Филигрань (по-русски — скань) представляет собой узор из тонкой проволоки, напаянный на металл. С филигранью сталкивались практически все, наверняка, во многих семействах сохранились предметы, изготовленные с помощью этого ювелирного искусства.
Само слово «филигрань» как бы намекает на технологию производства. В переводе с латинского языка «filum» означает нить, а «granum» зерно. Русское же слово «скань» происходит от древнерусского «скать», что значит «свивать, ссучивать». Такая техника, в основном, применяется на серебряных изделиях, например, ложек, подстаканников, женских сережек, но материалом могут быть и другие благородные металлы, такие как золото и платина.
Причиной увлечения именно серебром и золотом служит мягкость этих металлов, из них можно свить весьма тонкие проволочки. Основа филиграни — серебряная или золотая проволока бывает как гладкой так и свитой в своеобразную веревочку.
Краткая история филиграни
Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.
Скань Филигрань|Несложный цветок#MatsonJewellery
В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью.
В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.
Русские шедевры
Скань (наряду с зернью) стала одной из самых известных техник ювелирного дела в России. Мастерские по производству ювелирных изделий и изысканных утилитарных предметов располагались при княжеских дворах и монастырях. На протяжении многих веков русские ювелиры совершенствовали эту технологию.
В 18-19 веках существовало несколько фабрик по производству филигранных изделий. Оригинальные произведения искусства из филиграни включают кольца, обручальные кольца, броши, подвески, амулеты и погремушки. Даже бинокли и зажигалки были украшены в этой технике, которая была частью стиля модерн.
Виды филиграни
Если рассматривать разновидности скани, то она бывает напайной, ажурной и объемной.
- Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.
- Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.
- Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.
- Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.
- Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.
Зернь
Серебряные и золотые украшения прошлого столетия. Филигрань (скань).
Пуговицы XVII—XVIII вв.ека. Серебро, филигрань, позолота, зернь. Фото: Российский этнографический музей
Кольцо, украшенное в технике зернь. Фото garuda.livemaster.ru
В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.
Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3−0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.
Реклама — Продолжение ниже
Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.
Техники филиграни в мире
Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.
В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора.
В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.
Что такое скань
Искусство сканирования известно со второго века нашей эры. За более чем 900-летнюю историю филигрань только усложнялась: слепая техника трансформировалась в ажурную, и даже тугоплавкая сталь стала использоваться вместо мягких драгоценных металлов.
В Древней Руси первые упоминания о филигранном искусстве появились в 9 веке. Ажурную технику филиграни в то время еще не использовали, предпочитая ей зернь, то есть припаивание к ювелирным или любым другим наборам металлических шариков и придумывание их замысловатых узоров.
Ажурное кружево, представляющее собой композицию узоров из металлических проволок без фона, используется с XII века. В то же время ювелиры начали усложнять технику, украшая филигранные изделия драгоценными камнями и эмалью.
Технология изготовления филиграни из серебра
Раньше мастер сканного искусства работал на всех этапах процесса создания изделия. На современном же производстве применяется разделение труда, но технология осталась без изменений сама технология. Как же она выглядит?
Чтобы получилось кружево (скань), нужно:
- выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
- разложить их на бумаге с рисунком;
- подогнать и приклеить их на место;
- в случае же фоновой скани, просто скрепить между собой;
- заключительный этап — посеребрение изделия анодным серебром и состаивание методом оксидирования.
Плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке.
Художественные изделия и имитация скани
Воздушные и изящные предметы созданы кропотливым трудом мастеров. Начало его – рисунок, эскиз. Сложное изделие продумано до мелочей. Для уникального образа имеет значение все: диаметр проволоки, ее гладкость или скрученность, точный изгиб. Ювелиры используют специальные инструменты.
Спаивают детали после обработки узора, выложенного на бумаге, серебряным припоем.
Различные виды скани отличаются по наличию металлической основы или ее отсутствию, сочетанию большого количества отдельных элементов. Но все эти способы подходят под основное определение, что такое скань: ювелирная ручная работа с тонкой проволокой из металлов или их сплавов.
Применение дополнительных техник и материалов служит большей декоративности произведений ювелирного искусства. Скань бывает уплощенная (с ребристой поверхностью). Ее дополняют чернением, серебрением, полировкой, эмалью. В шедеврах Древней Руси скань, как правило, сочеталась с зернью (мелкими металлическими припаянными гранулами).
Литые ажурные изделия бывают похожи на скань. Но это — ложная скань. Метод отливки использовался и в старину. Мастера знали, что такое скань настоящая, но практиковали литье, повторяющее филигранные узоры. Это упрощало производство домашней и церковной утвари из металла.
Скручивание одной проволочки вокруг своей оси называется торсирование, его также считают применяемой с древних времен имитацией скани.
Казаковская филигрань
В настоящее время «Казаковское предприятие художественных изделий» является мировым брендом, специализирующимся исключительно на изготовлении филигранных изделий из посеребренного сплава. Казаковские украшения отличает гармония всех частей, красота и точность самых мельчайших элементов. Поэтому они стали «элитой» серебряных украшений для женщин.
