Этот период развития культуры России Н. Бердяев назвал временем культурного ренессанса, имея в виду религиозные искания, расцвет поэзии и философии, творческий подъем в изобразительном искусстве.
Многообразие формисторико-культурного процесса было обусловлено сложностью и противоречивостьюсоциально-экономической, политической и духовной жизни России, позволяющей обозначить данную эпоху как переломную. Велики достижения русской религиозной философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В.
Розанова, П.А. Флоренского, которую отличало «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых голубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения» [1] .
В это время подобный перелом осуществляется и в научной сфере, где получают развитие новые области, в том числе воздухоплавание (работы Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского), разрабатываются новые теории (квантовая, относительности), появляются новые науки (биохимия, биогеохимия, радиогеология), основы которых заложены В.И. Вернадским. И.Н.
Символизм. Серебряный век русской поэзии. Видеоурок 9. Литература 11 класс
Павлов создает учение о высшей нервной деятельности. В это время окончательно сформировалось течение русского космизма, которое представляли различные по воззрениям философы, писатели, художники, ученые: К. Э Циолковский, Д.И. Менделеев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев.
С наибольшей научной доказательностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем В.И. Вернадским и изложены в его основной работе «Научная мысль как планетарное явление». Ученый считал, что эволюция человека закономерна, биосфера должна перейти в качественно новое состояние — ноосферу (от греч. nуos — разум).
Литература этого времени переживает небывалый взлет, где сочетаются реалистические и антиреалистические тенденции. К реалистическому направлению на рубеже веков принадлежали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн.
Однако новые художественные качества реализма связаны с распространением неоромантизма («Макар Чудра», «Челкаш» и другие произведения А.М. Горького). В атмосфере общественного и нравственного упадка, политической реакции и кризиса народничества в художественной культуре получает распространение декаденство и некоторые течения модернизма.
Декадентство (фр. decadence, от лат. decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца XIX — начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.
Первоначально характеризовало умонастроения французских поэтов второй половины XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, собравшихся вокруг журнала «Декадент», 1886–1889 гг.). Понятие декаданса — одно из центральных в критике культуры у Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти».
Сложное и противоречивое явление, декаданс имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед острыми антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследует сугубо утилитарные цели и должна быть отвергнута. Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом. Постоянными для декадентства являются мотивы небытия и смерти.
Литература 11 класс (Урок№8 — Символизм в русской литературе.)
Русская литература Серебряного века — явление сложное и неоднородное, распадающееся на отдельные направления акмеизма, футуризма и символизма. Символизм как направление сложился во Франции после подавления Парижской коммуны 1879 г. Был также распространен в Германии, Австрии, Бельгии, Польше, Швейцарии, Англии. В России появляется в начале 1890-х гг. Поначалу это направление казалось настолько неожиданным и необычным, что его объявили «чужеродным» в России и определили как некритическое перенесение западной моды.
Однако если в творчестве «старших» символистов действительно имеются аналогии с эсетиткой П. Верлена, С. Малларме, М. Метерлинка, О. Уайльда, то в творчестве «младших» символистов явственно выступили черты своеобразия русского символизма.
Философским основанием символизма являются идеалистические учения Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше и Маха, исходившие из тезиса о том, что сознание является первичным по отношению к бытию, видимая действительность мнима, иллюзорна, а действительная сущность скрыта. И символу отводится функция посредника между этими двумя мирами. Отсюда обилие недосказанностей, намеков, иносказаний. Эту идею иллюстрирует стихотворение Вл. Соловьева:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
По убеждению Вяч. Иванова, символ только тогда является истинным, когда он неисчерпаем и беспределен, когда он многолик, многосмыслен и темен в своем значении. Поэтому поэзия символистов была закрыта для понимания широкому кругу читателей и открыта лишь для «посвященных». Символизм проявил себя и в музыке — в частности, в творчестве А. Скрябина, наполняющего произведения темами-символами: «полета», «воли», «самоутверждения», «звезды», «высшей утонченности» и «высшей грандиозности».
Наиболее характерными идеями символизма стали:
· отрицательное отношение к западной цивилизации, к капитализму — «химере нашего века» (С. Соловьев). Враждебность капитализма по отношению к прекрасному и надежда на грядущую победу красоты прослеживается и в индивидуальной концепции Достоевского (пророчество князя Мышкина о красоте, грядущей в мир, ради искупления зла в романе «Идиот»);
· идеализация докапиталистических отношений и романтизация Средневековья с его образами, легендами, символами;
· индивидуализм, самолюбование, противопоставление себя толпе, однако лишенное того трагизма, которым был проникнут индивидуализм романтический. Отсюда такие поэтические метафоры, как «Люблю я себя, как бога» (З. Гиппиус), такие названия произведений, как «Самогимн» и «Я людям чужд» (И. Северянин), а также знаменитые строки поэта, где самолюбование перекрывается иронией:
В моей душе восходит солнце
Гоня невзгодную зиму.
