Цепи роликовые — описание и размеры
Приводная роликовая цепь ГОСТ 13568-97 является наиболее распространенным видом цепей, применяемых в цепных приводах для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому. Относительная простота конструкции, возможность передачи широкого диапазона мощностей, стойкость к агрессивным средам и различным видам загрязнений, высокая механическая прочность способствовали применению приводных роликовых цепей во всех отраслях промышленности.
Пример условного обозначения:
2ПР-19,05-64 ГОСТ 13568-97
2 – рядность цепи
ПР- приводная роликовая
19,05 – шаг цепи, мм
64 – разрушающая нагрузка, кН
Основные параметры цепей.
Основные параметры цепи – шаг (t), расстояние между внутренними пластинами (b1) и разрушающая нагрузка (Q). Сегодня производители, как отечественные, так и иностранные выпускают роликовые цепи широкого диапазона для приводов абсолютно любого назначения с шагом от 8,0 до 103,2 мм. Цепи мелкого шага применяются в основном в малонагруженных приводах, крупного шага в нефтяной и металлургической промышленностях.
Виды плетений. Как определить длину цепи. (ЮД «Тримиата», г. Махачкала)
Виды приводных цепей.
Приводная роликовая цепь может быть однорядной или многорядной, разборной и неразборной. Применение в приводах многорядных цепей дает возможность существенно увеличить передаваемую мощность без существенных изменений размеров привода. Конструктивно такая цепь отличается от однорядной только длиной валика. В том случае, когда доступ к цепи в эксплуатации затруднен, вместо неразборной конструкции могут использоваться цепи разборные, в которых наружная пластина с одной или двух сторон замыкается с помощью штифта или шплинта. Такое решение нашло широкое применение в нефтяной промышленности, где приводные роликовые цепи применяются в составе буровых установок.
Цепь ПР-9,525-9,1 | 9,525 | 6,35 | 5,72 | 3,28 | 17 | 8,5 | 9,1/910 |
Цепь ПР-12,7-10-1 | 12,7 | 7,75 | 2,4 | 3,66 | 10,5 | 10 | 10,0/1000 |
Цепь ПР-12,7-9 | 12,7 | 7,75 | 3,3 | 3,66 | 12 | 10 | 9,0/900 |
Цепь ПР-12,7-18,2-1 | 12,7 | 8,51 | 5,4 | 4,45 | 19 | 11,8 | 18,2/1820 |
Цепь ПР-12,7-18,2 | 12,7 | 8,51 | 7,75 | 4,45 | 21 | 11,8 | 18,2/1820 |
Цепь ПР-15,875-23-1 | 15,875 | 10,16 | 6,48 | 5,08 | 20 | 14,8 | 23,0/2300 |
Цепь ПР-15,875-23 | 15,875 | 10,16 | 9,65 | 5,08 | 24 | 14,8 | 23,0/2300 |
Цепь ПР-19,05-31,8 | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | 33 | 18,2 | 31,8/3180 |
Цепь ПР-19,05-37,8 | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | 33 | 18,2 | 37,8/3780 |
Цепь ПР-25,4-60 | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | 39 | 24,2 | 60,0/6000 |
Цепь ПР-25,4-65 | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | 39 | 24,2 | 65,0/6500 |
Аналоги отечественных цепей
Цепь ПР-9,525-9,1 | 06B-1 |
Цепь ПР-12,7-18,2 | 08B-1 |
Цепь ПР-15,875-23 | 10B-1 |
Цепь ПР-19,05-31,8 | 60-1 |
Цепь ПР-25,4-60 | 80-1 |
Цепи стандарта BS/ISO
Цепи, произведенные в соответствии с Европейскими стандартами регулируются требованиями ISO606, BS228 и DIN 8187. Шаг цепи находится в диапазоне от 6 мм (0,236 дюйма) до 114,3 мм (4,500 дюйма). Данные цепи характеризуются большим, чем у аналогичных цепей ANSI, диаметром штифта. Это позволяет увеличить износостойкость, благодаря большей поверхности контакта.
