимость и эксплуатационные характеристики грузовика. Рессоры выполняют следующие функции:
— обеспечение плавного хода и устойчивости;
— поглощение динамических ударов;
— предотвращение крена кузова или прицепа;
— поддержание нормальной высоты кузова при загрузке;
— гашение инерционных колебаний при разгоне/торможении.
Правильно выбранные и исправные рессоры снижают вероятность поломки основных узлов подвески на 75%.
Конструкция и принцип работы
Рессоры подвески должны соответствовать ГОСТ Р 51585-2000. Деталь состоит из металлических листов, имеющих разную жесткость и упругость. Самый длинный лист закрепляется к раме большегруза или полуприцепа при помощи кронштейнов. Остальные листы крепятся стяжками, а в центре скрепляются специальным болтом. Смещению деталей препятствуют хомуты. Производители автозапчастей для грузовиков выпускают несколько видов рессор:
- Однолистовые. Состоят из одного листа. Используются в основном для легкогрузовых машин.
- Малолистовые. Содержат 2-5 листов. Являются универсальными и применяются для большинства грузовиков.
- Многолистовые. Включают 12 листов и более.
Качественные рессоры для увеличения их срока службы подвергаются дробеструйной и антикоррозийной обработке.
Кроме листовых деталей применяются пружинные и торсионные рессоры. Пружинные состоят из пружин, воспринимающих колебания. Торсионные имеют пружины-торсионы, работающие за счет силы вращения.
Принцип работы всех рессор одинаков: при движении по неровной дороге первый лист рессоры воспринимает нагрузку и прогибается. Если прогиб достигает определенной отметки, то передается на последующий лист. При этом на кузов или прицеп приходится не более 5-10% ударной энергии. В большинстве большегрузов рессоры начинают работать только при загрузке. Включение рессор в работу при загрузке происходит автоматически.
Рессоры устанавливаются на передний и задний мост (или одновременно на оба). Количество элементов зависит от марки грузовика, его конструкции, грузоподъемности.
Производство и выбор
Рессоры грузовиков изготавливаются из высококачественного металлопроката — рессорной полосы. Толщина рессоры бывают разными от 7-40 мм. После нарезки проката на листы производится их прокатка. Готовые изделия проходят термообработку. Производство выполняется на высокотехнологичном оборудовании.
Каждая рессора проходит тестирование на соответствие геометрии и способность воспринимать нагрузки.
Известные производители предъявляют высокие требования к продукции, внедряя систему многоступенчатого контроля качества рессор, в ходе которого оцениваются:
— наличие трения на краях детали при максимальной загрузке;
— испытание на изгиб;
— качество соединения листов между собой;
— качество покрытия и пр.
Тщательный контроль качества позволяет продавать потребителям изделия, которые обеспечивают безопасное движение грузовика, отсутствие крена и прогибов. При выборе рессор необходимо учитывать их основные характеристики: жесткость, упругость, гибкость. Детали рессорной подвески рекомендуется покупать у надежных поставщиков, гарантирующих высокое качество и соответствие техническим регламентам.
Разновидности рессор
На современных серийных автомобилях используются такие листовые типы рессор:
- параболический (малолистовая разновидность);
- эллиптический (по форме напоминает эллипс);
- четверть-эллиптическая;
- полуэллиптическая;
- 3/4-эллиптическая.
Также можно встретить торсионный тип и цилиндрический. В первом случае используется упругий стержень, работающий на скручивание (актуально для военной техники), а во втором – главная роль отведена стальному пруту, скрученному по спирали, в виде конуса либо чашеобразной формой (применяется в ж/д технике).
Для изготовления листов применяется конструкционная листовая сталь марок 50ХГ, 50ХГА, 50ХГФА, 55С2А, 65С2ГВА, 70. В результате проявляется стойкость к механическому износу готового изделия.
Достоинства и недостатки рессор
Как и все элементы подвески, рессорные листы обладают позитивными и негативными характеристиками. Одними из важных достоинств служат относительная простота изготовления, ремонта и монтажных/демонтажных работ. Этот узел не боится перегрузок и дорог низкого качества, где имеются не только выбоины, но и множество ям.
Благодаря пружинным характеристикам гасятся колебания, возникающие во время разгона либо торможения, а также при возникновении заносов. Компактность подобной подвески обеспечивается её расположением снизу, что экономит багажное пространство в багажной части автомобиля.