В экстазе идолопоклонца
Молюсь таланту своему.
Я — гений, Игорь Северянин
Своим величьем упоен.
· требование «чистого», «свободного» искусства;
· неприятие объективной реальности, искажение ее, изображение в негативном качестве, как в стихотворении З. Гиппиус «Все кругом»:
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное.
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное.
Непереносное, ложное, ложное!
Принято различать старших (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) символистов. Если для первых были характерны культ красоты и стремление к свободе самовыражения, то для вторых основой становятся философские и теософские искания.
В 1910 г. символизм вступает в пору кризиса, и в атмосфере споров о его судьбах родится акмеизм (от греч. akme — время расцвета, цветения) (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузмин), отрицающий символистское стремление к идеальному, его нравственные и духовные искания и склонность к эстетизму и призывающий к возвращению к ясности и вещности поэзии.
Одновременно с акмеизмом сформировался футуризм (от лат. futurum — будущее), культивировавший урбанизм, эстетику большого города и машинной индустрии. Он распадался на несколько группировок: «Гилея» (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский — кубофутуристы или будетляне), Ассоциация эгофутуристов (И.
Северянин), «Мезонин поэзии» (Р. Ивлев, Б. Лавров), «Центрифуга» (Н. Ассев, Б. Пастернак). К этому же времени относится и творчество стоящих особняком М. Цветаевой и М.
Волошина.
Но несмотря на различные творческие устремления, общим для всех течений было резкое отрицание традиции и увлечение формотворчеством.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Символизм это в литературе определение серебряный
СИМВОЛИ́ЗМ
СИМВОЛИ́ЗМ
Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и других видах искусства. Для произведений символизма характерно формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы, а также приемы недосказанности и загадочности.
Слово «символизм» происходит от греческого symbolon, что переводится как «знак, символ». Этот термин впервые употребил французский поэт Жан Мореас в одноименном манифесте «Le Symbolisme», в котором сформулировал основные принципы нового направления и определил значение главных понятий символизма — образа и идеи: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними».
Формирование символизма исследователи связывают с «Братством прерафаэлитов», которое основали в 1848 году поэт Данте Габриэль Россетти и художник Джон Милле в Англии.
Наивысшей точки своего развития символизм достиг в конце XIX — начале XX века во Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Америке, России. Произведения авторов-символистов предлагали более глубокий и вдумчивый взгляд на привычные слова и предметы. Почти каждое слово в их текстах хранило множество образов, которые читатель должен был увидеть и разгадать самостоятельно.
Главными особенностями символизма являются идея о двух мирах (реальном и потустороннем) и воплощение в текстах тайных смыслов при помощи разнообразных символов.
В России это течение обрело особенную популярность в начале XX столетия. Родоначальником русского символизма считается Дмитрий Мережковский. Он одним из первых заговорил о художественности литературы и ее красоте как о главном принципе искусства. Его взгляды разделяли Валерий Брюсов, Александр Блок, и Вячеслав Иванов. Вокруг Мережковского в начале столетия, по словам Андрея Белого, «образовался целый экспорт новых течений, из которых все черпали», на его вечерах «воистину творили культуру».
В 1910-х годах символизм перестал существовать как единое направление, уступив место новым литературным течениям: акмеизму, футуризму и другим.
Источник: www.culture.ru
Символизм в литературе
Мода на символизм привела к появлению огромного самостоятельного движения в России. Узнаем, как наше течение отделилось от европейского и стало самостоятельным.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
Автор урока
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».
текст • 5 мин —>
Теперь поговорим о символизме в России. Начнем со старших символистов.
❗️ Главное отличие русского символизма от французского — в идеологическом масштабе. В России к поэтам присоединились философы, мистики, теоретики искусства, да и у самих поэтов были философские амбиции.
Во Франции слово «символизм» было способом объединить под одним термином новых поэтов, не вписывавшихся в традицию. В России символисты рассчитывали на осознанное, программное преобразование искусства.
Не меньше, чем чтение Верлена и Малларме, на них повлияло чтение новых, неклассических философов — в первую очередь Ницше. Огромное значение для них имела философия Владимира Соловьева (который первых символистов не принял категорически) и разнообразные мистические учения.
Что общего у этих идей?
➖ Вселенский масштаб.
➖ Желание сразу полностью переписать то, как мы понимаем человека, вселенную.
➖ Неприязнь к прагматичности цивилизации XIX века.
➖ Поиск основ для постхристианской культуры или обновления христианства.
