Схема из чего состоит гранит

открытый урок
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс)

Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России

Цели : познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.

Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся — лупа, кусочки гранита, цветные карандаши.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— О каких зодиакальных созвездиях вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей.)

— О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)

Устройство электровоза 2ЭС6 «Синара»

Валерия Н. и Артем Е.

III. Самоопределение к деятельности

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

— Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

IV. Работа по теме урока

  1. Начальные представления о горных породах.

Итак, сегодня на уроке речь пойдет о полезных ископаемых. Слайд 1.

Полезными ископаемыми называются те богатства, которые добываются из недр земли или с ее поверхности.

Жизнь современных людей невозможна без добычи или переработки полезных ископаемых. Одни используются в строительстве. Слайд 2

Например, песок, глина, гранит.

Другие, как топливо. Слайд 4. Например, каменный уголь, торф, нефть, газ.

Из третьих рудосодержащих выплавляют металл.

Изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения геологи.

Слайд 7. Нередко геологи по многу месяцев проводят вдали от дома. В тайге, в горах или в пустыне.

У них сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, радиосвязь и даже фотографии земли, сделанные из космоса.

Читайте также:
Как измерять размер пальца для кольца

Полезные ископаемые добывают по-разному. Одни Слайд 8. В открытых котлованах-карьерах, другие Слайд 9. в шахтах, глубоких колодцах.

А для того, чтобы извлечь из земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Слайд 10. Чтобы изготовит стекло или сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – это полезное ископаемое.

Слайд 11 . Чтобы суп был соленым, нужна соль. И это тоже полезное ископаемое.

Подключение ОПС Гранит

Слайд 12. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин. Она тоже полезное ископаемое.

Железная дорога, гвоздь, станок и часы, гигантский лайнер и чайная ложка. Все это сделано из металла. Их выплавляют из руды. А всякая руда – полезное ископаемое.

Всегда ли мы смотрим под ноги. Не для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы поднять с земли и рассмотреть великое чудо природы – камень. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.

Минералы — это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Слайд 13. Слюда – это минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Слайд 14. Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они непрозрачные. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Слайд 15. Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но встречается и сам по себе. Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталем.

Красивые поделочные камни Слайд 16 агат и сапфир – это тоже минералы.

Слайд 17. Минералом является и обычная соль, которую мы употребляем в пищу.

Слайд 18. Геологи называют ее галит.

Природные ископаемые – это клад нашей земли, поэтому, как любые сокровища, их надо беречь и охранять.

Давайте рассмотрим полезное ископаемое – гранит. Слайд 19.

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле. И на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета.

Гранит – это горная порода, которая состоит из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие вкрапления – это кварц, черные – это слюда.

Читайте также:
Драгоценный камень металл это 4

Зерно по латыни «гранум». От этого слова и появилось название – гранит.

Если внимательно рассмотреть камень, можно заметить, что он разноцветный: в полосочку, в крапинку, в разводах. Это происходит потому, что камешек состоит из минералов. Из минералов, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы.

Гранит очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, его используют для облицовки стен зданий, станций метро.

3. Практическая работа.

— Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

— Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

— Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

— Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

— Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

— Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

— Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

— Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

— Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

V. Домашнее задание.

— Прочитайте задание №3 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома .

VI. Рефлексия учебной деятельности.

— Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

— Что нового и интересного узнали?

— А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

— Из чего состоит гранит?

— Чем отличаются горные породы от минералов?

— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

— Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

2 класс Природные ископаемые Составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга Петрова Анастасия Александровна

песок глина гранит

Каменный уголь нефть торф газ

Месторождения – это места, где в глубинах земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Источник

Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 33

Первая половина на предыдущей странице 32.

2) Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов — жёлтым карандашом.

Читайте также:
Сердолик камень свойства литотерапия

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): …. .

Сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

1) Я заполнил(а) схему — состав гранита.

Ответ по Окружающему миру 2 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 33 задание

2) Закрасил(а) схему.

Горная порода ( зелёный цвет ): гранит.

Минералы ( жёлтый цвет ): кварц, слюда, полевой шпат.

Оценка выполненной работы: цель достигнута, так как я научился(лась) определять составные части гранита.

Выпиши из текста учебника примеры горных пород.

Известняк, мрамор, мел, уголь, песок, глина, кремень.

Найди в атласе-определителе «От земли до неба» дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1—2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.

Найденные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде

Гранит — магматическая плутоническая горная порода кислого состава нормального ряда щёлочности из семейства гранитов. Состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд — биотита и/или мусковита. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

Полевой шпат — каменный хозяин Земли. Этот минерал – едва ли не самая многоликая горная порода планеты. Он насчитывает четыре десятка видов разных оттенков, прозрачности и ювелирной ценности.

Кварц – это минерал, который бывает разных цветов. Его бесцветная разновидность называется горным хрусталем. Фиолетовый кварц – аметист, черный – марион, желтый – цитрин. Кварц достаточно твердый минерал, о чем говорит его название, которое с немецкого языка переводится как «твердый».

Слюда — это прозрачный слоистый минерал с разным окрасом. Бывает природного и синтетического происхождения. Его давно используют, в основном для остекления окон.

Источник

Окружающий мир 2 класс Как заполнить схему состав гранита?

Цель работы: научиться различать составные части гранита.

Оборудование: образцы гранита, полевого шпата, кварца, слюды; лупа.

1) Заполните схему.

2) Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов — жёлтым карандашом.

