Один из древних народов испокон веков бережно хранит свои строгие обычаи, которые сегодня могут многим показаться неактуальными.
О цыганском быте ходят множество легенд, причем многие из них правдивы по сей день. В некоторых сферах сегодня есть послабления, но их верность традициям настолько сильна, что порой это даже вызывает восхищение (возможно, у некоторых и возмущение). Рассказываем об обычаях цыганских общин, которые современным людям покажутся слишком специфическими.
Только патриархат
Мужчина всегда главный в доме. У цыган до сих пор четко разделяются обязанности между мужчинами и женщинами. Именно цыганки должны следить за чистотой дома, готовить, стирать. Кстати, если думали, что цыгане нечистоплотны, то это не так — дома у них всегда очень чисто, к тому же это важнейший аспект быта, на который обращают внимание при сватовстве. Кроме того, во время застолий женщины должны сидеть отдельно от мужчин.
Цыганки могут осквернить что-либо лишь одним прикосновением
В это сложно поверить многим современным людям, но во многих цыганских общинах и сегодня считается, что нижняя часть замужней и половозрелой девушки «нечистая». Она называется у цыган «скверной». Из-за этого любой контакт с ней может осквернить (за исключением интимной связи с мужем), даже если цыганка просто коснулась мужчины юбкой. Причем это может быть наказанием за какой-то проступок или преступление. С этого момента такой мужчина должен держаться отдельно от табора — спать и есть отдельно, пока цыганская община совместным решением не разрешит ему вернуться обратно.
цыганское золото
При этом оскверненным может быть что угодно, даже какая-то вещь, над которой пройдется цыганка. В связи с этим в цыганском быту женщинам не принято подниматься на второй этаж.
Брюки, платья и юбки выше колена запрещены
У цыганок достаточно много ограничений как в плане быта, так и относительно внешнего вида. Сегодня у них все так же не принято надевать короткие наряды и носить брюки или джинсы. И даже если современная цыганка захочет заниматься спортом, она сможет это делать только в зале для женщин и в брюках.
Строгие отношения с алкоголем
У цыган считается позорным напиваться в присутствии гостей, по их традициям это неуважение ко всем присутствующим. Во время застолья и праздников всегда есть тот, кто не пьет алкоголь и следит за порядком и при необходимости предотвращает конфликты. Молодому поколению позволяется пить только при разрешении старших (читайте также: Современные манеры: что такое воспитанность в XXI веке).
Нельзя состоять в отношениях до свадьбы
И тем более у цыган непозволительна сексуальная связь до этого важного события. Если между молодыми людьми возникает симпатия, им приходится общаться тайно. Иногда родители знают о романтических отношениях своих детей, но это все еще тщательно скрывается, так как не принято в цыганском обществе. А белая простыня с кровью после первой интимной близости (которая происходит только после свадьбы) считается символом чести для цыганской девушки.
Ай, нанэ-нанэ… Кто такие цыгане на самом деле?
Нельзя открыто говорить о любви и страсти
Отчего цыганская культура такая яркая, ведь все эмоции и чувства они испокон веков выражали через творчество — с помощью танцев и песен.
Источник: www.marieclaire.ru
Как цыгане привлекают удачу, и в чём оно — цыганское счастье
Цыгане считают удачу божьим благословением. Она дается человеку по рождению. Удачлив тот, кто умеет работать и способен о себе позаботиться. Поэтому к изготовлению амулетов многие относятся как к «нечистому делу». Тем не менее, талисманы сопутствуют цыганам на протяжении всей жизни. Почему цыгане не боятся летучей мыши?
Кто может вылечить тысячу болезней? И в чем волшебная сила золота?
В разных странах побочный доход цыганским гадалкам приносили амулеты. Основной спрос был на ― сулившие удачу в любви. В Сербии девушки покупали у цыганок приворотное средство ― маленькие бублики, замешенные на грудном молоке. В Польше талисман-афродизиак делали из соцветия подорожника.