Обозначение цепей BS расшифровывается следующим образом. Например, двухрядная цепь с шагом 1/2 дюйма обозначается 08B-2. Первые две цифры – размер шага в 1/16 дюйма (в шестнадцатых долях дюйма), поэтому 08 = 8/16 или 1/2 дюйма. Буква B указывает на европейский стандарт BS/ISO. Суффикс 2 обозначает количество рядов цепи, в данном случае обозначает двухрядную цепь.
Цепи BS схожи со стандартными цепями ANSI и имеют одинаковый шаг. Однако присутствуют существенные отличия в размерах, которые отличают их от стандартных цепей ANSI.
Цепи стандарта ANSI
Цепи ANSI изготавливаются согласно требованиям стандартов ISO 606, ANSI B29.1 и DIN 8188. Шаг цепи, находится в диапазоне от 1/4 до 3 дюймов. У цепей ANSI диаметр штифта меньше, чем у их аналогов BS/ISO. Поэтому, износостойкость понижена по сравнению с аналогичными цепями BS/ISO. Имеется одно исключение: цепь с шагом 5/8 дюйма, у которой диаметры втулки и штифта больше, чем у аналогичной цепи BS/ISO.
Цепи ANSI обычно обозначаются в соответствии с системой ANSI. Например, обозначение для двухрядной цепи с шагом в 1/2дюйма будет ANSI 40-2. Обозначение ANSI читается следующим образом: первая цифра обозначает шаг в 1/8 дюйма (в восьмых долях дюйма), т.е. 4/8 = шаг в 1/2 дюйма. Вторая цифра обозначает тип цепи, например: 0 — роликовая цепь, 5 — втулочную цепь, 1 — узкая серия и т.п..
Суффикс, как и в случае цепей BS/ISO, обозначает количество рядов цепи. Так, например, 2 — двухрядная цепь.
ИсточникВелосипедная цепь — маркировка, параметры
Поиски оптимальной трансмиссии начинались с ременного и шестерного привода. Первые эксперименты не удовлетворяли изобретателей, которые нашли более надежный и легкий по весу вариант. Велосипедная цепь появилась на горных, шоссейных, туристических велосипедах. Главный элемент трансмиссии, взаимодействующий со звездами кассеты, по-разному влияет на износ системы.
Поэтому нужно знать тип и характеристики цепи, которая подбирается с учетом условий эксплуатации и должна соответствовать виду велосипеда. Предлагаем вместе рассмотреть важные параметры, которые нужно учитывать при выборе новой детали.
Конструкция
Кроме Half-Link классические виды цепей имеют одинаковое устройство:
- металлические разборные звенья расположены в одной плоскости;
- внутренние и внешние полу-звенья собираются поочередно;
- шаг велосипедной цепи (одно полу-звено) скрепляет пин с роликом;
- полное звено имеет одинаковый размер (25,4 мм);
- полу-звено − 12,7 мм.
Одна пара звеньев формирует фрагменты, из которых можно собрать цепь любой длины. Half-Link имеет особенности. Здесь каждое звено входит в другое на валике одинаково и заменяется не попарно, а индивидуально. На скоростных байках используют деталь без соединительных втулок.
Типы велоцепей
Все велосипедные цепи разделили на 2 основных типа, каждый из которых имеет свои особенности.
- Роликовый (износоустойчивый, редкий вид). Особенность − ролики находятся внутри звеньев.
- Втулочный (распространенный тип не для профессионального использования). Особенность − для соединения звеньев используют обычные втулки.
Из множества модификаций выделяют 4 подвида.
- Используемые в односкоростных велосипедах.
Самый простой тип устанавливают на детские, городские, подростковые модели с односкоростной втулкой на заднем колесе. Утолщенные и прочные пластины, изготовленные из высококачественной стали, не изгибаются и не изнашиваются. Долговечность обеспечивает прямолинейная цепь, которая обходится без нагрузок при поперечном искривлении.
Многоскоростные байки.
Главные особенности велоцепей:
- наличие углубления, принимающего изгиб цепи;
- тонкие пластины и неширокие звездочки;
- неравномерная нагрузка.