Основной недостаток состоит в том, что происходит быстрый износ. Виновниками зачастую становятся автомобилисты, которые перегружают машины больше нормы, что приводит к проседанию и потере пружинных качеств. Не всем автовладельцам нравится то, что за листами, стянутыми хомутами, приходится периодически ухаживать, а также контролировать состояние смазки проушин. Если процедуру не проводить своевременно, то появятся посторонние шумы и существенно увеличится износ трущихся поверхностей.
На правах рекламы :
ТИПЫ РЕССОР И ИХ УСТРОЙСТВО(2)
Применяющиеся в настоящее время рессоры могут быть разбиты на три группы: листовые, витые (пружинные) и стержневые (торсионные).
Листовые рессоры имеют наибольшее применение, так как могут обеспечить помимо упругой связи между рамой и колесами возможность передачи через рессоры на раму толкающего и тормозного усилий и реактивного и тормозного моментов. Листовая рессора (фиг. 657) представляет собой упругую балку, собранную из отдельных стальных листов разной длины, стянутых, центровым болтом 4. Концы верхнего — коренного листа 3 загнуты и образуют ушки 1 для крепления рессоры на пальцах шарниров. От боковых сдвигов листы предохраняются хомутиками 2, которые также передают нагрузку от коренного листа на нижние при обратном прогибе рессоры. Средняя часть рессоры скрепляется жестко или шарнирно с мостом, а концы рессоры соединяются шарнирно с рамой.
Под действием нагрузки рессора прогибается, и ее листы скользят один по другому. Возникающее между листами рессоры трение способствует гашению колебаний рамы на подвеске.
Однако при сухом трении между листами рессора приобретает большую жесткость и листы ее изнашиваются, поэтому при сборке рессоры между листами закладывается густая смазка (рекомендуется графитовая), возобновляемая в процессе эксплотации. Состояние смазки рессорных листов существенно влияет на жесткость рессоры. Поэтому смазываемые рессоры закрываются гибкими чехлами, предохраняющими ее от загрязнения и вытекания смазки, а в некоторых рессорах ставят между листами вкладыши из специальных материалов (фиг. 658), создающие постоянную величину трения и обеспечивающие неизменную жесткость рессоры.
Наиболее слабым местом листовой рессоры являются ушки коренного листа, конструктивное выполнение которых различно.
Для предупреждения разгибания ушка рессоры, передающей толкающие усилия, его центр снижается до верхней плоскости коренного листа (фиг. 658). Для усиления ушка коренного листа на него часто навивается ушко второго листа, а для возможности перемещения листов при прогибах рессоры навивка второго ушка листа делается с большим зазором. В случае плотной набивки ушка из двух верхних листов (фиг. 659) второй лист 6 делается разрезным и возможность перемещения его половин при прогибах обеспечивается установкой между первым 5 и третьим 3 листами вкладышей 2, не позволяющих зажать второй лист 6 центровым болтом 1. Верхний короткий лист 4 в свободном состоянии имеет обратный выгиб, что усиливает коренной лист 5 при обратном прогибе рессоры. Усиление ушка выполненного плотной навивкой двух листов, дополняется неполной навивкой третьего листа 3.
обсудить на форуме (0) основы устройства машин
Также можно почитать :
Советы по уходу за рессорами
Чтобы рессорная подвеска служила долго и не добавляла хлопот, необходимо соблюдать некоторые правила. Желательно выбирать дороги с качественным покрытием или ровной поверхностью (для грунтовых шоссе). При перевозе грузов не рекомендуется превышать допустимый тоннаж.
Негативно сказывается на длительности ресурса резкие торможения и старты. Если выявлены проблемные листы, то важно их своевременно заменить на новые. Когда возникает скрип снизу, то высока вероятность отсутствия смазки в трущихся поверхностях, поэтому её нужно добавить в проушины и подтянуть хомуты.
Принцип работы рессорной подвески
Зависимая подвеска представляет собой единую жесткую ось, которая соединяет правое и левое колеса. Работа такой подвески отличается определенной закономерностью: если левое колесо попадает в яму (вертикально опускается вниз), то правое поднимается наверх и наоборот.
