В выхлопной системе катализатор выполняет важнейшую функцию по снижению вредных выбросов в атмосферу. Этот элемент состоит из множества керамических сот, на которые тонким слоем распылены драгоценные металлы. Благодаря этому, площадь контакта выхлопных газов с активными металлами является достаточно обширной. Например, здесь речь может идти о 20 000 квадратных метрах.
Собрать платину с такой поверхности достаточно сложно. Здесь придется прибегать к методам физического или химического воздействия.
Обычному автомобилисту лучше сдать отработавший свой век катализатор на переработку специальным предприятиям. Данные действия дают возможность еще и заработать. Средний эксплуатационный ресурс устройства составляет 150 000-200 000 километров пробега.
Внутренняя часть корпуса этого элемента выхлопной системы заполнена специальной конструкцией из керамики или металла. По структуре она напоминает пчелиные соты. При этом, снаружи они покрываются тончайшим слоем драгоценных металлов. Стоимость этих материалов превышает цену золота практически вдвое.
Драгоценные металлы в Автомобильном катализаторе оценка.
Такое напыление эффективно снижает уровень вредных выбросов, поскольку отработанные газы вступают в химическую реакцию с активными металлами, вследствие чего очищаются.
Доля драгоценных компонентов составляет 0,05 до 0,8% от общей массы самого элемента.
Таким образом, неисправные катализаторы лучше не выбрасывать. Кроме того, это позволит подзаработать.
Особенности производства
В составе устройства содержится палладий, платина и родий. Соотношение этих компонентов зависит от типа конкретного силового агрегата. Например, в дизелях преобладает платина, а бензиновые двигатели могут «похвастаться» большим количеством палладия и родия.
Многие годы самым дорогим материалом была платина. Но за последнее время объемы производства дизельных автомобилей значительно уменьшились. Из-за этого стоимость этого драгоценного металла заметно снизилась.
Например, раньше за унцию (31,1 грамм) нужно было заплатить 2 200 долларов, сейчас такое же количество оценивается в 600-800 $. С другой стороны, цена родия за последнее время поднялась с 1 500 до 12 000 долларов за одну унцию.
Следует учитывать, что даже на аналогичный автомобиль с одинаковым силовым агрегатом могут устанавливаться разные катализаторы выхлопных газов. Это напрямую зависит от рынков сбыта. Проще говоря, конкретный вид устройства зависит от требований определенной страны по допустимому уровню выхлопов. Например, машины для Европейского Союза оснащаются более «богатыми» устройствами по сравнению с более бедными странами Азии и Африки.
Если опираться на среднестатистические значения, то в составе катализатора весом 1,2 килограмма содержится 1,5 г/кг платины; 1,3-1,4 г/кг палладия; 0,15 г/кг родия.
Какие катализаторы самые ценные
Удивительно, что даже разные модели одной и той же марки авто могут иметь разные по стоимости катализаторы. Например, у автомобиля Renault Duster DCI этот элемент будет в несколько раз дороже версии TC, хотя обе машины соответствуют стандартам Евро-5.
Долой катализатор: 4 больших плюса и 3 маленьких минуса пламегасителя 2021 года
К современным автомобилям предъявляются жесткие экологические требования, которые описываются соответствующими стандартами. В соответствии с ними, выхлопная система новых авто оснащается…
Для чего скупают в России автомобильные катализаторы
Сегодня рынок драгоценных металлов буквально лихорадит. Это вызвано последствиями вирусной пандемии, резким ухудшением экономической ситуации в мире. Сейчас буквально за неделю цены могут «прыгать» в разные стороны. Даже во время общемирового кризиса 2008 года, который привел к сумасшедшей инфляции, такого не происходило.
Например, стоимость родия может изменяться за сутки на 30%. Из-за снижения производственных мощностей предприятий потреблять металл стали гораздо меньше. Кроме того, добыча руды сократилось. Поэтому прием отработавших автомобильных катализаторов является как нельзя более актуальным.
Виновники сизого дыма — маслосъемные кольца или колпачки?
Клубы дыма сизого цвета у работающего автомобиля свидетельствуют о попадании моторного масла внутрь камеры сгорания. Под воздействием высоких температур смазка сгорает, образовывая нагар на клапанах…
Зачем покупают б/у и как на этом зарабатывают
Во время оценки приемщики ориентируются на актуальные котировки драгоценных металлов на мировых биржах. Сегодня за отработавший элемент можно получить от 1000 рублей. Цифра может отличаться в зависимости от рыночной стоимости.
Предприятие за принятый материал выплачивает от 70 до 80% от его общей стоимости.
Например, если из детали теоретически можно получить ценных металлов на сумму на 1000 рублей, то человек может получить на руки 700-800 рублей.
