Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
Кольцо как замкнутая окружность символизирует целостность и единство. Оно не имеет ни начала, ни конца, поэтому часто ассоциируется с вечностью и бесконечностью. Его центральное отверстие — это место прохождения небесной силы, божественного дыхания. Кольцо символизирует связь, союз или обет. Вот почему обручальное кольцо используется для обозначения вечного союза двух сердец, как знак супружеской верности, семейного равновесия.
Бесконечность, обернувшаяся вокруг пальца, издавна являлась символом власти. Это знак принадлежности к определенному кругу, особого положения. Владельца кольца можно рассматривать как обладателя собственной вселенной, которую он носит с собой. Потому оно служило непременным атрибутом чародеев, жрецов и королей. Известно, что у царя Соломона был магический перстень, с помощью которого он мог повелевать ангелами, демонами, всеми стихиями и духами природы.
Что означают символы в ваших украшениях?
В Древнем Египте кольцо как знак вечности имеет сходство с уложенным в виде окружности шнуром, концы которого завязаны узлом. Часто этот символ присутствует в изображениях богов; так, например, парящий сокол из храма Гора в Эдфу держит в своих когтях этот символ вечности. Предотвращающая беду сила кольца служила защитой фараону. Имена правителей при написании заключались в царское кольцо, так называемый картуш. Простые люди использовали узелковые амулеты в виде кольца, которые должны были защищать от болезней и других несчастий.
В Китае окружность считается основой мироздания. Кольцо является символом вечности, а также достоинства и власти. Целое кольцо означает благосклонность императора, разомкнутое — его гнев по отношению к подчиненным. В древнем Китае существовал обычай присылать одно из таких колец находящимся в ссылке за какой-либо проступок.
Если это было целое кольцо, то император был намерен восстановить этого человека на государственном посту, сохраняя его репутацию и не понижая звания. Если же оно было разомкнутым, то это означало, что человек больше не допускался к государственным делам.
В индуизме бог Шива в круге языков пламени совершает свой космический танец, олицетворяя жизненный цикл как отдельно взятого существа, семейства, планеты, так и всей вселенной. Это круговой танец природы в вечном процессе созидания и разрушения. Вместе с тем, свет, излучаемый кольцом пламени, символизирует вечную, глубинную мудрость.
У древних греков и римлян железные кольца обозначали авторитет и уважение: их позволялось носить только очень достойным гражданам. А вот для жрецов Юпитера обязательным элементом одеяния были золотые кольца. По-видимому, отсюда и берут начало епископские кольца, обозначающие причастность к божественному служению.
В греческом мифе о Прометее Геракл с разрешения Зевса освобождает от цепей прикованного титана, но на руке Прометея остается железное кольцо с осколком скалы Кавказа. С тех пор Прометей вынужден был носить это кольцо в знак повиновения громовержцу.
Самые влиятельные символы в истории человечества | Часть 1
В христианстве Иерархи носят кольцо, которое символизирует не только брак с Христом, но и духовные обязанности.
Папское кольцо известно под названием «кольцо рыбака», так как на нем изображен св. Петр, занятый ловлей рыбы. Кольцо надевают Папе в момент его избрания, и поскольку оно именное, после ухода Папы кольцо уничтожают. Кардинал в момент избрания получает от Папы кольцо с сапфиром, на внутренней стороне которого гравируется герб этого Папы.
Епископ также носит кольцо с драгоценным камнем, отличным от сапфира. Аббаты и аббатисы тоже могут носить очень простое кольцо с драгоценным камнем. Простое кольцо, представляющее собой обычный металлический обруч или обруч с крестом, может носить и монахиня, что символизирует ее брак с Христом. Кроме того, кольцо используется в богослужениях и называется литургическим. Такое кольцо обычно украшено большим камнем и имеет такой размер, чтобы его возможно было надеть на палец в перчатке.
Два связанных между собой кольца или два кольца, расположенных одно над другим, являются в христианстве символическим изображением неба и земли. Три связанных вместе кольца означают Святую Троицу.
В алхимии (и у гностиков) существует такой известный символ, как змей, кусающий собственный хвост. Он носит название Уроборос . Значение его связано с идеей времени — ход времени сопровождается разрушением, поскольку прошлое как будто безвозвратно теряется, то есть время пожирает само себя.
