А лекари в своих трактатах восхваляли серебряные чаши, незаслуженно клеймя при этом золото .
В Средние Века посуда из серебра забылась, как и многое другое. И простые люди, и даже короли ели руками. Впрочем, аристократы использовали специальные «столовые» перчатки, которые позволяли сохранить руки чистыми и после трапезы попросту выбрасывались.
Но в XVI веке на смену не слишком удобным перчаткам вернулось столовое серебро. Впрочем, за счет его высокой стоимости возможность наслаждаться обедом при помощи серебряной посуды имел далеко не каждый. В замках многих дворян столовое серебро зачастую было представлено всего несколькими предметами: серебряная тарелка, несколько ножей и кубков, и иногда всего одна вилка. И далеко не каждый вельможа мог позволить себе полный серебряный сервиз.
Вообще не держать в доме столовое серебро было для аристократа чревато. Во-первых, его мог посетить сеньор или даже сам король, который предложение отобедать без серебряных приборов мог расценить как неуважение. Во-вторых, наличие серебряной утвари показывало достаток вельможи и играло роль не меньшую, чем его личный герб или фамильное оружие.
Кроме пробы, есть ещё одно важное клеймо на ювелирных украшениях.
Само собой, за столовым серебром тщательно ухаживали. В каждой зажиточной семье был слуга (чаще всего дворецкий), ответственный за блеск и чистоту серебряной утвари. Уход за серебром занимал у прислуги много времени. Под присмотром дворецкого слуга ежедневно начищал каждую ложку, каждую вилку. Кстати, он непременно использовал перчатки, защищавшие столовое серебро от жира и пота его собственных рук.
Благодаря своим антисептическим свойствам столовое серебро стало настоящим спасением от многих болезней. Поэтому небогатые люди стремились приобрести хотя бы посеребренные вилки и ложки.
Бытует мнение, что в Россию столовое серебро пришло благодаря Петру I, который в 1711 году приказал создать первый серебряный сервиз. Но на самом деле оно было известно и раньше. Так, согласно записям Нестора-Летописца, дружина князя Владимира Красное Солнышко однажды взбунтовалась, требуя для себя серебряных кубков. И князь выполнил их просьбу, заметив, что для своих воинов ему не жалко ни серебра, ни злата. А вместе с верной дружиной он добудет еще много богатств.
Но благодаря Петру I столовое серебро действительно приобрело в России огромную популярность. Появились великолепные мастера, которые изобрели уникальную технологию создания серебра с эмалью по скани (филигрань — ажурный узор из драгоценного металла, чаще всего серебра).
Позже столовое серебро стало лучшим подарком и немаловажным элементов приданого невесты. Так, девушки из рода Романовых непременно имели в составе приданого набор утвари из серебра, являвшийся залогом благосостояния не только их самих, но и всей страны.
Столовое серебро приобрело статус настоящей семейной реликвии. Ведь со временем оно покрывается благородной патиной, становясь все красивее и дороже. Серебряную утварь продавали только в случае крайней нужды. Кстати, покупка посуды из серебра — и сегодня отличное вложение средств.
Столовое серебро породило немало примет и традиций. Например, не принято резать салат ножом. Это связано с тем, что в старину салат заправлялся уксусом, который окисляет серебро. И впоследствии оно придает блюду неприятный привкус.
Другой пример. Во всех странах, кроме Франции, вилки принято класть остриями вверх. Дело в том, что на французских серебряных приборах гравировались гербы владельцев, и повернули черенки серебряных вилок ненавязчиво подчеркивали благосостояние владельцев.
Уход за столовым серебром
Столовое серебро на самом деле — больше драгоценность, чем посуда. Посуда из серебра требует бережного ухода и подбора: серебряные приборы подбираются индивидуально к каждому поводу и стилю трапезы. Да и рука не подымается положить серебряные приборы на дешевую скатерть, поставить рядом с ними не самые лучшие бокалы и тарелки.