Во время переключения скоростей цепь перепрыгивает по звездам, что вызывает перекос. Это приводит к тому, что стираются звезды, а элемент трансмиссии изнашивается.
Цепи облегченные
Пустые втулки с отверстиями в пластинах могут устанавливаться на любые велосипеды. Чаще всего цепи, которые на 25% легче аналогов, устанавливают на гоночные байки. Из-за особенностей эксплуатации цепь быстро растягивается и выходит из строя.
Название этого элемента трансмиссии означает: half − половина, link − звено. Устройство характеризуется следующими особенностями:
- деталь состоит из одинаковых (повторяющихся) звеньев;
- среди достоинств отмечают легкую подгонку длины, возможность использования на одно- и многоскоростном байке;
- недостаток − несовершенная конструкция.
Любая велосипедная цепь со временем деформируется. Это приводит к быстрому износу системы, который может выявить мастер с большим опытом. Поэтому профессионалы рекомендуют применять установленное правило: 1 кассета − это 3 цепи.
Наиболее распространенные размеры
При выборе байка учитывают 3 главные величины, значения которых указывают на различия между велоцепями.
- Расстояние между пинами (шаг).
Нет необходимости измерять показатель самостоятельно, т.к. по ГОСТу на всех современных двухколесных транспортных средствах стандартный шаг равен 12,7 мм (1/2”).
Норматив определяется замером между внутренними плоскостями пластин. Самые распространенные размеры по ширине (мм):
- одна скорость − 8,7-11;
- 7 скоростные кассеты − 7,3;
- 11 звезд в кассете − 5,5.
Чем больше число передач, тем меньше расстояние между звездочками и шириной велосипедной цепи.
Для комплектации трансмиссии велосипеда чаще всего изготавливают цепи из 110-118 звеньев. Для 12-скоростной кассеты показатель увеличивается до 126 звеньев. Величина связана с типом велосипеда. Например, на обычные горные модели потребуется 106-108 звеньев; на новые найнеры − 112. Рабочую длину можно определить самостоятельно.
Для Дабл или Трипл системы:
- открыть замок (сжать руками одно звено навстречу другому, покачивая из стороны в сторону);
- не продлевая цепь через переключатели, надеть спереди и сзади на самую большую звезду;
- соединить в замкнутый круг, добавив 1-1,5 звена.
Такой замер актуален, если на велосипеде установлены 2 или 3 звездочки.
Если установлена Сингл система (одна звезда спереди и 9-11 сзади), длину цепи увеличивают на 2 звена.
Материалы, технологии и характеристики
Правильно изготовленные велосипедные цепи − это легкие, надежные, стойкие к коррозии, долговечные элементы трансмиссии. Качество детали зависит от материала, термической и химической обработки, технологии покрытия. Велоцепи изготавливают только из каленой и нержавеющей стали, титана. Цветной металл не применяют из-за мягкости и недолговечности. Антикоррозийное покрытие содержит добавки стали (например, кобальт), обладающие повышенной прочностью.
К техническим характеристикам относят боковой изгиб, который измеряется с помощью нагрузки в 3 ньютона (показатель силы в Международной системе единиц). Износ из-за удлинения цепи во время эксплуатации связан с образованием зазора в каждом соединении (их больше ста). Например, если узкий промежуток увеличится на 0,01 мм, цепь удлинится на 1 мм. Для bmx или цепей для байков, на которых ездят без переключения передач, величина зазора сказывается на сроке эксплуатации модели. При превышении рекомендуемого показателя смазка и грязь легко попадают внутрь и выводят из строя все устройство.
Типы соединения
Для облегчения установки и демонтажа цепи применяют соединительные замки. Деталь составлена из двух складывающихся пластинок. В одну из сторон запрессован металлический стерженек (штырь). Производители выпускают модели с разным видом соединения. Например, SRAM Power Link и КМС выпускают байки с соединительным замком. Shimano и Campagnolo изготавливают велоцепи без связующего звена.
Замки для односкоростной и многоскоростной цепи различают по способу блокировки. Так, в многоскоростную заклепки «вмонтированы» в конструкцию и не выступают над боковыми пластинами. Современные изобретатели пробуют установить на соединения уплотнения, напоминающие мотоциклетное устройство.