Как и в индуизме, змей ассоциируется с циклами в жизни человека, в природе и во всей вселенной. В алхимических манускриптах встречается также эмблема, на которой изображен ребенок, рука которого покоится на черепе. Ребенка обвивает змея, свернувшаяся в кольцо и кусающая свой хвост. Уроборос заключает в круг два символа крайних полярностей сотворенного мира — ребенка — и символ смерти — череп. Взятая как единое целое, эта эмблема может быть истолкована так: «В моем начале заложен мой конец».
В скандинавской мифологии с кольцами связаны гномы и карлики, которые их ревностно охраняют. Кольца могут не только нести помощь, но и таить в себе скрытую опасную силу. Так, в «Кольце нибелунгов» речь идет о кольце, которое дарует обладателю власть над миром, несметные богатства, но приносит несчастье и смерть ему самому и его близким.
Волшебные кольца, а также кольца-талисманы часто являются атрибутами сказок и легенд. Герою сказки дается волшебное кольцо, которое при надевании на палец делает человека невидимым (подобно кольцу Гига у Платона), исполняет его желания.
Кольца
Ты спишь в земле, любимый мой отец,
Ты спишь, моя родная, непробудно.
и как без вас мне часто в жизни трудно,
Хоть много знаю близких мне сердец.
Я в мире вами. Через вас певец.
Мне ваша правда светит изумрудно.
Однажды духом слившись обоюдно,
Вы уронили звонкий дождь колец.
Они горят. В них золото — оправа.
Они поют. И из страны в страну
Иду, вещая солнце и весну.
Но для чего без вас мне эта слава?
Я у реки. Когда же переправа?
И я с любовью кольца вам верну.
Баллада (отрывок)
Пять коней подарил мне мой друг Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,
Чтобы мог я спускаться в глубины пещер
И увидеть небес молодое лицо.
Много звездных ночей, много солнечных дней
Я скитался, не зная скитаньям конца.
Я смеялся порывам могучих коней
И игре моего золотого кольца.
Кони фыркали, били копытом, маня
Понестись на широком пространстве земном.
И я верил, что солнце зажглось для меня,
Просияв, как рубин на кольце золотом.
«Окружность мира — перстень драгоценный»: кольцо – символ в искусстве
Порой достаточно одного взгляда, чтоб оценить, кто перед тобой. В истории культуры на этот счет существовали тысячелетние традиции, правила, предписания, ограничения. И в живописи ювелирные украшения были далеко не главными, но, весьма красноречивыми деталями для раскрытия образа. Что ж, попробуем разобраться в символах колец, колечек и перстней.
Лукас Кранах Старший
Портрет Анны Куспиниан
1502, 45×59 см.
Неброские, скромные перстни обитателей Древнего мира несли важную информацию о своих владельцах и свидетельствовали исключительно об их статусе, принадлежности к определенному кругу, особом положении и ценились, прежде всего, именно за это.
В Древнем Риме правом носить определенные драгоценности обладали только сенаторам, позднее также всадникам, а позднее, с императорского времени — всем свободнорожденным. Передача перстня еще тысячу лет символизировала легитимность власти, победу над соперником. Именно перстень и отрубленную голову Помпея вручили Юлию Цезарю в знак триумфа. А пресловутое кольцо Папы Римского — «кольцо рыбака», которое уничтожалось после смерти владельца, — стало символом неограниченной власти.
Филиппо Беллини
Портрет Папы Сикста v
XVI, 110 см.
О вере, дружбе и любви кольца заговорили намного позже уже в позднем Средневековье. Монархи по-прежнему старались ограничивать своих вассалов в роскоши и использование золота, как и драгоценных камней, по-прежнему, регламентировалось эдиктами и законами.
Однако со временем у колец появилось немало дополнительных значений. Например,в XVI—XVII веках в ювелирное искусство проникла тема «memento mori» («помни о смерти»).
Декорированные, как правило, черной эмалью кольца с изображениями черепа, скелета, цитатами из Священного писания или горестными изречениями: «Мой час пришел», «Молитесь за меня, ушедшего от вас» и т. п. Эти предметы дарились в память об ушедшем родственнике или друге, как напоминание о бренности бытия. В связи с этим стоит пристальнее вглядеться в портрет Генри Ризли кисти Джона де Критса. Художник неспроста оставил одну кисть без перчатки, чтобы зритель мог рассмотреть перстень с черным камнем на левом мизинце. Это не просто украшение: за ним стоит драматическая история его владельца.