Чтобы серебряная посуда как можно дольше сохраняла свой блеск, за ним нужно тщательно ухаживать. После каждого использования промывайте столовое серебро в теплой мыльной воде. Столовое серебро нельзя мыть в посудомоечной машине, и избегайте химических средств, жестких губок. И то, и другое очень плохо влияет на прекрасное серебро.
Штампованное серебро что это
Что определяет ценность столового серебра? Уверены, на этот вопрос каждый человек ответит по-своему. Кто-то вспомнит о том, что серебро – это в первую очередь драгоценный металл, стоимость которого весьма велика даже сегодня, другие будут говорить о том, что серебро – вещество мистическое, способное оказывать на нас воздействие на тонкоматериальном уровне… Прагматики вспомнят о чистоте пробы серебряных бокалов и ложек, а сторонники здорового образа жизни – об уникальных антибактериальных свойствах, которыми, безусловно, обладает этот металл…
Что же, все они будут в какой-то степени правы, каждый по-своему, но есть и еще одна особенность готовых изделий, о которой мы частенько забываем. Речь идет о том, каким образом тот или иной предмет или набор был изготовлен?
Чем литое столовое серебро отличается от штампованного?
Технологии производства посуды из серебра менялись на протяжении всей истории. Конечно же, самым первым и, соответственно, самым древним являлось кустарное производство серебряных изделий. Каждый мастер работал с металлом по-своему, и, как следствие, каждое его изделие несло его особый почерк, отпечаток его мастерства. Именно поэтому древняя серебряная посуда столь ценна, что купить ее можно только за очень большие деньги, да и то не всегда. Существует категория антикварного серебра, которая вообще не имеет цены и хранится только в музеях, как общекультурная ценность.
С развитием технологий менялись и способы производства столовых серебряных наборов и отдельных предметов. В настоящее время существует два основных способа, которые применяют для изготовления посуды из серебра: это штамповка и художественное литье.
Штамповка – это наиболее популярный сегодня способ производства. В первую очередь это связано с тем, что он позволяет сделать максимальное количество продукции за минимальное время. И используется при этом в основном машинный труд. Происходит это так. Единожды разработанная модель запускается в производство и многократно дублируется.
В результате завод может выпустить довольно обширные серии такой посуды.
Основной недостаток штамповки – это то, что при использовании этой техники невозможно создать сколько-нибудь сложный декор. Поэтому штампованные изделия выглядят довольно просто и по сравнению с литьем недороги.
Что же касается художественного литья, то здесь в приоритете индивидуальный подход. Над каждым изделием мастер трудится индивидуально. А нанесение декоративных элементов это отдельный сегмент работы, который требует, не только времени, но и мастерства. Поэтому стоит столовое серебро, произведенное методом художественного литья дороже, но и выглядит гораздо изысканнее.
Все плюсы приобретения штампованного столового серебра
Все плюсы приобретения штампованного столового серебра 05.11.2015 12:37
Серебряная посуда – предмет гордости ее обладателя. Так было сотни лет назад и таковым отношение к посуде из серебра остается и по сей день.
Конечно же, некоторую претенциозность и пафосность серебряные ложки и прочие приборы за последние сто лет подрастеряли в связи с техническим прогрессом, ростом благосостояния людей и, конечно же, с большим пониманием того, что собой представляет этот металл. В частности сегодня немногие верят, что серебро, как металл и отдельные серебряные изделия обладают некой волшебной силой.
А в древности такого рода верования были вполне себе распространены. Тем не менее, никто не будет спорить с тем, что, скажем, серебряные бокалы или серебряные стопки, которые часто продаются в серебряных магазинах это красиво, элегантно, аристократично и дорого. Поэтому и желающих приобретать серебряные изделия не убавляется. Более того, покупатели серебряных интернет-магазинов активно ищут эксклюзивные вещи, которые подчеркивали бы индивидуальность их обладателей.
Штамповка и художественное литье – два противоположных способа оформления столового серебра.
