Третью неделю по Пасхе Церковь посвящает женам-мироносицам. Рассказываем, кто были женщины, оставшиеся верными Своему Господу и Учителю до конца, стоявшие при Кресте Спасителя, пришедшие помазать ароматами Его Тело, и услышавшие
Жены-мироносицы
Третье воскресенье пасхального цикла названо в честь святых жен-мироносиц.
Этот праздник посвящен обычным женщинам — Христовым ученицам, неотступно следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже в те минуты, когда большинство апостолов попросту разбежались. И событие, воспоминаемое в этот день, тоже, на первый взгляд, самое обыденное — не успев совершить погребальный обряд над умершим Спасителем из-за приближавшейся субботы, женщины на третьи сутки после Его крестной смерти поспешили к гробу. С собою они несли миро — дорогое пахучее масло — и шли к могиле помазать тело Иисуса.
Верили ли они в то, что снова увидят Господа живым? Вряд ли. Как и для остальных учеников, арест, распятие и смерть Иисуса были для них своеобразным финалом — с казнью Христа эти хрупкие женщины утратили значительный смысл дальнейшего существования. Конечно, они продолжали жить ради своих семей, но жить так, как раньше, полноценно, каждый день общаясь с Учителем, уже было невозможно. И все же любовь — безусловная и безграничная — подняла мироносиц среди ночи и заставила бежать к месту погребения Христа. Сердце словно говорило им: «Спешите, и вы увидите то, что радикально изменит вашу жизнь, сделает ее более осмысленной и глубокой, чем ранее — в минуты наибольшей радости».
Жены Мироносицы. Как и сколько раз Мироносицы Ходили ко Гробу Христа? Евангелие дня с Толкованием
Огромная чистая вера святых женщин была вознаграждена. Когда они приблизились к могиле, только лишь тут вспомнив, что вход в погребальную камеру завален тяжелым камнем, то увидели, что пещера открыта. Едва преодолевая охватившее их оцепенение, они заглянули вовнутрь и встретили ангела, который говорил им, что Тот, Кого ищут мироносицы, воскрес и ждет их в Галилее. Скорее всего, другой на месте этих женщин смутился бы, решив, что все виденное им — галлюцинации и плод воспаленного воображения. Но ученицы Христовы поверили сразу и безо всякого сомнения — получив благую весть, они бросились обратно в город, к апостолам, которые сидели в доме и там переживали обрушившееся на них горе. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели самого воскресшего Господа.
У гроба осталась лишь Мария Магдалина, которая либо пришла не со всеми, либо просто решила побыть наедине, чтобы лучше понять случившееся. Она еще не до конца осознала величие этого момента, и когда перед ней появился человек, подумала, что перед нею садовник, и стала спрашивать у него, куда исчезло тело Учителя. Но садовник назвал ее по имени, причем сделал это так, как делал только один Человек на земле. Перед нею стоял Сам Христос — живой, воскресший, реальный! Радости женщины не было предела — она своими глазами видела Того, Кого еще пару дней назад безутешно оплакивала вместе с другими ученицами.
Потом Господь явился остальным — апостолам, ученикам, другим Своим спутницам, которые все три года Его проповеди были с Ним. Но первым радостную новость о Воскресении Спасителя узнали именно они, мироносицы — женщины, которые не побоялись ни преследования старейшин, ни возможной грубости римской охраны, которая до момента явления ангела стерегла гроб Спасителя, ни других опасностей, подстерегающих человека ночью. Ученицами двигала любовь — та самая любовь, которой их учил Господь, и которая не ведает никаких преград — даже смерти.
День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.
Сколько мироносиц было всего — мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной — то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.
Богородица
Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк 16: 1) и «другая Мария» (Мф 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.
Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.
Мария Магдалина
Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.
Марфа и Мария, сестры Лазаря
Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры — неизвестно.
Иоанна
Она была женой Хузы — одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна — по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 — 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.
С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады — Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.
Мария Клеопова
О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе — брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.
Мария Иаковлева
С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей — Иаков — входил в число апостолов.
Сусанна
Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.