Как известно, Ризли участвовал в мятеже под предводительством графа Эссекса и вместе с ним был приговорен. Но учитывая юный возраст (27 лет), казнь заменили пожизненным заключением (об этом говорит висящее на стене изображение Тауэра), и даты его пребывания в Тауэре: 1601−1602−1603 за левым плечом. Факты указывают на то, что на пальце Генри Ризли надето траурное кольцо в память о графе Эссексе.
Про обручальные, венчальные и помолвочные кольца написано немало. Обычай обмениваться кольцами в знак укрепления брачного союза уходит корнями в жаркие пески Древнего Египта. У каждого народа сложились свои традиции на этот счет, зная которые, можно раскрыть тайны прошлого. Так произошло с картиной Рембрандта,получившей название «Еврейская невеста».
Полотно долго не давало покоя искусствоведам. Споры о том, кто изображен на парном портрете, длились не одно столетие. Именно кольцо на указательном пальце, которое старательно предъявляет миру девушка, через полтора столетия и дало основание исследователям утверждать, что на полотне изображена невеста. Еврейская невеста Рембрандта
Великая французская революция 1789 года и последовавшие за ней события внесли коррективы в модные тенденции. Революционные законы требовали от мужчин и женщин отказа от внешнего украшательства. Поэтому на некоторое время количество украшений сократилось до минимума.
В первые годы безопасно было носить лишь украшения,прославляющие ее героев, а то и вовсе окантованные камни разгромленной Бастилии. Эпоха Директории избавила от страха обладания роскошью и ознаменовала расцвет стиля ампир. Как дань античности, на передний план выступило ренессансное представление о красоте тела. Подруги наполеоновских соратников уже не стеснялись носить драгоценности, полностью обнажая руки, дамы начали активно их украшать: браслеты носили и чуть ниже плеча, и на запястье, кольца унизывали все пальцы. Женщина превратилась в «витрину» благосостояния мужчины и его положения в обществе.
Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет Мари Маркоз (г-жи де Сеннон)
1814
![]() |
![]() |
Однако, стоит отметить, что в большинстве случаев, персонажи — святые, античные боги и богини, да и портретируемые, — изображенные на картинах различных эпох,не злоупотребляли кольцами. Но, зато щедро украшали себя жемчугами. Об этом подробнее в нашем материале «Жемчужина — как символ благочестия и суеты»
Йос ван Клеве
Портрет Элеоноры королева Франции
Сандро Боттичелли
Венера и Марс
1483, 17×69 см.
Чаще всего у людей на портретах кольца надеты на мизинец, либо на мизинец и указательный палец. На безымянном и большом пальце кольца встречаются почти поровну, но, крайне редко — на среднем.
![]() |
![]() |
Жесткого свода правил (на каком пальце, и на какой руке носить кольцо), никогда не существовало, хотя в Древнем Риме был определенный порядок ношения колец,поскольку в те времена каждый палец имел свое «значение». Что ж, попробуем разобраться в символике колец и пересчитаем их по пальцам.
Кольцо лучника или Марсов корень
Украшение на большом пальце в большинстве случаев воспринимается как символ богатства и влияния. Большой палец также часто связывают с воинственным Марсом и мужской силой (ведь в далекие времена мужчины надевали кольцо для стрельбы из лука). Поэтому в старину наличие кольца на большом пальце ассоциировалось с мужеством и способностью владеть оружием.
Лукас Кранах Младший
Портрет курфюрста Иоахима Бранденбургского
1555
Во времена Георга I в Англии на большой палец перемещали обручальное кольцо.
Бартоломеус ван дер Гельст
Абрахам дель Курт и Мария де Каарсгитер
Перст указующий
Еще со времен, когда люди исключительно из высших сословий носили гербовые печатки,солидная печать на указательном пальце мужчины считалась олицетворением власти и привилегированности, свидетельствовала о лидерстве и амбициях. Поэтому в некоторых регионах Европы украшать «перст указующий» было запрещено для лиц ниже определенного статуса.