В самих цыганских общинах, где успех в большей степени означает материальное благополучие, для защиты близких и привлечения удачи использовались совсем другие амулеты. Многие из них уже ушли в историю, другие памятны или используются до сих пор.
Индралори
Цыгане опасаются дурного глаза. Особенно от него берегут будущих мам и детей. Симптомом сглаза считаются: тошнота и зевота, необъяснимый плач. Многие рецепты защиты от сглаза усвоены цыганами у окружающих народов. Цыганская мемуаристка из Словакии Илона Лацкова описала случай, когда родственник невольно сглазил ее маленькую дочку Маню, лишь восхитившись вслух красотой ребенка.
Девочка начала вдруг плакать, стала задыхаться. Спасти Маню удалось заговоренной водой, в которую бросили девять горячих углей. Ею обмыли ребенка, выплеснув остатки на дверные петли… Русские цыгане снимают сглаз святой водой. Например, неожиданно сбрызнув ею «пациента». Для защиты прикалывают детям на одежду булавки.
Кэлдэрары с этой целью обвязывают младенца алой лентой. Словацкие цыгане на запястье ребенку надевают красную тряпочку — индралори.
Цыганские девочки из Иордании. Амулет «глаз Фатимы». / Фото: https://ru-ru.facebook.com/
Байеро
У кэлдэраров также принято вешать на шею детям, прежде всего мальчикам, ладанку, которую называют байеро или лайбору. По поверью, она приносит удачу и силу, защищает от болезней и колдовства. Ее шьют в виде полотняного мешочка, квадратного и плоского.
Внутрь помещаются специально подобранные травы и другие компоненты, которым народ приписывает чудесные свойства: крылышки летучей мыши, ладан, кора дерева, пораженного молнией. Ракушки предохраняют ребенка от болезни ушей, бусинки — от сглаза и глазных болезней. Кусочек железа, например, чешуйка с доспехов в ладанке делает своего обладателя неуязвимым. Другое поверье связывает железо в байеро с легендой о гвозде, предназначенном для груди Христа, который во время распятия украла и спрятала цыганка.
Кэлдэрарский мальчик с ладанкой, 1976 г. / Фото: http://domanskiye.ru/
В оберег обязательно зашивают золото. Это может быть украшение, принадлежавшее предку, или нательный крестик. По цыганским представлениям, золото обладает очистительными и целебными свойствами. Его используют в народной медицине и магических практиках. Золотую пыль, растворенную в воде, употребляют при переломах, от проблем с желудком, для укрепления организма.
В семьях, где часто умирали дети, ребенку для защиты вдевали золотую серьгу… Кроме ладанок для детей, у некоторых групп цыган существовали красиво украшенные «мешочки счастья» для взрослых мужчин.
«Счастливый след»
В XIX веке на всю Россию гремела слава цыганских хоров. Они выступали на массовых мероприятиях ― гуляньях, и на постоянных площадках, например, в ресторанах. Популярности хоров позавидовали бы современные поп-звезды. Портреты певиц печатали на конфетных коробках. Им посвящали стихи и романсы.
За коронный плясовой номер или любимую песню самые неистовые поклонники готовы были платить бешеные деньги. Ну, а во времена вынужденного простоя, в сезон, когда обеспеченная публика разъезжалась по курортам, хорам оставалось проживать заработанное за год. Чтобы исправить ситуацию, прибегали к магии.
Прослышав, что в каком-то ресторане нет отбоя от посетителей, посылали туда одну-двух девушек искать на земле след щедрого гостя. По поверью, перетащив к себе такой «счастливый след», можно было привлечь публику и поправить дела. Само собой, конкуренты об этом способе знали. Застуканных за магическими манипуляциями неизбежно ждал скандал. Не перебивай удачу!
Московский цыганский хор под руководством Ивана Григорьевича Лебедева. / Фото: http://svenko.net/
Змеиная шкура
«Змеиная» тема широко представлена в цыганском фольклоре, сказках, песнях. С рептилиями связано много разнообразных суеверий. Цыганский писатель Матео Максимофф описал Праздник змей, который отмечали 15 марта греческие кэлдэрары, перекочевавшие во Францию. Праздник проходил как своеобразная охота на змей.