Обычно балка соединяется с корпусом автомобиля с помощью двух упругих элементов (рессор). Такая конструкция проста, при этом она обеспечивает надежное соединение. Когда одна сторона машины наезжает на неровность, то наклоняется весь автомобиль. В процессе езды в салоне автомобиля сильно ощущаются толчки и тряска, так как в основе такой подвески лежит жесткая балка.
Рессора представляет собой несколько листов стали неодинаковой длины, прикрепляемых друг к другу так называемыми хомутами. Середина пружины соединена с мостом, где находятся ось и колеса. Оба конца рессоры крепятся к кузову при помощи шарниров или серег.
Бывает, конструкторы предусматривают возможность изгиба листовой пружины. Современные рессоры часто выпускают только с одним стальным листом, они уменьшают вибрацию кузова совместно с амортизаторами. Но вот легковые машины сегодня оснащают подвесками других видов.
ПОДРОБНОСТИ: Какой антирадар лучше выбрать среди существующих радар-детекторов
Почему рессоры редко устанавливают на легковые машины
Использование рессор актуально для высоконагруженного транспорта. К нему не относятся легковые автомобили. Также у этого типа подвески существенно ниже комфортность для пассажиров в отличие от пружинных конструкций, так как практически каждая кочка будет отзываться на сиденье.
Данный тип амортизации авто более жёсткий, чем тот, что установлен в спортивных моделях авто. К минусам принято относить потерю остроты управления из-за ограниченности хода. Рессоры лучше себя проявляют под умеренной нагрузкой, например, в пикапах, фургончиках или грузовичках.
Источник: i-ride.ru
Сайлентблоки и серьги рессор — переход на redBTR
Продолжаем внедрять и испытывать не совсем стандартные варианты решений
Представляю вашему вниманию одно из них, с описанием некоторых нюансов, что надеюсь кому то сможет пригодиться в дальнейшем.
С недавних пор стал подмечать неудовлетворительную работу рессор, по сравнению, как было раньше.
К тому же, была у меня давняя идея- чуть приподнять задок.
по состоянию видно, что сайлентблоки устали, спустя 150тысяч
Сначала, планировал как ранее, всегда делал на многих рессорных уазиках -это отбить, прокатать рессоры, вернуть им их первоначальную упругость и форму с запасом.
(Как правило такой кузнечной операции хватало года, на два — вспомните, кто видел, задранные армейские «козлы» времен развала СА)
Но, по мере знакомства с задней подвеской Патриота и изучения опыта других, сравнивая прогиб новых рессор, по отношению к «с пробегом».
Я понял что, это вариант вряд ли прокатит или будет иметь успех и отказался от этой трудоёмкой идеи, без экспериментов .
Классический вариант решения поднятия задницы, без варината усиления упругости рессор, в виде добавления их количества или подпирания моста в раму, пружинами.
Что мы то уже проходили и в итоге отказались от «деревянной жопы», в пользу личного комфорта .
Остаётся поднятие разного рода «подкладушками».
Либо, между рессорой и мостом -что имеет кучу отрицательных моментов, на мой и не только, взгляд.
Либо, между кузовом и серьгой рессоры -что, было более приемлемо.
И так же, был ещё третий, единственный в исполнении, вариант с увеличенной длинной самой серьги, крепления рессор, что то же критиковался в теории сопромата, но каких то практических описанных подтверждений, я не нашел.
Салентблоки или резинки?
Опять дилема. Резинки хороши на бездоре, к тому же у РИФа есть отличные серьги с маслёнками,для смазки этих резинок.
Но в городских условиях, что ближе для меня, лучше себя ведут-сайлентблоки.
К тому же при изучении вопроса — «Можно ли применять смазку в полиуретановых соединениях?», мне так и не удалось услышать прямого и четкого ответа, тех производителей, к которым я обращался, с этим простым вопросом.
Так же не будем забывать о финансовой составляющей вопроса, которая ну не как не вписывалась в мой бюджет ремонта используя все компоненты от РИФ.
В итоге принял решение остановить выбор на варианте от redBTR.
По сколько, конструктивно серьги RED отличаются от стандартных — виделись некоторые нюансы, при монтаже, на которые я и хотел заострить внимание в этой статье:
Изначально хотелось поставить по два сайлентблока на серьгу, но как выяснилось, что это невозможно конструктивно, по причине конструктива кронштейна серьги
с отсутствием возможных вариантов исполнения.
Только втулки.