Ганс Гольбейн Младший
Портрет Генриха VIII
75×88 см.
Крупные кольца и перстни красовались на указательных пальцах множества известных правителей и полководцев, таких как Цезарь, Наполеон Бонапарт, кардинал Ришелье,Иван Грозный. При этом, считается, что кольцо на указательном пальце левой руки свидетельствует о мании величия, а на правой — о рассудительности его владельца. О чем свидетельствовал перстень на пальчиках герцогини Каэтаны Альба узнайте в материале «Истинные герцогини Альба уходят, оставляя сокровища: картины Гойи и не только».
Если присмотреться к историческим портретам, на которых изображен Король Генрих VII,то можно увидеть крупные перстни на указательных пальцах обоих его рук. Истории известно, что король прославился как великий монарх своего времени, реформатор,но еще и как человек неуравновешенный.
Перстни, как правило, овальной формы, символизировали принадлежность к какому-то братству, членству в организации и т. д. На этом же пальце носили «клейноды», которые полагалось награжденным высоким орденом.
![]() |
![]() |
Кстати, еще в первой половине 19 века обручальные кольца — гладкие, без камней(строго говоря — это венчальное кольцо, а обручальное, обычно, с небольшим камешком,жених дарил невесте во время помолвки), — носили на указательном пальце. На картине Василия Пукирева «Неравный брак» можно увидеть, как девушка протягивает именно указательный палец правой руки священнику.
Василий Владимирович Пукирев
Неравный брак
1862, 173 см.
Вглядываясь в портреты, можно обратить внимание, на то, что на средний палец кольца«одевали» на удивление редко, отчасти, по-видимому, потому, что он находится рядом с указательным, и два кольца рядом — помеха для различных мелких действий. Так что и символики особой в таком расположении нет, разве что благодаря центральному расположению кольцо на среднем пальце воплощает равновесие.
Жорж де Фёр
Раздумья
Дела сердечные
Считается, что кровь по венам от безымянного пальца левой руки идет прямо к сердцу,и именно по этой причине на нем носят обручальное кольцо в большинстве стран.
В средневековой Европе обручальные кольца вообще носили на разных пальцах. В то же время, украшение на этом пальце может означать, что его владелец только собирается вступить в брак (помолвочное кольцо). Таким же образом могли носить кольцо обещания(романтического обещания), несмотря на то, что за таким расположением кольца закреплен статус официального предложения.
Де Ла Крус Пантоха
Изабелла
Для натур тонких
Ношение колец на мизинце, как правило, связывают с интеллектом и творчеством. Перстенек на этот палец выбирает тот, кто хочет «заявить» о себе, поскольку мизинец с кольцом непроизвольно привлекает внимание. К тому же он меньше других ассоциируется с какими-либо культурными и религиозными традициями и поэтому говорит исключительно о недюжинной индивидуальности.
Рогир ван дер Вейден
Мужчина держит книгу
Мизинец правой руки: в XIX и начале XX века в ряде стран два кольца на мизинце показывали, что человек был женат (кольцо развода). Нижнее кольцо было обручальным,поверх надевался перстень. В Великобритании и других западных странах мужчины на левом мизинце носили кольцо-печатку, и во многих семьях они передавались из поколения в поколение. О тайне кольца Элеоноры Толедской больше узнайте из нашего материала «В Праге реставрируют картину Бронзино с таинственным кольцом на пальце Элеоноры Толедской».
С выходом на художественную сцену изысканно пряного модерна, многочисленные украшения свидетельствовали, как правило, о творческих исканиях их владельцев.
Валентин Александрович Серов
Портрет Иды Рубинштейн
1910, 233×147 см.
Сегодня в большинстве случав сакральное значение украшений кануло в область преданий, и кольца на пальцах соответствуют, в лучшем случае, ситуации: вечеринка, офис, прогулка… Наши современники остались верны исключительно традиции обмениваться обручальными кольцами. Надолго ли?
Источник«Окружность мира — перстень драгоценный»: кольцо – символ в искусстве
Порой достаточно одного взгляда , чтоб оценить , кто перед тобой. В истории культуры на этот счет существовали тысячелетние традиции , правила , предписания , ограничения. И в живописи ювелирные украшения были далеко не главными , но , весьма красноречивыми деталями для раскрытия образа. Что ж , попробуем разобраться в символах колец , колечек и перстней.
