Серьги которые носили казачки

Издревле донские, терские, запорожские и другие казаки носили серьги – одну или две. Но были они далеко не у всех. Откуда пошла такая традиция? Как, чем и в каком возрасте казаку прокалывали уши?

Происхождение казаков

Казаки — специфическая этно-социальная общность или особый субэтнос, сформировавшийся на основе служилого вольного народа, проживавшего на окраинных территориях восточной Европы. Некоторые казацкие историки считают, что происхождение данного военизированного народа имеет отношение к хазарам, которые в X веке практически «растворились» во многих других этносах, прежде всего в тюркоязычных.

Соответственно появление казачества они относят к XI — XII векам. Русские исследователи, такие как археолог, востоковед и этнограф Лев Гумилев, а также специалист по средневековой истории стран Кавказа и Закавказья, Ирана и Древней Руси Анатолий Новосельцев, указывали на 1395 год. Им был датирован документ, в котором впервые было упомянуто слово «козак», по отношению к некоему батраку, очевидно говорившему на смеси тюркских и славянских слов. Культурные традиции, которые и сегодня хранят казацкие семьи, действительно имеют корни тюркских, а также кавказских народов. Одной из них является прокалывание и ношение серег.

Родовой смысл серьги

Среди некоторых современных казаков существует легенда, что ношение серег имеет определенный родовой смысл. Украшение в левом ухе означает, что казак – единственный сын у своих родителей. Если он вешает серьгу в правое, то это символизирует, что он – последний мужчина в своем роду, и у него нет ни братьев, ни племянников, ни кузенов. Серьги в обоих ушах свидетельствуют, что казак – вовсе единственный ребенок в семье, и у него нет даже сестер. К таким мужчинам было особое отношение казачьих командиров.

Однако в книге «История казачества России», русского и советского писателя, публициста-историка, Михаила Астапенко, говорится, что во многих архивных документах дореволюционного времени, в описании казаков всегда присутствует серьга, даже в том случае если мужчина не помнит ни отца, ни матери и понятия не имеет, есть ли у него родня. Традиция ношения серьги в ухе действительно имеет древнее, родовое, но совсем другое значение.

Обряд инициации

Византийский писатель и историк X века Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича, отмечал, что «…В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным…»

Читайте также:
Какие серьги идут брюнеткам с карими

Современные историки указывают, что до XII века многие славянские и азиатские князья и ханы прокалывали себе одно ухо и такая серьга на Руси называлась «одинец». Порой она украшалась изображениями тотемных животных, несла на себе некоторые фамильные знаки или являлась простым полукольцом, но ее дужка всегда была выполнена в форме иголки и именно ею прокалывали ухо. Но кто это делал и зачем?

У потомственного донского казака, офицера русской и белой армий, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн и поэта, Николая Туроверова, есть стихотворение «Серьга казака». Оно начинается так:

Почему казаки носили серьги?

«Был мальчиком. И тетка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль. »

Фактически автор обрисовывает обряд инициации, когда старший из племени, заставляя мальчика вытерпеть боль (своего рода гибель и возрождение), рассказывает ему об истории происхождения рода, и при этом оставляет ему знак, символизирующий, что он – теперь мужчина, охотник и боец. В древней Азии и Восточной Европе носить в ухе серьгу мог только сильный и удалой воин, который уже встречал в своей жизни смерть. Казаки сохранили этот обычай, как и многие другие, ранее являвшиеся элементами культуры других народов.

Источник: dzen.ru

Кубанские украшения. Украшения и аксессуары кубанских казачек.

Кубанские украшения. Украшения и аксессуары кубанских казачек.

Кубанские украшения. Украшения и аксессуары кубанских казачек.

На старинных фотографиях, сделанных в честь свадьбы или какого-либо другого торжества, в руках девушек казачек нередко можно увидеть небольшие декоративные платочки. Этот нехитрый аксессуар был не просто дополнением к костюму, он так же играл свою роль в свадебной и предсвадебной обрядности кубанских казаков. Платочек в руках невесты называли «Ревун» — в него невеста плакала и причитала о своей девичьей доле. Такой платок она со слезами бросала по дороге в церковь «1
. В Станице Ладожской»жених и невеста держались за платочек» 2 по дороге в храм. На молодежных «Посиденках» девушки нередко обменивались с молодыми казаками платочками в знак «залога» своей верности и симпатии.

Кубанские украшения. Украшения и аксессуары кубанских казачек.

