В народном искусстве орнаменты являются не просто украшением. Все знаки имели определённое значение, и в этом смысле были идеограммами, своеобразным рисунчатым письмом, но письмо это было не простое, а священное и предназначалось оно в первую очередь не людям, а тем высшим силам, от которых люди зависели, и потому значение орнамента было в первую очередь магическое. Орнамент – это заклинание, но не словесное, которое действует лишь временно, а нарисованное, и потому действуещее постоянно.
Следствием магической функции орнамента явилось то, что знаки, признанные священными, приобрели небывалую устойчивость, демонстрируя глубину народной памяти, обращенную в тысячелетия, как это будет показано далее. Расшифровка рисунков, значение которых давно забылось, невозможно без широкого сравнительного исторического и этнографического анализа.
Первое, с чего мы начнём, это с рассмотрения семантики цвета. Устойчивые ассоциации, вызываемые тем или иным цветом, дошли практически до нашего времени и косвенно объясняются физиологией человеческого мозга.
Главная тайна Славянских узоров .Об этом вы точно не знали
Например, известно, что красный цвет действует возбуждающе, высвобождая скрытую агрессию, зелёный, наоборот, успокаивает. Однако, тот факт, что у разных народов цветовая символика различна, а иногда и прямо противоположна, наводит на мысль, что в придании цвету того или иного значения большую роль играли мифологические причины, чем психофизиологические.
Например, у европейцев традиционный цвет траура – чёрный, у японцев – белый. Жёлтый цвет связан у европейцев с представлением о нечистотах, для буддистов – это цвет святости. Словосочетание «желтая вера» вызывает у нас недоумение. Из всего многообразия окрашенных явлений человек отбирал лишь некоторые. Причём, сейчас трудно сказать, какие причины повлияли на тот или иной выбор.
Я буду говорить лишь о символике цвета у славян, которая сформировалась во времена индо-европейской общности.
Белый – цвет дня, связывался с идеей разлитого во вселенной животворящего свечения. Солнце воспринималось не объектом, а субъектом света, а свет мыслился отдельно от Солнца («вещь бо есть солнце свету»). С идеей света связывалась идея «дня», «жизни».
В ведической концепции белый цвет соответствовал святым, избавленным от перевоплощений – страданий и обретшим блаженный переход в высшие сферы. Белая варна соответствовала касте жрецов. Белое сияние испускал лик Шивы, который считался живым воплощением Ишвары, Верховного Бога, трансцедентной, надмировой сущностью (Ю. Шилов, «Прародина ариев»стр 92).
Белый свет – весь видимый мир, вся Вселенная, и соответственно, Бог – создатель этой Вселенной. В «Слове о твари и днии рекомом недели», относящемся к XII-XIII векам, осуждался культ Света: «…невернии, написавше свет болваном кланяются ему», одновременно эти язычники «творца хулять», т.е. Свет противопоставляется христианскому Богу – творцу (Б Рыбаков. «Язычество древних славян», стр. 438).
ЯВЬ НАВЬ ПРАВЬ | Миры в Славянской мифологии
Итак, «белый» – это служитель Бога, приближенный к Богам, сопричастный Богу, излучающий отраженный свет божественной мудрости, святой. «Кто светел – тот и свят» – поётся в песне Бориса Гребенщикова, доносящей понятия трёхтысячелетней давности до нашего времени. Естественный белый цвет одежды воспринимался как символ магического оберега, защищающего жизнь человека от потусторонней нечисти.
Синий и чёрный цвета в мифологическом мировосприятии часто смешивались, замещали один – другой, как например в хэттском заклятии «Смотри! Я беру от заклятого слова (возникшую) черноту и голубизну. По причине заклятого слова, он стал чёрным, стал голубым». В.Г. Ардзинба считает, что у хэттов чёрный и голубой цвета связывались с потусторонним миром (Ю.
Шилов «Прародина ариев», стр. 102).
Однако, у славян, несмотря на некоторую взаимозаменяемость этих цветов, идущую, видимо от древнейших времён, семантика синего и чёрного всё-таки различалась. Чёрный цвет, из противопоставления белому, остался в значении преисподней, олицетворяя мир «мёртвой жизни», часто враждебный миру жизни живой. Интересно, что в арийской традиции чёрный цвет сочетался с красным.