Неброские , скромные перстни обитателей Древнего мира несли важную информацию о своих владельцах и свидетельствовали исключительно об их статусе , принадлежности к определенному кругу , особом положении и ценились , прежде всего , именно за это.
В Древнем Риме правом носить определенные драгоценности обладали только сенаторам , позднее также всадникам , а позднее , с императорского времени — всем свободнорожденным. Передача перстня еще тысячу лет символизировала легитимность власти , победу над соперником. Именно перстень и отрубленную голову Помпея вручили Юлию Цезарю в знак триумфа. А пресловутое кольцо Папы Римского — «кольцо рыбака», которое уничтожалось после смерти владельца, — стало символом неограниченной власти.
О вере , дружбе и любви кольца заговорили намного позже уже в позднем Средневековье. Монархи по-прежнему старались ограничивать своих вассалов в роскоши и использование золота , как и драгоценных камней , по-прежнему , регламентировалось эдиктами и законами.
Однако со временем у колец появилось немало дополнительных значений. Например , веках в ювелирное искусство проникла тема « memento mori» ( «помни о смерти»).
Декорированные , как правило , черной эмалью кольца с изображениями черепа , скелета , цитатами из Священного писания или горестными изречениями: «Мой час пришел», «Молитесь за меня , ушедшего от вас» Эти предметы дарились в память об ушедшем родственнике или друге , как напоминание о бренности бытия. В связи с этим стоит пристальнее вглядеться в портрет Генри Ризли кисти Джона де Критса. Художник неспроста оставил одну кисть без перчатки , чтобы зритель мог рассмотреть перстень с черным камнем на левом мизинце. Это не просто украшение: за ним стоит драматическая история его владельца.
Как известно , Ризли участвовал в мятеже под предводительством графа Эссекса и вместе с ним был приговорен. Но учитывая юный возраст ( 27 лет), казнь заменили пожизненным заключением ( об этом говорит висящее на стене изображение Тауэра), и даты его пребывания в Тауэре: 1601−1602−1603 за левым плечом. Факты указывают на то , что на пальце Генри Ризли надето траурное кольцо в память о графе Эссексе.
Про обручальные , венчальные и помолвочные кольца написано немало. Обычай обмениваться кольцами в знак укрепления брачного союза уходит корнями в жаркие пески Древнего Египта. У каждого народа сложились свои традиции на этот счет , зная которые , можно раскрыть тайны прошлого. Так произошло с картиной Рембрандта , получившей название « Еврейская невеста».
Полотно долго не давало покоя искусствоведам. Споры о том , кто изображен на парном портрете , длились не одно столетие. Именно кольцо на указательном пальце , которое старательно предъявляет миру девушка , через полтора столетия и дало основание исследователям утверждать , что на полотне изображена невеста. Еврейская невеста Рембрандта
Великая французская революция 1789 года и последовавшие за ней события внесли коррективы в модные тенденции. Революционные законы требовали от мужчин и женщин отказа от внешнего украшательства. Поэтому на некоторое время количество украшений сократилось до минимума. В первые годы безопасно было носить лишь украшения , прославляющие ее героев , а то и вовсе окантованные камни разгромленной Бастилии. Эпоха Директории избавила от страха обладания роскошью и ознаменовала расцвет стиля ампир
Ампи́р (от фр. empire — имперский) — стиль позднего классицизма в архитектуре, прикладном искусстве и живописи. Распространялся в течение первых трех десятилетий XIX века.
Характеризуется тягой к монументальности, величию: чтобы всем сразу стало понятно, что власть императора практически безгранична! Ампир возник во Франции в период правления Наполеона, позже сменился эклектическими течениями, чтобы снова возродиться в… Советском Союзе. Читать дальше
. Как дань античности , на передний план выступило ренессансное представление о красоте тела. Подруги наполеоновских соратников уже не стеснялись носить драгоценности , полностью обнажая руки , дамы начали активно их украшать: браслеты носили и чуть ниже плеча , и на запястье , кольца унизывали все пальцы. Женщина превратилась в «витрину» благосостояния мужчины и его положения в обществе.
Источник