Проблема виделась в заправке неразборной серьги в тело кронштейна, с вставленными в него резинками, так как ширина запрессованных резинок, с двух сторон,
сильно превосходила ширину щёк серьги.
Полный размер
визуальный излишек во внутренней посади
Из Немногочисленные описанных вариантов решений, сводились либо к подрезке втулок, либо к разгибанию щёк серьг.
Решил подрезать полиуретан.
Полный размер
подрезанный вариант с минимальным внутренним зазором, по стыкам
На практике, с применением импровизированного «токарного станка» оказалось не сложно.
Полный размер
Главное — аккуратно начать .
На выпрессовку разбитых сайлентблоков ушло много времени, точнее на изготовление самодельного съемника из «говна и палок» со стр.рынка.
Передние саленблоки рессор решил не менять, так выглядели ещё бодро и люфтов и повреждений не имели, к тому же это упрощало всё процедуру, в два раза.
Пришлось только снять бампер.
Полный размер
Сборка оказалась быстрой, на ряду с подготовкой и разборкой.
Полный размер
с небольшим натягом и смазкой
Восемь болтов с гайками крепления кронштейна к раме -лучше подготовить заранее новые.
Очень пригодились регулируемые высокие страховочные стоки
Полный размер
Предложений по такой высоте стоек -не много
Что по факту-задок чуть поднялся, некорое время, потребовалось чтобы всё утряслось, притёрлось.
Сейчас всё норм. Не какого эффекта -ВАУ.Задок стал более эластичный в работе, через лежаки -примерно так же как передок.
По вопросу долговечности и качества -пока говорить рано . Время покажет.
Полный размер
Про антикорозийку не забываем.
А передок ждет тоже ревизия и замена прижин и амов, так же от RED БТР.
Но это в следующей истории.
Источник: www.drive2.ru
АВТО +
Рессоры: описание,виды,устройство,принцип работы,фото,видео,достоинства и недостатки.
Nevada 1976 0 комментариев
Садясь в машину, каждый опытный автомобилист обращает в первую очередь внимание на плавность хода транспортного средства, что обеспечивается его подвеской. Чаще всего этот автомобильный узел построен с использованием амортизаторов с пружинами. Но есть и такая категория машин, где необходимо обеспечить высокий уровень грузоподъемности и надежности подвески. Для этого вместо пружин используются рессоры. Что такое рессора и где они применяются? Именно об этом пойдет речь далее
Раньше практически все советские автомобили имели в своем строении заднюю, а иногда и переднюю рессорную подвеску. Но со временем, ее практически полностью вытеснил пружинный вариант. Так почему же такое произошло? Какие есть минусы именно для легковых машин?
Рессора – это элемент подвески автомобиля, компенсирующий удары, толчки и колебания, возникающие из-за неровностей на дорогах. Есть несколько типов автомобильных рессор: двойные эллиптические, трехчетвертные, четвертные, поперечные, половинные, но все они служат одной цели – обеспечивают транспортному средству плавное движение, а вам – комфортную поездку.
Интересный факт! Не смогла обойтись без рессоры и обычная деревенская телега. Первые примитивные аналоги амортизаторов представляли собой обычную цепь или кожаный ремень.
Устройство и принцип работы автомобильной рессоры
Подвеска в вашем авто не является принципиально сложной инженерной конструкцией. Из чего состоит рессора, знает практически каждый автолюбитель. Обычно это листы из специальной стали разной длины, которые фиксируются хомутами. В легковых автомобилях рессора чаще всего крепится под мостом, а в грузовых – над ним. Концы рессор присоединяют к кузову с помощью шарниров.
Автомобильная рессора передает нагрузку на ходовую часть от кузова или рамы. Есть также конструкции, где листовая рессора работает на изгиб, словно упругая балка. Обычно в ней используется несколько листов. Но в последнее время наметилась тенденция более частого применения монолистовых рессор.
В таких конструкциях большая роль отводится амортизаторам, которые серьезно помогают гасить колебания кузова. Важно! Импортные рессоры лучше гасят вертикальные колебания. Они предельно компактны и могут использоваться без амортизаторов.
Разновидности рессор
В автомобилестроении нашего времени существует несколько типов рессор, но для обычных серийных авто самое большое распространение получил листовой тип конструкции.
Данная разновидность представляет собой набор стальных листов, которые между собой соединяются специальными хомутами и монтируются на ходовую часть транспортного средства.
