Серьга в ухе у казаков что обозначает

А зачем раньше некоторые казаки носили одну серьгу в ухе? ухо серьга казак

Поделиться

Казачий обычай носить серьги связан исключительно с военной стороной жизни. Однако не все казаки имели право носить их. Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду.

Сами же серьги у мужчин-казаков имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными.

Если же казак носил по серьге и в правом и левом ухе это означало, что он один ребенок у родителей. В походах и боях таких по возможности берегли. Нельзя сказать, что наличие серьг не освобождало казаков от опасностей. Они наряду с остальными сражались в боях плечом к плечу и несли тяготы походов. Но остальные по негласным правилам старались их сберечь и, как могли, подстраховывали.

Поделиться
Сергей Логинов

К примеру серьгу мог носить казак у которого было 10 живых братьев, да один сын в казачьей семье это нонсенс, так как за каждого мужского ребенка давали надел земли

В чем разница между ДОНСКИМИ и ЗАПОРОЖСКИМИ КАЗАКАМИ?

Это по вашему мнению.

Сергей Логинов

Это не мое мнение, у меня пра прадед был такой, да и книжки по казачеству нужно правильные читать, то есть выпущенные до 1920 года, а не после репрессии казаков, особенно современную ерунду из интернета

Я тоже потомственная казачка. а сын последний может быть потому что остальные погибнуть могли. и не так уж много казаков носили сережку

И не надо меня получать.

Сергей Логинов

Да никто и не поучает. но кто носил написали неверно из современного интернета, после репрессии казаков много информации о них было уничтожено. У нас на факультете работал профессор, который много лет был атаманом Кубанского казачьего войска, так он много лекций читал о качестве

Александр Башмачников

думаю что хотели быть пиратами.совр.анекдот.приходит сын домои а отец сидит за столом употребляя,увидев серьгу в ухе хлопает кулаком по столу.изрекает серьгу носят пираты или пидара. и не даи бог выглянув в окно многоитажки я не увижу под окном корабля.

Читайте также:
Как сделать бирки для сережек

Поделиться

Всё зависело от того, в каком ухе была серьга! Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье. А когда серьга носилась в правом, то это говорило о том, что ее владелец – последний мужчина в своем роду. Оберегали их по этому!

Поделиться
Сергей Логинов

а, младший сын в каком?

Александр Аношин

младший — это последний

Сергей Логинов

последний это когда один в семье остался

Ирина Тулякова

сейчас тоже носят- одна серьга означает в казачестве, что перед Вами единственный сын в семье, и при наступление времени 3, когда казачков забирали в армию, этих ребят либо совсем не брали, либо в последнюю очередь

Поделиться
Показать все комментарии
Ирина Тулякова

просто брат знал3 что мальчик будет 1

Сергей Логинов

но серьгу одевали, когда в армию забирали, как казака в казачьи войска

Ирина Тулякова

не знаю, брат так нам рассказывал

СЕРЬГИ В ОБОИХ УШАХ КАЗАКА! ЭТО НОРМАЛЬНО?

Сергей Логинов

притом это было до 1917 года, когда было казачье сословие и войска казачьи, сейчас таких официальных войск в составе Российской армии нет

Источник: sprashivalka.com

Проколотое ухо и другие телесные символы: что они означали у казаков

В казачьей среде бытовало множество символов, которые помогали без расспросов выяснить важные факты о казаке или казачке.

Одного взгляда было достаточно, чтобы понять: этот – единственный сын у матери, а эта – тоскует по ушедшему на службу жениху.

«Царские знаки», лицо в саже и татуировки

В редких случаях телесные символы становились инструментом для достижения целей. «Царские знаки» на груди донской казак Емельян Пугачев показывал всякому сомневающемуся в его царском происхождении. Были это шрамы от ранения, как говорил сам бунтовщик на допросах, отметины от болезни, как посчитали следователи, или родимые пятна – единого мнения о природе «царских знаков» Пугачева до сих пор нет. Не исключено, что едва различимый двуглавый орел и портрет Петра III – оттиски аверса и реверса серебряной монеты. Ее вполне могли прикладывать к пугачевской груди, чтобы выжечь язвы или чирья.