Встреченную змею надлежало обезглавить кусочком золота, поставив одну ногу ей на голову, а другую на хвост. По поверью, цыган, нашедший змею первым, будет удачливее всех в течение всего года и способен вылечить тысячу болезней.
У российских кэлдэраров найти сброшенную змеей кожу считается большим везением. Русские цыгане изготавливали из шкуры змеи талисман. Убив или найдя убитую змею, с нее осторожно снимали шкуру. Засушенную шкуру носили в кошельке или в волосах, чтоб водились деньги. Обязательное условие – шкура должна быть целой, иначе не подействует.
У других групп убийство пресмыкающихся, змей, жаб и ящериц, не приветствуется или строго запрещено. У кэлдэраров в Польше до наших дней сохранилось поверье, проясняющее происхождение представления о неприкосновенности змей: они являются потомками заколдованных людей, поэтому их нельзя убивать. Убийство первой змеи, встреченной весной, чревато несчастьями.
Польские кэлдэрары вспоминают страшное происшествие, которое некогда пережила одна кочевая цыганка. Как-то ночной ливень насквозь промочил ее палатку. Утром, когда погода прояснилась, она решила просушить на солнце содержимое бельевой корзины. На дне женщина с ужасом обнаружила клубок змей. Недолго думая, она их убила.
Совершенное не осталось без последствий: вскоре у цыганки умерли дети!
Лилияко
Европейцы ассоциируют летучую мышь с нечистой силой, со злом. В культуре цыган этот жутковатый зверек напротив ― воплощение счастья, предвестник удачи. Раньше его появление над таборной стоянкой означало, что место, на котором разбиты шатры, безопасно. Летучая мышь, залетевшая в дом, ― к счастью. Кэлдэрары называют ее «лилияко».
Удачей считается найти не тронутый тлением трупик нетопыря. Спрятав находку в кошелек, человек обеспечивает себе богатство. Польские равнинные цыгане привязывали отрезанные мышиные крылышки к кнуту, чтобы дорога была легкой.
Кэлдэрары используют зверька для изготовления талисмана. Для этого золотым кольцом или сережкой надрезают шею летучей мыши и, завернув ее в тряпочку, прячут в карман. Затем берут восковые свечи, золото, хлеб, летучую мышь и из всего этого скатывают шар. Лилияко хранят за иконами или в перине. Его изготовление надо держать в секрете.
Сделавшему талисман необходимо шесть недель остерегаться и никуда не ходить. Считается, что такого человека «удача бьет», и его может избить первый встречный. После шести недель обладателю талисмана начнет сопутствовать удача, появятся деньги. Про успешного человека кэлдэрары говорят: «Сы лес лилияко» (У него есть лилияко).
Текст: Илона Махотина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
цыганские серьги
Ответ от Ѓженок[гуру]
Черноголово-золотозубые «будулаи» и «зобары» имели обыкновение дополнять имидж проколотыми ушами.
Но не только в эстетических целях.
Серьга являлась также своеобразной «визитной карточкой» человека.
Цыгане, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка.
Одно кольцо в левом ухе означало, что мужчина – единственный сын в семье и самый первый.
Два – второй, младший сын.
У цыган сережки были из трех металлов:
золото носили родные дети,
а платиновые или серебряные кольца – удел приемышей.
Встречались также серьги с крестами (у цыган в католических и православных странах)
и с месяцем (в мусульманских) .
Размеры колец соответствовали иерархической принадлежности человека.
Большие массивные кольца надевали бароны и вожаки таборов.
Серьги поменьше носили простолюдины.
Русские «ромалы» тоже следовали этой древней традиции.
Сам обычай пришел с юга, и в этом свою роль сыграли цыганские народности «кэлдэрары» , «молдова рома» .
В Волгограде такая традиция сохранилась, по словам В. М. Суховерова (нашего «цыгановеда») , на Дар-горе и в Верхней Ельшанке.
Источник: 3otveta.ru