Маркировка
Компании-производители всегда указывают геометрические параметры цепи, которые наносят на упаковку в 2-3 строки. Надписи помогают узнать соответствие велосипедной цепи количеству передач. Например, cn обозначает, что цепь предназначена для девяти звезд, narrow — на 6-8. Меньшее количество скоростей не указывается.
У некоторых производителей можно встретить другое обозначение передач cn: 5-7, 7-8, 11, 12 (цепи Shimano). Маркировка велосипедной цепи указывается в цифрах и латинскими буквами.
Обозначение цифр в маркировке
Чтобы правильно расшифровать надписи, разберем конкретный пример. На коробке указана маркировка:
1/2” X 11/128” – 114 Links
pin length 5.88 mm
Первая | Указывает шаг у велосипедной цепи. Показатель одинаковый у всех моделей (1/2″) |
Вторая | Внутренняя ширина звена, связанная с толщиной звездочек |
Третья | Число звеньев − 114 links |
Число во второй строке | Длина пина (наружная ширина цепи) − 5,88 мм |
- 2,18 − наличие 9-10, 20, 27 скоростей;
- 2,38 − используется в 6-8 скоростных кассетах;
- 3,18 − предназначен для односкоростных велосипедов и моделей с планетарной втулкой.
Длину пина выбирают после замера расстояния между шестеренками кассеты.
Есть еще один показатель − предел прочности, который обозначен цифрой и буквами кгс. Надпись указывает: для разрыва цепи нужно использовать силу, равнозначную килограммам (например, 700 кг).
Как выбрать велосипедную цепь — рекомендации
Главный элемент трансмиссии влияет на состояние и движение байка. Автоматизированная машина маркирует мелкие звенья из прочных материалов, а затем закрепляет их посредством клепки. Покупая необходимую деталь, учтите советы профессионалов:
- Выбирайте цепь по совместимости со скоростями и техническим характеристикам.
- Изучите маркировку, указанную на упаковке. Цифры и буквы обозначают фактические показатели, качество, подходящую модель велосипеда.
- Не рекомендуется приобретать цепочки из алюминия и сплавов мягкого металла. У таких изделий малый ресурс и срок службы.
- Прочность цепи можно определить по цвету металла:
- серый, не имеющий блеска − высокое качество;
- белый глянцевый − среднее;
- желто-золотистый оттенок − низкий уровень.
- На детских моделях длина одного звена должна быть меньше, чем у взрослого байка. Например, 11,4 мм вместо 12,7 мм.
- Обдуманный выбор велосипедной цепи, правильная регулировка, очистка, хранение помогают избежать проблем.
Заключение
Элементарное, но незаменимое устройство не требует больших финансовых вложений. Деталь присутствует на каждом велосипеде. Рынок предоставляет огромное количество разновидностей и марок. Лучшими производителями признаны компании: Shimano (Япония), Compagnolo (Италия), KMC (Тайвань), Wipperman (Германия), Тяжмаш (Россия). Как долго прослужит цепь, зависит от правильного выбора байкера.
ИсточникОсновные размеры велосипедной цепи
Цепь велосипедная, размеры которой подбираются индивидуально под каждый байк, это часть трансмиссии. Она передает усилие давления ног человека на звездочку заднего колеса, от чего происходит вращение. Без этого элемента велосипед не поедет.
Любая велосипедная цепочка сделана из звеньев, они же из двух полузвеньев, пинов и ролика. Все цепи одинаковые и шаг между полузвеньями (расстояние от одного полузвена до другого) равен, потому следует выбирать лишь по собственным предпочтениям и толщине цепи.
Устройство велосипедной цепи
Любая велосипедная цепь (кроме Half-Link) состоит из нескольких элементов, а именно:
- Внешняя пластина звена.
- Внутренняя пластинка.
- Ролик.
- Втулка (стакан).
- Пин.
- Полное звено цепи.
- Зазор для изгиба в стороны.