Читайте также:
Качнувшись сережка едва не упал с лодки

Казачий атаман и герой Кавказской войны Яков Бакланов не без иронии наносил «знаки» для устрашения горцев. В книге «Картины былого Тихого Дона» П. Краснов приводит историю, когда Бакланов вымазал лицо сажей из печи, чтобы больше походить на даджала – дьявола. Для пущей убедительности артистичный атаман вращал выпученными глазами и скрежетал зубами. «Перевоплощение» удалось – пришедшие к Бакланову горцы с криками «Даджал!» в ужасе вылетели из комнаты.

Другой атаман – Борис Анненков – имел на теле замысловатые татуировки: череп со скрещенными костями, извивающаяся змея, которая «обтекает» тело, и другие символы. Многие советские историки считали, что татуировки с черепом и змеей делали все анненковские добровольцы. Рисунок символизировал преданность атаману и единство братства.

Но вряд ли у казаков во время боевых действий в Семиречье было на это время. Так, по крайней мере, считает В. Гольцев – автор книги «Сибирская Вандея. Судьба атамана Анненкова». Скорее всего, тату Анненкову сделали в китайской тюрьме.

Серьга в ухе – совсем не украшение

Во многих источниках, в том числе статье «Народная культура Кубани в свете концепции этнохудожественного образования школьников» Л. Мальцевой, указано, что многие казаки носили серьги. Их количество и расположение сообщало окружающим о месте и роли казака в семье.

Оба уха казак прокалывал в том случае, если не имел братьев и сестер – был единственным у родителей. Серьга в проколотом правом ухе означала, что казак – последний представитель мужской линии в роду. В левом – единственный сын, у которого нет братьев, а только сестры. Во время построения командир по проколотому уху и серьге быстро определял, какого казака стоит в бою поберечь как единственного продолжателя рода.

Повенчанные со службой

Колец на пальцах казаки не носили. Не только потому, что они в бою мешали. Считалось, что казаки «повенчаны со службой». Женатые носили венчальные кольца в специальных мешочках на груди. В случае гибели кольцо и головной убор с почетом привозили вдове.

Читайте также:
Что можно дарить можно ли дарить золотые серьги

Она надевала кольцо погибшего или умершего мужа и до конца дней носила на пальце два кольца.

Кольцо сообщало и другие факты о хозяйке. «Хваленка», то есть девушка на выданье носила серебряный перстенек на левой руке. Просватанные – на пальце правой руки. Если серебряное кольцо украшал бирюзовый камушек, значит, девушка дожидается со службы жениха. Бирюза считалась камнем, символизирующим память и тоску. Вышедшая замуж казачка получала золотое кольцо и носила его на правой руке, «разведенка» – на левой.

Некоторые казачки носили на поясе связку ключей. Это означало, что женщина является главой семьи и полновластной хозяйкой. Обычно такое случалось, если старший мужчина в семье погибал или рано умирал.

Большой опыт – длинный чуб

Исследователь традиций, обычаев и культуры казаков А. Кашкарев писал, что донских и терских казаков легко было узнать по прическе «под макитру» – «под горшок». Волосы стригли «в кружок» – так, чтобы спереди и сзади они были одинаковой длины. При стрижке на голову надевали горшок или цельную корку от половины арбуза, поэтому стрижку называли также «под арбузную корку». Состриженные волосы закапывались, чтобы до них не смог добраться злой человек. Казаки верили, что через волосы легко навести порчу.

А вот запорожских казаков легко было узнать по легендарному чубу. Носили его на левую сторону, чтобы «отгонять» сидящего на левом плече черта. Считалось, что за чуб Бог без труда вытащит казака в рай. Шириной чуб равнялся трем пальцам, длиной – не менее четырех-пяти. Чуб также сообщал окружающим, что перед ними казак, «понюхавший пороху».

И чем больше был боевой опыт, тем длиннее чуб.

Реестровые казаки выстригали «чуприну». На макушке оставляли прядь шириной в ладонь. Ее расчесывали, распределяя по всей поверхности головы и подравнивая «под горшок». Во время боя приглаженные волосы с головы слетали. Оголенный череп дополнял воинственный облик казака.