Автомобильные катализаторы являются наиболее богатыми по содержанию драгоценных металлов по сравнению с любыми узлами и агрегатами, поэтому их наиболее выгодно приобретать у автомобилистов.
Например, предприятие «Унидрагмет БГУ», которое специализируется на различных видах сырья, получает из катализаторов около 10% драгоценных металлов. За год компания зарабатывает около 10 000 000 рублей. При этом с 2008 года такие предприятия освобождаются от налога.
Долой полиуретановые сайлентблоки, или 4 минуса прогресса
Из-за традиционно плохих дорог в России особая нагрузка ложится на автомобильную подвеску. Исправная система значительно смягчает удары, давая возможность водителю сохранять полный контроль над…
Как извлечь драгметаллы
Уровень развития химической науки и промышленности позволяет извлекать из этой детали драгоценные детали. С другой стороны, данная технология является достаточно сложной, поэтому здесь требуются материальные затраты, специальные навыки и умения.
На данный момент существует несколько технологий, которые позволяют решать такие задачи. Для получения ценного сырья нейтрализаторы обрабатывают химическим или механическим способом. В одних случаях используется измельчение, электролиз, выщелачивание, нагревание.
Извлечение палладия
Здесь подойдет гальваническая технология, электродуговое нагревание:
- Повышение температуры до 500 градусов по Цельсию с обработкой фтором дает возможность получить фтористый палладий.
- На следующем этапе этот материал следует охладить до 100 градусов, а затем добавить какую-нибудь минеральную кислоту.
Именно с помощью данного химического соединения получается чистый драгоценный металл. Кроме того, такой метод дает возможность выделить весь палладий, который содержит нейтрализатор.
Извлечение платины и родия
Для этих целей наиболее подойдет технология выщелачивания. Здесь используются жидкие окисляющие смеси. Но важно учитывать, что под их воздействием помимо родия и платины выделяются окиси алюминия, которые не дают добыть всю платину из катализатора. Для достижения максимального результата нужно повторять процедуру несколько раз, а затем тщательно промывать устройство.
Смысл другой технологии заключается в том, чтобы сделать платину и родий растворимыми. Это происходит при нагревании нейтрализатора с предварительным замачиванием внутри соляной кислоты. Этот метод отличается высокой эффективностью.
Чего ждать после отключения ЕГР: плюсы, минусы и мифы 2021 года
Система рециркуляции отработанных газов (EGR) используется с давних времен. Даже на старых советских автомобилях можно встретить ЕГР. Она изначально предназначалась для очищения выхлопных газов и…
В промышленных масштабах одновременно используется большое количество нерабочих катализаторов. При таких обстоятельствах результат может действительно впечатлять. Внутри обычных гаражей заниматься этим абсолютно нерентабельно.
Источник: lada-xray2.ru
Сколько грамм драгметаллов содержится в катализаторе?
Каталитический нейтрализатор является одним из наиболее дорогостоящих компонентов автомобиля. Блок малых размеров с сотовой структурой массой пару килограмм содержит в составе драгметаллы. И поэтому возникает вопрос: сколько в катализаторе драгметаллов? Следует с ним разобраться.
Драгметаллы в составе
Основным выступает палладий, родий и платина. По экологическим стандартам производители обязаны выпускать более чистые авто с минимальным уровнем вредных и опасных выбросов. В данном процессе главная роль отведена палладию. Этот металл характеризуется поглощающими свойствами, как родий и платина.
При использовании в бензиновых нейтрализаторах палладий способен поглощать выхлопы, которые в 900 раз превышают его массу. Из-за повышенного спроса на этого редкий металл цены на рынке стали стремительно расти.
Большинство воров сдают нейтрализаторы на драгметаллы, не реализуя их в качестве запчастей. В сотах содержится примерно 1,5-2 грамма палладия. Если учитывать, что в определенных автомобилях класса премиум можно использоваться два катализатора, то прибыль от их продажи достигает несколько десятков тысяч рублей. Например, в составе нейтрализатора, который весит 1200 грамм, от немецкого бренда, присутствует платина 0,12%, палладий 0,08% и родий 0,008% от массы.
Проблема состоит в том, что палладий требуется выделить из сплава. Существует несколько методов, которые сложные и затратные, поэтому в работе с отдельными экземплярами отсутствует смысл. Но когда процесс уже организован потоком, то в итоге удается получить металл, перепродаваемый или используемый заново.
Как рассчитать стоимость
При расчете стоимости изделий, в составе которых есть палладий и иные драгметаллы, учитывается пара ключевых показателей:
- Мировая цена на драгметаллы;
- Сколько драгметаллов в катализаторе автомобиля.