С течением времени и развитием технологий произошла своеобразная революция не только в отношении к серебряным изделиям, но и в способах производства посуды из серебра. Появилась возможность удешевлять производство, используя специальное оборудование для штамповки. Такие изделия на сегодняшний день распространены в наибольшей степени.
Поклонники столового серебра, произведенного методом художественного литья, считают штампованную посуду недостаточно элитной а-ля «эконом-класс». Но так ли это на самом деле. Давайте разберемся, чем может быть хорош метод штамповки?
Действительно, штампованное столовое серебро, о каком бы предмете посуды ни шла речь, выглядит менее пафосно и нарядно по сравнению с художественным литьем. Но это далеко не всегда плохо. Во-первых, экономичный метод производства позволяет большему числу людей обзавестись драгоценной посудой, во-вторых, только штамповка с ее спецификой дает возможность создать практически идеально гладкую серебряную поверхность, что весьма актуально, если речь идет о персональных приборах из столового серебра. В-третьих, штампованные вилки и ложки позволяют потребителю в полной мере оценить всю красоту самого металла, не перебиваемую излишними дизайнерскими ухищрениями. Некоторые из них с удовольствием признаются, что предпочитают простые и чистые формы и линии, когда металл говорит сам за себя.
Какие разновидности сплавов серебра существуют и как отличить подделку?
Кто-то считает серебро несолидным, кто-то предпочитает украшения именно из него. На самом деле это один из наиболее необычных металлов с оригинальными свойствами. Сплавы серебра приобретают разный вид и характеристики в зависимости от лигатуры. Благодаря этому их использование можно отметить во многих отраслях.
Основные характеристики и свойства серебра
Чистое серебро – драгоценный металл серебристого цвета с белым оттенком. Отличается высокими показателями электро- и теплопроводности. Среди прочих металлов выделяется пластичностью. Его можно подвергать любому виду обработки (скручивание, резка, полировка и т.д.) без разрушения структуры.
При взаимодействии с кислородом оно показало полное отсутствие окисления, благодаря чему вошло в список драгоценных металлов.
Однако серебро имеет и отрицательные свойства:
- Сероводород и йод, что содержатся в жидкостях, вступают с металлом в реакцию, и поверхность последнего темнеет либо на ней возникает «радужная» пленка.
- Чистый аргентум имеет ограниченный срок эксплуатации, из-за чего его, как правило, используют вместе с медью и другими примесями в виде сплава.
Примеси в сплавах серебра
Чистое серебро слабо держит необходимую форму. Для придания необходимых свойств металл поддают процессу легирования. В качестве добавок выступают следующие элементы:
- Медь. Наиболее популярная примесь в сплаве с аргентумом, которая придает изделию желтоватый оттенок.
- Платина. Увеличивает срок использования украшения, но редко используется из-за дороговизны.
- Никель. Редко применим из-за вреда для здоровья.
- Золото. В сплаве с серебром и другими примесями дает белое золото.
- Кадмий. Используется лишь по специальному заказу клиента из-за своей дороговизны.
Таблица сплавов (пробы)
В зависимости от состава сплава и количества чистого аргентума в нем изделие маркируется определенной пробой. Ее зависимость от лигатуры контролируется государством и прописана в ГОСТ Р 51152-98 в виде таблицы, представленной ниже.
Проба | Состав, % | Примеси, не более, % | |||||
Серебро (Ag) | Медь (Cu) | Свинец (Pb) | Железо (Fe) | Сурьма (Sb) | Висмут (Bi) | Кислород (O) | |
800 | 80,0-80,5 | ост. | 0,005 | 0,13 | 0,002 | 0,002 | 0,01 |
830 | 83,0-83,5 | ||||||
875 | 87,5-88,0 | 0,004 | 0,10 | ||||
925 | 92,5-93,0 | ||||||
960 | 96,0-96,5 | 0,08 |
Виды серебра
Принято считать, что серебро должно быть белого цвета. На самом деле оттенков этого металла гораздо больше.
