Скань что такое в ювелирных изделиях

В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань.

Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

Кому принадлежит техника филиграни?

Скань (филигрань)

ВиДы обработки ЮВеЛиРНых Изделий✨Техника Изготовления✨Виды покрытий Финифть Скань Филигрань✨Лазер

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань — чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран.

  • Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность;
  • Дагестана — обилие зерни и полусфер;
  • Костромы — сложные объёмные формы.

Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран.

До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора

  • веревочка;
  • шнур;
  • плетение;
  • елочка;
  • дорожка;
  • гладь.

Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

Материалами для изделий служат:

Сплавы золота

Сплавы серебра

Сплавы платины

Медь

Мельхиор

Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только. Технология изготовления

Скань (филигрань)

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия.

Читайте также:
Можно ли обменять ювелирное изделие на другое

На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало.

Как же выглядит технология производства филиграни? В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга.

Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани).

Очень важна плотность набора — «завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

Скань (филигрань)

  • В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт.
  • В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр.
  • С XIX века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная филигрань, появляется просвечивающая витражная филигрань с прозрачной эмалью.
  • Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу.

В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково.

Как носить филигранные украшения: наши рекомендаци

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой.

  • Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр.
  • Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы.
Читайте также:
Изделия московских ювелирных заводов отзывы

Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и т. д.), «раскроет» филигранное изделие.

И если всё учтено, то знайте: надев филигрань, вы не потеряетесь в толпе.

Наша компания готова выкупить ваши сканные ювелирные украшения, если вы в них больше не нуждаетесь.

Источник: lombard-skupka-zolota.ru

Секреты скани — русской ювелирной техники

Секреты скани - русской ювелирной техники

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий.

Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов.

Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью.

Читайте также:
Как сплести колье милен фармер

Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора.

Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.

Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.

С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности. В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности.

Источник: www.nationaljournal.ru

Что такое скань

фото Что такое скань

Так называют технику изготовления и украшения изделий из тонкой серебряной и золотой проволоки.

Искусно свитая проволока в руках мастеров превращается в кружевные вещи из драгоценных металлов, настоящие шедевры ювелирного дела. Скань очень часто применяется для создания предметов, украшающих дом.

Читайте также:
Волочение ювелирных изделий это

Такие изделия встречаются в ювелирных салонах и на выставках. Легко их найти в музеях. Техника скани – очень древняя. В ней было создано много шедевров.

Хорошо известна прекрасная скань Древней Руси. Однако происхождение скани еще древнее – до нашей эры в Египте и Греции применялось изготовление предметов из драгоценной проволоки. Правда, тогда ее получали с помощью ковки.

Русские мастера в 10 веке делали скань методом волочения: протягивания заготовки через отверстие меньшего диаметра. Скань в ювелирных изделиях уже тогда объединяли с зернью.

Ни один учебник русской истории не обходится без упоминания высокого уровня ювелирного дела Древней Руси. Мастерские по изготовлению ажурной скани существовали не только при царском, княжеском дворе, но и при монастырях.

Украшали сканью и зернью не только предметы богатого обихода, утварь и одежду. Скань использовали для окладов церковных книг, икон. Ее можно найти на оружии, на шлемах и латах.

Еще одно название скани – «филигрань». Оба слова означают один и тот же прием обработки проволоки, только у слова «скань» происхождение русское, а у «филиграни» — латинское.

инфографика Скань

Новая эпоха старого промысла

Скань как ювелирное искусство прекрасно прижилось в Советской России. Во Владимирской области в поселке Мстера, в Ивановской – в Приволжске, в Нижегородской области – в Казачково, на фабриках в Москве и в Лининграде производились ювелирные изделия из скани высокого уровня.

Качество русской скани оценили и за рубежом, его демонстрировали в США и Франции. В Париже в 1937 году русское искусство скани завоевало золотую медаль. В настоящее время есть производства, объединяющих ювелирное дело и обучение.

Таковы, например, Павловский техникум народных художественных промыслов в Нижегородской области и Красносельское училище художественной обработки металлов в Костромской области. На родине Казаковской филиграни работает предприятие художественных изделий.

Технология

В соответствии с технологическими особенностями есть три способа изготовления изделий из скани. Напайная скань: проволочный узор напаян на металлические пластины. Ажурная скань: в ней нет основы из металла, кружевной прозрачный предмет создается за счет скрепления деталей из проволоки.

Читайте также:
Как определить полярность батарейки

инфографика Наборная скань

Еще есть объемная скань – в этих ювелирных изделиях много составных частей из скани. В этой технике делают вазы, подстаканники, фигуры, шкатулки, различные аксессуары, изящные безделушки.

Скань – ручное искусство, существование фабрик нисколько не отменяет индивидуальный характер каждого изделия. Сделать новое творение в соответствии с замыслом, придумать новый узор, добиться высокого качества – удел ювелиров, работающих в технике скани.

Материал для скани не только серебро и золото, для нее используются различные сплавы. Первоначальный этап – это изготовление самих тонких нитей с определенной, равномерной толщиной.

Диаметр проволоки бывает различным – это необходимо для большей выразительности творений ювелиров. Часть проволоки скручивают, часть оставляют гладкой.

Подготовленный материал соответствует рисунку, проекту, эскизу нового ювелирного изделия. Выгибать проволоку в соответствии с задуманными линиями, переплетать ее ювелир может с помощью специальных инструментов.

Переплетение металлических нитей практикуется самое разнообразное. Ажурные детали, готовятся последовательно, по заранее продуманному плану. Затем их спаивают между собой. Металлическая основа необходима для скрепления некоторых изделий.

Сопутствующие техники и материалы

С ювелирных изделиях техника филиграни часто соединяется с другими техническими приемами. К ним относится – зернь, чернение, серебрение, полировка, эмаль.

Зернь – это ювелирное изготовление мелких шариков из драгоценных металлов. Их припаивают согласно эскизу с специально отведенные места. Сочетание скани и зерни – один из старейших видов ювелирного мастерства.

Серебрение и полировка – заключительный этап создания многих украшений и предметов обихода из скани и зерни.

Еще один метод – чернение. Узор из скани заполняется металлическим порошком, в состав которого входит сера. После обжига графика изделия становится очень четкой, все линии получают дополнительный акцент и глубину.

Нанесение эмали на скань – техника, которая тоже придает изделию оригинальность. Скань не только сочетается с драгоценными и полудрагоценными камнями. Она традиционно дополняется хрусталем, стеклом, перламутром, деревом.

Источник: max-inform.ru

Рейтинг
Загрузка ...