Кроме ажурных сережек, колец и колье ассортимент достаточно разнообразен. Свои изделия там найдут все: серебряную посуду — домохозяйка, ажурные брелки — хипстеры, курильщик со вкусом — курительные принадлежности.
Ложная скань
Методы позволяют снизить производственные затраты за счет ускорения процесса. Ложная (литая) скань, зернь — это изделия, отлитые в сборных формах из сланца, известняка. Узор не формируется художником, а выливается в форму. Эти украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличаются более простыми, незамысловатыми узорами без рельефа.
Если Вам понравилась статья, поделитесь в соцсетях, нам это важно
Метки:особенности ювелирной техники со времен древней Руси, Скань и филигрань — что это такое
Кубачинская филигрань
Знаменитая техника филиграни дагестанских мастеров из села Кубачи давно известна ценителям да и просто обычным людям. Обладая знаниями и умениями, передаваемыми из поколения в поколение от отца к сыну, кубачинские ремесленники творят чудеса с помощью чернения, чеканки и гравировки.
Интересно отметить, что отдельные семьи специализируются на разных изделиях. Одна семья искусно производит женские ювелирные украшения, другая — серебряную посуду, третья — кинжалы с серебряной инкрустацией и так далее. Каждого мастера Кубачи отличает свой особый фирменный стиль изготовления.
Столовое серебро кубачинцев просто поражает своей изысканностью и неповторимым шармом, причем, стоить заметить, по цене, вполне доступной для хорошего подарка.
Что же еще изготавливают ремесленники из Кубачей:
- серебряные браслеты женские и мужские;
- серебряные цепи плетения Бисмарк;
- подвески, кулоны и колье;
- сувенирные серебряные подковы;
- подстаканники, чашки, кружки;
- фужеры, бокалы, рюмки и стопки;
- неповторимые серебряные серьги;
- мужские ремни с пряжкой из серебра.
Это еще не полный список того, чем славятся мастера дагестанского села.
Кубачинское серебро — настоящий шедевр ручной работы, доступный обычным людям.
Ковать или тянуть
Ювелирные шедевры, созданные с использованием филигранной техники, существовали и до нашей эры. Отличие от старинной русской филиграни определяется способом изготовления проволоки из драгоценных металлов или сплавов. Проволоку ковали или заготовку протягивали через волочильное устройство, в результате чего получалась тонкая ювелирная нить. В Древнем Египте и Греции для его изготовления использовалась ковка.
Золотая филигрань 14 века, шкатулки
Древнерусские мастера, начиная с X века, изготавливали филигранную серебряную и золотую резьбу вторым способом — по рисунку. Лучший способ увидеть то, что было сделано из скаджа много веков назад, — это посетить музеи. Здесь есть прекрасные образцы княжеских предметов быта и церковных сосудов, украшенных сказочными орнаментами. Одежда (обувь, пояса и т.д.), обложки книг, посуда, кресты — филигранные узоры процветали повсюду. Стоит напомнить, что шапка Мономаха украшена филигранью.
Как лучше носить филигранные украшения
Тем, кто только присматривается к украшениям из скани, стоит подумать, чтобы такие украшения выглядели максимально эффектно. Кружево требует контрастного фона, единого стиля с одеждой. Например, светлая филигрань отлично смотрится на темной загорелой коже и на брюнетках. Скань с чернением, наоборот, эффектно выглядит на блондинках и белокожих женщинах, одежда, соответственно, тоже должна быть светлого оттенка. При соблюдении закона контраста вы обязательно станете объектом восхищенных взглядов!
Источник: vije.ru
Техника скани в Древней Руси, ее особенности и история
Уже в Древней Руси процветало ювелирное дело. Мастера тех времен были высокими профессионалами и применяли разнообразные техники, которые создавали уникальные и эксклюзивные украшения.
Что называли сканью в Древней Руси?
И только от опыта и мастерства ювелира зависело качество украшений, ведь некоторые техники требовали аккуратности и точности движений. Одними из наиболее сложных способов украшения предметов обихода являлась скань, особенно почитаемая в Древней Руси.
Что значит слово «скань»?
Этот термин происходит от древнерусского «съкати», что означает «свивать» или «скручивать». Другое название этой ювелирной техники имеет латинские корни и звучит как «филигрань» (от filum и granum, что означает нить и зерно).
Скань (филигрань) является техникой изготовления разнообразных ювелирных изделий благодаря спаиванию узоров из металлической проволоки.
Разновидности филиграни
Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни.
Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:
- Напайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
- Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
- Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.
Техника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами: драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом.
Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор.
Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:
- Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
- Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
- Золото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
- Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.
История филиграни
Эта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию, что и их предшественники столетия назад.
Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.
В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке. Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора.
Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.
Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.
Возрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.
Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную, хотя спрос на филигрань был очень высок.
Филигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом. Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.
На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.
Источник: vseprokamni.ru
Древнерусский промысел московская скань (филигрань)
Скань (от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX-X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX-X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Изделия XII-XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
На XV-XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII-XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Источник: lovers-of-art.livejournal.com