1 звено состоит из 2 полузвеньев. Они соединены между собой при помощи пина, помещенного в «стакан». На него надевается ролик. Ролик необходим для удержания на зубьях звездочек велосипеда (куда цепочка и надевается). Длина одного полного звена составляет 1 дюйм, что в переводе на миллиметры 25,4.
Длина всей цепи определяется тем, сколько в ней звеньев.
Для взрослого велосипеда с 12 скоростями обычно используется цепь со 126 звеньями. Вариаций множество, количество звеньев варьируется от 110 до 126 штук. Велосипеды для горного спорта (МТБ) используют цепочки на 106 или 108.
Если после покупки выяснилось, что цепочка слишком длинная, ее можно укоротить. Это делается путем разъединения замка (если он есть) и выбиванием пина. После этого все соединяется обратно и устанавливается на байк. Так можно подогнать слишком длинную цепь под свой велосипед.
Типы велосипедных цепей
Всего существует 4 типа цепок, они имеют свои отличительные особенности.
Для односкоростных велосипедов
Это самый простой вид цепи, обычно устанавливается на бюджетных подростковых или детских велосипедах. Они подходят только для байков с 1 звездочкой на заднем колесе. Данный тип практически не изнашивается. Это обусловлено тем, что цепочка не изгибается, как на многоскоростных байках. Изготавливают их обычно из толстой стали, а пластины толстые и очень прочные.
Для многоскоростных велосипедов
Используются на велосипедах с переключателем скоростей. Главное отличие от односкоростных цепей в наличии зазора для изгиба цепи в стороны. Помимо этого, их пластины тоньше за счет того, что на многоскоростных велосипедах установлены менее широкие звездочки. Такие цепи практически постоянно имеют перекос, что негативно сказывается на их износе. Помимо этого стираются передние и задние звездочки велосипеда.
Облегченные велосипедные цепи
Могут быть как для односкоростных, так и для многоскоростных байков. Главное отличие это – пустые пины и наличие отверстий в пластинах. Это делает их легче своих аналогов примерно на 20-25 процентов. Обычно такие цепи используются гонщиками в дисциплинах, где каждый грамм имеет значение. Из-за своих особенностей облегченные велосипедные цепочки растягиваются, изнашиваются и рвутся быстрее всего.
Цепи Халф-линк (Half-link)
Особенный вид, который отличается своим строением. Такая цепь не имеет внутренних или внешних звеньев, а состоит из повторяющихся элементов. Можно использовать на односкоростном и многоскоростном велосипеде.
Из плюсов можно выделить то, что их куда проще подогнать под необходимый размер байка. Но из минусов – это не совершенность конструкции, при которой основа очень быстро растягивается и изнашивается.
Основные размеры велосипедной цепи
Велосипедная цепь состоит из звеньев. Стандарт различает внутреннее, внешнее звено и их соединение. Современные цепочки можно использовать практически на всех видах велосипедов. Есть отдельно специализированные типы для многоскоростных байков.
Многие изготавливают цепи с фасками, которые ускоряют процесс переключения скоростей. При использовании цепи одного производителя на разных типах байков она будет вести себя и изнашиваться по-разному. При выборе подходящей цепи следует обратить на основные размеры, которых существует 3.
Шаг велосипедной цепи
Это расстояние между двумя пинами (элементами соединяющими два полузвена). Согласно стандарту этот шаг составляет ½ дюйма или в переводе на миллиметры 12,7.
Ширина велосипедной цепи
Ширину можно определить, измеряя размер пина. Все цепи имеют разную ширину, и определяется она в зависимости от своего предназначения. Существует тенденция, при которой количество звездочек на многоскоростном велосипеде обратно пропорционально размеру пина.
Примерное соотношение количества звездочек (шт.) к ширине (мм.):
- 1 – 7-11
- 4-5 – 8.7
- 6 – 7.8
- 7 – 7.3
- 8 – 7.05
- 9 – 6.6
- 10 – 5.85
- 11 – 5.5
Длина
Длина цепи зависит от производителя, она варьируется от 110-126 звеньев. Для МТБ обычно используют 106 звеньев, найнеров 112 звеньев, а для шоссейного 126. Если цепь провисает, будучи надетой на звездочки, ее необходимо укоротить.