Поскольку этот автомобильный узел должен выдерживать повышенные нагрузки, его производят из прочной закаленной стали. По своей форме данная часть ходового агрегата является листами стали прямоугольной формы, которые изогнуты на подобии «серпа».
Чтобы обеспечить всей конструкции дополнительную упругость, каждый лист модифицирован так, что обладает разной степенью изогнутости. Чтобы предотвратить боковое смещение и обеспечить максимально надежную фиксацию, листы имеют форму желоба.
Поскольку рессоры всегда эксплуатируются в условиях постоянных деформирующих движений, то специфика их производства обеспечивает высочайшую стойкость к механическому износу.
В современных моделях легковых автомобилей такой тип узлов используется очень редко. Этому есть несколько причин. Основной из них является то, что легковые машины обычно предназначены для использования на высоких скоростях. При этом к подвеске выдвигаются повышенные требования по надежности и управляемости.
Но листовой тип рессор имеет свойство незначительно смещать продольно мест автомобиля, к которому они прикреплены. Это немного ухудшает управляемость машиной на высокой скорости.
Достоинства и недостатки рессор
Важное преимущество рессорной подвески – простота конструкции. Также она довольно недорогая и надежная. Рессоре не страшны перегрузки и плохие автомобильные дороги с ямами и выбоинами, что особенно актуально для нашей страны. Рессора универсальна. Она гасит не только нагрузки, которые возникают во время торможения или разгона, но и те, что появляются на поворотах.
В пользу рессорных подвесок говорит и тот факт, что они компактны, располагаются внизу автомобиля и потому не занимают часть погрузочной площадки багажника. Но есть у рессоры и недостатки. Во-первых, она быстро изнашивается.
Виноваты в этом и сами автолюбители, когда нагружают свои машины под завязку, от чего подвеска быстро проседает. Во-вторых, за рессорой необходимо постоянно ухаживать – смазывать и чистить листы. Если этого не делать, то застрявший там мусор будет издавать скрипы. Сегодня рессора применяется не так часто – лишь для некоторых моделей легковых автомобилей и УАЗов.
Причина, по которой ее реже стали использовать, – сильная нагрузка на листы при движении автомобиля, что приводит к ухудшению управляемости на высокой скорости. Важно! Качественную термообработку рессорных листов, их упрочнение и горячую правку можно сделать только на авторемонтном заводе, поскольку для этого требуется специальное оборудование, которого нет на обычных СТО.
Советы по уходу за рессорами
При эксплуатации рессорных подвесок водитель, в первую очередь, должен: • учитывать покрытие дорог, по которым он ездит; • не перегружать автомобиль; • резко не трогаться и не тормозить; • своевременно менять поломанные листы на новые; • прислушиваться и обращать внимание на скрежет рессор; • вовремя обновлять графитную смазку и подтягивать резьбовые соединения. Поэтому долговечность и рабочий потенциал рессор зависит не только от многих конструктивных, технологических и эксплуатационно-ремонтных задач, но также и от профессионализма механиков и водителей.
Расположение рессор
Чаще всего в автомобилестроении рессоры устанавливаются на грузовые транспортные средства. При этом выделяют передние и задние конструкции.
Передние в основном предназначены для обеспечения комфортабельности езды в кабине. Задние же обычно имеют другое назначены – несение большей части нагрузки, для этого данный тип автомобильного узла усиливают.
Такое усиление обычно достигается благодаря добавлению большего количества листов. Самой высокой нагрузке подвергается нижняя часть конструкции, в результате чего туда устанавливаются 2-3 специальные коренные рессоры. Хотя такое решение и способствует снижению комфортабельности езды, но значительно увеличивает жесткость подвески.
Почему редко устанавливают на легковые машины?
Все же рессоры заточены на большие веса и перегрузки, а вот на легковых машинах такого нет! Еще одна особенность это то, что пружины делают подвеску намного комфортнее (ямы глотаются «на раз»), вы не будете прыгать на сиденьях как на «козлике».
Рессорная же подвеска, установленная на легковой авто, сделает подвеску не выносимо жесткой, любая кочка будет чувствоваться «пятой точкой». Также страдает и управляемость, ведь ход подвески сильно ограничен.
Если сказать проще — то на легковых вариантах, такая конструкция просто не нужна! Вы же не будете перевозить грузы в 3 – 5 тонн.
Источник: seite1.ru