Гранит — очень распространенная горная порода, которая часто встречается даже на поверхности земли, несмотря на свое магматическое происхождение. Гранит бывает разного цвета, в нем часто можно видеть вкрапления различных минералов, которые называются зернами. Это зерна таких минералов как шпат,слюда и кварц.

Зерна полевого шпата бывают разноцветными и придают граниту определенное очарование, зерна слюды обычно черного цвета и представляют собой тонкие пластинки, зерна кварца белые, почти прозрачные. Все эти минералы встречаются и сами по себе, например кварц легко встретить на берегу практически любой речки.

Читайте также:
Какая оптимальная ширина обручального кольца

Из учебников нам известен состав гранита: основными составными элементами гранита являются полевой шпат, кварц и слюда.

Полевой шпат представляет собой породообразующий минерал из класса силикатов. Как правило, выглядит в виде белых или бесцветных кристаллов.

Кварц является также минералом, образующим многие горные породы. Представляет собой кристаллы светлых оттенков.

Слюда также является минералом со слоистой структурой.

Соответственно, в предложенной схеме в верхнем прямоугольнике должен быть указан гранит (этот прямоугольник стоит закрасить зеленым). В трех нижних стоит указать полевой шпат, кварц и слюду. Эти прямоугольники необходимо закрасить жёлтым.

Рассмотрим образцы представленные учителем. Мы видим горную породу гранит, который обладает зернистой структурой. Это зерна остальных минералов, которые лежат на столе. Если зерна разноцветные, то это вкрапления в граните полевого шпата, если мы видим черные зерна, то это дает о себе знать слюда, а если зерна сверкают, белого почти прозрачного цвета — то это уже кварц.

Горная порода состоит из различных минералов и отличается по твердости и цвету от минералов ее составляющих.

Пословица «Дружба дороже денег» говорит о том, что не все в этом мире можно оценить в деньгах и купить. есть совершенно бесценные вещи, которых невозможно купить ни за какие деньги, а значит эти вещи оказываются дороже денег. Так настоящую искреннюю дружбу невозможно купить, как невозможно купить искренние чувства.

Какой пример привести, подтверждающий эту пословицу?

Жил был богатый мальчик, у которого были богатые родители и которые покупали ему любые игрушки, которые он только хотел. Но при этом мальчик был очень одинок и очень несчастен, ведь он постоянно был один. И ему приходилось одному играть со своими дорогими игрушками. Он бы хотел подружиться с кем-то, но никто не хотел с ним дружить, ведь он был избалованный и капризный. И никакие деньги не могли ему завести друзей.

Очень большое количество пословиц сообщает нам о том, что мир всегда лучше ссоры, что мирное сосуществование выгодно всем и оно настоящий клад.

Убедиться, что это действительно так, можно на простых примерах.

Представим себе двух соседей, которые живут напротив друг друга. Если отношения между ними мирные, между ними царит лад и согласие, то соседи друг другу помогают, на соседа всегда можно рассчитывать, они дружат и вместе проводят время.

Если между соседями плохие, враждебные отношения, то они стараются друг другу напакостить, подкидывают мусор, включают громкую музыку, ругаются, распускают сплетни, вредят разными способами.

Читайте также:
Как почистить золотое кольцо с камнем в домашних условиях быстро и эффективно

Кто такой себялюб, о котором говорится в этой пословице?

Это человек, который любит только себя, которому нет дела до других людей, которые интересуется только своими делами и не проявляет сочувствия к делам окружающих.

Это просто эгоист.

Конечно, что такой человек становится никому не интересным, потому что с ним невозможно дружить, с ним невозможно вместе делать одно дело, его невозможно любить.

И в жизни себялюбы всегда одиноки и несчастны.

Вот такой пример:

Игорь всегда думал только о себе. Он все старался обернуть себе на пользу и не думал о других людях. В итоге его никто не уважал и не любил. И когда Игорю потребовалась помощь, все от него просто отвернулись.

Добрые отношения в семье, отношения со своими близкими — это очень важное условие счастливой жизни.

Поддерживать добрые отношения с близкими конечно просто, ведь строятся они на взаимном уважении и любви, по крайней мере должны так строится.

При общении с близкими родственниками нельзя забывать о том, что даже нечаянная грубость ранит их гораздо сильнее, чем посторонних людей, ведь исходит она от любимого человека. Поэтому в общении с близкими всегда следует быть вежливыми и обходительными, относится друг к другу с уважением и понимаем, уметь прощать и не таить зла, не копить обиды. Иногда очень полезен для таких отношений откровенный разговор.

Еще одним важным условием хороших отношений должно быть доверие. И конечно в этих отношениях не должно быть места грубости и обману.

Говорят, что настоящая дружба крепка тем, что друзья никогда не держать друг на друга обид. такая дружба много крепче стекла, потому что сколько ее не бей, она только крепче становится.

Но часто бывает и так, что маленькая обида перерастает в большую ссору и те,кто вчера всем говорили, что они лучшие друзья, сегодня становятся врагами и даже не хотят смотреть друг на друга. Это не правильно, ведь друг прежде всего должен уметь прощать.

В этой же пословицы говорится о том, разбитую дружбу починить невозможно. Например, нельзя простить предательство. Если человек, которого ты считал своим другом оказывается способен на такое, значит он совсем не был тебе другом.

Пример: мы договорились пойти вместе на каток, но я напрасно прождала свою подругу. Потом я узнала, что она решила пойти в кино с другой девочкой, а мне даже не сказала об этом и не извинилась. После этого нашей дружбе пришел конец.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...