Как традиционный, так и «Городской» костюм кубанских казачек дополнялся различного рода ювелирными украшениями. Казачки, славящиеся своим щегольством и любовью к «Украсам», носили бусы, серьги, кольца. В конце XIX — начале XX в. в. в гардеробе казачек появляются броши, которые кубанские модницы прикалывали к своим изысканным блузам. «Самыми Распространенными Шейными Украшениями Были»намисто» — бусы из янтаря, стекла, кораллов, граната, бисера и «дукачи» — из монет» 3 . эти виды украшений носили как с традиционным комплектом одежды, так и с «парочками». Серьги казачек изготавливались из золота или серебра, и имели вид «Месяца» или «подковы». На фотографиях начала XX века не редко можно встретить казачек, одетых в блузы, подпоясанные широкими кожаными поясами с крупными фигурными бляшками из серебра или латуни.

Читайте также:
Кто первый носил серьги мужчины или женщины

Кубанские украшения. Украшения и аксессуары кубанских казачек.

Традиционными прическами кубанских казачек были: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Незамужние девицы и девочки — подростки вплетали в свои роскошные длинные косы шелковые ленты. Так, в станице темижбекской «Девушки же Заплетают Волосы в Одну Косу и Ввязывают в нее Шелковые Довольно Ценные Ленты» 4, а в станице бесленеевской «головной убор у девушек составляют цветы и лента, вплетенные в косы; головы покрываются платками» 5 . женщины — казачки надевали на собранные в пучок волосы шлычки, которые могли украшаться тесьмой, вышивкой и отстрочкой. На фотографиях начала XX века нередко можно увидеть девушек — казачек с европейскими прическами, сделанными по моде тех лет. Такие прически украшениями для волос в виде гребней дополнялись.

Кубанские украшения. Украшения и аксессуары кубанских казачек.

Вместе с «Городской» модой на комплекты из юбок и блуз, во второй половине XIX века в казачьи станицы пришла мода на европейские аксессуары: веера, зонтики, кисеты и сумочки. Эти изысканные дополнения женского гардероба пользовались особенной популярностью в среде зажиточных казачек, а так же у жен и дочерей казачьего офицерства.

Кубанские украшения. Украшения и аксессуары кубанских казачек.

На фото:
1. казак и казачка станицы терновской;.
2. казачки станицы должанской, 1904 год;.
3. казачки станицы должанской, 1910 год;.
4. казак и казачка станицы старолеушковской;.
5. казачки станицы отрадной (свадебное фото);.
6. казаки и казачки станицы шкуринской, 1919 год (свадебное фото);.
7. казачки станицы должанской, 1905-1906 годы.
(Все фото с сайта Kubangenealogy. Ucoz. ru).

Украшения_казачек аксессуары_казачек кубанские_казачки внимание? Копирование материалов запрещено! Только репост.

Украшения донских казачек. Одежда, обувь, головные уборы и украшения казаков

Одним из этноидентифицирующих признаков, составляющих глубинный пласт материальной культуры, наименее подверженный изменениям, но в то же время отражающий совокупность местных традиций и внешних влияний является одежда.

В отношении территорий, заселенных казаками (в данном случае — территории области войска Донского) эти традиции попадают в поле зрения исследователей только с того периода, когда внешний наблюдатель получает возможность пребывания в казачьей среде без каких либо существенных ограничений или статусных оговорок, то есть с начала — середины XVIII века.

Народный костюм — это память, традиции, быт, история, мировоззрение определенного народа.

Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, но время, особенно лихолетье 20-го века не пощадило многого, традиционная казачья одежда почти исчезла из повседневной жизни. Отдельные детали гардероба, продиктованные условиями быта, все же сохраняются. Женщины во время работы по-особому в разных районах Дона повязывают платки, мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, которые заправляют в брюки, а всю легкую обувь называют «чириками».

Читайте также:
Прокол индастриал сережки это

Национальный костюм донских казаков уникален, не похож на костюм великороссов. Донцы всегда выделялись своим внешним видом, своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками, и казаки ревностно относились к своей самостоятельности. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов.

Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом. С образцами настоящей казачьей одежды можно познакомиться в этнографических музеях, экспозиции которых позволяют судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров. Фольклорные коллективы использовали в качестве «народного» костюма военную форму и женскую «двойку» — длинную юбку и блузки с баской, сшитых зачастую из дешёвых синтетических тканей. В последние годы, когда движение возрождения казачества стало развиваться, всё больше коллективов стало обращаться к старинным образцам казачьего костюма.

Кубанские народные костюмы. Костюм кубанских казаков

Внешний облик кубанского казака складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев.

С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска.

Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески черного цвета, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, а зимой ещё бурки и папахи. Сам перечень наименований одежды говорил о её «происхождении». Например, черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами.

Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди.

Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет — нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов».

Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению — это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс. Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.

Читайте также:
Все к одному и серьгу потеряла

Украшения казачек своими руками. Девичьи головные уборы

Таркич (торкач)

«Таркичем повязывали голову так, что один конец или угол его покрывал или обвертывал значительную часть косы, которая заплеталась сзади головы, спускалась по спине во всю свою длину и оканчивалась косником из ленты».