Маркировка велосипедной цепи
Маркировка содержит в себе все геометрические показатели цепи, например ½”х3/16” – 120 links Pinlength 7,3 mm.
½” – это так званый шаг цепочки (расстояние между пинами), как уже упоминалось выше согласно стандарту, он всегда одинаков и составляет полдюйма или 12,7 миллиметра.
3/16” – Ширина между внутренними звеньями. В зависимости от данного показателя понятно, можно надеть такую цепь на широкую звездочку или нет.
Всего бывает 4 вариации:
- 1/8” – обычно используют на односкоростных велосипедах для freestyle и ВМХ.
- 3/16” – на данный момент практически не используется, ранее изготавливался для прогулочных, односкоростных велосипедов.
- 3/32” – наиболее распространенный тип для многоскоростных байков с количеством звезд от 6 до 8.
- 11/128” – для многоскоростных велосипедов с 9 и более звездочками.
120 links – это количество звеньев в одной цепи, как упоминалось выше, их бывает от 110 до 126 штук.
Pinlength 7,3 mm. – это внешняя ширина пина, от нее зависит количество звезд на многоскоростном велосипеде и подходит ли эта цепочка. Чем меньше толщина пина, тем больше она подходит длябайка с множеством звезд.
Очень редко можно встретить еще один параметр. Предел прочности для разрыва в аббревиатуре можно встретить как КГС. Например, если есть надпись 720 кгс – это означает разрыв цепи при условии воздействия на нее силы в 720 килограмм. Обычно даже при наличии такого обозначения, ему не придают внимания.
Как правильно выбрать велосипедную цепь?
Первым делом следует обратить внимание на маркировку, которая установлена на цепи. Именно на ней указаны основные и необходимые данные о цепочке.
Помимо фактических показателей, производители часто определяют качество своей цепи маркировкой с буквами и цифрами. Чем выше число, тем лучше качество. К примеру, тайваньский производитель КМС окрашивает цепочки в определенный цвет, самыми лучшими считаются золотые.
Наиболее популярны данные производители:
- Shimano – японская компания, которая первая придумала использовать сухую смазку в цепях.
- Compagnolo – итальянская фирма, плотно сотрудничающая со спортивными командами по велоспорту, изготавливает качественные, но недешевые элементы.
- SRAM – американский производитель, ставший первопроходцем в изготовлении замков для звеньев.
- KMC – тайваньская компания, которая заняла свою нишу уже на протяжении 30 лет, производят цепи приближенные к качеству Shimano и SRAM но по доступным ценам.
- Wipperman – немецкая фирма, славится своим качеством и надежностью, а также высокой стоимостью.
- Тяжмаш – российский производитель, который изготавливает цепи на протяжении 40 лет, известны своей повышенной износостойкостью. Их цепи выдерживают нагрузку в 1100 килограмм.
Износ цепи
Как и любой механизм, трансмиссию необходимо смазывать, регулировать и обеспечивать ей надлежащее хранение. Для того чтобы цепь дольше служила, ее нужно смазывать специализированным маслом хотя бы 1 раз за сезон и проводить очистку от старого масла и грязи.
Если велосипед будет храниться без использования несколько сезонов, следует снять цепь и поместить в тару с керосином. Это делается для того, чтобы она не растянулась за время простоя и сохранила свой внешний вид. Определить износ цепочки можно при помощи обычной линейки или 24 звеньев. Длина должна составлять 12 дюймов, что в пересчете на миллиметры составляет 304,8.
Если ваша цепь длиннее на:
- 1,5 миллиметров – нормальное состояние;
- 2,5 миллиметров – следует провести замену;
- 3 миллиметра – возникнут проблемы с переключением передач, срочно необходима замена;
- более 3 миллиметров – нужна замена всей трансмиссии.
Цепь – элементарная, но важная часть любого велосипеда. На сегодняшний день она стала расходным материалом, но также влияет на состояние всей трансмиссии байка. Для того чтобы проблем не возникало, следует внимательно отнестись к подбору цепи, ее регулировке, очистке и хранении. В таком случае велосипед прослужит длительное время.
Источник