Красный связывался с горящим огнём, струящейся кровью, чёрный – прогоревший огонь, свернувшаяся кровь. Огонь связывался с преодолением потустороннего мира, а чёрный его воплощал. Сочетание чёрного пути и алого сопутствовало самому Агни, связующему постусторонний земной и небесный миры (Ю. Шилов «Прародина ариев», стр. 93-94).
Сочетание чёрного и красного берёт начало в верхнем палеолите, в пещерной живописи солютре (15 тысяч лет до н.э.). В пещере Ласко чёрные быки соседствуют с красной лошадью, а в Эль-Кастильо (Сантадер) женские знаки выполнены в красном цвете, а мужской знак – в чёрном (В.Н. Топоров. К происхождению некоторых поэтических символов, стр. 89. В кн.
Ранние формы искусства).
Синий цвет так же отображал землю, но землю – «подательницу благ», это – «Мать-сыра земля», что являлось не просто метафорой увлажнённой пашни, готовой к посеву. Идеограммой земли служит волнистая линия, т.е. налицо сочетание понятий земли и воды. В орнаменте корни растений часто перетекают в рыб, т.е. существовала идея неразрывной земли-воды, символом которой и служил синий цвет. Это может показаться странным, но с другой стороны за века существования охотничьей культуры основной подательницей блага – еды, выступали реки с их изобилием рыбы, и вплоть до XIX века незаменимый животный белок русский крестьянин получал, потребляя рыбу.
Зародившись ещё в палеолите (10 тысяч лет до н.э.) идея реки-кормилицы, трансформировалась в земледельческой культуре в идею земли-кормилицы. При этом двойственность восприятия осталась, в том числе в символике цвета. В индуистской мифологии тёмное сияние испускал лик Вишну, чьей аватарой был вепрь – животное, неразрывно связанное с землёй.
Красный цвет – цвет горящего пламени, крови, восхода и заката, связывался с идеей жизни, жертвы, символизируя не столько сами явления, сколько состояние перехода из одного мира в другой (Ю. Шилов «Прародина ариев», стр. 92). В этом смысле красный цвет выражал активное начало, идею вечного движения, круговорота вселенной от рождения к смерти и, опять, к воскрешению.
Индивидуальная человеческая жизнь уподоблялась пламени. Смерть – угасание последней искры жизни, превращение в пепел и золу.
Но, так же, как возгорается вновь пламя при ударе кремнем о кресало, воскреснет и человек. В древнеиндийской «Теологии Вишну» описана связь переселения душ с «варнами» – цветами. «Покрасневшей» душе надлежало вновь воплотиться в человека, и это правило было навечно закреплено за варной воинов-кшатриев (Ю. Шилов «Прародина ариев», стр. 92).
Красный цвет приписывался индоевропейскому по своему происхождению «Дьяусу», «Небу», его индоиранскому сыну Индре, красное свечение испускал лик Брахмы. В Древнем Риме существовал обряд окрашивания лица Юпитера в красный цвет. Род – главное божество славян, был связан с красным цветом, «рдяный», «родрый», одновременно этот Бог вдувает жизнь в людей (Б. Рыбаков.
Язычество древних славян», стр. 442). Таким образом, налицо связь между красным цветом и человеческой жизнью.
Сочетание всех трёх цветов, обычных для индоевропейского фольклора, может обозначать мир во всей его целостности: белый цвет – явь, чёрный цвет – навь, красный – жизнь, как переход из нави в явь.
Источник: proza.ru
Символика цвета в русской традиционной культуре
Цвет всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обережной традиции. Триединство восприятия устройства мира у славян: небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагрузку. По наличию и использованию того или иного цвета можно было многое сказать о человеке и положении в обществе.
КРАСНЫЙ – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.
Красно солнышко – дающее жизнь;
Весна-красна – начало жизни;
Лето красное – торжество жизни;
Красна девица – здоровая, полная сил девушка.
В обережной культуре цвет используется как защита жизни. Рябиновые (красные) бусы и красная лента в волосах девушки, красные сапоги и красные сарафаны были призваны защитить здоровье и дать больше жизни. Это праздничная одежда (праздник – прославление жизни (РА).
