Череп Во многих традициях имеет сложное значение, как средоточие интеллекта, духа, жизненной энергии и части тела, наиболее стойкой к разложению, — символика, лежащая в основе языческого
Символ череп и кости, его значение и использование
Череп и кости, узнаваемый мрачный символ. Простейшая ассоциация с ними, это пиратский флаг из фильмов. Но зачем смотреть поверхностно. У символа давняя и славная история.
Называется он «Адамова голова». Безглазый череп и белые кости в целом невероятно любимы в армии, не говоря про искусство. А в русской армии приобретает значение бессмертия.
В чем же причина такой тяги к символу из седой древности?
Начало истории символа
Вспомните картины и иконы, на которых изображен крест, на котором распят Иисус. Присмотритесь к его основанию. В черной земле горы Голгофы лежат белый череп и перекрещенные кости.
Это не случайные останки человека, ведь место то стало местом казни. Здесь похоронен Адам, первый человек. Кровь Христа попала на череп и символически смысла все грехи человечества, даровав возможность духовного спасения и освобождения от смерти.
ЧЕРЕП — ДРЕВНИЙ ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛ | сирия сегодня последние новости 2016 Константин Душенов война
И в таком виде вышивается на одеждах монахов.
Эмблема черепа существовала и в античном мире, наминая о бренности бытия. И эта мысль будет использоваться в искусстве, вспомнить хотя бы жанр макабр. Но для европейской культуры именно христианское понимание символа является первичным.
Использование символа в армии
Военные широко стали использовать эмблему «адамова голова» с XVIII века. И оцените широту географии, где хоть раз применялся символ. Его использовали: русские, немцы, французы, венгры, финны, австрийцы, болгары, британцы, чехи, итальянцы.
Чаще всего применяется для формы ударных частей. Чаще всего ей придавали значение бесстрашия и смертоносности.
Порой эмблема приобретала дополнительное значение. Итак, год 1885, идет Крымская война. Британская легкоконная бригада идет в безумную атаку на русскую пехоту под Балаклавой и полностью гибнет под нашим огнём.
В британских источниках история получает название «Атака в долине Смерти». После сражения появляется эмблема, череп и кости касающиеся ленты с надписью DEAD OR GLORY («Смерть или слава»). Что ж, попытка оправдать неудачу.
Во Франции «Адамова голова» использовалась «гусарами смерти» (houssards de la mort). Подразделение считалось элитой. Но идея «Черных гусар», как их еще называли из-за пристрастия к черной форме, родилась в Пруссии.
Череп и кости помещались на головной убор и были хорошо заметны издалека. Гусары молниносно обрели жутковатую репутацию. Ведь они не брали пленных, предпочитая убивать на месте, бесстрашно шли в бой, не щадя противника и себя.
Поэтому появление всадников с черепом и костями ничем хорошим не заканчивалось.
Но в северных просторах мрачный символ наткнулся на мрачную русскую и культуру и получил неожиданный смысл. В России «Адамова голова» становится символом бессмертия. Итак, на календаре 1812 год, Наполеон напал на Империю. В русской армии появляется конный «Бессмертный» полк, набранный из ополчения.
ТАТУИРОВКА ЧЕРЕП | ЗНАЧЕНИЕ ТАТУИРОВКИ С ЧЕРЕПОМ | ИСТОРИЯ ТАТУИРОВКИ
На свои головные уборы они крепят символ череп и кости. И в соотношении с названием символ теряет свою мрачность, приобретая более величественное значение.
В начале XX века «Адамова голова» получает высочайшее утверждение от императора Николая Второго в качестве знака кавалерийского Александрийского гусарского полка. 1-й эскадрон Её Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой».
Известная на всю страну история произошла с генералом Яковом Петровичем Баклановым. Герой Кавказкой войны находился в крепости Грозный, когда получил неожиданную посылку. В ней оказался малый флаг или как он тогда назывался шелковый значок.
Как пишут в исторических источниках: «На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Бакланов с ним не расставался до конца жизни».
После смерти генерала этот значок был изображен на его могиле.
Во время Первой мировой появляется техника, быстрая и смертоносная, авиация. Но у «Адамовой головы» уже новое применение. Он стал использоваться как значок, для особенно отличившихся русских летчиков.
На планку помещался череп, за каждый сбитый вражеский штурмовик серебряного цвета, за каждый десяток золотой. В музеях хранятся не только такие значки, но и эмблема черепа, наложенная на пропеллер.
Кстати, награду с черепом и костями на черно-красной получил Женский Батальон смерти Марии Бочкаревой, защищавший от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Во время Гражданской войны символ использовался на обоих сторонах фронта, но чаще всего белыми. На знамени Царскосельского батальона смерти» начертано «Лучше смерть, чем гибель Родины». «Адамова голова» использовалась как знак Корниловского ударного полка.
Во время второй мировой войны о черепе и костях вспомнили немецкие танкисты. Впрочем, точно так они поступали в 1918 году, рисуя эмблему на каждом танке, включая трофейные.