Жены — мироносицы – последовательницы Иисуса Христа, пришедшие первыми к погребальной пещере, где накануне было положено тело Спасителя. Женщины пришли для того, чтобы, согласно иудейскому погребальному обряду, помазать Его тело специальными благовонными смесями, которые ослабили бы на время процесс разложения. Жены — мироносицы представлены у евангелистов по-разному. К примеру, в Евангелии от Матфея фигурируют только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф.28:1). В Евангелии от Марка – Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Мк.15:40) и Саломия (Мк.16:1). В Евангелии от Луки – «Магдалина Мария), и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк.24:10).
Мария Магдалина и Жены-мироносицы
Третью неделю по Пасхе Церковь посвящает женам-мироносицам. Рассказываем, кто были женщины, оставшиеся верными Своему Господу и Учителю до конца, стоявшие при Кресте Спасителя, пришедшие помазать ароматами Его Тело, и услышавшие от ангела радостное известие о Воскресении Христа.
Кто такие жены мироносицы?
Жены-мироносицы – последовательницы Иисуса Христа, пришедшие первыми к погребальной пещере, где накануне было положено тело Спасителя. Женщины пришли для того, чтобы, согласно иудейскому погребальному обряду, помазать Его тело специальными благовонными смесями, которые ослабили бы на время процесс разложения.
Жены-мироносицы представлены у евангелистов по-разному. К примеру, в Евангелии от Матфея фигурируют только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф.28:1). В Евангелии от Марка – Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Мк.15:40) и Саломия (Мк.16:1). В Евангелии от Луки – «Магдалина Мария), и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк.24:10). Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что из жен-мироносиц в то утро дважды ко гробу приходила только Мария Магдалина. Таким образом, имя Марии Магдалины упоминается во всех четырех канонических Евангелиях. У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют также Саломия и Иоанна.
Согласно Священному Преданию, когда Иуда предал Христа первосвященникам, все Его ученики бежали. Апостол Петр следовал за Спасителем до двора первосвященника, где трижды отрекся от Него, обличаемый как Его ученик. Весь народ иудейский кричал тогда Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15). Когда же Спаситель был распят, вся проходящая мимо публика насмехалась над Ним и только Его Мать с учеником Иоанном стояла у Креста и женщины, последовавшие за Ним и Его учениками. Это были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, Мать Иакова, Саломия, и другие, получившие в последствие наименование жен-мироносиц.
Свидетельницы воскресения
Жены-мироносицы остались верными Спасителю до конца. При этом они не имели никакой возможности что-либо изменить и не имели права голоса – а лишь молчаливо стояли у Креста, пребывая со своим Учителем до последней минуты.
Жены-мироносицы первыми узнали о Воскресении Христовом и увидели Его воскресшим.
Когда женщины шли к месту погребения Спасителя, они рассуждали, кто сможет отвалить камень от погребальной пещеры. Но перед их приходом снизошел Ангел, после чего случилось землетрясение, которое отвалило камень и испугало стражу. Ангел свидетельствовал женам-мироносицам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. В Евангелие от Иоанна особенным образом подчеркивается, что первой ко гробу пришла Мария Магдалина, после чего она вернулась к апостолам Петру и Иоанну и сообщила, что «не знаем, где положили Его» (Ин.20:2), увидев, что тела нет во гробнице.
Мария Магдалина плакала и думала, что тело Спасителя похитили. В это время ей явился Христос, Которого она сначала приняла за садовника. Он сказал ей, чтобы она не прикасалась к Нему до того, как Он не восшел к Отцу, и попросил сообщить Его ученикам о Его воскресении. Мария Магдалина, возвращаясь к ученикам, встречает другую Марию – и Христос является второй раз, вновь повелевая сообщить о Своем воскресении ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Спасителя, не поверили в это.
Однако существует также предание, что первой Иисус явился не Марии Магдалине, а Своей Матери – Марии. А в Евангелии от Матфея Иисус является сразу всем женам-мироносицам (Мф.28:9-10).
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк.24:13-25).
Мария Магдалина
Мария Магдалина – святая равноапостольная, почитаемая Православной Церковью как одна из жен-мироносиц. В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в шести эпизодах:
1. Когда она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк.8:2; Мк.16:9);
2. После этого она последовала за Христом, служа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3);
3. Она присутствовала на Голгофе во время крестной смерти Христа (Мф.27:56);
4. Стала свидетельницей Его погребения (Мф.27:61);
5. Стала одной из жен-мироносиц (10), которым Ангел возвестил о Его воскресении (Мф.28:1, Мк.16:1-8);
6. Она первой увидела воскресшего Спасителя, приняв Его за садовника. (Ин.20:11-18).
Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала (откуда, по некоторому ряду мнений и происходит ее прозвание – «Магдалина», ивр. «уроженка города Мигдал-Эль»), в Галилее, в северной части Святой Земли, на берегу Геннисаретского озера, неподалеку от того места, где крестил Иоанн Креститель.
Что касается первой части жизни святой равноапостольной Марии Магдалины, то известно, что она была подвержена неизлечимому недугу, была одержима, согласно Евангелию от Луки, «семью бесами» (Лк.8:2). Не уточняются причины и обстоятельства произошедшего с ней. Считается, что Мария Магдалина была одержима не вследствие своей греховности, а потому, что Провидение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией – чудо исцеления Марии Магдалины, просветления ее ума и привлечение ее к вере во Христа Спасителя и к вечному спасению.
Однажды Мария Магдалина услышала о Чудотворце, «исцеляющем всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф.9:35). Она начинает искать Его, видит, что «многих исцелил Он от болезней и недугов, и от злых духов, и глухих, и слепых, и хромых, и прокаженных, и мертвых воскресил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Мария Магдалина пламенно верит в Его всемогущество, прибегает к Его Божественной силе, просит себе исцеления и получает просимое: мучительная сила злых духов оставляет ее, она освобождается от порабощения бесам и жизнь ее освящается Божественным сиянием ее Исцелителя.
В византийской литературе повествуется о том, что после крестной смерти Спасителя, Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Пресвятой Богородицей к св. апостолу Иоанну Богослову и помогала ему в своих трудах. Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме (Рим.16:6). Скончалась она также в Эфесе.
Кто еще был среди жен мироносиц?
Святая Саломия
Дочь Иосифа, обручника святой Девы Марии, рожденная от первого брака. Св. Саломия была замужем за Зеведеем и имела от этого брака двух сыновей, ап. Иоанна Богослова и Иакова. Вместе с другими женами-мироносицами Саломия служила Христу, когда Он находился в Галилее. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф.27,55-56). В числе других жен-мироносиц (13) она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении и повелении сообщить ученикам, что Он воскрес из мертвых и «предваряет вас в Галилее: там Его узрите» (Мк.16,7).
Святая Иоанна
Святая Иоанна – жена Хузы, домоправителя Иродова. Когда была отсечена глава Иоанна Крестителя, то убийцы не хотели положить главы Предтечи вместе с телом его, боясь, как бы он не воскрес; ученики похоронили тело Предтечи в Севастии, а главу враги скрыли во дворце Иродовом. Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, которая была тайной последовательницей Христа. Она тайно взяла честную главу и, положив ее в сосуд, с благоговением погребла ее в поместье Ирода, на горе Елеонской. Святой евангелист Лука в своем Евангелии, говоря о прохождении Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, замечает, что за Ним следовали и некоторые женщины, в числе коих говорит и об Иоанне, жене Хузы, домоправителя Ирода, которые служили Ему имением своим (Лк.8,1-3). Кроме того, св. евангелист Лука говорит, что эти жены последовали за Христом из Галилеи в Иерусалим и при распятии Господа стояли вдали и смотрели на распятие, на гроб и как полагали тело Господа.
Святая Мария Клеопова
Мария Клеопова – дочь Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Она была выдана замуж за меньшего брата Иосифа — Клеопу. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева, обрученная Иосифу, вошла к нему в дом и жила вместе с этой дочерью Иосифа в нежной любви, как родные сестры. На основании этой нежной любви св. евангелист Иоанн называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (Ин.19,25). Она удостоилась присутствовать при кресте Спасителя и слышать Божественное усыновление Господом любимого ученика своего Пресвятой Богородице. О дальнейшей жизни и кончине Марии Клеоповой мы не имеем ничего в церковных преданиях.
Святая Сусанна
О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк.8,3), как служившую Христу от имений своих.