Родированное
При родировании изделие покрывается тонким слоем родия. Он представляет собой металл, по характеристикам схожий с платиной. В результате украшение получает защиту от потемнения, потертостей и царапин, а его естественный блеск многократно усиливается.
Среди минусов этого способа – потеря антибактериальных свойств драгметалла. К тому же оттенок становится слишком неестественным, что негативно расценивается большинством любителей серебряных украшений.
Черненое
Черненые украшения умышленно состаривают для придания нужного оттенка. В результате самое простое изделие выглядит как антиквариат. Чтобы добиться нужного эффекта, используют оксидирование – покрытие поверхности пленкой оксида серебра. Одно из преимуществ этого метода – сплав сохраняет свои пропорции и отвечает заявленной пробе.
Другие
Филигранное. Этим термином характеризуются серебряные изделия тонкого ажурного исполнения, образующие кружево. Для этого сплав вытягивают в тонкие проволочки, из которых в дальнейшем плетут нужный узор. В дальнейшем его помещают в оправу либо напаивают на основу.
Матовое. Стандартный сплав серебра при застывании образует микрошероховатости. При обработке изделия жидкой взвесью химически активных ингредиентов их удается убрать. В результате украшение приобретает необычный матовый оттенок.
Позолоченное. Изделие на основе чистого сплава (925 проба) наносится тончайший слой золота не ниже 585 пробы. Благодаря этому способу удается снизить стоимость и вес украшений по сравнению с аналогичными, выполненными из золотого сплава 585 пробы и выше.
Имитации серебра
Имитации используются на законных основаниях в отличие от подделок драгоценного металла. Наиболее популярной имитацией стали мельхиор и нейзильбер.
Мельхиор – сплав на основе никеля и меди с возможным добавлением марганца и железа. Широко использовался преимущественное для изготовления столовых приборов до того момента, как определили вредное влияние никеля на организм.
Нейзильбер – одна из разновидностей мельхиора, в состав которого добавляется цинк. В результате получается сплав с удовлетворительной себестоимостью.
Однако при использовании его в виде столовых приборов необходимо покрывать каждое изделие слоем натурального серебра. В противном случае еда приобретет металлический привкус.
Как по плотности определить пробу
Для определения пробы серебряного изделия по его плотности необходимо подготовить весы и емкость, наполненную до краев водой. Для начала украшение необходимо взвесить и записать полученный результат.
Затем его перекладывают в емкость с водой и определяют объем вытесненной жидкости. При делении массы изделия на объем воды получается плотность украшения. Необходимо лишь сравнить полученный результат с таблицей проб.
Как определить подделку
В ювелирных салонах России подделки серебряных украшений практически не встречаются. Однако на них можно легко наткнуться при покупках на ярмарке, рынке или распродажах.
Чтобы не стать жертвой обмана и владельцем вещи сомнительного качества, можно воспользоваться несколькими простыми правилами.
- При наличии небольшого куска белого мела необходимо провести им по поверхности изделия. Контакт с серебром вызовет почернение мела, в то время как подделка никак на него не повлияет.
- Для определения качества сплава можно провести по нему булавкой. Если серебро в его составе отсутствует, образовавшаяся полоса будет черного либо красного цвета.
Вышеописанные правила с высокой вероятностью определяют правильный результат, однако на практике малоприменимы, так как портят поверхность изделия. Именно поэтому при покупке более распространены другие методы.
- Зажать изделие в кулаке. Если в течение 1-2 минут оно нагрелось до температуры тела, перед вами настоящий драгметалл, если осталось холодным – подделка.
- Прижать к украшению магнит. Серебро на него никак не отреагирует в отличие от имитирующего его железа.
Заключение
Чтобы не ошибиться с выбором украшения, приобретайте их исключительно в надежных ювелирных салонах. В этом случае в ваших руках окажется качественный красивый металл, который будет радовать глаз долгое время. А чтобы больше узнать о серебре, золоте и украшениях на их основе, подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Источник: ollimpia.ru