Символ «Адамова голова» в жизни повседневной
Такой мрачный и легендарный символ как череп и кости прочно вошел в культуру. Сейчас встретить его крайне легко, если заглянуть в ближайший магазин для байкеров и неформалов. На пряжках, футболках, обуви красуется череп и перекрещенные кости.
Попадает он порой и на показы высокой моды, когда привлекает внимание дизайнеров. Правда, в таком качестве он несколько теряет символизме.
В пабликах, особенно готической направленности, черепа встречаются особенно часто. Особенно в сочетании с розами и подписями в духе Memento mori . Впрочем, в таком духе с тематикой смерти люди искусства заигрывали и в Викторианское время, и в период Возрождения. Существовало целое ответвление натюрморта с черепом в центральной части полотна. И в окружении еды.
Правильно, продукты скоро испортятся, и как нельзя лучше об этом напомнит череп.
Череп козла с соответствующей символикой на нем, как символ Люцифера, использовали средневековые маги для чернокнижных ритуалов. Так что за черепом этого животного закрепилась прочная слава дьявольского инструмента. Магические черепа весьма почитаемы у шаманов севера.
В череп подселяют духов-покровителей и помощников, часто используют череп своего тотема (ворона, волка, лисы, рыси, куницы и др.).
Череп
Во многих традициях имеет сложное значение, как средоточие интеллекта, духа, жизненной энергии и части тела, наиболее стойкой к разложению, — символика, лежащая в основе языческого культа черепа в Европе.
Современный символ смерти, по-видимому, средневекового происхождения (не известный в этом значении в античности).
Череп со скрещенными костями изображался на пиратском флаге.
- преходящий характер жизни, тщета мирского, смерть, смертность, смерть для мира;
- память о смерти, memento mori;
- то, что переживает смерть — служит напоминанием о жизни и преображении;
- Луна, призраки, смерть Солнца, боги мертвых, время;
- жизненная сила, заключенная в голове;
- со скрещенными костями смерть, знак предупреждения о смертельной опасности;
- жизненная сила, заключенная в чреслах- берцовые кости символизируют.
Содержание
Атрибут Кроноса (Сатурна) как олицетворения Времени.
У майя, наряду со скелетом, — символ бога смерти и подземного мира.
Скелет и череп — знаки шестого дня ацтекского календаря.
Чаша из черепа, наполненная кровью — отречение от жизни; атрибут Кали (Дурги).
В тантризме череп, наполненный кровью, символизирует отречение от жизни.
Эмблема Ямы, бога мертвых, и Тары в её мрачном аспекте.
Широко распространено изображение черепа у подножия креста в сцене Распятия как указание на Голгофу («Место черепа», «лобное место»). Эта практика восходит к легенде о том, что распятие Иисуса произошло над могилой Адама. В этом усматривается намек на то, что через крест Господень все люди придут к жизни вечной.
«Так и написано: „первый человек Адам стал душею живущею“; а последний Адам есть дух животворящий» 1 Кор. 15:45
Начиная с эпохи Возрождения череп Адама начинают изображать с перекрещенными костями.
Череп и крест — вечная жизнь после смерти Христа на Голгофе.
Как символ преходящей природы земной жизни служит намеком на бесполезность и суетность (тщета) мирского. При этом вместе с черепом может быть изображена жаба или змея.
Святые и отшельники, пребывающие в молитве (особенно в конце XVI в.) изображаются созерцающими череп и/или держащими его в руке. Размышление о смерти или её мысленное представление рекомендовалось иезуитами как духовное упражнение.
- раскаивающиеся святые;
- отшельники;
- Мария Магдалина, Св.;
- Павел, Св.;
- Иероним, Св.;
- Франциск Ассизский, Св.;
- Ромуальд, Св..
Вместе с вороном и могилой череп символ «почернения» (нигредо) и умерщвления:
- первая стадия «Малой Работы»,
- принцип «земля к земле» (прах к праху. ).
Как напоминание о быстротечности земной жизни встречается на картинах «Vanitas».
В портретном изображении модели рука, лежащая на черепе, указывает на пиетет изображенного, лавровый венок на черепе говорит о том, что добродетель и слава умершего переживут его.
Череп с давних пор стал символом смерти и бренности бытия. Однако символизм черепа не исчерпывается только этими значениями . Во многих традициях, особенно на Востоке, череп рассматривался как вместилище духа, жизненной энергии и интеллекта. (Источник: Вовк О.В. Энциклопедия знаков и…
Череп с давних пор стал символом смерти и бренности бытия. Однако символизм черепа не исчерпывается только этими значениями . Во многих традициях, особенно на Востоке, череп рассматривался как вместилище духа, жизненной энергии и интеллекта. (Источник: Вовк О.В. «Энциклопедия знаков и символов » // М.: Вече, 2006).
Символ: Череп
Сегодня и в обозримом прошлом эта символика объединяет, пожалуй, самые непохожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо. и многие другие группы используют череп в своей символике.
В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами. У байкеров и военных череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности.
В древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, символ использовался воинами во время триумфальных победных шествий, и всегда сопровождался латинской фразой, ставшей в наше время крылатым выражением: «Memento mori» ,«Помни, что ты смертный».