Святая Мария, мать Иакова меньшего и Иосии
Об этой жене упоминают три евангелиста — Матфей при перечислении жен, стоявших при кресте, называет ее Марией, матерью Иакова и Иосии. Евангелист Марк упоминает о ней дважды: первый раз — при перечислении жен, смотревших издали на страдания и смерть Иисуса Христа. Он называет ее Марией, матерью Иакова меньшего и Иосии. В другой раз, перечисляя жен-мироносиц (14), купивших ароматы, он упоминает и о Марии Иаковлевой. Наконец, евангелист Лука, повествуя о возвратившихся от гроба воскресшего Спасителя к ученикам для благовестия о Воскресшем женах, упоминает и о Марии, матери Иакова (Мф.27,56; Мк.15,40, 16,1; Лк.24,10).
Празднование
День памяти жен-мироносиц совершается в пятнадцатый день, начиная с Пасхи (третье воскресенье). В этот церковный женский праздник принято поздравлять своих близких женщин – супруг, матерей, сестер. Жены-мироносицы являют собой пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, православный Женский день — каждая женщина земли является прообразом одной из жен-мироносиц: она несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, рождает чада, является опорой мужу. Ряд православных высказываются за то, чтобы именно этот день стал альтернативой светскому Международному женскому дня, отмечаемому 8 марта.
Эти слова — « жены — мироносицы » — слышали наверняка все, но почему эти женщины навсегда запечатлели свои имена в памяти верующих, что именно совершили и сколько их было, знают немногие. А это интересная история. День жен — мироносиц отмечается на третьей неделе после Пасхи. Как следует из названия этого памятного дня, посвящен он женщинам, и на Руси, кстати, почитался как праздник женщин. Память о тех, кто следовал за Спасителем, при его жизни возложив на себя заботы о нем, а по окончании первого дня после погребения пришел к месту Гроба Господня, чтобы умастить его тело благовониями, что было иудейской традицией, и получил весть о воскрешении Господа, почитается уже много веков.
Кто такие жены-мироносицы?
Третий воскресный день после Пасхи посвящен святым женам-мироносицам – ученицам Спасителя. Почему он считается Православным женским днем? Кто такие жены-мироносицы?
Откуда появилось наименование «мироносицы»?
Фото: Petrovhram.ru
Святые жены именуются мироносицами (от слов «носить» и «миро»), так как они по восточному обычаю ранним утром пошли помазать Тело Спасителя смесью ароматических масел – миром.
Как звали жен-мироносиц?
Из евангельского повествования известны имена семи жен-мироносиц:
- Мария Магдалина (Мф. 28, 1)
- Мария Иаковлева (Мк. 15, 40)
- Саломия (Мк. 16, 1)
- Иоанна (Лк. 24, 10)
- Сусанна (Лк. 8, 3)
- Марфа и Мария (Лк. 24, 10)
Подвиг жен-мироносиц
Во время земной жизни и проповеди Иисуса Христа будущие жены-мироносицы помогали Спасителю материально (Лк. 8, 3). Когда Иуда предал Учителя, а все апостолы, кроме Иоанна, сбежали, они стояли при Кресте, оставаясь верными Иисусу Христу до самого конца, а после Его погребения поспешили ко Гробу с миром, чтобы помазать ароматными смесями Тело Господа. Святые женщины, не испугались стражи и возможного наказания.
Первые свидетели воскресения
Фото: Nikola-khamovniki.ru
За свою самоотверженность, любовь и верность жены-мироносицы сподобились первыми увидеть воскресшего Спасителя (Мф. 28, 9-10). Подойдя ко Гробу, жены увидели, что камень отвален от входа и услышали от Ангела известие: «Иисус Воскрес!».
«Они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Мф. 28, 7-8).
Впоследствии жены-мироносицы, наравне с апостолами, несли миру благую весть о Воскресении.
Сведения о святых женах-мироносицах
Фото: Altai-eparhia.ru
Священное Предание Церкви и евангелисты сохранили лишь 7 имен жен-мироносиц, но известно, что их было больше. Среди них были: состоятельные и знатные жены, матери семейств, вдовы и девы.