Русский символизм не был ориентирован только на западную литературу и активно искал предшественников в русской традиции. Ближайшие его предтечи — русские поэты второй половины XIX века: Фет, Полонский, Фофанов, Случевский. В некоторых символистах (Федоре Сологубе, Андрее Белом) можно видеть наследников Гоголя и Достоевского.
Русские символисты разделились на «старший» и «младший» символизм — это скорее два лагеря, чем два поколения, и в 1900-е оба были актуальны. Они очень непохожи — это хорошо видно на схеме, которую предложил А. Ханзен-Леве в книге «Русский символизм» (стр. 13).
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
Схема, которую предложил А. Ханзен-Леве в книге «Русский символизм»
Читать Закрыть —>
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
текст • 5 мин —>
История русского символизма (и дальше всего Серебряного века) — это история издательских проектов. Давайте узнаем, какие журналы выходили в то время.
Все началось с выхода в 1894 году сборника под названием «Русские символисты». Никаких русских символистов как группы в это время еще не было: сборник придумал, составил, и написал под разными псевдонимами большую часть стихотворений один двадцатилетний Валерий Брюсов.
Первые реакции были резко негативными и язвительными, но риск оправдался. За два года вышло три таких альманаха, и к полувымышленному движению стали присоединяться реальные молодые авторы.
Основной площадкой для манифестов, программ, споров о новом искусстве и публикации новаторских произведений стали литературные журналы.
В Петербурге к 1895 году молодые декаденты «захватили» журнал «Северный вестник», и рупором символизма в литературе и других искусствах стал журнал «Мир искусства» (1898-1904).
Но настоящим прорывом символизм обязан меценатам — Сергею Полякову и Николаю Рябушинскому. Поляков создал издательство «Скорпион» в 1899 г. (просуществует до 1916), объединившее москвичей и петербуржцев. «Скорпион» издавал книги символистов и переводы близких им по духу западных авторов.
В 1904 г. «Скорпион» стал издавать ежемесячный журнал «Весы», которым руководил Брюсов. При поддержке Рябушинского выходил журнал «Золотое руно», который в 1907 году стал полем раздора между старшими и младшими символистами и переориентировался на новое поколение.
Коммерческого успеха модернистская литература никогда не имела, проект держался на личной увлеченности спонсоров. Но в итоге оказалось, что почти вся новаторская и оригинальная русская литература так или иначе прошла через декадентские журналы.
Читать Закрыть —>
Обложки журнала «Мир искусства» (1898–1904)
Обложки журнала «Весы» (1904–1909)
текст • 5 мин —>
Узнаем особенности поэзии старших символистов, какие темы она затрагивала и раскрывала.
У старшего поколения нет однозначного лидера-гения. Брюсов был лидером литературного процесса, но в истории литературы старшие символисты остались скорее как ряд равноправных авторов, из которых читатели выбирают близких себе.
❓ Что у них общего?
В предисловии к «Русским символистам» Брюсов писал:
«Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».
Это настроение, как правило, — уже знакомая нам меланхолия, тоска или смятение героя, который остро чувствует невозможность самореализации.
У Брюсова, правда, бывает заметно, что влияние действительно меланхоличных Малларме или Метерлинка вступает в противоречие с его собственным яростным темпераментом. Все воспоминания о Брюсове-человеке — властном, контролирующем, упорном «труженике» — подсказывают, что декадентские интонации у него будут звучать иначе, чем у коллег.
И как переводчик Брюсов склонен спрямлять оригинал, объяснять, делать более однозначным. Вот стихотворение о муках нереализованности, по теме близкое к Малларме:
Мучительный дар
И ношусь, крылатый вздох,
Меж землей и небесами.
Е.Баратынский
Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
И вот я блуждаю в безумной тревоге,
И вот я томлюсь от больных ожиданий.
Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий.
Но тщетно с мольбой простираю я руки,
Невидимо стены стоят между нами.
Земля мне чужда, небеса недоступны,
Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои упованья пред небом преступны,
Мои вдохновенья пред небом ничтожны!
Блуждающий и томящийся герой у Брюсова все же не избегает уверенно повторять «я», «мои», «мне». Он, конечно, ближе к романтическому герою, хотя и попавшему в символистский сюжет.
Только в начале второй строфы в текст врываются типично символистские странности: нездешний мир, мифические чудовища — и многоточие, которое смягчает чеканный ритм всего текста.
Читатели сразу заметили «эгоцентричность» старших символистов. Одиночество, изоляция, фиксация на потоке собственных ощущений создают впечатление замкнутого внутреннего пространства.
❤️ Но в символистском тексте всегда будет понятно, что речь не о трагедии отдельной необыкновенной личности, а об универсальном человеческом состоянии: не «необыкновенный я одинок среди обычных людей», а скорее «я, как и каждый человек, обречен на одиночество и потерянность».
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
Валерий Брюсов (1873 — 1924)
Источник: levelvan.ru