Ну и конечно же, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности. Например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока.
Последние десять лет, череп стал привычным принтом или образом для дизайнеров одежды и украшений. Образ черепа не только обслуживает представителей субкультур , но и считается приемлемым для людей с традиционным типом мышления.
Символический смысл
Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ смерти и бессмертия, является поводом для различных трактовок и философствований на эти темы.
Череп это символ смерти и символ противостояния ей. Устойчивость костных тканей к разложению и тлению ещё в самых древних культурах символизировала жизненную силу.
При этом череп всегда рассматривался как вместилище души. Считается, что душа продолжает жить в пределах черепа после смерти человека. Если вы владеете черепом другого, то вас уже двое, поэтому череп может принести обладателю победу в экстремальных столкновениях.
Культ черепа
Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем души. Голову убитого врага не хоронили вместе с телом, а ставили на почетное место в жилище, объясняя это тем, что отныне она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого.
Череп поверженного красили в яркие цвета, чтобы он не чувствовал себя «обиженным». У кельтов Череп почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство.
Человеческая голова использовалась во многих предсказательных ритуалах. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. Убеждение в том, что череп обладает силой умершего человека отражено в многочисленных мифических историях.
В среде майя практиковался так называемый «культ черепов»: отделенная от тела голова очищалась, а в черепе сверлилось отверстие для ношения в качестве кулона. В воинских обрядах кельтов, скифов и гуннов культу человеческого черепа отводилось центральное место. Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но они служили в качестве украшения жилищ.
Число подвешенных черепов на поясе кельтского или гуннского воина было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя.
По мнению кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья.
Кельтские всадники шли в бой, прикрепив головы на копья и упряжь лошадей. Когда вождь кельтов убивал предводителя вражеского войска, он отрезал ему голову и преподносил ее храму. Смертельно раненному товарищу также отрубали голову, чтобы она не попала в руки врага.
В христианстве
В христианской иконографии при изображении святых и апостолов череп используется для обозначения отшельников. Изображение с черепом свидетельствует об их размышлениях о смерти.
Символическое значение черепа с костями в православии — это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости — адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.
По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. Его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество — даруя возможность спасения.
Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем.
Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.
В живописи
В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»).
Рядом с черепом часто изображали еду. «Спешите творить добро, — говорят нам авторы таких натюрмортов, — ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, не долгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь.
В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.
Пираты
Корабли и флот появились в первую очередь для военных целей, поэтому была разработана система цветов флагов. Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции, желтый — символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия.
Общеизвестное название пиратского флага — «Весёлый Роджер». Многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце.
Элемент военной формы
Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях в эпоху романтизма, в XVIII веке. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее.
В 1831 году Йозеф Зенькович сформировал легион десператов (отчаянных), состоявший из пехоты и кавалерии, который участвовал в боевых действиях против частей русских императорских войск в Польше и Литве. Позднее, в том же веке, символика «смерти-бессмертия» появляется и в британской армии.
В 1855 году, во время Крымской войны, после сражения под Балаклавой символика дополняется лентой с надписью Death «OR GLORY» — «(СМЕРТЬ Death) ИЛИ СЛАВА». Символика так же использовалась французскими эмигрантами-роялистами, борющимися против революционного режима. А в дальнейшем и в финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках .
Стоит упомянуть и об употреблении символики смерти частями красноармейцев и анархистскими отрядами Нестора Махно. В этом случае искажено подлинное значение черепа в воинской традиции. Череп используется для устрашения разрушения и смерти.
На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».
Германская армия — «Тотенкопф»
Впервые Череп как атрибут военной формы использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.
В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (tоtеnkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных рот и танковых батальонов. «Тотенкопф» была личной эмблемой летчика-аса германских люфтваффе Георга фон Хантельмана.
После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе добровольческих корпусов Веймарской Германии, сражавшихся против немецких большевиков, что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. Символика смерти появилась также на машинах и касках членов «черного рейхсвера».
Русская армия — «Адамова голова»
В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями.
В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами. Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в.
В мае 1917 года, проходивший съезд солдатских депутатов фронта принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей». «Батальоны смерти» были призванны своим примером воодушевить остальные войска и тем самым удержать фронт от распада.
Первоначально добровольческие формирования не имели единой формы. Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» — изображение черепа со скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии.
Символ череп имеет двоякое значение . С одной стороны, он означает невероятную жизненную силу, ведь после разложения бренного человеческого тела остаются нетленными именно кости, в частности череп . Исходя из многочисленных древних философских источников, именно череп является сосудом, временным пристанищем для бессмертной человеческой души, приходящей на землю ради выполнения каких-то определённых задач. Данный символ популярен среди некоторых групп людей, чаще связанных с экстремальной или воинской деятельностью, и используется ими как ритуальная символика .
- https://zen.yandex.ru/media/id/5f9a7e9fbdcd4a2ca3d9d0c5/simvol-cherep-i-kosti-ego-znachenie-i-ispolzovanie-5f9a7ead2676b1751302ea2d
- http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF
- https://www.roskosh-jewel.ru/blog/symbols/cherep/