Мария Магдалина
Св. равноап. Мария родилась в Галилее, в Магдале (отсюда «Магдалина»). Из Евангелия известно, что женщина была одержима «семью бесами» (Лк. 8, 2), которых из нее изгнал Спаситель по ее вере. После исцеления она постоянно следовала за Господом (Мк. 15, 40-41). Св. Мария стояла при Кресте (Мф. 27, 56), утешая Богородицу и первой пришла ко Гробу Учителя. Ей явился воскресший Иисус Христос, Которого она не узнала, приняв за садовника (Ин. 20, 11-18). Св. Мария рассказала апостолам о Воскресении, а после Его Вознесения проповедовала в Риме (Рим. 16:6), где не испугалась прийти к императору Тиберию и преподнести ему в дар обычное куриное яйцо, которое в знак истинности Воскресения и ее слов, покраснело у нее в руках. С тех пор христиане на Пасху делают крашенки. Скончалась св. Мария в Эфесе.
Саломия
Св. Саломия была родом из Галилеи. Она – мать ап. Иакова и ап. Иоанна. Ее отец – святой Иосиф Обручник. Вместе с другими женами св. Саломия служила Господу, во время Его проповеди в Галилее, стояла при Кресте (Мф. 27, 55—56), ранним утром отправилась ко Гробу и, узнав о Воскресении (Мк. 16, 7), поспешила возвестить радостную весть апостолам.
Мария Клеопова
Св. Мария – дочь св. Иосифа Обручника, сестра св. Саломии, жена Клеопы (Лк 24, 18), мать Иакова Алфеева и Иосии, учеников Спасителя. Как и другие мироносицы, она служила Иисусу Христу, стояла при Кресте и удостоилась увидеть Его Воскресение. О жизни и смерти св. Марии ничего не известно.
Иоанна
Св. Иоанна – супруга Хузы, придворного царя Ирода Антипы, родилась в богатой и знатной семье. Когда заболел ее единственный сын, Спаситель исцелил его, не заходя во дворец. Во время проповеди Спасителя женщина обеспечивала Его и учеников всем необходимым (Лк. 8, 1-3). Священное Предание рассказывает, что когда св. Иоанну Крестителю отрубили голову, то его убийцы, опасаясь, его воскресения, спрятали ее. Св. Иоанна отыскала главу св. Иоанна Предтечи, тайно вынесла ее из дворца и похоронила на Елеонской горе. Хуза, опасаясь гнева Ирода, который вскоре узнал о поступке св. Иоанны, развелся с супругой. Св. Иоанна последовала за Иисусом Христом и разделила судьбу жен-мироносиц.
Сусанна
О св. Сусанне известно только то, что она была состоятельной женщиной, помогавшей Спасителю материально, когда он проповедовал (Лк. 8, 3).
Мария Иаковлева
Точно неизвестно, кем была эта мироносица. Свт. Иоанн Златоуст в своих сочинениях отождествляет ее с Богородицей, а блаж. Иероним Спиридонский – с Марией Клеоповой. В Евангелии она упоминается несколько раз (Мк. 15, 40; Мф. 27, 56; Мк. 16,1; Лк. 24,10).
Марфа и Мария
Свв. Марфа и Мария родились в Вифании. Их брат – св. прав. Лазарь, которого воскресил Спаситель на 4 день после его смерти. Сестры упоминаются в Евангелии (Лк. 10, 38-42). Согласно Священному Преданию после Вознесения Господа Мария и Марфа с братом переехали на Кипр, где праведный Лазарь был епископом.
Смысл праздника
Жены-мироносицы своим тихим подвигом показали христианам пример милосердия, христианской мудрости и истинной любви ко Господу, которая должна быть крепкой, постоянной и не умаляться, несмотря на болезни, испытания и смерть.
Издревле на Руси почитался праздник жен-мироносиц, объединяющий в себе все великие смыслы предназначения женщины. Он праздновался как Женский день, задолго до 8 марта.
Икона святых Жен — мироносиц – это напоминание о великом подвиге женщин, сопровождавших Христа в жизни и не оставивших его после физической смерти. Неудивительно, что этот образ почитается в православной религии, а в честь Жен — мироносиц установлена целая неделя празднований. Евангельские события. Даже человек, не слишком сведущий в вопросах богословия, знает, что у Иисуса Христа были ученики, именуемые апостолами. Евангелисты даже расходятся во мнениях, сколько было жен — мироносиц. Однако сейчас принято считать, что их было семь. Что изображено на иконе.
- https://foma.ru/zhenyi-mironosiczyi.html
- https://azbyka.ru/days/p-marija-magdalina-i-zheny-mironosicy
- https://omolitvah.ru/eto-interesno/kto-takie-zheny-mironositsy/