Коса как маркер возраста и семейного положения

«Говорящими» были и прически у казачек. В статье «Им досталась воля да казачья доля: образ казачки XIX века» Е. Годовова пишет, что казачки никогда не стригли волосы. До замужества носили одну косу, в которую вплетали несколько лент. Косу плели «от бани до бани», то есть не каждый день.

Читайте также:
Серьги из проволоки и бусин мастер класс

Вышедшая замуж казачка переплетала девичью косу на две, которые укладывались «в шишку». Если косы у казачки были уложены на затылке «замком», значит, она старше 40. В старости же казачки обвивали косы вокруг головы.

Источник: kazaki-40.ru

Серьга в ухе у казака: о чем она говорила

Образ казака в народной памяти имеет интересную особенность — часто лихих удальцов изображают с серьгой в ухе. Зачем казаки украшали себя таким образом? Ведь дело не только во внешней привлекательности.

Происхождение казаков

Казаки — специфическая этно-социальная общность или особый субэтнос, сформировавшийся на основе служилого вольного народа, проживавшего на окраинных территориях восточной Европы. Некоторые казацкие историки считают, что происхождение данного военизированного народа имеет отношение к хазарам, которые в X веке практически «растворились» во многих других этносах, прежде всего в тюркоязычных.

Соответственно появление казачества они относят к XI — XII векам. Русские исследователи, такие как археолог, востоковед и этнограф Лев Гумилев, а также специалист по средневековой истории стран Кавказа и Закавказья, Ирана и Древней Руси Анатолий Новосельцев, указывали на 1395 год. Им был датирован документ, в котором впервые было упомянуто слово «козак», по отношению к некоему батраку, очевидно говорившему на смеси тюркских и славянских слов. Культурные традиции, которые и сегодня хранят казацкие семьи, действительно имеют корни тюркских, а также кавказских народов. Одной из них является прокалывание и ношение серег.

Родовой смысл серьги

Среди некоторых современных казаков существует легенда, что ношение серег имеет определенный родовой смысл. Украшение в левом ухе означает, что казак – единственный сын у своих родителей. Если он вешает серьгу в правое, то это символизирует, что он – последний мужчина в своем роду, и у него нет ни братьев, ни племянников, ни кузенов. Серьги в обоих ушах свидетельствуют, что казак – вовсе единственный ребенок в семье, и у него нет даже сестер. К таким мужчинам было особое отношение казачьих командиров.

Читайте также:
Металлы из которых сделаны серьги

Однако в книге «История казачества России», русского и советского писателя, публициста-историка, Михаила Астапенко, говорится, что во многих архивных документах дореволюционного времени, в описании казаков всегда присутствует серьга, даже в том случае если мужчина не помнит ни отца, ни матери и понятия не имеет, есть ли у него родня. Традиция ношения серьги в ухе действительно имеет древнее, родовое, но совсем другое значение.

Обряд инициации

Византийский писатель и историк X века Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича, отмечал, что «…В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным…»

Современные историки указывают, что до XII века многие славянские и азиатские князья и ханы прокалывали себе одно ухо и такая серьга на Руси называлась «одинец». Порой она украшалась изображениями тотемных животных, несла на себе некоторые фамильные знаки или являлась простым полукольцом, но ее дужка всегда была выполнена в форме иголки и именно ею прокалывали ухо. Но кто это делал и зачем?

У потомственного донского казака, офицера русской и белой армий, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн и поэта, Николая Туроверова, есть стихотворение «Серьга казака». Оно начинается так:

«Был мальчиком. И тетка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль…»

Фактически автор обрисовывает обряд инициации, когда старший из племени, заставляя мальчика вытерпеть боль (своего рода гибель и возрождение), рассказывает ему об истории происхождения рода, и при этом оставляет ему знак, символизирующий, что он – теперь мужчина, охотник и боец. В древней Азии и Восточной Европе носить в ухе серьгу мог только сильный и удалой воин, который уже встречал в своей жизни смерть. Казаки сохранили этот обычай, как и многие другие, ранее являвшиеся элементами культуры других народов.

Источник: cyrillitsa.ru

Рейтинг
Загрузка ...