Важно понимать, что в пунктах скупки готовы принять не сам нейтрализатор, а только его внутренности – керамические или металлические соты, которые покрыты металлами-катализаторами. Чем больше элементов есть на стенках сот, тем значительнее цена в каждом отдельном случае. Цена различается даже для одинаковых узлов. Все зависит от модели, уровня выгорания и прочего.
Для вычисления процентного соотношения драгметаллов используется особый прибор – портативный анализатор металлов, а далее уже вычисляется совокупная масса сплавов и их стоимость.
Наиболее дорогие автокатализаторы
Признаки, по которым можно понять ценность катализатора:
- Объем мотора. Чем больше объем ДВС, тем выше цена и значительнее масса нейтрализатора.
- Страна выпуска. В отечественных нейтрализаторах применимо меньше драгметаллов, в частности, палладия.
- Класс экологичности. В катализаторах стандарта Евро 2 и 3 содержится родий и палладий, в Евро 4 и 5 присутствует платина.
- Степень износа. Соты выгорают и забиваются в процессе эксплуатации авто, поэтому чем больше пробег, тем меньше цена.
Получается, что автокатализаторы, которые дороже всего в приемке, представляют собой изделия последних годов выпуска от техники с объемными моторами стандарта Евро-5.
ТОП статей
- Чем отличаются катализаторы?
- Что ценного в катализаторе?
- Принцип работы катализатора
- Зачем нужно удалять катализатор?
- Можно ли удалять катализатор?
- Признаки забитого катализатора
- Что делают с удаленными катализаторами?
- Состав катализатора
- Удаление катализатора
- Установка обманки катализатора
- Установка пламегасителя
- Нужно ли вырезать катализатор?
- Как проверить забит ли катализатор?
- Как проверить работоспособность катализатора?
- Температура катализатора
Источник: katalizatorppr.ru
Сколько в катализаторах драгметаллов и можно ли на них заработать
Одним из самых дорогих компонентов современного автомобиля является каталитический нейтрализатор. Компактный блок с сотовой структурой весом в несколько килограммов содержит небольшое количество драгоценных металлов. Поверьте, они стоят денег, и немалых!
Globalnews.ca
В автомобильных каталитических нейтрализаторах содержатся палладий, платина и родий. Экологические нормы требуют от автопроизводителей выпускать всё более «чистые» автомобили с низкими уровнями вредных выбросов. И палладий в этом деле играет ключевую роль.
Палладий, как и платина с родием, обладает поглощающими свойствами. Он способен нейтрализовать выхлопы, превышающие его собственную массу в 900 раз. Высокий спрос на редкий металл породил бурный рост рыночной цены.
С октября 2019 года цена палладия взлетела на 25% и преодолела 2 100 долларов за унцию. На этом фоне Европу и США захлестнула волна краж. Организованные группировки, вооружённые электрическими пилами, варварски вырезают катализаторы с автомобилей.
Это связано с тем, что у гибридов нет времени на прогрев катализатора для повышения его эффективности, поэтому требуется больше драгоценного металла для поглощения большего количества вредных выхлопов.
Toyota даже начала предлагать владельцам «Приусов» специальные устройства Catloc, которые усложняют процесс насильственного демонтажа катализатора. По сути это просто стальная пластина, посаженная на «секретки», закрывающая часть днища автомобиля.
Большинство воров просто сдают катализаторы на драгметаллы, а не продают их как запчасти. Масса палладия, содержащегося в «сотах» одного катализатора, может достигать 1,5–2 граммов. Если учесть, что в некоторых премиальных автомобилях применяются парные катализаторы, доход с одного автомобиля может достигать нескольких десятков тысяч рублей.
К примеру, в составе катализатора массой 1 200 граммов одного известного немецкого производителя есть платина (0,12% массы), палладий (0,08% массы) и родий (0,008% массы).
Проблема заключается в том, что палладий из сплава ещё надо выделить. Способов существует несколько, и все они довольно затратны и сложны, поэтому нет никакого смысла работать с единичными катализаторами. Если же процесс поставлен на поток, можно получать достаточное количестве металла для дальнейшего его использования или продажи.
Крупнейшее месторождение палладия в мире находится в Норильске. Причём, по иронии, этот металл является лишь побочным продуктом добычи никеля.
На данный момент крупнейшие автопроизводители стремятся запастись палладием впрок, так как цена на него, согласно прогнозам, будет только расти. Но этот рост не может быть бесконечным. Он продлится ровно до тех пор, пока выгоднее и эффективнее не станет использовать другой металл – платину.
Переход с одного металла на другой невозможен в короткий срок – перестроение производства может занять несколько лет и потребовать миллиардов евро. Именно поэтому одной из самых затратных статей в бюджете многих крупных автопроизводителей стал поиск замены палладию и платине.
Источник: quto.ru