«Девицы украшают голову лентами и торкачем (платком), коим обвязав голову, длинные концы опускают по косе, которая аки труба по плечам лежаху.»

Украшения казачек своими руками. Девичьи головные уборы

«Гейслер Х. Г. Хемпль Ф. Изображение и описание народов находящихся под управлением Российского Императора Александра I»
Слева замужняя казачка в повойнике, справа девушка в таркиче

Таркич представлял из себя обыкновенный платок треугольной или квадратной формы, сложенный по диагонали. Одевался он так, что один его конец покрывал, заплетенную косу, спускающуюся по спине, два других конца продевались под косой и завязывались на темени. Таркич — головной убор молодых незамужних казачек, надевался в комплекте с кубелеком, сарафаном, сукманом.

Челоуч (челоух)

— праздничный головной убор нижнедонских незамужних казачек, сочетался в комплекте с кубелеком и кавраком.

Украшения казачек своими руками. Девичьи головные уборы

«Иллюстрация к книге А.Ригельмана «История или повествования о донских козаках…» 1846.»
Девушка в челоуче

«Челоуч «много сходствовал с нынешней скуфьей и делалася обыкновенно из красного бархата, унизанного жемчугом и усаженного драгоценными каменьями. На краях челоуча, который просто накладывался на голову, была особенного вида нашивка из золотых цепочек и иногда из мелкой монеты.»

«Челоух, шапка или кокошник, род камилавки из красного бархата, вышивается жемчугом и каменьями.»

Перевязка

— девичий головной убор донских казачек средней части Дона, носился в сочетании с кубелеком.

Украшения казачек своими руками. Девичьи головные уборы

иллюстрация из книги Е.Котельникова «Историческое сведение о станице Верхне-Кумоярской 1818 года»

«Перевязка» представляет собой шапочку по форме головы, усаженную медными вызолоченными «япраками» (вероятно «гвоздики») и «морьянами» (алые крупные смолистые бусы). По краям «перевязка» обшивалась серебристой или золоченой бахрамой. Из под шапочки по спине висела коса, с яркими лентами, лопастниками и мохрами с колокольчиками.

«Девицы или ничего не носят на голове, или повязывают по лбу широкую ленту, называемую повязкою, которая подшита вдвое или в трое, раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою на подобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.»

Национальные костюмы Краснодарского края. Одежда жителей Кубани

Национальные костюмы Краснодарского края. Одежда жителей Кубани

Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Знакомство со старинной одеждой кубанцев – отличная возможность понять колорит их культуры.
Без описания национальных костюмов жителей Кубани невозможно сложить полноценную историю о Краснодарском крае . В костюмах местного населения отражены все вехи становления народа и изменения, происходящие с их родной землей. Их вещи – не куски материи, а настоящий памятник прошлому.

Читайте также:
Как очистить золотые серьги от чужой энергетики

Национальные костюмы Краснодарского края. Одежда жителей Кубани

Мужская одежда

Одежда кубанского казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Нижняя казацкая рубаха шилась из белого льняного полотна. Ее редко украшали вышивкой. Верхнюю кроили из белоснежной ткани, ворот пестрел вышитыми женской рукой узорами. Рубахи никогда не заправлялись, носились навыпуск.
Поверх рубашки дома и на улице носили бешмет. Без этого элемента невозможно представить полного костюма казака. Сейчас его называют курткой или гимнастеркой. Существовало несколько видов бешмета, носили как короткие, так и удлиненные модели.
Разнообразие цветов позволяло подобрать бешмет любой расцветки: желтый, коричневый, зеленый, синий, серый, черный. Его также подпоясывали ремнем, на который цепляли украшения и оружие.

Источник: krasivyepricheski.com

Казачья серьга ручной работы

Традиция носить серьги к казакам пришла от древнерусских воинов.

Традиция носить серьги к казакам пришла от древнерусских воинов.

Эти серьги в виде полумесяца для казаков-воинов обладали особым символизмом. То есть, способ носить такие серьги определял статус и семейное положение воина.

Казачья серьга могла по-разному располагаться на ушах казака, и каждый способ ношения подразумевал под собой свое особое значение.

Такие казачьи серьги всегда являлись свидетельством для есаула или атамана того, есть ли в роду этого казака другие мужчины, способные позаботиться о беззащитных и слабых женщинах (матери, сестрах, жене) и маленьких детях, которые есть в его семье.

Помимо этого, серьги у казака имели основополагающее значение при принятии решения, включать ли его в составе передовых войск, или все-таки придержать его в тылу.

Вы можете заказать изготовление уникальной, индивидуальной казачей серьги у мастеров Руян. Посмотрите наши работы!

Источник: ruyan-master.ru

Рейтинг
Загрузка ...