В фольклоре – это символ женского начала (аленький цветочек – символ девочки, маков цвет – девушка, красна ягода – женщина).
БЕЛЫЙ – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование в описаниях белого цвета указывает на чистоту помыслов и всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).
Обычно белый используется в описании девушки или юноши с чистым и добрым сердцем (Белая береза – добрая стройная девушка).
В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу. Скатерть на столе белая, чтобы гости не смогли оставить в доме злого умысла, нательное белье только белого цвета, чтобы сохранить тело здоровым и чистым. Белое постельное белье не дает смерти (а сон напрямую ассоциировался со смертью) забрать ни взрослого (дополнительно к белью плели кружевные передки на кровать) ни ребенка, которого пеленали в белые пеленки и устилали колыбель белым кружевом. Белый фартук носили женщины для того, чтобы защитить женские органы от чужих глаз.
СИНИЙ цвет – символизирует небо, мужское начало. Вода – символ отражения небесного в земном. Мужское начало как ничто другое славит жизнь и оберегает женщину. Голубые цветы – символ мальчика или неженатого юноши. Синий – сила и мощь мужчины.
Колокольчик – символ приглашения на свидание;
Незабудка – символ расставания с милым другом.
Лен – мужское начало;
Платок еще один символ покровительства мужчины для женщины. Как небо (мужское начало) покрывает землю (женское начало), так и платок (мужчина) оберегает женщину. Именно поэтому для девушки получить в подарок платок – символизировало готовность мужчины к ее защите, а муж подтверждал свое мужское начало, даря жене платок. Обязательным условием было – повязать платок на голову женщине, и если она позволяла это сделать – это символизировало принятие данного мужчины в сердце.
ЧЕРНЫЙ – имеет два совершенно несхожих значения. В фольклорной и речевой традиции это символ зла, грязи, лжи, смерти.
Черный глаз – человек желающий зла;
Черный ворон – символ смерти;
Дума черная – плохие мысли.
В символике же узора и декоративно-прикладном творчестве черный символизирует землю. Символ плодородия и материнства, что является основой женского предназначения. Черный зигзаг в узоре – символ невспаханного поля (мужского начала или неоплодотворенного женского начала). Черная волна в узоре – вспаханное и готовое к прорастанию зерна (женского начала).
- Бог ЧУР — Бог Обережности
- Сказка о Луне земной сестре
- Народные приметы, связанные с деревьями
- Венчание – украшение головы венком из цветов на Руси
- Ответ россиян на стих «никогда мы не будем братьями»
Источник: www.perunica.ru
Серебряный — цвет у Славян
Михаил Филин 12 апреля 2018
Серебряный — цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами.
Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом.
Серебрили бороду Перуну, то есть — старили.
Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали посуду из серебра.
Именно серебро — металл богини Лели.
Он символизирует любовь, которая, по определению, истинная и, соответственно, мудрая.
По преданиям, серебряного оружия боялись существа, относящиеся к Дасуням по своей сути.
На одежде серебряную тесьму часто носили волхвы, проводящие праздники.
0 комментариев
Спасибо! Будем держать вас в курсе.
Издательство Родович занимается возрождением и распространением знаний о Древнерусской Культуре – Наследия наших Предков. С 2003 года мы издаем книги на тему Древнерусской культуры. К изданию допускается только самая правдивая информация. В нашем интернет-магазине вы сможете приобрести интересные и познавательные книги на тему истории Руси, её традиций и культуры.
А еще вы сможете подобрать себе обереги для дома, красивые футболки с обережными мандалами, календари, как современные, так и древней традиции, старинные настольные игры, готовые наборы для творчества, с помощью которых вы сможете создать свою индивидуальную народную куклу, которая будет единственной и неповторимой и будет оберегать вас и ваших близких. Также у нас представлены картины и художественные альбомы русских художников-славянистов, воссоздающих образы Древней Руси, такие как Всеволод Иванов, Борис Ольшанский, Виктор Корольков, Андрей Клименко, Игорь Ожиганов , а также Александр Трубников.
Источник: rodovich.org